Понедельник
07.10.2024
23:32
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ЭЛЕГИЯ ДОРОГИ" 2001 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ЭЛЕГИЯ ДОРОГИ" 2001
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 06.08.2016, 10:25 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3269
Статус: Offline
Чуть дрожащая камера Александра Сокурова всегда пытается преодолеть границы и ощутить метания духа главного героя. «Элегия дороги» – это авторский монолог режиссёра – философа, поэта и мистика. Снимая собственные сны и погружаясь в воображаемое прошлое, он улавливает размытое, туманное и ускользающее. Любые знаки реальности, увиденные, в том числе, в далёком XVII веке нидерландским художником Питером Санредамом, вызывают трепет и сопереживание. А само повествование, пропитанное тёплой ностальгией и напоминающее вечное путешествие вглубь себя, становится размышлением об особенно сокровенном: «Нигде никого не было, будто здесь никто и не живёт и это только декорация в ночи для тех, кто обитает выше, чтобы убедить их, что здесь, внизу, на земле, уже давно всё очень, очень хорошо, как только может быть хорошо творение Божие»...

«ЭЛЕГИЯ ДОРОГИ» (Elegiya dorogi) 2001, Франция-Россия-Нидерланды, 48 минут







Съёмочная группа

Режиссёр: Александр Сокуров
Сценарий: Александр Сокуров, Александра Тучинская
Оператор: Александр Дегтярев
Композиторы: Михаил Глинка, Густав Малер, Сергей Снимки
Монтаж: Сергей Иванов

В ролях

Александр Сокуров

Награды

Европейская киноакадемия, 2001 год
Номинация: Лучший документальный фильм

Смотрите фильм

https://vk.com/video16654766_165293055
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 06.08.2016, 10:27 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Кино как сон

"Элегия дороги" - один из двух фильмов, которые представляют Россию на 58-м Венецианском кинофестивале. 3 сентября около 6 вечера он впервые был показан публике. Венеция и Канны любят Сокурова. В прошлом году на Венецианском фестивале показывали "Дольче" - предыдущий сокуровский фильм из серии "Элегии". А сегодня Венеция увидит "Сестер" Сергея Бодрова-младшего.

Самый странный из всех странных фильмов Сокурова. "Элегия дороги" - сказка о путешественнике, который преодолевает иллюзорное пространство, чтобы попасть в воображаемое прошлое. Ни популярности, ни славы. Из "Сала Перла" все время показа тонкой струйкой вытекали люди, и к концу фильма и так наполовину пустой зал был едва заполнен...

Он живет в особом пространстве. Время там течет медленно, а ритм затягивает, как медитация. Или выталкивает. Нет разницы - "художественный" это фильм или "документальный". Сокуров все равно остается Сокуровым.

Он создал особый жанр - "элегия". С 1986-го он снимает их - "московская", "петербургская", "советская"; "Элегия дороги" - девятая. Грань между "художественным" и "документальным" совершенно стерта в этом жанре. И последняя картина Сокурова ясно дает понять, почему эта грань для режиссера так несущественна. Сокуров снимает сны.

"Жизнь есть сон", - писал Кальдерон. А следом за ним - и остальные. Сокуров самый последовательный русский приверженец сновидческого кино. Визуальное пространство его новой элегии с самого начала - зыбкая, дрожащая картинка, как марево, - нечто ускользающее, туманное, неопределенное. Снег, 2 солдата, идущие по тропе между сугробов, дерево, которое все еще несет свои цветы, несмотря на метель. Все это - в размыве - так, словно между зрителем и кадром протянута невидимая пелена.

Как я здесь оказался? Почему эти люди так пристально разглядывают меня? Весь фильм - авторский монолог. Другие голоса приходят только как звуковой фон - на заднем плане. И весь фильм состоит из вопросов, которые Сокуров сам задает себе. И часто не знает ответа. Это вопросы, которые приходят в голову спящему, - он видит странные места и неизвестных людей. Он пытается разобраться, но не может понять, к чему все это и чем он занимается. Кто я? Куда я иду?

Спящий особым образом видит себя во сне: откуда-то сверху. В центре фильма - Сокуров собственной персоной, снятый издали в размыве, или сзади, из-за плеча, нерезко, или с каких еще точек, из которых никто никогда не снимает главного героя. Тем более - себя. Или - крупным планом - пальцы Сокурова, которые разглаживают долго и трепетно табличку на картине с надписью "Петер Санредам". И это - ключевой момент.

Финский порт. Российская граница. Православный монастырь. Голландский музей. Все эти вполне конкретные места, где снимался фильм, не узнаваемы в картине. "Граница", "порт", "монастырь", "музей" здесь - знаки душевных состояний, символы странствия души, но не пространства, населенные реальными людьми. Подлинная реальность для Сокурова начинается там, где он входит в картину.

Роттердам. Музей Бойманс ван Бейнинген. Полотно Питера Санредама "Площадь святой Марии". Вот где Сокуров находит себя. И блестящая операторская работа Александра Дегтярева ему в этом помогает: плоскость картины Санредама становится трехмерной, объемной, живой. Маленькие условные человеческие фигурки голландского живописца выглядят реальней, чем до того лица пограничников, снятые крупным планом, - они казались только ночными кошмарами, а фигурки оживают под камерой Дегтярева. Сокуров интерпретирует полотно как собственную жизнь.

Эти люди часто оставались здесь, они все время что-то обсуждали. А это окно все время было заперто - никто из нас не знал, что за окном, но Питер нарисовал его открытым. А дети на этом месте никогда не играли. Сокуров рассказывает о событиях на площади святой Марии так, как будто он жил вместе со всеми нарисованными людьми и самим художником (умершим, замечу, много веков назад). Он комментирует картину Санредама в такой необычайной и странной манере, что ей веришь сразу, безоговорочно (или уходишь). Ни в голосе Сокурова, ни в самой "Элегии дороги" нет и тени иронии. Как и во сне.

Нет никаких прямых свидетельств о реальности. Все размыто. И пространство, написанное на полотне, подлинней окружающего нас пространства. А внутренний голос гораздо сильнее, чем внешние обстоятельства. Таков Сокуров. Мистик. Визионер. Самый странный из всех российских режиссеров. И, несомненно, самый талантливый.

Михаил Сидлин, Венеция, 06.09.2001
http://www.ng.ru/culture/2001-09-06/8_kino.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 06.08.2016, 10:27 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Путешествия внутрь себя. Зарубежные критики о фильмах Александра Сокурова
«Элегия дороги» (Искусство кино, №5-2011)


Картину «Элегия дороги» (2001) представляют как документальную, однако на самом деле ее связь с документалистикой — если о таковой вообще можно говорить — кажется весьма зыбкой. Фильм представляет собой серию онейрических образов — фрагментов путешествия, — пассивным участником которых оказывается безымянный рассказчик (сам точно не знающий, кто он такой).

Такие картины, как «Мать и сын» и «Молох», закрепили за Сокуровым статус мастера длинного плана. Однако «Элегия дороги» раскрывает иные грани его мастерства. Монтаж изображений в картине — по меркам режиссера — отличается невероятной, бешеной скоростью. Благодаря этому, а также закадровому голосу, зачастую перекрывающему диалоги, и богатому музыкальному сопровождению (в фильме использованы фрагменты произведений Шопена, Глинки, Малера и Чайковского), «Элегия дороги» воспринимается и переживается как гораздо более плотная, глубокая и многоплановая работа — в сравнении с более известными картинами режиссера.

Сокуров, однако, доказывает, что отличие его как режиссера заключено не только в особых методах работы — картина, безусловно, сразу идентифицируется с ее автором, несмотря на то что с технической точки зрения она во многом отличается от его предыдущих фильмов. Сходство здесь заложено на более глубоком уровне — это неугасающий интерес к таким темам, как метания духа и потеря идентичности. В предыдущих картинах Сокуров исследовал эти мотивы в контексте жизни обычных людей (можно вспомнить «Круг второй» и «Мать и сын»), мировых лидеров, пойманных в ими же сплетенные политические сети («Молох» и «Телец») или даже в контексте геополитического положения России в постколониальном мире («Дни затмения», 1988). Все эти мотивы отчетливо звучат и в «Элегии дороги», возможно, даже более явно, чем в иных работах режиссера.

Отчуждение от реальности в «Элегии дороги» становится практически буквальным, и в целом легко предположить, что сам фильм мог бы быть лишь сновидением. Рассказчик, очевидно, не знает, кто он такой; на протяжении практически всего своего пути он, судя по всему, понятия не имеет, куда идет и зачем; кажется, он полностью подчиняется воле некоей высшей силы (в какой-то момент он спрашивает: «Кто играет мною так вольно?»). Подобное сновидческое состояние, уносящее нас от реальности в ее самых базовых проявлениях, кроме того становится метафорой более абстрактного отрыва, который мы можем испытывать в реальной жизни через процесс отчуждения. И все же «Элегия дороги» — в большей степени картина о свободе, нежели об «угнетении духа».

«Элегия дороги» практически не дает ответов и, как и многие другие картины режиссера, оставляет зрителя в тревожном недоумении. Картина заканчивается, когда рассказчик обретает самого себя, но, как всегда у Сокурова, этот финал становится не четкой логической развязкой, а началом иного этапа глубинного путешествия внутрь себя, нового экзистенциального исследования. Возможно, это путешествие завершилось, но впереди еще долгий путь.

Эндрю Джеймс Хортон, kinoeye.org
Перевод с английского Елены Паисовой
http://kinoart.ru/archive/2011/05/n5-article3
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 06.08.2016, 10:28 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Элегия дороги

В фильме использована музыкальные фрагменты из произведений М. Глинки, Г. Малера, С. Слонимского, П. Чайковского, Ф. Шопена в электронной версии С. Мошкова.

«Я их знал и рядом с ними как будто жил… И кто–то умирал и я помню - мы тогда плакали, мы боялись, что нас становится все меньше и меньше… Тогда мы дома наши стали переносить ближе к дороге. Это сделали все, потому что все хотели жить рядом друг с другом и никто не хотел жить отдельно, только я не помню, помогло ли это нам».

Александр Сокуров (из авторского текста)

В этой картине художественное преображение объектов реальности достигает предела авторского внедрения в эту реальность. Мысль и слово автора предвосхищают появление зримых образов, словно выкристаллизованных из мелькающих впечатлений действительности и выстроенных в изысканный и строгий, фантастеский и достоверный ряд.

В этом путешествии отчуждены имена собственные, как географических пунктов, так и встречаемых людей: ведь не нужны пограничные заставы и паспорта освобожденной мечте — мечте о безграничности пространства и времени. Образы Родины: церковный придел, где крестят младенца в окружении сумрачных лиц, родимые пейзажи «края заброшенного», та самая погранзона — смыкаются с панорамами сверкающего огнями ночного западного города, с портретом говорящего на чужом языке молодого человека, улыбающегося даже при невеселом воспоминании.

И в пейзажах, и в портретах нам открываются не столько приметы сегодняшнего дня, сколько неизменяемые родовые черты разных истоков человеческого бытия. Лишь воля режиссёра ведет нас за собой к единому центру. Проникая вместе с ним в безлюдный ночной музей, мы в старинных голландских картинах XVI века разглядываем и узнаем ускользающее тепло жизни и наше вечное стремление в путь, чтобы возвратиться друг к другу. Искусство дает нам единственный шанс этого круговорота.

Александра Тучинская
http://www.sokurov.spb.ru/isle_ru/documentaries.html?num=38
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz