Суббота
14.12.2024
15:17
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ЗЕЛИГ" 1983 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ЗЕЛИГ" 1983
Александр_ЛюлюшинДата: Среда, 02.01.2013, 09:52 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3282
Статус: Offline
Новый киногод я открыл для себя превосходным мокьюментари Вуди Аллена про абсолютного конформиста, идеального приспособленца, «человека-хамелеона», маниакально желающего понравиться всем («Мне хочется, чтобы меня любили») и, разумеется, добивающегося своего. Едкая сатира на массовое сознание и процесс манипуляции «человеками без свойств» от великого американского интеллектуала-комедиографа, несмотря на всю её псевдодокументальность, настолько жизненна, что в какой-то момент начинаешь верить, что всё показанное, действительно, имело место быть. И, конечно, имеет, т.к. трагедия забвения личности – только потеряв себя, ты обретёшь притягательность в глазах окружающих – актуальна во все времена и в любом «цивилизованном» обществе.

«ЗЕЛИГ» (англ. Zelig) 1983, США, 79 минут
— философско-сатирическая ретро-комедия Вуди Аллена








Леонард Зелиг, заурядный тип, становится знаменитым после того, как обнаруживает уникальную способность физически и духовно перевоплощаться в кого угодно — от Чарли Чаплина до Адольфа Гитлера, от толстяка до китайца. И, главное дело, великий имитатор не знает пределов совершенству.

Съёмочная группа

Режиссёр: Вуди Аллен
Сценарий: Вуди Аллен
Продюсеры: Роберт Гринхат, Чарльз Х. Джофф, Майкл Пейсер, Джек Роллинз
Оператор: Гордон Уиллис
Композитор: Дик Хаймен
Художники: Мэл Борн, Спид Хопкинс, Санто Локосто, Лесли Блум, Джанет Розенблюм
Монтаж: Сьюзэн Е. Морс

В ролях

Вуди Аллен — Леонард Зелиг, человек-«хамелеон»
Миа Фэрроу — Юдора Флетчер, врач-психоаналитик
Патрик Хорган — рассказчик
Мэри Луиза Уилсон — сестра Рут
Сол Ломита — Мартин Гайст
Ричард Литт — Чарльз Кослоу
Джон Ротман — Пол Дегю
Стефани Фэрроу — Мерил Флетчер
Джон Бакуолтер — доктор Синделл
Пол Невенс — доктор Бирский
Гейл Хансен

Награды и номинации

1983 — награда Pasinetti Award за лучший фильм на Венецианском кинофестивале (Вуди Аллен)
1984 — две номинации на премию «Оскар»: лучшая операторская работа (Гордон Уиллис) и лучшие костюмы (Санто Локасто)
1984 — номинация на премию «Сатурн» за лучшую режиссуру (Вуди Аллен)
1984 — 5 номинаций на премию BAFTA: лучший оригинальный сценарий (Вуди Аллен), лучшая операторская работа (Гордон Уиллис), лучший монтаж (Сьюзан Морс), лучший грим (Ферн Бакнер, Джон Кальоне), лучшие визуальные эффекты (Гордон Уиллис, Джоэл Хайнек, Стюарт Робертсон, Ричард Гринберг)
1984 — две номинации на премию «Золотой глобус»: лучший фильм — комедия или мюзикл, лучший актер в комедии или мюзикле (Вуди Аллен)
1984 — премия «Бодил» (Дания) за лучший неевропейский фильм (Вуди Аллен)
1984 — премия «Давид ди Донателло» лучшему зарубежному актеру (Вуди Аллен)
1984 — номинация на премию Гильдии сценаристов США за лучшую оригинальную комедию (Вуди Аллен)

Интересные факты

Фильм, считающийся одной из лучших картин Вуди Аллена, снят в жанре мокьюментари и представляет собой один из интереснейших экспериментов в этом направлении.

В фильме в качестве «экспертов» задействованы такие известные люди, как Сьюзан Зонтаг, Сол Беллоу, Ирвинг Хоу (Irving Howe), Бруно Беттельгейм, Ада «Бриктоп» Смит (Ada "Bricktop" Smith), Джон Мортон Блум (John Morton Blum). Аллен хотел позвать еще Грету Гарбо, но ему это не удалось.

