Андрей_Шемякин | Дата: Понедельник, 03.08.2015, 18:36 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
| С Олегом Борисовым Вадим Абдрашитов в третий раз встретился на «Слуге». Это уже прямой, если угодно, римейк «Доктора Фаустуса» Томаса Манна с поправкой на советские реалии. Абдрашитов ввёл туда и цитату из «Двадцатого века» Бертолуччи, – чтобы обозначить иллюзорное стяжение времён, – ведь всё равно герой Юрия Беляева, Павел Клюев, остаётся с женой на платформе, – запертый в своём времени, в то время, как Гудионов, Кощей Бессмертный Административной Системы (таков был ещё принятый тогда общеупотребительный эвфемизм Советской Власти), уезжает в будущее. В наше с вами будущее. Его-то и играет – гениально – Борисов. Это его соло. Не менее мощному Алексею Петренко режиссёр даёт только эпизод, – здесь поединок не очный, а заочный, и даже почти не состоявшийся, – одна фигура в нашей жизни – олицетворение власти исторической, – была упразднена, а вторая, конкретное воплощение Власти метафизической, Абсолютной (можно прочитать о ней, например, у Даниила Андреева), получила всю полноту власти. В двух сценах Борисов неописуем. Первая – в самом начале: когда обычный господин в шляпе и чесучовом – дачном – костюме, он вдруг начинает рычать на волка, и тот, поджав хвост, покидает поле битвы: эта территория – за Нечистым, – нашенским, родным. И вторая сцена: Гудионов парит над Россией – без парашюта! – и в восторге даёт волю эмоциям, и кричит в экстазе: «Родина моя»! Так режиссёром и сценаристом был подведён итог советскому прошлому. Потом был «Армавир». Опять многофигурная композиция. И, естественно, уже без Олега Борисова. Кто бы мог подумать, что он уйдёт так скоро? Свидетельствую: Вадим Юсупович буквально локти кусал, – могли бы ещё поработать.
«СЛУГА» 1989, СССР, 141 минута — двухсерийный фильм Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе
В дом к известному провинциальному руководителю хора Павлу Клюеву приходит его бывший начальник Андрей Андреевич Гудионов, у которого Клюев когда-то работал водителем. Много лет назад Гудионов щедро наградил Клюева за преданное служение, подарив ему дом, познакомив с будущей женой и назначив дирижёром хора. Гудионов намекает Клюеву, что его давнишний враг Брызгин по-прежнему жив и доставляет ему проблемы.
Съёмочная группа
Автор сценария: Александр Миндадзе Режиссёр-постановщик: Вадим Абдрашитов Оператор-постановщик: Денис Евстигнеев Художники-постановщики: Александр Толкачёв, Олег Потанин Композитор: Владимир Дашкевич
В ролях
Юрий Беляев — Павел Сергеевич Клюев Олег Борисов — Андрей Андреевич Гудионов Ирина Розанова — Мария Алексей Петренко — Роман Романович Брызгин Александр Терешко — Валерий Лариса Тотунова — невестка Михаил Янушкевич — часовщик Вячеслав Жариков — механик Феликс Антипов — Михаил Ирина Чериченко — хористка Валерий Новиков — Отец Василий
Режиссёр о фильме
Поводом для появления фильма «Слуга», по воспоминаниям режиссера, стала статья в одной из центральных газет о карьере крупного коррумпированного чиновника и о судебном следствии в связи с этим.
«Была там одна строка о том, что шофёр этого чиновника был практически его слугой, порученцем в разных делах и делишках. Чиновник этот перебирался из провинции в Москву вместе с семьей, но хотел перетащить в столицу ещё и свою любовницу. Он взял с собой водителя – с условием, что он оформит фиктивный брак с той самой женщиной. В советское время трудно было себе представить, что такое вообще возможно! История «слуги» показалась нам с Александром Миндадзе интересной. Стали думать об этом, говорить, не подозревая сначала, что из этого маленького эпизода может вызреть замысел целого фильма».
«Ещё в процессе написания сценария возник термин – «Белый дьявол». Было понимание, что столь сложного персонажа может сыграть только Олег Борисов. Он, конечно, был артистом невероятного масштаба, гением. Актёр тогда лежал в больнице в тяжелом состоянии. Но когда мы с Миндадзе привезли ему сценарий, Олег, прочитав, загорелся этим замыслом! Через какое-то время он вышел из больницы полный творческих, но, к сожалению, не физических сил. Впрочем, никаких следов его тяжелой болезни на экране не видно».
«Брызгин – такой же дьявол, как и Гудионов. Просто характер пожиже. Если бы он оказался расторопнее, первым бы поставил грузовик на пути машины Гудионова – и правил бы страной! Но уже со своими идеями, набором дежурного материала для политической борьбы. Вслушайтесь: как объясняет Гудионов свои разногласия с Брызгиным? «Брызгин говорит, что я с ног на голову все поставил. Ошибается. Я с головы на ноги. Это он…» Получается, как у Свифта: с какого края разбивать яйцо… Что это как не банальная борьба за власть? А в ней, как известно, со средствами не церемонились. За этими людьми – крах, разрушение. И залог этого краха – абсолют власти одного человека над другим, поскольку сам этот абсолют безнравственен».
«Конечно, наш Пашка «Шакал» просто божий одуванчик по сравнению с сегодняшней обслугой «хозяев жизни». Однако сейчас расслоение на слуг и хозяев видно хотя бы без всякой художественной условности. Я не говорю, что это правильно. Но возможно ли общество, в котором в принципе нет слуг и хозяев? Вопрос очень сложный. Нас всё же интересовала сама природа Власти и Служения. Вспомните финал фильма!»
Интересные факты
«Слуга» — седьмой фильм творческого дуэта А.А.Миндадзе – В.Ю.Абдрашитов, относящийся к перестроечному периоду. Авторы используют свой излюбленный приём, обращаясь к экранной фантасмагории. Сложно переплетённый сюжет, в котором перепутаны временные нити, советская номенклатурная мифология и реальность, последовательно ведёт зрителя к развязке.
Взаимоотношения пары главных героев — Гудионова и Клюева — выходят за обычные рамки отношений «хозяин — слуга». Власть областного правителя распространяется далеко за пределы возможностей начальника, который может просто одарить своего подчинённого. Как и фаустовский Мефистофель, нестареющий Гудионов распоряжается судьбой и душой своего слуги, даруя ему всё, вплоть до таланта дирижёра. Финальная сцена фильма, в которой мелодия хора, которым руководит Клюев, постепенно перетекает в «Agnus Dei» (музыка Владимира Дашкевича), словно подчёркивает полное моральное уничтожение героя.
Актёрская игра в значительной мере формирует атмосферу картины.
Артистическая работа Олега Борисова поражает острой точностью там, где точности вроде бы и неоткуда браться. И в этом она решающе важна для фильма «Слуга».
Критики прослеживают некоторую общность между фильмом режиссёра Джозефа Лоузи и работой Абдрашитова. Но если у Лоузи слуга подспудно порабощает хозяина, повторяя его поведение и, в конце концов, меняется с ним местами, то в советском фильме слуга, полностью подчинившись, исчезает и растворяется как личность. Объединяет эти картины многоликое и одновременно безликое «дьявольское» начало, подчиняющее и разъедающее человека, который продал душу или, точнее, не имел её с самого начала.
Фильм снимали в различных городах, включая Коломну, Серпухов, Москву и Киев. В фильме можно заметить коломенский район Колычёва, автотуннель, ведущий к Коломенскому заводу. Когда Клюев приезжает в Коломну на автовокзал, на заднем плане виден Коломенский Кремль. Торжественная встреча Гудионова, на которую его привозит Клюев снималась у центральной проходной КБМ. Особняк Гудионова, где Клюев падает из окна – дача Берии в Сокольниках. Санаторий где лечится Брызгин – Несвижский замок. Наружные декорации особняка Клюева были построены в районе Пуща-Водица Киева, а интерьеры – в павильонах Мосфильма. Дворец культуры, где Клюев впервые пробует дирижировать – дом культуры г. Жуковский Дворец культуры, где выступает успешный Клюев – основная сцена театра Современник (до реконструкции) Квартира, где живёт Гудионов – дом на набережной Тараса Шевченко, г. Москва, Кутузовский просп., 26к3
Награды
1989 — кинофестиваль «Созвездие», приз за лучшую главную мужскую роль (Олег Борисов) 1989 — МКФ в Западном Берлине: Премия А. Бауэра «За фильм, открывающий перспективы в развитии кино» Премия Международной Католической организации в области кино (OCIC) Приз экуменического жюри 1989 — Премия «Ника»: За лучшую мужскую роль (Олег Борисов) За лучший сценарий (Александр Миндадзе) 1991 — Государственная премия СССР: Вадим Абдрашитов, Юрий Беляев, Олег Борисов, Владимир Дашкевич, Денис Евстигнеев, Александр Миндадзе, Лилия Тереховская, Александр Толкачёв
|
|
| |