Понедельник
25.11.2024
21:55
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "СЛУЧАЙ" 1981 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"СЛУЧАЙ" 1981
Валентина_НежумираДата: Четверг, 23.08.2012, 14:06 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 483
Статус: Offline
Жизнь так устроена, что человек ищет дело, которым мог бы с удовольствием заниматься всю жизнь, дело, к которому чувствовал бы свое призвание. Но как выбрать именно то, что будет по душе? Иногда человек делает это целенаправленно, иногда все происходит случайно. Один случай, одно мгновение может изменить целую жизнь. Можно сесть на поезд, познакомиться со старым коммунистом и заинтересоваться делами партии. Можно не успеть на поезд по вине охранника, попасть в тюрьму и найти там новых приятелей. А можно встретить свою бывшую однокурсницу, влюбиться в нее и завести семью. И все это лишь благодаря одному случаю.

«СЛУЧАЙ» (Przypadek) 1981, Польша, 122 минут
– драма, по цензурным соображениям вышедшая на экран лишь спустя 6 лет после окончания съёмок








Молодой человек Витек (Богуслав Линда) пытается найти себя — то заключает сделку с госбезопасностью, то вливается в студенческое движение, то погружается в религию. Символом его метаний становится поезд, на который он все время опаздывает. На эту политическую канву накладывается его любовные искания. Он безрезультатно ищет свою любовь и сам не замечает, как предает любимых женщин.

Съёмочная группа

Режиссёр: Кшиштоф Кесьлевский
Сценарий: Кшиштоф Кесьлевский
Продюсер: Яцек Селиговский
Оператор: Кшиштоф Пакульский
Композитор: Войцех Киляр
Художники: Andrzej Rafal Waltenberger, Agnieszka Domaniecka, Borzyslawa Chmielewska
Монтаж: Эльжбета Курковска

В ролях

Богуслав Линда — Витольд (Витек) Длугош
Тадеуш Ломницкий — 1. Вернер
Збигнев Запасевич — 1. Адам
Богуслава Павелец — 1. Чушка Ольковская
Мажена Трыбала — 2. Верка
Яцек Борковский — 2. Марек
Яцек Сас-Ухрыновский — 2. Даниэль
Адам Ференцы — 2. ксёндз Стефан
Моника Гожджик — 3. Ольга
Зигмунт Хюбнер — 3. декан
Ирена Бырская — 3. тётка Витека

Интересные факты

Принцип ветвящегося сюжета неоднократно использовался в кинематографе, в том числе Кшиштофом Занусси в короткометражном фильме «Гипотеза» и Аленом Рене в знаменитой дилогии «Курите» // «Не курите». Особенность его использования у Кесьлевского — отсутствие иронии, глубокий драматизм происходящего и острый социальный пафос.

Проходящий рефреном через весь фильм эпизод с опаздывающим на поезд Витеком вызывает ассоциации с трагическим финалом судьбы Збигнева Цибульского, погибшего при сходных обстоятельствах.

Небольшую роль партийного активиста Кесьлевский доверил Ежи Штуру, которого он ранее снял в своих фильмах «Шрам» и «Кинолюбитель». Фактически именно Кесьлевский сделал актёра знаменитым.

Читайте киноновеллу

http://magazines.russ.ru/inostran/2000/8/kieslew.html

Смотрите фильм

http://vk.com/video16654766_162799434
 
Андрей_ШемякинДата: Понедельник, 24.03.2014, 19:49 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
Как правило, в критический момент истории от человека требуется выбор. А как быть, если выбор "правильной стороны" в ситуации отдельного человека невозможен, потому что от него требуется нечто обратное, - "примкнуть", отказаться от рефлексии и действовать вслепую, предполагая, что истина - она же правота - известна заранее? Только польская цензура, наступившая после "Солидарности", и наша постперестроечная "ортодоксия наизнанку" могли определить картину "Случай" как политически ангажированную, - соответственно, кладя её на полку в Польше в 1981-м, и с триумфом выпуская у нас на DVD в нулевые. Всё с точностью до наоборот. В отличие от "Человека из железа" Вайды, фильм Кесьлевского, сделанный уже во время военного положения, как раз о том, что даже если выбор делается в изначально тупиковой ситуации "холодной гражданской войны", то надо не принимать сами обстоятельства, которые доводят человека до края, до потери себя, до невольного предательства любимых женщин. Как говорил Сергей Сергеевич Аверинцев в конце 80-х, "У дьявола всегда две руки". Три варианта судьбы, - успеть на поезд, опоздать на поезд, или вообще никуда не ехать, - оборачиваются одним и тем же путём в никуда. И яростный вопль в начале, когда мы ещё ничего не понимаем, повторится в конце, и станет ответом человека на так называемую "логику истории", всегда стремящуюся оправдать жертвоприношения, принесённые на алтарь, стоящий у входа в ад, вымощенный благими намерениями. И если бы картину цензура Ярузельского разрешила бы в тот момент, когда она была сделана, боюсь, либеральная жандармерия (она везде примерно одна и та же) её бы подвергла остракизму. Потому что забастовщики тоже рискуют превратиться в тоталитариев. В целом же нарисованная гениальным режиссёром картина антивыбора, необходимость которого диктуется герою положением внутренней оккупации собственной страны, настолько рельефна (и даже чуть более подробна, чем надо, чтобы зрители всё поняли правильно), что дает пищу для размышлений в любой ситуации, где вас толкают под руку, потому что всем остальным, - "своим", - в ближнем круге всё ясно заранее, и ты автоматически переходишь в разряд сомнительных, или даже коллаборационистов, если не хочешь спешить. Ты можешь быть активным участником сопротивления, можешь, наоборот, апеллировать к христианским ценностям, или просто попытаешься быть более-менее порядочным человеком и тихо делать научную карьеру при любой власти, - всё равно это выбор под колпаком. А значит - не стоит, говорит Кесьлевский, культивировать суррогаты духовной свободы. Нам и сегодня, пересматривая картину, не поздно его услышать.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz