"ГОРОД ЗЕРО" 1988
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Воскресенье, 23.07.2017, 13:59 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3281
Статус: Offline
| «ГОРОД ЗЕРО» 1988, СССР, 97 минут — фантасмагорический фильм Карена Шахназарова
Отправившись в командировку, герой фильма неожиданно попадет в фантастический город. Он очень похож на наш мир, только скрытая абсурдность повседневной жизни здесь стала явной. Город Зеро открывает герою одну тайну за другой, и вернуться в привычную реальность становится все трудней…
Съёмочная группа
Режиссёр: Карен Шахназаров Сценарий: Александр Бородянский, Карен Шахназаров Директор: Владимир Клименко Оператор: Николай Немоляев Композитор: Эдуард Артемьев Художники: Людмила Кусакова, Вера Романова Монтаж: Лидия Милиоти
В ролях
Леонид Филатов — Алексей Михайлович Варакин, инженер московского машиностроительного завода Олег Басилашвили — Василий Николаевич Чугунов, писатель, председатель городской писательской организации Владимир Меньшов — Николай Иванович Смородинов, прокурор города, бывший секретарь городского комитета ВЛКСМ Армен Джигарханян — Пал Палыч, директор местного механического завода «Росагропрома» Евгений Евстигнеев — директор местного краеведческого музея Алексей Жарков — следователь Пётр Щербаков — Степан Филиппович Иванов, председатель горисполкома Елена Аржаник — Нина, секретарь директора местного механического завода Татьяна Хвостикова — Анна, водитель автомобиля «Жигули» Юрий Шерстнёв — Курдюмов, официант местного ресторана «Днепр» Александр Беспалый — местный электрик, хозяин частного дома Алёша Гордыдов — Миша, сын электрика Евгений Зернов — Николаев, повар местного ресторана «Днепр», первый исполнитель рок-н-ролла в городе Михаил Солодовник — Аттила
Награды
Приз «Золотой Хьюго» на Международном кинофестивале в Чикаго, 1989 Серебряный приз на МКФ в Вальядолиде, 1989 Приз Европейской ассоциации научной фантастики за лучший фильм на МКФ в Сан-Марино, 1989
Интересные факты
Первоначально фильм был задуман как комедия абсурда, однако, как потом признавался сам режиссёр, фильм перерос первоначальный замысел. По словам Шахназарова, это картина о том, что «наше прошлое непознаваемо, так как оно постоянно мистифицируется».
По версии Сергея Кара-Мурзы, фильм представляет собой аллегорический зашифрованный сценарий, по которому происходил развал СССР.
Натурные съёмки проводились в городе Коломна (Московская область), однако было много павильонных съёмок. Некоторые эпизоды фильма снимались в городе Грязовец (Вологодская область).
Во время создания фильма Карен Шахназаров единственный раз в жизни выпил на съёмочной площадке — во время сцены в прокуратуре прокурор был настолько вдохновлён творчеством режиссёра, что решил поговорить с режиссёром за рюмкой коньяка.
В музее восковых фигур Николаев представлен в форме старшины милиции, а на видеоролике — в форме лейтенанта ОБХСС, что подтверждает голос за кадром Олега Басилашвили.
В качестве восковых фигур в фильме были использованы музыканты из треш-метал-групп «Коррозия Металла» и «Д.И.В.».
Когда в начале фильма поезд отходит от платформы, на табличке с указанием маршрута следования видна надпись «Вологда — Ленинград».
Среди уроженцев города упоминается реальный персонаж — академик, архитектор Иван Фомин, «который обсуждает в 1934 году с товарищами Хрущёвым и Кагановичем проект возведения на Красной площади величественного здания Наркомтяжпрома». Иван Александрович Фомин действительно проектировал здание Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР (правда, в фильме показывается проект здания НКТП, авторами которого были архитекторы братья Веснины и Лященко, и который также предполагалось возвести на Красной площади на месте ГУМа). Академик Фомин родился в Орле.
Вопреки утверждению Варакина о том, что «римляне никогда не были на территории СССР», это не так. Известно, что римляне доходили до Северного Причерноморья, в частности, Крыма, а также были на территории Армении. В 1930-е годы на территории современного Азербайджана, у подножья горы Беюк-даш (Гобустанский археологический заповедник к югу от Баку) была найдена каменная плита с латинской надписью, датируемой I веком нашей эры (между 84 и 96 годами). Надпись гласит: Imp Domitiano Caesare avg Germanic L Julius Maximus Leg XII Ful. Перевод: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного». Возможно, в гобустанской надписи упоминается отряд XII легиона, который был истреблён местными жителями Апшерона. Император Домициан послал легион на помощь союзным царствам Иберии и Албании на Кавказ — считается, что это был самый далеко зашедший на восток от Рима легион.
