Воскресенье
03.11.2024
02:21
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ИДЕАЛЬНЫЕ ДНИ" 2023 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ИДЕАЛЬНЫЕ ДНИ" 2023
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 30.03.2024, 07:36 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3275
Статус: Offline
Казалось бы, что хорошего можно ждать от фильма о немолодом чистильщике общественных туалетов, ведущем абсолютно однообразный образ жизни. Ан нет. Кинокартину эту снял великий немецкий «певец одиночества» Вим Вендерс. И потому для его героя Хираямы, сбежавшего от бешеного ритма в умиротворяющую рутину, нет одинаковых будней: каждый дарит ему что-то новое и по-своему неповторимое. Потому что удивительно жить настоящим, растворяться в обыденности и с благодарностью принимать грядущее: слушать любимую музыку, играть с неизвестным на клочке бумаги в «крестики-нолики», видеть в чёрно-белых снах пробивающийся сквозь листья солнечный свет… Потому что можно (!) остановить прекрасное мгновение и быть счастливым!

«ИДЕАЛЬНЫЕ ДНИ» (англ. Perfect Days) 2023, Япония-Германия, 124 минуты
— фильм Вима Вендерса — обладатель приза экуменического жюри и награды за лучшую мужскую роль на Каннском МКФ


Немолодой мужчина Хираяма работает уборщиком общественных туалетов в Токио. Каждый его день похож на предыдущий. Он встаёт рано утром, ухаживает за домашними растениями, по пути на работу и после работы слушает на аудиокассетах западную рок-классику, например, Патти Смит и Лу Рида, читает бумажные книги, фотографирует на плёночный Olympus деревья в парке, ходит в один и тот же бар и в одно и то же кафе. Вскоре несколько неожиданных встреч основательно встряхнут привычную жизнь Хираямы.

Съёмочная группа

Режиссёр: Вим Вендерс
Сценарий: Вим Вендерс, Такума Такасаки
Оператор: Франц Лустиг
Художники: Товако Кувадзима, Даисукэ Ига
Монтаж: Тони Фрошхаммер

В ролях

Кодзи Якусё — Хираяма
Токио Эмото — Такаси
Ариса Накано — Нико
Юми Асо — Кейко
Саюри Исикава — мама
Аои Ямада — Ая

Интересные факты

После пандемии COVID-19 японский бизнесмен Кодзи Янаи пригласил Вима Вендерса в Японию для создания серии рекламных роликов о редизайне общественных туалетов в районе Сибуя в Токио, который осуществили дизайнеры из разных стран. Режиссёр был так впечатлён увиденным, что предложил Янаи вместо роликов снять художественный фильм.

Съёмки заняли всего 17 дней.

Сценарий фильма был написан за три недели.

Первый японский фильм, выдвинутый Японией на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший международный фильм», который поставил не японец.

По словам Вима Вендерса, имя главного героя Хираяма — это отсылка к последней кинокартине Ясудзиро Одзу «Вкус сайры», главного героя которой тоже звали Хираяма.

Награды

Каннский кинофестиваль, 2023 год
Победитель: Лучшая мужская роль (Кодзи Якусё)
Победитель: Приз экуменического (христианского) жюри
Номинация: Золотая пальмовая ветвь

Оскар, 2024 год
Номинация: Лучший фильм на иностранном языке

Сезар, 2024 год
Номинация: Лучший фильм на иностранном языке
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Суббота, 30.03.2024, 07:39 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
Хорошее отношение к туалетам
«Идеальные дни»: новый фильм Вима Вендерса


В российский прокат выходит новый фильм Вима Вендерса. «Идеальные дни» — идеальный фильм, рассказывающий о том, как прекрасна работа чистильщика туалетов, особенно если это дизайнерские туалеты в Токио.

Все дни Хираямы, немолодого чистильщика туалетов, одинаковы: он просыпается, чистит зубы, надевает синюю униформу с надписью «Токийский туалет», выходит из дома. Смотрит на небо, на башню «Скай-Три». Берет кофе из автомата, садится в фургончик и едет на работу, по дороге слушая на кассетах классический рок. Лу Рид, роллинги, Патти Смит, Ван Моррисон, Нина Симон. Его работа заключается в том, что он драит общественные туалеты — тщательно, вдумчиво, даже, кажется, с удовольствием. Обедает в парке. Фотографирует мир на старенький пленочный фотоаппарат, на черно-белую пленку,— удачные фото складывает в шкаф, в коробки, на которых написаны год и месяц, когда эти фото были сделаны. После работы моется в бане. Ужинает в одной и той же забегаловке. На ночь читает книжки из букинистической лавки — Фолкнер, Ая Кода, Патриция Хайсмит, неважно. В черно-белых снах видит, как солнечный свет пробивается сквозь листья.

Для молчаливого, безмятежного Хираямы нет одинаковых дней: сегодня он находит в туалете клочок бумаги с крестиками-ноликами, завтра его сменщик приводит на работу подружку, послезавтра он видит в парке бездомного и улыбается ему, а через два дня у его дома внезапно появляется племянница, которую он не видел, похоже, много лет. Все это — обещания каких-то сюжетов, но они исчезают нерассказанными, несбывшимися. Неважно.

Вим Вендерс, немолодой певец одиночества, снял меланхолическое, тихое и точное кино о взаимоотношениях света и тени. Кинематограф — это тоже исследование того, как тени танцуют на стене. В этом фильме нет ни надрыва — хотя у Хираямы, очевидно, когда-то была совсем другая жизнь,— ни самоуничижения, ни морализаторства. О чем «Идеальные дни» — каждый выбирает сам. Кто-то увидит в фильме воплощение дзена, кто-то — оду уходящему аналоговому миру, кто-то — портрет ежедневного тихого служения. Герой вендерсовской «Алисы в городах» на вопрос «Как это — жить одному?» отвечал: «Нормально, лучше с каждым днем».

Хираяме становится лучше с каждым идеальным днем. Он не приговорен к своей рутине, как Жанна Дильман в шедевре Шанталь Акерман, он ничего не пишет, в отличие от джармушевского Патерсона, он не пытается примириться с прошлым или заставить себя жить новой жизнью, как герои трагического «Возрождения» Масахиро Кобаяси. Все эти фильмы, как и «Идеальные дни», построены на монотонности, однообразии действий — но в них главные события начинаются, когда эта монотонность спотыкается. В «Идеальных днях» монотонность сама оказывается сюжетом, а все неожиданные встречи и происшествия лишь мешают герою.

Изначально Вендерс приехал в Токио, чтобы снять несколько короткометражек о 17 дизайнерских туалетах. Среди авторов туалетов — всемирно известные Сигэру Бан (он сделал две конструкции из «умного стекла», прозрачные стены которых мутнеют, когда посетитель запирает дверь изнутри), Тадао Андо, Марк Ньюсон. Увидев эти архитектурные чудеса, Вендерс решил делать полный метр.

Хираяма, таким образом, не просто «синий воротничок», занимающийся самой грязной работой. Он не драит туалеты, он скорее поддерживает в чистоте новый образ города, отчищает от несуществующей грязи каждый миллиметр футуристических конструкций.

Весь фильм вырос из личности актера Кодзи Якусё, снимавшегося у Сёхэя Имамуры, Киёси Куросавы и Такаси Миикэ, а за «Идеальные дни» получившего приз Каннского фестиваля. В его улыбке почти нет горечи — и это очень важное «почти». В его спокойствии нет наигранности. Но кроме того Вендерс признается, что, работая над сценарием, вспоминал об одном своем знакомом монахе. «Он был, кроме того, певцом, звали его Леонард Коэн... в годы ученичества ему приходилось делать разную работу, в том числе он чистил туалеты».

Вендерс не считает, что снял «японское кино», но говорит, что, возможно, научился относиться к вещам немного по-японски — с вниманием и уважением к мелким деталям. Это, безусловно, один из самых цельных и ценных его фильмов. В Хираяме есть и благородный стоицизм героев Одзу (имя Вендерс позаимствовал у героя «Вкуса сайры» Одзу), и любопытство берлинских ангелов из главного вендерсовского фильма об одиночестве — «Неба над Берлином», и переосмысление вечно меняющегося Токио: в прошлый раз Вендерс предпринимал такую попытку в документальном «Токио-га», где исследовал Токио, в котором больше нет Одзу. В том фильме он говорил: «Вот бы научиться снимать, как будто открываешь глаза и просто смотришь на мир, ничего не стараясь доказать».

Кажется, «Идеальные дни» сняты именно так — но это фильм обманчиво простой, обманчиво милый. Ближе к концу фильма герой проверяет, делается ли тень чернее, если на нее падает другая тень. Ближе к концу фильма он начинает уставать от идеальных дней своей тихой жизни. В его жизнь пробирается сентиментальность. Появляются новые персонажи, новые возможности для сюжета — комедийного, романтического, драматического. Хираяма отворачивается от них.

И становится очевидно, что в фильме есть какой-то глубокий, медленный и темный слой, куда страшно пробираться: например, что это за бездомный, которого не видит никто, кроме главного героя? Его возможная жизнь? Просто бездомный? Что это за фотографии в коробках, на которых написано «2023 9» и «2023 10»,— притом что премьера фильма состоялась в мае 2023 года?

Нет, неважно. Проще думать, что это тихая повесть о человеке, который видит свет, чем о человеке, который боится, что тени, наложившись друг на друга, станут совсем черными.

Ксения Рождественская, 26.01.2024
https://www.kommersant.ru/doc/6455169
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Суббота, 30.03.2024, 07:39 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
Токийский ангел
Выходят в прокат «Идеальные дни» Вима Вендерса


«Идеальные дни» Вима Вендерса награждены в Канне и номинированы на «Оскар». Не только одним из самых успешных, но и одним из самых личных в творчестве режиссера считает этот фильм, который выходит на этой неделе в российский прокат, Андрей Плахов.

Вендерс всегда любил города, утверждал, что асфальтовые джунгли и городские пустыри столь же наполнены поэзией, как прерии и пустыни. Немецкий космополит обжил парижскую Синематеку, потом объехал Америку и нашел в Техасе свой Париж. А потом вернулся в Берлин, характер которого в ту пору определяла Стена. Именно она до предела обостряла ощущение города. В «Небе над Берлином» есть гениальное открытие — ангелы, свободно парящие над Стеной. Бог послал их и велел подготовить рапорт о том, что происходит в этом городе. Городскую сказку Вендерс преподнес как документальный репортаж, словно бы снятый одним из ангелов, которого снабдили кинокамерой. Даже в крупных планах присутствует взгляд немного сверху: как выразился режиссер, «такова ангельская перспектива».

После этого Вендерс снимал фильмы в Лиссабоне, Нью-Йорке, Палермо и других городах, но еще до «Неба над Берлином» открыл японскую столицу. В картине «Токио-Га» он показал, что изменилось, а что осталось от того Токио, в котором в течение шести десятилетий жил и творил певец торжествующей обыденности режиссер Ясудзиро Одзу. Вендерс уже тогда преодолел блуждающий взгляд туриста и доверился городу. Прошло почти сорок лет, и он снял в Токио «Идеальные дни». В этом фильме снова чувствуешь, как бьется и болит сердце немецкого классика. Хотя режиссер и предпочел рассказать о себе, выбрав героя, максимально на себя непохожего, но получился автопортрет.

Вспоминаю давнюю историю из личной практики. Вместе с моим британским коллегой Дереком Малкольмом, который был президентом Международной федерации кинокритики ФИПРЕССИ (а я — ее вице-президентом), мы давали интервью одному телеканалу. Дерек, не только великолепный профессионал, но и человек с безотказным чувством юмора, прищурившись, слушал молодую журналистку, которая говорила: «Я поняла, что у вас, кинокритиков, жизнь проходит в поездках на кинофестивали, это ведь так трудно — все время ездить, быть в разлуке с семьей?» Дерек ответил: «Да, тяжелая у нас профессия. Но все же легче, чем чистить сортиры».

Герой «Идеальных дней» — Хираяма, уборщик токийских общественных туалетов (его играет первоклассный артист Кодзи Якусё), каждое утро облачается в рабочий комбинезон и совершает ритуальный объезд своих «объектов», отдраивая до блеска писсуары и проявляя не только перфекционизм, но и подлинную любовь к работе. Этого не могут понять ни его юный сотрудник-шалопай, ни сестра, живущая в мире дорогих автомобилей. Почему ее брат-интеллектуал, вечерами читающий Фолкнера, Беккета и Аю Коду, проводит дни за мытьем сортиров? Почему он одиноко живет в убогой квартирке без душа и моется в общественной бане? В фильме нет этому объяснения, но явно, что не материальные трудности, а изживание какой-то прямо не названной вины заставило героя принять на себя эту монашескую аскезу. В этом нет ни вызова, ни претензии на исключительность, так же как нет в самом фильме Вендерса, который легко встраивается в ряд работ близких ему авторов — Джармуша, Имамуры, Каурисмяки, сохраняя при этом свое особенное лицо.

В японской культуре чистка туалета относится к числу благородных занятий. Старательное наведение внешней чистоты мест, предназначенных для отправления якобы постыдной потребности, поддерживает внутреннюю гигиену, здоровый аскетизм и улучшает карму. Не говоря об общественной пользе. Можно сказать, что Хираяма — это ангел Токио, и у него тоже есть своя ангельская перспектива. Перерывы в работе он использует для того, чтобы снимать на камеру «комореби» — мерцающую игру света и теней в кроне деревьев. А сквозь нее открывается «небо над Токио».

Еще один герой этого фильма болен раком, и его «идеальные дни» подходят к концу. Он самозабвенно курит и играет с Хираямой в театр теней. Вендерс прощается. Прощается в том числе с той жизнью, что прошла в тесном контакте с контркультурой 1960–1980-х годов. Она оживает в записях Лу Рида (его хит «Perfect Day» дал название картине), Патти Смит, Нины Симон, «Роллинг Стоунз» и других кумиров ушедшей эпохи на ретрокассетах Хираямы. Они кажутся смешными молодежи, но в то же время находят новых ценителей, готовых платить за них сотни долларов. Жизнь уходит, но продолжается как-то по-другому. Вендерс вместе со своим героем олицетворяет исчезающий мир, который теперь модно именовать аналоговым, но аналогов ему нет и не будет.

31.01.2024
https://www.kommersant.ru/doc/6479297
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Суббота, 30.03.2024, 07:39 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
Магия повседневности: обзор драмы «Идеальные дни» Вима Вендерса.
Фильм — номинант на «Оскар» от Японии уже можно посмотреть в кино
Вышла рецензия на фильм «Идеальные дни» Вима Вендерса


В российском прокате наступили «Идеальные дни». Премьера безмятежной драмы немецкого режиссера Вима Вендерса состоялась на Каннском кинофестивале — 2023, а неделю назад картину номинировали на премию «Оскар» от Японии.

Фильм посвящен будням немолодого мужчины, работающего уборщиком общественных туалетов в Токио. Кинокритик Мария Ракитина рассказывает, как «Идеальные дни» осмысляют необычность обыденности.

Немолодой японец Хираяма (Кодзи Якусё) работает чистильщиком городских туалетов в Токио. Каждый день он просыпается на рассвете, чистит зубы, бреется, опрыскивает водой саженцы кленов, надевает синий комбинезон с надписью The Tokyo Toilet, берет кофе в автомате, садится в микроавтобус, ставит аудиокассету и отправляется в путь.

По дороге на работу меломан Хираяма слушает Вана Моррисона, Патти Смит, The Rolling Stones, Лу Рида и The Velvet Underground. Особенно ему нравится The House of the Rising Sun — баллада группы The Animals. До обеда он чистит уборные, напоминающие произведения искусства. После смены съедает сэндвич на скамейке в парке и фотографирует кроны деревьев на пленочный фотоаппарат. Затем моется в общественной бане, ужинает в любимой забегаловке, а перед сном читает Фолкнера, Ая Коду и Патрицию Хайсмит.

Монотонный образ жизни героя периодически разбавляют неожиданные события. В одном из туалетов мужчина обнаруживает клочок бумаги с незавершенными крестиками-ноликами. Как-то раз молодой раздолбай-напарник приводит на работу подружку, а Хираяма знакомит ее с музыкой Патти Смит. Однажды в гости к уборщику и вовсе заявляется племянница, сбежавшая из дома. Хираяма с благодарностью принимает все, что ему готовит день грядущий, и плывет по течению. За эту роль Кодзи Якусё получил приз в Каннах.

Мировая премьера работы немецкого классика Вима Вендерса состоялась на 76-м Каннском международном кинофестивале, совсем недавно «Идеальные дни» номинировали на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Тем ироничнее, что фильм возник из идеи создать документальное кино о 17 эстетичных уборных в Токио. Изначально Вендерс планировал снять серию короткометражек, посвященных проекту The Tokyo Toilet. Администрация токийского района Сибуя пригласила режиссера рассказать о реновации общественных туалетов, которые с подачи всемирно известных художников превратились в арт-объекты. Вендерс с радостью принял предложение, потому что всегда питал интерес к японской культуре.

В «Токио-Га» он искал дух картин Ясудзиро Одзу на улицах Токио, а в «Зарисовках об одежде и городах» исследовал феномен дизайнера Йоджи Ямамото. В 2022 году Вендерс прибыл в Токио, увидел дивные туалеты и решил сотворить не документальное, а художественное кино.

В центр полнометражной истории постановщик поместил чистильщика уборных, который ценит простую жизнь и находит счастье в мелочах. Вендрес неслучайно назвал главного героя Хираяма — имя отсылает к персонажу из фильма «Вкус сайры» Ясудзиро Одзу. В этой драме немолодой отец выдает замуж любимую дочь и смиряется с одиночеством. В «Идеальных днях» уборщик туалетов Хираяма принимает одиночество как данность.

Немногословного созерцателя Хираяму, для которого чистка туалетов — не грязная работа, а общественно-полезное занятие, естественно играет Кодзи Якусё. Актер, снимавшийся у Сёхэя Имамуры, Киёси Куросавы и Такаси Миике, тонко улавливает отрешенность и безмятежность героя.

«Мама говорит, ты живешь в каком-то другом мире», — сообщает Хираяме племянница, в которой тот находит родственную душу. Он и правда напоминает отшельника, сбежавшего от бешеного ритма жизни в умиротворяющую рутину. В одной из сцен даже появляется монах, кивком головы позволяющий Хираяме выкопать росток клена.

Отрешенность героя Якусё читается не только в размеренном существовании, но и в любви к винтажу. Для уборщика музыка на кассетах обладает особой магией. Каждый день Хираяма бороздит шумный Токио на фургончике под песни, вторящие его эмоциональному состоянию. Герой смотрит на мир через объектив пленочного фотоаппарата, а удачные черно-белые снимки раскладывает по коробкам. В желании Хираямы запечатлеть мгновение угадывается влияние Вендерса-фотографа. Режиссер в основном снимал не людей, а места, где они оставили след. Многим героям Вендерса передалась его страсть к фотографии.

В «Алисе в городах» журналист беспрерывно снимал на полароид предметы и пейзажи. В «Съемках в Палермо» фотограф утверждал, что цифровые камеры, в отличие от пленочных, лишены души. В «Идеальных днях» Хираяма пытается зафиксировать на старенький Olympus явление komorebi — удивительную игру света и тени в кронах деревьев. Во сне черно-белые фотографии оживают: листья дрожат на ветру, а темные силуэты накладываются друг на друга.

Увлечение фотографией и одиночество — далеко не единственные приметы классического героя Вендерса. Подобно персонажам роуд-муви «Алиса в городах», «Париж, Техас» и «Когда наступит конец света» Хираяма совершает путешествие, но в пределах Токио. Для него ежедневный путь по автомобильным развязкам на работу и обратно — маленькая жизнь.

Когда же Хираяма рассекает город на велосипеде, его маршрут меняется, но умение наслаждаться моментом остается неизменным. Токио, тоже герой фильма, видится Вендерсу контрастным. Утренняя тишина в парках сменяется гулом вечерних пробок, небоскребы чередуются с миниатюрными домами, и только телебашня Tokyo Skytree часто мелькает в кадре.

Хираяма с улыбкой всматривается в знакомые индустриальные ландшафты и изучает прохожих. Он наверняка мечтает сделать Токио еще лучше и красивее. Герой наводит порядок в футуристичных туалетах, чтобы их было приятно посещать. Так Вендерс показывает, насколько отношение японцев к чистоте и общественным благам отличается от западного восприятия этих понятий.

Невидимый труд Хираямы теряется на фоне глобальных достижений японцев, но представляет большую ценность для самого героя. За его перфекционизмом можно увидеть эскапизм от тяжелой действительности или способ контролировать свою жизнь. Вендерс не дает ответов и просто наблюдает за стараниями Хираямы.

Медитативность действий героя становится сюжетом, а непредвиденные ситуации кажутся настоящими катастрофами. Впрочем, размеренное повествование вряд ли отпугнет как фанатов Вендерса, так и тех, кто решил с «Идеальных дней» начать знакомство с ним. Поэзия повседневности прекрасно уживается с хроникой снов, а история героя цепляет непринужденностью.

Единственное существенное отличие новой работы кинематографиста от всех предыдущих заключается в отсутствии надрыва. Хираяма не сталкивается с ужасными потрясениями, не копается в прошлом, но живет настоящим и растворяется в обыденности, а его биография — сплошная загадка.

«Одиночество означает, что ты обрел цельность», — говорилось в «Небе над Берлином». Самодостаточный Хираяма вроде бы счастлив и довольствуется малым. Тогда почему он плачет после короткой встречи с сестрой и часто видит бездомного, которого больше никто не замечает? Каждый поймет эти моменты по-своему. Апогея светлая грусть Хираямы достигает ближе к финалу. Итоговый двухминутный перформанс, вероятно, обеспечил Кодзи Якусё приз за лучшую мужскую роль в Каннах.

«Идеальные дни» — тихое кино о маленьком человеке, который ищет свет в серых буднях. Драма Вима Вендерса не ограничивается прописной истиной «ценить мгновение», а ее созерцательная простота обманчива. Режиссер написал поэму одиночества, которая либо очарует своей искренностью, либо разобьет сердце меланхоличным финалом. Третьего не дано.

Мария Ракитина, 31 января 2024
https://rbclife.ru/news/65b9eb649a79472ae751e6ae
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Суббота, 30.03.2024, 07:40 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
Узор повседневности — «Идеальные дни» Вима Вендерса

Новый фильм Вима Вендерса, получивший приз в Каннах за лучшую мужскую роль и номинированный на «Оскар» как лучший иностранный фильм, доехал до российских кинотеатров. О неторопливых «Идеальных днях» рассказывает Маря Плевицкая.

Хираяма моет туалеты. По утрам он совершает один и тот же ритуал: просыпается, чистит зубы, подстригает усы, поливает растения — перечислять все не имеет смысла. Главное не то, что именно он делает, а медитативный ритм повторяющихся действий, узор утра. Каждый день проживается им как мелодия — кантиленно, не отрывая пальцев от инструмента.

После работы Хираяма заходит посмотреть бейсбол и выпить воды со льдом, перед сном читает. В выходные иногда ходит в баню, навещает кафе, где дружит с милой хозяйкой. Несмотря на кажущуюся рутинность, Хираяма далек от скуки. Ему интересно все — вот тень дерева ложится на освещенную солнцем стену, случайная знакомая улыбается, а в одном из туалетов обнаруживается листок с начатой партией в крестики-нолики. Даже забегающие по нужде люди, которых не смущает табличка «Идет уборка», словно навсегда отпечатываются в памяти Хираямы.

Смущается так, словно сейчас схлопнется и исчезнет

Кино Вендерса всегда было космополитично — из Нью-Йорка в Амстердам, из Техаса в Токио. Это новое упражнение в прекрасном: Кодзи Якусё, любимый актер Киёси Куросавы, обладатель вытянутого лица с ледяными глазами, тут преображается и оживает. Хираяма, мягко говоря, неразговорчив — даже в спорадических столкновениях с безалаберным коллегой Такаси, когда требуется только «да» или «нет», он предпочитает промолчать. Удивительно, но герой никогда не кажется отстраненным — он живо и трепетно переживает все, что видит перед собой. Просто не всегда находит форму для выражения. Или вовсе не хочет искать? Все эти слова придуманы и мало кому нужны.

А что нужно? У Вендерса всегда был на это свой ответ. Герой «Алисы в городах», журналист Филипп Винтер, находясь в кризисе, постоянно фотографировал — и лишь с помощью маленькой Алисы вспомнил о том, что даже на этот печальный мир можно смотреть и без защиты, своими глазами. Всего лишь вопрос настройки оптики. А Трэвис из «Париж, Техас» всю жизнь хотел остаться рядом со своей семьей — когда надо было уйти. Во многих фильмах Вендерса речь шла о людях, которым чего-то не хватало — странное, сумрачное беспокойство и меланхолия преследовали их неотступно, куда бы они ни бежали. Все они двигались из точки А в точку Б — безусловно, запутанным маршрутом, но все же двигались. Хираяма же никуда не движется — он смиренен и скромен, тих и очень целен, во всем достаточен. Кажется, нашел.

В Хираяме нет ничего от убеленного сединами мудреца — когда подруга коллеги целует его в щеку, он смущается так, словно сейчас схлопнется и исчезнет. Этот маленький целомудренный всплеск ни к чему не приведет — только ритм монтажа, размеренный и стройный, внезапно ускорится, как сердцебиение, а затем снова вернется в привычное русло. Книги, которые он с упоением читает, наполнены самыми разными словами — это и бушующий Фолкнер, и эссе о деревьях, и тревожная Патриция Хайсмит. Это мир в его многообразии, которое Хираяма приемлет с благодарностью.

Есть дерево — и есть человек, чтобы на него смотреть

В повторении ритуалов героя (работа — дом — бар — дом — баня) поначалу пытаешься найти лазейку: вот тут что-то случится, кажется, сейчас все изменится. Но ни потеря коллеги, ни пропажа любимой кассеты, ни встреча с раковым больным не меняют жизнь Хираямы. Мы терпеливо будем наблюдать каждую деталь каждого действия — пока не нырнем в фильм целиком, с головой. Да, кажется, когда-то у него была другая работа. Вроде бы они не общаются с сестрой — может, поссорились? Может и да. А может и нет.

Когда к Хираяме приезжает сбежавшая из дома племянница (ребенок у Вендерса — всегда важный для взрослого спутник), герой учит ее замедляться. Она спрашивает: «Когда?» — а он отвечает: «Потом». Она переспрашивает: «Когда это — потом?» — а он отвечает: «Потом — это потом. Сейчас — это сейчас». Совершенно немыслимый, ничего не означающий ответ. Но в каком-то смысле единственно возможный.

Но это всегда неповторимое путешествие, только такое, каким может быть в данный момент

«Идеальные дни» сами по себе и есть замедление жизни — минуту за минутой ожидая в фильме какого-то драматургического развития, постепенно расслабляешь мышцы, возвращаешь меч в ножны. Забывается вчерашний день, не думается о завтрашнем. В японском языке есть понятие «фуэки-рюко» — дословно оно переводится как «вечное-текущее», незыблемое и изменчивое. В «фуэки-рюко» покой и движение слиты воедино, но не вытекают одно из другого — скорее соприкасаются и отталкиваются друг от друга, как заряженные тела.

Роуд-муви — один из любимых жанров Вендерса. Дорога становилась для его героев способом существования, безлюдные американские пейзажи сливались с тусклыми европейскими. Но печаль — хоть и теплая — из других фильмов режиссера осталась позади. «Идеальные дни» — кино нежное и спокойное, даже радостное, — и качества эти неизменны, не бликуют и не отражают лишнего.

Хираяма каждый день проделывает путь до работы на своей машине. В окружающем его пространстве нет ничего особенного или даже привлекающего взгляд. Но это всегда неповторимое путешествие, только такое, каким может быть в данный момент — пока смотришь в окно, слышишь музыку и держишь руки на руле. На следующий день именно этой, твоей утренней дороги больше не будет.

Положение вещей теперь очень простое: есть дерево — и есть человек, чтобы на него смотреть. Есть песня — и тот, кто слушает ее. И новое дерево, новая песня, эти скромные чудеса — случаются только сейчас и только с тобой. Даже если каждый день они одни и те же.

Маря Плевицкая, 31 / 01 / 2024
https://seance.ru/articles/perfect-days/
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Суббота, 30.03.2024, 07:40 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
МУСОРНЫЕ ПАКЕТЫ И ВИНТАЖНЫЕ КАССЕТЫ: «ИДЕАЛЬНЫЕ ДНИ» ВИМА ВЕНДЕРСА

1 февраля в российский прокат выходят «Идеальные дни» живого классика немецкого кино Вима Вендерса. Выросшая из заказанного режиссеру документального проекта о реновации Токийского района Сибуя, новая картина режиссера была показана в Каннах в мае прошлого года. А исполнитель главной роли Кодзи Якусё получил приз за лучшую мужскую роль. О связи немецкого режиссера с Японией, поэзии повседневности и ориентализме — в рецензии Гриши Еськова.

На исходе ночи улицы Токио, освещенные тусклым светом фонарей, все еще погружены в синюю дымку. Хираяма (Кодзи Якусё) медленно открывает глаза под еле слышные звуки убирающегося дворника. В серии кадров зрителю показана утренняя рутина главного героя: он чистит зубы, бреется, с неподдельным удовольствием ухаживает за своим миниатюрным садом, после чего одевается в форму, по которой мы узнаем о его профессии. Белыми буквами на темно-синем комбинезоне Хираямы — The Tokyo Toilet, район Сибуя, Токио.

Подходя к входной двери, герой выполняет ежедневный ритуал: с полки он берет телефон, бумажник, пленочную камеру Olympus, ключи, наручные часы, мелочь для того, чтобы купить в автомате прямо у двери баночный кофе — именно в таком порядке. Едва выйдя из дома, Хираяма, щурясь, бросает взгляд на небо. По его лицу пробегает улыбка — «новый восход, новый день, новая жизнь». Он садится в маленький грузовичок цвета его рабочего комбинезона и выбирает одну из любимых кассет — рок-классики 60-ых и 70-ых — Лу Рид, The Animals, Отис Реддинг, The Kinks. Саундтрек удивительным образом рифмуется с самыми незначительными деталями: преломлениями света, отражениями людей, изгибами автострад, листьями деревьев, цветом джинсового комбинезона. Так начинается каждый будний день главного героя.

Изначально задумывавшийся как документальный фильм о реновации токийского района Сибуя, «Идеальные дни» — первый за шесть лет полнометражный игровой фильм Вима Вендерса, премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале в мае 2023 года. Фильм стал участником основной программы, где получил приз экуменического жюри — награду, которой за последние шесть лет удостоились Наоми Кавасэ («Сияние», 2017), Рюсукэ Хамагути («Сядь за руль моей машины», 2021) и Хирокадзу Корээда («Посредники», 2022). Вендерс в этом списке выглядит интересным (с некоторой долей иронии) эстетическим продолжателем. Недавно фильм был также выдвинут на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке» от Японии. Подобное доверие редко могут заполучить не японские режиссеры.

Связь Вендерса с Японией сильнее, чем кажется на первый взгляд. Он никогда не скрывал, что одним из фильмов, вдохновивших его стать режиссером, была «Токийская повесть» (1953) Ясудзиро Одзу, а в 1985 году он сам приезжал в Токио для съемок документального «Токио-Га», в котором сравнивал образ города в фильмах Одзу с тем, чем тот являлся в середине 80-ых. В 1989 году он снял еще один документальный фильм — «Зарисовки об одеждах и городах», на этот раз о творчестве японского дизайнера Ёдзи Ямамото (в модном показе которого сам режиссер совсем недавно участвовал в роли модели). И вот, спустя больше 30 лет, Вендерс вновь возвращается в Японию для съемок — на этот раз уже художественной картины.

Сюжет «Идеальных дней» состоит из нескольких дней жизни Хираямы. Размеренность его будней то и дело прерывается незначительными происшествиями, встречами и совпадениями. Аккуратными мазками герметичный мир героя дорисовывается через пересечения — мимолетные, но уважительные и заботливые микрореакции. Вот Хираяма замечает девушку, сидящую на соседней лавочке в саду перед храмом, обедающую той же едой, что и он. Бок о бок они как будто вместе переживают этот момент спокойствия посреди бурлящей метрополии. А вот кто-то специально спрятал в туалете листок бумаги с игрой в «крестики-нолики». Любой другой уборщик выкинул бы его как мусор, но не Хираяма. Теперь каждый день он делает свой следующий ход против неизвестного «противника». Для него эти встречи — важные переплетения человеческих миров, в которых кроется изящная красота повседневности.

С первых кадров в фильме устанавливается особый темпоральный ритм, а повседневные повторения вызывают очень реальное ощущение протяженности — медлительности (в самые спокойные и распланированные моменты) и скорости (в моменты, когда рутина неожиданно нарушается). В обоих случаях в фокусе остается тесная связь человеческой жизни и течения времени.

Как и у Одзу, в повторении кадров мы замечаем крохотные эмоциональные сдвиги, еле заметные акценты, неторопливо изменяющие экранное пространство. Фильм в таком случае, словно фото-негатив, становится медленным и постепенным проявлением скрытой от невооруженного взгляда скромной изящности жизни главного героя, которую можно упустить при невнимательном просмотре. Наблюдая за повторяющимися рутинными действиями Хираямы, зритель формирует ожидания от определенного порядка пространств, от нахождения внутри них людей и вещей.

Нарушения в этом порядке кардинально меняют настроение фильма. Так происходит и в момент, когда главному герою приходится работать допоздна, взяв на себя смену неожиданно уволившегося коллеги. Наблюдающий прежде за «дневной жизнью» Хираямы зритель может испытать ощутимый дискомфорт из-за внезапных экранных изменений. Оптимизм главного героя сменяется раздраженностью и усталостью, а темнота сумерек забирает у фильма светлую и уютную атмосферу, видоизменяя уже известные образы Токио.

Но не все изменения, происходящие с Хираямой на экране, разрушают гармонию в его распланированной жизни. В один из вечеров Хираяма встречает у крыльца своего дома племянницу Нико (Ариса Накано), которую он не видел много лет. Юная девушка проявляет неподдельный интерес к, казалось бы, непримечательной жизни дяди. Она ходит с Хираямой на работу, читает его книги, носит с собой давно подаренный им пленочный Olympus, делится своими мечтами об их совместной жизни. «Ритуалы», которые главный герой прежде совершал сам по себе, на короткий промежуток времени становятся чем-то не «проживаемым в одиночку», а скорее «разделяемым с кем-то». В этой возможности разделить с другим человеком свою жизнь, свой опыт и кроется интимность и глубина человеческих взаимоотношений — наши жизни соприкасаются и переплетаются. Хираяма, конечно, делится частью себя с Нико, но и она дает ему что-то очень важное и ценное — связь с семьей, которую он потерял много лет назад.

Отдельная роль в фильме отведена и самому Токио. В глазах зрителей город перестает быть фоном, но становится живым и дышащим субъектом. Вместе с Хираямой у Токио есть своя рутина, свой темп жизни, свои привычки. В этом мире главный герой и город вступают в синтез. Они влияют друг на друга и дополняют друг друга.

Созерцательный взгляд камеры не экзотизирует Токио и его жителей (например, в «Трудностях перевода» (2003) Софии Копполы, действие которого также разворачивается в Токио, четко прослеживается подобная характеристика ориентализма), и не уподобляется техно-фетишизму, который себе позволяют, допустим, американские режиссеры (совсем недавним примером будет «Быстрее пули» (2022) Дэвида Литча). Вместо этого Вендерс вместе с оператором Францем Лустигом приглашают нас в одиссею по паркам, садам, улицам и заведениям исключительно как компаньонов Хираямы, путь которого обоснован не попыткой запечатлеть красивую экзотическую открытку, а обычной рутиной, четко выполняемым ежедневным маршрутом. Даже, казалось бы, работа уборщика туалетов у Вендерса обладает ощущением особенной ценности. Увидев, с какой аккуратностью и преданностью своему делу Кодзи Якусё протирает раковины, зеркала и шланги, остается только неотрывно наблюдать за методичными движениями актера.

Отсюда выкристаллизовывается и главный посыл фильма — привлечь внимание зрителей к кажущимся пустыми моментам не-действия, хранящим внутри себя восприимчивость к броской красоте окружающего мира, где каждая, даже самая незаметная деталь является ключом к миру, полному поэзии и очарования. Найти в лучах солнца, просвечивающих через крону деревьев, моменты удовлетворения, а в (не)знакомых лицах людей — друга или подругу, с которыми можно разделить эти моменты. «Идеальные дни» — это фильм-ощущение, бережно сотканный из мириада случайностей и совпадений. Жизнь Хираямы и жизни людей вокруг него, переплетаясь, образуют броский, но прекрасный узор, где каждое пересечение — своего рода микрокосм.

Как и у Одзу, финальным штрихом фильма становится чистая человеческая эмоция: голос Нины Симон и крупный план Кодзи Якусё, который выражает глубину простой идеи Вендерса: обыкновенность красоты вокруг нас, которую мы выбираем не замечать или принимаем как должное. Концовка наконец обнажает ту сентиментальность, которая пряталась от прямого взгляда зрителя в незаметных штрихах и деталях.

Гриша Еськов, 31.01.24
https://kinoart.ru/reviews....endersa
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Суббота, 30.03.2024, 07:41 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
Время для счастья — сейчас. Поэзия повседневности и радость одиночества в фильме «Идеальные дни»

Недавно американская киноакадемия объявила номинантов на «Оскар». За звание лучшего международного фильма поборется новая картина режиссера Вима Вендерса «Идеальные дни» про жизнь уборщика дизайнерских туалетов в Токио. Разбираемся, чем так понравился киноакадемикам (и автору рецензии) фильм.

Перед нами Хираяма. Он зарабатывает тем, что чистит дизайнерские туалеты в Токио, а в свободное время ходит в баню, кушает в разных забегаловках, читает и катается на велосипеде. Для него важно хорошо выполнять свою работу и чтобы никто не нарушал устоявщийся распорядок дня. Кажется, что его жизнь состоит из утомительной рутины, в ней нет ничего интересного и по-настоящему значимого. Но на самом деле каждый его день идеален.

Немецкий режиссер Вим Вендерс, в 1987 году громко заявивший о себе в мире фильмом «Небо над Берлином», спустя 6 лет после своей последней киноленты «Погружение» выпустил, наконец, новую картину — «Идеальные дни». Этой работой немецкий режиссер словно выражает свою глубокую любовь и признательность Японии, и страна отвечает ему взаимностью: именно «Идеальные дни» номинированы на «Оскар» от Японии в номинации «Лучший международный фильм».

Начиная смотреть фильм, можно подумать, что это мог быть не художественный, а вполне себе документальный фильм под названием «Несколько дней из жизни уборщика туалетов в Японии». Первые полчаса нас погружают в размеренный ритм жизни Хираямы, роль которого исполняет Кодзи Якусё. Хотя ощущение, что он не играет, а живет этим персонажем, испытывая все его эмоции как свои.

Каждый кадр здесь словно невысказанный стих, и весь фильм насыщен поэзией повседневности. Ни герой, ни камера оператора никуда не спешат, они размеренно движутся в своем темпе, впитывая моменты жизни. По ощущениям это очень напоминает фильмы Джима Джармуша, который ищет красоту в каждом дне, наслаждается рутиной и простотой обычных будней, когда в жизни не происходит ничего сверхъестественного. Жизнь прекрасна здесь и сейчас, так живите ее с удовольствием — к этому призывает Джармуш, и этот же посыл улавливается в «Идеальных днях».

Герой использует любую свободную минуту, чтобы полюбоваться колыханием листвы, отражениями в стеклах, игрой теней и узорами от пара на окнах. Ему нравится наблюдать за местным сумасшедшим на улице и подглядывать за прохожими или случайными соседями по скамейке в парке. Причем в фильме не так много разговоров, основной диалог здесь происходит внутри самого героя, а его лучшие собеседники — книги и музыка. Хираяма словно аналоговый персонаж, затерявщийся в цифровом мире 21 века: его образ жизни вызывает недоумение у окружающих, он не вписывается в рамки современного общества. Но для него это не важно, ему комфортно с собой. И во всем этом и заключается секрет его идеального дня.

При этом в фильме есть внутренний конфликт, который настигает Хираяму, когда его привычный уклад нарушается. Это нельзя назвать кульминацией в традиционном понимании, но благодаря определенным событиям становится понятнее, как герою удается наслаждаться каждым днем, любить свою работу и быть в мире с собой и с окружающими.

Фильм не дает никаких объяснений о причинах того, почему главный герой выбрал такой образ жизни. Но как будто прошлое в этой киноленте и не имеет значения, ведь жизнь — то, что происходит с нами прямо сейчас. И сначала нам кажется, что у Хираямы очень предсказуемая и беззаботная жизнь. Но Вим Вендерс в нужный момент очень тонко и красиво показывает, что искренняя улыбка каждый день стоит герою усилий. И что быть счастливым — это личный выбор каждого, а не стечение обстоятельств.

Отдельно хочется отметить невероятно красивую картинку в фильме: живописные закаты и рассветы, ночные пейзажи, кадры с шелестящей листвой, словно мы сидим в парке, а не в кинозале, завораживающие виды Токио, уютные съемки местных забегаловок и улочек. А звучащие здесь песни только усиливают ощущение общей красоты и душевности, подбрасывают дополнительных смыслов происходящему на экране либо просто радуют сердце знакомыми мотивами. Музыка в фильме — отдельный персонаж, который всегда рядом: поддержит, утешит, вызовет чувство ностальгии и напомнит о приятном и добром. Кажется, Вим Вендерс очень любит кино Джима Джармуша.

Нас часто пытаются убедить, что счастье заключается в окружающих людях, только другой сможет дать тебе то, что придаст смысл твоей жизни. Вим Вендерс с этим не согласен. Его «Идеальные дни» — это фильм про выбранное одиночество, которое приносит удовольствие и учит наслаждаться каждым прожитым моментом. Это про внутреннюю гармонию, которая позволяет находить смысл в повседневности, не искать радости, а жить ей. Жить здесь и сейчас — вот что важно. И очень символично, что в конце ленты звучит песня Feeling good.

P.S. Говорят, в фильме можно увидеть самого Вима Вендерса, так что глядите в оба. И обязательно досмотрите титры до конца, там вас будет ждать пояснение одного очень красивого японского слова, которое добавит просмотру душевности.

Надежда Васильева 01.02.2024
https://posletitrov.ru/article....nye-dni
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Суббота, 30.03.2024, 07:41 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
«ИДЕАЛЬНЫЕ ДНИ»: ТОЛЬКО НИРВАНА НЕ ПАХНЕТ НИКАК

В российском цифровом прокате можно насладиться «Идеальными днями» Вима Вендерса. Созерцательный фильм о токийском мойщике туалетов номинирован на «Оскар» от Японии и принес артисту Кодзи Якусё приз за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля. Как в «Идеальных днях» смешиваются мирское и духовное, восточное и западное, вечное и злободневное, размышляет Алексей Филиппов.

Токио — город контрастов. Хираяма (Кодзи Якусё) работает чистильщиком туалетов в деловом районе Сибуя, где обычно кипит корпоративная и развлекательная жизнь мегаполиса (или происходит бойня с участием проклятий — если вы в мире «Магической битвы»). Каждое утро он встает засветло, чистит зубы, бреется и равняет усы, поливает ростки кленов в домашней оранжерее, раскладывает по карманам необходимую для выхода в свет мелочевку (смартфон, кошелек, фотокамеру, ключи, монеты, часы), покупает банку кофе в автомате у дома и садится в рыдван, оборудованный для предстоящего трудобудня. Дорогу до места ему скрашивают кассеты с классикой англоязычного рока и соула: The Animals, The Velvet Underground, The Rolling Stones, The Kinks, Патти Смит, Отис Реддинг и Нина Симон. В Сибуе же, словно созданной для простых земных радостей, он наводит порядок в арт-туалетах — причем столь тщательно и одухотворенно, что не каждый так драит родное жилище. Процесс повторяется день за днем.

Синопсис на стыке школьного сочинения и коана, как ни странно, дает довольно исчерпывающее представление о свежайшей работе Вима Вендерса — ангела Немецкого нового кино и живого классика, который в XXI веке преуспел скорее в документальном, чем игровом. «Идеальные дни» выросли из идеи прорекламировать туалеты Сибуи: не абы какие, а входящие в проект THE TOKYO TOILET, над которым работали 16 архитекторов и дизайнеров — почти по человеку на «кабинку» (их на самом деле 17). Оценив арт-объекты, немецкий режиссер решил действовать по большому — и вместо короткого метра или даже сборника зарисовок сочинил со сценаристом Такумой Такасаки целую эпопею духа. Опять же легко понять — универсальное место для раздумий всегда привлекает смертных отрешенностью от суеты.

Если серьезно, то Япония для Вендерса не чужая: как минимум в 1985-м он снял док «Токио-Га», посвященный мутации мегаполиса за те 60 лет, что там жил выдающийся режиссер Ясудзиро Одзу. Шаг в сторону — и можно вспомнить слова андеграундного сверстника из США Джима Джармуша, который мечтал сделать «японский фильм», но считал это невозможным «по понятным причинам». Немцу, получается, удалось, хотя можно, конечно, долго спорить: и о возможности по-настоящему проникнуть в чужую культуру, и об успехе данной конкретной попытки. Если судить по наградам — эта, скорее, удачная. Впрочем, адепты мягкой силы и не стремятся отправлять на Запад нечто, вызывающее оторопь удивления. Экспорт — дело тонкое.

Собственно, «Идеальные дни» — наградное кино разновидности «почувствуй себя хорошо» (feel-good movie), близкое по духу к джармушевскому «Патерсону». Мужчина средних лет отринул земную суету, наслаждается игрой света и тени, идеально вычищенными унитазами, комедией наблюдений, аналоговыми технологиями, музыкой своей молодости и листочками клена (как тут не вспомнить пиксаровскую «Душу»). Иногда в его распорядок врываются суетная молодежь, которая и жить торопится, и чувствовать спешит (и ставит всему оценки по десятибалльной системе), внеурочные часы, чужие драмы и даже племянница Нико (Ариса Накано), которой еще только предстоит определиться с ритмом будущей жизни. Мамин невроз или дядин дзен. Выбор, кажется, очевиден, но проще сказать, чем сделать.

В этом как раз и кунштюк всех духовных практик: сколь(ко) заманчиво их не изображай перед случайным прохожим, вряд ли убедишь, что именно эта дорога ведет к нирване. Тем же, кто погружен в контекст, не нужны поддавки в виде многозначительных диалогов (— Когда — потом? — Потом — это потом. А сейчас — это сейчас), неймдроппинга (в кадре мелькают обложки Фолкнера и Хайсмит, Нико — явная отсылка к солистке The Velvet Underground) и выхолощенной просвещенной рутины, которую не способны потревожить любые беды внешнего мира. Проще говоря, идея вырастить из рекламы туалетов промо буддизма как минимум довольно открыта к зрительской иронии. Сними Вендерс нечто подобное в Европе, а не в «инопланетной» Японии, реакция последовала бы такая же, как на его последние фильмы.

И все же трюизмы «Идеальных дней» не хочется спускать в унитаз, подвергая язвительному осмеянию. Никогда, пожалуй, не лишне напомнить о чуткости к себе и ближним, месту, где ты живешь, работаешь, ешь и испражняешься. Возможно, немецкий пафос в тандеме с японской иносказательностью звучит чересчур нравоучительно, но в масштабе частной истории уборщика Хираямы — вполне уместно. В конце концов, артист Якусё действительно вызывает стойкую человеческую симпатию — не меньше, чем маленькие ежедневные чудеса; не все бунтари — музыкальные и кинематографические — проповедуют ценности мира, а не презрения, так что стоит ценить и это; наконец, туалет, как известно, краеугольное место в (пере)устройстве современной цивилизации. И для каждого поколения будут актуальны рефрены: человек — (не) мера всех вещей, а Токио — город контрастов.

Алексей Филиппов, 04.02.2024
https://www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/7171/
 
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_ТДата: Суббота, 30.03.2024, 07:41 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
ИДЕАЛЬНЫЕ ДНИ: УТОПИЯ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
Ты один, ты убираешь туалеты, ты стар — и ты счастлив


Кинематографическая реальность Вима Вендерса остается где-то в облаках. Это не удивительно, поскольку даже сам режиссер подтвердил ментальную близость нового фильма со своим обжитым «Небом над Берлином». Некоторые находят сходство с лиричным «Патерсоном» Джима Джармуша в slow-life мотивах восьмилетней давности. Можно на первый взгляд подумать, что Вендерс стал далек от актуальности в кинематографе и игнорирует социокультурный контекст сегодняшней жизни. На самом деле, картина «Идеальные дни» 2023 года также полемизирует с действительностью, однако использует не совсем ожидаемые ключи для ее философской интерпретации, которые открывают простые истины, наполненные старческой мудростью.

В первую очередь «Идеальные дни» — это тот случай, когда из прозаической стороны замысла удалось сделать светлое (пусть для некоторых пересвеченное) поэтическое высказывание. Все началось с приглашения Вендерса в Токио снять серию роликов о новых туалетах, сконструированных местными властями к летней олимпиаде 2020 года. Из-за ковидных ограничений их появление осталось незамеченным, и из этой ситуации режиссер даже сумел извлечь драму жизни. В соавторстве с актером Кодзи Якусё и сценаристом Такумой Такасаки была создана история о счастливом уборщике общественных пространств. И радуется жизни он, конечно, в униформе организации The Tokyo Toilet.

Во вторую очередь это размышление режиссера о собственной старости. И возрастной, и профессиональной. Нельзя сказать, что работа кинематографистов проделана филигранно: то пятно засвета в кадре, то неудачная настройка фокуса, то резкий монтажный переход без смыслового содержания. Все это вкупе будто и прощается мэтру, а будто кажется грубейшими ошибками кинопроизводства «спустя рукава». Тем не менее большинством зрителей довлеет очарование миролюбивым героем Хираямой в исполнении Кодзи Якусё.

У Хираямы чистые не только туалеты, но и собственная карма. Образ жизни предельно упорядочен и избавлен от чрезмерного контакта с внешним миром. Его одиночеству можно позавидовать: ежедневно он просыпается с восходящим солнцем над горой Фудзи, едет на четырехместном вэне по магистральному организму огромного Токио, с любопытством рассматривает отражения утренних лучей и даже не догадывается, что таким город у режиссера уже представал в его документальных работах «Токио-Га» и в «Записках об одежде и городах». Излюбленная манера съемки «из окна авто» — ожидаемый аттракцион, в котором можно словить либо дзен, либо усыпляющую зевоту.

В общем, Хираяма выглядит как самый непосредственный представитель философии икигаи. Уборщик благоговейно рассматривает шелестящую листву в парке, пока за его спиной справляют нужду в общественном туалете. Он фотографирует кроны деревьев и выращивает комнатные растения, а прикроватной книгой служит роман «Дикие пальмы» Фолкнера. Идеи взаимосвязи человека и природы иллюстративны, но не так топорны и вписываются в тональность неспешного повествования. На старости лет больше нет никаких жизненных перемен, повседневность зиждется на ритуальности (работа, ланч в парке, общественная баня, посещение семейного трактира — повторить на следующий день). Сюжет движут лишь небольшие потрясения, появляющиеся при столкновении с миром внешним. Даже драмой не назвать.

Что касается проблемы возраста, то здесь режиссер не мог не поговорить о взаимосвязи поколений. Однако отношения пожилого Хираямы и молодых исключают привычный конфликт «отцов и детей», потому что герой избегает конфликтов вообще. Диалог с миром он поддерживает молчанием, иногда растерянным, иногда благоговейным, иногда отстраненным, иногда стоическим — в зависимости от собеседника. Молчание наставника — по отношению к молодому коллеге по уборке туалетов (Токио Эмото), по манере игры напоминающий скорее аниме-карикатуру в сравнении с тонкими психологическими штрихами Якусё. Молчание смущенного — конечно, к женщинам: девушка, представительница одной из молодежных субкультур, проявляющая внимание безобидным поцелуем, или же хозяйка семейного ресторана (Саюри Исикава), в который Хираяма ходит, возможно, только ради нее, коротать вечер за слушанием ее сладкозвучного голоса. Молчание восхищенного — туда, к раскидистым деревьям. Молчание виноватого — при встрече со своей младшей сестрой (Юми Асо), обладающей всеми стандартами человека с достатком: и собственная машина имеется, и дочь-подросток (почему-то предпочитающая проводить время с дядей), и сама одета в аскетично-дорогие одеяния. Неожиданно при столкновении двух разных судеб в кадре оптика восприятия главного героя сменяется: на постаревшего брата-уборщика туалетов, живущего в одиночной комнатушке, без слез не взглянешь. Сочувствующий взор сестры смущает Хираяму, но не оскорбляет.

Надо отметить, что режиссер не слишком стремится погрузить европейского зрителя в культурный контекст тесной, информационно-безвкусной японской повседневности. О том, насколько тяжело среднестатистическому жителю Окинавы сохранять личный safe space, можно только предполагать. Сам же Вендерс ключи к пониманию иероглифного образа жизни старается не предоставлять зрителю нарочито. Уборщик в Японии — профессия так-то благородная. А бездомный, который делает странные телодвижения на улице и которого раз за разом встречает возле своей работы Хираяма — это танцор, исполняющий уличный танец буто. Как и герой, он отстранен от окружающего социума, разница только в перформативном выражении своего отношения. Но можно предполагать, что японцы, проходящие мимо, вздыхают по их возможности оставаться самобытными и в целом независимыми людьми в бетонном мегаполисе.

Из фильма намеренно извлечен контекст прошлого главного героя. Максимальный откат ленты времени назад достигает лишь вчерашнего дня: каждую ночь Хираяма видит черно-белые, стилизованные под фотографии сны, иллюстрирующие самое яркое потрясение предыдущих 24-х часов. Тема забвения не имеет строго негативной окраски. Она, скорее, меланхоличная, упомянутая вскользь Вендерсом для рефлексии о собственном возрасте (недаром вокруг Хираямы крутится столько молодых). Вообще, если вообразить уборщика одним из героев нашего времени, живущим только сегодняшним днем, то образ, надо сказать, создается весьма антиутопичным, по модели Олдоса Хаксли. Пусть и не настолько явно.

Если вопрос о прошлом извлекается из фильма, то дискурс о будущем чрезмерно прост. «Потом — это потом, сейчас — это сейчас», — неоднократно произносят в разговоре дядя Хиро и племянница, беззаботно колеся на велосипедах по городу. Подобное создание дихотомии времен навязывает осмыслить настоящее, отложив рассуждения о том, что будет после. Разумеется, строгое разграничение сделать не удастся вследствие континуальности сущего. Подобно тому, как нельзя разделить две тени друг от друга, пока они сливаются на одной поверхности. И Вендерс, благо, признает противоречие своей мысли о простоте проживания сией секунды. Мужчина, с которым Хираяма впервые за фильм хоть как-то говорит (и даже не догадывается, что композиционно почти повторяет финальную сцену встречи Патерсона с японцем), оказывается неизлечимо больным. Как тут вступать в дискурс о будущем — понять трудно.

Секрет «идеальных дней» — в неидеальности, которая встроена в гармонию окружающего инь-ян-бытия. Великий человеческий предел познается Хираямой в последней сцене, пока он плачет под утренним солнцем, слушая кассету Feeling Good Нины Симон. В «Идеальных днях» Вендерс воссоздает «азиатскую мечту», в которой удовольствие от частной, обособленной от лишнего шума жизни есть высшее достижение существования. Человек способен конструировать свою реальность, как некий механизм, вписывающийся в многосоставную модель окружающей реальности. В его мир никто не способен вторгнуться, по крайней мере, сейчас. Что будет потом — это потом.

Катерина Кукушкина, 26 февраля 2024
https://cinetexts.ru/perfect_days
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz