"ЖЮЛЬ И ДЖИМ" 1962
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Среда, 21.09.2011, 17:13 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
| «ЖЮЛЬ И ДЖИМ» (фр. Jules et Jim) 1962, Франция, 105 минут — экранизация одноимённого полуавтобиографического романа Анри-Пьера Роше (1953)
Перед Первой мировой войной в Париже жили два друга — австриец Жюль и француз Джим. Однажды они увидели в музее древнюю статую и влюбились в неё. Вскоре женщина, очень похожая на статую, материализовалась в их жизни. Катрин заворожила их обоих. На протяжении многих лет друзья тщетно ждали, на ком из них она остановит свой выбор. Катрин заявляла, что любит то одного, то другого, то их обоих… Гордиев узел взаимных симпатий разрубила неожиданная трагедия.
Вокруг фильма
Трюффо нашёл роман малоизвестного писателя Роше, когда рылся в букинистических развалах, работая критиком в журнале «Кайе-дю-синема». Он полюбил эту книгу и свёл знакомство с её автором. По его просьбе Роше согласился написать сценарий и диалоги к фильму, но умер до начала съёмок. Через 9 лет после «Жюля и Джима» Трюффо экранизирует другой роман Роше — «Две англичанки и „Континент“».
Съёмки фильма прошли довольно быстро — в период с 10 апреля по 28 июня 1961 года в Париже, на Лазурном Берегу и в Эльзасе. Фильм впервые был представлен французской публике 24 января 1962 года. Он имел грандиозный успех и вошёл в историю как подлинная энциклопедия киноязыка Французской новой волны. Даже кумир Трюффо, Жан Ренуар, заявил, что был бы не прочь увидеть своё имя в титрах.
Специалистов сразу восхитила мобильность лёгкой кинокамеры, которую оператор Рауль Кутар то держит в руках, то привязывает к велосипеду, то взмывает с ней на вертолёте, заставляя выписывать невероятные пируэты. Стилистическая лёгкость сродни экспериментированию героев фильма с собственными чувствами. Молодёжь шестидесятых видела в «Жюле и Джиме» проповедь свободной любви, хотя фильм скорее высвечивает обречённость таких отношений.
Съёмочная группа
Режиссёр: Франсуа Трюффо Продюсеры: Марсель Бербер, Франсуа Трюффо Авторы сценария: Анри-Пьер Роше, Франсуа Трюффо, Жан Груо Оператор: Рауль Кутар Композиторы: Борис Бассиак, Жорж Делерю Художник: Fred Capel Монтаж: Клодин Буше
В ролях
Жанна Моро — Катрин Оскар Вернер — Жюль Анри Серр — Джим Мари Дюбуа — Тереза Анни Нелсен — Люси
Интересные факты
Это третий по счёту полнометражный фильм французского режиссёра Франсуа Трюффо.
Сценарий фильма «Жюль и Джим» был написан Трюффо на основе одноименного автобиографического романа французского писателя Анри-Пьера Роше, вышедшего семью годами ранее в 1953 году. По некоторым данным писатель сам собирался подготовить адаптацию своего романа для фильма Трюффо, но к несчастью Роше скончался в 1959 году. Помимо романа Трюффо использовал также дневники писателя, в которых тот описывал свою молодую жизнь. Интересно, что девушка, послужившая прототипом Катрин, на момент выхода фильма в прокат находилась в полном здравии и даже инкогнито посетила премьерный показ картины по приглашению Франсуа Трюффо.
Съёмки фильма прошли довольно быстро — в период с 10 апреля по 28 июня 1961 года в Париже, на Лазурном берегу Франции и в Эльзасе.
В одной из сцен фильма Жан-Люка Годара «Женщина есть женщина», вышедшего немного ранее картины Трюффо, актриса Жанна Моро появляется в эпизоде в роли самой себя. Когда герой Жан-Поля Бельмондо видит ее в баре, он спрашивает «Когда же выйдут Жюль и Джим?». Трюффо и Годар были большими друзьями и решили, что будет лучше разнести премьеры их картин, именно поэтому «Жюль и Джим» вышел в январе 1962, хотя был закончен в 1961 году.
С трагической развязкой «Жюля и Джима» перекликается сюжет фильма «Ванильное небо» (2001). В знак этого в комнате главного героя (его играет Том Круз) висит огромный плакат, изображающий Жанну Моро в роли Катрин.
Жанна Моро снялась всего в четырех фильмах Франсуа Трюффо: «Четыреста ударов» (1959), «Жюль и Джим» (1961), «Мата Хари» (1964) и «Невеста была в чёрном» (1968).
В интервью Трюффо Хичкок однажды высказался по поводу Жюля и Джима: «Я не смог бы освоиться в форме Вашего фильма, потому что в нем никакого «возрастания» не наблюдается. В момент, когда они из героев выпрыгивает из окна, история останавливается… Трое встречаются у выхода из кинотеатра, и история начинается с начала. Может быть, это по-своему правильно и хорошо, но в жанре фильма саспенса это было бы совершенно неприемлемо».
Звуковая дорожка, сочинённая к фильму Жоржем Делерю, была названа журналом TIME одной из десяти лучших в истории кинематографа.
В 1971 году Франсуа Трюффо вновь обратился к творчеству Анри-Пьера Роше и поставил по его роману фильм «Две англичанки и континент».
В 1995 году на французском телевидении появилась новая версия романа «Жюль и Джим», поставленная Жанной Лабрюн.
Награды
Кинофестиваль в Мар-дель-Плата, 1962 год Победитель: Лучший режиссер — Франсуа Трюффо
Премия BAFTA, 1963 год Номинация: Лучший фильм Номинация: Лучшая зарубежная актриса — Жанна Моро
«Бодиль» за лучший неамериканский фильм в Дании «Серебряная лента» в Италии лучшему иностранному режиссёру.
Смотрите трейлер и фильм
http://vkontakte.ru/video16654766_160838749 http://vkontakte.ru/video16654766_160838738
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Среда, 28.03.2012, 18:33 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
| 30 марта 2012 года Киноклуб «Ностальгия» представляет фильм №22 (287) сезона 2011-2012 «ЖЮЛЬ И ДЖИМ» режиссёр Франсуа Трюффо, Франция
***
О фильме «ЖЮЛЬ И ДЖИМ» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru
***
Эта картина неимоверна искренна и интимна. От нее не стоит ждать постоянства ни секунды, в ней постоянно что-то меняется, Катрин ведет этот фильм от начала до конца даже когда ее нет в кадре.
***
«Жюль и Джим» — абсолютно режиссерское кино. Достаточно одного этого фильма, чтобы понять, почему Трюффо входит в премьер-лигу признанных классиков мирового кинематографа, на равных соседствуя там с Феллини, Антониони, Бергманом, Вендерсом и другими.
***
Одной любви ей было мало. Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Она расслабляет тогда ум и заставляет деградировать душу.
(Гельвеций Клод Адриан)
***
фильм необычайно нежный, по-настоящему французский. сколько нюансов, сколько чувств! очаровательный фильм очаровательного режиссёра. картину я смотрела на одном дыхании, переживала каждый переворот, а вернее угол этого треугольника, как свою личную друмму. очень красиво снято, отдельное спасибо оператору.
***
«Она родилась для всех и не может принадлежать кому-то одному…»
Картина является воплощением отношений между людьми. На ней явно заметны размытые, и в то же время четкие мазки любви. Любви настоящей, которая заставит пожертвовать всем во имя любимого человека. А если она взаимна, то какой бы ни была жертва, она будет несущей свет, радость и тепло.
Нам представлена до слез радостная история о любви, ее месте в жизни, о любви той, которая даст силы прикованному к ложу встать и пойти на край света. О любви той, которая кристализирует сердце до такой степени, что готов молить Бога о смерти, когда она лишь начинает гаснуть. Вот только тогда в полной мере ощущаешь силу этого чувства. Хотя нет, это больше чем просто чувство, это и есть та щедрая почва, с которой прорастает жизнь, почва, которая заботливо питает ее, и в то же время безжалостно сжигает.
***
Трюффо не был бы Трюффо, если бы заложил в основу фильма единственный лейтмотив. Нет, самое интересное это то, что смысловую нагрузку фильма, облеченную в замысловатый сюжет, можно трактовать по-разному. Это говорит о его неоднозначности и заведомой многогранности.
***
Творческий поиск Трюффо возносит кино до божественных высот, сродни мифу или эпосу, а присутствие в повествовании поэтического осмысления национальных корней, сопоставления настоящего, прошлого, будущего его Родины, делает фильм по-настоящему эпохальным. Более того, в рамках любовного треугольника, режиссёр смог передать дух эпохи, её мысли и чувства, настроения и мотивы, тем самым выразив квинтэссенцию времени, запечатлев на этом фоне удивительные преображения самих героев.
Любовь во все времена была главной двигательной силой человечества на пути к гармонии жизни. Любовь как чувство и феномен исследовали поэты и учёные, ей вверяли судьбу великие полководцы и самодержцы, существует множество её теоретических определений. Среди всего, фильм «Жюль и Джим» — особый взгляд. Это очень искреннее и чистое произведение, нежное и хрупкое, подобно изумрудной росинки на рассвете дня, от него и сегодня веет всё той же первозданностью, дикой волей и окрылённой страстью.
Любовь в соответствии с различными характерами по-разному пылает. У льва жгучее и кровожадное пламя выражается в рычании, у высокомерных душ — в пренебрежении, у нежных душ — в слёзах и унынии.
(Гельвеций Клод Адриан)
***
Безусловно, эта картина по праву считается вершиной творчества Франсуа Трюффо, входит в пятерку «фильмов всех времен и народов» по версии киноведов и критиков, являясь ярким представителем «Новой волны» и всего мирового кинематографа 60-х. На протяжении всего фильма Трюффо мягок и лиричен, но стиль во многом остался прежним. Из своего первого полнометражного фильма «400 ударов» он перенес тему жесткого сюжета и максимального приближения к природной красоте, которая создает изысканную атмосферу, приостанавливая течение времени.
В этом фильме мы можем наблюдать одну из лучших ролей несравненной Жанны Моро, к которой она относится с особой любовью. Один американский кинокритик утверждал, что сама Жанна Моро поразительно напоминает свой персонаж — Катрин. Но, Жанна всегда настаивала на том, что она не имеет ничего общего со своими персонажами. Наверное, только эти слова хоть как-то могут описать ту актерскую мощь, которой эта сильная женщина управляла своими партнерами, заставляя играть на нее.
«Жюль и Джим» пожалуй, является самым страстным, загадочным, многогранным и гениальным любовным треугольником в истории кино, передающим все тонкости этого волшебного чувства.
***
Это очень интересный фильм, который рассказывает о любовном треугольнике в истинно французском стиле. Настоятельно советую к просмотру.
10 из 10
***
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 30.03.2012, 14:19 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Жюль и Джим Jules et Jim
Два друга, немец Жюль (Вернер) и француз Джим (Серр), беззаботно проводя время на богемном Монпарнасе начала ХХ века, влюбляются в скульптуру женщины. Скоро она материализуется перед ними в облике Катрин (Моро) и ответит взаимностью им обоим.
Работая над своим вторым фильмом, Трюффо не знал слов "невыносимая легкость бытия", но именно ей посвящен этот неожиданно мудрый для 29-летнего режиссера кинороман о невозможности жить, повинуясь лишь закону свободы. История любовного треугольника в пересказе кажется банальной, но Трюффо придал ей восхитительный эпический размах. Окружающий мир стареет и теряет иллюзии вместе с героями. Беззаботный Монпарнас похоронен на солдатских кладбищах Первой мировой, а шутливая и ни к чему не обязывающая влюбленность таит в себе смертельный риск. Чувствам героев тесно в городах. Чтобы бытовые мелочи не отвлекали от главного, Трюффо выводит большую часть действия на природу, прекрасную и равнодушную. Недаром в названии фильма лишь имена мужчин. Катрин - это псевдоним; под ним скрывается ни больше ни меньше, как сама вечная женственность, текучая и жестокая, создающая новый мир только ради того, чтобы погубить его и себя. Трюффо, чуждый любой дидактичности, учит получать наслаждение от боли любви: один ослепительный миг жизни стоит того.
Михаил Трофименков http://www.afisha.ru/movie/166924/review/146449/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 30.03.2012, 14:19 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| ЖЮЛЬ И ДЖИМ /JULES ET JIM/
По роману Анри-Пьера Роша. Самый гениальный любовный треугольник в истории кино. В начале века в Париже дружили два товарища - австриец Жюль (Вернер) и француз Джим (Серр). Гуляли, болтали, разговаривали, разминались в спортзале, обсуждали знакомых девушек, с которыми сентиментальному, белокурому Жюлю везло меньше, чем Джиму, и хотелось им обоим, как ни крути камеру режиссер, счастья. А потом в их жизнь вошла Катрин (Моро). Жюль полюбил ее, попросив Джима на этот раз не вставать между ними, и они стали любовниками. Но везде продолжали быть вместе, оставаясь лучшими друзьями. Трюффо проводит героев через первую мировую войну. По окончании ее Джим приезжает в Австрию навестить семью и друзей (у них родилась дочь Сабин) и становится любовником Катрин с согласия Жюля, боявшегося потерять и ее, и его. Катрин безумно хотела ребенка от Джима, но... Впрочем, пересказ содержания на этом я прекращаю, так как это все равно, что пытаться пересказывать стихи своими словами. Почему-то лезут в голову процитированные в фильме слова Бодлера о том, что женщин нельзя пускать в церковь. Могу добавить, что то же самое касается и мужчин. Хотеть, иметь, любить, желать, потерять, не успеть - подсознательный страх перед будущим заставляет нас портить секунды настоящего, моментально превращающиеся в часть прошлого. Об этом лучшем фильме выдающегося режиссера написано столько, что пытаться что-то добавить мне кажется нелецесообразным. На эту тему было много вариаций и у самого Трюффо (в том числе "Две англичанки" и "Континент"). Просто посмотрите этот черно-белый фильм. Обязательно.
Иванов М. http://www.videoguide.ru/card_film.asp?idFilm=16326
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 30.03.2012, 14:20 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| "Жюль и Джим" (1962) Франсуа Трюффо
Фильм о женщине (Жанна Моро), бабочкой перелетающей от мужчины (Анри Сэрре) к мужчине (Оскар Вернер) - с цветка на цветок. Не способной остановиться. Фасеточное зрение режиссера. Взгляд во все стороны сразу. Les impressions. Если и существует импрессионизм в кинематографе - то это "Жюль и Джим". Куча эпизодиков флэшбекоподобных. Жизнь как женщина, по фигуре которой влево и вправо, назад и вперед - скользят персонажи. Фильм смонтирован из короткометражек. Его легко разодрать на цитаты. Только француз 1960-х мог решиться охватить целый мир в стоминутном шедевре. Трюффо изо всех своих сил пытался поймать "мгновения-прекрасны". Кидая между кадрами шляпки, уплывающие, забытые всеми. Бросая туда гонки на перегонки по мосту. Летние прогулки. "Терезу-паровозик".... Сам сюжет как в любом почти фильме можно легко рассказать в трех предложениях. Но перемотка ничего вам не даст. Эффект 25 кадра. Самое главное - между.
Француз, вернувшийся только что из Алжира, пьяный в хлам, укурившийся в дым, сидит в кафе и рассказывает свои приключения другу. Громко. И повторяясь. К нему начинают прислушиваться. Столик. Другой. И вот уже всё кафе внимает Жаку/Жану/Франсуа Трюффо. Он пытается рассказать что только может. "Я прикоснулся к лицу ее и провел по щеке", "Я любил ее затылок", "Вы знаете, что говорил о женщинах Бодлер?", "Мы играли в домино каждый день", "Да, я забыл упомянуть, там был художник...", "А еще статуя, мы все были в нее влюблены"... Это кино - рассказ такого француза. Захлебывающегося в интонациях. Обращающего внимание на детали. Голова маленькая. Мир большой. В кино - 100 минут и три актера. А надо, кровь из носа надо! - рассказать все это, рассказать... "Жюль и Джим" - киноболтовня. Бла-бла-бла. Рассказ от первого, второго и третьего лица.... Рассказ от лиц всех персонажей сразу. В потоке слов сложно уловить какую-то сверхидею, смысл, основную мысль (кроме банальных - любовь, дружба, жизнь и смерть). Но смотришь на происходящее открыв рот. Восхищенно. Поначалу желая ухватить все подробности. А потом, плюнув - погрузившись с головой, окунувшись всем телом, утонув всей душой в невероятно киношных и жизнерадостных кадрах. "А вот Дениз. Она ничего не говорит. Она не идиотка. Просто пуста. Абсолютно пуста внутри. Секс... Секс в чистом виде. Скажи "Au Revoir" месье. "Au Revoir".
Жанна Моро... Катрин. Еще один мотылек, посланный на землю в качестве образца женщины (и как доказательство правоты Бодлера?). "Она королева. Да, она не особенно умна, не особенно прекрасна (это Жанна Моро, напоминаю). Но она как никто - настоящая женщина. И именно поэтому мы ее любим". А Катрин из тех, кто любит сложности. Она и прямую линию закрутит в спираль. Превратив ее в нечто логарифмически-непостижимое. В ленту Мебиуса. Разобраться в принципах ее, моральных обязательствах или законах чести - почти невозможно. Время будет потрачено зря. В отличии от циничного Годара (см. "Мужское и женское"), Трюффо к женщине снисходителен. Он не делает из королевы божество. Чтобы потом насмеяться над ним. Напротив. Свергая королеву с трона и пару раз вывалив в грязи - нежно и сочувствующе покачивает головой. Катрин - "женщина вольного поведения". Не в том смысле, что шлюха (хотя и можно кинуть такой дротик, но мишень уж очень легка). Просто скользит по жизни. Отличие Жюля от Джима в том, что второй тоже скользит, а первый пускает корни. Кино-бурлеск. Балаган. Своеобразный театр "Гран-Гиноль" любовной жизни втроем.
А какая мысль стучала в голове у меня маленьким молоточком по барабанчику? С каждым шажком Катрин. Поворотом ее тела. Взглядом. Улыбкой. Вздернутым подбородком. Беспорядочным бла-бла-бла. Истеричностью. Смехом. Магнетизмом. Эгоцентризмом... Она точка. Где сходятся пути. Она любима. Ее любят. И будут всегда любить. Чтобы она не натворила. Куда бы не свернув. С какого моста не прыгнув. Таких любят мужчины. Такие пленяют мужчин. Набрасывая на них, как на клетки с попугаями, темные пледы. Легко и непринужденно покоряя. Француженка. Кинематографичная женщина. В конце концов, Жанна Моро... Весь фильм вас будут заставлять бормотать про себя: "ах, как она прекрасна...". И тыкать нашкодившим щенком в линию жизни на ее ладони. Она восхитительна, не правда ли? Вы будете скучно сидеть в углу, но Трюффо-Моро вытащат вас на танец - вальс или танго - какого черта - без разницы. Вас будут танцевать. Кармен. Бабочка. Магия. Волшебство. Ангел. Шлюха. Прельщающая невинностью и несчастностью. Девочка ловит кайф по жизни. И плачет. Она летит, слегка касаясь глади озерка. Она прекрасна и удивительна. Неспа? А эротизм? А нежность? А непосредственность? Она, в конце концов, дитя! Душа поэта... М-да. А в голове стучалась дурацкая фраза. Я ее отгонял. А она стучалась и стучалась. Войдите, сказал я на 84 минуте. И она, фраза, вошла. Так спокойно и неторопливо. Сняла плащ. Бросила шляпку на постель. Встряхнула зонт. И посмотрела прямо в глаза. "Дружок, - сказала мне фраза, - а все-таки она сука". И я не нашелся, что ответить. Даже банального: "но все-таки мы таких любим". Просто потому, что это неправда. Мы таких ХОТИМ. А все-таки она сука, друзья мои, эта Катрин.
Очень поэтичное кино. Стихотворение, рассказанное под музыкальное сопровождение в заброшенном кафе на грязной площади маленького городка. До сих пор (до 60-х в смысле) казалось, что режиссеры сродни искателям. Редко когда отыскивают самородки. Потому старое кино кажется музеем Красоты. В фильме Трюффо ровно наоборот. Красота - охотник. Фильм - жертва. Она, красота, проскальзывает отовсюду. Трюффо, быть может, и не хотел бы ее в том или ином кадре. Он, возможно, и избежал неуместного эстетствования. Но Красота неумолима. Она выскакивает ванькой-встанькой там, где ее не ждут. Фасеточное зрение режиссера ли тому причиной, профессиональные навыки Красоты как охотницы ли тому виной, но "Жюль и Джим" нашпигован кадрами-произведениями искусства.
Эпизод переписки Джима с Катрин не менее (и не более) великолепен, чем остальные. Но он меня заинтриговал. По личным причинам. Однажды тоже были такие у нас отношения. Аналогичные сообщения. SMS, все-таки 21 век.... Банальные "прости" и "прости меня": с колоссальной разницей в смысле. На которые сначала жизнерадостно отвечаешь. Фишка в том, что слезы, мольбы о прощении, "любимый, я себя не понимаю" - все это мнимо, моментально, минутно, "мгновенно-прекрасно". Через день, два, неделю начиналось все сызнова. Девочкабабочка. Так вот, о чем бишь я? Как-то она прислала очередную "спокойной ночи, прости меня, что я такая". В ответ я написал "спокойной ночи" и...задумался. Отправлять или нет. И пока я так думал - экран погас. Такие дела...
Фильм лучше поедать урывками. Как его кушал я. Посмотрел. Пауза. Мандаринчик. Посмотрел. Пауза. Кофе... Прелесть в том, что это не 106 минут одного фильма, а 106 фильмов, поминутных, странных и смешных (или грустных). Финал меня не удивил. Убийство. Самоубийство. Ценность жизни для Катрин - ничтожна. Стремится к нулю. Знаете, что говорила мне одна подобная ей девочкабабочка? "Из меня плохая жена. У меня вряд ли будут семья, муж и дети. Потому... Если я не уйду в монастырь, я стану убийцей". Слова ее только на первый, невинный, незамутненный взгляд - парадоксальны. Трюффо видел жизнь странным фарсом. Нейронной сетью. Непонятной и прекрасной. Завораживающей своей тайной. Убивающей, нечаянными во многом, ударами судьбы. Поэтическая. Грязная. Мерзкая. Нежная. Красивая. Добрая. Злая. Жизнь... Катрин. Катрин - это жизнь. А жизнь - это сука. Но она прекрасна. И другой у нас нет.
Афанасьев Сергей http://samlib.ru/a/afanasxew_s_i/zhjulxidzhim1962fransuatrjuffo.shtml
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 30.03.2012, 14:20 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «Жюль и джим» (Jules et Jim)
Всё начиналось с увлечения журналиста Франсуа Трюффо романом малоизвестного писателя Анри-Пьера Роше «Жюль и Джим». Весной 1956 года Трюффо опубликовал в журнале «Ар» отзыв о книге. Польщённый автор письменно поблагодарил рецензента: «Дорогой Франсуа Трюффо, меня очень тронуло сказанное вами о „Жюле и Джиме“, в особенности про „эту новую мораль-эстетику, рассматриваемую с меняющихся точек зрения“». Осенью Анри-Пьер Роше послал Трюффо пять экземпляров романа с запиской: «Весьма радуюсь, что Вы собираетесь заняться режиссурой! Совершенно уверен в Вас». Но пройдёт ещё пять лет, прежде чем роман будет экранизирован. Дружеские отношения между Франсуа Трюффо и Анри-Пьером Роше сохранятся до самой смерти пожилого писателя, немного не дожившего до премьеры фильма «Жюль и Джим».
Действие кинокартины начинается перед Первой мировой войной в Париже и заканчивается незадолго до Второй. Это тонкая и грустная история взаимоотношений двух друзей, Жюля и Джима, и Катрин, в которую оба влюблены.
Жюлю в начале фильма лет двадцать. Он живёт в Париже и занимается переводами на родной немецкий. Его друг француз Джим мечтает о карьере дипломата, но занимается спортом и литературой. Кстати, звучание имён героев фильма намеренно не соответствует их национальной принадлежности.
Молодые люди беззаботно проводят время на богемном Монпарнасе. Они знакомятся с Катрин — аристократкой и француженкой по отцу, простолюдинкой и англичанкой по матери. Она преподаёт английский язык и литературу. Катрин нравятся и Жюль, и Джим, но замуж она выходит за Жюля. Это обстоятельство не разрушает мужскую дружбу.
Начинается Первая мировая война, и друзья оказываются разделёнными линией фронта. Жюль и Джим ненавидят насилие, но по воле политиков вынуждены участвовать в боевых действиях. Хроникальные кадры Первой мировой войны врываются в лирическое повествование, производя зловещее впечатление.
После войны Джим приезжает в Альпы навестить друзей (у них родилась дочь Сабина). Катрин по-прежнему любит обоих. Она становится любовницей Джима. Катрин мечтает о ребёнке от него. Когда выясняется, что у них не может быть детей, она возвращается к Жюлю.
Между друзьями возникают ссоры, они вынуждены расставаться, вновь сходиться, вновь расставаться…
Джим собирается жениться на своей любовнице Жильберте: он тоже хочет иметь детей. Узнав об этом, Катрин просит Джима приехать к ней поговорить наедине. Во время прогулки автомобиль с Катрин и Джимом поворачивает на разрушенный мост и на глазах у Жюля падает в реку. Оставшийся в живых Жюль хоронит прах друга и возлюбленной. Кремация обоих трупов дана через состояние Жюля и показывает мир перед 1933 годом — конец человека и взлёт Гитлера.
В этом фильме одну из лучших своих ролей сыграла Жанна Моро. Она больше других исполнителей помогла режиссёру сотворить стиль. Трюффо же сделал всё, чтобы в полной мере заблистали грани её редкого дара. Он не раз говорил, что смог осуществить постановку «Жюля и Джима» лишь благодаря тому, что Жанна Моро поверила ему на слово: «У нас не было прокатчика, — моего тестя не было уже в живых, — и только по завершении работы мы обрели уверенность в судьбе фильма: он понравился прокатной фирме „Сирицки“, согласившейся выпустить его на экраны».
В свою очередь, Моро нуждалась в режиссёре, который бы предоставил свободу её фантазии, воображению. Таким режиссёром для неё стал Франсуа Трюффо.
Из полусотни сыгранных фильмов Жанна Моро выделяла именно «Жюля и Джима». Её героиня — Катрин — не позволяет управлять собой, она сама из тех, кто управляет. Недаром партнёры Жанны Моро играют «на неё»: их линия поведения в картине лишь обрисовывает характер главной героини, укрупняет её судьбу.
В первых эпизодах фильма Катрин утверждает дружбу и с той же категоричностью отрицает любовь. Она облачается в мужской костюм, рисует жжёной пробкой усики, чтобы в таком виде вместе с Жюлем и Джимом бродить по весёлому Парижу кануна Первой мировой войны. Франсуа Трюффо настоял, чтобы в этих сценах актриса носила костюм и клетчатую кепку чаплиновского Малыша.
После Парижа следовала сцена на побережье, где друзья проводили каникулы. Вернувшись с купания, они сидят за столиком. Жизнь прекрасна! Камера дважды обходит их смеющийся круг и дважды застывает на лице Катрин. «Светлому пейзажу, серебряному смеху, волшебному, как бы рифмованному движению аппарата вторит лучезарная музыка Моцарта, — отмечал один из критиков. — Немного найдётся в мировом кино таких кадров, где полноте жизни персонажей созвучно вдохновенное счастье творящего художника».
В сюжете фильма эти кадры повторены, но повторены они в другой тональности. После долгой разлуки вновь собрались друзья. Что-то неуловимо меняется в отношениях людей, переживших войну. Уже нет былой лёгкости и беспечности. Вместе с маленькой Сабиной сидят друзья вокруг стола в сумрачной альпийской хижине. Катрин поёт песенку, как будто подразнивая их. Её глаза устремлены на Джима: став женой Жюля, не ошиблась ли она выбором? Ночью Катрин приходит к Джиму…
Конец Катрин — это жест отчаяния и безнадёжности. Моро понимает судьбу своей героини как историю неудовлетворённой любви. Несмотря на жестокий финал, режиссёрский стиль Трюффо на протяжении всего фильма мягок и лиричен.
Партнёрами Жанны Моро стали француз Анри Серр (Джим) и австриец Оскар Вернер (Жюль).
Вернер особенно любил этот фильм.
Большинство сцен, где Жюль и Джим ведут себя как дети, были придуманы Оскаром Вернером внезапно, импровизационно. «Я всегда был романтиком и всегда оставался идеалистом. Мой капитал никогда не был в долларах, он весь — моя фантазия», — подчёркивал актёр. Если в начале съёмок Трюффо называл его «Оскар Вертер», то потом — «лорд Жюль».
В «Жюле и Джиме» Трюффо был захвачен и стилем и темой. Он воскресил принцип своего первого полнометражного фильма «400 ударов»: жёсткий сюжет в начале и в конце и максимум жизни в развитии. Трюффо стремился не делить героев фильма на симпатичных и несимпатичных.
Режиссёру удалось передать атмосферу романа Роше. В «Жюле и Джиме» сказалось пристрастие Трюффо к стилизации и тонкому воспроизведению примет жизни прошлых лет (в данном случае — первых двух десятилетий нынешнего столетия), что в какой-то степени предвещало возникшую пять лет спустя моду «ретро». Для этого Трюффо понадобились старинная мебель, плакаты начала века, картины Пикассо и несколько взятых напрокат костюмов. К примеру, Оскар Вернер снимался в костюмах, которые он привёз в Париж из запасов Бургтеатра. «В кино очень многое зависит от того, что члены творческого коллектива принадлежат как бы к одной группе крови, — говорил Вернер. — В этом фильме можно было или себя погубить, или достичь вершин. Сценарий в основе своей как бы план движения, и что получается, зависит только от момента».
По сценарию в эпизоде, когда Джим возвращается из Парижа после долгого отсутствия, Катрин приезжает на вокзал раздражённой. Жюль и Джим стоят, разговаривая, чуть поодаль, и Джим размышляет над возможной причиной её плохого настроения.
По ходу съёмок Трюффо решил убрать Жанну Моро с экрана, и Катрин не следует ехать на вокзал: «Я пришёл к мысли, подумав, что добьюсь чего-то, что очень нужно и чего недостаёт в сценарии, если удалю Катрин из этой сцены и заставлю Жюля сказать, будто она уехала неизвестно куда и вообще неизвестно, вернётся ли; оба должны были говорить только о ней. Таким образом становилось явным, что чувства Жюля к Катрин сильнее чувств Джима. В конце разговора Джим готов был от всего отказаться и вернуться в Париж. В этот момент вдруг снова появилась Катрин. Такое произвольное исчезновение и внезапное появление значительно улучшало роль Жанны Моро и способствовало обновлению эмоции».
Прекрасную музыку к фильму написал Жорж Делерю, с которым Трюффо сотрудничал и раньше. Песню Бориса Бассиака «Вихрь» исполнила сама Жанна Моро.
Фильм «Жюль и Джим», являющийся одним из этапных для «Новой волны» и мирового кино 1960-х, повсюду прошёл хорошо. Французские критики с редким единодушием говорили о «чуде Франсуа Трюффо и Жанны Моро».
Ныне «Жюль и Джим» считается вершиной творчества Франсуа Трюффо. Этот сложный фильм о почти неуловимых нюансах любви и дружбы отличается превосходной режиссурой и игрой актёров, а также изысканно-элегической атмосферой — благодаря операторской работе Рауля Кутара и музыке Жоржа Делерю.
http://smotrikino.tk/zhyul-i-dzhim.html
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 30.03.2012, 14:20 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Жюль и Джим Jules et Jim
Француз Жюль (Оскар Вернер) познакомился с Джимом (Анри Серре), немцем по национальности, и они вскоре стали искренними и верными товарищами. Ни разница в характерах и художественных вкусах, ни даже Первая мировая война — ничто не могло подорвать их дружбы. Ни даже тот факт, что оба влюбились в одну женщину — бесподобную и таинственную Катрин (Жанна Моро), согласившуюся стать супругой первого из них…
Франсуа Трюффо, первая известность к которому пришла благодаря «400 ударам» /1959/ (а также участию в создании «На последнем дыхании» /1959/1), почти во всех своих фильмах поражал тонким и наблюдательным отражением течения современности, а никак не постижением прошлого. Но именно «Жюль и Джим» остался одним из лучших, проницательнейших фильмов мастера. Трюффо, выступивший соавтором сценария вместе с Жаном Грюо, впоследствии вспоминал о том, что старался «найти изобразительный эквивалент» стилю, которым был написан одноимённый роман Анри-Пьера Роше, и вместе с тем – «не исказить суть морали или, если угодно, личности Роше». Филигранный монтаж и лёгкое, как порхание мотылька, движение камеры, вообще присущие произведениям приверженцев «новой волны», достигли здесь одной из своих вершин, существенно обогатив и обновив киноязык. Сложно не признать и огромной заслуги оператора Рауля Кутара, поразившего изысканной игрой света и тени, и композитора Жоржа Делерю – автора утончённой музыки, на которую гармонично ложатся строки закадрового текста, читаемого Мишелем Сюбором. Но «Жюль и Джим» также является своеобразной данью эпохе 1910-20-х годов, на которые приходится становление нового искусства – кинематографа, и даже хроника с фронтов Первой мировой приобретает уникальную изысканность, ностальгическое звучание. Гимн во славу золотого века – краткого и скоротечного периода между двумя войнами…
Трюффо вслед за писателем пытается пробудить чувство уважения к чужому миросозерцанию, в то же время – иронически комментируя обывательское желание влезть в чужую жизнь или, по Владимиру Маяковскому, взгромоздиться «на бабочку поэтиного сердца» «в калошах и без калош». Вспомним то странное впечатление, что произвела на всех троих пьеса малоизвестного драматурга, живописующего низменные людские страсти. Катрин, уже при первом знакомстве охарактеризованная аристократкой-пролетарием и вообще – натурой, сотканной из противоречий, в конечном итоге так же непознаваема, изменчива, многолика, как сама реальность. Режиссёр не случайно пригласил Жанну Моро, создавшую образ, во многом противоположный воплощённому ею ранее, в «Опасных связях» /1960/ Клода Лелуша, – коварной интриганки маркизы де Мертей, любыми средствами добивавшейся своего. Побуждения её Катрин справедливы и правомерны по некоему высшему, божественному, изначально предустановленному закону, вовсе не являются капризом, даже выражаясь в подчас спонтанных и ставящих в тупик поступках. Перефразируя Бориса Пастернака, Франсуа Трюффо словно говорит: любимая моя – жизнь. Катрин не в состоянии сделать решающий выбор, в равной мере не представляя себя и без Жюля, и вдали от Джима. И вроде бы пикантная, дразнящая обращением к «запретной» теме ménage a trois, но предельно деликатная, подкупающая бесподобным лиризмом мелодрама оборачивается философской притчей о непостижимости бытия. Стоп-кадр с мимолётной улыбкой Катрин на пляже – замечательный аналог гётевской формулы «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Но ведь искусственно продлевается теми же самыми средствами «седьмого искусства» и краткий миг перед смертью. Перед смертью, служащей способом преодоления противоречий жизни.
Любопытно, что спустя десятилетие Трюффо экранизирует (правда, не столь изысканно) другой роман Анри-Пьера Роше, «Две англичанки и «Континент», пригласив Жана-Пьера Лео – своего бессменного Альтер-эго, а со «звёздами» «Жюля и Джима» встретится в совсем иных2 по жанру картинах. И, разумеется, не должно стать откровением осознание того огромного влияния, какое лента оказала на самых разных режиссёров, включая американских3, чаще относящихся к зарубежному кинематографу незаслуженно высокомерно.
__________ 1 – Жан-Люк Годар, по-видимому, искренне интересовался реализацией замысла коллеги – и даже зафиксировал это в одной из собственных картин со знаменательным заголовком «Женщина есть женщина» /1961/. 2 – В мрачном триллере «Невеста была в чёрном» с Жанной Моро, в научно-фантастической притче «451 градусе по Фаренгейту» – с Оскаром Вернером. 3 – Джордж Рой Хилл, Пол Мазурский, Квентин Тарантино, Кэмерон Кроу – только самые яркие примеры.
Евгений Нефёдов http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=22671
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 30.03.2012, 14:21 | Сообщение # 8 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Жюль и Джим Jules et Jim, 1961 Ретро-мелодрама
Наверно, лучшая картина Франсуа Трюффо, представляющая собой квинтэссенцию сюжетных мотивов, тем, творческой манеры и стилевых поисков этого французского режиссёра, одного из родоначальников «новой волны», была снята им всего лишь в возрасте 29 лет, являясь только третьей по счёту полнометражной работой.
История взаимоотношений двух мужчин, Жюля и Джима, с одной женщиной по имени Катрин кажется чрезвычайно запутанной, сложной, неразрешимой. Трое любителей искусства проводят время в разговорах о дружбе, любви, общих интересах, играя в недомолвки, ревнивые взгляды, молчаливые любовные муки. Но вот в частную жизнь героев вмешивается первая мировая война, а вместе с нею — можно сказать, что сама История. Жюль, немец по происхождению, вынужден вернуться на родину, оказавшись на несколько лет вдали от ставших ему столь близкими и дорогими Джима и Катрин. А её роман с Альбером лишний раз подтверждает, что для Катрин «любовь является способом познания мира» — она никак не может примириться с тем, что необходимо любить лишь одного из мужчин, причём в течение длительного срока. Катрин предпочла бы сохранить всех бывших возлюбленных в качестве хороших друзей, совершенно не осознавая, что даже дружба с женщиной вызывает у них чувство соперничества между собой.
Но после новой встречи участников этого «любовного треугольника» что-то неуловимо меняется в отношениях людей, которые пережили войну, избавились от иллюзий и надежд юности. Уже нет былой лёгкости и беспечности в их лукаво-нежном ménage à trois. Послевоенная реальность, да и опыт повзрослевших, много испытавших героев требуют большей определённости, стабильности в жизни, решимости в действиях. Безвыходность положения Катрин в иронической форме «от противного» выражена в её неожиданном и непредсказуемом поступке в финале. Сделанный героиней выбор знаменует, что предпочтение одного за счёт другого, полное обладание и владение им без остатка приводит, на самом-то деле, только к смерти любви, разрушению духовного и дружеского союза, наконец, — к физической гибели.
Страсть женщины во многих фильмах Трюффо является разрушительной, невыносимой для мужчины, зачастую — вообще смертельной силой. Герои этого режиссёра словно неспособны от природы на переживания и чувства такого же накала, на пафос самопожертвования и самоотречения в любви, как это присуще его героиням. Но несмотря на губительность контакта мужчины с непостижимой по натуре женщиной (ленты обычно заканчиваются драмой, жизненным крахом или даже смертью), Франсуа Трюффо всё-таки оправдывает именно «слабый пол» — с точки зрения некой высшей истины или же архетипной справедливости. Вот и в картине «Жюль и Джим» он иронически относится к последнему внутреннему монологу Жюля, печалящегося лишь о том, что из-за женщины так и не состоялась их мужская дружба с Джимом. Название фильма вроде бы «восполняет» эту потерю заглавных персонажей героев, но, думается, речь в нём идёт, скорее всего, о несбыточной мечте Катрин, которая желала любить одновременно и Жюля, и Джима.
Чуть видоизменённая конструкция данного сюжета (две женщины влюблены в одного мужчину) была через десять лет использована Трюффо в экранизации (и ещё одной редкостной удачи французского постановщика) другого романа Анри-Пьера Роше — «Две англичанки и Континент». А вот основная суть ленты «Жюль и Джим» несколько витиевато и, тем не менее, неожиданно точно была высказана, как это ни покажется странным, в американском издании «Видео Муви Гайд»: «В действительности, этот фильм о том, что хочешь того, чего не можешь или не хочешь, и о том, что думаешь, что желаешь лишь одного того, что имеешь». Это произведение, став одним из ключевых для «новой волны», этапных вообще для французского и всего мирового кино 60-х годов, оказало большое влияние на режиссёров разных стран, покоряя своей нежностью, деликатностью и изяществом в анализе интимных человеческих чувств. Перекличку и спор с картиной Франсуа Трюффо можно, например, обнаружить в работах Бертрана Блие и Анджея Жулавского. А в 1980 году Пол Мазурский снял её вольный американизированный вариант «Уилли и Фил», разумеется, многое упростив.
Сергей Кудрявцев Авторская оценка: 10/10 http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/867444/
|
|
| |
|