|
Богдан Мурешану "НОВЫЙ ГОД, КОТОРЫЙ ТАК И НЕ НАСТУПИЛ" 2024
| |
| Александр_Люлюшин | Дата: Пятница, 02.01.2026, 15:33 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3339
Статус: Online
| «НОВЫЙ ГОД, КОТОРЫЙ ТАК И НЕ НАСТУПИЛ (Anul nou care n-a fost) 2024, Румыния-Сербия, 138 минут – лауреат трёх наград конкурса «Венецианские горизонты»
Жизни шести человек пересекаются на фоне революции и падения режима Чаушеску в 1989 году.
Съёмочная группа
Режиссёр: Богдан Мурешану Сценарий: Богдан Мурешану Продюсеры: Богдан Мурешану, Роксана Арделеан, Адриана Бумбес, Операторы: Биро Борока, Тудор Платон Художник: Дана Ангел Монтаж: Ваня Ковачевич, Мирча Лакатус
В ролях
Adrian Vancica Николета Хынку Эмилия Добрин Мариан Адокицей Virgil Aioanei Claudia Amuzica Афродита Андоне Мирча Андрееску Юлиан Бурчиу Florin Calbajos
Награды
Венецианский кинофестиваль, 2024 год Победитель: Венецианские горизонты – лучший фильм Победитель: Приз ФИПРЕССИ в параллельных программах Победитель: Премия авторам моложе 40 лет – специальное упоминание (Биро Борока, Тудор Платон) Европейская киноакадемия, 2024 год Номинация: Открытие года (Богдан Мурешану)
|
| |
|
|
| И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Пятница, 02.01.2026, 15:34 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 258
Статус: Offline
| Революция становится главным подарком на Новый год Сюжет фильма о событиях 1989-го не потерял актуальности и в 2025-м
Приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Зеркало», который завершился в Иванове, достался румыно-сербскому фильму «Новый год, который так и не наступил». Полнометражный дебют режиссера Богдана Мурешану до этого был показан в программе «Горизонты» в Венеции, где получил приз ФИПРЕССИ (международной прессы), а также специальное упоминание операторской работы. Также картина участвовала и побеждала на смотрах в Каире, Люксембурге, Палм-Спрингс и Гоа.
Действие разворачивается в конце 1989 года в Бухаресте, за несколько дней до судьбоносного Рождества, изменившего ход истории страны. Несколько героев, которые превращают картину в своего рода альманах, продолжают жить свои жизни на фоне назревающей революции – впрочем, поверить, что режим со дня на день падет, трудно. Телевизионщики в панике ищут замену одной из участниц новогоднего телешоу – она сбежала за границу и показывать ее никак нельзя. Решено переснять с участием похожей актрисы, и теперь она, чей отец плюет в экран, когда там показывают вождя, в ужасе вчитывается в текст, славящий Чаушеску – и отказаться нельзя, это конец карьеры, а то и жизни, и говорить такое тошно.
Сын одного из режиссеров передачи совершает неудачную попытку бежать, работяга паникует из-за письма сына Деду Морозу, в котором он попросил исполнить самое заветное желание папы – убить дядю Колю, пожилая дама отказывается покидать свой дом, который должны снести и на его месте построить многоэтажки, ее сына, работающего в силовых структурах, охватывает паранойя – вынужденный следить за всеми, он подозревает, что и его прослушивают в собственной квартире. По телевизору тем временем сообщают о беспорядках в Тимишоаре, где антиправительственные выступления были жестко подавлены армией. Информация о жертвах среди мирного населения, о которых с гордостью сообщает с экрана сам Чаушеску, приводит героев в еще больший ужас. Кажется, больше нет сил терпеть.
Для кого новый год так и не наступит, известно – начало конца режима становится финалом картины, настоящим хеппи-эндом, звучащим вместе с равелевским «Болеро» этаким выдохом облегчения и вздохом надежды. Показанная на излете, испускающая дух тирания собирает последний урожай, вынуждая людей на отчаянные действия. Страх съедает, даже обгладывает души, превращая героев в собственные тени, старающиеся пройти по стенке, проскользнуть незаметно. И в то же время уставшие молчать, уставшие бояться. Зритель будто бы подглядывает за этими на первый взгляд чужими, но по факту связанными не только общей трагической судьбой родины, но и причудливыми ее поворотами людьми. Простыми, обитающими в таких знакомых квартирах с крошечными кухнями, стенками с посудой и телевизорами, накрытыми кружевными салфетками. Российского зрителя румынский кинематограф – вот такой, новой волны, социальный, политический, исторический – вновь заденет за живое. Тонкая сатира и комедия на грани трагедии оказывается лучшим языком для разговора о том, что ушло – да недалеко. В фильме Мурешану, впрочем, смешного не так уж много, если не сказать, что совсем нет – разве что абсурд происходящего порой может вызвать горькую усмешку. В остальном же режиссер не пытается завуалировать действительность, показывая ее через призму шепотов и криков.
