Понедельник
25.11.2024
21:45
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "КИНОЛЮБИТЕЛЬ" 1979 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"КИНОЛЮБИТЕЛЬ" 1979
Валентина_НежумираДата: Среда, 22.08.2012, 13:58 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 483
Статус: Offline
На пути к заветной цели, приходится встречаться со многими трудностями. Случается, что за будущий успех надо заплатить огромную цену. Иногда новое увлечение может затянуть так, что просто перестаешь замечать некоторые вещи вокруг себя. Появляется другой взгляд на жизнь. Но при этом пропадает свобода, так как приходится действовать в угоду своему начальству. Как только берешь инициативу в свои руки, начинаешь наносить вред окружающим. Приходится многим жертвовать, даже если эта жертва твоя собственная семья или друзья. Этот фильм повествует нам обо всех тонкостях профессии режиссера, о первых шагах на пути к большому успеху, о превращении обычного работника предприятия в будущего деятеля искусства.

«КИНОЛЮБИТЕЛЬ» (Amator) 1979, Польша, 117 минут
– победитель Московского международного кинофестиваля








После рождения ребенка Филип покупает 8-миллиметровую камеру и первые любительские опыты посвящает дочери. В маленьком фабричном городке киноманский порыв дилетанта-оператора не остается незамеченным, и вот уже Филип становится личным помощником местного партийного босса. С повышением по службе растет и слава любителя; только взгляд его на реальность через объектив становится все более неприятным и беспощадным и все менее устраивающим власть предержащих…

Съёмочная группа

Режиссёр: Кшиштоф Кесьлевский
Сценарий: Кшиштоф Кесьлевский, Ежи Штур
Продюсер: Велислава Петровска
Оператор: Яцек Петрицкий
Композитор: Кшиштоф Книттель
Художники: Borzyslawa Chmielewska, Andrzej Rafal Waltenberger, Gabriela Star-Tyszkiewicz, Janina Wierzbicka, Barbara Kociuba
Монтаж: Teresa Miziolek, Tereza Miziolek, Халина Наврочка

В ролях

Ежи Штур
Малгожата Забковска
Ева Покас
Стефан Чижевски
Ежи Новак
Тадеуш Брадецкий
Марек Литевка
Богуслав Собчук
Кшиштоф Занусси
Анджей Юрга

Режиссёр о фильме

В «Кинолюбителе» вместе с профессиональными актерами снимались люди, выступающие в фильме под своими фамилиями. Они играли сами себя. Например, Занусси играет режиссера, приезжающего на встречу со зрителями в провинцию. В свое время такие встречи устраивались очень часто. Случаются они и теперь. Недавно мы с Кшиштофом Песевичем встречались с молодежью после показа «Декалога» в одном Краковском монастыре. Пришло около тысячи человек. Люди стояли даже не улице – для них включили трансляцию.

Герой «Кинолюбителя» оказывается захваченным магией кино неожиданно, снимая на 8-миллиметровую пленку свою новорожденную дочку. Это чисто дилетантское увлечение – сам я никогда не испытывал ничего подобного, и учиться в киношколу пошел из самолюбия, а вовсе не потому, что считал создание фильмов чем-то важным. Потом я продолжал их снимать потому, что такова уж была моя профессия – чтобы в нужный момент ее поменять, я оказался слишком ленив, или слишком глуп, или то и другое вместе. Кроме того, вначале я считал, что это хорошая специальность. Только сейчас я понимаю, как безумно она сложна.

Не думаю, чтобы семейная ситуация героя фильма была типичной. Совместить работу в кино с семейной жизнью можно. Во всяком случае, можно попытаться. Конечно, это трудно. А что легко? Работа на текстильной фабрике? Постоянное пребывание вместе для семьи может быть не лучше, чем частые расставания. Дело ведь не в количестве времени. Работая на фабрике, наверное, можно уделять семье больше внимания, чем работая в кино. Но, с другой стороны, работая в кино, ты становишься по отношению к близким более внимательным и чутким – потому что чувствуешь себя виноватым (я, во всяком случае, так себя чувствую). Так что если уж у меня появляется время, которое я могу посвятить семейным делам, то я отдаю себя этому полностью, стремясь компенсировать свое отсутствие, недостаток внимания. Не знаю, что лучше. Думаю, универсальной модели просто нет. В каждой есть место и для любви, и для равнодушия, и для ненависти.

Почему герой «Кинолюбителя» уничтожает пленку, уничтожает созданное им самим? Это не капитуляция – ведь в конце фильма он снова направляет на себя камеру. Но Филип понимает, что как режиссер он оказался в ловушке – его благие намерения могут быть использованы другими в дурных целях. Сам я никогда не уничтожал свою работу.

Награды

Берлинский кинофестиваль, 1980 год
Победитель: Приз имени Отто Дибелиуса международного евангелического жюри (программа «Форум»)

ММКФ, 1979 год
Победитель: Золотой приз
Победитель: Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

Смотрите фильм

http://vk.com/video16654766_170620635
 
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 22.11.2014, 21:30 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
28 ноября 2014 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №14 (371) сезона 2014-2015
«КИНОЛЮБИТЕЛЬ»
режиссёр Кшиштоф Кесьлёвский, Польша


***

О фильме «КИНОЛЮБИТЕЛЬ» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/film/66082/

***

Отличный фильм о нашей повседневной жизне и о разнице обычного взгляда на нее или же через обьектив кинокамеры.

***

Фильм произвёл на меня большое впечатление своей многогранностью. Менее, чем за два часа, можно изучить превращение из простого обывателя в художника, взвесить все за и против одержимостью творчеством.

***

Всем поклонникам честного и искреннего кинематографа, пробивающего себе дорогу через все препоны, советую посмотреть. А тем, кто видел — пересмотреть. Это того определенно стоит.

***

Кеслевского все снято отменно, каждый кадр идеален, нет ненужного пафоса, очень искренне и нефальшиво. И такое качество он умудрился пронести через всю свою карьеру, не расплескав по крутой дороге. А это поверьте, стоит уважения. Немногие режиссеры сумели сохранить то, что было так для них важно и приоритетно в молодости. Впоследствии размениваясь на многие ненужные вещи.

***

Кесьлевский по оси фильма натягивает тонкую леску, на которую нанизывает вопросы, но мало на какие отвечает сам. Нравственная дилемма сопровождает «Кинолюбителя». За счёт того, что фильм снят «субъективной и объективной камерой», зритель может посмотреть на всю композиционную целостность кинокартины, как минимум с двух точек зрения. Картина абсолютно лишена пафоса, зато полна простотой, но невероятной интересностью сюжета, характеров героев, жизненных ситуаций, эмоциональных и рациональных поступков — всё искренне. Именно эта непосредственная честность режиссёра и героев заставляет влюбиться в польское кино. А какие красивейшие операторские кадры экстерьеров Польши! Архитектура и природа.

***

Кшиштоф Кесьлевский, начинавший как документалист, переходит в жанр игрового кино. И в «Кинолюбителе», его третьей игровой картине, это прошлое явно считывается. При всей его совершенной художественности, не оставляет ощущение присутствия в съемочном процессе, в самом его рождении, воплощении, развитии. В некоем алгоритме создания собственного кинематографического слова. Этот эффект достигается и за счет сюжета.

Герой ленты — самый ординарный человек. Живущий простыми семейными радостями. В ожидании рождения ребенка он покупает камеру для домашних съемок новорожденной. Пустяк, изменивший всю его жизнь и жизнь всего его окружения. Пустяк, оказавшийся настолько значительным, что ради него можно отказаться от многого; многое не заметить; многое переоценить, недооценить или вовсе оставить за пределами смысла…

Настигающий жертву хищник — образ того внезапного и сильного, что ломает привычную картину мира. И какое же это счастье — обрести и смысл и истинную наполненность. И какое же это горе — утратить то, что прежде составляло тебя самого, или, может, казалось что составляло?..

Вопросов много. Ответы не однозначны. Нравственная дилемма проходит через весь фильм. Каждый шаг и принятое решение неизменно сказывается на ком-то и не всегда это будет благом. Созидая, неизменно разрушаешь.

И здесь интересно само движение поступка, его тщательно прописанный ход, разложенный на эмоциональную, рациональную и этическую составляющие. Показанная панорамная картина происходящего, заставляет увидеть событие разными глазами и интересами.

Кульминацией картины, безусловно, является диалог супругов. Безупречно сыгранный Ежи Штуром, эмоционально наполненный и, финальным, трагикомичным аккордом, — выстраиваемый им операторский кадр уходящей жены, невольно и так естественно вложенный в его пальцы, как символ его принадлежности уже не этому миру, теплому обывательскому счастью. Будто непроизвольно произведенный жест, показывает его органическое сращение с тем, что принято называть призванием. С тем, чему невозможно сопротивляться.

Ежи Штур сыграл главного героя. Это уже третья совместная работа с Кесьлевским. И здесь он участвует в написании диалогов и проживает своим персонажем весь отведенный хронометраж. Поразительна его мимика, отображающая актером самый тонкий нюанс, расставляющая нужные акценты. Игра без слов, на одном взгляде. Тандем Кесьлевский-Штур бесспорно удачен. И абсолютно заслуживает полученные награды. В том числе и мои искренние восторги.

Безо всякого сомнения ставлю —

10 из 10

***

Наверное, никто кроме самого режиссера не способен полностью объяснить, о чем же «Кинолюбитель». Остается лишь, подвергая критике чистый разум, наблюдать картину под разными углами, будучи не в силах добраться до самой сути. Итак, «Кинолюбитель» — это …

… интроспективная лента в духе творений Бергмана и Феллини. К авторской биографии здесь отсылают и большой акцент на документальной съемке, и трудности создания фильмов в странах соцлагеря, и дань уважения ранним польским классикам. Но можно ли сказать, что главный герой — сам Кесьлевский? Однозначно, нет. Кесьлевский сразу знал, чего хочет, его увлечение кино не было спонтанным. Кроме того, польский режиссер все же нашел рецепт удачного сочетания семьи и работы. Такая «неполная автобиографичность» видна и на экране: съемка от первого лица чередуется с намеренным дистанцированием от главного героя. По глубине саморефлексии уместно сравнение с Феллини и его «Восемь с половиной». Как Гвидо, так и Филип вынуждены пройти по длинному коридору творческих мук, но на выходе оба не достигают своих целей. Однако если все терзания итальянского гения лежат исключительно в плоскости его внутренних противоречий, то проблемы поляка — это взаимоотношения с окружающими людьми.

… интереснейшая лекция о кино, где Кесьлевский выступает в роли почтенного докладчика, с чувством, с толком, с раскадровкой излагая так хорошо знакомый ему предмет. Шутливо начинает с цитаты основателя Советского государства о «важнейшем из искусств». Затем меняет настроение, показывая, как пленка способна хранить память об ушедших. Ностальгирует по временам, когда истинные энтузиасты постигали искусство киносъемки по редким книгам и делали всю работу вручную. Откровенничает, обнажая закулисную жизнь фестивальных завсегдатаев. А под конец своего импровизированного доклада Кесьлевский обращает камеру на самого себя, тем самым напоминая, что за любыми движущимися картинками, претендующими на высокое звание кинофильма, должен быть виден автор.

… экранное воплощение философских убеждений автора. Польский режиссер верил, что количество счастья и свободы в нашем мире ограничено, и если где-то убыло, то в другом месте должно прибавиться. На этом утверждении строятся этика и метафизика фильмов Кесьлевского. Продолжая мысль постановщика, можно сказать, что добро и зло в его произведениях подобно энергии в физике подчиняются закону сохранения, незримо перетекая от одной души к другой. Тот, кто в начале истории был последним грешником, может оказаться святым в финале, равно как и наоборот. Здесь нет однозначно плохих, Кесьлевский готов оправдать любого, ведь ничто в его мире не статично. Выступая этаким демиургом, он вершит судьбы своих героев, обрекая на испытания, с которыми те явно не способны справиться. История Филипа — яркий тому пример, на протяжении всей картины не покидает ощущение, что он принимает решения не по своей воле, а под давлением неких высших сил.

Наконец, «Кинолюбитель» — это печальная исповедь творца, который оказался не в силах противостоять своей мании. Будущий любитель кино в одночасье продал душу, нет, не дьяволу, — 8-миллиметровой камере. Филип и предположить не мог, что маленький черный приборчик сначала расширит границы познаваемого мира, а затем уничтожит половину его жизни. Но пессимист по жизни Кесьлевский в своих картинах как будто восполняет недостаток веры в лучший исход, в финале обязательно протягивая своим любимым героям руку помощи. Что же будет с Филипом? Вероятно, и сам режиссер не знал ответа. Да, он всегда признавал в себе эту черту — оставлять фильмы незавершенными.

***

Я всего лишь хотел сохранить на дешевой восьмимиллиметровой пленке первые шаги моего единственного ребенка. Я и не думал, что кино станет моей жизнью. Скоро я соберусь с духом, выйду на улицу и снова буду снимать, снимать, снимать…

***
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 28.11.2014, 06:21 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Кинолюбитель
Amator


30-летний краковский снабженец Филипп Мош (Штур, "Новые амазонки") - счастливый муж, готовящийся стать заботливым отцом: в канун рождения дочери он приобретает любительскую кинокамеру, чтобы увековечить на пленке первую улыбку, первый зубик, первое слово и первый шаг своей Ирэнки. Весть о недешевом приобретении разносится среди его сослуживцев, и вскоре сам пан директор (Чижевский) уговаривает Филиппа стать фабричным хроникером и для начала запечатлеть грядущий юбилей предприятия. Свой заказной экспромт Филипп венчает кадрами рассевшихся на карнизе голубей - и некая дама (Покас) из городского кинообщества усматривает в этом художественный прием и добивается участия картины в местечковом фестивале, где лента берет приз, а режиссера замечают люди с телевидения. Филипп увлечен своей новой неожиданной ипостасью главного кинохроникера родного города и фабрики, снимая все подряд - кроме дочери. А дама из кинообщества чаще видит Филиппа, чем его собственная жена (Забковска). Однажды квартира его пустеет, а совершенно невинный человек лишается своего поста после демонстрации очередного критически направленного кинодокумента Филиппа, который до той поры верил, что не снимает ничего кроме правды.

С "Кинолюбителя" началась заграничная слава поляка Кесьлевского: на излете 1970-х эта работа принесла будущему автору "Декалога", "Трех цветов" и самой, возможно, трансцендентальной ленты мирового кино "Двойная жизнь Вероники" его первый крупный кинотрофей - золотой приз Московского международного кинофестиваля. Круг проблем, с которыми сталкивается Филипп, - официозная цензура, требующая от кинохроникера социалистического общества демонстрации только парадной стороны, неизбежное для документалиста осознание, что он обречен отображать жизнь других с предвзятостью, которая, в свою очередь, формирует общественное мнение, неспособность художника отображать иную правду, кроме собственного внутреннего мира и восприятия, - и фактура, на которую он направляет свою камеру, - фабричные фасады, невзрачные фасоны и казенная обстановка типовых квартир, - знакомы Кесьлевскому не понаслышке. Он сам 15 лет кряду - с середины 60-х - создавал документальные картины с говорящими названиями "Кабинет", "Фабрика", "Принципы безопасности и гигиены на угольной шахте", часто уходя от заявленной в титуле колеи и попадая под опалу у начальников вверенных оку его объектива предприятий. Но есть принципиальная разница: Кесьлевский настаивал, что "Кинолюбитель" - фильм о том, что ему хорошо знакомо, но никак не о нем самом. Он в отличие от Филиппа закончил Лодзинскую киношколу и продолжал снимать кино просто потому, что это была единственная профессия, какой он был обучен. Спектр неподъемных тем, какими полон "Кинолюбитель", - от актуальных в эпоху Барта размышлений о несвободе языковых структур до пронизывающих параллелей между казенностью навязываемых жизненных стандартов соцлагеря 70-х и вынужденной запертостью душ в телесной земной оболочке - он перетасовал с игривостью шулера, создав в своей фильмографии прецедент комедии. Причудливой и мудрой. Видевшие его фильмы знают Кесьлевского как кинематографиста, награжденного даром прозревать в жухлой униформированности бытия эпохи Брежнева и Ярузельского отблески молний средневековых страданий и дилемм. Вот и в этот раз ему достало изобретательности прописать одутловатого краковского снабженца на ту самую аллею славы плутовского романа, где правом жительства кичатся Санчо Панса, Барри Линдон и Кола Брюньон.

Алексей Васильев
http://www.afisha.ru/movie/167376/review/199184/
 
Александр_ЛюлюшинДата: Пятница, 28.11.2014, 22:34 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«Вроде ничего нет, а как мир прекрасен»… Слова местного начальника, описывающие нетронутый человеком уголок природы, имеют непосредственное отношение к самому фильму Кшиштофа Кесьлёвского. Документально просто воспроизводя первые шаги в кинематографе случайно попавшего в него любителя, режиссёр донельзя по-настоящему одухотворяет каждый кадр, на первый взгляд, не отличающийся ото всех остальных, но вбирающий в себя при этом истинную поэзию обыденности. Вновь и вновь подтверждая, что благими намерениями вымощена дорога в ад, автор учит своего героя, а вместе с ним и нас, вглядываться в себя, возвращаться в не всегда приятное прошлое и отделять плевелы от пшеницы. Да, пусть и не сразу, но осознавать, что жизнь – это чудо, а потерять счастливую несвободу гораздо проще, чем постепенно научиться наслаждаться её отсутствием.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz