"НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ" 1966
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Вторник, 18.04.2023, 17:36 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
| «НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ» 1966, СССР, 86 минут — фильм-комедия Виталия Мельникова
1922 год. Комиссара Глазкова посылают на Чукотку устанавливать Советскую власть. По пути в Уйгунан Глазков умирает, и к месту назначения добирается только молодой паренек Алеша, писарь, который волей случая и становится начальником Чукотки...
Съёмочная группа
Режиссёр — Виталий Мельников Авторы сценария — Владимир Валуцкий, Виктор Викторов Оператор — Эдуард Розовский Художник — Марксэн Гаухман-Свердлов Композитор — Надежда Симонян
В ролях
Михаил Кононов — Алёша Бычков, он же «начальник Чукотки» А. Глазков (согласно мандату) Алексей Грибов — Тимофей Иванович Храмов, чиновник Департамента таможенных сборов, коллежский регистратор Геннадий Данзанов — Вуквутагин, он же Вовка Николай Волков-старший — мистер Стенсон Иосиф Конопацкий — товарищ Глазков Анатолий Абрамов — орденоносец Тито Ромалио — официант на пароходе Вячеслав Романов — комсомолец в поезде Алексей Кожевников — комиссар Сергей Голубев — старый чукча Николай Кузьмин — каюр Василий Степан Крылов — Чекмарёв Константин Адашевский — купец Брюханов Михаил Васильев — Федька Анатолий Королькевич — военный министр Георгий Куровский — министр юстиции Оскар Линд — ведущий заседания правительства Павел Панков — полковник Петухов Павел Винник — иностранец в шапочке Лим Су — Ямуши-сан
Награды
Приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» творческому коллективу на Всесоюзной неделе детского фильма (1968).
Интересные факты
Фильм стал дебютным для режиссёра Виталия Мельникова.
Съёмки фильма проходили на двух натурных площадках: зимние — на Кольском полуострове, неподалёку от города Апатиты, а летние — на морском побережье Крыма. Подходящий пейзаж — скалы и совершенно пустынное побережье — нашёлся в районе Судака, в Лисьей бухте, вблизи Коктебеля. Впрочем, едва высадившись на берег, режиссёр, оператор и художник тут же были арестованы пограничниками. Как выяснилось в штабе, это пустынное место является территорией «очень секретной ракетной базы». Тем не менее создателям фильма удалось уговорить ракетчиков.
По сценарию, чукчи отказываются стрелять в людей, мотивируя это тем, что «моржа стрелять можно, человека стрелять нельзя». Однако чукчи весьма воинственный народ, сохранились сведения об их упорных войнах с юкагирами, коряками и русскими.
В титрах фильма указано: Комиссар бухты Вознесения тов. Зюкин — ? Такой роли в фильме нет. Товарищ Зюкин на экране ни разу не появляется, однако очень часто упоминается «начальником Чукотки», и создатели фильма обыграли это, упомянув его в титрах.
Благодаря фильму, огромное распространение получила серия анекдотов о чукчах. В 1967 году фильм посмотрели 15,7 млн зрителей.
Альбом группы «Кино» «Начальник Камчатки» получил название в честь этого фильма.
Смотрите фильм
https://vk.com/video-36362131_456242860
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Среда, 19.04.2023, 08:51 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| КАК НА «ЛЕНФИЛЬМЕ» СНИМАЛИ «НАЧАЛЬНИКА ЧУКОТКИ» ВИТАЛИЯ МЕЛЬНИКОВА
Идеей для фильма послужила заметка в газете «Известия» журналистки Ирины Волк, рассказывающая о комиссаре Алексее Бычкове. В 1920-е годы он был направлен на Чукотку и первым стал собирать пошлину с американских купцов, скупавших пушнину. Бычков заработал для РСФСР значительную сумму. Но на Крайнем Севере произошел белый переворот и Бычков, спасая народную валюту, вынужден был бежать…
КЕЙПТАУНОМ СТАЛ НАШ МОРСКОЙ ПОРТ
Никаких сомнений не было – фильм нужно снимать на Чукотке. Мельников с оператором Эдуардом Розовским и художником Марксэном Гаухманом-Свердловым отправились в бухту Провидения на заливе Святого Лаврентия. Но почти сразу стало понятно, что снимать на Чукотке невозможно. И дело не в суровом климате. В тундре негде было разместить многочисленную киногруппу, обеспечить питание и обогрев. В итоге Крайний Север снимали на Кольском полуострове.
Летнюю тундру снимали в Крыму под Судаком, который, как ни странно, больше всего походил на Чукотку в короткий бесснежный период. Сан-Франциско, куда героя завела судьба во время его одиссеи, снимали в Ленинграде. На проспекте Майорова (ныне – Вознесенском), там, где сейчас располагается один из корпусов Университета технологий и дизайна, вывесили «западную» рекламу и названия магазинов на английском. Кейптаун в ЮАР изображал Ленинградский морской порт.
«СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО!»
На роль бывшего царского чиновника Храмова режиссер очень хотел позвать Алексея Грибова, но робел… Вопреки опасениям, народный артист СССР с энтузиазмом согласился сниматься. Ему очень понравилась история. Ради нее он прошел немалые испытания.
Два раза в неделю Алексей Грибов должен был играть в Москве, во МХАТе, спектакль. С Кольского полуострова он летел в Ленинград, где у трапа его ждала машина, она везла его на «Красную стрелу». А утром, через день, встречала артиста у перрона, чтобы отвезти к трапу самолета, вылетающего на Кольский полуостров. Грибов был уже в годах, но ни разу не пожаловался. Роль комиссара Бычкова исполнил мало кому в то время известный молодой актер Михаил Кононов.
«Пробы Кононова были блестящими, но они-то и вызвали очередное смятение в худсовете. Героический комиссар в его исполнении судорожно метался и – в патетические моменты – срывался на щенячий визг. Как только не называли наши пробы! Но суть одна: «Это пародия на комиссара!» Мне велели актера заменить, а я медлил. Меж тем фильм запустили в производство. Начальство было готово снимать кого угодно, только бы картина была сдана вовремя. Руководство «Ленфильма» попросило меня сделать что-нибудь. Я сказал, что никакой катастрофы не вижу, но, для всеобщего успокоения, повторю пробы Кононова. В тот же день я просто-напросто выбрал и снял сцену, где герой по роли должен быть серьезнее, сдержаннее. «Совсем другое дело!» – обрадовались редакторы», – вспоминает Виталий Мельников.
БИЛЕТЫ НА ШТЫКАХ
Премьера в ленинградском Доме кино была пышная и театрализованная. У входа в зал и на контроле стояли красноармейцы с винтовками и примкнутыми к ним штыками. На штыки нанизывали пригласительные билеты, в которых было написано: «Мандат на кинопремьеру. Махорку не курить! На пол не плевать! Семечки не лузгать!»
За свою карьеру Виталий Мельников снял более двадцати фильмов, и все они стали классикой отечественного кино. Но «Начальник Чукотки» навсегда останется первым. За него режиссер получил уникальный и единственный в своем роде приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика». Образ главного героя стал нарицательным, фильм разобран на цитаты и по-прежнему любим зрителями.
27 Мая 2020 https://www.lenfilm.ru/news....lnikova
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Среда, 19.04.2023, 08:52 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 196
Статус: Offline
| «НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ» Историко-революционная трагикомедия
Первая игровая картина Виталия Мельникова, дебютировавшего в полнометражном кино довольно поздно - в 38-летнем возрасте, сразу же получила заслуженный успех и до сих пор пользуется любовью зрителей. Режиссёр, который склонен к трагикомическому восприятию действительности, но и серьёзно (как гораздо позже выяснится) интересуется историей России, единственный раз именно в «Начальнике Чукотки» повенчал обе своих страсти, если всё же не учитывать две его экранизации русской классики комедийного жанра - «Женитьба» (по Гоголю) и «Чужая жена и муж под кроватью» (по Достоевскому).
Смелость начинающего постановщика, который решился как раз в канун 50-летия Великого Октября на создание историко-революционной трагикомедии об авантюрном житье-бытье чудаковатого парня Алексея, ревкомовского писаря, вдруг оказавшегося (но ненадолго) полпредом Советской власти на Чукотке, была, разумеется, подкреплена благодаря двум блестящим актёрским работам. Михаил Кононов в заглавной роли Начальника Чукотки и Алексей Грибов в качестве жуликоватого коллежского регистратора Храмова составили поразительный дуэт, словно купаясь в предоставленном материале, однако не переходя границ хорошего вкуса и щедро позволяя по очереди солировать друг другу. Между прочим, и на дальнейшем пути в кино Виталий Мельников многократно доказал, что умеет великолепно чувствовать и заново открывать индивидуальности даже хорошо известных актёров.
Сергей Кудрявцев https://kinanet.livejournal.com/910992.html
|
|
| |
|