"НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО" 1977
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Пятница, 13.11.2015, 18:54 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «Неоконченная пьеса для механического пианино» 1977, СССР, 103 минуты — драматический фильм по мотивам произведений Антона Павловича Чехова
Смотрите фильм
Мишель Платонов в юности был умен, смел, подавал большие надежды и был влюблен в прелестную Софи. И вот, спустя семь лет, в гостях у генеральши, где собирается весь уездный «бомонд», они встречаются снова — простой деревенский учитель Платонов и Софья — солидная, одержимая «идеями» замужняя дама…
Съёмочная группа
Режиссёр: Никита Михалков Сценарий: Александр Адабашьян, Никита Михалков, Антон Чехов Директор фильма: Татьяна Жигаева Оператор: Павел Лебешев Композитор: Эдуард Артемьев Художники: Александр Адабашьян, Александр Самулекин, Майя Абар-Барановская Монтаж: Людмила Елян
В ролях
Александр Калягин — Михаил Васильевич Платонов Елена Соловей — Софья Егоровна Войницева Юрий Богатырёв — Сергей Павлович Войницев Никита Михалков — Николай Иванович Трилецкий Антонина Шуранова — Анна Петровна Войницева Евгения Глушенко — Сашенька Платонова Олег Табаков — Павел Петрович Щербук Николай Пастухов — Порфирий Семёнович Глагольев Павел Кадочников — Иван Иванович Трилецкий Анатолий Ромашин — Герасим Кузьмич Петрин Наталья Назарова — Верочка Ксения Минина — Лизочка Сергей Никоненко — Яков Сергей Гурьев — Петечка
Интересные факты
Фильм снят по мотивам произведений Антона Павловича Чехова «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь» и др.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» снималась в г. Пущино Московской области, на берегу Оки, где в полукилометре от гостиницы стояла полузаброшенная усадьба Арцибашевых (XVIII век) с двухэтажным каменным домом, парком из заросших аллей и цветущих прудов.
В фильме использована музыка Г.Доницетти, Ф.Листа, С.В.Рахманинова.
Награды
1977 — МКФ в Картахене (Специальный приз жюри А. Калягину) 1977 — МКФ в Сан-Себастьяне (Приз «Большая золотая раковина») 1978 — МКФ авторского кино в Белграде (Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии) 1978 — МКФ в Чикаго (Премия «Золотой Хьюго») 1978 — Премия «Давид ди Донателло»
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 14.11.2015, 14:37 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Неоконченная пьеса для механического пианино
Чехов, Россия, конец прекрасной эпохи. Гости съезжаются в усадьбу: молодая вдова устраивает прием с цыганами и фейерверком. Собравшиеся веселятся и играют в фанты, но постепенно выясняется, что все в этом доме связаны неразделенными любовями, невыплаченными долгами, чувством бездарно растраченной жизни.
Молодой Михалков экранизирует будто бы не рассказы Чехова, а единственный его афоризм: «Люди ходят, пьют чай, а в это время жизнь рушится». «Неоконченная пьеса» — это, с одной стороны, блистательный капустник: Калягин, Михалков, Богатырев, Табаков — весь цвет позднесоветской актерской школы — ходят гоголем, сверкают глазами, произносят блистательные благоглупости и подражают брачному крику марала. А с другой — это многофигурная драма, за которой видится универсальная схема русской жизни, где стремление осчастливить человечество приведет в лучшем случае к вечерам за чаем в провинциальном захолустье, где беседы о благотворности труда лишь оттеняют отупляющее безделье, где все те же персонажи в сменяющихся декорациях ведут из века в век все тот же разговор: идти ли в народ, спасать ли народ — или не подавать руки чумазым; и единственное, о чем здесь можно мечтать, как говорил герой совсем другого фильма, — найти своих и успокоиться. Полунамеками, полутонами, легким авторским дыханием Михалков создал лучшую чеховскую экранизацию — и фильм на все времена, в котором расхожие понятия, что на газетно-журнальном языке называются «кризисом среднего возраста» или «судьбами России», вдруг оборачиваются шепотом в темном углу под лестницей или рассветным туманом над речной отмелью, и лучше, и точнее о главных в жизни вещах, кажется, умри — не скажешь.
Юрий Сапрыкин http://www.afisha.ru/movie/169729/review/507005/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 14.11.2015, 14:37 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «Неоконченная пьеса для механического пианино», СССР, Мосфильм, 1976, цв., 103 мин.
Не ностальгия, не умиленность движет современным режиссером, а стремление вскрыть истоки кризисных явлений, следствия которых столь явно обнаружили 70-е. Михалков пристален и точен в распознании болезни. Персонажам этой пьесы нужен беспрерывный маскарад, конденсирование переживаний, экзальтация страстей, поддерживающих в каждом из них иллюзию жизни. Без доли сентиментальности постановщик демонстрирует их несостоятельность. Учитель Платонов с его обличениями и театральными порывами; врач Терлецкий, ненавидящий больных и свои занятия, изменяющий своим обязанностям ради сомнительного удовольствия быть в среде себе подобных; пасынок генеральши и его жена, разжигающие себя сентенциями и риторическими речами о сладости простой жизни, — все эти персонажи мнят себя героями драмы, может быть, даже трагедии, но режиссер вслед за Чеховым (считал же драматург, что пишет комедии!) видит представленное сквозь призму другого жанра — драма становится фарсом. Выслушивая манифесты, поток признаний и откровений, наблюдая за бессмысленным существованием этих обитателей дворянских гнезд, Михалков исследует «пространство безвременья». Образ механического пианино, бубнящего веселую полечку, словно подчинил себе всех и вся, лишил людей воли и ответственности даже за свою судьбу. Под ее звуки легко фиглярствовать, дурить, играть чужие роли. Прекрасен мир природы. Но на этом реальном фоне — мнимые люди, фальшивые страсти, бессмысленное паразитическое существование. Весь комплекс выразительных средств приведен Михалковым в действие. Пластическое совершенство внутрикадровых построений; живописность и виртуозность операторского видения; ритмичность и согласованность темповых смен; блистательный актерский ансамбль, в котором «сольный номер» имеет самостоятельное значение, но истолкован как часть целого — все было строго определено авторской концепцией, которой и был подчинен каждый элемент кинематографической речи. В авторском высказывании была острая критическая нота. Михалков выступил против торжества искусственности, против бессмысленного самобичевания, против притворства и лжи. Можно предположить, что пафос картины был отчасти обращен и на себя: строго приговаривалась игра в «чужое», надевание масок, сокрытие своего под чужой личиной. Своевременность фильма была очевидной, но это своевременное действительно выводило реальность 70-х из автоматизма восприятия, позволяло понять смысл и драму современного существования.
http://megabook.ru/article/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 14.11.2015, 14:38 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Неоконченная пьеса для механического пианино
В судьбе первой юношеской пьесы Антона Павловича Чехова много загадочного. Утраченный титульный лист породил путаницу - долгое время она считалась "Пьесой без названия". В театральном обиходе драма более известна как "Платонов". В воспоминаниях младшего брата писателя пьеса упоминается под заглавием "Безотцовщина", под этим именем она и вошла в полное собрание сочинений писателя.
Драма была подготовлена автором к печати, но при жизни Чехова не публиковалась. Единственная попытка начинающего драматурга предложить пьесу для постановки в бенефис Марии Ермоловой окончилась неудачей - автор получил отказ. После разговора с актрисой Чехов уничтожает экземпляр драмы, разрывает в клочки. И, кажется, навсегда забывает о ее существовании, считая, видимо, пьесу не вполне удавшимся опытом, пробой пера.
"Безотцовщина" в самом деле не по-чеховски громоздка - без малого 180 страниц. Но в ней исток всей чеховской драматургии. Малая известность и относительное несовершенство "Безотцовщины" давали известную свободу Александру Адабашьяну и Никите Михалкову - авторам сценария фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино". Но свобода - это не своеволие, кинематографисты отнеслись к чеховскому тексту уважительно. Оттого не возникает ощущения потерь, хотя пьеса сильно сокращена, текст прорежен, бесследно исчезли несколько персонажей и финал изменен - в драме Софья выстрелом из пистолета убивала Платонова. "Отсебятина" сценаристов не режет ухо и столь удачно вплавлена в чеховский текст, что "уличить" Михалкова и Адабашьяна можно лишь при построчной сверке пьесы и сценария. Фильм вышел на экраны в 1976 году, и молодой режиссер Никита Михалков, снявший до "Неоконченной пьесы..." две полнометражные картины - приключенческую "Свой среди чужих, чужой среди своих" и элегантную ретро-мелодраму "Раба любви", - занял место в первом ряду советской режиссуры.
Успех Михалкова по праву разделили его талантливые соавторы, в ту пору нерасторжимая группа единомышленников: художник и сценарист Александр Адабашьян, оператор Павел Лебешев, художник; Александр Самулекин, композитор Эдуард Артемьев. И любимые актеры (о работе режиссера с актерами ходят легенды!), в новом качестве открытые Михалковым: Елена Соловей, Александр Калягин, Евгения Глушенко, Антонина Шуранова. Давно не снимавшийся Павел Кадочников, исполнивший в его фильме роль старика Трилецкого.
"Неоконченная пьеса..." стала выдающимся событием духовной жизни, любимейшим фильмом интеллигенции. "Эта картина - про нас" - лейтмотив практически всех критических статей о фильме. Одним узнавание было мучительно сладко, другим - мучительно больно, но все равно - мучительно... Вечный для российской интеллигенции круг проклятых вопросов - отсутствие настоящего дела и, как следствие, ощущение зря, в болтовне проживаемой жизни, несвершившаяся любовь, разочарование в прогрессивных идеях, душевная опустошенность - был очерчен режиссером. И как просты, безыскусны и истинны оказались его ответы...
Войницевка, имение генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой, - место действия фильма. "Ноев ковчег", на котором в один прекрасный летний день собрались "типичные представители русского общества" конца прошлого столетия. Впрочем, скорее галерея всевременных психологических типов русских людей.
Явление первое. Чаепитие на пленэре. Анна Петровна (Антонина Шуранова), дама в "возрасте элегантности" с уже чуть заметными черточками увядания на породистом лице, играет в шахматы с доктором Трилецким (Никита Михалков). Он развлекает ее не вполне пристойными сплетнями о соседях, Анна Петровна плутует и не хочет отдавать проигранные деньги.
Чуть поодаль читает газету господин Петрин (Анатолий Ромашин), сосед и кредитор хозяйки имения. Подходят Серж Войницев (Юрий Богатырев), пасынок Анны Петровны, на вид здоровенный дядька с усами, а на самом деле плаксивый балбес, беспомощный барчук, и Семен Порфирьевич Глагольев (Николай Пастухов), безнадежный консерватор и воздыхатель хозяйки.
"Гости съезжались на дачу". Вскоре, с двумя перестарками-дочерьми и востроносеньким племянником Петечкой прибудет еще один сосед - громогласный, пузатый Павел Петрович Щербук (Олег Табаков).
Приветствия, чрезмерная, преувеличенная радость при встрече и уже вполне отчетливо звучащие фальшивые нотки. С некоторой нервностью все ожидают того человека, которого доктор видит в подзорную трубу: Михаила Васильевича Платонова (Александр Калягин), подходящего к дому под руку с некрасивой, полненькой женой Сашенькой (Евгения Глушенко).
Подзорная труба, вскоре попавшая в руки Платонова, окажется чудным инструментом: в нее Михаил Васильевич увидит молодую жену Сержа и узнает свою первую, истинную и незабытую любовь - Софью.
А Софья (Елена Соловей) его не узнает и при всех присутствующих расскажет о некоем Платонове, которого знавала она в юности, человеке такого недюжинного ума и дарования, что прочили его в "министры каких-то особенных дел". "Да узнай же его, Софья!" - кричат ей. А Платонов отвешивает иронический поклон: полюбуйтесь на законченного неудачника! Вот я какой прекрасный и ужасный! Всего-навсего школьный учитель. Обрюзгший и облысевший.
"Это вы? Вы школьный учитель?" - И ваза с цветами падает из Софьиных рук. Умная и проницательная Анна Петровна отчего-то совсем некстати разражается гневной тирадой по в общем-то ничтожнейшему поводу - обжорству Трилецкого. А Платонов несется по веранде в словесном канкане, разыгрывая только что сочиненный для Софьи водевиль, выворачиваясь наизнанку, ерничая, уничижаясь.
Вскоре придет черед удивляться Платонову - куда делась та прелестная, естественная, пахнущая речной водой девочка? Нынешняя Софья - воплощенная фальшь. Она не устает молоть прогрессивную чушь: об эмансипации женщин; о труде - отродясь не работая; о хлебе, добытом своими руками, с большим аппетитом поглощая ужин, оплаченный, как все в этом доме ("И керосин на мои деньги"), господином Петриным.
Фильм Михалкова - непрерывное, чаще всего нервное и дисгармоничное движение. Зритель едва успевает следить за электрическими разрядами, то тут, то там вспыхивающими между героями. Камера Павла Лебешева переключается с одного крупного плана на другой. Лукавые уста говорят одно, пластика - другое, а пересекающиеся взгляды поведают о самом сокровенном.
Каждый из героев говорит о своем, не слушая собеседника. Платонов - о России, Трилецкий - о беспросветной скуке жизни уездного врача.
Петрин читает вслух газету, а Серж делает открытие: прогрессивные идеи лучше распространяются в маленьких странах - от одного к другому, от одного к другому... Щербук трубным рыком начинает с обличения "чумазых", "кухаркиных детей", а заканчивает идиотским "звукоподражанием брачному крику марала".
Все это взвинченное "многоговорение" сравнивается с механическим пианино, обращенным в горький символ. Хозяйка заготовила для гостей сюрприз, который отчего-то никого не развеселил, - инструмент, сам по себе играющий несколько мелодий до тех пор, пока не кончится завод.
Все перепутано в любовных отношениях персонажей фильма. Сашенька боготворит мрка: "Я так счастлива за тобой, Мишенька!" Анна Петровна, на которой хоть завтра готов жениться Глагольев, надеется вернуть прошлогодний роман с Платоновым, заведенный им со скуки и смертельно ему надоевший. Сам Михаил Васильевич влюблен в юношеское воспоминание о Софье, но оно несовместимо с Софьей нынешней: "Не то, Софья, не то..." Серж без ума от Вольтера и молодой жены: "Господи, как я счастлив! Вольтер, ты и маман - больше ничего не надо в жизни!"
Бесконечное движение по кругу, игра в фанты с завязанными глазами продолжается.
Любое действие, даже самое пустячное, обречено на неудачу. Лакей целый день вылавливает затонувший в пруду плетеный стул, а тот, как хитрая рыбешка, выскальзывает из рук, плюхаясь обратно в воду.
Серьезные намерения обращаются в фарс Серж, заставший Софью в объятиях Платонова, пытается стянуть с пальца обручальное кольцо, а оно, как на грех, не снимается. Хочет немедленно уехать - карету мне, карету! Экипаж подан, да лошадей не нашлось. Незапряженная карета с уныло торчащими оглоблями - монументом тотальному, бездействию - останется стоять посреди двора.
Отчаянная попытка Платонова утопиться окончится ничем: воды в том месте под обрывом- птичке по колено.
Встреча с Софьей, со своим прошлым, оказывается для Платонова зеркалом, но не тем, к которому мы подходим прихорашиваться, принимая подобающее, наиболее выгодное нам выражение лица, - а тем нежданным, притаившимся в укромном уголке стеклышком, застигающим врасплох и сражающим беспощадно правдивым отражением: господи! Неужели это я?!
Для Платонова наступает момент прозрения - полное осознание вконец заболтанной, заспанной жизни, в которой до сих пор ничего не сделано, все откладывалось на потом. "Черны мои черновики, чисты беловики". Неумолимо двигались стрелки часов. Увязая постепенно в будничной повседневности, обрастала жирком рвущаяся на волю душа, погружался в спячку недюжинный ум, и будущий министр, "бросивший утниверситет", стал обыкновенным че-ло-ве-ком. Мысль, которую все эти годы гнал от себя Платонов, обретает знобящую ясность утверждения: "Пропала жизнь!"
И он промчится по коридору, сотрясая сонный дом криком, распахивая двери комнат как двери в непрожитую, мимо прошедшую жизнь. Ненавидя себя, изольет желчь на всех попавшихся под горячую руку. Гадкие слова Глаголье-ву, оскорбления - надоела до чертиков! - жене.
Накал страстей был бы невыносим, если бы в фильме не присутствовали помимо гостей и хозяев Войниыевки три равноправных, но молчаливых героя. Старый барский дом, где одно за другим разбиваются сердца, одушевленная природа и мальчик Петечка.
Дом - доживающее свой век, ветшающее, заложенное-перезаложенное дворянское гнездо. Неприметно, но упорно обживает его кресла господин Петрин. Дом - живой в кряхтении своих половиц, настежь распахнутых окнах и вдруг не желающих открываться перед Платоновым дверях. Дом - хранитель тайн. Где-то в глубине, между пересечением лестниц, у него есть потайное местечко, исповедальная келейка, где произойдет объяснение Софьи и Платонова, где нежданно откроются жалкие секреты щербуковских старых дев. А чуть в стороне - шкапчик с заветным графинчиком, к которому в минуту душевной смуты прикладываются Платонов и даже элегантная Анна Петровна - враз постаревшая, с отчаянной решимостью отряхивающая потрепанное боа перед последним сражением за Платонова и уходящую молодость.
Напряженность нервических токов фильма слабеет, сходит на нет, трепетно-нежной становится тональность изображения, когда в кадре появляются ребенок и природа "Все в ней - гармония, все - диво", и не слышны еще в усадьбе топоры петринских дровосеков. Природа достойна, улыбчива и неравнодушна: то засыплет окна дома сплошными гроздьями дождевых капель, стеной ливня отгородившись от людей, без конца выясняющих свои запутанные в сто клубков со ста узелками отношения; то приласкает спящего мальчика солнечным зайчиком, который запутается в цепочке нательного крестика и вдруг брызнет золотым лучиком надежды.
"Героиней романа" окажется не умная и хваткая Анна Петровна, не изломавшаяся "прогрессистка" Софья, а простодушная, кажущаяся глупенькой клушей, "душечка" Сашенька. Она, не раздумывая, бросится за решившимся на роковой шаг мужем и скажет ему, жалкому, измученному, мокрому, такие простые и такие истинные слова: "...И мы снова будем счастливы... и будем жить долго... и нам повезет, и мы увидим жизнь новую, светлую, чистую... Только надо любить, любить, Мишенька! Пока будем любить, будем жить долго и счастливо..."
Естественность божьего мира, не загаженной человеком природы, чистота ребенка, бесхитростная, преданная любовь - ценности, записанные в охранной грамоте авторов фильма. Слишком просто и слишком сложно...
Неужто нужно дойти до края, до чуть было не свершившейся трагедии, чтобы, наконец объединившись, всем вместе под великую музыку Доницетти броситься вслед за Платоновым и радостно обниматься, и говорить друг другу хорошие, добрые слова?..
Красный шар солнца встает за спинами, белый туман окутывает все отдаляющиеся фигуры. Рама растворенного окна становится рамкой старинной фотографии с потускневшим от времени, зернистым изображением давно ушедших, но возрождающихся в каждом новом поколении русских людей. С их вечно живыми страстями, тоской по настоящему делу, томлением мятежного духа и неизбывным вопросом: "Пропала жизнь?"
Марина Кузнецова http://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0099.shtml
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 14.11.2015, 14:38 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО
Идея создания фильма родилась у режиссера во время работы над его предыдущей картиной «Раба любви». Михалков, читая записные книжки Чехова, набрел на словосочетание «механическое пианино», и этот образ предсказуемости, инерции, машинальности того, как складываются судьбы чеховских персонажей, запал кинематографисту в душу.
Над сценарием Никита Михалков работал вместе с Александром Адабашьяном. В основу легла пьеса А.П. Чехова «Безотцовщина» – произведение удивительной судьбы, написанная будущим классиком еще в гимназии, но найденная в его архивах только после смерти. Также в сценарии были использованы фрагменты произведений «В усадьбе», повести «Три года», «Моя жизнь» и др.
Съемки фильма проходили в Пущино Московской области, на живописном берегу Оки, в усадьбе Арцыбашевых. В двухэтажном каменном особняке XVIII века, окруженном аллеями старого парка и прудами, затянутыми ряской, и развернулось действие картины. С самого начала сценарий писался с расчетом на этот забытый уголок старины, представший обветшалым дворянским гнездом. После окончания кинопроб Михалков предложил утвержденным актерам провести в усадьбе лето, вести размеренный образ жизни и приходить на съемки пешком. По его настоянию артисты много гуляли, ходили в лес за грибами и обязательно участвовали в вечерних чаепитиях, где разговоры вначале велись исключительно о природе и погоде, и лишь потом плавно переходили к обсуждению предстоящего съемочного дня. Застольные беседы перетекали в репетиции. Так режиссер способствовал созданию благоприятной, практически семейной творческой атмосферы. Трое артистов были утверждены на роли в фильме без предварительных проб. Помимо Калягина, исполнившего роль сельского учителя Михаила Платонова, персонажи Серж и Шербук в сценарии изначально прописывались для соответственно Юрия Богатырева и Олега Табакова.
Самая сложная актерская задача стояла перед исполнителем главной роли. К началу съемок Александр Калягин должен был похудеть на 20 килограммов. Общеизвестна история, как Михалков «уполовинил» фломастером силуэт актера на фотографии.
Калягину пришлось в течение определенного времени соблюдать строгую диету, он питался почти исключительно гречневой кашей. «Роль Платонова стала «переломной», вспоминал позднее Александр Александрович. – Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя. Я испугался, понял, что провалил роль. Это был такой удар, что плакать хотелось. Я так привык к своим штучкам-дрючкам, к своим штампам и вдруг смотрю – на экране другой человек. Это не Калягин, это не я. Я не привык к тому, что я так двигаюсь, нет моих привычных ужимочек, привычных красок. Какой-то другой актер. И ощущение ужаса провала. Меня тогда Никита выручил. Он мне тихо-тихо на ухо: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!»
Слова режиссера стали пророческими. За роль Платонова Калягин удостоился специального приза жюри на Международном кинофестивале в колумбийской Картахене. Кроме того, на съемках «Неоконченной пьесы» он познакомился со своей будущей женой – актрисой Евгенией Глушенко, исполнившей в фильме роль жены Платонова Сашеньки.
С помощью режиссерского подхода и операторского видения Павла Лебешева многие известные актеры раскрылись и предстали перед зрителями совершенно по-новому. Интересна работа Юрия Богатырева над образом Сержа Войницева. Богатырев не боялся выглядеть жалким. Актер придумал интересный прием – поджимать при ходьбе пальцы, чтобы изобразить плоскостопие. Изменившаяся при этом походка вынуждала широко расставлять ноги и выворачивать носки при ходьбе.
Отдельного упоминания заслуживает музыкальный ряд фильма. Помимо проникновенных композиций Эдуарда Артемьева, в картине звучат произведения Рахманинова и Листа. А фрагмент из оперы Доницетти создает незабываемое настроение финала картины, пробуждая надежду на лучшее будущее.
Выйдя на большой экран осенью 1977 года, лента была восторженно принята зрителями, особенно советской интеллигенцией, которая назвала фильм «картиной про нас». В том же году «Неоконченную пьесу для механического пианино» удостоили главного приза на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Богатым на награды стал и следующий год. Картина получила Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии на Фестивале авторского кино в Белграде, премии «Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго (США) и стала обладательницей итальянской национальной кинопремии «Давид ди Донателло».
http://www.culture.ru/movies/349/neokonchennaya-pesa-dlya-mehanicheskogo-pianino
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Суббота, 14.11.2015, 14:39 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино» - 35 лет
Кинодраме «Неоконченная пьеса для механического пианино», признанной одним из лучших отечественных фильмов о русской интеллигенции, стукнуло 35 лет. Сценарий к ленте режиссер Никита Михалков написал на пару с актером и драматургом Александром Адабашьяном. Мы попросили его рассказать историю картины.
Забытая тетрадь
- Началось с того, что Никите Михалкову подарили книжечку - малоизвестная пьеса юного Чехова «Безотцовщина». Мы заинтересовались, стали наводить справки. Выяснили, что в 17 лет Чехов написал пьесу (впервые в жизни) в пять актов с убийством и самоубийством, цыганами и железной дорогой, в общем, всем, что мог написать молодой человек, полный энергии. Пьесу отнесли Ермоловой, которая потом молча эту тетрадку вернула. Молодой литератор нигде больше о ней не вспоминал. После его смерти нашлась копия... И вот мы с Никитой загорелись снять фильм по Чехову. Подали заявку, но она с год пылилась безнадежно. А потом выяснилось, что до выполнения плана киношникам не хватает одной единицы. Стали думать, что можно быстренько запустить, вспомнили про нашу заявку. Вызвали нас, спросили, есть ли у нас готовый сценарий. Мы сказали: «Да», - хотя у нас ничего не было. «Приносите». - «Ну, надо поправить, он не совсем готов». - «Сколько может стоить фильм?» Мы назвали заниженную сумму - порядка 300 тысяч рублей. Нам дали «добро».
Подходящая натура нашлась в Пущине. Новенькая гостиница для киногруппы, в 150 метрах - заброшенная усадьба с полуразвалившимися постройками, остатками парка с лестницами, скульптурами, на берегу реки. То, что нужно. Мы с Никитой заселились в гостиницу и сели за написание сценария, который родился за полтора месяца.
Писали вдвоем. Когда общую конструкцию придумали, то делали так: подробно разбирали две сцены. Затем расходились писать каждый свою. Встречались, зачитывали. Спорили и ругались. Но приходили к консенсусу и брали две следующие сцены.
Придумали, что должно быть неудачное самоубийство. Хотели приписать поступок героине Саше. У Чехова она кончает самоубийством. Но потом решили отдать эту сцену главному герою.
«По пьесе Платонов погибает, убитый Софьей, - вспоминает Михалков. - Мы от этого отказались. Мне кажется ошибкой писателя то, что его Иванов застрелился. Застрелиться может человек, способный на поступок. Чеховские герои поступков не совершают. Таков и Платонов».
Соловей нянчилась с младенцем
На главную мужскую роль Михаила Платонова сразу же утвердили Александра Калягина, которому Михалков поставил условие похудеть. Актер сел на диету из одной гречневой каши и за месяц сбросил 25 кг.
- Из суеверия он не говорил, что худеет для роли, а на расспросы, почему он так тает, отвечал, что само собой получается. В театре решили, что он серьезно болен, - вспоминает Адабашьян.
На роль генеральши Войницевой приняли Людмилу Гурченко. А на роль Трилецкого - Евгения Стеблова. И вдруг перед съемками случилось сразу два ЧП: на мюзикле «Мама» Гурченко сломала ногу. А Евгений Стеблов, которому уже были пошиты костюмы для роли Трилецкого, попал в ДТП и слег в больницу с переломами.
«Пришлось в срочном порядке заменить Гурченко Антониной Шурановой, а играть Трилецкого я уговорил самого Михалкова, который оказался одного роста со Стебловым, и пошитые костюмы ему пришлись впору. Правда, роль Трилецкого пришлось урезать, - говорит Адабашьян. - Но и это не все. Утвержденная в картину Елена Соловей, для которой мы писали роль Софьи, перед съемками родила и сообщила, что не может сниматься, берет годичный отпуск для ухода за ребенком.
Начали снимать похожую на нее актрису, и быстро стало ясно, что она не вытянет роль. Она это поняла и сама ушла с картины. Михалков вызвал своего помрежа - женщину, которая дружила с Соловей, и умолял ее любыми путями привезти ему на съемку Елену. Говорил: что хочешь делай - похить ребенка, но чтобы Соловей была!
И вот наш помреж просидела полдня в кустах возле дачи Соловей, дождалась, когда она пойдет гулять с коляской, бросилась ей в ноги, рыдала, что, если вернется на съемочную площадку одна, то Михалков ее уволит или повесит и будет она приходить к Соловей во сне со следом от веревки на шее...
В общем, Ленка сдалась. Уговорила мужа ее отпустить и приехала из Ленинграда к нам на съемки вместе с младенцем, пеленками, сосками, бутылочками.
На съемках Елене и ее малышу создали все условия. Наняли нянечку. Составили график кормления. Но через месяц молоко у нее пропало - сказалось нервное напряжение съемок…
Съемки - как праздник
- Снимали мы по театральному принципу - много репетировали, а только потом делали дубли. Из-за этого съемка получалась четко и тонко выстроенной, - рассказывает Адабашьян. - Михалков говорил: «Мы тратим пленку, а артисты - себя».
Сложился такой уклад. Каждый вечер после съемок играли в футбол, потом шли на Оку купаться. Договорились, что все обращаются друг к другу на «вы» и по имени-отчеству. От гостиницы к усадьбе всегда шли пешком, вели неспешные беседы о погоде, чтобы ощущалась атмосфера того времени. В общем, сейчас все вспоминается как сплошной праздник, хотя на самом деле не все было просто и весело.
Роман в кино и в жизни
По сюжету между Платоновым и Сашенькой случается взаимное притяжение, которое в итоге ничем не заканчивается. А вот между исполнителями этих ролей Калягиным и Евгенией Глушенко за кадром произошел настоящий роман, вылившийся в законный брак.
Калягина роль буквально вымотала:
- Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя и испугался. Мне показалось, что это провал. Но Никита мне тихо-тихо на ухо сказал: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!»
Награды
Исполнитель главной роли фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» Александр Калягин был удостоен в 1977 году Специального приза жюри за исполнение роли Платонова на МКФ в Картахене (Испания) и приза «Большая золотая раковина» на фестивале в Сан-Себастьяне (Испания), в 1978 году фильм получил Гран-при Союза художников кино и телевидения Югославии на Фестивале авторского кино в Белграде, премию «Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго (США) и итальянскую национальную кинематографическую премию «Давид ди Донателло».
Анна ВЕЛИГЖАНИНА, 18 Октября 2012 http://www.kp.ru/daily/25969.3/2906132/
|
|
| |
|