"СОТВОРИВШАЯ ЧУДО" 1962
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Среда, 30.09.2020, 19:16 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3282
Статус: Offline
| «СОТВОРИВШАЯ ЧУДО» (англ. The Miracle Worker) 1962, США, 107 минут — фильм Артура Пенна по одноимённой пьесе Уильяма Гибсона, основанной на автобиографии слепоглухонемой Хелен Келлер «История моей жизни»
Хелен Келлер (27 июня 1880 — 1 июня 1968) — слепоглухая американская писательница, социальный педагог и общественный деятель. Она родилась нормальным здоровым ребёнком в городе Таксамбия, штат Алабама, в прекрасной старинной семье. В возрасте 19 месяцев после острого воспаления мозга и желудка Хелен лишилась зрения и слуха, что для такого маленького ребенка означало и немоту. Её хотели записать в умственно отсталые, но она стала первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Через много лет после их знакомства, Марк Твен сказал, что в XIX веке было два по-настоящему великих человека — Наполеон и Хелен Келлер.
Съёмочная группа
Режиссёр: Артур Пенн Сценарий: Уильям Гибсон, Хелен Келлер Продюсер: Фред Коу Оператор: Эрнесто Капаррос Композитор: Лоуренс Розенталь Художники: Джордж Дженкинс, Рут Морли Монтаж: Арам Авакян
В ролях
Энн Бэнкрофт - Энн Салливан Патти Дьюк - Хелен Келлер Виктор Джори - Артур Келлер Инга Свенсон - Кэти Келлер Эндрю Прайн - Джеймс Келлер Кэтлин Комегис - тётя Ив Би Ричардс - горничная Вини Грант Коуд - доктор
Интересные факты
Картина занимает 15 место в списке 100 самых вдохновляющих американских фильмов за 100 лет по версии AFI.
Пьеса в трех актах «Сотворившая чудо» впервые была поставлена на Бродвее в 1959 году. Она завоевала четыре премии «Тони»: Лучшая пьеса (Уильям Гибсон, Фред Коу); Лучшая постановка (Артур Пенн); Лучшая женская роль (Энн Бэнкрофт); Лучший техник сцены (Джон Уолтерс) и одну номинацию: Лучшая сценография (Джордж Дженкинс). Пьеса Гибсона выдержала 719 представлений с 19 октября 1959 по 1 июля 1961.
В съемочную группу «перекочевал» основной состав театрального коллектива: режиссер Артур Пенн, автор пьесы Уильям Гибсон, продюсер Фред Коу, художник-постановщик Джордж Дженкинс, художник по костюмам Рут Морли и актрисы Энн Бэнкрофт, Пэтти Дьюк, Кэтлин Комегис.
9-минутную «батальную» сцену в столовой, где Салливан пытается втемяшить Хелен правила поведения за столом, снимали тремя камерами в течение пяти дней. Чтобы уберечься от травм актрисам пришлось поддевать защитные накладки.
Реакция критиков была почти исключительно положительной. Босли Кроутер, критик The New York Times, назвал фильм «незабываемым показом физически мощного действия», а также высоко оценил игру Бэнкрофт и Дьюк. В рецензии в еженедельнике TV Guide картина описывается как «превосходная, ужасающая, мучительно откровенная и иногда жестокая». В Time Out фильм рецензировали как «потрясающе внушительное произведение искусства».
Пэтти Дьюк стала самым молодым лауреатом премии «Оскар» в категории «лучшая женская роль второго плана». Этот рекорд продержался одиннадцать лет, пока 11-летняя Татум О'Нил не получила «Оскар» в 1974 году за роль в фильме «Бумажная луна».
Франсуа Трюффо хотел снять кинофильм по пьесе Уильяма Гибсона, но не смог получить права на экранизацию. В 1970 году он снял картину на схожую тематику - «Дикий ребенок».
В телефильме «Сотворившая чудо» 1979 года Пэтти Дьюк играла роль Салливан, а Мелисса Гилберт – Хелен.
Цитата из фильма
«Комната превратилась в руины, но она сложила салфетку».
Награды
Оскар, 1963 год Победитель: Лучшая женская роль ( Энн Бэнкрофт ) Победитель: Лучшая женская роль второго плана ( Пэтти Дьюк ) Номинация: Лучший режиссер (Артур Пенн) Номинация: Лучший адаптированный сценарий Номинация: Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы)
Золотой глобус, 1963 год Номинация: Лучшая женская роль (драма) (Энн Бэнкрофт) Номинация: Лучший фильм (драма) Номинация: Лучшая женская роль второго плана (Пэтти Дьюк)
Британская академия, 1963 год Победитель: Лучшая иностранная актриса (Энн Бэнкрофт) Номинация: Лучший фильм
Сан-Себастьян, 1962 год Победитель: Приз Сан-Себастьяна за лучшую женскую роль (Энн Бэнкрофт) Победитель: Премия Международной Католической организации в области кино (OCIC)
Смотрите трейлер и фильм
https://vk.com/video221964552_456239148 https://vk.com/video-36362131_456240346
|
|
| |
Андрей_Шемякин | Дата: Четверг, 01.10.2020, 06:05 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
| Хотя "Двое на качелях" удержались - и держатся до сих пор в репертуарах театров, именно "Сотворившая чудо" признана не только главной удачей Уильяма Гибсона в кино, но и вообще его главной пьесой. История слепоглухонемой Элен Келлер, которую её педагог Энни Салливан, научила всему, чтобы войти в мир, и принять его, за год до выхода фильма была поставлена на Бродвее, и будущий великий режиссёр Артур Пенн совершил невозможное: он позвал двух исполнительниц главных ролей, - Энн Бэнкрофт и Пэтти Дюк, уже год игравших в спектакле, чтобы они сыграли в картине, - с нуля, будто предшествующего опыта не было. Получился в некотором смысле, ЭКШН. И. как справедливо отметил великий американский фильмограф и киновед У.Молтин, "всё театральное было вычищено", - никаких сантиментов, обаятельных пауз, дающих зрителю передышку, выверенных мизансцен, с поступательным развитием эмоций "от пролога к эпилогу", - ничего такого приятного и убаюкивающего: мощный, захватывающий и абсолютно бескомпромиссный поединок двух воль, - по ёмкому определению критика Паулин Кейл, - "человеческой и животной". Как будто обе актрисы и не были никогда партнершами по спектаклю, - без притирки друг к другу и промежуточных фаз: один голый риск, эксперимент на грани бесчеловечности, а ставка - разум и полноценная жизнь в опасном и сложном мире, и жизнь эта - ЛУЧШЕ, чем выключенность из всех социальных связей, которые заменяются, а где-то и подменяются, всепрощающей материнской любовью, по сути предлагая возвращение в утробу как панацею. "Мама, роди меня обратно"! -кричал лирический герой Андрея Вознесенского в примерно тогда же написанном стихотворении. Злободневный антифашистский подтекст такой трактовки в 1962-м году был очевиден, -"люди-обрубки" из пьес Беккета, Пинтера и других великих модернистов, мэтров театра абсурда, не сходили с театральных подмостков. Но по большому счёту Пенна интересовало другое: как победить - и отступить, победив. Настоящее Добро предлагает - и отходит в сторону. Будущее Зло тоже предлагает сначала нечто хорошее, вроде бы доброе -но дальше начинает его навязывать. Эта совсем неочевидная идея проходит сквозь фильм, делая его выдающимся явлением. Но дело не только в этом. Момент истины в картине - это самая тихая сцена в нём, когда уставшая, но готовая драться дальше, Энни объясняет матери девочки, восхищённой и даже потрясённой успехами своего ребёнка (а временный отрыв от семьи - важная стратегическая позиция Салливан, едва не стоившая ей места и глобального проигрыша СЕБЯ), что она, Энни, ещё практически ничего не сделала. Да, Элен Келлер заучила слова, буквы из алфавита слепоглухонемых, но запомнила их чисто механически. Осязание, -то есть тактильные ощущения предметов, и интеллект, ещё не "включённый" в процесс опознания внутренней связи самой вещи с её словесной оболочкой, то есть ещё не дающий вещам имена на родном языке, поскольку сначала сам язык, постигаемый механически, на уровне словаря, должен стать РЕЧЬЮ, - все эти факторы ещё не взаимодействуют, не стали новым мощным стимулом дальнейшего развития изолированного ребёнка - к людям. То есть фильм заканчивается там, где реально сотворенное чудо в жизни Элен Келлер только начинается. И это - важный акцент, не только американский: никакой учитель, пусть гениальный, не заменит человеку его собственной воли: БЫТЬ. Эта лента обозначала для Голливуда, находившегося в тот момент в жесточайшем кризисе, один из возможных путей выхода: снимать камерные драмы, как психологический эпос, где центральная линия - битва титанов. Напоследок - два замечания. Первое. Обе актрисы получили, как известно, "Оскара": Энн Бэнкрофт - за главную роль, Пэтти Дюк - за лучшую роль второго плана. И второе: та же Паулин Кейл протянула линию кинематографической, - и полемической преемственности от "Сотворившей чудо" к "Дикому ребёнку". В СССР эпохи Оттепели, где "Сотворившая чудо" официально входила в программу внеклассного чтения для английских спецшкол "на языке оригинала", и ставилась на сцене, тоже была кинематографическая реплика в адрес пьесы Гибсона - и тоже полемическая, - о мере гуманности в воспитании. Помните эпизод в фильме Станислава Ростоцкого "Доживём до понедельника", где учитель Мельников читает нотацию парню "с задержкой в развитии", за то, что тот имеет дерзость танцевать в ансамбле, вместо того, чтобы учиться, и ТРЕНИРОВАТЬ "не ноги, а память и речь"? И - как ему даёт отповедь мать ребёнка, гениально сыгранная Любовью Соколовой? Энергия спора с Гибсоном и у нас, стало быть, обнаружилась, но вскоре иссякла - за ненадобностью. Потому что после 68-го спор с автором пьесы оказался излишней роскошью, когда подсоветским интеллигентам было предложено притвориться слепоглухонемыми. Как известно, они не послушались своих "педагогов". И уже НИКАКОГО чуда, таким образом, не случилось. Жизнь вернулась на державные круги своя. А фильма Пенна ни на советских экранах, ни на закрытых просмотрах мы тогда не увидели.
|
|
| |
|