Понедельник
25.11.2024
21:27
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ЛАРИСА" 1980 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ЛАРИСА" 1980
Александр_ЛюлюшинДата: Вторник, 17.01.2023, 21:10 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«ЛАРИСА» 1980, СССР, 20 минут
— документальный фильм Элема Климова о погибшей в автокатастрофе супруге Ларисе Шепитько


В фильм вошли кадры из картин Шепитько «Зной», «Крылья», «Ты и я», «Восхождение», архивные кадры со съёмочных площадок фильмов, аудиофрагменты из интервью Шепитько, множество фотографий. О режиссёре рассказывают её муж Элем Климов, актрисы Стефания Станюта и Майя Булгакова, писатель Валентин Распутин, по повести которого «Прощание с Матёрой» Шепитько начала снимать свой последний фильм незадолго до гибели.

Съёмочная группа

Сценарист и режиссёр: Элем Климов
Композитор: Альфред Шнитке
Дирижёр: Эри Клас
Операторы: Юрий Схиртладзе, Алексей Родионов
Художник: Виктор Петров
Звукооператор: Борис Венгеровский

Смотрите фильм

https://vk.com/video-36362131_456240878
 
Андрей_ШемякинДата: Вторник, 17.01.2023, 21:14 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
Картина эта была абсолютно беспрецедентной. Во-первых, в советском кино снимали фильмы о режиссёрах и об актёрах, но каждый раз оговаривалась дистанция. Два профессионала, - документалист и "игровик" - находились по разные стороны камеры, и первый пытался как-то всё же "раскрыть" последнего, но мнимая контактность героя была иллюзорной: он говорил на камеру, что надо, и лишь мастерство позволяло что-то "поймать" существенное, важное именно для данного конкретного человека. Всё это называлось фильмами "о людях искусства", имело свои каноны, свою периодизацию, и методы "утепления" культурных героев. Были и способы отступить от канонов, - маленькие домашние радости, заметные опять-таки профессионалам: то освещение менялось в кадре, в результате чего герой начинал выглядеть - буквально на секунду - не столь однозначно, как его речи, дозволенные, или не очень. Элем Климов, снимая и монтируя ленту о своей погибшей жене Ларисе Шепитько всей этой маскировочной техники вообще не заметил. Прямо: "От сердца к сердцу", а метод - "как сказано, так и снято". По-мужски скупой комментарий, -только факты, самое необходимое, и лишь относительно "Восхождения" сказано чуть побольше, включая оценку - не мужа, но соратника по профессии: "Высшее свершение режиссёра Ларисы Шепитько". В то же время - никакой сухости. Это такая сдержанность: чтобы не закричать. Боль претворилась в повествование, дала ему импульс, но не поглотила его. Это фильм о человеке, который сначала понял своё предназначение, а потом и исполнил. Разумеется, титрами обозначены всего четыре картины, снятые Ларисой Ефимовной, и в документальных фильмах о ней, сделанных существенно позже, уже другими, звучит эта цифра. Хотя на самом деле Шепитько сняла 5 полнометражных и одну среднеметражную ленту, - "Родина электричества", но ко времени работы над фильмом Элема Германовича и "Родина электричества" по Андрею Платонову, и мюзикл (!) "В тринадцатом часу ночи" лежали на полке. И смерть Ларисы здесь ничего не изменила: до перестройки их как бы не было. Только Алексей Герман на вечере памяти Шепитько в 1981-м, в Белом зале Дома кино, -а я сам слышал его слова, поскольку там же находился в этот момент,- сказал о закрытых лентах. И добавил: "Если бы я не верил в советскую власть при двух закрытых картинах (уже своих -А.Ш.) -я бы повесился". Климовская "Лариса" была показана на том вечере, - но я совершенно не помню самого Элема как-то выступающим со сцены и что-то публике говорящим (вечер вёл Виктор Петрович Дёмин). Всё сказал фильм. Критик Елена Стишова написала после премьеры том, что это шедевр. Действительно. Лента буквально покоряет воплощённым совершенством формы, конкретнее - монтажа, - вообще самой сильной стороны Климова-режиссёра. Все привычные компоненты, входящие в картины такого рода, на месте. Вот они: закадровый голос, интервью (их три, - с актрисами Стефанией Станютой и Майей Булгаковой и писателем Валентином Распутиным, - и все говорят о Ларисе с нежностью, искренне, глубоко, -Майя Булгакова прямо скажет: "Я хочу объясниться в любви", - сильнейший момент картины), фотографии, кадры из фильмов, которые опять же скупо - комментирует Климов. И - главное: голос самой Ларисы, - фрагменты потрясающего интервью, записанного кинолюбителем на встрече с нею, и полностью опубликованного уже после гибели режиссёра в 9-м номере журнала "Литературное обозрение" за 1979-й год критиком и редактором "Союзинформкино" Львом Ароновичем Рыбаком. То есть перед нами - человеческий документ большой эмоциональной силы. И, слушая экран, всматриваясь в портреты и фотографии, понимаешь, почему за Ларисой шли, почему её боготворили актёры, с которыми она умела работать, как мало кто. Фактически - и об этом тоже написала Е.Стишова, - эта картина - о Преображении "гарной дивчины", любимой ученицы Довженко (сама она скажет, не без юмора, - "я была эмбрионом") в человека огромной духовной силы, ещё до конца не знающей возможностей этой силы, ещё только ищущей воплощения в кино. "Восхождение" было первым шагом на этом - новом - пути. Он же, фильм, оказался последним шагом. Вот откуда это потрясающее сочетание безысходного трагизма и веры, неизвестно откуда берущееся, которое чувствуется в картине Элема Климова. Оба мастера отнюдь не были верующими в катакомбном смысле, позднесоветское воцерковление их, видимо, не коснулось. И это важно, они осознавали себя советскими, но с неизбывным грузом - не только социального, но и, шире, метафизического чисто советского опыта страдания, но и победы над ним. А именно - опыта безрелигиозной веры, которому ответили, как могли, - сами, оставшись наедине с необходимостью по-человечески выразить невозможность существовать с мыслью Смерти-без-Воскресения. Осталось договорить то, что в фильме уже фактически сформулировано на языке образов. Лариса была остановлена какой-то нездешней силой. (Как и -позже - Тарковский, но это другая тема). Какой - не знаю. И знать не хочу. Сокуров что-то сказал по поводу этой силы в "Днях затмения"(1988), - безотносительно к конкретному горю. Климов, - сделав "Иди и смотри", - своего рода эпилог "Восхождения", завершив тем самым диалог в одной семье двух выдающихся мастеров, фактически ушёл сам, оставив "перестроечную" идею "Краткого Курса истории ВКП(б)" - о Сталине и сталинизме не воплощённой на экране. А мог бы, - учитывая конъюнктуру тех лет. В ответ на вопрос о том, почему, -Герман Климов, неизменный его соавтор, цитирует фразу режиссёра: "ВидЕние было. Не надо этого делать". И точка. Но никакого отношения к фильму "Лариса" не имеет этот непросветлённый кошмар конкретного поколения. И слава Богу. В картине остались боль от до конца невыразимой потери, и свет. Пусть он в ней и останется.

24.02.2018
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz