Валентина_Нежумира | Дата: Вторник, 21.08.2012, 22:31 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 483
Статус: Offline
| Подготовили: студентки 3 курса немецкого отделения ФЛиМК ЛГПУ Нежумира Валентина, Киреева Кристина, Глиняная Дарья, Кулакова Анна
ДРУГИЕ МИРЫ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ (22.08.1902 – 08.09.2003)
Министр вооружений и военной промышленности Третьего рейха Альберт Шпеер: «Как единственная женщина с официальными функциями в партийном механизме, она часто противостояла всей партийной организации, которая поначалу готова была поднять против нее бунт. Политические руководители, традиционно враждебно относящиеся к женскому движению, словно вызов воспринимали уверенное поведение этой женщины, которая без тени смущения командовала мужчинами, преследуя свои цели».
Кинорежиссер Рэй Мюллер: «Ее талант стал ее трагедией… Она была слепа, потому что была одержима, все время, подобно лазерному лучу, сосредоточивалась только на своей работе, не глядя ни налево, ни направо… Но в такое время, как тогда, в Германии, человек обязан оглядываться по сторонам, а не быть простым лазерным лучом. От этого ничем не отговоришься, эту ответственность, этот груз ей придется нести всегда».
Актриса
Путь к силе и красоте (1925) Wege zu Kraft und Schönheit - Ein Film über moderne Körperkultur ... Dancer Священная гора (1926) Der heilige Berg ... Diotima Большой прыжок (1927) Der große Sprung ... Gita Das Schicksal derer von Habsburg (1928) Das Schicksal derer von Habsburg ... Maria Vetsera Белый ад Пиц-Палю (1929) Die weiße Hölle vom Piz Palü ... Maria Maioni Бури над Монбланом (1930) Stürme über dem Mont Blanc ... Hella Armstrong Белое безумие (1931) Der weiße Rausch - Neue Wunder des Schneeschuhs ... Leni Голубой свет (1932) Das blaue Licht ... Junta Низина / Долина (1954) Tiefland ... Martha, eine spanische Betteltänzerin
Режиссер
Голубой свет (1932) Das blaue Licht Победа веры (1933) Der Sieg des Glaubens Триумф воли (1935) Triumph des Willens День свободы! - Наш вермахт! (1935) Tag der Freiheit - Unsere Wehrmacht Олимпия (1938) Olympia 1. Teil - Fest der Völker Олимпия 2 (1938) Olympia 2. Teil - Fest der Schönheit Низина / Долина (1954) Tiefland Коралловый рай (2003) Impressionen unter Wasser
Монтажер
Коралловый рай (2003) Impressionen unter Wasser Низина / Долина (1954) Tiefland Олимпия (1938) Olympia 1. Teil - Fest der Völker День свободы! - Наш вермахт! (1935) Tag der Freiheit - Unsere Wehrmacht Триумф воли (1935) Triumph des Willens Голубой свет (1932) Das blaue Licht
Сценарист
Голубой свет (1932) Das blaue Licht Триумф воли (1935) Triumph des Willens Олимпия (1938) Olympia 1. Teil - Fest der Völker Олимпия 2 (1938) Olympia 2. Teil - Fest der Schönheit Низина / Долина (1954) Tiefland
Оператор
Низина / Долина (1954) Tiefland Коралловый рай (2003) Impressionen unter Wasser
Смотрите фильмы Лени Рифеншталь и другие видеоматериалы
http://vk.com/video16654766_160624355 http://vk.com/video16654766_159315128 http://vk.com/video16654766_159315146 http://vk.com/video16654766_159315145 http://vk.com/video16654766_163121700 http://vk.com/video16654766_159315132 http://vk.com/video16654766_146114951 http://vk.com/video16654766_146114964 http://vk.com/video16654766_163121702 http://vk.com/video16654766_159315135
Одно упоминание ее имени – уже провокация. Самая известная и одна из самых талантливых женщин-режиссеров за всю историю кинематографа, для многих она так и останется «пособницей Гитлера». Лени Рифеншталь – женщина, которой, верно, удалось разменять банальную человеческую душу на пять ярких жизней, чтобы наполнить их своими мирами.
В тот день она впервые взяла в руки камеру и снимала эффектный эпизод ночного лыжного похода при свете факелов. Вдруг в руке у стоящего поблизости мальчика взорвался факел: пламя задело её лицо и руку и сильно обожгло ребенка, но она продолжала снимать, не обращая внимания на собственную боль и крики испуганных коллег. Так она работала всю жизнь - увлеченно, не замечая ничего вокруг. Иногда неосознанно, иногда нарочно она закрывала глаза на то, что ей не нравилось или мешало. Эта женщина всегда отстаивала независимость искусства от политики и идеологии. И в то же время своим примером доказывала прямо противоположное. Ее самые известные документальные фильмы «Триумф воли» (1935 год) и «Олимпия» (1938 год), которые критики безоговорочно относят к шедеврам мирового кинематографа, были созданы для Третьего рейха.
Хелена Берта Амалия Рифеншталь (Helene Bertha Amalia Riefenstahl) родилась 22 августа 1902 года в семье состоятельного коммерсанта. С раннего детства отличалась железной волей, невероятным упорством и честолюбием, талантом во всём, за что бы она ни бралась. В 4 года Лени всерьёз заинтересовалась танцами и театром, на роликах каталась так, что её «показательные выступления» в берлинском Тиргартене привлекали большое количество зевак и порой заканчивались активным вмешательством полиции. Берлинскую гимназию Лени закончила, разумеется, с отличием. Вообще, будучи лучшей ученицей, она оставалась столь же необузданной и способной на самые вызывающие поступки (её оценка по поведению была лишь «удовлетворительно»). В балетную школу русской балерины Евгении Эдуардовой Лени приняли в 19 лет, хотя обычным возрастом для этого было 6 лет. Она трижды ломала лодыжку, но через два года стала официально лучшей ученицей балетной школы. Вскоре ей предложили длительный контракт и турне по Европе. Выступая в Праге, Лени сильно повредила колено, и все врачи сошлись во мнении, что о балете ей нечего больше и думать.
Увидев фильм «Гора судьбы» (в советском прокате «Скала смерти»), танцовщица решила, что обязательно должна попасть в горы. Специфический немецкий жанр «горного фильма» изобрел в начале 20-х бывший геолог Арнольд Фанк. Он обучил скалолазанию съемочную группу и ежегодно «спускал в долину» очередную картину о неприступных вершинах, сверкающих на фоне грозовых облаков, и о героях с высокой душой и гордым сердцем. В то время фильмы делали преимущественно в студии, Фанк же впервые использовал сложные натурные съемки. Скалистые пики и обрывы покорили Лени с первого взгляда. Она передала Фанку свое «портфолио»: шикарную фотографию в жемчугах и перьях и хвалебные отзывы о выступлениях. Восхитительные глаза Лени не могли не произвести впечатления, и она стала ведущей актрисой «горного кино». Ее героинями были романтические, наивные и очень смелые девушки. Работа у Фанка требовала не только спортивной подготовки, но и немалого мужества. Очаровав режиссёра Фанка, она добилась специально для себя роли с танцевальными фрагментами, рискнула на крайне редкую в 1925 году операцию на мениске, долго разрабатывала колено и практически вернула свою прежнюю форму. Лазить по горам приходилось босиком, без страховки. Если героиня по сценарию попадала в лавину, Лени на самом деле с головой заваливали снегом, делая по нескольку дублей (а мороз порой достигал 20-30 градусов!). Но «скалолазке» все было нипочем. «Горы давали потрясающее чувство свободы. Помню, когда я забиралась на вершину, я испытывала ни с чем несравнимое счастье», - вспоминала она потом [1].
Одновременно с актерской деятельностью под руководством Арнольда Фанка она изучала и режиссуру. В 1931 году Рифеншталь создала собственную кинофирму и за год сняла фильм «Голубой свет», получивший серебряную медаль в Венеции и еще долгое время не сходивший с экранов в Париже и Лондоне.
Именно тогда она во время одного из выступлений впервые воочию увидела Гитлера, поразившего ее настолько, что решила написать ему письмо, в котором выразила свое искреннее восхищение. Гитлер ответил, и с тех пор Рифеншталь стали замечать в обществе высших партийных функционеров. Ее звездный час наступил, когда именно ей Гитлер поручил съёмки документального фильма «Триумф воли» (Triumph des Willens), за который Лени получила многочисленные награды и который был признан лучшим пропагандистским фильмом всех времён и народов.
В процессе съемок данного фильма команда Рифеншталь (около 170 человек) позволила себе целый ряд экспериментов, которые впоследствии стали классикой съёмок неигрового кино: специальные лифты для подвижной съёмки с разных точек, операторы на роликовых коньках, панорамная съёмка, пожарные машины для съёмок сверху из подвесных люлек, рельсы для съёмок с движущихся вагонеток, вкрапление в документальное кино постановочных сцен.
После выхода «Триумфа воли» Лени Рифеншталь была признана «народным режиссёром» Германии, вследствие чего не возникало ни малейшего сомнения в том, кому будет поручена съемка фильма об Олимпиаде 1936 года в Берлине. Таким образом, с 1935 года начались съемки фильма «Олимпия» (Olympia), закончившиеся лишь в 1938 году. Можно с уверенностью сказать, что тут Рифеншталь показала высший уровень мастерства и перфекционизма, в полной мере отразив свой особенный мир и собственное восприятие прекрасного.
В процессе съемок «Олимпии» ею было привнесено немалое количество новшеств, придуманных непосредственно ею: катапультирование кинокамеры синхронно со стартом бегунов, использование дирижаблей и воздушных шаров с маленькими камерами, эффект парения в воздухе прекрасных человеческих тел.
Когда началась война, Геббельс лично обратился к женщине-режиссёру с просьбой снять несколько фильмов. Но после того как Лени сама увидела уничтожение польских деревень вместе с их жителями, она раз и навсегда оставила мысли о карьере фронтового киножурналиста, попытавшись и вовсе порвать свои тесные связи с нацистской верхушкой. Всякое финансирование её проектов моментально прекратилось. Вокруг Лени образовалась пустота, и практически всю войну она провела в полной бездеятельности как режиссёр. Лени пыталась переломить ситуацию и снова наладить отношения, но теперь уже ни Гитлер, ни Геббельс не хотели иметь с ней ничего общего. Но и это не стало препятствием для съемок в 1940 году романтического фильма «Долина», в котором в качестве статистов были использованы 68 цыган из концентрационного лагеря, впоследствии погибшие от непосильного труда в лагере или расстрелянные, что в дальнейшем стало причиной многих судебных процессов против Рифеншталь.
После войны ей пришлось несладко. Она прошла через допросы советских контрразведчиков, через суд, через клевету бывших коллег, через публичный позор. Но Лени Рифеншталь по-прежнему не сдавалась, не оставляя попытки реализовать 11 своих кинопроектов, ни один из которых так и не был снят.
Но, не привыкшая опускать руки, Рифеншталь находит источник вдохновения в книге Эрнеста Хемингуэя «Зеленые холмы Африки» и ее охватывает непреодолимое желание посетить Черный континент. Первая экспедиция чуть не закончилась трагедией: во время путешествия по Кении ее машина попала в аварию, Лени вылетела через лобовое стекло и сильно поранилась – казалось, что она не выживет. Но ей предстояло пережить еще не одну катастрофу.
Позднее ей попался на глаза снимок одного из основателей знаменитого агентства «Magnum Photos» английского фотографа Джорджа Роджера «Нуба из Кордофана» и она загорелась идей познакомиться с героями этой фотографии. Но это оказалось не так просто, она потратила немало времени, чтобы узнать, где находится Кордофан. Узнав, что это провинция Судана, она направилась туда и узнала что «нубийцев без одежды», которые изображены на фотографии, больше не существуют. Но она не перестала искать и в конечном итоге удача улыбнулась ей.
«В 1962 году я открыла племя Нуба. Племя едва насчитывает десять тысяч человек, но это отдельная лингвистическая общность, совершенно отрезанная от внешнего мира и защищенная от влияния цивилизации. Это были самые счастливые люди, которых я когда-либо встречала. Их смех невольно располагал к ним, а смеялись они беспрестанно. Они были добры, у них не было дурных мыслей, они не знали ни краж, ни убийств. Они жили в абсолютной гармонии с природой. Я называю их «людьми с другой планеты». Они приняли меня в свою среду и любили меня так же сильно, как я любила их. Я выучила их язык, и то время, которое я провела с ними – самые счастливые дни в моей жизни» [2].
Но злой рок не оставлял ее. Она хотела снимать фильм, но из-за возникших проблем ей пришлось ограничиться фотографиями – хотя в конечном итоге это оказалась удачей. Нубийцы ходили без одежды, а суданские законы строго-настрого запрещали фотографировать обнаженных людей, в один из приездов Лени чуть не арестовали. Несмотря на разрешения, выданные ей в Хартуме (столица Судана), местные власти зачастую чинили ей всевозможные препятствия. Часть пленок, которые она переправляла в Европу с различными оказиями, оказались уничтожены. Но и это еще не все: вернувшись в Германию, она долго не могла опубликовать фотографии; обивала пороги журналов «Stern», «Bunte Illustrierte» и «Quick», но никто не хотел иметь с ней дело, помня её национал-социалистическое прошлое.
Наконец ей удалось опубликовать некоторые снимки в трех выпусках журнала «Kristall». Позднее она с большим успехом демонстрировала свою работу группе операторов ВВС в Лондоне. «Фотографии тоже могут быть художественными», – говорила Лени, защищая фотографию от предубежденных деятелей кино, – «Я люблю фотографии, потому что их можно рассматривать подолгу» [2]. Среди прочих зрителей присутствовал актер и режиссер Кевин Броунлоу, впоследствии написавший в предисловии к альбому ее африканских фотографий: «Даже если бы единственным деянием Лени Рифеншталь была бы поездка в Африку и возвращение оттуда с фотографиями, она бы заслужила свое место в истории» [2].
Во второй половине 1960-х годов в жизни нубийцев произошли важные перемены. Во-первых, суданское правительство запретило им ходить обнаженными – и кто знает, может быть, фотографии Рифеншталь сыграли в этом не последнюю роль. Во-вторых, несколько неурожайных лет вынудили молодых мужчин искать работу в городе, откуда они принесли «одежду, венерические болезни и деньги» [2]. Когда в 1967 году Лени вернулась, она не нашла столь милой ее сердцу красоты и невинности: «Когда я показала им фотографии, где они были еще без одежды, они внезапно смутились», – рассказывала она, – «Им внушили, что это нехорошо» [2].
Многие на ее месте смирились бы, но Лени решила отыскать более далекое племя нубийцев, называемое Кау – и сделала это, несмотря на все трудности. Это оказалось сенсационной находкой: племя сильно отличалось по своим обычаям от всех известных африканских племен. Никакие другие племена во всем мире не были так искусны в раскрашивании своих лиц и тел: «Аборигены Новой Гвинеи по сравнению с ними примитивны», – писала она с восторгом, – «Нубийцы Кау настоящие художники» [2].
Между тем признание Лени Рифеншталь во всем мире росло. Ее фотографии с Кау печатали ведущие немецкие и мировые журналы, в 1973 году в свет вышел фотоальбом «Нубийцы — люди с другой планеты», в 1976 — «Нубийцы из племени Кау». В 1975 году она была награждена золотой медалью за лучшие достижения в фотографии. Президент Судана награждает ее высшим суданским орденом и дарует ей гражданство. Лени Рифеншталь стала первой иностранкой, удостоенной такой чести.
Но долго почивать на лаврах ей не пришлось. Вскоре после выхода в свет ее первого альбома была опубликована статья знаменитой американской писательницы Сьюзан Зонтаг «Магический фашизм» («Fascinating Fascism», 1974). Зонтаг обвиняет Рифеншталь во лжи в отношении ее нацистского прошлого, и что гораздо более важно, вешает на ее фотоальбом ярлык «фашистская эстетика». Каждая из африканских фотографий выражала восхищение первозданными ценностями, культ красивого и сильного тела, что и было отражением особенного мира Лени Рифеншталь. По мнению Зонтаг эти мотивы плавно перетекли из «Триумфа воли» и «Олимпии». Хотелось бы отметить, что исходя из доводов Зонтаг придется с тех же позиций оценить многие из публикаций о первобытных народах «National Geographic» и других изданий. Можно предположить, что ярлык «фашистской эстетики» в понимании американской писательницы очень подойдет многим кино- и фотоповествованиям о дикой природе. Очень сомнительно, что «Нубийцы» получили бы эту характеристику, если бы не прошлое их автора. Статья сильно ударила по репутации Рифеншталь – и без того далеко не безупречной.
Потому в 1974 году в возрасте 72 лет она впервые в жизни решила совершить погружение с аквалангом. Любопытно, что плавать Лени научилась в пять лет, а первый опыт вполне мог стать последним: «Однажды, учась плавать, я наглоталась воды и едва не утонула. Все случилось так быстро, что я не успела даже испугаться и осознать, что происходит. С тех пор вода стала моей родной стихией…» [3].
Она прошла курс обучения, но перед сдачей экзамена узнала об ограничении по возрасту. Как обычно Лени вышла из этого положения с честью: она просто подделала документы, снизив свой возраст на 20 лет. Можно только представить себе изумление тренеров, когда на вечеринке по поводу успешной сдачи экзамена она раскрыла свой настоящий возраст. После этого в течение трех десятилетий она совершила более 2000 погружений, естественно, с камерой для подводной съёмки, и выпустила два фотоальбома «Korallengärten» («Коралловые сады») и «Wunder unter Wasser» («Чудеса под водой»), а также документальный фильм «Impressionen unter Wasser» («Подводные впечатления» или другое его название «Коралловый рай»), все кадры которого сняты лично госпожой Рифеншталь, совершившей последние погружения в 2000 году в возрасте 98 лет.
Это единственный фильм за полвека, который без недели столетней Лени Рифеншталь удалось довести до конца. Все эти годы создательница «Триумфа воли» и «Олимпии» оставалась асом режиссерского искусства в глазах кинопрофессионалов, но при этом продолжала подвергаться гонениям за сотрудничество с нацистами. Причем со стороны тех же чересчур идеологизированных профессионалов кино. Под водой Лени Рифеншталь, наконец, нашла то, что искала в 30-е годы прошлого века: нетронутое чувствами и идеологиями царство красоты, в котором формы и цвета могут быть всем. «Только под водой я по-настоящему счастлива, - говорила она - Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут остановить меня» [4].
В фильме не найдешь и намека на «тоталитарную эстетику» прежних работ Рифеншталь. Скорее всего, он разочарует тех, кто ждет напора и страсти «Триумфа воли». В то же время это поистине рифеншталевский фильм. К такому выводу приходят критики, анализируя структуру картины. Режиссер, как и в прошлом, делает акцент на внешних феноменальных проявлениях исследуемого предмета, которые впечатляют своей натуральной мощью. Тогда отпадает потребность, как в плохой пропаганде, поучать зрителя. «Мне не нужно действие и не нужен комментарий. Кадры должны говорить сами за себя»,— свидетельствует Лени [5].
Само собой разумеется, мир коралловых рифов далеко не так абстрактен и безжизнен, как Лени Рифеншталь представила его в своем фильме, превращая каждое движение проплывающей рыбки в эстетический феномен. Только миру рыб и кораллов, в отличие от мира людей, гораздо больше подходит быть орнаментом безусловной красоты. Фрагменты, в которых стаи рыб скользят по морю, в отличие от инсценированной людской толпы, выражают далеко не политические идеи.
Впечатления под водой, как и все творчество и жизнь Лени Рифеншталь, обусловлены нерешаемыми противоречиями. Фильм начинается с предисловия Лени, где она предупреждает зрителя, что это не научно-популярное кино, а обычный видовой фильм, призванный передать красоты подводного мира, увиденного ею. Она хотела оставить нам и нашим потомкам фильм, свидетельствующий о еще не разрушенном людьми подводном мире. Только эти впечатления явно настоящие. Лени Рифеншталь уловила в своем фильме не просто природу, которую она нашла во время своих погружений. Она, скорее, подвергла ее своим эстетическим преобразованиям. Ее подводные фотографии настолько сильно освещены, что в конечном итоге им не хватает естественности. Но именно в этом и заключается вся прелесть фильма, воспринимаемого нами как настоящее произведение искусства.
Как уверяют критики, в фильме нет ни одного неудачного кадра, что поражает, как и факт, что выглядит он таким свежим, будто режиссер не работала над ним вовсе, тем более – несколько десятков лет. Возможно, именно в этой свежести взгляда и заключается послание к зрителю госпожи Рифеншталь, вмонтировавшей последний кадр картины не без оттенка пафоса – великая женщина поднимается из-под воды в земной мир, освещаемая лучами солнца. Но здесь нам следует проявить толерантность и процитировать влиятельного историка и теоретика кино Андре Базена, который сказал когда-то: «Критиковать фильм о природе все равно, что критиковать Бога» [5].
Действительно, всем своим творчеством великая немецкая икона прошедшего столетия, королева документального экрана и просто восхитительная женщина Хелена Берта Амалия Рифеншталь пыталась создать новые, чуть иные, свои миры, в которых искала и находила смысл жизни, заключавшийся в том деле, которое ты любишь и которому отдаешь собственную жизнь. Представляя свою последнюю работу «Подводные впечатления», она сказала: «Я хотела бы, чтобы обо мне помнили как о женщине, которая всю жизнь очень много трудилась» [6].
Ее работа – это профессионализм в высшей степени, ее убеждения в том, что она делает, всегда были столь сильны, что оставаться непричастным к идее было просто невозможным. Талант – это то, что нельзя было у нее отнять. Талант танцовщицы и актрисы, талант режиссера и фотографа и великое искусство оставаться женщиной в любой ситуации.
Библиография
1. http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/riefenstahl/index00.html 2. http://buy-books.ru/photographers/leni_riefenstahl/ 3. http://family-values.ru/professional/sem-zhiznei-leni-rifenshtal 4. http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=315 5. http://kommersant.ru/doc/336606/print 6. http://www.ural.ru/news/culture/news-31832.html
|
|
| |