Андрей_Шемякин | Дата: Понедельник, 03.08.2015, 18:23 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
| Относительно этой картины, и её фабуле, замешанной на отношениях двух мужчин, -взрослого и, фактически, подростка, стремящегося стать взрослым, существует всего лишь две трактовки, и обе убедительные. Одна - социальная: перед нами - кризис сознания так называемого "гегемона", на собственной шкуре почувствовавшего, что в советском мире что-то неладно, то есть советские ответы на все случаи жизни явно не годились. Могла быть не эта история, а другая, - но всё равно, драма назревала и вышла наружу вот таким образом. Другая трактовка властно вписывала героя Игоря Нефёдова (года за полтора обратившего на себя внимание в фильме Никиты Михалкова "Пять вечеров") в конфликт, у картины обнаруживалось два центра, и отношения между персонажами трактовались как латентно-гомосексуальные. Это толкование появилось во второй половине 80-х, когда стало известно, что одну сцену, где герой Гостюхина, - Виктор Белов, - бьёт смертным боем Беликова, героя Нефёдова. Этот эпизод существует, его сохранил Госфильмофонд, и я его видел. Действительно, гнев Белова трудно объяснить одним только осознанием того, что только что вытащенному из колонии парню он НЕ НУЖЕН. Но в целом такое толкование - типичный случай "вчитывания" в текст картины, додумывание её возможного подтекста, - поисков половой "идентичности". Однако и сценариста Александра Миндадзе, и режиссёра Вадима Абдрашитова явно интересовал не этот аспект отношений двух мужчин в позднетоталитарном социуме, этот - факультативен. Может быть, может - не быть. Как и отношения двух женщин в ленте Ильи Авербаха по сценарию Натальи Рязанцевой - "Чужие письма". Как шутили в те годы: "Каждый всё понимает в меру своей...осведомлённости". И всё же - какие были времена, и как играли актёры, если их исполнение могло натолкнуть на столь эксцентрическое прочтение!
|
|
| |