Александр_Люлюшин | Дата: Четверг, 20.07.2017, 16:59 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3281
Статус: Offline
| «ВАДЖДА» (араб. وجدة) 2012, Саудовская Аравия-Нидерланды-Германия-Иордания-ОАЭ-США, 97мин. — первый полнометражный фильм, снятый женщиной-режиссёром из Саудовской Аравии
10-летняя Ваджда живёт с матерью в саудовской столице; отец семейства редко бывает дома: недовольный тем, что супруга не может дать ему наследника, он подумывает о том, чтобы взять вторую жену. Ваджда любит веселиться, что регулярно вызывает нарекания со стороны строгих учителей, следящих за соблюдением всех обычаев и запретов. Увидев у соседского мальчика Абдуллы велосипед, Ваджда решает во что бы то ни стало купить себе такой же, несмотря на то, что катание девочек на велосипеде не одобряется обществом.
Съёмочная группа
Режиссёр: Хаифа Аль-Мансур Сценарий: Хаифа Аль-Мансур Оператор: Лутс Райтмайер Композитор: Макс Рихтер Художники: Томас Мольт, Тарик Сэйид, Петер Поль, Марам Алгохани Монтаж: Андреас Водресчке
В ролях
Рим Абдулла — мама Вад Мохаммед — Ваджда Абдулрахман аль-Гохани — Абдулла Ахд — госпожа Хусса Султан аль-Ассаф — отец Нуф Сад — учительница Корана Ибрахим Альмозаэль — владелец магазина Мохаммед Захир — Икбал
Награды
2012 — призы CinemAvvenire, C.I.C.A.E. и Interfilm на Венецианском кинофестивале (все — Хаифа аль-Мансур). 2012 — призы за лучший арабский фильм и за лучшую женскую роль (Вад Мохаммед) на Международном кинофестивале в Дубае. 2012 — номинация на премию Sutherland Trophy от Британского института кино (Хаифа аль-Мансур). 2013 — приз за лучший дебютный фильм на кинофестивале в Дурбане (Хаифа аль-Мансур). 2013 — приз Dioraphte на Роттердамском кинофестивале (Хаифа аль-Мансур). 2013 — призы зрительских симпатий на кинофестивалях в Гётеборге, Лос-Анджелесе и Фрибурге (Хаифа аль-Мансур). 2013 — премия «Свобода самовыражения» от Национального совета кинокритиков США. 2013 — номинация на Премию британского независимого кино за лучший международный независимый фильм. 2013 — номинация на премию «Спутник» за лучший международный фильм. 2014 — номинация на премию BAFTA за лучший неанглоязычный фильм (Хаифа аль-Мансур, Герхард Майкснер, Роман Пауль). 2014 — номинация на премию «Независимый дух» за лучший дебютный фильм (Хаифа аль-Мансур, Герхард Майкснер, Роман Пауль).
Смотрите фильм
https://vk.com/video16654766_456239142
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Четверг, 20.07.2017, 17:02 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| ВАДЖДА
Удивительный дар режиссёра рассказать очень простую историю так, чтобы вы попали в самое сердце арабской жизни: жара изливается на вас с экрана, независимо от того, насколько севернее вы находитесь; искусно переданное напряжение между мужским и женским лагерем наполняет каждую секунду фильма. Даже если речь идет совсем о другом, о рутине в школе для девочек, противостояние мужчин и женщин проникло повсюду, всё им пропитано, с ним нужно справляться ежеминутно всем вместе и каждому по отдельности. Этого не избежать никому. Просто диву даёшься, какой стойкостью им приходится обладать с самого детства и как им удаётся прожить жизнь при таком вольтаже.
Судя по фильму, мораль еле выдерживает давление, повсюду дыры и камень весь в трещинах. И на камнях растут цветы – а здесь произрастает настоящий цветок надежды по имени Ваджда. Она готова бросить вызов обществу, но на самом деле она всего лишь девочка-подросток, которая очень сильно мечтает о том, чтобы купить велосипед, хотя в её стране это и есть бросить вызов обществу. Эта девочка ограничена в своём желании строгостью традиций и поэтому её мечта приобретает невероятную силу.
Одним словом, это путешествие в мир женщин, облачённых в чёрное и мужчин в ослепительно белом; мир, содержащий неведомые нам проблемы и радости. Это гостеприимно и доброжелательно протянутая рука режиссёра – если вы любознательны и способны оценить без надменности очень отличающихся от вас людей, то вы получите настоящее удовольствие и светлую радость.
***
Кино производства Саудовской Аравии, снятое женщиной режиссером, уже само по себе весьма оригинально. Хайфа Аль-Мансор наверняка знает не по наслышке, как живется женщинам в их стране, что допустимо в их поведении, а что крайне неприемлемо. В своем фильме она рассказала об обычаях и традициях родного края. Главная героиня, 10-летняя девчонка Ваджда, мечтает о велосипеде, но затрагивать подобную тему в разговоре с родителями бесполезно, потому что приличные девушки не могут кататься на велосипеде по улицам. В прочем, это не самое большое ограничение для женщины. Вообще их повседневная жизнь состоит из множества запретов: не выходить на улицу с непокрытой головой, прятать лицо от мужчин, не разговаривать громко между собой, не смеяться, не петь песни, не передавать записки мужчинам, не носить браслеты и фотографии в школу и т. п. Их с детства приучают только к тому, чтоб они были покорными женами, хорошими хозяйками и благочестивыми мусульманками, которые по памяти поют суры Священного Корана.
Но Ваджда в силу своего юного возраста склонна к бунтарству. Несмотря на запрет родителей, она собирает деньги на собственный велосипед. А когда в школе объявляют о конкурсе на знание Корана, она вступает в религиозный кружок и принимает участие в нем только ради того, чтоб получить главный денежный приз, которого хватит на заветную покупку. За таким незатейливым сюжетом очень интересно наблюдать, потому что есть возможность увидеть обычную жизнь мусульманских женщин. Честно говоря, их положению в обществе не позавидуешь. Особенно впечатлил образ матери Ваджды. Чем не идеальная хранительница очага? Но, как оказалось, быть идеальной супругой и хорошей матерью недостаточно. Если ты не можешь родить наследника, то на твое место придет другая жена. Мне не понять таких обычаев. По-моему, это как-то несправедливо оставить женщину с ребенком без средств к существованию, когда она даже на нормальную работу не может не то, что устроиться, а даже добраться самостоятельно без сопровождения шофера.
Сам сюжет простенький и жизненный. Но фильм покорил меня своим национальным колоритом. Во-первых, хочу отметить красоту восточных женщин и умение подать себя. Даже строгая директор школы для девочек невероятно красива. Но мать Ваджды вообще идеальна и внешне, и отношением к своему ребенку, и поведением. Во-вторых, я с огромным любопытством смотрел на их религиозные обряды, как они собираются на утреннюю молитву, как становятся плотно друг к другу, чтоб Шайтан не проскочил, как обращаются с Кораном и поют суры. Несмотря на строгость к женщинам, не могу не отметить, что их культура очень красива. В-третьих, было забавно отмечать какие-то мелкие нюансы в их повседневной жизни. Например, меня удивило, что в магазине женской одежды нет примерочной для женщин, на фамильном дереве отмечаются только мужские имена, а по городу до сих пор патрулирует полиция нравов. В общем, этот фильм обязательно стоит посмотреть всем, кому хотелось бы совершить экскурс в восточные страны и познать их культуру. Замечательное кино, несмотря на весьма заурядный сюжет.
***
Кино медленно, но верно осваивает всё новые географические территории. Летом я рецензировал первый парагвайский фильм, вышедший в российский прокат. И вот теперь пишу о первом фильме, добравшемся из Саудовской Аравии. Хотя «Ваджда» тоже не попала в иноязычный оскаровский шорт-лист из девяти претендентов, притом что многие прочили ей, как минимум, номинацию, категорически рекомендую это кино к просмотру. По меньшей мере, любопытство должен вызывать уже тот факт, что это первая картина, снятая женщиной в этой экзотической стране и сразу ставшая обладателем трёх призов МКФ в Венеции.
12-летняя Ваджда — дерзкая девчонка из пригорода Эр-Рияда — мечтает о зелёном велосипеде, который продается в соседней лавке. И в то время как мать поглощена и озабочена намерениями мужа взять вторую жену, Ваджда, предоставленная самой себе и не надеющаяся на спонсорство родителей, сама вынуждена зарабатывать на дорогое удовольствие в 800 риялов. Но сплетенные собственноручно браслеты не сулят больших барышей, а вот призовые в 1000 риялов за победу в школьном конкурсе на лучшее знание Корана обещают с лихвой покрыть нужную сумму. Кстати, если бы у нас устраивали аналогичный конкурс, например, на знание Библии, то школе пришлось бы раскошелиться примерно на 20 тысяч рублей. И поэтому Ваджда начинает активно посещать религиозный кружок, штудируя с остальными претендентками главную книгу мусульман.
Мечта купить велосипед становится не просто сюжетным движком, не только метафорой преодоления социальных предрассудков, где девочкам нельзя кататься на велосипедах, но и красивой отсылкой в историю кино, и прежде всего к итальянским «Похитителям велосипедов». Рассказывая о повседневных заботах девочки из среднего класса, «Ваджда» в каком-то смысле продолжает неореалистические традиции, заложенные фильмом Де Сики. И, по всей видимости, отражает наметившуюся в стране оттепель — смену приоритетов и постепенное ослабление позиций ислама в пользу развития светского государства. Если учесть, что это кино снималось несколько лет, то перемены происходили не так уж стремительно, хотя режиссёр утверждала в интервью, что страна менялась прямо на глазах.
Картина как раз и фиксирует ретроградские обычаи одной из самых богатых стран мира, занимающей второе место по добыче нефти, наверняка догадываетесь после кого. Однако высокий национальный доход ничуть не мешает притеснению женщин, которым предписано носить хиджабы, стоять во время молитв как можно ближе друг к другу, чтобы, не дай аллах, дьявол не протиснулся, платья в торговых центрах примерять в туалете, потому что примерочные для женщин там просто не предусмотрены, а во время месячных листать страница Корана, пользуясь салфеткой… Но женщинам ещё сравнительно повезло, а вот с нарушителями закона там вообще не церемонятся: за воровство отрубают руки, а за более тяжкие преступления и того хуже — голову. В стране, где запрещены кинотеатры, за молодыми парочками охотится полиция нравов, и Ваджде, которой особенно некуда отправиться в свободное время, приходится резаться с папой в стрелялки на большой плазменной панели.
«Ваджда» чем-то похожа на иранское кино, которое в последние годы не раз затрагивало тему женской дискриминации. Но в Иране, где снимают под сотню фильмов в год, с особо острыми работами легче «затеряться», чем в СА, где кино отродясь не было. Поэтому иначе как подвигом, появление этого фильма не назовешь. И в самом деле, разве не героический поступок — снять кино в стране, где уровень сегрегации женщин один из самых высоких в мире. По этой самой причине режиссеру-женщине Хайфе Аль-Мансор время от времени приходилось руководить съёмочным процессом из специального укрытия, иначе некоторые разгневанные сограждане могли забросать её камнями (и даже покровительство принца не помогло бы и неприкосновенность мужа-дипломата). Настолько там некоторые не любят, когда женщина командует мужчинами, пусть даже и в рабочей обстановке. Именно по этой причине кино снималось невероятно долго — почти 5 лет.
https://www.kinopoisk.ru/film/694249/
|
|
| |