режиссёр Жан Виго
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 28.05.2010, 07:02 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| ЖАН ВИГО (фр. Jean Vigo, 26 апреля 1905 — 5 октября 1934), полное имя Жан Бонавентюр де Виго Альмерейда — французский кинорежиссёр. Несмотря на недолгую жизнь и кратковременную карьеру, сделал значительный вклад в развитие поэтического реализма — течения во французском кино 30-х годов, — что впоследствии оказало влияние на режиссёров французской новой волны. Биография Жан Виго родился в Париже 26 апреля 1905 года. Он был сыном воинствующего анархиста Эжена Бонавентура де Виго — его псевдонимом было имя Мигель Алмерейда (Miguel Almereyda), анаграмма выражения «это дерьмо» (фр. y'a la merde) — и его жены Эмили Клеро. Виго-отец выпускал сатирическую газету под названием «Красная шапочка», затем за поддержку Германии был обвинен в измене и заключен в тюрьму, где его задушили при невыясненных обстоятельствах 13 августа 1917 года. Жан с детства отличался слабым здоровьем и поэтому был вынужден подолгу пребывать в больницах и санаториях. Так как его родители были вовлечены в политику, он воспитывался родственниками и друзьями семьи и учился в школах-интернатах под вымышленным именем Жана Сале. В 1922 году семнадцатилетний Виго воссоединился с матерью и в 1926 году некоторое время учился в Сорбонне под своим настоящим именем. 24 января 1929 года он взял в жены Елизавету Лозинскую, дочь польского фабриканта. В 1931 году у них родилась дочь Люс. Творческая карьера Испытывая интерес к кинематографу, Виго в 1928 году работал помощником у известного кинооператора Леона-Анри Бюреля, помогая ему на съемках картины «Венера». Затем, унаследовав после смерти родственника 100 тысяч франков, он приобрел подержанную кинокамеру и в 1930 году приступил к работе над своим первым фильмом. Это была немая документальная короткометражка под названием «По поводу Ниццы», которая выявила способность Виго улавливать естественную красоту реальности и придавать банальным сценам стилизованное поэтическое звучание. Вторым фильмом режиссёра стала документальная сюрреалистическая короткометражка «Тарис, или плавание», выпущенная в 1931 году, где главным героем был пловец-чемпион Жан Тарис. Далее в 1933 году последовала полнометражная картина «Ноль за поведение». Она повествовала о жизни школы-интерната для мальчиков и её учениках, взбунтовавшихся против школьных порядков и преподавателей, чьи карикатурные образы явно были позаимствованы Виго из детских воспоминаний. Этот фильм цензура отправила на полку, и ограничения к показу были сняты только в 1945 году. В 1934 году режиссёр снял свою четвертую и последнюю картину, неспешную мелодраму «Аталанта». Сюжет фильма был прост и описывал историю двух новобрачных, деревенской девушки Джульетты (Дита Парло) и шкипера Жана (Жан Дасте). После свадьбы они отплывают на барже Жана под названием «Аталанта» по каналам Франции к Парижу. Когда Джульетта, несмотря на запрет мужа, убегает посмотреть на город, Жан, разозлившись, принимает решение уплыть без жены. Однако затем разлука начинает причинять ему сильные страдания. К счастью, его помощник, эксцентричный старик и любитель кошек папаша Жюль, разыскивает Джульетту, приводит её обратно, и молодые воссоединяются. Эта непритязательная история, насыщенная благодаря таланту Виго лиризмом и поэтическими мотивами, оказала большое влияние на режиссёров французской новой волны. Оператором всех четырёх фильмов Виго был Борис Кауфман, брат советского кинорежиссёра Дзиги Вертова. Смерть К сожалению, дарованию режиссёра не суждено было раскрыться в полной мере. Спустя менее месяца после