Упрекнуть в целом безупречную с точки зрения как формы, так и содержания картину не в чем, особенно в свете ее очевидной злободневности. И приз за режиссуру в данном случае вполне заслужен, так как многоголосое и многолюдное полотно соткано поистине филигранно. Однако здесь же будто бы кроется единственный недостаток фильма: диктатура в мире, безусловно, не исчезла и требует осмысления, однако в нынешнее время приобрела новые формы, соответственно не совсем выдерживает сравнения с прошлыми воплощениями. Нынешние правители действуют масштабнее, их орудия и оружие стали совершеннее, наносимый урон серьезнее, потери больше, последствия страшнее и все более необратимы. Неизменно, пожалуй, одно – людской страх, сотни маленьких жизней, как у героев «Нового года», поставленные на кон, поиски ответов на вопрос о том, как выжить. И новая румынская лента их и дает, и не дает: то ли бежать, то ли ждать, то ли бороться – кто его знает.
Наталия Григорьева, 10.07.2025 https://www.ng.ru/cinematograph/2025-07-10/7_9291_revolution.html
|
| |
|
|
| И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Пятница, 02.01.2026, 15:35 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 258
Статус: Offline
| Отражение философии Тарковского в современном кино: лучшие фильмы «Зеркала» «Новый год, который так и не наступил» реж. Богдан Мурешану
Картина покорила и кинокритиков, которые дали ей самую высокую оценку, и членов жюри, которые вручили фильму приз за лучшую режиссуру. Это румынская трагикомедия о периоде правления Николае Чаушеску и тех нравственных страданиях, компромиссах и неизживаемом страхе, с которыми сталкиваются обычные люди, которые вынуждены жить в тоталитарном обществе. Картина заканчивается народной революцией, свергающей вождя.
Несколько историй жизни простых людей в Румынии в 1989 году — история мальчика, написавшего письмо Деду Морозу с просьбой о смерти дяди Николае, о которой так мечтает его папа; актрисы, вынужденной по приказу партии заменить уехавшую коллегу в пропагандистском «Голубом огоньке» и восхвалять жизнь в тоталитарном обществе, которая бьёт себя по лицу и срывает голос, лишь бы не участвовать в этом фарсе; пожилой женщины, которая искренне верила в политическое светлое будущее до тех пор, пока та самая партия, в которую она вступила по убеждению, не лишила её собственного дома, — происходят на фоне расстрела мирной демонстрации, состоящей преимущественно из женщин и девочек, в румынском городе Тимишоара. Это подчёркивает цену ошибки героев истории: неправильно сказанного слова, взгляда, отказа петь панегирики партии. Но эта же трагедия и становится точкой отсчёта, после которой тоталитарный режим обречён на падение, а Николае Чаушеску и его жена Елена приговорены к расстрелу и казнены 25 декабря.
Богдан Мурешану очень тонко фиксирует мучения людей, в сознании которых страх борется с совестью, а жизнь в родной стране давно превратилась в тюрьму. «Новый год, который так и не наступил» стал лучшим фильмом программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля и получил Гран-при на фестивалях в Люксембурге и Палм-Спрингс.
Юлия Шампорова https://delartemagazine.com/movie....zerkala
|
| |
|
|
| И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Пятница, 02.01.2026, 15:35 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 258
Статус: Offline
| БОЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ, СТРАШНОЕ НАСТОЯЩЕЕ: ИТОГИ ФЕСТИВАЛЯ «ЗЕРКАЛО. ФИЛОСОФИЯ ТАРКОВСКОГО» «НОВЫЙ ГОД, КОТОРЫЙ ТАК И НЕ НАСТУПИЛ»
В декабре 1989 года в Румынии грядут тектонические перемены, только граждане социалистической республики понятия не имеют, как быстро наступит новая эпоха. Мирные протесты в Тимишоаре закончились стрельбой и кровью, по стране стремительно распространяется недовольство. В Бухаресте тоже прекрасно понимают, что долго произвол властей длиться не может. Однако Чаушеску и подведомственные органы старательно делают вид, что все идет по плану. Национальное телевидение готовит новогодний эфир, а тайная полиция прослушивает неблагонадежных граждан. Вот только звезда телевидения Лили сбежала за границу, а режиссеру «Голубого огонька» Штефану вместе с коллегами приходится срочно искать замену. Внешне похожая на Лили театральная актриса Флорина просит соседа-абьюзера поставить ей фингал под глазом, чтобы не идти на эфир. Студент Лаврентий, сын Штефана, вместе с приятелем готовит ночной побег в соседнюю страну. Рабочий Джелу боится оказаться за решеткой, потому что сын Мариус в письме Деду Морозу говорит, что папа больше всего на свете желает смерти дяде Николае. Сотрудник Секуритате Динкэ насильно перевозит мать Маргарету из дома под снос, где прошла вся ее жизнь, в скромную квартирку на окраине.
Дебют Богдана Мурешану взял главный приз в секции «Горизонты» прошлогоднего Венецианского фестиваля. Румынского автора можно обвинить в интересе к излюбленной для восточноевропейской страны теме диктатуры. Еще несколько поколений кинематографистов не перестанут говорить о жертвах тоталитарного режима и постсоветской травме. Однако Мурешану органично находит в непростой беседе место абсурдному юмору и выстраивает впечатляющую мозаику. Сначала Мурешану запирает центральных персонажей в душных кабинетах и заставленных хламом квартирах, подчеркивая несвободу форматом изображения 4:3, а затем высвобождает, соединяя выдуманную историю с кадрами хроники. Гниение режима и естественное желание граждан вырваться на свободу приводят к неожиданному комедийному эффекту. Трудно вспомнить более смешной и оптимистичный фильм о диктатуре.
Максим Ершов, 10.07.25 https://kinoart.ru/cards....ovskogo
|
| |
|
|
|