"ЦЕРЕМОНИЯ" 1995
| |
Светлана_Рухович | Дата: Понедельник, 03.02.2020, 21:07 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 69
Статус: Offline
| Фильм становится страшным задолго до трагического финала. Смотришь на двух подружек с простыми житейскими радостями – пялиться в телевизор и читать чужие письма – и становится не по себе, понимаешь, что это те самые люди из поговорки, которым не надо делать добро, чтобы не получить зло. От безобидной присказки «я не знаю» в клубок повествования начинают наматываться безнаказанное тёмное прошлое, мужиковатость, наглость, озлобленность. Рамки социальной драмы с классовой ненавистью постепенно расширяются от духовного вакуума до женской жестокости. В кульминации смешливое дурачество и позёрство закономерно заканчиваются беспощадной кровавой церемонией под музыку Моцарта с поистине победным выстрелом по книгам.
«ЦЕРЕМОНИЯ» (фр. La Cérémonie; другое название — «Церемония преступления») 1995, Франция-Германия, 112 минут — фильм Клода Шаброля по роману Рут Ренделл «Каменный приговор»
Несколько странное поведение новой служанки с самого начала удивляет членов семьи Лельевр. Может быть, абсолютное бесстрастие — только маска, скрывающая нечто загадочное? Ясно одно — с появлением Софи в доме начинается цепь необычайных событий, в которые вольно или невольно вовлечены все.
Съёмочная группа
Режиссёр: Клод Шаброль Сценарий: Клод Шаброль, Каролин Эльяшефф, Рут Ренделл Продюсеры: Марин Кармиц, Кристоф Хольх, Ира фон Гинант Оператор: Бернар Цицерманн Композитор: Матьё Шаброль Художники: Дэниэл Мерсье, Коринн Жорри Монтаж: Моника Фардулис
В ролях
Изабель Юппер — Жанна Сандрин Боннэр — Софи Жан-Пьер Кассель — Жорж Лельевр Жаклин Биссет — Катрин Лельевр Виржини Ледуайен — Мелинда Валентин Мерле — Жиль
Награды
Венецианский кинофестиваль, 1995 год Победитель: Кубок Вольпи за лучшую женскую роль ( Сандрин Боннэр ) Победитель: Кубок Вольпи за лучшую женскую роль ( Изабель Юппер ) Номинация: Золотой лев
Сезар, 1996 год Победитель: Лучшая актриса (Изабель Юппер) Номинация: Лучший фильм Номинация: Лучшая актриса (Сандрин Боннэр) Номинация: Лучший актер второго плана (Жан-Пьер Кассель) Номинация: Лучшая актриса второго плана (Жаклин Биссет) Номинация: Лучший режиссер (Клод Шаброль) Номинация: Лучший адаптированный или оригинальный сценарий
Премия «Люмьер» за главную женскую роль (Изабель Юппер).
Смотрите трейлер и фильм
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Вторник, 04.02.2020, 06:50 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| ЦЕРЕМОНИЯ /CEREMONIE, LA/
В богатую семью Лельевров приходит молодая женщина: она хочет наняться в домработницы. У Софи (Сандрин Боннэр) прекрасные рекомендации, и хотя уже при собеседовании хозяйке дома Катрин Лельевр (Жаклин Биссет) что-то в поведении женщины показалось необычным, Софи берут на работу. Служанка действительно ведет себя странно. На любые вопросы Софи машинально отвечает <не знаю>, не желая поддерживать беседу. Она категорически отказывается смахивать пыль с книг в кабинете, хотя содержит дом в идеальной чистоте. Она не признает посудомоечную машину и моет посуду вручную. Под предлогом плохого зрения Софи отказывается от уроков вождения. Хозяин дома, Жорж Лельевр (Жан-Пьер Кассель) посылает Софи проверить зрение, но женщина уклоняется от визита к врачу, а вместо этого блуждает по городу. Однажды ей оставляют на кухонном столе записку - список покупок, и это оказывается для нее неразрешимой проблемой... Единственным человеком, с которым Софи вступает в контакт, стала почтовая служащая Жанна (Изабель Юпер). Эта эксцентричная особа, чье хобби - читать чужие письма, расположила к себе Софи. Подруг объединила внутренняя жестокость, которой трудно дать рациональное объяснение, но которая быстро находит выход... Клод Шаброль создал типично французский по духу фильм о преступлении и наказании, поставив во главу угла тему одиночества и самоизоляции от общества. Картина Шаброля - это элегантное и трагическое повествование о женщине, чья внутренняя незащищенность привела к отчаянию и саморазрушению. В фильме проявились типичные черты творческой манеры режиссера - острый сюжет, критика буржуазного уклада жизни, холодная мизантропия в изображении провинции.
