Пятница
27.12.2024
01:44
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "МАТЬ ИОАННА ОТ АНГЕЛОВ" 1961 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"МАТЬ ИОАННА ОТ АНГЕЛОВ" 1961
Александр_ЛюлюшинДата: Среда, 25.05.2011, 08:54 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
«Мать Иоанна от ангелов» (польск. Matka Joanna od Aniołów) 1961, Польша, 103 минуты
— фильм польского режиссёра Ежи Кавалеровича по повести Ярослава Ивашкевича








Действие фильма разворачивается в XVII веке в женском монастыре. Настоятельницу Мать Иоанну одолевают демоны. Чтобы изнать их, в монастырь направляют ксендза Сурина. Однако ему поначалу не удается справиться с ситуацией, и лишь жертвоприношение Сурина помогает настоятельнице освободиться от козней Лукавого.

Съёмочная группа

Режиссёр: Ежи Кавалерович
Авторы сценария: Тадеуш Конвицкий, Ежи Кавалерович
Оператор: Ежи Вуйчик
Композитор: Адам Валачинский
Художники: Тадеуш Боровчик, Роман Манн
Монтаж: Виеслава Отоцка

В ролях

Люцина Винницка — мать Иоанна
Анна Чепелевска — сестра Малгожата
Мечислав Войт — кзендз Сурин
Франтишек Печка — Одрин

Интересные факты

В основе сюжета – реальный исторический факт: имевшая место в 1634 году коллективная истерия монашек из монастыря урсулинок в Лудене (Франция). Этой истории посвятил свой роман «Луденские дьяволы» (1952) английский писатель Олдос Хаксли. Позднее к этой же теме обратился режиссёр Кен Расселл в фильме «Дьяволы».

Ватикан оценил фильм отрицательно, восприняв его как произведение кощунственное.

Награды

1961 — специальный Приз жюри Ежи Кавалеровичу на МКФ в Каннах
1961 — награда Французской киноакадемии «Хрустальная звезда» Люцине Винницкой
1961 — Ежи Кавалерович, Варшавская Сирена (Приз Клуба Кинокритики Союза польских журналистов)
1962 — Ежи Кавалерович – Награда Министра культуры и искусства I степени
1962 — Ежи Вуйчик – Награда Министра культуры и искусства I степени
1963 — приз Ежи Кавалеровичу на МКФ в Оберхаузене

Смотрите фильм

http://vkontakte.ru/video16654766_159975394

Читайте повесть Ярослава Ивашкевича

http://lib.ru/HIST/IWASHKEWICH/joanna.txt
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 25.05.2011, 08:55 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Мать Иоанна от ангелов

Не совсем легко оценить подобный фильм. Польская нация никогда не забывала про Бога, и даже в социалистические времена игнорировала рекомендации старшего брата СССР по отлучению церкви от народа. Костёлов не взрывала, духовенство особо не сажала. И особенно на волне 60-х годов, появление фильма Кавалеровича не выглядит необычным. Удивительно, но он может показаться интересным и верующему, и атеисту. Первый согласится, что большинство героев одержимо дьяволом, второй сочтёт их поведение своеобразной формой шизофрении и умопомешательства. Побеждая оба варианта недуга человек несомненно просветляется и очищает душу. Но как же труден путь очищения, если иногда он проходит по границе жизни и смерти.

http://www.afisha.ru/movie/167425/review/371745/
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 25.05.2011, 08:56 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Мать Иоанна от ангелов / Matka Joanna od aniolów (1961)
Владимир Гордеев: Массовая одержимость в женском монастыре! Click here!


Действие исторической религиозной драмы 39-летнего Ежи Кавалеровича начинается в харчевне на окраине маленькой деревни. Это предпоследний пункт в путешествии ксендза Юзефа Сурина, – из окон харчевни открывается вид на женский монастырь, куда он держит путь, чтобы изгнать бесов из матери-настоятельницы Иоанны. Предыдущий ксендз, исполнявший эту миссию, сдался перед натиском дьявольских чар и был сожжен, оставив двух детей сиротами. Призывный колокольный звон раздается в тиши, указывая дорогу заплутавшему в лесу путнику, но на самом деле, ведет человека на духовную смерть. Бесами одержимы почти все монахини, но лишь в одной, матери Иоанне, засели сразу восемь демонов. Не тронули бесы лишь монашенку Маргариту, – этой шутливой девушке не нужны бесы, ее может сбить с толку и обычный человек, что вскоре и происходит. Деревенские жители свыклись с бесноватыми монастырем. Акты экзорцизма, проводимые в местном костеле, воспринимаются как некое развлечение. Монастырь принес туристическую славу здешнему захолустью.

