Пятница
29.11.2024
12:24
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "В ГОРАХ МОЁ СЕРДЦЕ" 1967 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"В ГОРАХ МОЁ СЕРДЦЕ" 1967
Александр_ЛюлюшинДата: Вторник, 16.08.2016, 11:18 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
Поверьте, эта импровизация на тему рассказа Уильяма Сарояна «заставит ваше сердце трепетать от горя и радости». Необыкновенный поэтический мир тонкого ценителя красоты Рустама Хамдамова пронзительно прекрасен и грациозен. Уходя от «плоской реалистичности», автор самым трогательнейшим образом изобретает прошлое с беззащитно-простодушной Еленой Соловей, юным героем по прозвищу «Чучело» и собой в роли тапёра в канотье и маленьких круглых очках. Лёгкость, непосредственность, ироничность и светлая грусть в кадре очаровывают раз и навсегда. Мудрость автора, на тот момент студента 3 курса ВГИК, поражает. Потому что прав был этот в будущем «самый известный из всех неизвестных режиссёров нашего времени»: «Нельзя быть великим и брать за это деньги».

«В ГОРАХ МОЁ СЕРДЦЕ» 1967, СССР, 31 минута
— импровизация на тему одноимённого рассказа Уильяма Сарояна








Начало XX века. В небольшом городке появляется пожилой господин в пальто и шляпе, под мышкой у него труба, на которой он время от времени играет. Девушка, которая прогуливается по городу, и мальчик по прозвищу Чучело просят господина сыграть ещё и интересуются, кто он. Тот отвечает, что он — известный актёр Мак-Грегор, и просит мальчика подать ему стакан воды. С балкона их разговор слышат отец и бабушка мальчика, которые приглашают актёра к себе позавтракать.

Хозяин дома — «один из величайших неизвестных поэтов мира», он беден и посылает Чучело в лавку господина Козака, чтобы попросить продуктов в кредит. Козак сначала отказывается в очередной раз предоставлять кредит, однако потом уступает и даёт мальчику хлеба, сыра и бутылку вина. Выходит очаровательная дочь хозяина, Козак сетует, что она не хочет стоять за прилавком.

Чучело приносит продукты домой. Поэт, бабушка, Чучело и Мак-Грегор завтракают. Чучело играет на банджо. Бабушка рассказывает о том, как в молодости она, будучи оперной певицей, объездила весь свет и переодевалась в самые разные костюмы. Она даже порывается и сейчас показаться Мак-Грегору в каком-нибудь экзотическом платье. Чтобы отблагодарить хозяев, актёр достаёт трубу и играет «песню, которая заставит ваше сердце трепетать от горя и радости». Люди выходят из домов, чтобы послушать музыку.

В ролях

Вячеслав Кулешов — Чучело
Александр Костомолоцкий — Мак-Грегор
Сергей Годзи — поэт
Пётр Репнин — булочник Козак
Елена Соловей — дочь Козака
Станислав Чекин — тапёр (нет в титрах)
Алла Боброва
Л. Назарова

Съёмочная группа

Режиссёры: Рустам Хамдамов, Инесса Киселёва
Оператор: Владимир Дьяконов
Художник: Ольга Кравченя
Текст читает Ирина Карташёва
Фортепиано: В. Чекин, Л. Назарова

Художественные особенности

Фильм стилизован под немое кино начала XX века. Он идёт целиком под аккомпанемент фортепиано, реплики персонажей озвучиваются закадровым голосом чтеца, а также появляются в виде надписей.

Интересные факты

Фильм – студенческая работа Рустама Хамдамова и Инессы Киселёвой и оператора Владимира Дьяконова.

Фильм стал дебютом Рустама Хамдамова как режиссёра. Кроме того, он исполнил одну из ролей – тапёра, появляющегося в нескольких сценах на протяжении всей картины.

В фильме на экране впервые появилась Елена Соловей, тогда ещё студентка.

В СССР фильм не выходил в прокат и не был показан по телевидению, более того – из фильмотеки ВГИКа был выкраден негатив картины, остались только её копии.

Смотрите фильм

https://vk.com/video16654766_165129923
 
ИНТЕРНЕТДата: Вторник, 16.08.2016, 11:26 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ПОПОВ Д. «В горах мое сердце» // Искусство кино. 1988. № 6

Стилистика ретро в нашем кино началась отнюдь не с масштабных, сделанных на профессиональных студиях кинобестселлеров. Первой ласточкой был четырехчастевый, снятый во ВГИКе фильм «В горах мое сердце» — единственная законченная работа двух авторов — И. Киселевой и Р. Хамдамова. Картина оказалась чем-то вроде дрожжевой закваски, на которой взошла в нашем кино стилистика ретро. Идеями и находками этого фильма она долгое время питалась, пользуясь недоступностью первоисточника.

Тиражировались отдельные кадры. Так, коротенький план — венский стул среди огромных лопухов — вдруг аукнулся в «Дворянском гнезде»: правда, в лопухах был не стул, а садовая скамейка. Тиражировались отдельные образы. Именно здесь, во вгиковском фильме, был заявлен актерский имидж Е. Соловей, в следующей, так и не законченной Р. Хамдамовым картине «Нечаянные радости» он окончательно обозначился, ну а предстал перед зрителями в «Рабе любви», поставленной на обломках «Нечаянных радостей». Наконец, предметный мир: соломенные канотье, кружевные веера, дамские шляпки и корсеты, старинные рояли и старинные велосипеды — непременный реквизит ретро-стилистики — именно отсюда начал путешествие из фильма в фильм, тиражированный оптом и в розницу, бесконечно часто и до оскомины однообразно.

[...]

[Сюжет]точно ложится на схему фильма о художнике, чрезвычайно популярного на рубеже 60-х и 70-х годов, когда к судьбам Пиросмани, Рублева, Саят-Новы обратились крупнейшие наши режиссеры. Здесь те же смысловые акценты: тема трагического одиночества художника, тема непризнанного таланта, который выпадает из всякой социальной структуры, тема скитания по миру в поисках идеала, существующего где-то вне его... Но если авторы больших полотен разрабатывают эти темы с предельной серьезностью, тревогой и жесткостью, то вгиковские режиссеры прошлись по той же клавиатуре с грациозной ироничностью, с легкостью импровизирующего тапера.

[...] «В горах мое сердце» — название и рефрен известного стихотворения Р. Бернса, которое фильм лишает романтического контекста и делает поводом для дурашливого диалога, разыгранного в традициях клоунского скетча. Впрочем, правильнее говорить не о клоунаде. Здесь прообраз не цирк, а кинематограф — классическая американская комическая.

Угощение, спрятанное бродячим музыкантом в карман пальто,— типичный гэг. В традициях американской комической и переодевание примадонны: Чучело затягивает корсет, упершись ногой в ее обширнейший зад. Несколько раз убыстряется скорость проекции — движения персонажей становятся суетливыми и дерганными. Абсурдистским гэгом выглядит петух, живущий в шкафу. Из американской комической пришел и чарльстон Чучела и примадонны, которая, так и не сумев натянуть платье, кокетливо прижимает его к груди.

Всякий фильм о художнике неизбежно ищет способ представить на экране процесс и результат творчества того, о ком он рассказывает. Фильм И. Киселевой и Р. Хамдамова решает эту задачу весьма остроумно. Когда Мак-Грегор берет трубу и начинает играть, камера внимательно панорамирует по комнате, вглядываясь в живописный хлам артистического жилья, останавливаясь на картинах и въезжая в их пространство, чтобы, словно прорвав живописное полотно, оказаться в таинственно растушеванном оптикой пейзаже — некий парафраз «Завтрака на траве» К. Мане... Так авторы превращают экранный мир в результат творчества Мак-Грегора, этот мир воспринимается как эфемерный символ, лишенный пространственных и временных координат.

Эпизод чрезвычайно важен для фильма. Здесь — ключ к его пониманию, хотя и не единственный. В самом начале картины мы увидим режиссера Хамдамова в канотье и маленьких круглых очках, сидящего за пианино. Позже пианино, звуки которого будут комментировать происходящее в кадре, возникнет вновь, и Хамдамов, не отрываясь от клавиатуры, заглянет в камеру. Наконец, в финале снова появится режиссер-тапер, которым, как станет понятно, и сымпровизирована вся экранная история. [...]

http://2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=2&e_movie_id=686
 
ИНТЕРНЕТДата: Вторник, 16.08.2016, 11:26 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ТУРКИЯ А. Нечаянные радости Рустама Хамдамова // Советский экран. 1987. № 23

Черно-белое изображение, титры вместо звучащего диалога, бренчание тапера за кадром... Этот ностальгический прием «немого кинематографа» оказался удивительно созвучен нежному, горестному и мудрому миру сарояновской прозы. Дело не в том, конечно, что действие происходит во времена Великого Немого и, следовательно, налицо попытка воссоздания эпохи через прием, хотя не следует отбрасывать и этот оттенок смысла. Дело также не в искусстве стилизации как таковой, какой бы изощренной она ни была (а в данном случае отдельные моменты фильма запросто можно принять за подлинные кадры полувековой давности). Дело в другом.

[...]

Призрачность, как бы невесомость условного мира хамдамовского фильма, его подчеркнутая двухмерность, плоскостность, сквозь которую можно, оказывается, проникать на безграничную глубину и которая способна вобрать в себя все многообразие предметного мира, — все это стало чуть ли не идеальной средой для показа невидимого, для передачи непередаваемого. Фильм не столько демонстрирует, сколько будит твое воображение, душу, способность к творчеству. Словно сам творишь во время просмотра — и потом уже не вспомнить, что видел на экране, а что — в своем воображении.

Кадр Хамдамова перенасыщен предметами давно ушедшего, забытого обихода, каждый из которых в одно мгновение успевает рассказать тебе свою историю. И даже если не успеваешь что-то расслышать, оно все равно остается жить в глубине сознания. Полифония этих голосов, аккорды изысканных натюрмортов, гармония сложно построенных интерьеров рождают дивную визуальную музыку. У Хамдамова даже скромный титр «Мак-Грегор играет на трубе» способен воздействовать сильнее любого реального соло на трубе, как угодно мастерски исполненного, ибо образ мелодии здесь каждый создает себе сам. «Волшебным фонарем» немого кино Хамдамов высветил те тайники души сарояновских героев (а также и нас, зрителей), которые не разглядишь в слепящем дневном свете будничного (скажем так) кинематографа...

http://2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=2&e_movie_id=686
 
ИНТЕРНЕТДата: Вторник, 16.08.2016, 11:26 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ЛИТВИНОВ В. Рукописи не горят // Киносценарии. 1993. № 3

Имя Хамдамова в титрах было упомянуто как-то вскользь, среди прочих студентов, но все, тем не менее, знали, что он был единоличным автором фильма: не только режиссером, но и написал оригинальный сценарий (прикрытый ссылкой на Сарояна), придумал смешные абсурдистские диалоги, сделал все декорации и костюмы, а также подобрал превосходных актеров. Впервые появилась на экране студентка Елена Соловей, осчастливившая публику замечательной улыбкой.

Реакция на фильм была резко полярной. Партком ВГИКа срочно ввел идеологическую цензуру на студенческие работы, а самые талантливые и творческие люди были по-настоящему потрясены.

В фильмотеке ВГИКа есть несколько затертых копий этого фильма, и до сих пор все поколения режиссеров тщательно изучают этот маленький черно-белый фильм длительностью 35 минут. [...] Считается, что на «В горах мое сердце» как на творческом ферменте взошла в нашем кино стилистика ретро, но, пожалуй, значение этого фильма еще шире. В нем много заразительных режиссерских приемов иного рода. После этого фильма камеры стали путешествовать по нарисованным картинам как по настоящей натуре или совершать неспешные круговые панорамы по небрежным натюрмортам, зашагала по экранам целая толпа чудаков, романтически, не к месту, играющих на трубах и горнах... [...]

Широкая публика не имела возможности увидеть «В горах мое сердце» — фильм не был в прокате, не был показан по телевидению. Негатив фильма из фильмотеки ВГИКа был кем-то выкраден.

http://2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=2&e_movie_id=686
 
ИНТЕРНЕТДата: Вторник, 16.08.2016, 11:27 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ТУЧИНСКАЯ А. Ювенильные параллели большого стиля // Искусство кино. 2006. № 10

[...] В картине «В горах мое сердце» американская провинция опоэтизирована романтикой маргинальности: все собранные и выделенные подробности обстановки скорее из фильмов 30-40-х годов, чем из реального заокеанского быта, впрочем, тогда неведомого советскому человеку. То была поэтика эстетизированной вещи, введенной в киноизображение не из утилитарной среды, но из сферы артефакта. Одушевленная красота предмета открывалась вне ординарных связей и становилась самоценной: линия пуговиц на спине героини вошла в память пунктиром девичьего позвоночника, стойка совершенно американского бара — потусторонним сиянием стекла, зеркал и лица юной Елены Соловей, будто сошедшей с картин Кватроченто.

http://2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=2&e_movie_id=686
 
ИНТЕРНЕТДата: Вторник, 16.08.2016, 11:27 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ А. Рустам Хамдамов – режиссер и художник // Советский экран. 1972. № 1

[...] На экране западный город, двадцатые годы, да лекая страна, далекое время, но ни на секунду не возникает ощущения «клюквы». Оказалось, сами студенты все сделали своими руками, абсолютно золотыми руками — костюмы, шляпы, уличные вывески и многие другие вещи. [...]

Картина «В горах мое сердце» очень повлияла на меня — все время работы над «Дворянским гнездом» я находился под ее обаянием.

Я смотрел эту картину несколько раз и каждый раз не мог понять, почему она на меня так действует, волнует, не побоюсь сказать, приводит в смятение, что в ней такого особенного? [...]

Это целый мир, живущий по своим законам. В нем множество героев, которых нет у Сарояна: негритянка с цветами, идущая по улице, девочки, едущие на велосипедах, пара, бросающая камешки на берегу, пианист (его сыграл сам Хамдамов). Эти люди без биографий, мы ничего не знаем о них, но ни разу не возникают вопросы: зачем они на экране? Куда идут? С какой целью? Они, как лейтмотивы одной музыкальной пьесы, сливаются в единый, великолепно звучащий сплав, в единый поэтический мир.

Фильм при всей своей легкости горек и ироничен, пронизан любовью к героям, к их слабостям и странностям, болью за них. [...]

http://2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=2&e_movie_id=686
 
ИНТЕРНЕТДата: Вторник, 16.08.2016, 11:28 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
В ГОРАХ МОЕ СЕРДЦЕ

"По общему мнению, он гениален", - так писали о Рустаме Хамдамове. Великолепный знаток материальной культуры и тонкий ценитель красоты, он мог бы стать знаменитым кутюрье или дизайнером. Первый же его фильм - "В горах мое сердце", снятый на учебной студии ВГИКа в 1967 г.,- вызвал восторженные отклики великих итальянских режиссеров Феллини и Антониони. Второй, “Нечаянные радости”, остался незаконченным, а третий - "Анна Карамазофф" - так и не вышел в прокат. Тем не менее, этот режиссер вошел в историю мирового кинематографа как один из самых оригинальных, ни на кого не похожих художников. "Импровизация на тему рассказа Уильяма Сарояна "В горах мое сердце", - так было написано в титрах, выполненных в стилистике немого кино. В этой стилистике был снят и весь трогательнейший и благородный фильм, который с тех пор служит хрестоматией для режиссерских курсов. Одним из многочисленных открытий этой удивительной картины стала актриса Елена Соловей: это было ее первым появлением на экране.

А.С.Кончаловский: -Картина "В горах мое сердце" очень повлияла на меня - все время работы над "Дворянским гнездом" я находился под её обаянием. Я смотрел картину несколько раз и каждый раз не мог понять, почему она на меня так действует, волнует, не побоюсь сказать, приводит в смятение, что в ней такого особенного? - Я начал чувствовать, что, как ни странно, маленькая картина студента Хамдамова у меня не выходит из головы. Я о ней думаю. Она была очень красива, хотя в ней был некий маньеризм. Многие решения в "Дворянском гнезде", сам его стиль определены ею. Я настолько был под этим впечатлением, что попросил Хамдамова сделать костюмы, и в особенности шляпы для героинь. .. Мир "Дворянского гнезда" в какой-то степени был создан и .. Хамдамовым. Он сделал для нас замечательные шляпы с цветами на полях, чудные творения - делал все своими руками. На картине он числился практикантом. Рустам, конечно же, артизан, человек исключительного таланта, я относился к нему с любовью, даже с обожанием. .. Забавно, что "Дворянское гнездо" сделано под влиянием Феллини и Хамдамова. Великий классик и студент ВГИКа".

Режиссер Кира Муратова: - Я не согласилась бы, наверное, говорить ни о ком, кроме как о Хамдамове… Когда меня спрашивают: "Кто на вас повлиял? Кто был для вас учителем?, я отвечаю так: "Наверное, масса людей, но определенно - Параджанов и Хамдамов".

"-А чем занимается твой отец? -Мой отец пишет стихи. Больше он ничего не делает. Он один из величайших неизвестных поэтов мира. -А когда он получит деньги? - Никогда! Нельзя быть великим и брать за это деньги".

Это диалог из фильма "В горах мое сердце". Студентом третьего курса Хамдамов сделал фильм, который назвали работой мастера и включили в число лучших фильмов нашего кино. "В горах мое сердце" получил все премии на внутреннем фестивале ВГИКа. Все знали, что Хамдамов был единоличным автором фильма: не только режиссером, но и написал оригинальный сценарий (прикрытый ссылкой на Уильяма Сарояна), придумал смешные абсурдистские диалоги, сделал все декорации и костюмы, а также подобрал превосходных актеров. Реакция на фильм была резко полярной. Партком ВГИКа срочно ввел идеологическую цензуру на студенческие работы, а самые талантливые и творческие люди были по-настоящему потрясены. Широкая публика не имела возможности увидеть фильм. Негатив фильма из фильмотеки ВГИКа был кем-то выкраден.

http://www.kinopoint.ru/film?id=5233
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz