Четверг
26.12.2024
22:13
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | режиссёр Нагиса Осима - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
режиссёр Нагиса Осима
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 10.04.2010, 18:27 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
31 марта 1932 года родился японский кинорежиссёр, сценарист и актёр НАГИСА ОСИМА (яп. 大島渚).



1959 — «Улица любви и надежды»/愛と希望の街
1960 — «Жестокая история юности»/青春残酷物語
1960 — «Кладбище солнца»/明日の太陽
1960 — «Ночь и туман в Японии»/日本の夜と霧
1961 — /The Catch, 飼育
1961 — /The Revolt
1962 — /Shiro Tokisada, 天草四郎時貞
1964 — /A Small Child’s First Adventure
1965 — /Yunbogi’s Diary, ユンボギの日記
1965 — /The Pleasures of the Flesh
1966 — «Демон, возникающий средь бела дня»/白昼の通り魔
1967 — «Военное искусство Ниндзя. Альбом»/忍者武芸帖
1967 — «Исследование непристойных песен Японии»/日本春歌考
1968 — «Совместное самоубийство влюбленных - японское лето»/無理心中 日本の夏
1968 — «Дневник вора из Синдзюку»/新宿泥棒日記
1968 — «Казнь через повешение»/絞死刑
1968 — « Возвращение троих пьяниц»/帰ってきたヨッパライ
1969 — «Мальчик»/少年
1970 — «История, рассказанная после токийской войны»/東京戦争戦後秘話
1971 — «Церемония»/儀式
1972 — /Dear Summer Sister, 夏の妹
1975 — /The Battle of Tsushima
1976 — «Империя чувств / Коррида любви»/愛のコリーダ
1978 — «Империя страсти / Призраки любви»/愛の亡霊
1983 — «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс»/戦場のメリークリスマス
1986 — «Макс, моя любовь»/マックス、モン・アムール
1991 — /Kyoto, My Mother’s Place
1994 — «История японского кино»/100 Years of Japanese Cinema
1999 — «Табу»/御法度

Учился в престижном университете Киото на юридическом факультете, где принимал активное участие в прогрессивном студенческом движении, за что и заслужил прозвище Красный Студент. По окончании университета отправился в Токио, узнав о наборе кадров на "Сетику", и принял участие в конкурсе. Ему повезло: ничего не зная о кино, в апреле 1954 г. он стал ассистентом режиссера.

За пять лет он принял участие лишь в 15 постановках, зато написал множество сценариев и опубликовал их в журнале, выпускавшемся сотрудниками студии. Начиная с 1956 г. стал заниматься кинокритикой, основал журнал "Эйга хихе".

В 1959 г. Осима получил свою первую самостоятельную постановку. Внешне "Улица любви и надежды" напоминает остальные фильмы студии "Офуна" (в главной роли — Юко Мотидзуки, неоднократно снимавшаяся у Кэйскэ Киноситы, оператор Хироси Кусуда, тоже работавший с Киноситой). Это история мальчика, который продавал голубя, зная, что тот вернется к нему. Фильм завершается тем, что брат одной из возмущенных покупательниц пристреливает несчастную птицу. Такой финал решительно противоречил духу "Офуна", требовавшему, чтобы нечестный мальчик раскаялся, а девочка и ее родственники смягчились. Руководство студии было возмущено, но отзывы критики оказались столь лестными, что компания была вынуждена предоставить режиссеру еще один шанс.

В 1960 г. Осима закончил работу над "Жестокой повестью юности". Стиль картины о молодых преступниках отражает ее тему — тему жестокости. В нем нет ни одной сцены, освещенной солнцем. Красный закат напоминает текущую кровь. Энергичный монтаж, натуралистический показ насилия и жестокости, откровенные любовные сцены — все это было новым и необычным. С этого момента "Новая волна "Офуна", лидером которой стал Осима, обрела силу и компания решила делать ставку на молодых режиссеров.

В том же году Осима поставил "Захоронение солнца", где на экране снова господствовали изнасилования, убийства, драки. В противоположность "духу "Офуна" Осима показывает, что лишь сильные и бесчувственные способны выжить, а слабые и хорошие обречены. Эта картина с символическим названием знаменует конец эпохи фильмов о "солнечном племени" (Тайедзоку), по названию одноименного романа Синтаро Исихары.

Фильмы Осимы этого периода представляют собой непосредственный отклик на политические или общественные события, тесно связаны с судьбой молодежного движения в Японии. "Ночь и туман Японии" — это фактически заснятый на пленку полуторачасовой спор студентов и преподавателей о злободневных политических вопросах. Но одновременно с политическими дебатами Осима раскрывает собственные сокровенные чувства. Размышления о том, каким должно быть студенческое движение 60-х годов, превращаются в рассказ о его собственной молодости. Осима использовал скорее журналистский и политический, нежели художественный подход. Этот новаторский не только по содержанию, но и по форме фильм (всего 50 очень длинных планов, сложная система возвратов в прошлое) оказал большое влияние на молодых японских кинематографистов. И тем не менее уже через три дня фильм был изъят из проката. В знак протеста Осима ушел со студии и вместе с женой Акико Кояма основал собственную компанию "Содзося".

Этот разрыв помог режиссеру существенно расширить диапазон творчества. Вместе с Кэндзабуро Оэ он работает над картиной "Ловушка" (1961), ставит остросюжетный фильм "Демон, появляющийся среди белого дня", историческую картину о революции XVIII века "Сиро Токисада из Амакуса" (1962), два года делает телевизионные картины, среди которых — "Забытая армия императора", признанная одним из лучших документальных фильмов японского кино, и "Надгробный камень юности". В "Дневнике Юнбоги" о жизни десятилетнего корейца Осима использовал дневник мальчика, а зрительный ряд построил на его фотографиях, сопровождая их стихотворным текстом.

К концу 60-х годов повествовательная структура его работ становится все более фрагментарной, в них часто звучит черный юмор. Когда после неудавшейся казни приговоренный теряет память, принимается решение воссоздать преступление (жестокое изнасилование и убийство) силами присутствующих при экзекуции, ведь человека, не осознающего своих поступков, по закону нельзя лишить жизни ("Смертная казнь через повешение"). Дезертир-кореец (здесь вновь возникают мотивы неравноправного положения корейцев в Японии) крадет школьную форму у японского мальчика, который, возможно, сам тоже кореец. ("Три воскресших пьяницы"). Парня, которого сексуально стимулирует кража книг, отдает в руки полиции служащая магазинчика, а она, как оказывается, там вовсе и не работает ("Дневник вора из Синдзюку").

Теперь Осиму интересуют не сами политические и социальные события, а реакция на них человека. Одним из самых красноречивых примеров является "Церемония", один из любимых фильмов Осимы. Это история семьи, члены которой собираются вместе только по торжественным случаям — на свадьбах, похоронах. Осима показал сообщество людей, не знающее, куда идти, пребывающее в историческом тупике. "Церемония" была названа лучшим фильмом 1971 года.

Почувствовав, что он не может найти для себя актуальной социальной темы, Осима в течение четырех лет работал на телевидении. В 1973 г. он стал ведущим популярной телевизионной программы о женщинах, стоящих перед лицом сложных семейных проблем. Вскоре Осима ликвидировал свою компанию "Содзося" и начал сотрудничество с иностранными продюсерами.

Большую поддержку ему оказали французы при постановке "Империи чувств" (1976), вызвавшей громкий скандал на Каннском фестивале. В основу фильма были положены реальные события, имевшие место в 1936 г. Женщина оскопила своего возлюбленного, а потом бродила по городу с его половым членом, пока не была задержана полицией. Любовь и страсть в фильме Осимы замкнуты в четырех стенах, где развивается бурный любовный роман гейши и хозяина борделя. Окружающая действительность прорывается лишь шумом топающих мимо окна солдатских сапог. Режиссер представляет механизм любви, доходящей до пароксизма, выступающей как неосознанное стремление к смерти. Впервые у него показаны равноправные сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. Пластическая красота зрительного ряда поднимает эту изобилующую откровенными эротическими сценами ленту на уровень искусства. В Японии фильм вышел в прокат с большими купюрами. После "Империи чувств" Осима уже не мог найти продюсера у себя на родине и решил перебраться во Францию. Это намерение совпало со стремлением выйти в творчестве за рамки чисто японских проблем.

"Счастливого Рождества, мистер Лоренс", затрагивает вопросы взаимоотношений между японцами и побежденными англичанами в лагере для военнопленных. Показ жестокого обращения японцев с пленниками и беспощадности к своим же подчиненным (разрешить провинившемуся совершить харакири — значит проявить милость) перемежаются с гомосексуальными мотивами. В картине "Макс, любовь моя" Осима совсем отходит от политики. Его интересует один вопрос: как поведут себя люди в экстремальной ситуации, узнав, что жена их знакомого изменяет своему мужу с шимпанзе. По словам режиссера, он стремился показать, как важна в отношениях между людьми духовная щедрость и понимание.

В 90-е годы Осима снял два документальных фильма — "Киото, город моей матери" и "100 лет японского кино". Последний представляет собой в высшей степени субъективный взгляд на историю киноискусства на родине режиссера. В 1995 г. Осима перенес тяжелое заболевание, после которого остался частично парализован. Но вопреки предсказаниям врачей он вновь приступил к работе и снял картину "Табу". Желая подтвердить репутацию бунтаря, не признающего никаких табу, на этот раз он ведет разговор о гомосексуальных отношениях в среде самураев в конце XIX века.

Творчество Осимы продолжает привлекать к себе внимание и на родине, где его называют выразителем настроений целого поколения, и на Западе, где его считают противоречивым, трудным для понимания художником. Критики расходятся в оценке творчества этого режиссера. Одни превозносят его как новатора, закрывая глаза на изобилие натурализма, секса, насилия, другие же, напротив, клеймят его чуть ли ни как автора порнофильмов, решительно не замечая художественной ценности его произведений.

Осима — автор двух книг по кино: "Сэнго эйга: хакай то содзо" (Послевоенное кино: создание и разрушение) и "Тайкэнтэки сэнго эйдзо рон" (Теория послевоенного изображения, основанная наличном опыте).

М. Теракопян
http://www.cinemasia.ru/persons/8.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 28.04.2010, 10:03 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Одержимые бунтари Нагисы Осимы
В «Кармен Видео» вышли «Империя страсти» и «Империя чувств» - образцовые примеры успешного продвижения на Западе «загадочной японской души»

Снятая в 1976 году «Империя чувств» – экстравагантный экскурс в дебри японской сексуальности начала 20 века. У молодого и любвеобильного хозяина гостиницы по имени Исида начинается роман с Абэ, прислугой его жены. Исида выгодно отличается от большинства мужчин, окружающих девушку – ему небезразлично, получит ли партнерша удовольствие от секса. Заглавная метафора прозрачна: влюбленные открывают для себя империю чувств. Те места в фильме, где они не занимаются любовью, можно пересчитать по пальцам. Абэ любит Исиду, поэтому стремление обладать им является главным мотивом ее поступков: она ласкает своего возлюбленного всю ночь, приносит ему деньги, заработанные проституцией, ревнует своего мужчину, но одновременно требует от него соития с другими женщинами при ней же (если она рядом, значит все равно это ее близость, ее ощущения). Постепенно их любовь перерастает в зависимость друг от друга. В сцены любви проникает все больше насилия. Но любая империя, основанная на насилии, рано или поздно падет. Театрализованное свадебное действие Абэ и Исиды заканчивается настоящей оргией. Их страсть постепенно начинает отторгать их от остального мира. Они теряют человеческий облик, их любовные игрища стремительно превращаются в совокупление животных. Но влюбленные ничего не видят вокруг.

Нагиса Осима проявляет интерес к одержимым героям. Эта линия характеризует его работы в кино, поздние – в особенности. Режиссер склонен фетишизировать в своих героях разнообразные надломы, и неизбежное столкновение такой личности с обществом, эпохой, временем делается его главной темой. Так будет и с его самураями, которых разъедает сначала латентный, а потом явный гомосексуализм. Так случится и с западным офицером, чьи безрассудные поступки будут диктоваться чувством вины перед младшим братом. То же можно сказать и о любовниках – подданных империи чувств.

В их внутреннем мире нет полутонов, оттенков, переходов чувств. Собственно, нет и ярко выраженных эмоций. Взаимная страсть не оставляет места ни для чего иного. Разница между мужчиной и женщиной заключается в том, что первый неизбежно сталкивается с внешним миром, тогда как вторая скована патриархальным бытом и предоставлена своим чувствам без остатка. Исида возвращается к жене, его движение в камере направлено против колонны марширующих солдат. Он не может полностью слиться с женщиной, как не может отдаться чувствам полностью – он мужчина, и этим все сказано Для Абэ же все наоборот. Ее пол диктует ей использовать бесконфликтную тактику. Внешний мир для нее ограничивается теми, кто может помочь ей слиться в соитии с супругом. Все, кто этому мешают, достойны если не смерти, то насилия. Даже ее клиенты показаны только в связи с ее любовником.

В результате герои приходят к неутешительному выводу, что конечное обладание возможно только в смерти. Ее и принимает Исида от руки своей возлюбленной Абэ. Автор не упускает случая в чисто западной традиции указать, что история основана на реальных событиях. Суд так и не смог вынести смертный приговор счастливой Абэ, которая три дня гуляла по улицам города с пенисом Исиды в руках. «Империя чувств» не только предвещает скорое рождение европейского порнореализма, но и в два счета обставляет большинство его представителей.

«Империя страсти», снятая двумя годами позже, использует классический сюжет, легший в основу романа Майкла Кейна «Почтальон всегда звонит дважды», успешно (и кстати, тоже дважды) экранизированного в Голливуде. Только действие происходит, конечно, в Японии. Жена Секи с молодым и сильным любовником Тоеджи убивает своего мужа, старого любителя сакэ рикшу Гизабуро. Через три года его привидение начинает являться жителям деревни, словно маркируя вторжение враждебного мира в жизнь империи страстей. Вскоре начинаются сплетни, затем приходит инспектор. А в конце наступает почти традиционная для фильмов Нагисы Осимы смерть. В этом фильме режиссер еще более радикализует конфликт индивидуальной одержимости с окружающим миром, но снижает радикальность подачи. В фильме, попросту говоря, нет порнографии. Но конфликт между людьми, ищущими счастья друг в друге и в окружающем мире, выражен намного сильнее. Примечательно, что Осиму не интересует моральный аспект проблемы, для него вина двух любовников, убивших мужа, не столь принципиальна. Они - символические фигуры, взбунтовавшиеся против установленного порядка вещей. В этом конфликте одержимости и норм режиссер позволяет себе объединить и мистику (наведывающийся в деревню призрак убитого), и социальную критику (Сэки, жена убитого рикши, в минуту отчаяния жалуется любовнику на нищету), и детективное расследование. Привидение не имеет никакого отношения к совести героев, оно представляет тот самый установленный порядок, противодействующий любому стремлению менять свою судьбу. Мир все теснее осаждает нестабильную империю страсти, почему готовность принять смерть вновь становится единственной возможностью сохранить любовь.

Увлекавшийся в юности левыми идеями, со временем Нагиса Осима разочаровался в любом политическом направлении. В частности, он откровенно не любил Куросаву за избыточный гуманизм. Для Осимы абсолютная свобода подразумевает смерть – позиция, достойная, скорее, классического стоика, чем японца с его загадочными и крайне парадоксальными для европейца порядками. Осима философски очень прозрачен, почему и кажется иногда величайшим космополитом среди японских киномастеров. Он любил снимать кино, где бы действовали бунтари, одержимые и провокаторы. Более чем три десятка лет, миновавших после создания этих фильмов, никак не отразились на их эффективности. Это тоже загадка, впрочем, приятная.

Евгений Белкинд, специально для ДК
http://www.drugoe-kino.ru/magazine/news2496.htm

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz