"СТЕПЕНЬ РИСКА" 1968
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Вторник, 24.09.2024, 11:29 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3269
Статус: Offline
| «СТЕПЕНЬ РИСКА» 1968, СССР, 90 минут — фильм Ильи Авербаха по мотивам повести кардиохирурга Николая Амосова «Мысли и сердце»
Несколько дней из жизни заведующего кардиохирургическим отделением больницы показаны с документальной точностью. На фоне повседневных дел доктор Седов должен принять непростое решение о сложнейшей операции на сердце выдающегося математика Саши…
Съёмочная группа
Автор сценария и режиссёр-постановщик — Илья Авербах Оператор — Владимир Ковзель Художник — Василий Зачиняев В фильме звучит музыка Сезара Франка.
В ролях
Борис Ливанов — Михаил Иванович Седов, профессор Иннокентий Смоктуновский — Александр Кириллов, математик, пациент Седова Алла Демидова — Женя Кириллова Людмила Аринина — Мария Александровна Юрий Гребенщиков — Олег Петрович Леонид Неведомский — Пётр Евгеньевич Вячеслав Васильев — Степан Филинов, доктор Юрий Соловьёв — Дима, врач Алла Балтер — Алла, анестезиолог Лариса Буркова — медсестра Лариса Алёшина — мать Нади Виктор Ильичёв — студент-двоечник Анатолий Егоров — студент-двоечник
Интересные факты
В фильме Иннокентий Смоктуновский читает отрывок из стихотворения Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» (1956).
Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.
Награды
Большой приз Международного кинофестиваля в Варне, посвящённого деятельности Красного Креста и здравоохранения, 1969 год (Илья Авербах и Борис Ливанов).
|
|
| |
И_Н_Т_Е_Р_Н_Е_Т | Дата: Вторник, 24.09.2024, 11:35 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 194
Статус: Offline
| СТЕПЕНЬ РИСКА По мотивам повести Николая Амосова «Мысли и сердце»
У кардиохирурга Седова, одного из самых крупных авторитетов в этой области, на операционном столе умирает девочка, хотя Седов был уверен в успехе операции. Ему предстоит куда более сложная операция по замене сердечного клапана – и тут в благополучном исходе он не уверен. Сомнения усилены долгими спорами с пациентом – скептичным интеллектуалом математиком Александром Кирилловым. Однако возможность продлить жизнь обреченного человека диктует хирургу необходимость срочного принятия решения. Бригада начинает готовить Сашу к операции. А после нее следует бессонная ночь, на протяжении которой врачи во главе с Седовым продолжают бороться за жизнь Кириллова, потерявшего много крови. Утром, убедившись, что непосредственная угроза жизни пациенту миновала, Седов покидает больницу.
Ленфильмовец Илья Авербах, пожалуй, самый недооцененный из режиссеров, появившихся в шестидесятые. Все его замечательные картины (других не было) массовый зритель, практически, игнорировал, а профессионалы и начальство встречали либо сдержанно-положительно, либо молчаливо, либо сурово-укоризненно. Началось все с начальственной «оценки» новеллы «Папаня», которую молодой постановщик сделал для фильма Игоря Масленникова «Личная жизнь Кузяева Валентина». Осенью шестьдесят восьмого, в пароксизме борьбы с «чешским ревизионизмом» ленту обличили от души. Всю. Досталось и отдельно «Папане».
Отзывы на фильм «Степень риска», вышедший в феврале шестьдесят девятого, были одобряющими. Однако основные похвалы достались не режиссеру, а замечательному хирургу Николаю Амосову, повесть которого «Мысли и сердце» легла в основу написанного Авербахом сценария. Ну, и не менее замечательному представителю классической мхатовской актерской школы Борису Ливанову, сыгравшему врача по фамилии Седов.
Меж тем, на больничном материале Авербаху удалось подытожить дискуссию, ставшую главной для советской интеллигенции славного десятилетия.
Классический спор «физиков» и «лириков», начатый в кино Михаилом Роммом в «9 днях одного года» (1961) обрел в «Степени риска» завершающую всеохватность именно потому, что развернулся в больничной палате, кабинете врача и операционной.
Кто такой доктор? Господь Бог, Создатель, Демиург, распоряжающийся человеческой жизнью? Или – инженер, чинящий тела своих пациентов? Седов в точном, сочном и сдержанном исполнении Бориса Ливанова – скорее, первое. Пересмешник Кириллов (Смоктуновский), несмотря на свое положение, постоянно вышучивающий медицину и отказывающий ей в претензиях на высшую миссию, полагает врачей не инженерами даже, а слесарями.
Говоря о мастерстве кинорежиссера, мы обычно имеем в виду выстраивание ритма повествования. Перемены его темпа. Умение высказаться языком визуальных образов… меж тем, одним из основных показателей этого мастерства является работа с актером. Точнее, выбор того или иного исполнителя на ту или иную роль.
Отдав Седова Ливанову, Авербах прекрасно понимал, что приглашает «глыбу, матерого человечища» советской старой закалки, многократного лауреата сталинских премий, одного из любимцев «отца народов». Замечательного артиста. Ливанов играет ясно и просто, безо всякой аффектации. При этом он всегда внутренне наполнен, в нем чувствуется сила.
Иннокентий же Михайлович, один из основных знаков-символов «лирических» шестидесятых, постоянно «пережимает» по части своей фирменной «странности». Умом понимая талантливость его персонажа, мы не можем отделаться от ощущения его некоей неряшливости, мешающей сопереживанию.
Соединение в одном кадре двух прекрасных актеров, чередование их дуэтных сцен с эпизодами, в которых они пребывают порознь, без лишних слов и кинематографических, «штучек» дает режиссеру возможность сообщить, на чьей он стороне.
Впрочем, из сегодняшнего далека, авербаховское понимание божественности врачебной профессии выглядит немного старомодным. Когда в финале, попросив чайку, Седов обнаруживает отсутствие сахара, то удивленно восклицает: «Достаньте! Какой же чай без сахара!»
Сегодня, когда соль, сахар, хлеб, масло, молоко и прочие базовые продукты питания превратились в различного рода «яды», говорить о какой-либо высокой миссии врачей бессмысленно. Только и исключительно – починка.
Сергей Лаврентьев https://archivefest.ru/2022/films/stepen-riska
|
|
| |
|