http://www.kinopoint.ru/film?id=5692
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Вторник, 04.02.2020, 06:51 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «Церемония» (La ceremonie) Франция — ФРГ, 1995, 112 мин. Драма, детектив
«Церемония», 46-я по счету в обширной фильмографии (если не считать еще короткометражные и телевизионные работы) Клода Шаброля, поначалу может произвести впечатление очередного опуса, как говорят американцы — familiar, то есть привычного, более того, поднадоевшего и, в соответствии со вторым значением слова, опять обращенного к семейно-бытовой жизни, разумеется, жителей французской периферии. Их не назовешь провинциалами в нашем понимании, поскольку и провинция во Франции — не только среда обитания крестьян и служащих из среднего класса, но и место спокойного отдохновения от забот и проблем больших городов для культурной и экономической элиты. Вот и семейство Лельевра, владельца фабрики консервов и его деятельной (кажется, на ниве общественных связей) жены, которой чуть больше сорока, немало времени проводит в комфортабельном загородном особняке, нанимая Софи, новую кухарку-уборщицу-экономку в одном лице. Девушка, возможно, не без странностей — но какая из служанок надолго устроит капризных буржуа, любящих вкусно поесть и потом с неменьшим удовольствием отдаться слушанию музыки Элгара и Дебюсси или почти ритуальному телепросмотру оперы «Дон Жуан» Моцарта.
Клод Шаброль, сам являющийся выходцем из мелкобуржуазного круга французской периферии, а в частной жизни действительно склонный к чревоугодию и меломании (не случайно и его сын Матье стал композитором, вот уже с десяток лет заменяет в фильмах отца прежнего постоянного автора музыки — Пьера Жансена), с радостью иронизирует над «скромным обаянием буржуазии». В том числе и над собственным творчеством, заставляя мадам Лельевер ханжески отослать под удобным предлогом юного сына в тот момент, когда по телевизору показывают не очень приличную, на ее взгляд, сцену из ленты «Кровавая свадьба».
Даже те, кто до сих пор чего-то не заподозрил, вскоре должны убедиться, что ружье, появившееся в кадре, непременно должно выстрелить, семейная идиллия будет иметь кровавые последствия, а Софи вместе с еще более нахальной и бесцеремонной подружкой Жанной, служащей почты, что-нибудь обязательно выкинут против изначально ненавистной им семьи сытых и благополучных богачей. Две молодые женщины, социально униженные и оскорбленные, являются страдательными фигурами также и с точки зрения своего пола. Однако, старательно вызывая сочувствие к этим стихийным бунтаркам и пригласив на их роли звезд французского кино — Сандрин Боннэр и Изабель Юппер, которые знаменательно разделили на фестивале в Венеции премию за лучшую игру, а Юппер вдобавок впервые (с восьмого захода!) удостоилась престижного «Сезара» — режиссер, вероятно, даже помимо своей воли, в финале провоцирует не только жалость к падшим и преступившим закон.
