Светлана Знаменщикова 26.04.2008 22:05 в Одноклассниках Фильмы Анджея Жулавского (родился 22.11.1940), польского режиссера и сценариста, не похожи ни на чьи другие. Вот уже тридцать с лишним лет с неистовым напором он осваивает территории, к-ые другие режиссёры предпочитают обходить стороной. АНДЖЕЙ ЖУЛАВСКИ не стремится к бытовому реализму, к приглаженному, подогнанному под обывательские вкусы кино. Его искусство и кинематографический стиль служат совсем другой цели: будоражить и утверждать мысль о том, что параллельно очевидному и повседневному существуют иные измерения. Он сознательно не даёт объяснений, он призывает зрителей задуматься над увиденным и прочувствованным, даже если это нельзя выразить словами.
АНДЖЕЙ ЖУЛАВСКИ говорит: «Нравиться большинству – вот требование Планеты Кино. Я не собираюсь идти на уступки ради зрителей, этих жертв жизни, к-ые думают, что фильм создаётся только для их услады, и к-ые ничего не знают о собственном существовании … Почему я должен делать что-то для глупых людей? Кто этот зритель, к-му нужно примитивное кино? Зритель – это я. … Мне интересны только те картины, в к-ых непонятна концовка. А там, где все ясно,- это телевидение, а не кино. Поэтому, если я делаю что-то, то всегда надеюсь, что это кому-то надо, что моё творчество поймут».
Действие его картин не исчерпывается буквальным смыслом, а предполагает метафорическое толкование. Постановщик, тяготеющий к методу фантастического реализма (термин не случаен, поскольку АНДЖЕЙ ЖУЛАВСКИ не раз заявлял о преклонении перед гением Достоевского), создаёт притчи о «страстях человеческих», о всепоглощающей, самосжигающей любви. Согласно Жулавскому, один краткий миг счастья оправдывает долгие мучения, раздоры, вечную и непримиримую борьбу мужского и женского начал, драматическую, а часто трагическую схватку одного человека с другим и одновременно с самим собой.
АНДЖЕЙ ЖУЛАВСКИ известен своим поразительным талантом открывать актрис. Его фильм «Главное – любить» открыл публике новую сторону самой красивой женщины 70-ых Роми Шнайдер, «Одержимость» заставила говорить об Изабель Аджани как о ведущей актрисе французского кино, и именно он сделал из Софи Марсо настоящую актрису, а не просто милую девушку из подростковых комедий. Он «выжимает» из исполнителей всё, на что они способны, ему удаётся настроить актёров на совершенно уникальный тип игры – сверхэкзальтированный, истерический модус, в своём роде настоящую одержимость бесом. Так, Изабель Аджани, увидев себя на экране в фильме «Одержимость», сказала Жулавскому: «Вы не имеете права заглядывать своей камерой в души людей».
Первым и, пожалуй, главным наряду с «Одержимостью» успехом Жулавского стал фильм «ГЛАВНОЕ – ЛЮБИТЬ» (1974), заставивший говорить о нём как о новом оригинальном таланте. Как верно отмечает французский видеосправочник «Акай», практически невозможно пересказать этот фильм, не сводя его к банальности: «Серве и Надин познакомились на съёмочной площадке. Он – фотограф, она – актриса-неудачница. Желая помочь женщине, в которую влюбился с первого взгляда, Серве покупает для неё роль в новом спектакле. Надин оказывается между двумя мужчинами. Судьба сама делает выбор …».
«Главное – любить» — это словно эпиграф ко всему подчас неуравновешенному и явно неровному творчеству Анджея Жулавского, философа любви, изначально обречённой страсти, сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, ситуаций некоего притяжения-отталкивания, влечения-презрения.
Фильмография
1971 — Третья часть ночи
1972 — Дьявол
1975 — Главное — любить
1981 — Одержимая бесом
1984 — Публичная женщина
1985 — Шальная любовь
1987 — На серебряной планете
1988 — Голубая нота
1989 — Мои ночи прекраснее ваших дней
1989 — Борис Годунов
1991 — Прощальное послание
1996 — Шаманка
2000 — Верность
Анджей Жулавски: "Я делаю фильмы о том, что мучает меня, а женщина служит мне медиумом"