Имя «Алексей Варакин» носит также главный герой другого фильма Шахназарова — «Американская дочь» (1995).
В 2009 году фильм реставрирован киноконцерном «Мосфильм».
Смотрите фильм
https://vk.com/video16654766_456239143
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 29.07.2017, 06:36 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Город Зеро
Инженер Варакин (Филатов) командирован в город, где секретарши работают нагишом, в краеведческом музее стоит кровать Аттилы, прокурор (Меньшов) поет про соколовский хор у яра, а писатель-диссидент (Басилашвили) танцует рок-н-ролл. Став невольным виновником самоубийства местного повара Николаева, Варакин оказывается заложником города, из которого никогда и никуда не уехать.
Карен Шахназаров снял свой фильм под шумок перестройки, и не было на эту самую перестройку сатиры злее и смешнее. СССР еще не закончился, а Шахназаров уже сообразил и продемонстрировал, что все, полный привет. Он взял на вооружение уютную мистику советских кинокомедий и наполнил ее грозным ощущением вышеуказанного полного привета. Салтыков-Щедрин, Кафка, Бунюэль — все пошло в работу, но как соединить их, Шахназаров толком не знал и наудачу сварганил из лоскутов свой кавээновский апокалипсис. Именно в некоторой режиссерской растерянности и кроется основная прелесть этой страшноватой комедии: кульминационная сцена длится без единой склейки добрые пятнадцать минут, и кажется, что режиссер просто не знает, что делать дальше. Как, например, остановить Басилашвили, глотающего пельмень, и Джигарханяна, скупо льющего пиво. Если романтический «Курьер» заканчивался укоризненным, но все же морально надежным взглядом воина-интернационалиста, то последнее слово «Города Зеро» — это паническое «бегите». Все побежали, а Шахназаров с той поры ничего стоящего не сделал.
Максим Семеляк https://www.afisha.ru/movie/170413/review/154737/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 29.07.2017, 06:36 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| ГОРОД ЗЕРО
Мне не раз доводилось слышать, что "Город Зеро" вторичен и использует сюжетные повороты, известные мировой культуре еще с античности. А герой, из "нормального мира" попадающий в мир, где нет привычной системы координат, уже сам по себе штамп... Попробую с этим поспорить. Начну с героев. Леонид Филатов кажется мне идеальным исполнителем роли инженера Варакина, приехавшего в город Зеро в служебную командировку. Здесь режиссеру удалось разрушить шлейф стереотипов, который в сознании зрителей связан с ролями актера. Например, напористые персонажи Л. Филатова часто скованы в любовных сценах. Шахназаров профессионально оборачивает это обстоятельство в пользу фильма, лишая персонажа Филатова всякого напора и волевого магнетизма. В результате получился идеальный герой для фильма, построенного по принципу колеса обозрения, сюжетное движение которого неизбежно возвращается в исходную точку. При этом мифологические корни этого "чертова колеса" наиболее четко проступают в эпизоде с музеем восковых фигур. Здесь авторы картины создали целую коллекцию штампов российской политики и культуры. Но мифы, увы, воплощены не только в музейных манекенах, но и во всей жизни такого странного, но, ох, как узнаваемого города Зеро. Директор завода, не имеющий никакого понятия о том, что творится за дверями его кабинета. Пожилой писатель, впадающий в эйфорию от того, что наконец-то реабилитирован танец его юности - рок-н-ролл. Прокурор, мечтающий совершить преступление. Настойчивый голос следователя, убеждающий Варакина, что во имя высших интересов государства ему всенепременно надо признать себя Махмутом – сыном покончившего жизнь самоубийством (или убитого?) повара Николаева. Что это? Нелепая выдумка создателей фильма?
Увы, практически любой, на первый взгляд, самый фантастический поворот сюжета этой картины имеет реальное подтверждение. И когда некий мальчик мимоходом скажет Варакину, что тот никогда не уедет из города Зеро, и умрет здесь в 2015 году, понимаешь, что это не шутка. Герой Л.Филатова обречен на прозябание в городе Зеро, также, как и многие из нас до сих пор. Да, авторы фильма использовали, как говорится, бродячий сюжетный каркас. Но сумели наполнить его современным и ироничным содержанием...
Александр Федоров http://kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1451/annot/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 29.07.2017, 06:36 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| "Город Зеро"
Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Карен Шахназаров - режиссер достаточно разноплановый. Практически ни один его фильм не похож на другой. Достаточно сравнить такие совершенно разные картины, как "Мы из джаза", "Город Зеро", "Американская дочь", "Курьер", "Яды или всемирная история отравлений", чтобы в этом убедиться. По этой же причине у меня достаточно неодинаковое отношение к фильмам этого режиссера. "Мы из джаза" - отличный фильм, очень симпатичный и добрый. "Американская дочь" - жуткая клюква, совершенно попсовая и беспомощная. "Курьер" - картина неплохая, но повесть (написанная Шахназаровым), по которой поставлен этот фильм, мне понравилась больше. У меня было впечатление, что Шахназаров сам испортил свой сценарий. Потому что оба главных актера - Дунаевский и Немоляева - настолько не походят на образы, созданные в повести "Курьер", что фильм смотреть сложновато. О "Ядах или всемирной истории отравлений" я уже писал. Мне этот фильм показался весьма слабеньким.
Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Но "Город Зеро" - о, это совсем другое дело. "Город Зеро" у меня не только самый любимый фильм Шахназарова и Бородянского, но и один из любимейших российских фильмов. Он настолько отличается от всех остальных картин Шахназарова, что просто диву даешься. Причем, как явствует из интервью и Шахназарова, и Бородянского (который был автором сценария), они, снимая этот фильм, вовсе не рассчитывали сделать настолько культовое и символическое кино. С "Городом Зеро" получилось примерно так же, как и с "Кин-дза-дза": снимали комедию абсурда, по большей части прикалываясь, а получилось нечто символичное и очень мистическое.
Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Как рассказывал сам Бородянский, сценарий "Города Зеро" писался как комедия. Эдакая комедия абсурда с небольшим социальным подтекстом. Причем, несмотря на сплошной гротеск, многие сцены из "Города Зеро" были Бородянским взяты из жизни. Например, торт в виде головы Варакина. Этот случай произошел с Вахтангом Кикабидзе. В одном ресторане ему преподнесли именно такой подарок: торт в виде головы его самого, причем повар-кондитер жутко обиделся, когда Кикабидзе отказался съесть этот подарок. Ясновидящий мальчик тоже взят Бородянским из жизни. В фильме эта сцена смотрится откровенным гротеском, но тем не менее это тоже написано с натуры. Да и вообще город Зеро, по словам Бородянского, это его родная Воркута. Немного утрированная, конечно, но именно такая, какая она есть на самом деле. Так что же за фильм "Город Зеро", о чем в нем рассказывается?..
Простой советский инженер Варакин (Леонид Филатов) приезжает в командировку из Москвы в небольшой городок. Варакину нужно решить с директором завода вопрос о каких-то поставках предприятию Варакина. Обычная, даже нудная командировка. Маленький город, мимо которого идет не так много электричек, сонная провинциальная гостиница, мухи на окнах и все такое.
Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Однако с момента посещения Варакиным директора вдруг выясняется, что в этом городе Варакин как бы выпадает из какой-то плоскости. Несколько привычных плоскостей по-прежнему присутствуют, но вот одна из них - совершенно недоступна для понимания. Что-то в ней не так. И Варакина это полностью дезориентирует. Одно дело, когда под воздействием некоего стихийного бедствия - землетрясения, торнадо или выветривания - полностью рушатся все плоскости. Но здесь все понятно - стихийное бедствие, форс-мажор, непреодолимая сила и все такое. Однако в городе Зеро ничего подобного не происходит. Город живет своей обычной, достаточно сонной жизнью, но одна жизненная плоскость повернута на 90 градусов. Или на 180. Или на 45,5.
Мистическая трагикомедия "Город Зеро" В чем это проявляется? Во многих моментах. Например, секретарша директора завода сидит за пишущей машинкой совершенно голая. Ну то есть совсем. Как Ева в Эдеме. Но проблема не в том, что она голая - мало ли, обокрали, потеряла одежду или просто таким образом выражает свой протест... Проблема в том, что для нее это обычное состояние. И никто на ее наготу не обращает внимания. Все остальное выглядит точно так же, как в приемной директора любого другого завода - портрет Ленина, доска почета, графики выполнения и перевыполнения, заводская стенгазета. И только секретарша обнаженная.
У Варакина начинает ехать крыша. Ну как же так? Не бывает обнаженных секретарш. Он точно знает! Он объездил кучу заводов. Нет, они, конечно, бывают обнаженными, но не на рабочем месте. У Варакина остается слабая надежда на то, что директор (Армен Джигарханян) разберется в этой ситуации, накажет секретаршу и плоскость вернется на привычное место, однако когда Варакин сообщает директору о наготе секретарши, тот подходит двери, смотрит и говорит: "Действительно, голая. Так в чем ваш вопрос?"
Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Но дальше - еще хуже. Плоскости начинают смещаться все больше и больше. Варакин идет пообедать в местный ресторан, и ему вдруг неожиданно приносят десерт, который он не заказывал - торт в виде головы Варакина. Инженер, разумеется, отказывается есть этот торт. После этого повар, приготовивший торт, заканчивает жизнь самоубийством чуть ли не на глазах Варакина.
Дело плохо, понимает Варакин, в этом городе все сумасшедшие. И он собирается быстро уехать в Москву, потому что его в городе Зеро, собственно, ничего уже не держит. Однако это Варакину так кажется, что его ничего не держит. Его держит сам город Зеро. Город Зеро Варакина уже не отпустит. Тот попал в его цепкие лапы, и никуда он от этого города уже не денется. Тем более, что Варакин, как позже выяснилось, является сыном повара по имени Махмуд. Так, по крайней мере, показывают улики...
***
Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Что интересно, этот прекрасный фильм по экранам прокатывался совсем недолго, да и по телевизору его почти не показывали. Почему? Некоторые критики делали вывод о том, что "Город Зеро" - фильм, рассказывающий в аллегорической форме о нелицеприятных сторонах перестройки (что, кстати, вполне похоже на правду), поэтому его и не любят власть предержащие. Но я не думаю, что именно этими причинами вызвано такое прохладное отношение прокатчиков к этому фильму. Просто он очень сложный и очень аллегоричный. Массовый зритель этот фильм не поймет и не полюбит (точнее, не понял и не полюбил). Это как "Парад планет" Вадима Абдрашитова. Совершенно потрясающий фильм с примерно такой же, как у "Города Зеро", скромной прокатной судьбой. С другой стороны, если бы эти фильмы делались для массового зрителя, то они были бы совершенно другими...
"Город Зеро" не имеет смысла пересказывать. Его надо смотреть и пересматривать, наслаждаясь каждым эпизодом. Самые великолепные сцены - когда смотритель музея (Евгений Евстигнеев) ночью демонстрирует Варакину экспонаты выставки, когда прокурор города (Владимир Меньшов) делает публичную попытку самоубийства и сцена с питьем пива элитой города Зеро в комнате Варакина.
Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Особую прелесть этой картине придает блестящий актерский состав. Причем, что редко бывает, никто из этих великолепных и знаменитых российских артистов не перетягивает одеяло на себя. Они играют единым и слаженным ансамблем, и мне даже трудно сказать, кто из них лучше.
Самая сложная роль, конечно, у Леонида Филатова. И он с ней справился блестяще. Чувства Варакина развиваются по четкой схеме: первоначальное возмущение, когда он понимает, что здесь что-то не так; некоторая растерянность, когда выясняется, что это "не так" удивляет только его одного; попытки разобраться в ситуации и понять правила игры; откровенный страх, когда он понимает, что из города выбраться невозможно; отупение и покорность судьбе, когда ясно, что бороться бесполезно. В финальной сцене Варакин садится на лодку без весел и уплывает. Куда? Да в никуда. Фильм не может закончиться хэппи-эндом. Варакин попал в город Зеро. Он никуда не уедет из города Зеро. Этот город своих жертв не отпускает.
Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Резюмирую. Великолепный, очень тонкий и умный фильм, снятый, однако, не для массового зрителя. Лично я считаю, что этот фильм непременно нужно посмотреть, однако вполне вероятно, что части зрителей он совершенно не понравится. Тем не менее я эту картину считаю одной из лучших в российском кинематографе. Редко встретишь такое блестящее сочетание практически всех составляющих фильма: сценарий, постановка и актерский состав.
https://www.exler.ru/films/04-07-2001.htm
|
|
| |
Андрей_Шемякин | Дата: Суббота, 29.07.2017, 06:45 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
| В отечественном кино конца 80-х-начала 90-х мотив символически замкнутого пространства, - то ли петли времени, то ли места, откуда уехать герою никуда (и никогда) не удастся, был крайне распространенным. В частности, ещё до появления на свет фильма "Город Зеро", отличный драматург Тимур Ваулин (он работал с Олегом Коваловым над фильмом "Концерт для крысы") написал рассказ "Зеро", тогда же, в конце 80-х, напечатанный в "Юности". Идеи опять же носились в воздухе. Думаю, однако, что кроме в высшей степени насмотренного режиссёра Шахназарова, никто из его коллег, совершенно по-своему разрабатывавших тот же мотив (Кира Муратова, Валерий Огородников, Алексей Сахаров и др.) особо не вспоминал именно о Бунюэле, за вычетом Надежды Кожушаной и Владимира Хотиненко в "Зеркале для героя", где два парня оказались "заперты" во времени, а не в пространстве. Зато Юрий Арабов прямо назвал один свой сценарий "Ангел истребления", а вот фильм по нему, поставленный Олегом Тепцовым в 1989-м, называется "Посвящённый". И там уже мёртвые встают из могил, поэтому совсем не страшно. А у Шахназарова, - как и у Бунюэля, конечно, - настоящая жуть. Если вдуматься.
|
|
| |
|