"СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ" 1971
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Пятница, 19.07.2024, 13:42 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ» (Zycie rodzinne) 1971, Польша, 88 минут
Молодого инженера Вита вызывают телеграммой к больному отцу, который до войны был владельцем стеклозавода. Теперь он живёт с сестрой жены и экстравагантной дочерью Беллой. Вит приезжает со своим другом Мареком. Оказывается, что отец – не болен, просто хочет, чтобы сын вернулся, и унаследовал маленькую мастерскую ёлочных игрушек, и занялся семьей…
Съёмочная группа
Режиссёр: Кшиштоф Занусси Сценарий: Кшиштоф Занусси Оператор: Витольд Собоциньский Композитор: Войцех Киляр Художники: Тадеуш Выбульт, Анна Б. Шеппард, Zofia Wierchowicz, Мацей Мария Путовский Монтаж: Уршуля Сливиньска
В ролях
Майя Коморовска Галина Миколайска Ян Кречмар Ян Новицкий Даниэль Ольбрыхский Ежи Биньчицкий Barbara Kobrzynska Владислав Корнак Анна Милевска Анна Нехребецка
Режиссёр о фильме
Нельзя быть одним человеком как художник, одним как муж, одним как отец, одним как верующий. Нет, человек остаётся тем же самым человеком. И моё мнение, мои взгляды на жизнь, конечно, совпадают с моими взглядами на религию. Я просто допускаю и чувствую, что есть тайна в жизни. Я эту тайну называю Бог, а другие называют по-другому. И вот те, которые не чувствуют этой тайны, они для меня чужие. И в моих картинах вы это, надеюсь, найдёте.
Награды
Каннский кинофестиваль, 1971 год Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Смотрите трейлер и фильм
https://vk.com/video16654766_456240775 https://vk.com/video16654766_164447700
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Пятница, 19.07.2024, 13:46 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Беспристрастный, верный своему амплуа Кшиштоф Занусси не из тех режиссёров, которые отдаются авантюре ради сомнительных достижений. Кино для него, скорее, не цель, а единственное надёжное средство отразить нравственные идеалы своей страны, охватывая разные слои населения. В «Семейной жизни», второй полнометражной картине, уже заметны черты будущей психологической драмы Занусси о людях, которым есть место в жизни, но уготован вечный удел сомневаться в этом. Фильм, номинированный на главную премию Каннского фестиваля 1971 года, был создан не просто подающим надежды режиссёром, а человеком, который хотел быть услышанным не столько фестивальными мэтрами, сколько соотечественниками.
Меланхолическая линия повествования, присутствующая уже в раннем творчестве Занусси, ощущается и здесь, разве что меняются интерьеры – гармония природных пейзажей из «Структуры кристалла» сменяется герметичными очертаниями польских особняков довоенной постройки, расположенных где-то на периферии. В одном из них проживает семья главного героя фильма – молодого инженера Витека (Даниэль Ольбрыхский), разрабатывающего в конструкторском бюро оборудование для металлургической промышленности. Неожиданно он получает известие о тяжёлом состоянии отца и вместе с другом по работе Мареком (Ян Новицкий) возвращается в родительский дом, где не был шесть лет. Так из увлекательного мира развитого города они попадают в запутанную реальность из семейных воспоминаний родственников Витека, которая оказывается ещё более гнетущей, чем местное захолустье.
«Семейная жизнь» – во многом контрастное кино, выполненное при минимальном наборе художественных средств. Главным источником этих сравнений является старая и новая польская действительность, выраженная в архитектуре, общественно-политических событиях и, разумеется, в людях. Изменяя, пусть и временно, устоявшемуся образу жизни, выраженному в возможности трудиться в просторном и хорошо оснащённом здании бюро с видом на городские площади, быть в одной среде с образованными ровесниками, общаться с иностранцами на международном английском языке и т.д., Витек подсознательно воспринимает прежде дорогие сердцу семейные ценности как тиски, удушливую среду, грозящую разрушить его жизнь. Обветшавший дом, где давно уже нет водоснабжения, тихо распродаётся по частям, чтобы его обитателям было на что жить. Они, к слову, на фоне Витека и впрямь кажутся людьми, противоположными всякому развитию вперёд. Если престарелый отец, доживающий свои дни в объятиях старой морали, уже мало на что влияет, то поведение сестры Бэллы, больше похожее на истерию, являются поводом для тревоги. Печальной иронии во всю эту картину добавляет тётя Витека, неохотно пытающаяся придать всеобщему упадку хоть какой-то смысл, выполняя обязанности уборщицы, кухарки и даже проявляя заботу о необходимости запирать входные двери.
Каждый герой Занусси – своего рода энтомологический образец некоего эксперимента, не столько даже режиссёрского, сколько личного. Он не сочувствует никому из героев, но внимательно следит за ними, вплоть до мимических изменений лиц. Особое любопытство вызывает друг Витека Марек, с самого начала обретающий себя в роли «участвующего наблюдателя», но со временем проявляющий себя не с лучшей стороны по отношению к коллеге. Его можно назвать не столько тайным противником, сколько прогрессивным антагонистом статичного Витека, свободным от сделок с совестью и моралью. В уже упомянутом фильме «Структура кристалла» другом-антагонистом главного героя тоже был человек с именем Марек.
Режиссёр выбирает привычное противопоставление мира труда и интеллекта, которые в его видении зачастую взаимосвязаны, миру повседневной жизни, эмоций и личных отношений. Тезис о невозможности индивида вырваться из его прошлого здесь находит выражение в монологе отца Витека о социальной, биологической, классовой, исторической обусловленности любого человека. И чем больше он на вербальном уровне отрицает схожесть с отцом и вероятность в будущем повторить его путь, тем более неустойчивыми становятся его внутренние убеждения и объективный анализ действительности, упрямо доказывающие обратное. Занусси прорисовывает фаталистический портрет общества и семьи, выходящий в своём значении далеко за пределы этих категорий и, в духе истинного мыслителя, оставляет своё полотно незавершённым. Ведь наиболее объективную оценку любому явлению может дать только время, испытание которым фильм Занусси, судя по всему, выдержал.
Павел Шутас https://www.kinopoisk.ru/film/223299/
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Пятница, 19.07.2024, 13:46 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Второй фильм знаменитого польского режиссера Кшиштофа Занусси. Предыдущее поколение, олицетворяемое прежде всего Анджеем Вайда и Анджеем Мунком, исследовало трагический польский миф вечного сопротивления и вечного поражения. Режиссеры 1970-х вошли в историю как поколение морального беспокойства: простые бытовые сюжеты они насыщали тревожным ощущением непорядка, скрытого общественным лицемерием. Завязка фильма напоминает фильмы шестидесятников из Восточной Европы. Молодого инженера-дизайнера Вита (Даниэль Ольбрыхский) телеграмма извещает о смертельной болезни отца (Ян Кречмар), и он возвращается в провинциальный отчий дом, который покинул шесть лет назад. Зритель уже было приготовился к истории о том, как прикосновение к земле, приобщение к корням возвращает на путь истинных ценностей испорченного столичной жизнью героя, но получается все почти наоборот. Родимый дом почти развалился. Отец на самом деле здоров, если не принимать во внимание его грустный алкоголизм: старик выпивает большую часть самогона, который гонит. Тетя (Галина Миколайска) устала от жизни и раздражительна. Кузина Белла (Майа Комаровска) цинична и склонна к суициду. В общем, получился честный фильм растерянности: Вит сам не знает, что ему делать — спасать семью, остаться на малой родине или послать все к чертовой матери.
Михаил Трофименков https://www.kommersant.ru/doc/1655082
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Пятница, 19.07.2024, 13:47 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
От времени роспись на стенах пожухла, а где-то исчезла вовсе. Под потолком — паутина. Пахнет плесенью: сквозные трещины пропускают влагу, после дождя из стен выползают черви и Калигари слизывает их языком. Калигари — это блохастый семейный ангел, пес; про него и червей Мареку (Новицкий), составившему компанию своему приятелю, конструктору Виту (Ольбрыхский), когда того телеграммой родные вызвали в эту глушь в связи с ухудшением здоровья отца (Кречмар), рассказывает взбалмошная рыжая дамочка, буквально свалившаяся ему на голову, точнее, спустившаяся с крон яблони подобно Тарзану на самодельной лиане — старшая сестра Вита, Белла (Коморовская в своем победоносном кинодебюте). С нее начинается наше и Марека знакомство с паноптикумом, какой представляет из себя семья Вита, с которой тот давно прекратил отношения. Прежде они владели стеклодувным заводом тут неподалеку. После войны и прихода коммунистов завод национализировали. Мать сбежала в Америку, Вит вырос при социализме и считает привязанность домашних к своему былому величию бредом. Кроме играющей на старых развалинах в свой экзальтированный театр одного актера Беллы и лишаястого Калигари есть еще тетка (Миколайска) — старая косматая ведьма, ну и, собственно, отец — его силуэт появляется в конце длинного коридора в контровом свете, так что лица не разобрать, и потом еще долго-долго он, неузнанный, приближается к гостям этаким убийцей из детектива фрейдистского психоанализа. Представление, с детства раздражавшее Вита до того, что он сбежал в столицу, возобновляется в новом сезоне.
Свою вторую картину мэтр польского кино, лауреат всевозможных золотых львов, орлов и куропаток Кшиштоф Занусси (мы показывали его фильмы «Квартальный отчет» и «Если ты где-нибудь есть») нынче склонен вспоминать с мягкой иронией. Да и виданое ли дело: подобно тому, как в первой фазе своей карьеры Франсуа Озон с упоением играл то в Фассбиндера, то в Дугласа Серка, молодой Занусси в «Семейной жизни» опрокинул в Польшу победившего социализма Чехова, Бергмана, Висконти, Юджина О’Нила и бог знает что еще, предположительно никак не способное пожениться с бодрой и пресноватой действительностью начала 1970-х, когда довоенное прошлое выместилось из человеческой памяти на страницы школьных учебников истории, а до Солидарности и демонтажа памятника Ленину в Гданьске (в котором Даниэль Ольбрыхский, исполнитель роли Вита, примет самое непосредственное участие) оставалось почти 10 лет. И все же фильм был принят критикой на ура – и в Польше, и в СССР. И, кстати, в США. То качество Занусси, которое заставляет сегодня видеть в нем как в человеке большого дипломата, позволяло тогда ему как художнику безболезненно ступать по лезвию идеологического ножа. Он — один из немногих, кто наделен даром овеществлять диалектику в кино. Любая эмоция, любой поступок, любое явление — это реакция; человеческие качества, гражданская позиция, сама жизнь начинаются там, где мы приходим в соприкосновение с иной материей и начинаем реагировать. В минуту слабости, когда погаснет день за окном, отец проронит Виту: «Ты живешь тем, чтобы мне что-то доказать, живешь наперекор мне, Белле, тетке, наперекор этому дому, и поэтому, когда мы исчезнем, ты почувствуешь огромную пустоту». Марксистские ли единство и борьба противоположностей, буддистские ли инь и янь — Занусси в своем кино транслирует именно их мерцание, побуждая всякий разум, какой бы идеологией он не был подкован, погрузиться в гипнотическое состояние всеприятия, подобно тому как танец огня и движение волн пригвождают к себе человеческий взгляд.
Алексей Васильев https://www.afisha.ru/movie/semeynaya-zhizn-181347/
|
|
| |
|