Этот фильм дал богатую пищу для размышлений и подражаний. Темы, поднятые Кавалеровичем, в дальнейшем будут использоваться и Уильямом Фридкиным, и Анджеем Жулавским. Борьба Сурина с демонами, одолевающими мать Иоанну, затрудняется из-за личного ее выбора, из-за ее непримиримой гордыни. Для Иоанны, дочери незнатного ксендза, ключевым вопросом является вопрос собственной значимости. Для нее возможны только два варианта: либо быть святой, либо быть проклятой. Быть смиренной, незаметной ей не хочется. Одержимость воспринимается ею за благо. Она любит дьявола, который сидит внутри его, ей льстит, что она – его избранница. На нелогичной, богомерзкой любви к дьяволу основан хоррор Жулавского "Одержимая". Естественно, конкретный режиссер Жулавский привносит в фильм абсолютную конкретность: его дьявол не бесплотный дух, а вполне материальная тварь весьма мерзкого вида.

Борясь за спасение души Иоанны, Сурин предлагает сатане покинуть ее тело и вселиться в его тело. Точно к такому же методу прибегнет священник Дамиен Каррас в финале "Изгоняющего дьявола". Естественно, хоррор Уильяма Фридкина насыщен спецэффектами и трюками, шокировавшими зрителей начала 70-х. Фильм Кавалеровича снят в черно-белом цвете, отличается изобразительной скупостью. Совершая экскурс в историю, Кавалерович избегает сочных красок, роскошных декораций и костюмов, присущих подавляющей массе исторических фильмов. Визуальная сдержанность делает фильм Кавалеровича подчеркнуто религиозным. Через пять лет Кавалерович экранизирует "Фараона" Болеслава Пруса, и здесь уже не поскупится на краски.

"Мать Иоанна от ангелов" снят по одноименной повести Ярослава Ивашкевича. Ее можно прочитать на сайте lib.ru. Похоже, что сама повесть основана на двух историях массовой одержимости, произошедших во Франции в 1631 и 1642 годах. Одна история приключилась в монастыре урсулинок в городе Лудене, другая – в францисканском женском монастыре нормандского городка Лувьер. В первом случае настоятель Урбэн Грандье, заключив договор с дьяволом, подкинул монашкам ветку белых роз, обработанную сатанинским зельем. Монахини, нюхнув дьявольских роз, потеряли иммунитет и впустили в себя демонов. У Грандье были "черные намерения" — так же, как и у сожженного по сюжету фильма ксендза. Однако Грандье не только хотел принудить сестер к совокуплению с собой, но хотел также подставить своего соперника, кандидата на должность настоятеля прихода. Так показало следствие, длившееся три года и закончившееся сожжением Грандье. О событиях же, происходивших в Лувьере, известно из автобиографии монахини Мадлен Бавен, записанной ею в тюрьме. Лувьерский монастырь превратился в храм Люцифера. Монахини, подзуживаемые капелланом, творили шабаши, сотрудничали с ведьмовскими общинами Парижа и Орлеана. Они ели человеческое мясо и предавались коллективному разврату. После следствия, длившегося два года, капеллан Метьюрен Пикар был сожжен. В фильме Ежи Кавалеровича ксендз Сурин вступает с дьяволом в сговор, чтобы освободить другого человека, но словно забывает, что дьявол — царь лжи.

По неизвестной причине религиозный "фильм ужасов" Кавалеровича шел в советском кинопрокате.

http://www.ekranka.ru/?id=f1699
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 25.05.2011, 08:56 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Михаил Ромм. Уроки последних фильмов. «Мать Иоанна от ангелов»

Но чтобы снимать актеров прямо в лицо, нужно обладать довольно большим мастерством. Режиссер Кавалерович в картине «Мать Иоанна от ангелов» так снял центральный спор между раввином и монахом-католиком, причем обоих персонажей играет один актер.

Мизансцена была такая: возле стола, на котором лежит Библия, стоит герой (сцена идет почти в полной темноте, высвечена только книга, которая лежит перед человеком). Второй персонаж стоит на фоне такой же темной стены. Казалось бы, что эти кадры между собой не монтируются и сложены они неправильно. Но Кавалерович начал показывать первого из действующих лиц с крупного плана, вот так (рисует; см. л. 6, рис. XX). Затем камера идет вниз на крупно взятую книгу (см. л. 6, рис. XXI). Человек при этом почти полностью уходит из кадра. Затем камера сразу поднимается на лицо второго. Так Кавалерович несколько раз переходит либо через книгу, либо как-то еще с лица одного из героев на лицо другого. И это читалось как очень острое столкновение. Тем более острое, что такой монтаж непривычен. Вообще все, что непривычно в искусстве, все новое, всегда воспринимается более остро. Но Кавалерович добился нужного эффекта благодаря тому, что он принял меры, позволившие зрителю с самого начала точно определить взаимное расположение персонажей. Хотя он их вдвоем в кадре никак не мог поместить, но там в одном месте, по-моему, была спина, сейчас уже точно не скажу. Я только одни раз видел эту картину, но, помню, был поражен смелостью, с которой он монтировал эту актерскую сцену, Ведь мы видим здесь тот самый поворот камеры ровно на 180 градусов, что у Чухрая. Но там этот поворот привел к катастрофе, из которой режиссер с большим трудом выбрался в этой очень хорошей картине. У Кавалеровича же все получилось, потому что соблюдены были некоторые условия. А условия эти следующие.

Во-первых, в этой комнате больше ничего нет, кроме книги и двух человек, поэтому зрителю очень нетрудно установить их взаимное, расположение.

Во-вторых, режиссер выдержал этот кадр принципиально и до конца в строгой фронтальности. Там не было даже намека на какое-нибудь нарушение чисто фронтальной композиции.

В-третьих, он погрузил почти все в темноту, кроме лиц персонажей и книги.

Меры эти позволили ему сделать первые переходы как можно яснее, а после этого он уже совершенно свободно стыковал фронтальные крупные планы. В начале сцены он как бы разъяснил попутно зрителю: это два, по существу, одинаковых человека, поэтому я их одинаково снимаю, хотя они смертельные религиозные враги. Один из них раввин, другой — настоятель католического монастыря. Они пришли спорить о боге. Они стоят друг против друга. Давайте вглядимся в них.

И после того, как это выяснилось, он по ходу спора свободно переходит с одного на другого.

Почему так сделал Кавалерович? Избранное им решение несет и глубокий внутренний смысл. Режиссер, по существу, показывает как бы спор человека с самим собой, хотя на экране действуют два человека. Это внутренний спор героя, выраженный в столкновении с инакомыслящим. Поэтому он и смотрит прямо в зал, как бы рассуждая с самим собой. Так что решение несет двоякий смысл. Это и спор двух человек, и внутренний спор. Поэтому режиссер и выбрал такой прием, который, как правило, уместен при съемке одного человека, а не двух.

«Мать Иоанна от ангелов» интересна еще и тем, как понял Кавалерович изобразительный контраст. Картина резко делится на белую и черную части. Натура вся снята солнечная, белая, причем он не только выбрал песчаную натуру, но и где было что-нибудь черное, он засыпал это солью, мелом и красил. Значит, ослепительно белая натура с белым монастырем на фоне белого. Внутри же помещения все почти черное, так что иногда виден смутный образ едва высвеченного человека, а местами вообще почти ничего не видно. Особенно в корчме, где готовится убийство. Контраст белого и черного по мере того, как сгущаются события, все больше и больше усиливается и доходит до предела терпимого. Кавалерович в этом смысле как бы нарушает все общепринятые законы хорошего кинематографического вкуса, требовавшего градации белого, серого, темного, темно-серого, светло-серого и т. д. В былое время оператор никогда не стал бы снимать белую рубашку, а непременно покрасил бы ее в желтый или голубой цвет, чтобы контраст был меньше. Таков был хороший вкус в кинематографе. А сейчас этот вкус резко изменился.

http://patriot-nsk.narod.ru/Romm3.htm
 
Влада_АрзамасцеваДата: Воскресенье, 07.12.2014, 18:22 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 123
Статус: Offline
Сильнее Любви нет ничего на этом свете. Противостоять ей не в состоянии ни грешники, ни святые. А стоит ли с ней бороться? Ведь Любовь – это благо, дарованное свыше. Она – не зло, не дьявольское наказание. Не болезнь. Не одержимость. Как бы ни была тяжела её ноша, не стоит поспешно сбрасывать её с плеч, винить в бесчисленных бедах и бесовских невзгодах. Нужно лишь остановиться и, затаив дыхание, услышать в наступившей тишине звон путеводного колокола.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz