Билли Уайлдер "СВИДЕТЕЛЬ ОБВИНЕНИЯ" 1957
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Вторник, 12.04.2022, 23:52 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3269
Статус: Offline
| «СВИДЕТЕЛЬ ОБВИНЕНИЯ» (англ. Witness for the Prosecution) 1957, США, 116 минут — экранизация одноимённой пьесы Агаты Кристи
Сэр Уилфрид Робартс – тяжело больной адвокат, которому врачи запретили заниматься уголовными делами. Выполнить их рекомендации он смог только благодаря заботливой домашней медсестре мисс Плимсолл. Но когда его поверенный приводит к нему домой подозреваемого в убийстве Леонарда Воула, Робартс не может устоять и соглашается вести дело.
Съёмочная группа
Режиссёр: Билли Уайлдер Сценарий: Агата Кристи, Билли Уайлдер, Гарри Кернитц, Лоуренс Б. Маркус Продюсеры: Артур Хорнблоу мл., Эдвард Смолл Оператор: Расселл Хэрлан Композитор: Мэтти Мэлнек Художники: Александр Траунер, Ховард Бристоль Монтаж: Дэниэл Манделл
В ролях
Чарльз Лоутон — сэр Уилфрид Робартс Тайрон Пауэр — Леонард Воул Марлен Дитрих — Кристина Воул Эльза Ланчестер — мисс Плимсолл Торин Тэтчер — мистер Майерс, государственный прокурор Джон Уильямс — Броган-Мур, адвокат Генри Дэниелл — Мэйхью, адвокат Уна О'Коннор — Джанет Маккензи, экономка миссис Френч Норма Варден — миссис Эмили Джейн Френч Иэн Вулф — Картер, офис-менеджер сэра Уилфрида Фрэнсис Комптон — судья Филип Тонг — инспектор Хирн Рута Ли — Дайана Бесс Флауэрс — наблюдатель в суде (в титрах не указана)
Награды
Оскар, 1958 год Номинация: Лучший фильм Номинация: Лучшая мужская роль (Чарльз Лотон) Номинация: Лучшая женская роль второго плана (Эльза Ланчестер) Номинация: Лучший режиссер (Билли Уайлдер) Номинация: Лучший звук Номинация: Лучший монтаж
Золотой глобус, 1958 год Победитель: Лучшая женская роль второго плана (Эльза Ланчестер) Номинация: Лучшая женская роль (драма) (Марлен Дитрих) Номинация: Лучшая мужская роль (драма) (Чарльз Лотон) Номинация: Лучший фильм (драма) Номинация: Лучший режиссер (Билли Уайлдер)
Британская академия, 1959 год Номинация: Лучший иностранный актер (Чарльз Лотон)
Интересные факты
Сцена из воспоминаний Воула, где в ночном клубе во время выступления Кристины вспыхивает драка (потому что один из подвыпивших американских солдат сдёрнул штанину от её костюма) потребовала 145 человек массовки и 38 каскадёров. Все это обошлось в 90 тысяч долларов. При показе в СССР весь рассказ Воула о знакомстве с Кристиной был целиком вырезан.
В реальной жизни Эльза Ланчестер, сыгравшая невыносимую «сиделку» для адвоката сэра Уилфрида (Чарльза Лоутона), являлась его женой.
В конце фильма, как титры, голос за кадром сообщал зрителям: «Управление этого театра предполагает, что для желаемого эффекта у ваших друзей, кто ещё не видел картину, вы не будете разглашать секрет окончания фильма „Свидетель обвинения“». Это было сделано в соответствии с рекламной кампанией фильма: один из плакатов сообщал: «Вы будете говорить об этом, но, пожалуйста, не говорите окончание». Также были проведены усилия, чтобы тайна окончания не была распространена на актёров. Билли Уайлдер не давал актёрам последние десять страниц сценария, пока не пришло время снимать эти сцены.
Фильм получил очень положительные отзывы. В обзоре TV Guide, фильму дали четыре с половиной звезды из пяти, говоря: «Свидетель обвинения является остроумной, краткой адаптацией пьесы Агаты Кристи, которую перенёс на экран с изобретательностью и жизнеспособностью Билли Уайлдер». По оценке советского киноведа Янины Маркулан, в этой адаптации детектива Агаты Кристи он получил «роскошное экранное воплощение»[1].