Расплата безжалостна и хитроумна — будто само Провидение вмешивается в чуть медленное развитие событий и наказывает провинившихся за хладнокровный акт насилия. Причем это выглядит почти как в античных трагедиях или в том же «Дон Жуане», когда Deus ex machina подводил неминуемый итог всему происшедшему. И роковое столкновение машин, и не менее зловещая шутка судьбы, устроенная с помощью еще одного механизма — аудиомагнитофона, беспристрастно зафиксировавшего все звуки разыгравшейся трагедии — это знаки «непреклонного правосудия» (кстати, так можно перевести название английского романа A Judgment in Stone, написанного Рут Ренделл в начале 60-х годов, которая представила героинь из низшего класса старше и намного вульгарнее, чем сыгранные Боннэр и Юппер). Но «французский Хичкок», несмотря на свою явную любовь к англо-американскому мастеру триллеров и саспенсов о безвинных жертвах и неотвратимом наказании (вместе с Эриком Ромером еще в 1957 году Клод Шаброль издал книгу об Альфреде Хичкоке), все-таки старался открещиваться от подобной славы. И не желал быть, подобно Ромеру, автором «моральных историй», считая себя прежде всего певцом этики, а не морали, художником, исследующим поведение индивидуальных характеров в конкретных случаях. Человек должен сам иметь в себе нравственный закон и поступать в согласии с ним, не переступая последнюю черту. Не случайно и то, что в давнем коллективном фильме «Семь смертных грехов» Шаброль выбрал новеллу о скупости. Жадность к деньгам, почти «природное» стремление к наживе, страсть к обогащению любой ценой — первая ступенька, главный «смертный грех» на пути нравственного падения, деградации личности.
Создатель «человеческой комедии V Республики» (эта характеристика французского критика Жан-Пьера Жанкола более лестна для Клода Шаброля, который, как это ни странно, так и не обратился в кино или на телевидении ни к одному из романов Оноре де Бальзака, а предпочел довольно традиционно и скучно экранизировать «Мадам Бовари» Гюстава Флобера) в «Церемонии», особенно в ее финальной части, обретает как бы новое дыхание. Вторым его не назовешь хотя бы потому, что Клод Шаброль «возрождался» уже несколько раз — в конце 60-х, десятилетие спустя (между прочим, именно тогда, в 1978 году, на съемках картины «Виолетта Нозьер» произошла первая встреча режиссера с актрисой Изабель Юппер, которая снималась у него четырежды — со всеми остальными она работает по одному разу! — и четырежды была отмечена премиями за эти роли). Этот французский постановщик чаще всего считался более коммерциализированным, чем коллеги из «новой волны», но выживать и сохранять чутье не в эстетско-интеллектуальном кинематографе порой еще труднее. Во всяком случае, у Шаброля есть еще в запасе с десяток лет для того, чтобы поставить 8 фильмов и сравняться по количеству лент с мэтром Хичкоком.
Сергей Кудрявцев https://megabook.ru/article....8%D1%8F
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Вторник, 04.02.2020, 06:51 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Российская премьера фильма Клода Шаброля Церемония отпевания буржуазии состоялась в Москве
Сегодня в Центральном доме кинематографистов пройдет российская премьера нового фильма знаменитого французского режиссера Клода Шаброля "Церемония". Мировая премьера картины состоялась полгода назад в Венеции. Ей прочили главный приз, но жюри решило иначе — как считают наблюдатели, в знак протеста против французских ядерных испытаний. Играющие в "Церемонии" звезды Сандрин Боннер и Изабель Юппер разделили тогда "Венецианского льва" как лучшие актрисы фестиваля, а последняя совсем недавно была награждена за эту роль "Сезаром" — высшей кинематографической премией Франции. Фильм закуплен для проката в России кинокомпанией "Мост-медиа", известной целенаправленной деятельностью по продвижению на наши экраны европейского арт-кино. "Церемония" — несомненно, одна из лучших картин Шаброля последних лет. Ей не вредит холодная геометричность режиссуры и утрированность актерской игры. Не вредит и, как бы сказали прежде, надуманность сюжетного хода — хотя, по свидетельству самого Шаброля, он взят не откуда-нибудь, а из газетной хроники. Софи, новая служанка в загородном богатом доме (живое воплощение скромности и трудолюбия), знакомится с Жанной, оторвой-почтальоншей (перлюстрирует почту, зато активистка местного прихода). В один прекрасный вечер, устав от сбора пожертвований беднякам, две подружки-простолюдинки расстреливают из коллекционных ружей семейство "хозяев жизни".
