Пятница
29.11.2024
10:13
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "БЕЗ НАДЕЖДЫ" 1966 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"БЕЗ НАДЕЖДЫ" 1966
Александр_ЛюлюшинДата: Понедельник, 15.11.2021, 20:03 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«БЕЗ НАДЕЖДЫ» (венг. Szegénylegények) 1965, Венгрия, 87 минут
— первый фильм великого Миклоша Янчо, получивший международное признание


В Венгрии, после подавления национального движения под предводительством Кошута в 1849 г. и восстановления австрийского господства, создаются лагеря для людей, подозреваемых в пособничестве Кошуту. Около 20 лет спустя становится известно, что среди заключённых одного из лагерей находятся члены партизанского отряда Шандора Рожи, считающиеся последними сподвижниками Кошута. Чтобы опознать их и выяснить, находится ли в лагере сам Шандор, к заключённым применяются самые вероломные формы насилия и получения информации…

Съёмочная группа

Режиссер: Миклош Янчо
Сценарий: Дьюла Хернади
Оператор: Тамаш Шомло
Художники: Тамаш Банович, Жужа Вице, Тильда Гати
Монтаж: Зольтан Фаркаш

В ролях

Янош Гёрбе — Янош Гайдар
Золтан Латинович — Имре Веселка
Тибор Мольнар — Кабаи
Габор Агарди — Торма
Андраш Козак — Кабаи-младший
Бела Барши — Фоглар
Йожеф Мадараш
Янош Кольтаи
Лайош Эзе

Интересные факты

Фильм снимался на государственной киностудии Mafilm. Бюджет составил 17 миллионов форинтов, или, по тогдашнему курсу, около полумиллиона долларов. С венгерским писателем Дьюлой Хернади, автором сценария, Янчо познакомился в 1959; они неоднократно работали вместе до самой смерти Хернади (2005). Оператором фильма выступил ещё один постоянный соратник Янчо, Тамаш Шомло.

Многие излюбленные приёмы Янчо ещё не проявляются в этом фильме в полной мере: дубли сравнительно коротки, движения камеры, хотя и аккуратно выстроены, не демонстрируют искусный плавный стиль более поздних картин. Однако в фильме присутствует любимое место действия Янчо — венгерская степь (пуста), снятая при характерном гнетущем солнечном свете. В фильме мало диалогов, эмоции персонажей почти не показаны. Один из критиков охарактеризовал фильм как «полное поглощение содержания формой».

Фильм был хорошо принят зрителями в Венгрии. В кинотеатрах фильм посмотрело около миллиона зрителей (в стране с населением около десяти миллионов).

«Без надежды» — первый фильм Янчо, заслуживший международное признание. В 1966 фильм был включён в программу Каннского фестиваля, однако не получил никаких наград. Зрителями фильм воспринимался как частичная аллегория на ужесточения, последовавшие за подавлением антикоммунистического восстания 1956 года. Исходя из этого, чтобы получить разрешение на демонстрацию фильма в Каннах, Янчо пришлось заявить публично, что фильм не имеет никакого отношения к недавним событиям в стране, хотя, как он говорил позднее, «все знали, что это неправда».

Награды

Каннский кинофестиваль, 1966 год
Номинация: Золотая пальмовая ветвь

Смотрите трейлер и фильм

https://vk.com/video16654766_456240457
https://vk.com/video-36362131_456240377
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 18.11.2021, 05:46 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Без надежды (Szegenylegenyek)
Историческая социальная драма


В 1849 году соединенные силы австрийской и русской армий подавили венгерскую революцию. После разгрома венгерской армии сопротивление продолжали отряды повстанцев. Уцелевшие бойцы вели жестокую партизанскую войну. Чтобы покончить с ней, военные австрийские власти бесцеремонно арестовывали всех подозреваемых и сажали их в тюрьму. Австрийцы предполагали, что среди арестованных находятся и лидеры сопротивления. Выявить их может только предатель.

Фильм «Без надежды» принес Миклошу Янчо международную известность. В нем достаточно четко определились тематика и стилевое своеобразие искусства режиссера. Именно в этом фильме Янчо сосредотачивает внимание на сложных механизмах политического угнетения и подавления, подвергающих испытанию моральную цельность личности. Хотя сюжет рассказывает о преследовании повстанцев, сражавшихся за освобождение Венгрии от австрийского владычества, фильм многими интерпретировался как аллегория событий и последствий революции 1956 года. На видео фильм выходил под названием «Облава».

https://megabook.ru/article....4%d1%8b
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 18.11.2021, 05:47 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
"Без надежды" (Szegenylegenyek, 1965)

Фильм — первая часть трилогии, посвященной насилию. Во второй части, "Звездах и солдатах" (1967), речь пойдет о белом терроре в годы гражданской войны в России, в третьей — "Тишина и крик" (1968) — о терроре, обрушившемся на Венгрию после разгрома советской республики в 1919 году. Но начал Янчо свою поэму о терроре с событий 1860-х годов. Император Франц-Иосиф каленым железом выжигает крестьянское недовольство. Речь не о революционном движении, хотя повстанцы и поют песни повстанцев 1848 года, а о стихийном, аграрном то ли терроризме, то ли бандитизме. Грубые, примитивные усачи душат, режут, грабят: единственное оправдание — нищета и отчаяние. Правительство практикует гораздо более эстетское насилие. Подозреваемых сгоняют в концлагерь под открытым небом. Пленные то ходят по кругу в белых колпаках на голове, связанные веревкой, то оказываются запертыми в деревянных ящиках. Жандармы изощренно провоцируют пленных на предательство. Одному из убийц, например, обещают жизнь, если он найдет и выдаст человека, совершившего больше убийств, чем он сам. А потом власти, глазом не моргнув, отказываются от обещаний и отдают доносчика на расправу вчерашним товарищам. Скорее всего, весь этот сюрреалистический театр террора придумал сам Янчо, который вообще всю мировую историю воспринимает как огромную мистерию, пляску смерти, в которой кружатся и палачи, и жертвы. Свои фильмы он снимал длинными-длинными планами, пока хватало пленки в киноаппарате. Выстраивал безукоризненно-геометрические композиции, играя на контрастах черного и белого. Сверху — небо. Посреди степи — белоснежная мазанка, на полу которой труп, над трупом — епископ и женщина, которая должна опознать убитого. На белой стене — огромное распятие. Мало слов, ощущение молчания Бога, конца света.

Михаил Трофименков
https://www.kommersant.ru/doc/708531
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 18.11.2021, 05:47 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Без надежды / Szegénylegények (1966)

1869-й год, граф Гедеон Радаи получает назначение комиссаром с особыми полномочиями, которому поставлена ответственная задача: создать систему безопасности и решительно подавить альфёльдское движение 1868-го, установив личности и обезвредив бунтовщиков. Один из узников острога, Янош Гайдор (Янош Гёрбе), поддавшись слабости, сознаётся в трёх убийствах — но получает предложение: помилование в случае, если ему удастся найти человека, порешившего больше людей. Так Янош становится доносчиком администрации, прилагая неимоверные усилия для выявления членов партизанского отряда Шандора Рожи.

По итогам опроса киноведов, проведённого в 1968-м (приуроченного к двадцатилетию национализации кинопроизводства), были оглашены «Будапештские 12» – почётный перечень соответствующего числа лучших фильмов, увидевших свет за указанный промежуток времени. «Без надежды» уступила лишь «Пяди земли» /1948/ Фридеша Бана, с которой принято вести отсчёт новых, социалистических традиций, обойдя даже незабываемую «Карусель» /1955/ Золтана Фабри, впервые принёсшую киноискусству ВНР международное признание. А ведь с премьеры минуло всего два года! Вероятно, на тот момент картина ещё не сошла с экранов, продолжая вызывать интерес и жаркие дебаты у широкой публики – не только у профессионалов, завороженных новаторским киноязыком и удивительным изобразительным решением. Режиссёр впоследствии вспоминал о курьёзном случае, когда по инициативе прокатчиков вручал прямо в кинозале приз миллионной (к слову, огромная1 аудитория для сравнительно небольшой страны) зрительнице, оказавшейся, в силу преклонного возраста, глухой и туго соображающей… Но, пожалуй, не менее знаменательно, что в схожем торжественном мероприятии, проведённом позже, в канун сорокалетия Освобождения от фашизма (в форме тайного голосования членов секций кинокритиков Союза кинематографистов и Союза журналистов), лента набрала уже максимальное количество голосов. Наконец, в последний год XX столетия фильм Янчо занял первое место среди «Новых будапештских 12».

Таким образом, «Без надежды» остаётся стержневым произведением венгерской кинематографии, крайне интересного и ценного во многих (эстетическом, культурном, социальном) отношениях феномена. Причиной тому любой либерально мыслящий интеллигент, не задумываясь, назовёт «очевидные» аллюзии на события десятилетней давности. Тем более что, если верить самому Миклошу, такое мнение действительно находило сторонников среди соотечественников, помнивших, какую роль в подавлении восстания под предводительством Лайоша Кошута сыграла армия Николая I, оказывавшего помощь кратковременным австрийским союзникам. Янчо даже был вынужден выступить с, так сказать, официальным заявлением о том, что сюжет не имеет никакого отношения к новейшей истории… Веских оснований для отождествления – или иносказательного сопоставления – последствий (а речь именно о последствиях) революции 1848-49-х годов и контрреволюционного мятежа, поднятого в 1956-м, мягко говоря, недостаточно. Скорее, остаётся поразиться тому, как Венгерской социалистической рабочей партии (естественно, с опорой на опыт большевиков, сумевших не допустить перетекания гражданской войны в затяжную тлеющую стадию и минимумом пролитой крови извести националистические выступления после Великой Отечественной войны) удалось не просто подавить антиправительственные настроения, но – предотвратить раскол общества. 300 смертных приговоров и эмиграция в 200 тысяч человек – не самая высокая цена. В противном случае возникал риск нисхождения в состояние перманентной внутренней («молекулярной») борьбы идей, которая рано или поздно перетекает в прямые столкновения людей – и вызывает жёсткую ответную реакцию, подобную той, что так талантливо обрисовали авторы. Характерный нюанс: 8-я мотострелковая дивизия и отдельные части венгерских вооружённых сил преспокойно вошли (в составе войск Варшавского договора) в Чехословакию – и это не было воспринято позором нации. Скорее, само наступление в стране благополучного периода создало предпосылки для извлечения уроков из былого – для обстоятельной рефлексии художников над непростой судьбой родного (безотносительно к тому, что по матери режиссёр – румын) народа в давнишние, не столь спокойные времена. Следовательно, суть его и кинодраматурга (а также известного писателя) Дьюлы Хернади послания останется туманной, ускользающей от понимания, если без должного внимания отнестись к вступительным кадрам, не из пустой формальности погружающим нас в исторический контекст.

Громкие успехи промышленной революции не могли не оказать влияния на умонастроения, и век Ференца Деака, Дьюлы Андраши и Кальмана Тиса провозгласил идеалами буржуазное преуспеяние и мещанский уют. Драматизм ситуации заключался в том, что жизнь подавляющего большинства населения лучше не стала, а последователей Кошута, справедливо считавшихся простыми людьми борцами за свободу, в конечном итоге удалось выставить разбойниками с большой дороги. Показанный острог – замечательная модель той части Венгрии, что ещё верила в возможность избавления от австрийского владычества, незадолго до окончательного расставания с иллюзиями, с последней надеждой. Конечно, администрация лагеря не могла не использовать (и использовала, приходится признать, блестяще) передовые методы дознания, накопленные карательными органами, чередуя меры физического воздействия с изощрённым психологическим давлением и подчас – прибегая к виртуозным провокациям. Однако ужас чинимого насилия обусловлен иным – теми целями, что преследовали и ловко достигали подопечные графа Радая. Малодушие Гайдора, по наивности надеющегося спасти собственную шкуру, оборачивается предательством и что хуже – запускает маховик взаимных доносов, ложных обвинений, тихих подлостей. Если в поздних работах мастера ассоциативность мышления станет доминирующей (что далеко не всегда пойдёт произведениям на пользу), то на сей раз она выдержана, на мой взгляд, в идеальной пропорции2 с внешним обоснованием развития перипетий. От мелкого проступка – всего шаг до прямого пособничества в устранении тех, кого ещё вчера искренне считал единомышленниками. И это, если вдуматься, не может завершиться ничем иным, кроме как методичной бойней – расстрелом выявленных бунтовщиков, поверивших, что помилование Францем-Иосифом Шандора Рожи является искренним жестом примирения, адресованным немногим уцелевшим венгерским патриотам…

Впрочем, не менее закономерно, что именно эта постановка принесла Янчо славу и за рубежом, свидетельством чему служат хотя бы вскоре последовавшие совместные (как с СССР, так и с Италией, ФРГ, Францией) проекты. И хотя выдвижение на премию «Оскар» не привело к включению в список номинантов, не говоря уже о награждении, а участие в Каннском МКФ не принесло плодов3, со временем картину заслуженно отнесли к наивысшим кинематографическим достижениям – по меньшей мере за памятные 1960-е годы. Углублённость в реалии конкретной эпохи не принизила (скорее, наоборот!) универсальности затронутых проблем. Всё возвращается на круги своя, ставя очередное поколение в примерно такие же ситуации тяжёлого (зачастую – непосильно тяжёлого) нравственного выбора, которые приходилось преодолевать предкам, в несчётный раз толкая людей на низости, заставляя поверить в отчаянии во всесилие зла. Вот только происходит это не по объективным причинам, а именно в силу преступной забывчивости – поспешного вычёркивания из памяти ключевых событий прошлого. Из-за незнания уроков. В данном отношении выводы венгерских кинематографистов оказались так ли неожиданно созвучны гениальному изречению Василия Осиповича Ключевского об Истории как не об учительнице – но о надзирательнице.

__________
1 – Приятно отметить, что внушительные затраты (производственный бюджет составил 17 млн. форинтов) обернулись впечатляющей прибылью.
2 – Нечто похожее можно сказать и про излюбленный приём – завораживающие долгие планы, зиждущиеся на сложных движениях камеры и актёрской пластике.
3 – Создателям пришлось довольствоваться премией ФИПРЕССИ на менее престижном киносмотре в Локарно.

Евгений Нефедов
http://allofcinema.com/bez-nadezhdyi-szegenylegenyek-1966/
 
Андрей_ШемякинДата: Четверг, 18.11.2021, 05:48 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
Премьера этого фильма вошла в анналы истории мирового кино. С него начинается «большой Янчо». Перед нами разворачивается венгерская «пушта» - степь, которая потом станет постоянным местом действия картин великого режиссёра. И это – мир ПОСЛЕ поражения крестьянского восстания. Когда неумолимая и коварная машина сыска находит всех, кто осмелился поднять голову. Далее Янчо начнёт разрабатывать свою собственную эстетику, будет искать оттенки, уточнять и развивать исходные тезисы, строить свой неповторимый авторский мир. Но исходный пункт – здесь. И здесь же, в каком-то смысле, и окончание, - поскольку фильм называется «Без надежды». Надежда мешает и расслабляет. ХХ век – что поделаешь. Как написал об этой картине Лев Аннинский: «Бездны, разверзающиеся в спокойных разговорах».
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz