"МЮРИЭЛЬ" 1963
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Суббота, 10.04.2010, 18:01 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3269
Статус: Offline
| «МЮРИЭЛЬ, ИЛИ ВРЕМЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ» 1963, Франция-Италия, 115 минут — заключительная часть «трилогии памяти» Алена Рене
Элен — вдова, которая продает антиквариат из своей квартиры в Булонь-сюр-Мер. Она живет вместе со своим пасынком, эксцентричным кинематографистом. Бернар — ветеран Алжирской войны, провоевавший там 22 месяца и принимавший участие в пытках и убийстве молодой женщины по имени Мюриэль. Его преследуют воспоминания о ней. Иногда он снимает свой район. Говорит о Мюриэль с Элен, которая считает, что эта женщина — девочка, с которой ей еще предстоит познакомиться. Сама она тем временем воссоединяется со своим бывшим любовником Альфонсом, тоже ветераном Алжира, но прежние отношения не складываются. Альфонс приезжает к Элен со своей любовницей Франсуаз, которую он представляет как свою племянницу. Пока Элен, ее любовник де Смоке и Альфонс пытаются разобраться в своих чувствах, Франсуаз проявляет интерес к Бернару, у которого связь с Мари-Доминик…
Съёмочная группа
Режиссёр: Ален Рене Сценарий: Жан Кэйрол Продюсеры: Анатоль Доман, Пьер Бронберже Оператор: Саша Вьерни Композитор: Ганс Вернер Хенце Художники: Жак Солнье, Lucilla Mussini Монтаж: Клодин Мерлин, Кену Пелтье, Eric Pluet
В ролях
Дельфин Сейриг Жан-Пьер Керьен Нита Клейн Жан-Баптист Тьерри Клод Сенваль Лоранс Бади Жан Шампьон Жан Дасте Martine Vatel Жюльен Вердье
Режиссёр о фильме
В этом фильме каждый зритель может заинтересоваться любым персонажем, я называю их мечтателями из метро, то есть людьми, которые вечером в вагоне метро пристально, с отсутствующим видом смотрят куда-то перед собой, словно отрешившись от жизни. Можно легко вообразить, какой будет их судьба. Можно себе представить, что с той минуты, когда подходишь к человеку, с ним может случиться все что угодно, вот именно... все, и это поразительно интересно...
Это фильм не о намерениях, а о заботах. В общем, он отражает хвори, которые приносит нам, если угодно, «цивилизация счастья». Внутри этого главного сюжета одна из тем определенно касается ненависти и насилия. Но это не то насилие, показ которого на экране обычно сопровождается шумной музыкой, с демонстрацией поступков идеальных героев и мерзких предателей. Мне показалось куда более страшным то, что насилие может предстать в весьма банальном обличье, и мы решили утопить это насилие в повседневности, в пошлой действительности.
... Я думаю, что одной из важных сторон фильма является осознание чрезвычайной ситуации и одновременно возможности прожить ее, встретить ее нормально. А это не просто, ибо человек хочет в первую очередь выжить. Для Элен и Бернара — это переход от выживания к жизни. И в этом, как мне кажется, суть фильма. У меня такое впечатление, что в «Мюриэли» налицо стремление выявить непривычный вид повседневности, а не «фантастическую реальность». Мне кажется, что фильм показывает встречу нового мира, который только формируется, с персонажами, не желающими к нему приспособиться: они его боятся, отвергают, прячутся от него. Если угодно, это не критика современной архитектуры, а страх перед ней. Наш фильм стремится также выразить все эти «шаг вперед — шаг назад». Мне неприятно это говорить, я могу показаться претенциозным, но мне очень хотелось, чтобы зритель ощутил эту мою озабоченность.
В «Мюриэли» присутствует критика идеи счастья, каким его себе представляют популярные издания типа «Франс-диманш», мелкого, удобного, как на пирушке, и с непременными предрассудками. Некоторые зрители могут задать себе вопрос: «Чего мы добиваемся на самом деле?». Естественно, все можно было высказать и более прямо, но тогда это бы выглядело демагогией. Поэтому я решил пойти на риск и слегка затушевать свою мысль. В кино нередко высказывают мнение, будто великие события вызывают к жизни великих людей. Мне показалось, что можно показать и более мелкий калибр людей, которые, сталкиваясь с превосходящими их событиями, начинают понимать истинный характер событий и явлений.
Награды
Венецианский кинофестиваль, 1963 год Победитель: Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Дельфин Сейриг) Номинация: Золотой лев
Британская киноакадемия «БАФТА», 1963 год Победитель: Лучший режиссёр (Ален Рене)
Смотрите трейлер и фильм
http://vkontakte.ru/video16654766_160842682 http://vkontakte.ru/video16654766_160842677
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 22.09.2011, 10:00 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «МЮРИЭЛЬ» Режиссёр: АЛЕН РЕНЕ Сценарий: Ж. Кайроль В ролях: Д. Сейриг, Ж.-П. Керьян, Н. Кляйн, Ж.-Б. Тьере, И. Винсент и др. Музыка: Г.-В. Хейнц Оператор: С. Верни
Если переводить точно, то "Мюриэль, или Время возвращения" одного из прародителей "новой волны", патриарха французского кино Алена Рене (Alain Resnais, 1922). Слова "воспоминания", "память" — ключевые для понимания творчества Рене. Коллективная память ХХ века (причем не обязательно трагическая, может быть и фривольная, как показали поздние, "легкие" фильмы Рене), раздробленная на множество индивидуальных, чаще всего невыносимых воспоминаний,— его главная тема. Герои Рене борются с воспоминаниями, но не в силах преодолеть их власть. Между тем в банальном пересказе "Мюриэль" может показаться традиционной буржуазной психологической драмой, разворачивающейся в депрессивно-комфортабельной обстановке. Критики отмечали обилие в фильме крупных планов еды, кто-то даже посчитал, что в "Мюриэль" упомянуто 37 названий различных блюд, и даже слово "конец" выплывает на экран между двух винных бутылок. Элен, сыгранная неземной Дельфин Сейриг (Delphine Seyrig), звездой другого шедевра Рене, "В прошлом году в Мариенбаде" (L`Annee derniere a Marienbad, 1961),— антиквар в Булони. Вряд ли на что-то надеясь, она приглашает погостить своего бывшего, еще довоенного, любовника Альфонса, явившегося в сопровождении "племянницы". В доме Элен одновременно живет и ее пасынок Бернар, замкнутый, агрессивный, только что вернувшийся с колониальной алжирской войны. Вот вроде бы и все, не случится практически ничего существенного, лишь один второстепенный персонаж погибнет в финале, принесенный Бернаром в искупительную жертву. Дело в том, что все, что могло произойти, уже произошло. Мотив памяти всплывает в фильме уже на первых панорамах Булони — города, словно символизирующего судьбу памяти в ХХ веке. Снесенная с лица земли бомбардировками, Булонь заблудилась сама в себе, "не знает, где находится ее центр", словно впала в урбанистическую шизофрению. Сориентироваться в ней можно только по старым названиями улиц, которых больше нет, а есть только нелепо торчащие на пустырях билдинги. Именно война разлучила Элен, не случайно выбравшую своей профессией торговлю памятью, с Альфонсом. И война же накладывает смутную тень на ее отношения с любовником, предпринимателем, судя по всему, запачканным коллаборационизмом. Как, возможно, запачкан им и Альфонс. Раз начавшись, война никогда не заканчивается, как никогда не закончится для Бернара алжирская война. Кто же такая Мюриэль? Девушка, которую мы никогда не увидим, алжирка, замученная насмерть французскими парашютистами во время зачистки деревни от "террористов". Для Бернара она стала кем-то вроде неотступно преследующего его призрака, мистической невесты. Рене поразительно точно вводит историю Мюриэль в быт лихорадочно радующейся жизни Булони. Подробности ее гибели мы узнаем из закадрового монолога. А на экране тем временем любительские съемки с алжирской войны, которые пересматривает Бернар с бывшим однополчанином. В них нет ничего, что давало бы основания догадаться о реальности войны и пыток: солдаты паясничают перед камерой, выполняют ежедневные работы по обустройству территории части, позируют с оружием. Мальчишки, что с них взять.
Газета «Коммерсантъ» № 170 (2539) от 20.09.2002 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=341953
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 22.09.2011, 10:01 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| "Мюриэль, или Время возвращения" "Muriel ou le temps d'un retour" 1963
Событие недели — шедевр Алена Рене. Фильм о войне, герои которого живут в мирном городе Булонь-сюр-Мер и большую часть времени едят. Фильм, названный именем девушки, которая на экране не появляется, да и Мюриэль, как говорит вспоминающий о ней Бернар (Жан-Батист Тьерре), не ее настоящее имя. Наконец, редкий для Рене, образцового режиссера-модерниста, фильм, действие которого разворачивается линейно, даже даты указаны: с 29 сентября по 14 октября 1963 года, что только усиливает ощущение дурного сна о всеобщем лицемерии, готовом взорваться насилием. Рене называют режиссером памяти. Это почти невыносимая банальность, но абсолютно точная формула. Его лучшие фильмы — о том, как люди вытесняют тягостные воспоминания: о Хиросиме или о любви, о лагерях смерти или о чем-то, что то ли случилось "в прошлом году в Мариенбаде", как назывался фильм 1961 года, то ли приснилось. В "Мюриэль" именно вытесненная память героев наполняет действие — точнее говоря, его отсутствие — острым саспенсом. Антиквар Элен (Дельфин Сейриг) пытается воскресить былую любовь. Но слабый и фальшивый Альфонс (Жан-Пьер Керьен), с которым ее разлучила война, приводит к ней в дом юную любовницу Франсуазу (Нита Клейн), которую выдает за племянницу. Сам город был разрушен англо-американскими бомбардировками, но старается делать вид, что их просто не было: любовник Элен специализируется на сносе руин. Наконец, самая свежая и самая запретная память — это память о восьмилетней войне, которую Франция только что проиграла сторонникам независимости Алжира. Снимать о ней было запрещено: ее и войной-то, а не восстановлением конституционного порядка в субъекте федерации признают лишь в 1997 году. Поэтому вернувшийся с войны Бернар, пасынок Элен, похож на бомбу с часовым механизмом; поэтому он молчит о том, что видел и делал; поэтому пересматривает невинную любительскую хронику солдатской жизни. Один из сильнейших эпизодов мирового кино: на экране — ослики, старики-берберы, пальмы, а Бернар рассказывает, как вместе с другими солдатами замучил до смерти юную алжирку, ту самую Мюриэль. Если бы Рене показал пытки, это не производило бы такого оглушительного впечатления, какое производит сочетание изображения и текста в этом эпизоде. Можно сказать и по-другому: такого впечатления не было бы, не будь Рене гением режиссуры.
МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ, Журнал "Коммерсантъ Власть", №9 (913), 07.03.2011 http://www.kommersant.ru/Doc-y/1590118
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 22.09.2011, 10:01 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| МЮРИЭЛЬ, ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПРОШЛОЕ
Этот фильм классика интеллектуального кино Алена Рене находится на стыке двух традиций авторского европейского кино 60-х гг: нравственно-философских размышлений на вечные темы и рассказа об актуальных текущих событиях и реальных людях. Фильм затрагивает больную до сих пор тему колониальной войны в Алжире, проигранной французами. Элен (Д.Сейриг) живет в Булони вместе с пасынком Бернаром, который 8 месяцев назад вернулся с Алжирской войны. Он чувствует себя ненужным в мирной жизни, его преследуют фронтовые кошмары – короче, страдает “алжирским синдромом”. Мюриэль - имя девушки, которую на войне они впятером подвергли зверским пыткам. Мачехе он говорит, что так зовут его невесту, с которой он никого не знакомит. Имя “Мюриэль” стало для Бернара символом невозможности забыть прошлое и жить по-прежнему. К Элен приезжает ее давний возлюбленный Альфонс со своей молодой любовницей - актрисой Франсуаз, которую он выдает за племянницу. Элен и Альфонс расстались накануне II Мировой войны, и теперь они мучительно вспоминают и выясняют недоразумения той поры. Тем временем Альфонса ищет жена, от которой он сбежал из Парижа... Резкий и перекрестный монтаж в виде моментальных фотографий подчеркивает безжалостность автора к слабостям и порокам своих героев. В фильме много видов Булони; время года холодное, герои мерзнут, носят теплые драповый пальто, но дамы непременно при этом в туфлях на шпильках - особый шик тех лет. Вторая работа Дельфин Сейриг с А. Рене послед знаменитого “Мариенбада”.
http://www.kinopoint.ru/film/index_3985.html
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 22.09.2011, 10:02 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Мюриэль, или Время возвращения Muriel ou le temps d'un retour (Франция-Италия, 1963)
Сложность (или неоднозначность) творчества Рене осознаешь полностью лишь тогда, когда возникает необходимость писать о нем. Раньше поглядел - и ладно, хоть забудь, чтобы жизнь себе не осложнять. Намереваясь писать этот текст, я добросовестно пересмотрел фильм. Но писать не начал. А еще и перечитал все, что у меня имелось об Алене Рене. И понял, что подобные проблемы у всех абсолютно, кто решил заработать гонорар (или славу), интерпретируя его работы. Написано, конечно, много - но столь же "ни о чем", как и сами фильмы. Особенно опасно читать самого Рене: складывается впечатление, что он просто шарлатан, специально водит за нос, напускает туману, чтобы "теорией" придать ценность и значимость фильмам-пустышкам. Что на самом деле не совсем так.
Вот и приходится "осложнять себе жизнь"...
Вся вообще фильмография Рене делится на три части. Но столь же приблизительно, как и все в его творчестве. Каждый волен сам наметить рубежи между периодами, и будет вполне прав. Говоря в данном случае о "раннем Рене", я имею в виду лишь философско-тематическую общность определенной группы его фильмов - и не более. Начиная с первой полнометражной работы - "Хиросима, моя любовь" (1959) - и включая полностью 60-е ("В прошлом году в Мариенбаде" (1961), "Мюриэль", "Война окончена" (1966) и - частично - "Люблю тебя, люблю" (1968)) - все они о памяти, или о воспоминаниях, или о прошлом. О разных гранях, разных оттенках этого нашего свойства. Которое, если вспомнить Гребенщикова, "хуже, чем сифилис". В "Мюриэли" грустная функция памяти отягчена постоянным обманом, своего рода красивым вариантом прошлого "для других".
В город на севере Франции приезжает пожилой джентльмен с племянницей. Лет эдак 20 с лишним назад у него был практически сказочный роман с юной красавицей. Теперь они далеко не молоды, не совсем уж привлекательны, зато свободны! И есть возможность сделать свою жизненную историю более красивой, выровнять кривую прошлого. Дама живет вместе с пасынком - вот пусть заодно и развлекает племянницу, хотя у него есть девушка по имени Мюриэль...
Позже присоединятся еще трое-четверо второстепенных персонажей. Эта небольшая группа людей, случайно сталкиваясь кто с кем кто где, ведет светские беседы. Это и есть структура фильма.
Так вот - все они врут. Старикам совсем ни к чему красивый жизненный финал. У нее есть вполне приятный мсье, у него - мало того что вполне живая жена, но еще и "племянница" на деле оказывается любовницей. У пасынка, конечно, есть девушка, но зовут ее совсем не Мюриэль. Мюриэль - это его фантом, ночной кошмар, зверски замученная им и его однополчанами во время войны в Алжире девушка. Алжирским прошлым делится и бывший возлюбленный его мачехи, но, ясное дело, и на этот раз врет. Впрочем, у каждого из них есть свой "человек из прошлого", с появлением которого ложь становится явной.
Однако, хуже всего то, что сочинив себе прошлое и тщательно культивируя его, герои лишили себя перспективы. Получился замкнутый круг. Делясь воспоминаниями, выговариваясь, облегчения-то они не испытывают - ведь речь идет о несуществующем. Главного мы никогда не узнаем: за что пытали алжирскую девушку, почему все они бросали возлюбленных... Но слишком занятые этим Прошлым с большой буквы, персонажи упустили настоящее. Все нынешние романы, родство, связи рухнули в одночасье. И остается лишь бежать куда глаза глядят. Надеясь наверное, что хотя бы будущее предоставит им шанс.
Кто-то из наших уважаемых читателей оставил однажды следующий комментарий: "Резенция ни о чем, значит и фильм ни о чем?". В данном случае - очень близко к истине. Я бы мог умничать еще столько же байтов, но яснее изложить суть дела вряд ли бы сумел. (Рекомендую материал знаменитой Сьюзен Зонтаг - у нее это получилось лучше всех - как приговор, но не как толкование. Память - вещь далекая от рационализма.)
Игорь Галкин http://www.kino.orc.ru/js/elita/elita_muriel.shtml
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 22.09.2011, 10:02 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «МЮРИЭЛЬ, или ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПРОШЛОЕ» 1963, Франция, 110 мин.
Классик французского кино, поэт и философ от кинематографа, Ален Рене многие свои фильмы сделал именно на этом приеме - некоей драме в прошлом, заставляющей героев не то что к ней постоянно возвращаться в мыслях, а как бы одновременно находиться и в прошлом, и в настоящем, отчего они зачастую имеют слегка сомнамбулический вид. Зритель же, по крайней мере, тот, что склонен соучаствовать их отнюдь не насыщенным приключениями душевным страданиям, их постоянным метаниям между прошлым и настоящим, их неумению и нежеланию остановиться, сделать выбор, их безнадежному одиночеству, - зритель этот, быть может, и наслаждаясь поэзией Рене, его необычайно сложным киноязыком, все же вряд ли сумеет до конца понять его кинематограф. В Рене, так же, как, например, в Алексея Германа, или в Иисуса Христа можно только верить, поскольку верят, как известно, не разбираясь, что там почему да отчего. Но для того чтобы верить, надобно иметь к тому склонность.
Картина "Мюриэль" в плане сказанного очень показательна. Действие ее происходит в Булони, по-видимому, в начале 60-х. Героиня, переступившая сорокалетний рубеж и воспитавшая пасынка, несколько месяцев назад вернувшегося из Алжира, где, как помнит знающий историю читатель, только что отполыхала освободительная война, приглашает в гости былого возлюбленного, надеясь, по-видимому, восстановить прежнюю связь. Он, седовласый красавец, приезжает парижским поездом в сопровождении молодой женщины, которую выдает за свою племянницу. На самом деле, как позже выясняется, она - его бывшая кратковременная любовница. Сын героини, кажется, занимается, любительским кино. Его отношения с мачехой временами по-родственному теплы, но чаще всего отчужденны. Она склонна списывать холод и странности в поведении пасынка на возраст.
Начинаясь бесплодными попытками преодоления неловкости и отчужденности, естественными между четырьмя совершенно чужими друг другу людьми, фильм, в сущности, лишь множит и множит эту отчужденность. Никто из персонажей, как бы он того ни хотел, не в силах оказывается преодолеть самого себя, по разным причинам наглухо закрывшегося от любых проявлений нежности и взаимопонимания. Впрочем, может быть, они, наоборот, слишком хорошо понимают, или чувствуют то, что у каждого за душой. Что? Вероятнее всего, себялюбие, предательство в прошлом, наконец, незатянувшиеся раны, нанесенные войнами. Старшее поколение еще переживает Вторую мировую, на годы которой выпали его молодость, любовь и нечто такое, что эту любовь разрушило. Младшее поколение, в лице сына главной героини и появляющихся по ходу картины его сослуживцев, еще продолжает жить алжирской войной, в которой Франция потерпела поражение, а они совершили коллективное преступление. Формально война эта возникает в фильме лишь редкими отголосками, но рана и тайна пасынка героини - именно оттуда. Ко всему и приехавший к мачехе бывший любовник долгие годы прожил в Алжире, будучи там человеком состоятельным и уважаемым. Так он, по крайней мере, рассказывает.
Длинные, снятые зачастую одним планом и тем самым как бы подчеркивающие совершенную бесплодность и этой встречи, и любых надежд персонажей на счастливую перемену участи, эпизоды первой части картины сменяются во второй половине мелькающими с калейдоскопической скоростью сценками-кадрами, с одной стороны, углубляющими загадочность прошлого героев и отчужденность между ними, с другой - откровенно наращивающими саспенс. Финал же обнаруживает едва ли не детективную природу всей рассказанной истории и в то же время логично завершает экзистенциальную драму одиночества западного человека середины ХХ века. Несостоятельные надежды на повторение пройденной любви рушатся, неизгладимые раны войны разрывают все и без того ненадежные человеческие связи, одиночество, усугубленное большой и малой виной прошлого, навсегда отталкивает в разные стороны не только бывших и настоящих любовников, но разлучает даже мачеху с пасынком, единственную, казалось бы, пару персонажей, у которой могло быть совместное будущее.
И тем не менее именно финал оставляет у зрителя призрачную надежду. Те, кто виноват без вины, или по-настоящему мучается виной, те, в ком хаос бытия не разрушил до конца нравственных устоев, душевной цельности, не уходят в небытие. Блистательно сыгранная Дельфиной Сейриг главная героиня ленты, наиболее порядочный и живой человек из всех участников событий, сама теряя последние иллюзии, не обрушивается, однако, в безнадежное отчаяние и тем самым оставляет надежду зрителю на то, что жизнь - не есть лишь бессмысленный, одинокий и преступный путь к небытию. Пасынок героини, покидая родной дом, тоже уходит все-таки не в смерть. Быть может, ему, почти юноше, в ком кошмары и преступления войны не выжгли дотла естественного человеческого стремления любить, удастся когда-нибудь преодолеть собственное прошлое во имя туманного, нелегкого, но все-таки будущего.
Обвиняет ли открыто Ален Рене в произошедшем со всеми нами войну? Если да, то не слишком впрямую, и не одну лишь войну, но и нас самих. Обвиняет ли Ален Рене человека? Если да, то любя его и щадя. Человек зачастую - игрушка в безжалостных руках судьбы, но он же порой берет на себя ее роль. Поэтому, обвиняя, стоит его пожалеть. Быть может, сочувствие к человеку и миру, им построенному, умение любить ненавидя, любить, понимая, что любишь такого же малого, как ты сам, такого же одинокого и потерянного в толпе подобных, разобщенных, обозленных, но в глубине-то души мечтающих о единении, о любви, доверии, о тепле человеческом, и отличает Рене от, скажем, Микеланджело Антониони, чья эстетика совершенно уж холодна, чьи герои не только не могут, но и не хотят, и не пытаются пробиться к партнеру сквозь прозрачный айсберг отчужденности - защитной оболочки ранимой души, насмерть эту самую душу заморозившей.
У героев Рене эта рана прошлого не заморожена, она продолжает болеть, потому и его художественный мир, пусть сложен и порой кажется скучноватым, но жив, болезнен, подвержен всем ветрам эпохи, высвистывающим из него, конечно, надежды на счастье, но, по крайней мере, не безнадежен. А ведь надежда и ведет нас к вере, как вера, в конечном счете, возвышает человека до любви.
Рецензия: В. Распопин http://kino.websib.ru/article.htm?no=637
|
|
| |
|