Четверг
26.12.2024
20:43
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ДЕВИЧИЙ ИСТОЧНИК" 1960 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ДЕВИЧИЙ ИСТОЧНИК" 1960
Влада_АрзамасцеваДата: Суббота, 12.07.2014, 14:52 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 123
Статус: Offline
«ДЕВИЧИЙ ИСТОЧНИК» (Jungfrukällan) 1960, Швеция, 89 минут
– оскароносная притча великого мастера кино, основанная на средневековой скандинавской легенде








Источникам всегда приписывают целебные свойства, и их происхождение часто связывают с чудесами, которым не всегда предшествуют радостные события…

В доме на опушке леса живёт крестьянская семья: хозяин (Макс фон Сюдов), его жена, их дочь Карин (Биргитта Петтерсон) и дочь хозяина от первого брака Ингери (Гуннель Линдблум); с ними живёт несколько слуг. Падчерица беременна неизвестно от кого. Она почти ненавидит свою сестру и обращается за помощью к богу Одину.

Съёмочная группа

Режиссёр: Ингмар Бергман
Сценарий: Улла Исакссон
Продюсеры: Ингмар Бергман, Аллан Экелунд
Оператор: Свен Нюквист
Композитор: Эрик Нордгрен
Художники: П.А. Лунгрен, Марик Вос-Лунд
Монтаж: Оскар Розандер

В ролях

Макс фон Сюдов — Тёре
Биргитта Вальберг — Марета
Гуннель Линдблум — Ингери
Биргитта Петтерсон — Карин
Аксель Дюберг — худой пастух
Тор Иседаль — немой пастух
Аллан Эдвалль — нищий

Интересные факты

Основные замечания цензуры к фильму вызвала полутораминутная сцена изнасилования девушки в лесу. Трибунал по цензуре в Детройте вынудил вырезать её, несмотря на то, что к просмотру фильма в кинотеатрах допускались только взрослые. Комиссия по делам штата Нью-Йорк потребовала удалить два коротких плана из сцены изнасилования «так как они были слишком откровенными. В этих кадрах один пастух находится в недвусмысленной позе, а голые ноги раздвигает другой пастух». В обоих случаях дистрибьютор согласился внести изменения.

Такие же изменения были предложены в Форт-Уэрте. В 1962 году, после того как дистрибьютор отказался внести изменения, цензоры отказали в разрешении на демонстрацию фильма, а Административная комиссия по цензуре поддержала этот отказ. Иск в Окружной суд округа Таррант, а затем апелляция в Верховный суд штата Техас не принесли результата: суд в обоих случаях оказался на стороне цензоров.

Награды

Каннский кинофестиваль, 1960 год
Победитель: Особое упоминание
Номинация: Золотая пальмовая ветвь

Оскар, 1961 год
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке — «Швеция»
Номинация: Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы)

Золотой глобус, 1961 год
Победитель: Награда имени Сэмюэля Голдуина

Смотрите фильм

http://vk.com/video16654766_162331373
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 12.07.2014, 16:28 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Девичий источник
Jungfrukällan / The Virgin Spring


В скандинавском кино есть такой жанр – фильм о чуде веры, благодаря которой и мертвый воскреснет, как в "Слове" (1955) – в остальном реалистическом фильме датчанина Карла Теодора Дрейера. "Источник" Ингмара Бергмана, экранизация шведской народной песни,– величайший фильм о чуде, тем более непостижимом, что порождает его бунт против бога, а само оно, хоть и прекрасно, кажется издевкой жестокого бога. Никогда еще в столь буколической лесной атмосфере не совершались на экране столь чудовищные преступления, которые Бергман показывает с невыносимой обстоятельностью и торжественностью. Два пастуха, исчадие черного колдовства, насилуют и зверски убивают девочку Карин (Бригитта Петтерссон), единственную дочь Тере (Макс фон Сюдов) и Мареты (Бригитта Вальберг). Тере истребляет их с крестьянским неторопливым садизмом, разбивает голову даже невинному братишке убийц. Зритель словно вынужден снова и снова умирать вместе с каждым героем фильма, а когда на месте убийства забьет родник, испытать катарсис, не подвластный никакой логике.

Михаил Трофименков.
http://www.inoekino.ru/prod.php?id=1532
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 12.07.2014, 16:28 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Девичий источник
Jungfrukällan, 1960
Историческая экзистенциальная драма


Этот фильм шведского мастера кино Ингмара Бергмана, созданный на основе легенды XIV века об источнике, который возник на том месте, где была изнасилована юная дочь крестьянина, ехавшая в церковь, поражает и до сих пор. Но отнюдь не натурализмом и откровенностью сцены поругания. Простота, ясность, чистота и словно прозрачность избранной режиссёром манеры ненавязчиво заставляют нас почувствовать невинность и святость уединённого в самой глуши незамысловатого мира скромных людей, в том числе — девушки Карин, нежного и кроткого создания. А эпизод насилия над ней воспринимается особенно обострённо и даже шокирующе только потому, что показан отражённо — глазами сводной сестры Карин, язычницы и ворожейки Ингери, которая пожелала ей смерти и уже успела раскаяться в этом, а также через потрясение и ужас мальчишки, не принявшего вместе с другими бродягами участие в надругательстве.

Ингмар Бергман в творческом союзе с замечательным оператором Свеном Нюквистом (он принимал участие ещё в съёмках картины «Вечер шутов», но именно после «Девичьего источника» стал постоянным соавтором великого режиссёра) потрясающе передаёт трагизм происходящего как бы по реакции самой природы, которая не приемлет зла. Поэтому финал с прорвавшимся из-под земли ручьём кажется закономерным проявлением не столько Божьей милости, сколько неравнодушия земной натуры, её животворного начала, очищающегося, но и очищающего от скверны — вопреки всему и во что бы то ни стало. Идея неистребимости добра, неизбывности самой жизни, возрождающейся вновь и вновь, только в другой форме, своеобразно преломляется в стилистике средневекового сказания, строгого и вместе с тем поэтичного, трагического и одновременно возвышенного, патетичного — и, пожалуй, это в последний раз освещает творчество Бергмана с такой силой и внутренней страстностью, позволяя пережить ощущение катарсиса.

«Девичий источник» подводит итог первой половины жизни и кинематографической деятельности шведского постановщика, знаменуя водораздел между жизнеутверждающими (наперекор чьей бы то ни было воле) произведениями и более мрачными, безысходными, как глухая ночь в «час волка», работами 60-х годов. Лишь в 70-е опять забрезжат предрассветные сумерки, и уже на исходе творческого пути душа художника найдёт успокоение и благословение в воспоминаниях детства («Фанни и Александр», а также ряд картин, снятых по сценариям Ингмара Бергмана), которое ведь тоже подобно живительному источнику.

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/review/862470/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 02.12.2016, 08:05 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ДЕВИЧИЙ ИСТОЧНИК

"Девичий источник" - небольшая мрачная кинопоэма, вырастающая из переиначенного старинного сюжета о сводных сестрах, беляночке и чернявке, любимой и нелюбимой, дочери и падчерице, хорошей и плохой. Здесь речь, скорее, идет не о плохой и хорошей, но о виновной и виновной. Ибо они обе, белая и черная, дочь и падчерица - виновны. Одна - в самовлюбленности, другая - в зависти.

Сюжет элементарен, состоит буквально из нескольких эпизодов и разделяется на две отчетливо различимые части: преступление и наказание.

Преступление. В начале картины мы видим зажиточное крестьянское хозяйство, ухоженный дом-особняк, в котором живут крепкий средних лет хозяин и его жена, их общая дочь, а также дочь хозяина от первого брака. Кроме того, несколько слуг. С первых же кадров зритель погружается в мир на отшибе, в мир, отделенный не только от городов, но и от сельских поселений. Более того, и хозяйственные постройки располагаются достаточно далеко от дома, где спят, едят и хранят ценности. В одной из таких построек мы и встречаем впервые падчерицу. Она беременна неизвестно от кого, она нелюбима всеми, загнана в черную работу и в дошедшую до ненависти зависть к счастливой сестре-девственнице, спящей до полудня, поскольку накануне протанцевала до полуночи. Наконец, она, христианка, в отчаянии обращается за помощью к древнему Одину. И жестокий одноглазый бог северян внимает ее мольбе.

Нарядив в белые дорогие одежды любимую дочку и усадив ее на коня, родители отправляют беляночку в соседнее селение, дабы послушать мессу. Чернявку посылают вместе с ней.

Миновав мрачный, откровенно отсылающий зрителя к стилистике Куросавы, лес, где, встретившись с колдуном-отшельником, чернявка намеренно отстала от сестры, и выехав на ясную поляну, доверчиво-кокетливая девственница встречает там трех оборванных негодяев, пасущих одну чахлую козу. Это три брата: два мужика и мальчишка. Летний солнечный день, присутствие козы и подростка, но главное - собственное кокетство склоняют путешественницу принять участие в пикнике с неизвестными.

Последовавшую за утолением голода и жажды сцену жестокого коллективного изнасилования, а затем и убийства блондинки наблюдает из-за кустов падчерица. И мы видим происходящее отчасти в прямом изображении, отчасти ее глазами.

Раздев жертву догола и покидав ее дорогие платья в мешок, преступники, рыгая и похохатывая, удаляются в ту сторону, откуда она приехала. Лишь не до конца испорченный и шокированный увиденным подросток то ли от жалости, то ли от страха бросает на лицо покойницы несколько горстей земли.

Наказание. Поздним вечером в дом взволнованных отсутствием дочери родителей стучат калики перехожие. Это все те же братья-разбойники. Хозяева впускают их в дом, сажают за стол и даже оставляет ночевать. В перспективе крестьянин, видимо, предполагает нанять их на сезонную работу. Однако его предчувствующей недоброе жене поведение и разговоры братьев кажутся все более подозрительными. Перед сном один из них предлагает ей купить дорогое, но, к сожалению, порванное и испачканное платье их якобы умершей сестры. Мать, несколько часов назад, любовно наряжавшая дочку в это самое платье, конечно, не может его не узнать.

Бестрепетно выдержав переговоры с убийцами, пожелав доброй ночи и заперев их на ключ, она, сдерживая рыдания, сообщает известие мужу. Для них обоих теперь ясно, что произошло с девушкой, как ясно и то, что произойдет дальше.

Зритель же еще долго держится в напряжении. Бергман усиливает саспенс длинными сценами приготовлений крестьянина к отмщению. Сперва он выходит во двор как бы раздышаться перед предстоящим, потом решает вымыться в бане. В предбаннике встречает возвратившуюся чернявку, рассказывающую ему обо всем, что мы видели своими глазами, и кающуюся в собственной вине. В истерике она даже отрицает вину насильников, ибо считает, что все происшедшее - следствие ее ненависти и мольбы к Одину. Раскаяние ее несомненно, как несомненно и то, что она во всей этой истории только выиграла, ибо теперь остается ЕДИНСТВЕННОЙ дочерью в семье.

После бани крестьянин вооружается тесаком и вступает в сени, где спят убийцы. Нет, он не убивает их спящими, но хладнокровно дожидается рассвета, вступает с каждым из братьев в единоборство, в схватку, одну сторону которой представляет преступный ужас, а другую - холодное самурайское бешенство мщения. Зарезав обоих насильников, отец, не умея остановиться и не обращая внимания на мольбы жены, наблюдающей вместе с нами (точно так же, как наблюдала сцену изнасилования и убийства сестры чернявка) за ходом обряда наказания, поднимает обмершего от ужаса подростка и разбивает его голову об косяк.

Эпилог. Все обитатели усадьбы пешком идут той же дорогой, какой ехали сестры, чтобы найти тело убитой девушки и предать его земле. Над трупом крестьянин возносит отчаянную молитву Господу и клянется выстроить на этом месте храм. Когда мать, лаская, приподнимает светловолосую голову убитой, из-под нее пробивается источник и разливается в чистый, сильный, веселый, вольный ручей.

Фильм получил "Оскара", но был - и справедливо - подвергнут критике со стороны режиссеров "Новой волны" и киноведов. Сам Бергман считает "Девичий источник" "настоящей производственной травмой", определяя его как фильм, рассчитанный "на нужды туризма и... убогое подражание Куросаве. Это был, - говорил режиссер в одном из поздних интервью, - мой самый восторженный период увлечения японским кино, я сам тогда чуть было не заделался самураем" (Бергман о Бергмане. М.: Радуга, 1985. С. 199).

Впрочем, современная или чуть более поздняя советская критика оценивает "Источник" как раз наоборот, весьма положительно. Б. Чижов, например, во вступительной статье к сборнику "Ингмар Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью" (М.: Искусство, 1969. С. 31) пишет, усматривая в фильме проблематику Достоевского, следующее: "Перенося на экран средневековую легенду о святом источнике, забившем на месте страшного преступления, Бергман изобразил зло жизни в самых крайних, самых жестоких формах. Внимание художника приковано к тому, что издавна являлось суровым испытанием для веры - к страданию невинного. Речь идет о той самой "слезинке ребеночка", из-за которой Иван Карамазов покорнейше возвращал Богу свой "билет" на вечное блаженство".

Из чего конкретно критик извлек эту "слезиночку ребенка" - непонятно, может быть, из легенды, легшей в основу фильма?.. Несомненно, однако, что в "Источнике" Бергман продолжает выяснять собственные отношения с Богом и людьми. Несомненно и то, что "Бог молчит", а говорят и действуют Его именем люди. Несомненно, на мой взгляд, и то, что в данном случае это выяснение отношений слишком холодно-отчужденное и в то же время какое-то непродуманное, что ли. Не-бергмановское в философской и публицистической (сценарной) части. Ну, не верит художник в то, что он делает, не верит ни в источник-символ, ни в абсолютную невинность жертвы. Оттого получается, что фильме именно и только люди выясняют между собой именно и только до зверства человеческие отношения. А хлынувший из-под головы мертвой девушки источник - простая случайность.

И, в общем, понятно, почему режиссер определил свою работу как "производственную травму": невразумительная идея породила по-голливудски невыразительную игру актеров, даже такого мастера, как фон Сюдов, а триллероподобный саспенс и нагромождение жестокостей, еще более голливудские, чем сам Голливуд, не могли не вызвать признания американской киноакадемии - и справедливого недоумения серьезных критиков вкупе с мастерами европейского киноискусства. К тому же: в сравнении с гениальной "Седьмой печатью", трезво и ясно трактующей, в общем, ту же пробематику, "Девичий источник" не то что проигрывает - смотрится как фильм другого режиссера.

И тем не менее художественное мастерство Бергмана таково, что даже явная неудача для него, - "Источник" для многих других был бы, возможно, вершиной творчества. Триллер, заставляющий зрителя и спустя четыре с половиной десятилетия после его выхода на экран думать, недоумевать, спорить с автором, а наиболее, как нынче говорят, продвинутого еще и пойти в библиотеку, дабы отыскать средневековую легенду, легшую в основу картины, - вообще-то говоря явление неординарное. Не так ли?

Рецензия: Виктор Распопин
http://kino.websib.ru/article.htm?no=542
 
Елена_БондарчукДата: Воскресенье, 04.12.2016, 14:40 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 36
Статус: Offline
Знаковая работа в творчестве Ингмара Бергмана, снятая прозрачно, чисто, кристально и жизнеутверждающе, несмотря на трагический сюжет, в основе которого скандинавская легенда XIV века. Герои оказываются в ситуации, когда чувства застывают. От неизбежности катастрофы, от отчаяния, от внутреннего конфликта. И, кажется, что Бога нет. Ибо как он мог допустить такое? Но режиссёр, со свойственной ему двойственностью персонажей, показывает нам, что все мы смертны, но каждый человек повторяется в чём-то или ком-то в будущем. Так и безгрешный светлый образ возвращается в мир живительным символом жизни и прощения, смывающим и грехи, и слёзы. Это и есть ответ Бога на отчаянный, эмоциональный вопрос обезумевшего от горя отца после всего содеянного и пережитого: «Как мне примириться с собой?!»
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz