"ДЕНЬ ГНЕВА" 1943
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Суббота, 10.11.2012, 20:43 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3264
Статус: Offline
| «ДЕНЬ ГНЕВА» (дат. Vredens dag) 1943, Дания, 94 минуты — драма по основанной на реальных фактах по пьесе норвежского писателя Ханса Вирс-Йенсена «Анна, дочь Петера»
1623 год. В маленькой датской общине показательные процессы над ведьмами поставлены на поток. Женщин, обвиненных в колдовстве, сжигают на костре; процессами руководит преподобный Абсалон Педерссен. Суровая воля пастора лишь однажды дала сбой — когда он пощадил и спас от огня мать своей второй жены, молодой Анны Педерстоттер. Теперь же пастора шантажирует приговоренная к смерти Марта Херлофа — если он не спасет ее, она грозит выдать тайну Абсалона. А жене пастора словно дела нет — она влюблена в его сына Мартина, и близок час, когда тихая, неприметная Анна поднимет бунт против мужа и безжалостной свекрови…
Съёмочная группа
Режиссер: Карл Теодор Дрейер Сценарий: Карл Теодор Дрейер, Пол Надсен, Paul La Cour, Могенс Скот-Хансен, Ханс Вирс-Йенсен Mogens Skot-Hansen Продюсеры: Карл Теодор Дрейер, Таге Нилсен Оператор: Карл Андерссон Композитор: Poul Schierbeck Художники: Эрик Аес, Karl Sandt Jensen, Ольга Томсен Монтаж: Энн Мари Петерсен, Эдит Шлюссель
В ролях
Тиркильд Роос — Абсалон Педерссен Лизбет Мовин — Анна Пребен Лердорфф-Рай — Мартин Зигрид Найлендам — Мерет Альберт Хоберг — епископ Анна Свиеркиер — Марта Олаф Уссинг — Лаурентиус
Информация от прокатчика
«День гнева» — напоминание о славной истории датского кино, один из ключевых шедевров величайшего режиссера Дании, кумира Ларса фон Триера и многих других современных скандинавов, Карла Теодора Дрейера. Эта картина снималась в труднейших условиях, став следующей работой Дрейера после эпохального «Вампира»: на завершение «Дня гнева» потребовалось больше десяти лет, а съемки велись во время оккупации Дании нацистами. Дрейер возвращается к своим любимым темам, затронутым еще в «Страстях Жанны д’Арк»: противостояние индивидуума обществу, сильные женщины против безжалостных и лицемерных мужчин, обреченность человека на одиночество и непонимание. В медленном, торжественно-ритуальном ритме он рассказывает об охоте на ведьм в Скандинавии XVI века. Героиня изменяет мужу-пастору с его сыном; после внезапной смерти нелюбимого супруга ее обвиняют в колдовстве. Каждый персонаж картины — и жертва, и палач, каждый несчастлив и потому готов приговорить другого к пыткам и костру. В 1943 году критики объявили провалившийся в прокате «День гнева» неудачей мастера, а сегодня он считается одним из важнейших фильмов ХХ века.
Интересные факты
Съемки фильма шли в годы немецкой оккупации Дании. Неудивительно, что многие прочитали фильм как политическую аллегорию. Однако Дрейер всегда настаивал, что любые аллюзии с политической современностью в его ленте случайны и не запланированы. Поговаривали, что он намеренно выбрал на роль Анны актрису-блондинку, чтобы ни у кого не возникло ощущения, будто охота на ведьм подразумевает истребление нацистами евреев. Подобный факт не доказан, однако стоит отметить, что актриса Лизбет Мовин больше у Дрейера не снималась.
В фильме нет других титров, кроме названия.
Американский критик Джонатан Розенбаум утверждает, что пьесу «Суровое испытание» Артур Миллер наверняка писал под воздействием Дня гнева.
Англоязычное прокатное название – Day of Wrath. На видео в Америке фильм также выходил под названием Day of Anger.
Смотрите фильм
http://vk.com/video16654766_163633310
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Понедельник, 12.11.2012, 23:04 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3264
Статус: Offline
| 16 ноября 2012 года Киноклуб «Ностальгия» представляет фильм №12 (304) сезона 2012-2013 «ДЕНЬ ГНЕВА» режиссёр Карл Теодор Дрейер, Дания
***
О фильме «ДЕНЬ ГНЕВА» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru
***
«День гнева» Карла Теодора Дрейера — это лаконичность киноискусства, возведенная в степень совершенства.
***
Простое и мощное кино великого датского режиссера.
***
«День гнева» никак иначе, чем шедевром мне будет назвать попросту стыдно.
***
Это гениальное по своей простоте кино и его стоит посмотреть всем и каждому.
***
«День гнева» в некотором роде меняет всякого человека решившегося на просмотр этого старого детища Дрейера. И, конечно же, оправдывает большинство его надежд и ожиданий…
***
Очень естественный, размеренный, временами даже камерный фильм Дрейера наполнен ужасом предчувствия катастрофы, безвыходной ситуации, обусловленной «женским бунтом». На протяжении всего фильма нарастает ощущение занесенного меча, неотвратимой беды и угрозы. Тревога усилена с помощью филигранной работы с камерой и светом, чередования светлых и темных планов, подчеркивающих мимолетность жизни и ожидания расплаты; тревожное спокойствие северного лета перемежается с мрачными подземельями инквизиции и дымом костров. Мистическое, темное начало в фильме оттеняется колышущейся на ветру летней листвой и церковным хором. За счет игры с тенями оператору удается максимально просто и отточенно выразить чувства, бушующие во внешне спокойных героях фильма.
***
Начинавший когда-то как мэтр незвукового кино, датский режиссер в своей картине 1943 года настойчиво, скрупулезно и фанатично добивается той же шокирующей выразительности крупного кадра, цепкости операторского ракурса и безжалостности монтажа, что и в своей более ранней «немой» картине 1928 года — «Страсти Жанны д`Арк». Преследуя зрителя ощущением того, что каждый сантиметр фильма создавался режиссером под лупой — в буквальном смысле этого слова.
Фильм Дрейера — это апогей сдержанности в минималистичных традициях скандинавского кинематографа. Истонченная до паутинной микронности линейная нить повествования, монохромная графичность фильма и почти немая скупость диалогов — ох, какая обманчивая простота!
Мало кому удавалось такими скупыми мазками так филигранно изобразить обоюдоострую мощь внутреннего потенциала женской натуры. Богиня любви и одновременно ведьма. Нежный ангел и околдовывающее чудовище. Отдающая себя без остатка чувству и ломающая условности норм морали. Воплощение бескорыстного любящего самопожертвования и требующая страсти. Желающая получать и дарующая блаженство… Дрейер невероятно точно подметил особое свойство любви, раскалывающее женскую натуру на две половины. Если она не уходит в русло преображающей природы, не находит себя во взаимности и не продолжается в детях — она может стать мощной иррациональной силой, разрушающей основу основ — саму природу.
Сюжет задуман режиссером заранее предсказуемым: до мелочей и покадрово — вплоть до финальной развязки. Добиваясь этим эмоции напряженного ожидания уже очевидной концовки фильма. С каждой последующей сценой все сильнее, до боли, сжимая холодными тисками сердце зрителя. Параноидальная атмосфера средневековья компактно сжата Дрейером в полуторачасовую камерную историю девушки, избежавшей огня и — обреченной на огонь. Прожитая в полную силу жизнь женщины и всего лишь краткий эпизод в жизни мужчины.
Сквозным мотивом в фильме звучит библейская «Песнь Песней». История ветхозаветных Соломона и Суламифь может символизировать собой весь фильм в целом. Посередине библейской святости и суровых устоев пуританства расцветающим весенним яблоневым садом проходит линия любви главных героев фильма как победоносного гимна жизни и как упоительно-запретного яда. Мрачный средневековый антураж картины словно подчеркивает: как ускользающе-мимолетна жизнь, как недолговечен пик женственности, как недосягаем даже краткий миг любви…
«День гнева» производит эффект невидимого и беззвучного взрыва, неумолимо стирающего в пепельную пыль все, что попадает в зону его поражения. Только кино. Только полтора часа сумасшедшей гениальности кадра и отточенной актерской игры. Нокаутирующий ступор после финальных титров фильма…И уже потом, повторной взрывной волной как сквозь разлом в бетонной дамбе — с бешеной, едва сдерживаемой скоростью врываются, заполняя до отказа — ассоциации, мысли, эмоции…
Карл Теодор Дрейер, идеалист от кинематографа, выбравший главной темой своих работ духовный поиск, в 1943 году создал «День гнева». Одну из своих наиболее впечатляющих киноисповедей перед богом и зрителем.
***
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 16.11.2012, 20:05 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| День гнева / Vredens dag (1943)
После "Вампира" Дрейер снова вернулся к близкой для него теме религии, взяв за основу нового фильма историю об охоте на ведьм. Для меня "День гнева" стал в определенном смысле открытием, потому что я уже начала ассоциировать Дрейера с экстатическими и подчеркнутыми крупными планами "Страстей Жанны Д'Арк", эта же картина прозрачна, геометрически выверена, кристально чиста, а характеры взяты в крайнем, но аптекарски взвешенном своем проявлении, оставляя возможность развития лишь для главной героини. Молодая жена в окружении старого мужа, увлеченного богом и ведьмовскими процессами более, чем ею, его молодого и красивого сына от умершей женщины и властной, жесткой свекрови, — закрытая, совершенная система, в которую проникает жалкая, перепуганная старушка, желающая спастись от костра. От пламени ей спастись не удается, но зато удается посеять сомнение, семена гнева, которые произрастают и дают всходы. Не стоит думать, что "День гнева" порадует длительными процессами, пытками и разговорами о дьяволе. Дрейера занимает совсем другое — таинственный расцвет веры в собственную испорченную мощь у кроткой и терпеливой прежде Анны. Она узнает о том, что ее мать тоже обвиняли в колдовстве, о том, что та могла едва ли не разговаривать с мертвецами и привораживать любого, кого ей хотелось, и с молодухой происходят настоящие трансформации.
Режиссерская власть Дрейера проявляется в том, что ты, хоть и понимаешь лживость обвинений в ведьмовстве, смотришь в лукавые, хитрые, полные насмешкой и ненавистью глаза прежде такой тихой, почти незаметной Анны — и почти готов признать пробуждение ее женского нутра за колдовство, овладевшую женщиной черную магию. Во времена охоты на ведьм существовал любопытный феномен — многие оговаривали себя, придумывая жуткие вещи, связанные с дьяволом и оргиями, которых в реальности происходить не могло. Это не касается показаний, полученных под пытками инквизиции, после которых даже немой начал бы живописать свои сношения с Сатаной. Во многих случаях оговаривали себя именно женщины, приписывая себе огромную темную силу. Корень этого лежит в бесправности женщины, ее подчиненном положении, которое в тяжелых случаях и провоцировало признание себя чернокнижницей, владеющей тайными знаниями, способными подчинить других. В "Дне гнева" происходит нечто подобное: выданная без ее желания за старого пуританина Абсолона Анна попадает в чужой дом, где правит властная мать Абсолона, существование которой составляет благополучие сына. Хозяйка дома прекрасно прозревает опасность — молодая жена и полный жизни сын/не родственник при наличии мужа, увлеченного лишь своей задачей по искоренению ереси, а потому относится к Анне в высшей степени неприязненно. Но все это терпеть можно только до тех пор, пока душой не овладевает влечение, любовь, — и главная героиня, попавшая в тяжелую, неразрешимую ситуацию, постепенно увлекается идеей собственной избранности, которая и даст ей возможность преступить правила, преступить лживенькую мораль, заставляющую совеститься секретного блуда с сыном мужа. Чем дальше, тем сильнее Анна начинает верить в свою ведьмовскую силу, правящую людьми, а влюбленный в нее Мартин подтверждает ее манию.
Многие хвалят Дрейера за построение фильма, работу с тенями, за рембрандтовский кадр, но, на мой взгляд, лучшее в "Дне гнева" не это. При первом просмотре он кажется слишком уж простым, теперь так не делают, но спустя время прозреваешь ужас надвигающейся бури и мрачных предчувствий в доме, где происходит дуэль взглядов между суровой свекровью и потерявшей страх невесткой. Финал блистателен, это триумф. Женское, страстное, любовно-трепетное постепенно перерастает в желание самостоятельно решать, а вместе с пониманием бездеятельности и слабости любовника видоизменяется в абсолютно независимую от обстоятельств уверенность в себе. Анна больше не хочет быть игрушкой, ее даже не смущает предательство любовника, ведь она — ведьма. Даже так — Ведьма, которую ничто не способно сломить. "День гнева" можно трактовать как своеобразное возрождение женского начала на фоне общего мракобесия и бесправия. Каково время, таково и "начало" — пробуждение скрытого прежде гнева женщины.
http://www.ekranka.ru/film/297/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 16.11.2012, 20:05 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| День гнева Уникальный, единичный в своем роде фильм Дрейера – о вечном нашем мучительном, порой, болезненном неприятии непостижимого, об испепеляющей страсти вытравить непознанное и угрожающее из рационального (в данном случае – религиозного) опыта в постижении мира. Собственно, церковные постановления, каллиграфически прописанные чернильным пером, об уже свершившихся судах над ведьмами («сегодня был исключительно чудесный день; Марта Херлофа была счастливо сожжена») звучат, как анамнез наоборот, как свидетельство о чудесном излечении общества от очередной поразившей его болезни. Это не прямолинейная оккультная драма о тотальном потустороннем зле, но рассеянное в напряженной, предгрозовой атмосфере фильма ощущение почти физического присутствия ведьмовского начала в датской деревушке тем же пером прочерчено режиссером скупо и более чем убедительно. В этом мире каждому знакомо чувство прикосновения неведомого – и тем, кто судит, и тем, кого осудят. Лента намеренно двусмысленна и не дает прямых ответов; финал не ставит не только точку, но даже многоточие – он кажется разверстой черной бездной, в которую провалятся и жители общины, и зритель, рискнувший прикоснуться к мистическому миру Дрейера. Не случайно фильм пытались упросить, втиснуть в прокрустово ложе банальной политической аллегории; разумеется, он больше и загадочней любой заостренной актуальности.
Алексей Дубинский http://www.dnevkino.ru/allfims/vredensdag.html
|
|
| |
|