Один из пионеров "новой волны", Шаброль разделял типичный для нее пиетет перед реальностью, одновременно создавая на экране сугубо личный кинематографический аттракцион. Лидеры "волны" были сотканы из противоречий: Годар слыл самым политизированным и безумным, Трюффо — самым нежным и циничным, а Шаброль — самым искренним и извращенным. Именно поэтому, а вовсе не из-за коммерческих компромиссов с продюсерами, как полагали советские кинокритики, он почти с самого начала замкнул себя в рамках одного и того же жанра. Это жанр мазохистской семейной хроники из жизни буржуазии, неизменно чреватый криминальностью. Новизна "Церемонии" по сравнению с прочими фильмами режиссера только в одном: могильщиком буржуазии, правда, при активном посредстве ее самой, становится, так сказать, озверевший пролетариат. Что дало основания Шабролю шутя назвать "Церемонию" последним марксистским фильмом.
Шутя — потому что на самом деле Шаброль любит своих героев, как Чехов любил своих. Разумеется, не пламенных революционерок с уголовным прошлым, которых Санрин Боннер и Изабель Юппер, недавно снявшиеся в России в фильмах о революции, изображают насмешливо-пародийно — особенно Юппер, пластикой и манерами напоминающая любовь-орловских "стрелок". Шаброль любит скромное обаяние буржуазии: любит ее быт, привычки, ее изысканные ритуалы, среди которых особое место занимают секс и еда. В отличие от Бунюэля и Феррери он их не высмеивает, а живописует с меланхоличной грустью, которая, впрочем, не лишена яда и иногда переходит в холодный сарказм.
В роли хозяйки дома Катрин выступает Жаклин Биссе, одна из женщин-легенд "новой волны", которая играет словно бы ту же памятную героиню "Американской ночи" Трюффо, только двадцать лет спустя. Та же прелестная необязательность, присущая артистической богеме, тот же электризующий эротизм, но вошедшие в спокойное семейное русло. Неторопливые застолья в чисто французском стиле и еще один обязательный семейный ритуал — прослушивание тихими деревенскими вечерами любимых опер с помощью супертелевизора, наделенного гигантским экраном и раздвигающего пространство почти до размеров оперного зала. По сути, Шаброль развивает марксистскую теорию о "двух культурах в буржуазном обществе". Вторую культуру представляет Софи, поглощающая в своей каморке для служанок дешевый шоколад и рекламную жвачку на допотопном телевизоре.
Во время семейного таинства — прослушивания "Дон Жуана" Моцарта — и происходит убийство, по своей дикости кажущееся нереальным. И дело не в сугубо ситуативном финале, когда преступниц ловят на элементарной улике — сохранившейся магнитофонной записи, хотя некоторые и увидели в концовке этой притчи надежду на то, что техника спасет стабильный капиталистический мир, ибо плебс с нею не совладает. Но вряд ли сам Шаброль всерьез верит в это слабое утешение. Скорее он предупреждает об опасности, которая никогда не перестает быть актуальной. Показывая, как прекрасное в своей изнеженности семейство предается меломанской страсти, а за их спинами уже заряжаются ружья и готовится кровавая "церемония", режиссер страны трех революций напоминает об уроке, который быстро забывается без повторения. АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ Газета "Коммерсантъ" №64 от 16.04.1996, стр. 13 https://www.kommersant.ru/doc/131072
|
|
| |
|