Создатели фильма воспользовались рядом приемов для создания впечатления реалистичности всей истории. Так, в ленте использованы кадры старых кинохроник с известными персонажами 1920-30-х годов: Чарли Чаплином, Чарльзом Линдбергом, Альфонсом Капоне, Уильямом Херстом, Мэрион Дэвис, Жозефиной Бейкер, Фанни Брайс, Адольфом Гитлером, Йозефом Геббельсом, Германом Герингом, Джеймсом Кэгни, Джимми Уокером (Jimmy Walker), Лу Геригом, Бейбом Рутом, Бобби Джонсом (Bobby Jones) и прочими. Была использована аутентичная музыка 1920-х годов; кроме того, композитор Дик Хайман (Dick Hyman) написал несколько песен про хамелеона «в старом стиле». Оператор Гордон Уиллис использовал старые линзы, кинокамеры, звуковое и осветительное сопровождение. Более того, он топтал пленку ногами, чтоб состарить ее.

Пока Аллен готовил этот фильм, он успел поработать еще над двумя — «Сексуальная комедия в летнюю ночь» и «Бродвей Дэнни Роуз».

В 2007 году итальянские психиатры во главе в Джованни Кончильей обнаружили редкостное нарушение мозговой деятельности, жертвы которого ведут себя так же, как заглавный герой этого фильма (с психологической, но не физической точки зрения). Они предложили назвать это нарушение «синдромом Зелига». Этот эффект используется, кстати, в пятой серии четвертого сезона (или 75-й серии с начала) известного телесериала «Доктор Хаус».

Съёмки фильма заняли 12 недель, но после этого ещё год занял процесс студийной обработки и монтажа.

Смотрите трейлер и фильм

http://vk.com/video16654766_164019419
http://vk.com/video16654766_163790236
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 23.01.2016, 07:34 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Зелиг

Носатый коротышка Леонард Зелиг (Аллен), "человек-хамелеон", согласно газетчикам, "человек без свойств", согласно мифологии ХХ века, страдает странным недугом - он обращается в того, с кем общается: с толстыми он - толстый, с неграми - черный, с быками - тореро, а с Гитлером - нацист.

Марсиане, не знающие Вуди Аллена в лицо, досмотрят картину, так и не поняв, что она игровая. В псевдодокументальном фильме нет ни одного незагримированного под хронику кадра, но почти нет и подлинно хроникальных. Не прибегая к помощи компьютера, снимая старой камерой и "портя" негатив, Аллен и его оператор Гордон Уиллис (создавший до этого бархатный мир "Крестного отца") блестяще стилизуют черно-белый документальный фильм 1930-1950-х годов. Дотошные киноманы обнаружат тут изощренную отсылку к началу "Гражданина Кэйна", также безупречно имитирующего давнюю хронику, но если Орсон Уэллс говорил о пустоте личности, существующей лишь в восприятии окружающих, Аллен повествует о личности, отсутствующей вообще. Кто-то увидит в "Зелиге" остроумный пастиш о механизмах мифотворчества, кто-то - постструктуралистский анализ Другого, а кто-то - медитацию на тему еврейской участи. Сам Аллен назвал "Зелиг" в тройке своих лучших картин, и с ним трудно не согласиться.

Михаил Брашинский
http://www.afisha.ru/movie/170222/review/146483/
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 23.01.2016, 07:34 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Зелиг

Зелиг – классический для Аллена-режиссёра герой: явный неврастеник; хочет любить и быть любимым; неуверенный, закомплексованный, неуклюжий человек изо всех сил, которых очень мало, борющийся с ненавистным и «страшным» внешним миром.

