Элиа Сулейман "ДОЛЖНО БЫТЬ, ЭТО РАЙ" 2019
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Воскресенье, 07.06.2020, 17:49 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3281
Статус: Offline
| Палестинский режиссёр, внимательный наблюдатель и «идеальный незнакомец» Элиа Сулейман путешествует по странам, не вмешиваясь в происходящее и находя то, что является его истинным домом. Тихий, не побоюсь этого слова, шедевр сочетает в себе лёгкую ироничную поэтичную комедию и социальную драму о недостижимом рае, абсурдном поведении людей и невозмутимых полицейских, преследующих везде и всех. Куда бы мы ни подались, «достучаться до небес» будет крайне сложно, а не увидеть всё безумие нашего мира – просто невозможно. Фильм – лауреат двух наград Каннского международного кинофестиваля. С удовольствием и ответственно его всем рекомендую!
«ДОЛЖНО БЫТЬ, ЭТО РАЙ» (It Must Be Heaven), 2019, Франция-Катар-Германия-Канада-Турция-Палестина, 98 минут
Главный герой и рассказчик покидает Палестину в поисках альтернативной родины. Где бы он ни путешествовал, будь то Париж, Нью-Йорк или Доха, Палестина сопровождает его повсюду…
Съёмочная группа
Режиссёр: Элиа Сулейман Сценарий: Элиа Сулейман Продюсеры: Мартин Хампел, Танассис Каратанос, Мишель Меркт, Элиа Сулейман и др. Оператор: Софиан Эль Фани Художники: Кэролайн Алдер, Джуна Сулейман, Алексия Крисп-Джонс и др. Монтаж: Вероника Ланж
В ролях
Элиа Сулейман Али Сулиман Тарик Копти Kareem Ghneim Джордж Хлеифи Faris Muqabaa Ясмин Хадж Asmaa Azaizeh Грегуар Колен Венсан Мараваль
Награды
Каннский кинофестиваль, 2019 год Победитель: Специальный приз жюри Победитель: Приз ФИПРЕССИ - конкурсная программа Номинация: Золотая пальмовая ветвь
Смотрите фильм
https://vk.com/video-53648169_456245743
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Воскресенье, 07.06.2020, 17:51 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «Должно быть, это рай» Элии Сулеймана: смешной и поэтичный фильм о Палестине Без политической пропаганды и с режиссером в главной роли
В Каннах прошла премьера картины «Должно быть, это рай» самого титулованного палестинского режиссера Элии Сулеймана. Он сыграл в фильме самого себя — а точнее наблюдателя, который почти не реагирует на происходящее вокруг. Действие фильма, лишенного какой-либо пропаганды, разворачивается в Назарете, Париже и Нью-Йорке; режиссер пытается найти финансирование для своей новой картины. О «Должно быть, это рай» рассказывает кинокритик Антон Долин.
Большая религиозная процессия со свечами и в торжественных одеяниях направляется по ступеням к таинственным заветным вратам, распевая гимн. Во главе шествия епископ, который стучится в эти врата и церемонно приказывает их открыть. Но дверь остается запертой. Более того, глумливый голос отвечает, что открывать не собирается. Тогда епископ снимает головной убор, засучивает рукава и готовится выломать дверь… С этой поразительной сцены, абсурдистской и метафорической одновременно, начинается новый фильм Элии Сулеймана «Должно быть, это рай». Как можно понять и из пролога, и из названия — картина о том, что попасть на небеса не так-то просто.
Сулейман — уникальный кинематографист. И не только потому, что обладает специфическим, глубоко персональным стилем и киноязыком, сочетающим немую комедию и социальную драму. В современном кино он не похож ни на кого — может быть, за исключением столь же особенного Роя Андерссона, среди классиков явно наследует Бастеру Китону, Жаку Тати и грузинским комедиографам. Сулейман, вероятно, является самым знаменитым и титулованным палестинским режиссером — так свою национальность определяет сам уроженец Назарета, христианского израильского города с преимущественно арабским населением. В 1996-м его «Хроника исчезновения» получила приз за лучший дебют в Венеции, в 2002-м «Божественное вмешательство» — приз жюри в Каннах. При этом он предельно далек от бойцов невидимого фронта, которые снимают политически заряженные памфлеты об израильтянах-оккупантах и страданиях палестинского народа. Сам его экранный образ этому противоречит. Сулейман не религиозен (и ближе к христианству, чем к исламу), охотно выпивает, неравнодушно рассматривает женщин, с удовольствием включает в саундтрек Леонарда Коэна. А главное — во всех контекстах, на экране или за его пределами, держится отстраненно и хранит дистанцию, не желая сливаться с толпой.
Как и другие режиссеры-палестинцы, Сулейман собирает бюджет для своих аскетичных картин с миру по нитке (в «Должно быть, это рай» вложились Франция, Германия, Канада, Турция и Катар), но не занимается пропагандой, даже высокохудожественной. Палестина интересует его примерно так же, как первых крестоносцев или сионистов. Для него это состояние души, Земля Обетованная, недостижимый рай, которого все еще не существует на самом деле. При этом евреи, арабы, а в новом фильме — также французы, японцы, американцы и мексиканцы, ведут одинаково грустное и смешное существование, будто не замечая того, как схожи по сути.
Фильмы Сулеймана лишены прямолинейного сюжета, они составлены из мастерски выверенных и срежиссированных эпизодов, в центре которых сам режиссер, он же исполнитель — хрупкий и плохо выбритый немолодой человек с удивленным взглядом и неловкой полуулыбкой, в соломенной шляпе и очках. Хотя в центре ли? Он, скорее, наблюдатель, чем главный герой. Что бы ни происходило, он не реагирует и молчит. Решайте сами, увидеть ли в этом оммаж немому кино или иронический комментарий о состоянии мира, в которое лучше не вмешиваться. Потому что творится бог знает что. Впрочем, каждая из сценок узнаваема, где бы она ни происходила.
Отец и сын — соседи Сулеймана в Назарете — сидят на соседних балконах, апатично проклиная друг друга последними словами. Два угрожающего вида мусульманина требуют от официанта в ресторане компенсации за то, что тот накормил их сестру курицей в белом вине: женщина не должна прикасаться к алкоголю! Японская пара в Париже выразительно смотрит на палестинского джентльмена и спрашивает, не Бриджит ли он? Карета скорой помощи останавливается у лежащего на тротуаре клошара и неожиданно щедро одаривает его обедом из нескольких блюд. Активистка Femen в нью-йоркском Центральном парке, нацепив ангельские крылья, демонстрирует голую грудь, раскрашенную в цвета палестинского флага. Это дни Хэллоуина; на соседней улице смерть, зажав косу под мышкой, с аппетитом пожирает бургер. Шофер такси, пересекая бруклинский мост, выясняет, что везет палестинца и приходит в неожиданно необузданный восторг. «Поездка за мой счет, обожаю вашего Карафата!» — радостно восклицает чернокожий здоровяк. В этом маленьком эпизоде саркастически сконденсирована вся суть поддержки Палестины западным миром.
Единственное, что не меняется из города в город, из страны в страну, это столь же безмолвные и невозмутимые репрессивные органы — полицейские, вечно кого-то преследующие или обыскивающие, даже охраняющие так, что смотреть на это неуютно. В одной из сцен трое жандармов на моноколесах гонятся за человеком с букетом цветов. Тот воровато, как оружие убийства, швыряет его под припаркованную машину. Невольно вспоминается известное граффити Бэнкси, на котором уличный экстремист швыряет не гранату, а такой же букет. Кинематограф Сулеймана — такой же мирный протест против агрессии, вшитой в базисную программу современного человечества. Это роднит его с фильмом-антиподом (и, в то же время, ближайшим родственником) — «Синонимами» израильтянина Надава Лапида, где житель того же государства искал прибежища в том же Париже, с таким же переменным успехом. Только герой Лапида пытался сбежать от своей идентичности, а Сулейман, наоборот, никак не может ее догнать.
Сюжет в картине ближе к финалу все-таки обнаруживается. Из родного Назарета Сулейман едет в Париж и Нью-Йорк не просто так, а в поисках финансирования для очередного фильма. «Комедия о мирном арабо-израильском урегулировании? Уже смешно, удачи вам!» — безразлично бросает американская продюсерша. Француз, отказывая режиссеру, более корректен: «Мы очень вас уважаем, и проект у вас замечательный… но поймите правильно, он какой-то слишком уж не палестинский! Как будто это могло происходить в любой стране». И он совершенно прав.
Антон Долин, 24 мая 2019 https://meduza.io/feature....lestine
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Воскресенье, 07.06.2020, 17:51 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Канны 2019: «Должно быть, это рай» в безумном мире Элиа Сулеймана
24 мая в рамках основного конкурса 72 Каннского кинофестиваля прошла премьера картины «Должно быть, это рай». По традиции, режиссер Элиа Сулейман сам выступает в роли рассказчика и главного героя. Как и в своих предыдущих работах, он вновь наблюдает за абсурдным поведением людей в фарсовом фильме о поисках альтернативной родины.
Любимец Канн, палестинский режиссер и актер Элиа Сулейман вернулся на фестиваль в четвертый раз. В 2002 году его картина «Божественное вмешательство» участвовала в основном конкурсе и принесла автору приз жюри и награду ФИПРЕССИ. Фильм «Оставшееся время» также претендовал на Золотую пальмовую ветвь, а альманах «Гавана, я люблю тебя», одну из новелл которого он режиссировал, был представлен в программе Особый взгляд. Это не первая работа Элиа Сулеймана в киноальманахе - наряду с такими метрами кино, как Такеши Китано, Аки Каурисмяки, братья Дарденн, Андрей Кончаловский и другие, он принимал участие в создании киносборника «У каждого свое кино», снимавшегося к юбилею Каннского фестиваля.
На протяжении более двух десятилетий Элиа Сулейман создает фильмы, отражающие его видение истории. Режиссер черпает вдохновение у Жака Тати и Бастера Китона - в своем творчестве он через тонкий юмор говорит со зрителем об остросоциальных и политических проблемах.
По сюжету фильма-путешествия «Должно быть, это рай» Элиа Сулейман уезжает из родной Палестины. Вскоре лента о стремлении к новой, лучшей жизни превращается в комедию положений. Как бы далеко герой ни уехал - в Нью-Йорк или Париж - все напоминает ему о доме: везде он сталкивается с жестокостью полиции и проблемами расизма.
С долей юмора и грустной иронии фильм передает отчаяние и переживания автора об общем состоянии современного мира, который, по словам режиссера, превратился в «микрокосм Палестины». «Пока это мой самый смешной фильм. Это говорит о том, что мир действительно находится в ужасном состоянии», - поясняет режиссер.
Снятый в его родном городе Назарете, необычно пустынном и одиноком Париже, Нью-Йорке и Монреале, фильм наполнен повседневными событиями и случайными встречами. На протяжении ленты герой не говорит ни слова: Сулейман играет в картине режиссера-постановщика, внимательного и ироничного наблюдателя за комедией, происходящей в этом параноидальном мире. В нем он пытается отыскать свою новую родину - тихое и укромное место, чтобы жить привычной жизнью и снимать кино.
В фильме Сулеймана весь мир превращается в огромное полицейское государство с многочисленными контрольно-пропускными пограничными пунктами и вооруженными гражданами, наблюдающими друг за другом с презрением и опаской. В Палестине герой, по видимому потерявший ребенка, раздает свои вещи и решает навсегда уехать из города, в котором число полицейских и бандитов с бейсбольными битами в руках значительно превосходит количество мирных жителей.
Он отправляется в Париж и застает город пустым: на улице не души, а над головой проносятся реактивные истребители, грохочут танки, проходит военный парад. Он встречается с продюсером (его играет сам глава Wild Bunch Винсент Мэрэвэл),но терпит неудачу, и улетает в Америку. Здесь его друг, актер и режиссер Гаэль Гарсиа Берналь (тоже в роли самого себя) пытается организовать режиссеру встречу с продюсером, но ему отказывают: комедия о безумном мире не будет иметь коммерческого успеха. В Нью-Йорке герой вновь наблюдает абсурдные сцены из жизни: в супермаркете он видит людей, рассовывающих по пакетам оружие, а в Центральном парке - вооруженных полицейских, преследующих девушку с крыльями ангела за спиной и палестинским флагом над головой.
В финальной сцене Сулейман сидит в баре в Назарете. Зрителям остается лишь догадываться, о чем думает режиссер, молча наблюдающий за безразличием молодежи, танцующей под звонкую палестинскую музыку.
25 Мая 2019 https://www.proficinema.ru/mainnews/festival/detail.php?ID=274308
|
|
| |
|