"РАБОТА БЕЗ АВТОРСТВА" 2018
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Воскресенье, 12.11.2023, 17:43 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «РАБОТА БЕЗ АВТОРСТВА» (нем. Werk ohne Autor) 2018, Германия-Италия, 189 минут — драма Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка
Молодой художник Курт Барнерт сбегает из Восточной Германии в Западную, чтобы учиться живописи и свободно работать. Однако болезненное прошлое дает о себе знать.
Съёмочная группа
Режиссёр: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк Сценарий: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк Оператор: Калеб Дешанель Композитор: Макс Рихтер Художники: Силке Бур, Тересия Анна Фикус, Маркус Нордеманн, Роберт Реблин, Марек Варшевски, Иржи Завадил, Габриэль Биндер, Джулия Рёске, Ивонн фон Кроков Монтаж: Патриция Роммель, Патрик Томас Смит
В ролях
Том Шиллинг — Курт Барнерт Себастьян Кох — профессор Карл Зебанд Паула Бер — Элли Зебанд Саския Розендаль (англ.)рус. — Элизабет Май Оливер Мазуччи — профессор Антониус ван Фертен Ханно Коффлер — Гюнтер Пройснер Кай Корс — Курт Барнерт в 6-летнем возрасте Евгений Сидихин — майор НКВД, затем генерал-майор КГБ Муравьёв Ульрика Чарре — фрау Хельталер Йорг Шюттауф — Йохан Барнерт Жанетта Хайн — Вальтраут Барнерт Ина Вайссе — Марта Зебанд Ларс Айдингер — Хайнер Керстенс Юта Ванага — жена Муравьёва Марк Зак — переводчик Муравьёва Олег Тихомиров — советский надзиратель Сергей Игорь Поссевнин — русский военврач Константин Фролов — сержант Борисов Антон Рубцов — ефрейтор Миша
Интересные факты
Сюжет основан на фактах биографии немецкого художника Герхарда Рихтера. Единственным членом съёмочной группы, который не знал немецкого, был оператор Калеб Дешанель. Он вызубрил английский сценарий фильма, так что был в состоянии угадать, о чём идёт речь в тот или иной момент съёмок. Когда Курт (его играет Том Шиллинг) с тётей посещают в начале фильма выставку, его завораживает скульптура «Девушка с голубыми волосами» немецкого скульптора Ойгена Гофмана (1892-1955). Персонаж в исполнении Оливера Мазуччи списан с художника Йозефа Бойса (1921-1986), который в 1961 году получил звание профессора Дюссельдорфской академии. Тогда же туда впервые поступил художник Герхард Рихтер.
Режиссёр о фильме
«Я обязан был снять фильм про этого выдающегося человека, поскольку постоянно сталкивался с его творчеством в особенно важные моменты моей жизни, и посчитал это знаком судьбы. Увидев его работы впервые, я не смог забыть их. Они преследовали меня как назойливые мелодии, которые постоянно крутятся у тебя в голове. С той лишь разницей, что это как раз не раздражало, а превратилось в постоянный источник вдохновения».
Награды и номинации
2018 — участие в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля, где лента получила два приза — Arca CinemaGiovani и Leoncino d'Oro Agiscuola. 2019 — две номинации на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и за лучшую операторскую работу (Калеб Дешанель). 2019 — номинация на премию «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке. 2019 — участие в основной конкурсной программе кинофестиваля Camerimage и Сиднейского кинофестиваля. 2019 — номинация на премию Deutscher Filmpreis за лучшую мужскую роль второго плана (Оливер Мазуччи).
Смотрите трейлер
https://vk.com/video16654766_456240692
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Среда, 15.11.2023, 19:19 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| Мания превыше всего
Михаил Трофименков о «Работе без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка
В прокат выходит «Работа без авторства» — новый фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка («Жизнь других»), в котором режиссер возвращается к исследованию исторического прошлого Германии и, кажется, неожиданно для себя приходит к удивительным и почти скандальным выводам.
Славу и «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм Флориану Хенкелю фон Доннерсмарку принес его дебют «Жизнь других» (2006): история слома сознания агента «Штази» — жертвы эмпатии к деятелям культуры, жизнь которых он прослушивает. После экскурса в жанр шпионского триллера — «Туриста» (2010) с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом — Доннерсмарк, что делает ему честь, преодолел космополитический искус и вернулся на родную почву.
«Работа без авторства», эпопея о судьбе Германии с конца 1930-х по начало 1960-х, рассказанная на примере судеб двух дрезденских семей,— очень-очень германский фильм. И в том смысле, что противостояние отвратительного рационализма нацистов и сентиментальности хороших людей — зеркальное отражение борьбы и единства рационализма и сентиментальности в немецкой культуре в целом и в душе самого Доннерсмарка в частности. И в том, что, рассказывая историю любви Элли (Паула Бир), дочери врача-палача Зибанда (Себастьян Кох), и Курта (Том Шиллинг), племянника юной Элизабет (Саския Розендаль), павшей жертвой этого самого палача, он словно постоянно сверяется с учебником гегелевской диалектики. Проверяет, не пренебрег ли он частным во имя общего, не злоупотребил ли частным в ущерб общему.
Режиссерская методичность — главный недостаток этого трехчасового фильма, слишком длинного для частной иллюстрации немецкой трагедии, слишком недоговоренного для столь амбициозного замысла. Кажется, «Работа...» была бы отменным сериалом, потому что сериальный формат искупил бы ее главный дефект — катастрофический дефицит страсти и в отношениях между героями, и в авторском к ним отношении.
Страсть тут несет в себе лишь ангельски прекрасная Элизабет, принудительно стерилизованная и убитая в газовой камере в те февральские дни 1945 года, когда ее родной Дрезден красиво до непристойности гибнет в геенне огненной. Но страстность для Доннерсмарка — синоним безумия, пусть и антифашистского. На поле боя рационализма с сентиментальностью страстность — третий лишний.
Удостоенная чести вручить букет фюреру, Элизабет, вернувшись домой, разденется догола, сыграет на пианино, разобьет о голову несколько тарелок и окажется на приеме у психиатра. Кто бы в 1937-м знал, что психиатры в рейхе служат уже по карательному ведомству: девушку признают вырожденкой, угрожающей драгоценному арийскому генофонду. Но зрительское сострадание к ней выключается с осознанием, что Элизабет нужна режиссеру лишь как функция.
1937-й, 1940-й и 1945-й промелькнут, уступив место истории Элли и Курта и задав сюжету зеркальность. Элизабет в 1937-м водила маленького Курта на выставку «дегенеративного искусства», причащая преданной анафеме живописи Бекмана, Гросса и прочих Кандинских. Поэтому Курт станет после войны живописцем. И не абы каким: его прототип — один из самых дорогих ныне живущих художников Герхард Рихтер. Курт, как и Рихтер, перейдет из ГДР в Западный Берлин в 1961-м и быстро станет звездой с картинами на основе старых фотографий, осмысленных как свидетельства о германской судьбе.
Рихтер счел фильм «оскорбительным» и «искажающим». Художников слушать не стоит: мало ли на что Рихтер мог обидеться. Но, воспевая свободу творчества, Доннерсмарк слегка запутался. Выстроил слишком грубую, пропагандистскую параллель между нацистским истреблением модернизма и соцреалистическим его поношением, одновременно невольно дав понять, что свободы творчества в рыночном мире тоже нет. На Западе Курт обнаружит, что его живопись никому не нужна. Нужно тупо забивать гвозди в доски, резать холсты ножом и мазать жиром войлок, как мажет его в фильме не названный по имени Йозеф Бойс, изображенный вроде бы и с восторгом, но кажущийся тут красноречивым шарлатаном.
Попутно Доннерсмарк разрушает вульгарное представление о непроницаемом «железном занавесе», рухнувшем поперек Европы в 1945-м. Лишь однажды в мировой истории с 1945-го по 1961-й существовала открытая граница — между ГДР и Западным Берлином. Но еще интереснее оказывается фигура вроде бы второстепенного персонажа фильма — майора, а затем и генерала Муравьева, сыгранного Евгением Сидихиным. Палачу Зибанду удается избежать петли и процветать в ГДР только благодаря его покровительству. Но Муравьевым движет человеческое благородство: Зибанд спас в 1945-м его жену. Как только закончится срок службы Муравьева, мерзавцу придется делать ноги на Запад. Получается, что везение в ГДР — частный казус, возможный благодаря стечению обстоятельств, а в ФРГ, где никто о прошлом не спрашивает,— закономерность. Кажется, что впервые кино объединенной Германии признает разрекламированную денацификацию фикцией. Это признание рифмуется с новой, робкой тенденцией взглянуть на ГДР как на сложный, в чем-то очень успешный и очень немецкий феномен. Германии, впрочем, не впервой переоценивать исторический опыт.
30.08.2019 https://www.kommersant.ru/doc/4067505
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Среда, 15.11.2023, 19:19 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| Оскорбляющая красота
В своем новом фильме «Работа без авторства», который выходит на экраны 5 сентября, режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, получивший «Оскар» за «Жизнь других», обижает художника, нарушает все табу и делает вид, будто он только что изобрел кинематограф
Нет более лживого жанра, чем анонсы кинофильмов. Хуже только гороскопы на неделю, информация о сроках окончания работ по благоустройству и объяснительные записки о причинах опоздания на работу. «Работа без авторства» — это не фильм о художнике, не размышление о предназначении искусства и уж тем более не история творца, жившего при трех режимах. Это картина о красоте.
То есть формально все вроде бы верно. Есть главный герой Курт Барнерт, чьим прообразом стал Герхард Рихтер, один из самых дорогих современных художников, который, кстати говоря, с трудом сейчас находит слова, чтобы передать свое возмущение «Работой без авторства». Есть многочисленные рассуждения о творчестве с демонстрацией примеров. Есть три периода жизни Барнерта: в гитлеровской Германии, в ГДР и на Западе, в мире просвещенного капитализма. Фильм вообще очень четко делится на части, причем у всех почти одинаковая структура. Сперва нам всякий раз читают небольшую лекцию об искусстве: «дегенеративном», соцреалистическом, которое противопоставлено буржуазному декадансу и формализму, или современном, — а ближе к концу каждой из частей режиссер показывает либо стерилизацию девушки-ангела, либо аборт, либо — в самом финале — рождение ребенка.
Вся эта драматургия выглядит не то чтобы искусственной, но какой-то вызывающе примитивной. Главный герой влюбляется в дочку главного злодея. Сам злодей, настоящий Доктор Смерть, позирует для парадного портрета чуть ли не в обнимку со скелетом. Русский майор в исполнении Сидихина раздает фашистам зуботычины. Барнерт с женой буквально за несколько дней до возведения Берлинской стены бежит на Запад, чтобы мыть там лестницы, в точности повторяя судьбу покойного отца. А когда ближе к концу в декорации вбегает мальчишка-газетчик, чтобы звонким голосом сообщить героям фильма и зрителям важные сведения, это уже напоминает наивный площадной театр. Или телевизионную мелодраму — трехчасовую «Работу без авторства» легко себе представить в виде мини-сериала для дневного показа.
Конечно, можно все списать на желание режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, уже получившего «Оскар» за свою первую картину «Жизнь других», понравиться простодушному американскому зрителю, добавив в свою коллекцию вторую лысую статуэтку, но дело, кажется, не в этом. Мелодраматически-исторический сюжет нужен ему больше для проформы. Фон Доннерсмарку не слишком интересна политика, и он вполне мог бы повторить вслед за своим героем: «Я не делаю заявлений — я создаю образы». О живописи и работе художника у режиссера, кажется, вообще довольно смутные представления, хотя его пародии и на соцреализм, и на современное искусство выглядят точными и забавными. Но это фильм не о творцах и не о нацистских преступниках, а о людях, завороженных красотой. Красотой, данной нам в самых разных ощущениях — зрительных, как у главного героя, слуховых, как у его тети, которая купается в звуках автобусных гудков и для которой вся вселенная сосредоточена во втором «ля» на фортепиано Блютнера в доме семьи Май в Гросшенау, или даже тактильных, как для профессора ван Вертена, чей мир состоит из войлока и жира.
Да и сам фильм очень красив. «Ты так красива, что это почти не романтика, — говорит Курт своей будущей жене (разумеется, при свете полной луны в ночном небе). — Тебя слишком легко любить». «Работа без автора» так красива, что это почти неприлично. На своей лекции ван Вертен, цитируя скульптора Вильгельма Лембрука, говорит: «В каждом произведении искусства должно быть что-то от первых дней творения». И фон Доннерсмарк снимает так, как будто до «Работы без авторства» в безвидном и пустом мире не существовало ни одного фильма. Барнерт сидит на роскошном дубе и, любуясь живописными окрестностями, прозревает устройство вселенной. Его божественная жена, сбросив одежду, медленно спускается по лестнице со словами: «Я беременна». Во время бомбардировки в воздухе медленно кружатся кусочки серебряной фольги, сброшенные, чтобы создать помехи радарам. За последнюю сцену режиссера, кстати, чуть не распяли в Германии: в ней под Dixit Dominus Генделя союзники бомбят Дрезден, обнаженные женщины идут в газовую камеру, а солдаты умирают на поле боя — все это страшно и бесстыдно красиво.
«Правда прекрасна», — повторяют герои фильма как мантру, и в конце истории эта формула обретает новый смысл. Если все, что правдиво, прекрасно, то все прекрасное правдиво, и однажды Барнерт, нарисовав картину, помимо собственной воли раскрывает тайну, связанную с прошлым его семьи. Впрочем, художник, кажется, не догадывается о своем открытии, да оно его, в общем, и не интересует. Важнее всего для него красота, как и для режиссера, которого не волнует ни происхождение этой красоты, ни ее автор. Не случайно главный герой, которого играет Том Шиллинг, кажется персонажем не то чтобы бесцветным, но несколько упрощенным. «Работами без авторства» называет картины Курта Барнерта тележурналист со страшными зубами, но это определение можно применить ко всему вокруг: как нам неоднократно сообщали, не существует ни автора, ни бога. Есть только созданная тем, кого нет, красота. И люди, которые, однажды ощутив ее присутствие в мире, навсегда сходят с ума.
Саша Щипин, 2 сентября 2019 https://snob.ru/entry/181931/
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Среда, 15.11.2023, 19:19 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| Жизнь другого: биография Герхарда Рихтера стала основой для фильма
«Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка иллюстрирует художественный поиск В российском прокате — «Работа без авторства», первый за восемь лет фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. В 2008-м он прогремел своим полнометражным дебютом: драма «Жизнь других» про агента «Штази» завоевала «Оскар» и сразу открыла перед немецким режиссером двери в Голливуд. Но безликий детектив «Турист» (2010) с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом в главных ролях столь же стремительно эти двери захлопнул. Вернувшись на родину, Доннерсмарк обратился к тому, с чего начинал: экзистенциальной драме о послевоенном прошлом Германии и свободе творчества.
На этот раз главному герою вроде бы повезло больше. Он не драматург, безнадежно запертый в ГДР, а художник, еще до строительства Берлинской стены сбежавший на Запад, где его ждало обретение собственного стиля, признание и семейное счастье. У персонажа по имени Курт Барнерт, сыгранного Томом Шиллингом, есть реальный прототип: знаменитый абстракционист Герхард Рихтер, живой классик, хорошо знакомый и российским зрителям (прямо сейчас на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина можно увидеть его работы).
Доннерсмарк, однако, показывает более ранний этап жизни Рихтера — еще до его модуляции в нефигуративное искусство. Трехчасовое повествование завершается появлением первого ноу-хау: полустертым, размытым перерисовкам реальных фотографий. Этим и объясняется название фильма: так критик на пресс-конференции охарактеризовал любительские снимки, сделанные случайно и без вмешательства художника.
Истинный автор искусства, по мнению Доннерсмарка, — сама жизнь. И любая художественная новация должна корениться в личном опыте автора. Искренность может проявиться в любой форме, но без нее искусство пусто. И неважно, соцреалистическая агитка это или претенциозная инсталляция — пафосный и пустой модернизм режиссер показывает столь же иронично, как и гэдээровские росписи на тему единства рабочих и колхозников.
Идея, в общем, не нова, но мало кому удавалось выразить ее с такой силой и честностью. Главный герой, несмотря на юность (в конце фильма ему около 30), успел пережить много трагедий. В детстве — войну и гибель любимой тети в газовой камере; в юности — потерю нерожденного ребенка. Плюс, как настоящий Рихтер, да и сам Доннерсмарк, Барнерт несет подсознательный груз вины за всё прошлое своей страны и пытается его искупить в искусстве. Получается, к счастью, у всех троих.
Главный антагонист здесь — директор гинекологической клиники, ставший тестем Барнерта. Господин Зебанд («Профессор Зебанд!» — поправляет тот) был лучшим в своем деле, он лечил жен Геббельса и Геринга, и именно ему нацисты поручили заботу о будущей чистоте арийской нации. Попав в плен после разгрома фашистов, доктор чуть не погиб, но удачно помог жене офицера советской армии во время родов — и продолжил благополучную жизнь уже при новой власти. Только теперь он говорил речи о торжестве коммунизма.
Зебанда играет Себастьян Кох. Он же был драматургом в «Жизни других». Но хотя у этих персонажей есть общие черты — тщеславие и конформизм вкупе с несомненным талантом, парадоксальное сочетание силы и слабости, — герою «Работы без авторства» Доннерсмарк не дает шанса на исправление. В этом плане «Работа без авторства» более жестока, чем нашумевший дебют, продемонстрировавший перерождение чекиста. Зато для Барнерта и его супруги (прекрасная Паула Бир из «Франца» Озона) хеппи-энд полный и безоговорочный.
Оно и понятно: Доннерсмарк явно ассоциирует себя с героем Тома Шиллинга. Истину о том, что надо создавать искусство о наболевшем, а не браться за, казалось бы, привлекательные конъюнктурные проекты, режиссер проверил на себе. Неудача с «Туристом» надолго выбила его из седла, «Работа без авторства», получившая приз Венецианского фестиваля и номинацию на «Оскар», реабилитировала. Хочется верить, что как и Барнерт-Рихтер, он усвоил урок и обрел гармонию.
Сергей Уваров, 5 сентября 2019 https://iz.ru/917366....a-filma
|
|
| |
|