Пьеса была впервые исполнена в Ноттингеме 28 сентября 1953 года, в Лондоне 28 октября 1953 года и на Бродвее 16 декабря 1954 года.
Первая экранизация истории Агаты Кристи была произведена BBC в 1949 году. Пьеса «Свидетель обвинения» также была в форме живой телепередачи на CBS в Lux Video Theatre 17 сентября 1953 года, в главных ролях Эдвард Г. Робинсон, Андреа Кинг и Том Дрейк. В 1982 году «Свидетель обвинения» был переделан как телевизионный фильм, в ролях: Ральф Ричардсон, Дебора Керр, Бо Бриджес, Дональд Плезенс, Уэнди Хиллер и Дайана Ригг. Она была адаптирована Лоуренсом Б. Маркусом и Джоном Гейем, автором сценария являлся режиссёр Алан Гибсон.
Смотрите трейлер и фильм
https://vk.com/video16654766_456240503 https://vk.com/video-36362131_456242011
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 14.04.2022, 22:30 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «СВИДЕТЕЛЬ ОБВИНЕНИЯ»
"Леди и джентльмены! Убедительная просьба: рассказывая другим о нашей картине, не раскрывать сюрпризов сюжета и тайну развязки", - объявляет дикторский голос на финальных титрах. "Свидетель обвинения" остается эталоном ловушки для зрителя, и раскрывать тайны этого детектива (в принципе, рассказать, что этот фильм детектив, - уже небольшое предательство) станет, конечно, только человек бессовестный. "Свидетель" обманчив, как впечатление, которое на нас пытаются произвести незнакомые люди. Как сама жизнь. А началось все с яхты, которой не было. О ней мечтал 22-летний англичанин. Он позволил себе проговориться о мечте за семейным обедом. Тетя молодого человека очень хорошо знала человеческую природу и понимала, что мечты, о которых говорят с такими горящими глазами, обязательно должны сбываться. Тетю звали Агата Кристи; она была главным авторитетом в мире детективного романа. Вернувшись домой, Кристи позвонила издателю журнала, которому давно пообещала рассказ, да от лени пряталась от его визитов и звонков, и поставила условие: завтра ей выписывают гонорар, на который можно приобрести яхту. Он поставил встречное условие: рассказ должен быть у него тоже завтра. Кристи провела бессонную ночь, и в результате пари появился "Свидетель обвинения". Рассказ так понравился, что Кристи сделала из него пьесу, которая вошла в историю как основа одного из самых посещаемых спектаклей в истории театра. Экранизацией пьесы занимался Билли Уайлдер. Его имя многие могут не знать. Зато все знают "Сансет-бульвар", "Квартиру" и "В джазе только девушки". Высшее достоинство режиссера - сделать вид, что его как бы нет. В этом плане Уайлдер - антипод Хичкока, который строил творчество как учебник по кинорежиссуре и использовал актеров как движущиеся картонные мишени в своем тире. Уайлдер, напротив, густо подчеркивает выразительность Лоутона и Дитрих: болтать об актерах и получать удовольствие от их игры - более распространенный способ отношения зрителя к кино, чем разбор монтажа фильма. Конечно, у Уайлдера масса приемов, но он умело их маскирует: зритель должен думать не о фильме, а о том, что этот фильм сообщает, то есть поверить в реальность происходящего. Это еще одна обманка "Свидетеля обвинения". Мир есть ложь, но своими художественными обманами Уайлдер боролся за традиционную культуру. Как и мастера перевоплощения Дитрих с Лоутоном, гуманисты и антифашисты. Как и Кристи, сооружавшая тревожные загадки, чтобы бесконечно срывать с них покров и восстанавливать право частной собственности. Их фильм-обманка - кодекс здравого смысла, воплощением которого может служить, например, фраза все той же Кристи: "Чтобы иметь счастливую семью, необходимо в первую очередь знать, что каждый мужчина ежедневно нуждается в большом количестве хорошо приготовленного мяса".
Алексей Васильев https://www.afisha.ru/movie/167407/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 14.04.2022, 22:31 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Свидетель обвинения
Сэру Уилфриду Робэртсу (Чарльз Лоутон), престарелому адвокату, бережно опекаемому медсестрой мисс Плимсолл (Эльза Лэнчестер), поступает предложение защищать интересы Леонарда Стивена Воула (Тайрон Пауэр), которому инкриминируется убийство. В невиновности подопечного его убеждает искренность чувств красивой женщины – Кристин Воул, в девичестве Хелм (Марлен Дитрих), и многоопытный юрист берётся за дело.
Традиционно Билли Уайлдер считается выдающимся (и даже великим) комедиографом. И вместе с тем мало кто решается оспаривать тот вклад, какой один из самых ярких представителей поколения т.н. «голливудских профессионалов» 1950-х внёс в развитие ряда иных жанров. «Свидетель обвинения» является безусловной классикой экранного детектива, и образчик такого уровня наверняка бы пожелал иметь в своём активе и сэр Альфред Хичкок. Дело не только в том, что на фоне похожих картин своего времени фильм блистает подобно бриллианту, сверкающему в россыпи необработанных алмазов. Да и по прошествии полвека он1 смотрится на удивление свежо и захватывающе. Именно лента Уайлдера воспринимается в качестве косвенной предтечи той волны кинодетективов и триллеров, шокирующих финальной инверсией – развенчанием иллюзий восприятия, начало которой положил Брайан Сингер «Обычными подозреваемыми» /1995/. В отношении многих похожих по фабуле кинопроизведений, в том числе иных экранизаций прозы Агаты Кристи2, подобного ощущения совершенно не возникает! Между прочим, авторы взяли письменные обязательства со всех участников съёмочного процесса, что финал останется в тайне. Даже члены английской королевской семьи, для которых был организован сеанс до официальной премьеры, дали слово не разглашать развязку. И всё это3 отнюдь не являлось прихотью авторов!
Впрочем, всем вышеперечисленным достоинства «Свидетеля обвинения» вовсе не исчерпываются. Уайлдер в ещё меньшей степени, чем Хичкок, был склонен забыть о чувстве юмора, даже взявшись за столь серьёзный материал. Марлен Дитрих, разумеется, получила редкую возможность подвести черту под образами «роковых женщин», чья красота приносит мужчинам лишь боль и терзания, в итоге сбросив маску и – представ совсем иной: любящей, но обманутой и страдающей. А Тайрон Пауэр в своей последней роли очень ловко переосмыслил привычный для себя типаж благородного героя4. Зато неподражаемый Чарльз Лоутон, ничуть не пожертвовав глубиной и колоритностью образа, не убоялся разбавить атмосферу остроумными и, надо заметить, типично английскими гэгами. Мало того что действие лишилось лакун, и «проходные» эпизоды смотрятся с не меньшим удовольствием, нежели «важные». Поражает и необычное, чуть ли не парадоксальное сочетание разных жанровых условностей и интонаций, сменяющих друг друга (или даже сосуществующих!) неожиданно органично. Мастер – всегда мастер.
__________ 1 – В том числе версия, дублированная для советского проката. 2 – Между прочим, была и постановка, с успехом шедшая на Бродвее, откуда даже была приглашена актриса Уна О’Коннор, чтобы повторить роль, сыгранную на сцене. 3 – Очень напомнившее, заметим, меры предосторожности, предпринятые и Анри-Жоржем Клузо, и тем же Хичкоком, чтобы ни в коем случае не обнародовать раньше времени главные «сюрпризы» собственных шедевров – соответственно «Дьяволиц» /1955/ и «Психоза» /1960/. Кстати, фамилия Воул – «говорящая»: это не только название грызуна (‘полёвка’), но и карточный термин, означающий ‘выигрыш всех взяток’. 4 – Он даже не без потаённой издёвки комментирует фильм про Джесси Джеймса, принёсшем ему феноменальную популярность.
© Евгений Нефёдов http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=10812
|
|
| |
|