Александр_Люлюшин | Дата: Пятница, 26.07.2013, 21:29 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| Евгений Львович Шифферс (1934 - 1997)
Родился 6 сентября 1934 года в Москве.
По отцу он происходил из рода немецких дворян, поступивших в XIX веке на русскую службу, по матери – из армянского культурного рода Пирадянов (Пирадовых). Отец, Лев Владимирович, был дипломатом, потом переводчиком, мать, Евгения Васильевна – актрисой, позднее служащей профсоюза работников культуры.
Л.В. Шифферс оказался в числе осужденных Постановлением ЦК 1946 г. «О репертуарах драматических театров и о мерах по его улучшению» и лишился работы. Семья жила в бедности.
Поступив по окончании школы на факультет журналистики МГУ, Евгений из-за тяжелого материального положения семьи вынужден был уйти из университета и поступить в артиллерийское училище. После училища – двухлетняя служба в армии. Во время службы на Урале Шифферс женился.
В ноябре 1956 года оказался в Венгрии, в составе советских войск, направленных на подавление мятежа; был там контужен. В декабре родилась дочь Елена.
В 1958 году Евгений Шифферс был демобилизован по состоянию здоровья – в звании лейтенанта.
В этом же году он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино. Окончил его в 1964 году по классу Георгия Товстоногова.
Поставил на разных театральных площадках Ленинграда несколько спектаклей, ставших событием в театральной жизни города. Первым из них был спектакль «Сотворившая чудо» по пьесе У.Гибсона, дипломная работа Шифферса. Потом были «Антигона» Ж.Ануйя, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Маклена Граса» М.Кулиша, «Кандидат партии» А.Крона, «Что тот солдат, что этот» Б.Брехта.
Обвиненный партийным руководством в «формализме», Шифферс был лишен возможности работать в ленинградских театрах.
В 1966-1967 годах был снят фильм «Первороссияне», концепция и постановка которого целиком принадлежали Шифферсу (формально режиссером-постановщиком считался А.Г. Иванов). Новаторский по своей эстетике фильм также был не принят партийными кураторами кинематографа и на широкий экран не вышел.
С начала 1960-х годов Шифферс пишет художественную прозу (рассказы и повести, пьесы, сценарии) и театроведческие тексты. Во время съемок фильма написаны первые части большого и сложного по составу произведения, «романа» «Смертию смерть поправ».
В 1967 году, не имеющий возможности работать в Ленинграде Е.Л. Шифферс переезжает в Москву. Здесь он пытается продолжать театральную работу – ставит в «Современнике» спектакль «Народовольцы» (совместно с О.Н. Ефремовым), сотрудничает на Таганке с Юрием Любимовым и создает ещё несколько не получивших сценического воплощения театральных проектов. Но и здесь, несмотря на неизменное восхищение профессионалов его театральным искусством, новаторство Шифферса, его непреклонно отстаиваемые мировоззренческие позиции не дают возможности реализовывать свои планы. Последняя осуществленная Шифферсом театральная работа – спектакль «Прежде чем пропоет петух» в каунасском театре (1973).
Важнейший переломный момент – зима в Тарусе, на даче у семьи переводчиков Н.Оттона, Е. и В. Голышевых, в 1967-68 годы. Это время завершения «романа», время интенсивного самообразования; это и время напряженного мистического опыта, сыгравшего определяющую роль для всей последующей жизни.
В Москве рождается новая семья Шифферса. Жена, Лариса Михайловна Данилина, становится на все оставшиеся годы самым близким человеком, доверенным лицом и помощником.
В это время Шифферс активно общается с широким кругом гуманитарной интеллигенции. В составе его дружеского окружения художники Э.Неизвестный, Э.Штейнберг, И.Кабаков, В.Янкилевский, М.Шварцман, писатели В.Максимов и Ю.Карякин, философы А.Пятигорский, Д.Зильберман, О.Генисаретский, индолог Б.Огибенин и мн. др.
В 1970 году рождается вторая дочь, Мария, которой посвящено и к которой обращено многое из написанного в последующие годы.
В конце шестидесятых и в семидесятые годы написан целый ряд произведений богословского и религиозно-философского содержания – «Обрезанное сердце», «Инок», «Богооставленность», «Параграфы к философии ученичества», «Белый отрок» и др. Философскому и религиозному обоснованию художественного творчества посвящены эссе о друзьях-художниках, сборник «Памятник».
Театральные, историософские и педагогические идеи Шифферса оформляются в виде проекта Мемориального Театра Достоевского, или «Театра Мертвого Дома».
В начале 1980-х годов Е.Л. Шифферс резко сокращает общение, ограничивает его семьей и кругом ближайших друзей.
В 1980-е годы в центре внимания оказывается историософии Россия, темы русской святости (в первую очередь, св. Серафим Саровский) и русской гениальности (Пушкин, Достоевский, К.Леонтьев). В этот период написаны пьесы «Русское море», сборник «О наречении патриарха» и др.
С конца 1970-х и до конца жизни важнейшей для Шифферса становится найденная им форма «преодоления Гуттенберга» – рукописные тетради.
В последнее десятилетие жизни Шифферса главной темой его размышлений стали жизнь и мученический подвиг Царской Семьи. В 1991 году он снял фильм «Путь Царей» – мистическое расследование убийства в Екатеринбурге.
Позднее результаты работы над этой темой оформляются в виде особого рода сборников, «папок» – «Свастика святой Аликс», «Самадхи», «Анафема. Убийство. Имущество».
Обдумывается проект шестисерийного фильма, продолжающего расследование, начатое в «Пути Царей». Осуществлен только тридцатиминутный видеофильм «Путь Царей. Расследование» (9 марта 1997 года), ставший завещанием Шифферса.
15 мая 1997 года Е.Л. Шифферс умер от третьего инфаркта.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Режиссёр
1967 Первороссияне 1991 Путь Царей 1997 Путь Царей. Расследование. Завещание (документальный фильм)
Сценарист
1991 Путь Царей 1997 Путь Царей. Расследование. Завещание (документальный фильм)
Роли в кино
1968 Интервенция (полковник контрразведки) 1991 Путь Царей (буддийский следователь)
|
|
| |