"ТРАМВАЙ «ЖЕЛАНИЕ»" 1951
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Воскресенье, 30.03.2014, 07:36 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «ТРАМВАЙ „ЖЕЛАНИЕ“» (англ. A Streetcar Named Desire) 1951, США, 125 минут — драма по одноимённой пьесе драматурга Теннесси Уильямса
Далеко не юная, но все еще привлекательная Бланш Дюбуа приезжает в Новый Орлеан к беременной сестре Стелле, живущей с мужем Стэнли в местных трущобах. Бланш сообщает сестре, что разорена, ушла с работы и жить ей негде и не на что. Стэнли, воплощение естественности и грубости, сразу невзлюбил её за пристрастие к алкоголю и неуместное кокетство. Вскоре у Бланш появляется поклонник и призрачная надежда на замужество, но Стэнли расстраивает их помолвку…
Съёмочная группа
Режиссер: Элиа Казан Сценарий: Теннесси Уильямс, Оскар Сол Продюсер: Чарльз К. Фельдман Оператор: Хэрри Стрэдлинг ст. Композитор: Алекс Норт Художники: Ричард Дэй, Бертрам Таттл, Джордж Джеймс Хопкинс Монтаж: Дэвид Вейсбарт
В ролях
Вивьен Ли — Бланш Дюбуа Марлон Брандо — Стэнли Ковальски Ким Хантер — Стелла Ковальски Карл Молден — Гарольд Митчел (Митч) Руди Бонд — Стив Хаббел Ник Деннис — Пабло Гонсалес Пег Хилиас — Юнис Хаббел Райт Кинг — собиратель пожертвований Ричард Геррик — доктор Энн Дир — экономка Эдна Томас — мексиканка Мики Кун — матрос
История создания
На ранней стадии разработки проекта Уильям Уайлер изъявлял свой интерес к экранизации пьесы Теннесси Уильямса и видел в роли Бланш Бетт Дейвис. Роль Бланш была первоначально предложена Джессике Тэнди, затем от неё отказалась Оливия де Хэвилленд, а Вивьен Ли она досталась потому, что фильмы с участием этой актрисы собирали большую кассу. Джон Гарфилд отказался от роли Стэнли, так как не хотел оказаться в тени своей звёздной партнёрши.
Элиа Казан поначалу не хотел браться за постановку, поскольку считал, что он сделал с пьесой всё, что мог, ещё на театральной сцене. Уговорил же его стать режиссёром фильма сам Теннесси Уильямс. Картина была снята за 36 дней. До съёмок в фильме Вивьен Ли сыграла Бланш в первой лондонской постановке пьесы Уильямса, режиссёром которой был её тогдашний муж Лоуренс Оливье. Позже Ли призналась, что Оливье повлиял на её исполнение роли Бланш в картине больше, чем постановщик киноверсии Элиа Казан. Сразу девять участников бродвейской постановки «Трамвая „Желание“» во главе с Марлоном Брандо повторно исполнили свои роли в киноверсии.
Англичанка Вивьен Ли чувствовала себя не в своей тарелке, снимаясь в одной компании с членами нью-йоркской театральной труппы. Эти её ощущения Элиа Казан удачно использовал в картине. Снявшись в этой картине, Вивьен Ли, и до этого страдавшая серьёзным психическим заболеванием, именуемым маниакально-депрессивный психоз, стала плохо отличать действительность от жизни её героини. В одном из поздних интервью она признавалась, что именно роль Бланш привела её к безумию, в том числе, из-за которого актриса ушла из жизни в столь раннем 53-летнем возрасте.
История цензуры
Еще до начала съемок Джозеф Брин, глава АКСППК, сказал продюсеру, что пьеса не выйдет на экран, если не будет удалена значительная часть сцен и диалогов. Прочитав сценарий, Брин 28 апреля 1950 г. написал записку в компанию Warner Brothers: ему придется удалить намек на «подразумеваемое сексуальное извращение» в реплике Бланш о ее молодом муже и «намек на нимфоманию в отношении самой Бланш». Вдобавок Брин также предсказывал проблемы со сценой изнасилования и предлагал несколько вариантов, в том числе что Бланш сама придумала это изнасилование, а Стэнли «положительно» доказывает, что он этого не делал. В процессе переговоров между цензорами и студией Брин в конце концов сдался, поскольку и Казан и Уильямс твердо стояли на своем, a Warner Brothers отстаивала проект — и солидное капиталовложение, которое уже и без того пострадавшая студия не могла себе позволить потерять, если хотела выжить. Однако Брин все же выиграл в споре об изнасиловании: он убедил Казана, что нужно наказать Стэнли в финале тем, что он потеряет любовь Стеллы, — пусть она шепчет своему ребенку: «Мы никогда не вернемся. Никогда, никогда не вернемся, никогда не вернемся». Как заметил Шумах: «Таким образом, двенадцатилетние могут поверить, что Стелла уходит от мужа. Но остальные прекрасно поймут, что это всего лишь вспышка эмоций».
Как только фильм получил одобрение Брина, режиссер переключился на другие проекты, однако компания Warner Brothers узнала, что Общество добродетельных католиков (ОДК) собирается присудить фильму код «С» (запрещено), что лишило бы его многих зрителей-католиков. По просьбе Warner Brothers Казан встретился с представителем ОДК, отцом Патриком Мастерсоном, который заявил режиссеру, что он не цензор и не имеет права указывать, что делать. Когда Казан ушел, он подумал, что фильм останется нетронутым.
Однако существует еще один этап цензуры художественных фильмов, который ни Казан, ни Уильямс не приняли во внимание. В кинопромышленности студии не нужно разрешение ни сценариста, ни режиссера, чтобы вырезать сцены из фильма после окончания съемок. Привилегия вносить изменения в картину после завершения съемок называется «правом последних ножниц».
После того как ОДК выдвинуло Warner Brothers свои требования, студия вырезала сцены из той версии фильма, которую Казан и Уильямс сочли окончательной. Были удалены крупные планы, чтобы отношения между Стеллой и Стэнли не выглядели такими страстными, а также слова «в губы», когда Бланш предлагает разносчику газет поцеловать ее. Цензоры также вырезали упоминания о сексуальной неразборчивости Бланш и слова Стэнли, которые он произносит перед тем, как изнасиловать Бланш: «А почему бы и правда не побаловаться с вами… что ж, пожалуй, вполне сойдете…», а также большую часть сцены изнасилования.
В 1993 г. в рецензии на восстановленную версию кинокритик Роджер Эберт заметил, что вырезанными оказались пять минут фильма, в которых заключалась большая часть всего эмоционального воздействия.
Когда «Трамвай «Желание» впервые вышел на экран, вокруг него разгорелось множество споров. Критики вопили, что он аморальный, декадентский, вульгарный и греховный. И это уже после того, как основные кадры были вырезаны по настоянию Warner Brothers самими цензорами от кинопромышленности. Элиа Казан, режиссер фильма, боролся за восстановление этих кадров — и проиграл. Многие годы пленка, длиной всего в пять минут — но это были главные пять минут, — считалась утраченной. Однако реставрация 1993 г. вернула ленту к версии Казана, и теперь мы можем увидеть, насколько на самом деле дерзким был фильм.
Последние ограничения на картину наложило ОДК, а не АКСППК и Брин, который «потихоньку ослаблял Правила», чтобы поддерживать на плаву студию Warner Brothers, отчаянно нуждавшуюся в финансовом успехе.
Интересные факты
«В 1951-м приходилось догадываться о вещах, которые сегодня ясны всем. «Трамвай» - это классика новой кинематографической эры», - сказал Роджер Эберт, один из самых известных американских кинокритиков.
Современными историками кино «Трамвай „Желание“» признан классикой, и периодически включается в списки лучших кинокартин в истории: к примеру, Американским институтом киноискусства и IMDB, где фильм неизменно входит в топ-250. Американская киноакадемия отметила ленту Казана 12-ю номинациями на премию «Оскар», четыре из которых оказались выигрышными.
В нескольких интервью Марлон Брандо заявлял, что ненавидит своего персонажа.
Роль Бланш была первоначально предложена Джессике Тэнди, затем от нее отказалась Оливия де Хэвилленд, а Вивьен Ли она досталась потому, что фильмы с участием этой актрисы собирали большую кассу.
Джон Гарфилд отказался от роли Стэнли Ковальски, так как не хотел оказаться в тени своей звездной партнерши.
Актёр Микки Кун, сыгравший племянника героини Вивьен Ли в «Унесенных ветром», исполнил в «Трамвае „Желание“» роль моряка, который помогает Бланш войти в трамвай.
Фраза «Стелла! Эй, Стелла!» заняла 45-е место в списке 100 самых крылатых кинофраз, составленном Американским институтом киноискусства.
Этот фильм и «Телесеть» (1976) вошли в историю как единственные две картины, которые были удостоены по три «Оскара» за актерскую игру.
Роль Карла Молдена в немецком переводе озвучивал актёр Макс Эккард.
В 2007 году Американский киноинститут поставил эту ленту на 47-е место в списке 100 величайших фильмов за всю историю.
Награды
Венецианский кинофестиваль, 1951 год Победитель: Специальный приз жюри Победитель: Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Вивьен Ли) Номинация: Золотой лев
Оскар, 1952 год Победитель: Лучшая женская роль (Вивьен Ли) Победитель: Лучшая мужская роль второго плана (Карл Молден) Победитель: Лучшая женская роль второго плана (Ким Хантер) Победитель: Лучшая работа художника (ч/б фильмы) Номинация: Лучший фильм Номинация: Лучшая мужская роль (Марлон Брандо) Номинация: Лучший режиссер (Элиа Казан) Номинация: Лучший адаптированный сценарий Номинация: Лучшая работа оператора (ч/б фильмы) Номинация: Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы) Номинация: Лучший звук Номинация: Лучший саундтрек для драматических/комедийных картин
Золотой глобус, 1952 год Победитель: Лучшая женская роль второго плана (Ким Хантер) Номинация: Лучший фильм (драма) Номинация: Лучшая женская роль (драма) (Вивьен Ли)
Британская академия, 1953 год Победитель: Лучшая британская актриса (Вивьен Ли) Номинация: Лучший фильм
Смотрите трейлер и фильм
http://vk.com/video16654766_168084605 http://vk.com/video16654766_163220894
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Воскресенье, 30.03.2014, 07:37 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| 4 апреля 2014 года Киноклуб «Ностальгия» представляет фильм №10 (26; 349) сезона 2013-2014 «ТРАМВАЙ “ЖЕЛАНИЕ”» режиссёр Элиа Казан, США
***
О фильме «ТРАМВАЙ “ЖЕЛАНИЕ”» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/film/486/
***
Это грустная история. Даже душераздирающая. Честно!
***
Гениальное кино. Всегда смотрю его с восторгом и не перестаю удивляться его бесподобности.
***
Фильм вне рейтингов и оценок. Актерская игра, которая выше таланта. История вне времени.
***
Один из самых лучших фильмов, которые я когда-либо смотрела.
***
Человеческая трагедия, которая разыгрывалась и разыгрывается каждый день.
***
Магия кино творит такие чудеса, что перестаешь замечать игру актёров и кажется, что на экране разыгрывается драма реальных людей.
***
Это практически идеальная театральная постановка, запечатленная на кинопленку. Актеры ведут себя вполне театрально, но при этом все настолько естественно, что забываешь, где театр, а где реальность. Каждая реплика, каждое движение естественны и исполнены без малейшей фальши. Замечательные актерские работы главной четверки — Вивьен Ли, Марлона Брандо, Ким Хантер, Карла Молдена.
***
«Трамвай «Желание» — это самый лучший фильм с Вивьен Ли, на мой взгляд. По глубине игры актрисы фильм намного превосходит знаменитый «Унесённые ветром». Сам сюжет, его живость и волнительность не могут не очаровать.
***
Это глубоко личная картина, в которой присутствует ощущение некой интимности, словно ты, незамеченный, стоишь у замочной скважины и следишь за тем, как рушится мир героев. Или сам ходишь по душным комнатам. Черно-белая пленка невероятным образом передает куда больше цветной. Рваные ритмы джаза и тоскливо звучащее издалека пианино придают картине неуловимое очарование, тонкий психологизм, бархатность.
***
Фильм жестокий, очень жестокий. Ор, крики, ад. Здесь собралось все. Я просто была в шоке от этого ужаса. Но это шедевр. Давнишний шедевр, который надо посмотреть. В прошлом веке мало плохих фильмов снимали. Этот прекрасен.
***
Тандем Элиа Казана, Вивьен Ли и Марлона Брандо выдался на славу, заслуженно был отмечен огромным количеством престижных наград киноакадемии и занимает достойное место среди шедевров о неоднозначности человеческой натуры, грубой силы и лёгкой невыносимости бытия, в конце концов.
***
Отличный фильм, демонстрирующий конфликт превосходно сыгранных, очень настоящих и извечно жизненных персонажей, неподвластных времени.
***
Тяжёлая бытовая драма обретает в «Трамвае «Желание» ещё более высокую, надсоциальную, общеловеческую силу, раскрывая смысл экзистенциального отчуждения. Конфликт безгранично прост. Один человек не сочувствует другому. Конфликт бесконечно глубок. Один человек ввергает другого в ад отчаянного одиночества и абсурдного непонимания.
***
«Трамвай Желание» — это картина, создавая которую, хорошо поработали все. Это отличная экранизация одноименной пьесы Теннесси Уильямса, которой взгляд через объектив кинокамеры придал шарм и сделал это произведение не только театральной классикой, но и классикой кинематографа.
***
Этот фильм, прежде всего, о ней. О жестокости людской к тем, кто слабее и отличается от них. Страшный, жестокий фильм без крови и убийств. Но он еще страшнее. Потому что происходит убийство души, убийство надежд и жизни.
***
Кинофильм, поставленный кинорежиссером (Элиа Казан) от сцены, который, как и Элиа Казан, не далеко ушел от театра: сплошные декорации (от «цветов для мертвых» до зловонного переулка Нового Орлеана), выразительная игра и нехитрая визуализация. Но в этом и есть соль — как любой спектакль этот, по сути, телеспектакль стоит на плечах актеров, которые держат почти всю тяжесть необходимого триумфа на обоих плечах, и тексте пьесы. Подмостки не дают простора для визуализации, во всяком случае, не давали в серединных годах прошлого века, поэтому нужны такие сценарий и актеры, которые закроют собой всю условность театральной среды.
***
Смотреть этот фильм приятно и тяжело одновременно. Наше поколение зрителей привыкло пусканию пыли в глаза, когда золушка, поселившаяся среди плебеев, обязательно находит поддержку в лице сверкающего доспехами принца. Трамвай «Желание» из тех честных фильмов, где хороший финал не предусмотрен, потому что в жизни при таких обстоятельствах его быть не может.
***
Браво актёрам, блестяще воплотившим образы. Браво режиссёру и, естественно, браво самому мистеру Теннесси Уильямсу. Драма вышла сочной и яркой, несмотря на отсутствие цвета в ленте.
10 из 10
***
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 04.04.2014, 06:29 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| ТРАМВАЙ "ЖЕЛАНИЕ"
Классическая пьеса Теннесси Уильямса, не сходящая с театральных подмостков всего мира и неоднократно экранизировавшаяся, в подробном пересказе сюжета, полагаю, не нуждается. Поговорим об экранизации, осуществленной многолетним товарищем драматурга, крупнейшим театральным и кинорежиссером Элиа Казаном (настоящая фамилия его, турка по происхождению, - Казанджоглу) в 1951 году, была первой. И остается лучшей. Как лучшим остается и исполнение Марлоном Брандо роли Стэнли Ковальского. Что касается главной женской роли в этом фильме, то работа Вивьен Ли, на мой взгляд, менее бесспорна. По крайней мере, у Джессики Ланж в позднейшей экранизации "Трамвая..." образ получился более живым и эмоциальным. Но это так, к слову.
В фильме Казана показано противостояние героини не от мира сего и полумещанской-полурабочей среды Нового Орлеана 30-х гг., шире противостояние общества (чтоб не сказать страны), лишенного истории, а значит, культуры, - романтике, уже одним своим названием историю и культуру предполагающей.
Как, должно быть, помнит читатель, то ли блаженная, то ли сумасшедшая женщина, потеряв дом (дворянское гнездо, вишневый сад), в котором родилась и выросла, утратив работу и саму возможность жить в городке, где все обитатели слишком хорошо ее знают, приезжает в Новый Орлеан к своей сестре, которая обитает на рабочей окраине промышленного центра в страстном сожительстве с молодым красавцем, пьяницей и игроком. Мечтательница и фантазерка, она сразу же вызывает недоверие, а затем и откровенную неприязнь практичного и приземленного зятя. Противостояние доходит до того, что в финале картины, воспользовавшись отсутствием отправленной в роддом жены, Ковальский насилует женщину, а затем, собравшись всем "дном", дом-коммуна отдает доведенную до безумия героиню в руки психиатров.
Представьте себе Офелию (лучше всего в исполнении А. Вертинской в козинцевском "Гамлете"), утратившую рассудок, но избежавшую гибели в воде, добавьте к этому образу чуть-чуть от образа деревенской дурочки из фильма Тенгиза Абуладзе "Древо желания" в исполнении Софико Чиаурели, и вы получите то, что сыграла Вивьен Ли.
В отличие от Ли, Брандо играет тип, или, лучше сказать, весь американский город, мир, не управляемый молодыми, но молодым принадлежащий. Или принадлежать долженствующий (в следующем поколении хиппи это докажут на практике). Стэнли Ковальский - "браток", здоровяк-самец, красавчик-жиголо, почти сутенер, почти шулер, почти пролетарий, почти горилла. Захочет - осчастливит, не заметит - раздавит. Но именно "почти", потому что, как ни странно, эта горилла способна на большое чувство, нет, не духовное, - на страсть и привязанность чисто плотскую, земную, по принципу "бьет - значит любит". И когда он, как приговор, приводит в исполнение этот принцип по отношению к человеку не от мира сего, получается - и ощущается (а значит, задается актером) - что герой Брандо не только убивает единственную живую душу в окружающем болоте, но уничтожает и что-то малое, хрупкое, почти невидимое в самом себе, то, что позволяло ему не просто овладевать, но любить, тот мерцающий огонек, что ненадежно, но все же освещал, мерцая, болото общества без истории, читай - без культуры и души.
Киновед Милена Мусина ("Первый век кино". М.: Локид, 1996. С. 422) пишет: "Актер ненавидел своего персонажа, так же как ненавидел его сам Теннесси Уильямс, написавший великую пьесу". Ненавидел, но сыграл как истинно трагедийный образ, сыграл пусть и антигероя, но человека, которому нельзя не сочувствовать. И тем самым, переиграв Вивьен Ли, сделал образ своего персонажа, самца и хама, но отнюдь не нелюдь, главным героем в картине Казана - черно-белом шедевре полувековой давности, снятом в стилистике скромного камерного спектакля, однако расказывающем о главном и вечном конфликте бытия, о конфликте духа и плоти, необычайно сильно и талантливо, так, как и должна рассказывать истинная классика.
Рецензия: Виктор Распопин http://kino.websib.ru/article.htm?no=521
|
|
| |
|