"АЛЬФАВИЛЬ" 1965
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Суббота, 26.02.2011, 10:36 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «АЛЬФАВИЛЬ» (фр. Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution) 1965, Франция-Италия, 99 мин. — знаменитая полицейская антиутопия Жан-Люка Годара, снятая по роману французского поэта и писателя Поля Элюара
Альфавиль — тоталитарное общество, находящееся в миллионах световых лет от нашей планеты и управляемое электронным Альфа-мозгом. Создал его сбежавший с Земли профессор Леонардо Носферату, скрывающийся здесь под именем фон Браун. На Земле опасаются инопланетного вторжения, поэтому частный детектив Лемми Коушен получает задание вернуть назад или убить профессора. Прибыв на место, Лемми встречает его дочь Наташу (24-летнюю Анну Карину, музу «раннего» Годара).
Съёмочная группа
Режиссёр: Жан-Люк Годар Продюсер: Андре Мишелен Автор сценария: Жан-Люк Годар Оператор: Рауль Кутар Композитор: Поль Мизраки Художник: Пьер Гюффруа Монтаж: Анье Гийемо
В ролях
Эдди Константин — Лемми Коушен Анна Карина — Наташа фон Браун Аким Тамирофф — Генри Диксон Хауард Вернон — профессор Леонард Носферату, по другому фон Браун Жан-Луи Комолли — профессор Джекелл Жан-Андре Фиечи — профессор Хекелл Мишель Делешей — ассистент фон Брауна Ласло Сабо — главный инженер Криста Ланг — соблазнительница Жан-Пьер Лео — служащий отеля Валери Бойсгель
Награды
Берлинский кинофестиваль, 1965 год Победитель: Золотой Медведь
Интересные факты
* В этом фильме в эпизодической роли появляется Жан-Пьер Лео (приблизительно на 68 минуте фильма), он играет служащего отеля, который приносит завтрак Лемми Коушену и Наташе фон Браун. * Часть съемок (особенно замечательная сцена «дверей») была осуществлена внутри Французского Дома Радио (фр. Maison de Radio France), который в то время только недавно торжественно открылся. * Видеоклип к песне Linger ирландской рок-группы The Cranberries был снят с использованием стилистики фильма Альфавиль.
Цитаты
* «А ты кто?» - «Я соблазнительница третьего класса».
* Вы перестали считать меня придурком или только начали?
* Однажды, когда мы узнаем один, мы решим, что знаем два. Потому что один плюс один равно два. Но мы забываем, что нужно ещё узнать, что такое плюс.
* «У вас есть фонарик?» - «Я проехал 9000 км, чтобы отдать его вам».
* История 842. «Однажды очень маленький мужчина вошел в кафе в северном квартале. Он сказал: «Я хочу вкусный горячий кофе с сахаром». Он добавил: «Но я вам не буду платить, потому что я никого не боюсь». Он выпил кофе и ушёл, не заплатив. Тогда хозяин не осмелился ему ничего сказать, потому что боялся скандала. Но так как это стало часто повторяться, хозяин сказал себе: «Хватит, я найму амбала, чтобы тот набил морду тому мелкому, если он снова придет». На четвёртый день, когда маленький человек пришел и сказал: «Я хочу вкусный горячий кофе с сахаром», к нему подошел амбал и сказал: «Кажется, ты ничего не боишься?» — «Нет», — ответил мелкий. — «Я тоже», — ответил амбал. Тогда мужчина сказал: «Два вкусных горячих кофе с сахаром».»
Смотрите фильм
http://vk.com/video16654766_169997151
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Среда, 02.03.2011, 08:44 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| 4 марта 2011 года Киноклуб «Ностальгия» представляет фильм №17 (257) сезона 2010-2011 «АЛЬФАВИЛЬ» режиссёр Жан-Люк Годар, Франция-Италия О фильме «АЛЬФАВИЛЬ» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru *** Этим фильмом Жан-Люк Годар пытается растормошить нас. Резким светом в глаза с экрана — «Проснитесь!». Мгновениями без звуков — «Прислушайтесь!». «Засвеченными» кадрами — «Побудьте Собой!». Постойте спиной к Общему солнцу. У каждого из вас есть, что сказать себе — но почему вы боитесь это услышать? Почему мы всё еще умираем — и стреляем в тех, кто уже живы? В жизни, где каждый день теряют слова, где нет времени, кроме настоящего, Годар рисует три знака. Стрелка на экране «назад» — значит снова вернуть сознание, испытать чувства. «Вперед» — войти в Альфавиль и раствориться без имени. «Вниз» — значит умереть под танец на воде над еще теплым трупом. Он убит, потому что плакал… Улыбнуться — легче, чем заплакать. И «на юге — солнце, а на севере — снег. Куда поедем?». Мы научились ходить — и мы привыкли идти. Но идем, не останавливаясь. Мы научились говорить — и стали повторяться. Но произнося, не чувствуем смысла. «Потому» — объяснять не надо. «Почему» — опаснее — оно заставляет искать ответы. Сколько новых слов мы изобретаем. А сколько — потеряны? «Малиновка, плакать, свет осени, нежность…». «Я стреляю потому, что я слишком стар, чтобы спорить», — заявляет «003». Но не выстрел, а тонкий голосок женщины разрезает хрипоту и страх мира. Сколько стихов, сколько нежности и красоты в словах той, которая не помнит слова «нежность». Сколько о любви фильмов снято? А у Годара — одна сцена всю любовь вместила. «Если далеко — то это ненависть. Если близко — то это любовь». Он спасся не потому, что имел пистолет. Просто Она вспомнила, что значит «любовь». Он — что значит влюбиться. В день, когда мы забудем все, мы умрем. А пока мы помним хотя бы три слова «я люблю тебя», мы имеем надежду вспомнить и все остальное. Своим фильмом Годар учит нас чувствовать. Не надо бояться: номер с тела можно стереть. На сердцах номера не пишут. 11 из 10 (после фильма дрожат руки) *** Просмотр Альфавиля похож на решение сложного уравнения с большим количеством неизвестных, нахождение определённых членов в котором влечёт манипуляцию с другими неизвестными. Город? Да это другая часть галактики, непонятно как заселённая человеческим видом. Здесь царит идеальная модель человеческого разговора, где все понимают друг друга, даже если приходится бытовать в сущем хаосе. Но как жить в эффективном мире? Какой может быть интерес? Какая разница, в чём ответ, если его суть не доставит пользу сознанию? Зачем тебе знать, какая погода на улице, если целый день планируешь сидеть дома? Картина просто переполнена абстрактными умозаключениями, понять которые невозможно, глядя на существование с простой точки зрения: sin 30° + sin 30° = 1 sin 60° = 0,866025404 Из этого следует, что судить о чём-либо поверхностно не имеет смысла, ибо оно поддаётся осмыслению только через желание понимать, а не желание поглощать. Желание понимать «с лёту» приводит к паралогизмам (ложным утверждениям). Действительно, 30+30=60, но имеет ли это значение? Нужно ли жить логично? Или, нужна ли исключительная логика человеку? Делает ли это его человеком? И что важнее: ответ или причина вопроса? *** Годар снял девятый фильм, чтобы дать нам прикурить! Снятый на другой планете, этот фильм доставит удовольствие всем тем, у кого коллеги на работе перемещаются по коридорам на корточках, секретарши поджидают гостей стоя на каблуках на отполированном столе, а если вдруг случиться погоня, то преследователи будут вместе с вами показывать балет на заснеженном асфальте. И с этого дня вы не сможете спокойно зайти в бассейн, потому что в нём под торжественные аплодисменты расстреливают вольнодумцев, отдавшихся чувствам вместо холодного разума. Свет сфинкса. Эти и другие авангардистские приёмы, которыми напичкана картина не бред сумасшедшего, а абсолютно логичный ход действия. Да, никакого стёба или метафоричности. Если бы вы побывали на планете Альфавиль, то поверьте, вы бы всё это увидели своими глазами. Как я! *** О фильме «АЛЬФАВИЛЬ» посетители сайта http://www.afisha.ru *** Девятый фильм Годара – это, пожалуй, следующий поистине культовый его фильм после «На последнем дыхании». Понятно, почему именно этот: скажем, в предыдущей «Замужней женщине» новаторств не меньше, однако же самая нелепая фантастичность находит гораздо больше адептов, чем самое достоверное бытописание. Спилберг предпочтительней Бергмана, антиутопии забористей драм. Ну да, здесь киберпанк, абсурдный мрак, аутсайдер супротив тоталитарщины, – очевиднейший предшественник «Бразилии», словом. Абсурдность была опробована Годаром в «Карабинерах», да и везде понемногу; аутсайдеры – постоянные его герои. Кибернетики – да, еще не было. У меня что-то не получается здесь внятности (как и в самом фильме), я не могу ни оправдать, ни принизить этот фильм. Здесь восхитительный саундтрек, здесь великолепная визуальность (эдакий графический роман), но всё кажется надуманным. Не знаю, право, что и сказать, – но сказать такое можно, конечно, про редкий фильм. *** Этот фильм не строго первый среди собратьев по жанру: к нему же можно отнести например гораздо более старый немецкий "Метрополис". Но то совсем давняя история. "Альфавиль" же, будучи полноценным представителем футуристического кино, не смотрится, как фантастика. Наоборот, удачная находка про данную территорию, как некий параллельный реальности мир (просто на далёком расстоянии, и ничем не отличимый от нашего) заставляет голову недоумённо задумываться на пару с главным героем: насколько они там вообще люди?! И следить за тем, как Иван Джонсон из большого мира пытается бороться с миром Альфавиля, вполне интересно и по сей день, безо всяких спецэффектов. ***
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 04.03.2011, 19:33 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| АЛЬФАВИЛЬ Под видом корреспондента газеты «Фигаро-Правда» Ивана Джонсона частный детектив Лемми Кошен (Константайн) навещает расположенный во внешних мирах город Альфавиль. При помощи пистолета и цитат из Паскаля и Селина он уничтожит всевластный компьютер «Альфа-60», казнит диктатора Фон Брауна, он же Леонард Носферату (Вернон), и научит его дочь Наташу (Карина) слову «любовь». В первом киберпанке мирового кино Годар раскрыл страшную тайну: будущего не будет, оно уже наступило. Не потратившись на футуристический декор, он выстроил образ галактического концлагеря из ночных терминалов еще не пущенного в эксплуатацию аэропорта Орли и клаустрофобических коридоров парижского Дома радио. Выросшие при искусственном освещении люди подобны слепым кротам. Насилие анонимно и беззлобно: веселые купальщицы расстреливают диссидентов на краю бассейна; выросшие из стен лифта руки избивают тех, кто хочет «спасти плачущих». Но кого спасать в мире, где люди давно разучились плакать; кого, кроме Наташи — Карины, которую Годар неуклонно теряет в жизни и пытается вернуть на экране, объясняясь в любви устами странствующего рыцаря, в которого он превратил картонного сыщика из pulp fiction 1940-х. Дешевые романы — последнее убежище поэзии и героизма. Но Анна не вернется, а мир за грядущие сорок лет бесповоротно превратится в огромную декорацию «Альфавиля». Михаил Трофименков http://www.afisha.ru/movie/166845/review/154650/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 04.03.2011, 19:34 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Альфавиль/Alphaville (Франция-Италия, 1965) Если Годар снимает антиутопию - это будет крайность жанра. Анти-антиутопия. Для истории, произошедшей в городе-оплоте технотронной цивилизации в какой-то иной галактике, ему вполне хватило Парижа. Ни одной декорации не возвел, ни единой наукообразной мелочи дизайнерам не заказал. Улицы, коридоры, лестницы... Трудно вообще представить более обыденное и скупое кинозрелище, нежели "Альфавиль". Студенты киновузов на втором курсе побогаче обставляют свои работы. Ну вот даже камерой не побаловался, фильтры там всякие, вверх ногами и пр. не восстребовал. Разве что люди ведут себя по-инопланетному, по-иноцивилизованному. Говорят "да", а мотают головой как "нет", и наоборот. По всякому поводу частят: "Хорошо, спасибо, пожалуйста". Номера сзади на шее. Расстреливают на краю бассейна за "нелогичность" - например, разрыдался кто-то на похоронах жены - а потом нимфы в купальниках добивают раненных и исполняют ритуал в стилистике синхронного плавания. Все стоимостью пару тысяч франков, да еще на черно-белой пленке. (Главный электронный мозг - вообще вентилятор какой-то...) Единственное слабое звено в этом царстве порядка и безупречности, как водится, дочь диктатора - ученого, чем-то обиженного на землян и основавшего новую цивилизацию для завоевания "внешнего мира". Анна Карина, тогда жена режиссера, пожалуй, единственное, что в фильме предназначено для зрения. Я и не думал, что она может быть столь красивой и сексуальной. Используя ее девичье воображение и чувственность, помятый жизнью Эдди Константин и добивается своего - рушит это средоточие бесчувственности и экспансии. Пусть меня забросают каменьями, но Годар здесь просто глумится. Не над зрителями, но побочно получилось, что и над ними тоже. Когда много лет подряд читаешь, что "Альфавиль" - классика антиутопии, просто обидно становится за человечество. Годар был не только кинематографическим радикалом, но и социальным. Если ему что-то и нравилось, то с оговорками и недолго. Здесь-то он как раз на всю катушку поглумился и над современным мироустройством, и над современным кино. Когда узнаешь, что в Альфавиль прибыл Иван Джонсон из "Фигаро-правды", чтобы написать статью о профессоре фон Брауне - все сразу становится ясно. Потом еще выясняется, что фон Браун на самом деле Леонард Носферату, а Джонсон - агент 003 (!), но хотя бы с ортодоксальными французскими именем-фамилией (да и то по-моему в переводе получается Свиньин). Рассуждая о "социальной базе" Альфавиля, закадровый голос сообщает, что очень хорошо прижились здесь, приняв рациональную механистическую догму, "шведы, немцы и американцы". А вот у прочих - не заладилось... Можно сказать так - истинный француз Годар (хотя он по-моему совсем не француз) сюжетно глумится над современным космополитизмом, а визуально - над коммерческим, традиционным кино. Вот эта бедность картинки, наверное, призвана продемонстрировать, что такое работы антагонистов Годара - хоть антиутопии, хоть "черные детективы" - без наворотов, спецэффектов, дурацких футурологических костюмов. Пустота и скука, штампы и убогость. Ну ладно - нате вам навороты, говорит Годар, воткнул пару раз, ни к селу, ни к городу, негативное изображение. А что изменилось? Ничего. Та же убогость и скука. Глумится Годар, друзья мои, глумится. У него, кстати, даже не поймешь - действительно ли все это происходит в другой галактике или где-то в Европе. Вон в финале спаситель пообещал даме всего одну "галактическую ночь" дороги - и дома. А сам сел в какой-то "Форд" и порулил... Я понимаю - специфичная образность и так далее. Но как-то уж совсем примитивно. Режиссеры класса Годара к такому примитиву не прибегают и таких промахов не совершают. Их совершают те, кто долдонит о "классике антиутопии". Игорь Галкин http://www.kino.orc.ru/js/elita/elita_alphaville.shtml
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 04.03.2011, 19:39 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «АЛЬФАВИЛЬ» 1965 Антиутопия Интерес к «пограничным» или экзистенциальным ситуациям, когда человек находится словно между жизнью и смертью, закономерно привёл выдающегося новатора киноязыка Жан-Люка Годара к жанру как бы фантастического фильма. «Как бы» — потому что режиссёру необходимо лишь условие, некий допуск, предположение. Уже в «Карабинерах» (1963) он использовал элементы антивоенной притчи-антиутопии. А «Альфавиль» — тоже антиутопия, но в виде полицейской ленты, в которой проявляются основные кинематографические аллюзии-привязанности самого постановщика, одного из прародителей постмодернистского стиля с непременным и даже обильным цитированием, постоянной отсылкой к другим произведениям. Несомненно, что «Альфавиль» — дань почести немецкому экспрессионизму 20-х годов, а именно — Фрицу Лангу с его пророческими картинами о докторе Мабузе и, прежде всего, первой киноантиутопией «Метрополис» (1926). Фантастический город, управляемый роботом-диктатором «Альфа-60», называется Альфавиль. Время действия — 1984 год (разумеется, это сразу же вызывает в памяти Джорджа Оруэлла, который создавал свой знаменитый антитоталитарный роман «1984» тоже под большим впечатлением от «Метрополиса»). Но любовная линия из немого шедевра Ланга повёрнута у Годара на 180 градусов: главный герой, частный сыщик, влюбляется в дочь известного профессора — Наташу фон Браун. Этот «необунтарь», намеревающийся спасти самого профессора из плена, а также ликвидировать власть роботов, конечно, взят напрокат из американских комиксов, «чёрных фильмов» и триллеров. Его зовут Лемми Кошн (на американский лад), а придумал этот образ писатель Питер Чейни. Снимая фантастический «полисье» (то есть по-французски — «полицейскую ленту»), Жан-Люк Годар вместе со своим постоянным оператором Раулем Кутаром вполне обходится парижской натурой. Ночные виды города действительно создают впечатление мира будущего: холодного, пустынного, враждебного и одновременно призрачного, нереального — как кошмар, навязчивый сон. Не может не привлечь трогательная интонация в рассказе о любви, которая противостоит технократическому, обездушенному, роботизированному обществу. Ныне любопытно проследить, как ориентированная на американские каноны, но с европейской проблематикой картина Годара отозвалась в целом ряде работ американских режиссёров поколения Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга. Повенчав элитарный и массовый кинематограф, а ещё фантастические фильмы о технократическом будущем и детективные комиксы о суперагентах, Жан-Люк Годар проделал типично постмодернистскую операцию по своего рода пересаживанию героя устойчиво закреплённого жанра в необычные условия совершенно иной стилевой ориентации. И это было предпринято, кстати говоря, за 13 лет до поворотного момента в истории современного кинематографа (имеется в виду появление на экранах в 1977 году картины «Звёздные войны» Лукаса — продукта постмодернистского и комиксового мышления, смешения несоединимого, ликвидации границы между понятиями art-house и box-office). А среди недавних примеров можно назвать, конечно же, «Пятый элемент» француза Люка Бессона. «Постгодаровские режиссёры» усвоили философские и формальные поиски французского киноавангардиста и облекли их в суперзрелищную, доступную массовому зрителю стилистику. Сергей Кудрявцев Оценка: 9.5/10 http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/832588/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 04.03.2011, 19:39 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| АЛЬФАВИЛЬ Годар как Вольтер II. Просвещение бунтаря, или Революционная обязанность мыслить критически В рубежном для французского кино 1965 году Годар совершил прорыв в новое кино, в новую эстетику - своим знаменитым фильмом "Альфавиль". Фильм этот по ошибке был зачислен в "антиутопии". Видимо, французская критика и французский зритель ощущали в антиутопии сильную потребность. Но настоящая антиутопия появилась на французских экранах лишь в следующем - 1966 - году. Это был фильм Франсуа Трюффо "451° по Фаренгейту". "Альфавиль" же был антиутопией лишь по внешним признакам и в последнюю очередь. На самом деле это была пародия на антиутопию и - одновременно - пародия на "крутой" шпионский боевик à la Джеймс Бонд. Дело в том, что в середине 60-х годов Годару было, безусловно, неинтересно ставить классическую антиутопию в духе Замятина, Орвелла и Олдоса Хаксли. Их идеи к тому времени были давно переработаны западной общественной мыслью и включены в "канон". Вот над этим-то "каноном" Годар и издевался. Тоталитарная утопия в его фильме была не страшной, а чудовищно глупой, и глупо побивалась глупым противником. Пародия была во всем. Во-первых, было совершенно непонятно, где разворачивались события - на Земле (и если на Земле, то где) или на другой планете (при том, что время действия высчитывалось элементарно - 1995 год). С одной стороны, герой вроде бы прилетел в Альфавиль "из других галактик", а Альфавиль был назван в фильме "столицей этой галактики"). С другой стороны, "галактика" Альфавиля была смехотворно сужена - в нее не входили Париж, Токио (в фильме именуется Токио-рама: пародия на распространенный в фантастике термин "видеорама") и Нью-Йорк (в фильме: "Нуэва-Йорк"). И вообще, кажется, вся остальная земля (кроме Альфавиля) объединилась в одно содружество (именуемое в Альфавиле "внешними странами") в духе идей конвергенции, так как главный герой фильма - Лемми Кошэн - прибывал в Альфавиль под характерным именем Ивана Джонсона, корреспондента газеты "Фигаро-Правда". Сам Лемми Кошэн тоже был пародией, причем доведенной уже до нелепости. Лемми Кошэна Годар не изобрел - ни персонажа, ни его имени, ни актера, ничего! Лемми Кошэн - это подлинный герой серии третьесортных полицейских фильмов 40-х - 50-х годов, где его неизменно играл тоже третьесортный актер Эдди Константэн. Именно этого же Эдди Константэна Годар и снял в "Альфавиле" в роли Лемми Кошэна! Но это тоже не все. Лемми Кошэн - это, собственно, герой детективных романов английского писателя Питера Чейни: полицейский инспектор Лемми-Осторожность (Lemmy-Caution; Lemmy the Caution), то есть "Кошэн" - это не фамилия, а прозвище; и, заставляя всех в Альфавиле говорить "месье Кошэн", Годар попросту издевается над средним французом, который, как известно, не любит учить языки. Кстати, "Осторожностью" инспектор Лемми был прозван потому, что сначала стрелял, а уже потом выяснял, что, собственно, привлекло его внимание. И в фильме Годара он вел себя точно так же: в отеле чуть ли не с первых шагов палил из пистолета в прислугу, дырявя двери и зеркала, а в страшном угрюмом тоталитарном Альфавиле, управляемом безжалостной машиной, каравшей даже за малейшие проявления эмоций, никому, конечно, и в голову не пришло хотя бы отнять у него пистолет! Фильм вообще перенасыщен издевками над "массовой культурой". Лемми Кошэн именуется в фильме "агентом 003" - это уже откровенная пощечина Джеймсу Бонду, отставшему на целых четыре ранга. Даже самый фильм начинается с пародийного закадрового голоса Лемми Кошэна: "Было 23 часа 17 минут по среднеатлантическому времени, когда я прибыл в предместья Альфавиля. Случается так, что реальность оказывается слишком сложной для нормального восприятия, и тогда она принимает форму легенды, путешествующей по всему миру". Это - откровенное пародирование стилистики "джеймсбондовских" романов, где герои без конца сбиваются с языка военных репортажей на псевдофилософские рассуждения. Фильм щедро оснащен шаржированными атрибутами "масскульта". Он был так хорошо замаскирован под "триллер", что даже многие критики купились. Для потребителя боевиков тут все понятно и узнаваемо. Если уж показывают здание, где расположился злой правитель Альфавиля - электронный мозг Альфа, то непременно с бесконечными коридорами, с закрытыми дверями (так и ждешь, что из-за угла выйдет Штирлиц); если уж показывают главного жреца Альфы, то зовут его, конечно, фон Браун (как Вернера фон Брауна, про которого зритель хоть краем уха, да слышал) если уж Альфавиль - порождение "науки", то и улицы там называются, конечно, улица Энрико Ферми или улица Радиации (если обыватель не вспомнит, что Энрико Ферми - физик-ядерщик, то уж "радиация"-то его проймет наверняка!). Штамп в фильме наезжает на штамп - с назойливостью, доходящей до гротеска. Если у "злого гения" фон Брауна есть дочь, то она, конечно, подсылается к Лемми Кошэну и, разумеется, влюбляется в него (это в обществе, где любовь и вообще эмоции неизвестны - представления о них смыты Альфой из мозга своих подданных!); сам фон Браун (тоже типичный персонаж комиксов и масскультовской фантастики - "сумасшедший ученый") оказывается элементарно доступен, и Лемми Кошэн убивает его без всяких сложностей, а уж всесильную Альфу-то бравый агент 003 побеждает, как мальчишку с грязной попкой - в два счета, загадав ей неразрешимую загадку. И т.д., и т.п. Годар высмеивает в этом фильме не только современную "массовую культуру" - суррогат духовной пищи, призванный, перефразируя братьев Стругацких, занять время и, упаси бог, не побеспокоить голову. Он высмеивает еще и ставшее уже привычным в руках у правых пугало "тоталитарной антиутопии". Предельно технизированный тоталитарный мир оказывается на поверку "бумажным тигром", разваливается от столкновения с живым человеком (даже таким идиотом, как Лемми Кошэн) - подобно тому, как карточная Страна Чудес разваливается от столкновения с живой Алисой. Это подчиненная, идеологическая задача - разгипнотизировать тех, кто зачарован уверениями, будто революционное действие неизбежно ведет к установлению непобедимой тоталитарной деспотии. Но поскольку действие "Альфавиля" разворачивается все-таки в антиутопии, то есть смысл присмотреться к этой антиутопии повнимательнее. Здесь не все так очевидно, как кажется. Ну, хорошо, номера на теле - от Бухенвальда и Освенцима, ежедневно меняющийся словарь - от Орвелла, но вот откуда такое внимание к вопросам языка, чисто лингвистическим конструкциям? Почему обитатели Альфавиля постоянно пользуются фразами-заклинаниями, да еще и содержащими в себе явные логические противоречия ("Я чувствую себя хорошо. Спасибо" говорят, например, в Альфавиле вместо "Здравствуйте" и "К вашим услугам")? Что за странный текст вкладывает Годар в уста Альфы - текст, который отрицает реальность и ценность прошлого и будущего и сводит жизнь только и исключительно к "настоящему"? Именно это поучение Альфы и является ключом. Только из него и можно догадаться, что построенная Годаром декорация антиутопии - это уже не антиутопия Орвелла и Замятина, а антиутопия Маркузе. Весь этот пласт фильма - явная популяризация только что (в 1964 году) вышедшей книги Маркузе "Одномерный человек". Это именно одномерное индустриальное общество, нарисованное Маркузе в своей книге, сводит реальность до настоящего, создавая тем самым между ним и будущим "пропасть". Вот в этой "пропасти" и живут обитатели Альфавиля. Значит, это уже не будущее, это - вечное настоящее, это, говоря откровеннее - современный Годару мир. И именно в этом мире, строго по Маркузе, "авторитарные" (ритуальные, магические) противоречия заменили в языке "живые" - это, собственно, метод подавления подлинных, диалектических противоречий, заложенных в самом языке, "протестующих сил самого языка". Именно в Альфавиле, строго по Маркузе, Наука под знаком Разума с помощью Техники выступает в качестве поработителя. Прошедшим мозговую перестройку ("излеченным") жителям Альфавиля навязаны ложные потребности и в то же время у них "эффективно подавлены потребности, для удовлетворения которых необходима свобода" - любовь, например. Фильм Годара, таким образом, содержал еще одну "скрытую диверсию": он в неявной форме пропагандировал последние достижения леворадикальной философской мысли. Александр Тарасов http://scepsis.ru/library/id_835.html
|
|
| |
Ольга_Подопригора | Дата: Пятница, 04.03.2011, 21:44 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Статус: Offline
| К сожалению, мы сегодня о фильме-то и не поговорили вовсе! А хочется сказать, что, несмотря ни на что, мне фильм безумно понравился! Не буду называть себя эстетом, но моменты, когда показывались глаза, лица, портреты, слова крупным планом - это выглядело, действительно, красиво и эффектно. А некоторые фразы могу называть просто шедевральными! Например "Однажды, когда мы узнаем 1, мы решим, что знаем 2. Потому что 1+1=2. Но мы забываем, что нужно еще узнать, что такое плюс". Для меня эта цитата является очень значимой. Ведь люди, которые живут в Альфавиле совсем не знают, что такое плюс. Они - часть машины. Они просто существа, которые подвластны чему-то более математически высшему, т.е. машине. Они не умеют размышлять, они не умеют и не имеют права чувствовать. Понравился момент, когда режиссер акцентировал внимание на перемене в Наташе. Когда она заплакала. Слеза катилась по щеке, а девушка говорила, что это запрещено. Это было как бы разломом... первым и маленьким. Так же считаю, что очень важны все же кадры с негативом пленки. Они, по-моему, отражают переворот системы, изменения. То, что происходило в Альфавиле, было противоположно тому, что ДОЛЖНО было происходить. Возникновение чувств, любви, сознания, памяти... Такой прием кажется мне важным...
|
|
| |
Александр_Мирошниченко | Дата: Пятница, 04.03.2011, 22:27 | Сообщение # 8 |
Группа: Друзья
Сообщений: 133
Статус: Offline
| Фильм мне очень понравился! Оль, я с тобой согласен полностью!) Сначала, я хотел бы отметить ПРЕКРАСНУЮ, как мне показалось, актерскую игру! Каменное лицо агента мне, почему-то, очень запомнилось! Режиссер так ненавязчиво... с долей юмора... смеясь над пафосом агента и всей ситуации протягивает определенный смысл. Фильм наполнен интересными вещами, над которыми стоит подумать и разобраться. Интересно зовут профессора - Леонард Носферату. Если верить интернету, то "Слово «Nosferatu» в переводе с латыни обозначает «не мертвое»"... Очень подходяще для данного героя! Он так же Жив, только внешне... как и все его "логическое" семейство! Очень меня заинтересовали вставочки в виде физических формул, в то время довольно новых... Даже взгрустнул, что я пока на первом курсе и школьных знаний не хватает связать значение формул с идеей фильм... Надо обратиться к интернету будет) Отдельно хочу вспомнить Хэппи Энд... Вот это меня в восторг привело просто! Может, для кого-то это банально и глупо и кто-то хочет "изысканий"! Но не для меня. Я был искренне рад такому концу!)))
|
|
| |
Ольга_Подопригора | Дата: Пятница, 04.03.2011, 22:52 | Сообщение # 9 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Статус: Offline
| Имена, правда, играют роль, тут полностью согласна! Носферату - вампиры, если не ошибаюсь. Соответственно, это не люди. Собственно, как нам и показано в Альфавиле! Это просто машины. С формулами и вообще надписями безумно интересно. Т.к. они точно неспроста!!! Все детали, даже мелкие, имеют смысл! Надеюсь, кто-нибудь еще присоединится, т.к. я на самом деле хотела бы не только сказать, но и послушать!
|
|
| |
Александр_Мирошниченко | Дата: Пятница, 04.03.2011, 23:08 | Сообщение # 10 |
Группа: Друзья
Сообщений: 133
Статус: Offline
| Интересно, а фотографировал он все по долгу службы? Или тут загадка какая...
|
|
| |
Ольга_Подопригора | Дата: Пятница, 04.03.2011, 23:13 | Сообщение # 11 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Статус: Offline
| Он турист. Так что он по-любому должен был фотографировать. Но дело в любопытстве, мне кажется. Он еще же говорил про аппарат, что он ему доверяет. Возможно, еще в этом дело
|
|
| |
Александр_Мирошниченко | Дата: Суббота, 05.03.2011, 00:55 | Сообщение # 12 |
Группа: Друзья
Сообщений: 133
Статус: Offline
| Насчет формул... E=hv и Е=mc²... Кажется, эти формулы там мелькали... Обе принадлежат небезызвестному Эйнштейну... Не знаю, как это вяжется с фильмом... Может, просто художественный штрих...
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Суббота, 05.03.2011, 07:50 | Сообщение # 13 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| Соглашусь с вами, ребята, фильм мы вчера ооочень даже не обсудили! Как иногда я это называю, зрителя интересовало, что стояло ЗА фильмом, а не В нём. Возможно, потому что часто возникал ответ «потому что», а не вопрос «почему?»! Увы. Снято же кино достаточно симпатично и сказанного слова заслуживает. Здесь есть и красивые своей многозначительностью фразы (к уже названным – «Мы ничего не понимаем, а вечером умираем», «Я выстрелил. Это единственная силы против судьбы», «Нужно их уничтожить, т.е. трансформировать их», «У сердца только один рот» и «Те, кто не родился, не плачут и не сожалеют»), и привлекательная своей холодностью экспрессионистская манера съёмки, и аллюзии на великие имена (нарицание профессора Леонардо Носферату есть ничто иное, как дань классику Эпохи Возрождения, а также фильму Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату – симфония ужаса» о, как признаются многие, самом страшном вампире в истории мирового кино), и заслуживающие внимания кадры (например, в открывающем тему сообщении по фильму первые кадры в первых двух рядах).
|
|
| |
Александр_Мирошниченко | Дата: Суббота, 05.03.2011, 08:41 | Сообщение # 14 |
Группа: Друзья
Сообщений: 133
Статус: Offline
| У меня вот какая версия... Фильм- протест (я неровно дышу к протестам)) против умирания человека в Человеке, против форматирования разума под "логичность" и все эти формулы, надписи, чопорность лишь усиливают эффект машинизации. Ведь вспомните хотя бы сцену про расстрелы провинившихся... Мужчину убивают за то, что он плакал, когда умерла его жена... Действительно, зачем плакать... Это ведь так нелогично! Умерла - значит, нет ее и нечего плакать... И только человек способен почувствовать боль от утраты. Машине не понять, КТО ТАКАЯ ЖЕНА... Локальная сеть - не семья... Если есть Человек, значит, и имеет место быть человеческий фактор... И всегда найдется то, что не скрепишь только лишь столбиками цифр и бесконечными математическими уравнениями... Пусть меня хоть выгонят с физмата, но своей позиции не изменю)... Живи, Дыши, Твори...
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Суббота, 05.03.2011, 14:30 | Сообщение # 15 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| Да здравствует, студент физмата Александр Мирошниченко! Ибо творчество порой не подвластно логике, как, впрочем, жизнь и любовь! Мы останемся Человеками, если в основу нашего поведения ляжет не механическое копирование норм, не существующих без нашего отношения к подобным нам Человекам, а лишь то самое Благо, к-ое мы увидим, если попытаемся понять не то, что должно быть, а то, что хочет дышащий рядом с нами житель не-столицы скорби!
|
|
| |
Александр_Мирошниченко | Дата: Суббота, 05.03.2011, 16:46 | Сообщение # 16 |
Группа: Друзья
Сообщений: 133
Статус: Offline
| Лозунг дискуссии: Мы остаемся Человеками! (Да простит меня Русский Язык)
|
|
| |
|