премьеры «Аталанты», 5 октября 1934 года, он скончался от туберкулёза в возрасте двадцати девяти лет. В 1951 году во Франции была учреждена премия Жана Виго, с тех пор ежегодно присуждаемая молодым режиссёрам. Среди лауреатов премии числятся Клод Шаброль (был награждён в 1959 году за фильм «Красавчик Серж»), Жан-Люк Годар (был награждён в 1960 году за фильм «На последнем дыхании»), Крис Маркер (за фильм «Взлётная полоса», 1963), F.J. Ossang (за фильм "Цена") и др. Фильмография Ко всем своим четырём фильмам Виго написал сценарии собственноручно. 1930 По поводу Ниццы (À propos de Nice) 1931 Тарис, или плавание (Taris, roi de l'eau) 1933 Ноль за поведение (Zéro de conduite: Jeunes diables au collège) 1934 Аталанта (L'Atalante) http://ru.wikipedia.org/wiki/Виго,_Жан
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 28.05.2010, 07:03 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Жан Виго (Jean Vigo), французский режиссер Жан Виго родился в Париже. Его родители посвятили себя политической деятельности. Маленький Жан редко виделся с родителями. Он рос хилым мальчиком, часто болел. Виго было двенадцать лет, когда при загадочных обстоятельствах в камере тюрьмы Френ погиб его отец, Мигель Виго. Двадцатилетний Жан собирался поступать в университет Сорбонны. Но болезнь легких перечеркнула его планы. По настоянию врачей он вынужден был отправиться на лечение в Фон-Роме, близ Андорры. На курорте Жан познакомился со своей будущей женой Элизабет Лозинской, дочерью промышленника из Лодзи. Ей исполнилось 19 лет и она заканчивала учебу в Швейцарии. В то время Виго принял важное решение: он посвятит свою жизнь кино. В начале декабря 1928 года молодая семья приехала в Ниццу. Виго получил место помощника кинооператора на студии "Франко-фильм", на которой режиссер Бюрель ставил картину "Венера". Но съемки закончились - и Жан остался без работы. В трудное время пришел на помощь отец Элизабет. Жан купил кинокамеру и задумал снять документальную ленту, посвященную Ницце. Но здоровье Виго и его жены снова ухудшилось. Осенью 1929 года супруги отправились в Париж для консультаций со специалистами. В столице Виго познакомился с молодыми кинематографистами, в том числе с оператором Борисом Кауфманом, братом советского документалиста Дзиги Вертова. К середине марта 1930 года Виго и Кауфман уже отсняли четыре тысячи метров пленки. В начале мая работа была закончена.. Жан назвал фильм "По поводу Ниццы". Картина не стала событием общественной жизни Парижа, что очень огорчило Виго. Но вскоре пришли обнадеживающие новости. Во-первых, фирма "Патэ-Натан" с октября 1930 года решила начать показ "По поводу Ниццы" в престижном кинотеатре. Во-вторых, Виго был приглашеен на Конгресс независимого кино в Брюсселе. Между тем денежные затруднения стали все более серьезными. Элизабет ждала ребенка. И Виго скрепя сердце продал кинокамеру. В середине июня 1931 года он получил за нее аванс, расплатился с долгами. Но когда 30 июня родилась дочь Люс, семья по-прежнему была без средств - покупатель камеры, полностью не рассчитавшись, исчез. В июле 1932 года Виго познакомился с 54-летним бизнесменом Нунецом, большим любителем кино, и предложил ему финансировать фильм о жизни детей в закрытом учебном заведении. Нунец не возражал. 12 декабря 1932 года Нунец сообщил, что арендовал на неделю павильоны фирмы "Гомон". Работа в студии продолжалась восемь дней. Виго, которого преследовала жестокая простуда, завершил съемки за 12 секунд до истечения срока. После безумия последних дней Виго и его друзья нуждались в какой-то нервной разрядке. В одном из монмартрских бистро они принялись бросать друг в друга крутые яйца. Впоследствии характер этих традиционных сражений стал более изощренным и крутые яйца заменили обычными. Премьера фильма состоялась 7 апреля 1933 года. Прокатчики были шокированы...отсутствием коммерческих достоинств картины. Критика же увидела в "Ноле за поведение" и жестокость. Во время частного просмотра довольно резко против фильма выступили некоторые католические круги, вмешалась французская цензура. Тем временем Нунец предложил Виго снять "Аталанту" по роману малоизвестного писателя Р.Гишена. В начале февраля 1934 года несмотря на мучившие его лихорадку и кашель Виго практически завершил съемки. Последние кадры Кауфман снимал в одиночку. Просмотр "Аталанты" состоялся 25 апреля 1934 года в "Пала Рошешуар". Прием, оказанный фильму со стороны владельцев кинотеатров и прокатчиков, был исключительно холодным. Тяжелобольной Виго признавался, что картина вымотала его, но ему очень хочется жить и делать картины. Маленькая Люс находилась у друзей. чтобы Элизабет могла посвятить себя уходу за мужем. Но режиссер был обречен. 5 октября 1934 года Жан Виго умер. Элизабет, у которой помутился рассудок, пыталась выброситься из окна... Виго похоронили на парижском кладбище Банье рядом с отцом. Речей не было. После того, как могилу засыпали землей, все быстро разошлись... Ни один из фильмов Виго не имел нормального проката, не дошел до зрителей при жизни режиссера. И вместе с тем ни один из его фильмов не погиб... http://www.kino-teatr.ru/kino/director/euro/180394/bio/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Вторник, 11.10.2011, 07:57 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Жан Виго. Кинематограф запахов ВЛАДИМИР ЛУКИН о великом дилетанте французского кино, фильм которого покажут на фестивале «2morrow»
В конце августа The Criterion Collection выпустила на DVD все фильмы Жана Виго — великого дилетанта и, возможно, самого современного довоенного режиссера. На следующей неделе в программе «Праздник непослушания» на фестивале «2morrow/Завтра» покажут один из четырех снятых им фильмов — «Ноль за поведение».
Проклятый поэт, святой мученик кинематографа. Сын анархиста, погибшего в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Скиталец, вынужденный в детстве блуждать по школам-интернатам, скрывая свое происхождение под псевдонимом. Режиссер, стоявший у истоков «поэтического реализма». Бунтарь, снимавший фильмы, которые подрывали устои общества. Жертва цензуры и продюсеров: первые забросили «Ноль за поведение» на самую дальную полку с грифом «запрещено», вторые отправили «Аталанту» на монтажный стол, где раскромсали ее до неузнаваемости. Слабое здоровье, долголетняя борьба с туберкулезом, который под конец его все-таки подкосил. Короткая, насыщенная жизнь: 29 лет, четыре фильма, в сухом остатке — всего три часа кинопленки...
Таковы основные элементы мифа Жана Виго, который возник во многом благодаря французской «новой волне». После Второй мировой цензурный запрет с «Ноля за поведение» был наконец-то снят, а в 1950 году Анри Ланглуа, директор Французской Синематеки, предпринял попытку восстановить оригинальную версию «Аталанты». Творчество Виго ценил крестный отец «новой волны» Андре Базен, и поэтому на страницах «Кайе дю синема» он позволял Жан-Люку Годару, Франсуа Трюффо и другим «детям Синематеки» писать пылкие любовные послания: «Если у кинематографа есть душа, то она живет в “Аталанте” Жана Виго», — говорил Годар, Трюффо добавлял: «Никто еще не снимал человеческую кожу, человеческую плоть столь непосредственно, как Виго».
О степени влияния Виго на кинематографистов свидетельствуют россыпи цитат, скрытых и не очень аллюзий на его немногочисленные фильмы.
Дебютный фильм Трюффо «400 ударов» — это не что иное, как вариация на тему «Ноля за поведение», настолько сильно тот вдохновлен эстетикой Виго. Тонущий спасательный круг с надписью «Аталанта» в «Последнем танго в Париже» Бертолуччи — емкая синефильская метафора обреченной любви. Мануэль ди Оливейра был настолько влюблен в короткометражный фильм «По поводу Ниццы», что решил в 1983 году «переснять» его («Ницца — по поводу Жана Виго»). Список можно легко продолжить: Федерико Феллини, Линдсей Андерсон, Отар Иоселиани, Леос Каракс, Джим Джармуш...
При этом, если приглядеться, сам миф Виго находится в разительном контрасте с его фильмами.
Его фильмы, вообще говоря, сложно уложить в устоявшиеся определения. Святой мученик, проклятый поэт? Этот титул скорее подошел бы Антонену Арто, чьи космические планы по трансформации кино потерпели полный крах.
Визионер? Для этого фильмам Виго не хватает монументальности, которая есть, например, у Абеля Ганса.
Анархист? Просто смешно. Сложно себе представить, что зрители после просмотра «Ноля за поведение» поднимут восстание, как это случилось однажды после «Броненосца “Потемкин”».
Сюрреалист? Здесь Виго не потягаться с Жаном Кокто, да он никогда на это и не претендовал, ведь даже свой самый «сюрреалистический» фильм «По поводу Ниццы» он определял как «социальную документалистику».
«Поэтический реалист»? Для этого есть Жан Ренуар. Хотя, между нами, этот термин Жоржа Садуля — довольно сомнительный инструмент киноанализа. По меньшей мере, им точно не схватишь оригинальность Виго — слишком мало в его фильмах привычной для нас «поэзии», да и с реальностью вечно «что-то не так».
Нет, Виго, разумеется, никакой не анархист и не бунтарь, не романтик. Он — в первую очередь хулиган, и кино он снимал по существу хулиганское. Поэтому его дебютный фильм, «По поводу Ниццы» (1930), — это не «острый социальный памфлет» (как его определяет, прости господи, БСЭ), но в первую очередь остроумная хулиганская проделка. Чванливые физиономии почтенных буржуа высмеиваются в карикатурном сопоставлении с карнавальными куклами, напыщенные дамы сравниваются со страусами, а компания серьезных господ на пляже приравнивается к крокодилам. Кинокамера — это рогатка. И Виго вместе с Борисом Кауфманом, своим постоянным оператором, как шантрапа сновали по улицам Ниццы, «обстреливая» из объектива самых примечательных субъектов. Они нахально пялились на прохожих, бесстыже заглядывали женщинам под юбки, раздевали их при помощи кинокамеры — это ли не взгляд хулигана, который любому прохожему всегда готов отвесить комментарий и присвистнуть проходящей мимо даме? Руттманн, Мурнау, Вертов, а чуть позже и Чаплин — каждый из них пытался написать свою «симфонию города». Виго же просто дурачился (Хотя, как говорил Ницше, что мешает мне, смеясь, говорить правду?)
Впрочем, как и у всякого уважающего себя хулигана, у Виго был свой кодекс чести: «Я защищаю слабейшего!» И от этого девиза он никогда не отступал.
Он продолжал дурачиться и в последующих фильмах. Показательно начало «Ноля за поведение» (фильма, живописующего нравы интернатов, о которых Виго знал не понаслышке): два приятеля-одноклассника встречаются после каникул в вагоне поезда и тут же начинают демонстрировать друг другу различного рода кунштюки. В ход идет все подряд: воздушные шары, птичьи перья, труба, сигары... Как только вещь оказывается ненужной, ее тут же выбрасывают и достают другую. Это очень похоже на метод Виго, который в своих фильмах перебирал технические приемы один за другим и, постоянно экспериментируя, редко останавливался на чем-то одном. Назвать это сознательным поиском киноязыка — слишком громко, наоборот, во всех его картинах чувствуется своеобразный дилетантизм.
В голливудской киношколе ему бы наверняка влепили «ноль по режиссуре»; он, впрочем, был бы этим только польщен.
В этом дилетантизме, одновременно наглом и обаятельном, пожалуй, кроется секрет его кинематографа. Наивность, с которой он использовал стоп-кадр, параллельный монтаж, кадрирование, мультипликацию или рапид, — это наивность детского восприятия. Не невинного (не забываем, что он все-таки был хулиган!), но живого и непосредственного.
«Не знаю, является ли результат произведением искусства, но я уверен, что он — кинематографичен. Кинематографичен в том смысле, что никакое другое искусство или наука не смогут занять его место» — так писал Виго о своей дебютной картине, но так он мог бы сказать и о своих остальных работах.
Непосредственность восприятия сохраняют и герои «Аталанты», последнего фильма Виго и, быть может, первого road movie в истории кино (хотя, строго говоря, это river movie). Все очаровывает Джульетту, которая только что вышла замуж за капитана баржи и отправляется с ним в свое первое плавание: береговые пейзажи, проплывающие мимо города, радио, ожидание Парижа. Первые радости, первые разочарования... Все бы это легко могло превратиться в удушливую мелодрамму, если бы не хулиганские проделки папаши Жюля (Мишель Симон), эксцентричного помощника капитана, всегда готового показать свои морские трофеи, татуировки и банку с заспиртованной рукой своего лучшего друга.
В таких фокусах — весь Виго. А еще — в особых магических мгновениях, которые вдруг обнажают эфемерность бытия: стелющийся вокруг баржи туман в «Аталанте», метамарфозы воды в «Тарис, король воды», медленно парящий пух разорванных подушек в «Ноле за поведение». Аза-низи-маза — волшебство этих моментов не поддается рациональному объяснению. «Кинематограф запахов», как говорил Трюффо, желая подчеркнуть парадоксальную витальность фильмов Виго. Это определение остается справедливым до сих пор.
Владимир Лукин • 10/10/2011 http://www.openspace.ru/cinema/events/details/30875/?expand=yes#expand
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 25.04.2012, 19:33 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Жан Виго. Вне матрицы
26 апреля 1905 года родился Жан Виго — культовый режиссёр кинематографистов-интеллектуалов и, пожалуй, самый неизвестный широкой публике гений мирового кино
За свою короткую творческую жизнь, длившуюся всего четыре года, он успел снять две неигровых короткометражки и два игровых фильма, которые изменили историю кинематографа. Болезнь, преследующая его по пятам всю недолгую жизнь; печальная участь всех снятых им фильмов; внезапная смерть в двадцатидевятилетнем возрасте. Отличный сюжет для сентиментальной кинодрамы в духе байопиков про Артюра Рембо или Джима Моррисона. Жить быстро, умереть молодым, взорвать конвенции — идея фикс поколения «детей цветов», и поныне не лишённая романтического флёра.
Так что нет ничего удивительного в том, что байопик о Виго всё-таки снят. Причём снят в конце 90-х Джулиеном Темплом, клипмейкером рок-групп 70-х, режиссёром вызывающе анархистского фильма «Большое рок-н-ролльное надувательство» с Sex Pistols. Ещё менее удивительно, что картина Темпла «Виго: страсть к жизни» не стала событием и по прошествии десятилетия о ней мало кто помнит.
Дело даже не в посредственности байопика. Просто Виго, в отличие от своих последователей, так и не вошёл в пантеон масскультовых персонажей, как ни старались добросовестные популяризаторы его наследия, наделяя загадочного режиссёра громкими эпитетами «проклятый поэт», «анархист», «мученик». Виго оказался вне матрицы.
За свою короткую творческую жизнь, длившуюся всего четыре года, он успел снять две неигровых короткометражки и два игровых фильма, которые изменили историю кинематографа.
Дочь режиссёра, киновед Люс Виго, считает, что он избрал кинематограф в качестве формы социального протеста. Отец Жана, Эжен Бонавентур Виго, известный под псевдонимом Мигель Альмерейда, анархист и основатель леворадикальных изданий, в 1917 году был арестован по обвинению в сотрудничестве с немецкой разведкой. Вскоре Эжена обнаружили в камере задушенным шнурком от ботинок. Эта история породила множество слухов. К примеру, Жорж Садуль, историк кино и непосредственный участник большинства кинематографических событий первой половины ХХ столетия, утверждал, что Альмерейда жил на широкую ногу, был наркоманом и его трагический финал в принципе был легко предсказуем.
По рассказам Люс Виго, Жан отчаянно пытался обелить имя отца, собирая свидетельства и документы, согласно которым обвинение было сфабрикованным по политическим мотивам — во время Первой мировой Альмерейда как издатель занял невыгодную властям пацифистскую позицию. Друзья объяснили Жану, что доказать он всё равно ничего не сумеет, а неприятности ему будут гарантированы. Вот тогда-то Виго и решил снимать кино.
В 1928-м Жан по настоянию врачей вместе с невестой, Елизаветой Лозинской, дочерью бизнесмена еврейско-польского происхождения, переехал в Ниццу, где устроился ассистентом кинооператора на студию «Франко-фильм». Работа на киностудии дала Виго некоторый опыт, но осуществить задуманное в рамках студийного кинопроизводства у него не было никаких шансов.
В январе 1929-го он женился на Елизавете, которую называл на свой манер Лиду. Состоятельный тесть, не питавший особых восторгов по поводу выбора дочери, тем не менее проявил милосердие. Жан и Лиду страдали хроническим туберкулёзом и нуждались в финансовой поддержке. Мсье Лозинский стал выдавать ежемесячное пособие на содержание четы молодожёнов. На эти средства Виго купил подержанную кинокамеру и отправился в Париж, где познакомился с оператором Борисом Кауфманом, братом Дзиги Вертова, эмигрировавшим во Францию. Виго предложил Кауфману в качестве оплаты съёмочного периода жильё и еду. С этого началось их сотрудничество, которое закончилось только со смертью Виго.
Свой первый совместный фильм, «По поводу Ниццы», с подзаголовком «Документальная точка зрения», они сняли в городе, который Виго любил и ненавидел. Любил за солнечность и беззаботность — за них же и презирал. Виго, вынужденного жить на вечно праздном курорте последние пару лет, уже мутило от всего этого шика и блеска, которыми Ницца прикрывала свою абсолютную, ирреальную пустоту.
Лейтмотивом киноэссе «По поводу Ниццы» стало сопоставление гротескных фигур карнавала и вычурных надгробий, роскоши помпезных отелей и убожества нищих кварталов. Любительская по сути короткометражка стала впоследствии каноническим текстом, который анализировался покадрово каждым на свой лад. Советскому киноведению, равно как и сторонникам психоаналитического подхода, была близка, разумеется, идея «города контрастов». Показать изнанку роскоши, бросить вызов зажравшимся буржуа, отмстить за отца — всё это, казалось бы, лежит в фильме на поверхности, и такая трактовка имела бы право на существование, если бы не тональность картины. Дав ленте подзаголовок «Документальная точка зрения», Виго, в отличие от киноавангардистов-современников, не покривил душой. «По поводу Ниццы» — это действительно документальный слепок, посмертная маска, снятая с лица города, которого нет.
Михаил Ямпольский, сопоставив фильм Виго с эссе Мопассана «По поводу ничто», ближе всех подобрался к разгадке. Увидеть ничто — значит узреть истину, осознать ценность бытия, пожираемого чёрной дырой отсутствия.
Премьера кинодебюта Виго состоялась в 1930 году в парижском театре «Вьё Коломбье», одном из центров французского киноавангарда. Особого фурора картина не вызвала, однако компания «Патэ-Натан» взялась за её более широкий прокат, а Виго получил заказ на документальный фильм с участием пловца-чемпиона Жана Тариса. Заказчики хотели увидеть учебный фильм, в котором чемпион покажет, как плавать правильно. Надо отдать должное Виго, требование заказчиков он выполнил. Только вот подводные съёмки чемпиона оказались чувственными на грани эротики. Камера обнажила природное обаяние пловца, преодолевающего земное притяжение, и наводила зрителя на мысль о равнозначности свободы и жизни. Крохотная короткометражка Виго предвосхитила появление легендарной «Олимпии» Лени Рифеншталь, но сама осталась в тени. Долгое время фильм даже считался утраченным.
Тем временем у Жана и Лиду родилась дочь Люс. Прокат картины «По поводу Ниццы» не принёс дохода. Семья едва сводила концы с концами. Дальнейшее кинематографическое будущее Виго было под большим вопросом.
Виго выручил Жак-Луи Нунец, бизнесмен, страстно возлюбивший кино. Будучи прежде всего бизнесменом, Нунец искал талантливых молодых режиссёров, способных снимать шедевры, не требуя большого бюджета. Виго подходил идеально. Он предложил Нунецу снять фильм о мальчиках в закрытом учебном заведении. Если бы новоиспечённый продюсер знал, во что это выльется, он бы крепко подумал, прежде чем ввязываться в авантюру.
В 1932 году Нунец арендовал павильон фирмы «Гомон», куда Виго привёл кучу детей и своих друзей. Съёмку надлежало провести в течение восьми дней. Работа с неуправляемыми детьми и непрофессиональными взрослыми актёрами — сущий ад. Но Виго умудрился уложиться в срок и полностью оправдал ожидания продюсера, действительно создав шедевр — фильм «Ноль за поведение». Правда, ни продюсер, ни зрители этого не поняли…
Первый шок случился у родителей снимавшихся детей. Дети на экране курили, ругались, называли учителей дерьмом и прыгали голыми, бунтуя против порядков, заведённых в гетто для мальчиков. Второй шок был у цензурного комитета — бунт полуголых детей пародировал религиозную процессию, а финальный обстрел булыжниками представителей власти воспринимался как вызывающе прозрачный намёк. «Ноль за поведение» был запрещён к показу вплоть до конца Второй мировой.
Очевидно, как синефил, Нунец всё же понимал, что судьба свела его отнюдь не с рядовым режиссёром-неудачником. Иначе чем объяснить, что, не вернув ни франка из потраченного на «Ноль за поведение», он дал Виго возможность снимать новый фильм? Теперь это был, что называется, продюсерский проект. Нунец предложил режиссёру экранизировать повесть Риера Гишена (Жан Гине) «Аталанта» — о чете молодожёнов, Жане и Жюльетте, которые проводят медовый месяц на барже «Аталанта» в компании старого моряка, папаши Жюля, и юнги. В ходе путешествия — а на самом деле рабочей поездки, поскольку Жан зарабатывает тем, что перевозит на барже грузы, — молодожёны понимают, как непросто строить семейное счастье.
На продюсерский взгляд, в этом идиотском сюжете было всё, что нужно для кассового успеха: мелодрама, романтика странствия вдоль туманных набережных и ясная мораль.
Прочитав повесть, Виго попросил разрешения внести в сюжет при сценарной разработке лишь одно несущественное изменение. В повести Ришена простушка Жюльетта сбегала с баржи, чтобы вкусить прелестей города, соблазнённая россказнями юнги. Виго хотел, чтобы Жюльетта проведала о запретном плоде не от человека из её мира, а от бродячего торговца. Нунец и Ришен, очевидно, ожидавшие, что Виго захочет перекроить сюжет до неузнаваемости, с радостью пошли на уступку.
Весеннее путешествие на «Аталанте» начали снимать в середине ноября. Актёрам приходилось обнажаться на морозе, нырять в застывающую воду и ходить босиком по льду. Съёмку романтических пейзажей свели до минимума — в кадр попадали сугробы. Солнечных дней практически не наблюдалось. Однако ждать хорошей погоды было некогда — на съёмки выделили лишь три месяца. Так что туман организовали в студийном павильоне, где выстроили точную декорацию баржи. Когда истёк срок аренды павильона, съёмочная группа снова вернулась на заснеженную натуру, чтобы доснять оставшиеся сцены. От перенапряжения Виго свалился в постель. Последний кадр — снятая с высоты птичьего полёта, залитая солнечным светом баржа «Аталанта», которая спешит по каналу к зыбкому счастью, — Борис Кауфман делал самостоятельно, руководствуясь инструкциями режиссёра.
Когда Ришен увидел готовый фильм, он потребовал, чтобы его имя было изъято из титров. Не изменив ни одной реплики, ни одного слова, Виго не оставил от сюжета Ришена мокрого места. Пафосная у Ришена, свадьба Жана и Жюльетты превратилась у Виго в карикатуру на похоронную процессию. Занудный и брюзжащий старикашка папаша Жюль стал великовозрастным шалопаем, окружившим себя бесчисленными экзотическими безделушками и кошками. Искуситель-торговец оказался весёлым кукольником. А главное — все герои фильма, в отличие от персонажей повести, были живыми людьми, которые страдали, любили, радовались, ненавидели, дышали полной грудью.
В апреле 1934-го состоялся показ «Аталанты» для прокатчиков. Они не увидели в фильме коммерческого потенциала. Идя навстречу пожеланиям покупателей, Нунец сделал купюры, вставил популярную песенку Чезаре Андреа Биксио «Шаланда плывёт» и переименовал фильм в эту самую «Шаланду». Продюсерский вариант «Аталанты» провалился в прокате — зрители ждали мелодрамы, а получили суровую историю о бренности счастья.
5 октября 1934 года Жан Виго умер. Ему исполнилось 29 лет. После похорон на парижском кладбище Банье, рядом с могилой отца Виго, Лиду пыталась покончить с собой, выбросившись из окна. Несколько месяцев спустя она написала своему другу: «С 5 октября меня больше нет среди живых... Лишь беспокойство о дочери всё ещё держит меня здесь. Но я не знаю: смогу ли сопротивляться долго?» Она умерла от туберкулёза в 1939-м, когда ей едва исполнился 31 год.
Виго был открыт только в 60-х режиссёрами новой французской волны, прежде всего Франсуа Трюффо, который посвятил Жану Виго свои первые публикации как кинокритик.
«Ноль за поведение», с его безрассудством, непосредственностью и одновременно горьким осознанием утраченного рая, вызвал к жизни целый ряд культовых картин, среди которых «Четыреста ударов» Трюффо, «Если…» Линдсея Андерсона, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова и «Дурное воспитание» Педро Альмодовара.
«Аталанта» разошлась на цитаты по фильмам Бернардо Бертолуччи, Отара Иоселиани, Геннадия Шпаликова, Георгия Данелии, Лео Каракса, Эмира Кустурицы, Жан-Люка Годара. Рустам Хамдамов усматривает в фильмах Виго истоки картин Федерико Феллини.
Но рассуждать о том, какое влияние оказал Виго на мировой кинематограф, — всё равно что теоретизировать о влиянии гамма-лучей на лунные маргаритки. Для фильмов Виго плохо подходит вербальный инструментарий. Это очарование, которое трудно, а скорее, невозможно сформулировать.
Максим Медведев, 26 апреля 2011 года http://www.chaskor.ru/article/zhan_vigo_vne_matritsy_23152
|
|
| |
|