Картина открывается титром «создатели этого документального фильма выражают благодарность…», потом идут кадры хроники, потом на экране появляется Сьюзен Зонтаг, потом мы обнаруживаем, что из кабриолета, медленно идущего по улицам Нью-Йорка под восторженный рев толпы, высовывается знакомый очкастый еврей. Начинается рассказ о Леонарде Зелиге — международном человеке-загадке, полностью мимикрирующем в любой среде. С прислугой он был рубахой-парнем, в высшем свете — аристократом, на поле становился бейсболистом, из белого гангстера мгновенно превращался в негритянского трубача, на сеансе у психиатра оказывался доктором, менял вес и возраст, смешивался с толпой, приветствующей как папу римского, так и Гитлера. Играющий идеального конформиста Вуди Аллен в разном гриме вмонтирован в хроникальные кадры и фотографии, постановочная часть фильма — в первую очередь, история взаимотношений Зелига и психиатра, которую играет Миа Фэрроу — снята на черно-белой, искусственно состаренной пленке, и все это периодически разбавляют «говорящие головы» — помимо Зонтаг, Сол Беллоу, а также вполне реальные левые интеллектуалы и врачи.

Станислав Зельвенский
http://www.inoekino.ru/prod.php?id=1767
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 23.01.2016, 07:35 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Зелиг
Zelig, 1983
Философско-сатирическая ретро-комедия


Если даже не восторгаться этой картиной в целом, никак нельзя не признать, что она является настоящим триумфом актёрского, режиссёрского да и вообще кинематографического мастерства. Заурядный, «одномерный» (почти по Герберту Маркузе) человек по имени Леонард Зелиг становится самой знаменитой персоной в конце 20-х годов. Он обнаруживает уникальную способность физически и духовно перевоплощаться в любого из людей — толстяка, китайца, писателя Ф. Скотта Фицджералда, актёра Чарли Чаплина или… вообще в Гитлера. Человек-хамелеон сам по себе никого не интересует, но все восхищаются его фантастическим умением непредсказуемо меняться, подделываясь практически под кого угодно.

Данная история оказалась для американского сценариста и режиссёра Вуди Аллена (он же сыграл заглавную роль) лишь поводом для создания едкой сатиры на массовое сознание и процесс манипуляции отдельным индивидом в обществе. «Зелиг» клеймит конформизм и мимикрию, которые позволили в XX веке, в эпоху научно-технической революции и ранее немыслимого прогресса цивилизации, всё-таки придти к власти многим диктаторам, превратившим народы в послушную, нерассуждающую, по-своему «хамелеоновскую» толпу.

Фильм Аллена — это философская антиутопия, опрокинутая в прошлое, или же своеобразный антиэпос. Его собственный «Двадцатый век» — повествование, по сути, отнюдь не о времени, которое может быть выражено в частных судьбах героев. Речь идёт, скорее, о «человеке с миллионами лиц», бесконечно тиражирующем себя в разных обличьях, причём сам он оказывается персонификацией своего рода «гуттенберговой галактики», маклюэновской mass media, которая безостановочно воспроизводит и запечатлевает время. Не случайно, что постановщик использует старую хронику, потрясающе и непостижимо внедряя своего героя в когда-то законсервированную на плёнке эпоху, словно документируя выдуманную жизнь никогда не существовавшего персонажа (заметьте, что это было сделано за одиннадцать лет до соответствующих компьютерных ухищрений в «Форресте Гампе»).

Вымысел и реальность будто меняются местами, создавая ощущение, что заснятое прошлое — это всего лишь фикция по сравнению с метаморфозами Зелига, как бы «чужака», который специально заслан в минувшее. Пожалуй, Вуди Аллену и его оператору Гордону Уиллису удалось в своей чёрно-белой ленте даже превзойти предшествующие достижения Питера Богдановича («Последний киносеанс», «Бумажная луна») и Мела Брукса («Молодой Франкенштейн») по стилизации и почти полной идентификации с давними фильмами.

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/review/869345/
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 23.01.2016, 07:35 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Зелиг (Zelig)

Америка, конец 20-х годов. Джаз и расколбас, бутлегеры и мазерфакеры. Не подозревая еще о надвигающейся Великой депрессии, Америка развлекается по полной программе. Чарли Чаплин и Гарри Гувер, Нельсон Рокфеллер и двойной гамбургер. Народ хочет зрелищ и сенсаций, народ покупает газеты для того, чтобы прочесть историю об очередной бородатой женщине или чечеточнике с острова Ява. И вот – новая сенсация: Человек-хамелеон. Его зовут Леонард Зелиг. Он еврей. Что еще лучше для Америки – он уникален. Он – идеальный приспособленец. В компании негров его кожа чернеет, рядом с толстяками у него отрастает пузо. С гангстерами он ведет себя как типичный чикагский «капи», с греками – как настоящий контрабандист. Он такой от рождения. Он хочет быть любимым, в этом вся штука. Америка встревожена. Америке нужно объяснение феномена, и Зелига помещают в психиатрическую клинику, где лечат электричеством и задают идиотские вопросы. Доктор Юдора Флетчер заинтригована небывалым пациентом. Она начинает копать глубже. Призом ей будет правда и кое-что еще, кроме правды.

История Леонарда Зелига снята в стилистике документального кино. Скажем больше: Вуди Аллен сделал потрясающее документальное кино. Жаль, что Зелига никакого, на самом деле, не существовало. Впрочем, многие на уловку Аллена попались и в Зелига поверили всерьез. Америка любит это дело: вспомним блестящую провокацию Орсона Уэллса с марсианами. Вуди Аллен сделал кое-что более долговечное: его «Зелиг» и сегодня работает. Публика стала более искушенной, но быть обманутой – одно из самых искренних ее желаний. Условия этой игры не меняются со временем.

Считать «Зелиг» лучшей работой Вуди Аллена легко хотя бы потому, что ничего похожего он больше не снимал («Сладкий и гадкий» - не в счет: Эммет Рэй, конечно, тоже фигура вымышленная, но фильм – художественный, а там обман – дело обычное). То, что в описании выглядит как прикол, как режиссерский эксперимент, на самом деле – демонстрация чистого профессионализма. Режиссура безупречна. Как определить безупречную режиссуру? Очень легко: фильм должен продолжаться ровно столько, сколько нужно. Меньше нельзя – не все будет сказано. Больше – зритель начнет скучать. Когда режиссер хорошо знает свое дело, он ставит точку именно там, где требуется: история рассказана, ничего не упущено, зритель испытывает легкое сожаление по поводу того, что все уже позади.

Аллен прекрасно воссоздал Нью-Йорк той эпохи. Это я цитирую многочисленные рецензии: все твердят о безупречности алленовской реконструкции – даже те, кто знает Нью-Йорк не лучше, чем Марс. Суть в том, что Алену веришь в любом случае, даже если он не безупречен. Нью-Йорк он знает, наверное, лучше, чем Советский Союз –большевистские демонстрации у него получились не без изъяна. Но это не имеет никакого значения. Поняв правила игры, ты перестаешь придираться к мелочам и просто смотришь замечательное кино. Которое захватывает совсем не достоверностью Нью-Йорка – конечно же, нет! «Зелиг» - потрясающе придуманная и замечательно рассказанная история о человеке, которому не хватало любви и немножко – самоидентификации.

Джон Сильвер
http://www.kino.orc.ru/js/review/zelig.shtml
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 23.01.2016, 07:35 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Зелиг

Вуди Аллен известен своей удивительной работоспособностью. Шутка ли, с 1975 года режиссёр снимает по картине в год. Количество далеко не всегда переходит в качество, но формулировка «фильм Вуди Аллена» вызывает живой интерес киноманов вот уже на протяжении 30 лет. В 1982 году на экраны вышла «Сексуальная комедия в летнюю ночь», в 1984 – «Денни Роуз с Бродвея», а в 1983-м Аллен снял один из лучших американских фильмов десятилетия – «Зелиг».

США. Конец 1920-х годов. Эпоха джаза, подпольных клубов и дешёвого алкоголя (если, конечно, вы сможете его достать). Газеты готовы растиражировать любой скандал, раздуть из малоинтересного факта сенсацию мирового масштаба. Персона Леонарда Зелига подходит для этого идеально. Зелиг – человек-хамелеон, он с поразительной точностью перенимает повадки людей, с которыми вступает в контакт. Это относится не только к профессии или социальному статусу его окружения, но и к национальности и даже цвету кожи. Только что он был гангстером, вальяжно наблюдающим за танцполом одного из клубов, через несколько минут он уже играет на сцене в составе негритянского оркестра. Врачи помещают Зелига в больницу, где пытаются разобраться в причинах этого феномена. Наблюдение ведёт молодой психиатр Эйдора Флетчер. Почуяв «жаренное», журналисты разносят весть о Зелиге по всей стране. США с замиранием сердца следят за судьбой нового любимца нации.

Как и в большинстве своих режиссёрских проектов, главную роль Вуди Аллен оставил за собой. Представить кого-то иного в образе Леонарда Зелига просто невозможно. Сценарист-Аллен писал главного героя, как говорится, с себя, сам же и сыграл – всё закономерно. Зелиг – классический для Аллена-режиссёра герой: во-первых, он явный неврастеник; во-вторых, конечно же, еврей; в третьих, хочет любить и быть любимым. Специально или нет, осознанно или по наитию, режиссёр в кристаллизованной форме создаёт своё альтер-эго – неуверенного, закомплексованного, неуклюжего человека изо всех сил (которых очень мало) борющегося с ненавистным и «страшным» внешним миром. Отсутствие самоидентификации и почти физическое перевоплощение в «другого» - не более чем попытка убежать от себя, скрыться от собственных проблем за бесчисленным количеством масок.

По примеру Чаплина (который, к слову, также промелькнёт в фильме) Вуди Аллен воспевает образ маленького человека. В 70-х режиссёр, как правило, помещал своего героя в остросатиритические, зачастую абсурдистские ситуации, в 90-х – в по-прежнему забавных и остроумных историях проступили драматические нотки, в 80-е Аллен пытается заставить работать на замысел эти важнейшие компоненты своего уникального киномира. «Зелиг» в этом смысле – одна из первых попыток. Множество блестящих шуток (чего только стоит обеспокоенность Ку-клукс-клана персоной Зелига, еврея, способного превращаться, как в индейца, так и в негра) не оттеняют лирическую линию фильма - взаимоотношений пациента и лечащего врача (молодой, но одинокой Эйдоры).

Очевиден здесь и социальный протест, а точнее опасение Аллена. В образе Зелига режиссёр жестоко высмеивает конформизм, приспособленчество, серость. Личная трагедия Леонарда Зелига, лишённого собственного мнения, постепенно трансформируется в проблему общества, делающего его своим героем. Общества, готового вознести на пьедестал почёта одинокого, жалкого человека, чтобы спустя несколько лет забыть о нём навсегда. В этом заочном споре – социум против Зелига – режиссёр выступает на стороне своего героя. Аллен иллюстрирует парадоксальную мысль – чтобы быть не таким как все, надо быть похожим на всех. В каком-то смысле «болезнь» Зелига – единственная возможность вырваться из круговорота механистического образа жизни. Скучно быть просто аристократом или просто рабочим. Намного интереснее и поучительнее быть и тем и другим.

Нельзя не сказать и о чисто производственной стороне проекта. «Зелиг» являет собой один из выдающихся примеров псевдодокументального кино. Аллен мастерски стилизует картинку под хроники 20-х годов. Остаётся только догадываться, как в далёком 1983 году, когда компьютерные спецэффекты были предметом разговоров фантастов-футурологов режиссёру удалась подобная аутентичность изображения с участием главного героя. Но подобные рассуждения не будут занимать голову зрителя слишком долго. Быстро свыкшись с реалистичным миксом кино-правды и кино-вымысла, стоит просто наслаждаться просмотром, подчинив своё внимание сюжету картины.

Настоящий кинематограф, как хорошее вино, всегда приятен на вкус. За свою карьеру Вуди Аллен снял много хороших картин. Их можно и нужно смотреть, но далеко не к каждой из них хочется возвращаться снова и снова. «Зелиг» определённо заслуживает того, чтобы быть пересмотренным.

(с) Станислав Никулин
http://www.kinomania.ru/movies/z/Zelig/index.shtml
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz