Понедельник
25.11.2024
21:54
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ЗАЩИТНЫЕ ЦВЕТА" 1976 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ЗАЩИТНЫЕ ЦВЕТА" 1976
Александр_ЛюлюшинДата: Воскресенье, 16.11.2014, 20:39 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«ЗАЩИТНЫЕ ЦВЕТА» (польск. „Barwy ochronne“) 1976, Польша, 99 минут
— драма с элементами сатиры польского режиссёра Кшиштофа Занусси








В летнем лагере студенты не только отдыхают, но и продолжают учиться. Юный педагог Ярослав — идеалист, полный романтических устремлений. Его старший коллега Якуб (одна из лучших ролей Збигнева Запасевича) — прагматик, пропагандирующий теорию «защитных цветов», согласно которой человеку необходимо постоянно приспосабливаться к обстоятельствам. За конфликтом двух педагогов пристально наблюдают и преподаватели, и студенты. Впрочем, некоторых из них роль пассивных наблюдателей не устраивает.

Съёмочная группа

Режиссёр: Кшиштоф Занусси
Сценарий: Кшиштоф Занусси
Продюсер: Тадеуш Древно
Оператор: Эдвард Клосиньский
Композитор: Войцех Киляр
Художники: Тадеуш Выбульт, Анна Б. Шеппард
Монтаж: Уршуля Сливиньска

В ролях

Пётр Гарлицкий — Ярослав Крушинский
Збигнев Запасевич — Якуб Шелестовский
Кристина Пауль-Подляски — Нелли, студентка
Мариуш Дмоховский — Болеслав, проректор
Эугениуш Привезенцев — Конрад Рачик, студент из Торуня
Магдалена Завадзка — Мариола, жена проректора
Ивона Слочиньская — Аня
Мечислав Хрыневич — студент
Йоанна Пакула — студентка
Мариан Глинка — руководитель центра

Интересные факты

«Защитные цвета» содержат достаточно острую для своего времени социальную сатиру: конкурс студенческих работ, где первенство определяется на основе конъюнктурных критериев; проректор, присвоивший себе результаты научных исследований своего подчинённого; торжество бюрократии и так далее.

Награды

В 1977 году картина получила ряд призов на национальном фестивале игрового кино в Гданьске: Большой приз за лучший фильм, приз за лучшую мужскую роль Збигневу Запасевичу, приз за лучший сценарий Кшиштофу Занусси. Кроме того, на международном кинофестивале в Тегеране фильму был присуждён «Золотой козерог» за лучшую режиссуру, а в 1978 году Пётр Гарлицкий был удостоен приза «Золотая камера» (учреждён польским еженедельником «Фильм») за лучший дебют.

Смотрите фильм

http://vk.com/video16654766_162735210
 
Александр_ЛюлюшинДата: Воскресенье, 16.11.2014, 20:39 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
21 ноября 2014 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №13 (370) сезона 2014-2015
«ЗАЩИТНЫЕ ЦВЕТА»
режиссёр Кшиштоф Занусси, Польша


***

О фильме «ЗАЩИТНЫЕ ЦВЕТА» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/film/66109/

***

Это еще один из замечательных авторских фильмов польского исследователя мотивов и линий поведения человека в науке и социуме. Замечу, что Кшиштоф Занусси дал немало новых направлений в этой тематике, в частности, для советского кинематографа.

Как всегда, автор и здесь умудрился обойтись без дидактики и намеков на собственную позицию, что отличает его творческий подход от многих коллег по социалистическому лагерю и дает возможность делать собственные выводы все новым поколениям зрителей, предпочитающих кино, дающее импульс к самостоятельным размышлениям…

***

Как часто случается с искусством, с произведениями искусства — они притягиваются, появляются в твоей жизни именно тогда, когда жизнь и её обстоятельства реализуются у тебя в сходное событие.

«Защитные цвета» — фильм об университетской среде, о молодом магистре филологии. Почти весь он состоит из диалогов магистра с доцентом. Доцент «учит жить», магистр пытается остаться в рамках нравственного поведения (которое оказывается иллюзией). Причём цинизм и конформизм доцента не просто сатира на «плохого» (для сатиры есть проректор, бездарь и «князёк»), доцент — «скучает» и подличает, жестоко экспериментирует над магистром, потому что не видит в этом никакого смысла.

В тот же день у меня состоялся экзамен, с одним студентом мы говорили о фантастике, о Стругацких и — напоследок — об Айзеке Азимове. О нравственной проблеме, которую Азимов формулирет при помощи знаменитых законов роботехники. Оказывается, что нельзя сформулировать раз и навсегда неизменный свод правил морали, даже если этот свод прост, логичен и обязателен для исполнения (робот не может нарушить программу). Рано или поздно мыслящее существо оказывается в ситуации, когда прописные истины не работают, даже если они обязательны для всех участников. Тогда приходится, путём личного нравственного и интеллектуального усилия, совершать настоящее добро, которое нигде, кроме как внутри тебя, не заключено.

Доцент у Занусси потому и атакует своего магистра цинизмом и откровенными издевательствами, что исходит из принципа: если нет нравственного закона (закона — как духа, как усилия) внутри меня, то и синее небо над головой — не причина для добра. А такового «закона» доцент в себе не чувствует, не знает, а значит и не может поверить в существование Духа в других людях, с другими людьми.

Фильм очень достоевский, пьяный студент там даже цитирует «Бесов»: кусает проректора за ухо. Конечно, у Занусси нет фирменного достоевского безобразия, вернее оно не доведено до сверхвысокого градуса. Ещё важно то, что «идиот» у Занусси — молодой преподаватель, не так силён как Мышкин. Его личность хоть и пытается удержаться на высоте существования, но не имеет фундамента, хоть какого-нибудь плохонького. Чтобы размозжить Мышкина миру потребовалось титаническое усилие, чтобы раздавить магистра хватило одного научного руководителя.

В тот же день один человек настойчиво, нагло и уверенно просил меня поставить в ведомость оценку для своего знакомого или приятеля, уж не знаю. Ибо этого приятеля я либо не знаю, либо не помню. Поставить просто так, потому что, видите ли, сему приятелю некогда. Моя апелляция к стыду вызвала обычную реакцию: «Да делать так нехорошо, но все делают…» Подобные ситуации очень болезненны, гадко ведь и противно и всегда хочется махнуть рукой, лишь бы отвязались.

«Защитные цвета» Занусси хороший фильм. Общеукрепляющий.

***
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 21.11.2014, 09:25 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ЗАЩИТНЫЕ ЦВЕТА
Barwy ochronne
Драма с элементами сатиры


Действие фильма происходит в привычной для режиссера Кшиштофа Занусси студенческой, университетской среде. В летний лагерь для студентов-лингвистов прибывает новая группа. Руководитель семинара, молодой ассистент Ярослав Крушиньский намерен строить свою работу по законам справедливости и объективности, способствовать развитию у студентов духа самостоятельности и здоровой научной конкуренции. Но, идя на уступки доценту Якубу Шелестовскому, давно и открыто, порой цинично проповедующему принципы конформизма, готовности на все ради карьеры и преуспевания в жизни, Крушиньский постепенно начинает сдавать свои честные и благородные позиции. Шелестовский, словно дьявол, все время искушает молодого магистра, внушая мысль о поголовной порочности людей. Для доцента все они — хамелеоны, с разной степенью способностей приспосабливающиеся к окружающей действительности, использующие защитные цвета.

Название картины Занусси ныне может быть замечательной метафорой периода застоя — эпохи духовной мимикрии. Лента относится к тому периоду в творчестве польского режиссера, когда он все острее стал ощущать «моральный непокой общества». Вера в «иллюминацию» (так называется один из лучших фильмов Кшиштофа Занусси), в «озарение» человека, напряженно ищущего смысл жизни, неминуемо сменяется тревогой, беспокойством, даже страхом перед процессом отчуждения чувств, духовного опустошения людей, желающих урвать от жизни побольше материальных благ, всевозможных льгот и привилегий.

Губительнее всего ситуация внутреннего разложения общества сказывается на представителях молодого поколения, родившегося и выросшего при социализме. Ярослав, кипящий негодованием по поводу приспособленцев всех мастей, на поверку сам оказывается хамелеоном (знаменательно, что дравшиеся на рассвете, словно на дуэли, магистр и доцент в финальном кадре застывают в изнеможении и издали похожи друг на друга и на прибрежные коряги). Видимо, не проходит бесследно незаметный отказ от собственных принципиальных взглядов (в этом смысле символично и то, что Петр Гарлицкий, сыгравший молодого ученого в «Защитных цветах» всего двумя годами позже, как бы пал в глазах интеллигенции, согласившись сниматься в роли Феликса Дзержинского в советско-польской картине с не менее показательным названием «Особых примет нет»!). Диагноз, поставленный Занусси еще в 1976 году, был точен и безжалостен. Понадобилось более десятилетия, чтобы польское общество всерьез занялось излечением от болезней.

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/film/66109/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz