"ОКНО ВО ДВОР" 1954
| |
Андрей_Шемякин | Дата: Среда, 31.07.2013, 17:01 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 182
Статус: Offline
| В пятидесятичасовом интервью Хичкока с Трюффо, впоследствии ставшем книгой «Кинематограф по Хичкоку», сравнительно молодой тогда кинокритик и режиссёр говорит режиссёру безусловно маститому по поводу шедевра последнего «Окно во двор»: «Мне кажется, что первоначально Вас привлекла чисто техническая задача. Одна гигантская декорация и весь фильм, увиденная глазами одного персонажа». И - неожиданно получает следующее признание. – «Мне предоставлялась возможность сделать чисто кинематографический фильм. Прикованный к креслу человек, глядящий из окна, - одна часть фильма. Вторая часть показывает, чтО именно он видит, а третья - как он на увиденное реагирует. Это и есть чистейшее выражение идеи кинематографа». Действительно. Все фильмы про кино так и практически и делятся, - на три группы. Первая - это фильмы о том, что открывается человеку благодаря камере, - внешний мир, или внутренний. Кино здесь - миф. Вторая - о том, как это делается, - фильмы о тех или иных профессиях в кино. Кино в этих лентах понимается как технология, но не только, - это окно в мир. Третья (в основном - это ленты последних тридцати-сорока лет) рассказывает о том, что ПРОИСХОДИТ с теми, кто снимает, или кого снимают: получается ли эффект бумеранга, или, (как в фильме А.Хвана по сценарию А.Саморядова и П.Луцика «Дюба-Дюба»), - эффект непредсказуемо и страшно меняющейся реальности, когда мы в неё влезаем со своей камерой и наивно-позитивистскими представлениями о тотально познаваемом мире, который нам якобы послушен и готов быть переделанным, как нам надо. Кино здесь сродни ящику Пандоры, - таинственная игрушка непонятного назначения, попавшая в руки детям. У Хичкока все эти группы - суть части фабулы. Он, как бы случайно, подводит итог предыдущих 60 лет развития кино, и намечает перспективу на будущее: каждый элемент сюжета (в том числе и изобразительного) может быть продолжен в любом направлении. И всё-таки такова традиция - мы почему-то уверены, что всё будет хорошо, раз мы здесь, а герои - там. Вот это сочетание совершенного мастерства режиссуры и гениальной наивности автора, оставляющей кино «по ту сторону» реальности, в кинозале, и категорически, намертво отделяющей кино от жизни, не желающей смешивать жизнь с кино, и потому готового к любым сознательным параллелям и случайным совпадениям между ними, - эта наивность утрачена. Мы смотрим «Окно во двор», и восхищаемся: как это сделано! А теперь взгляните в окно, которое выходит в ваш собственный двор: это малопонятная жизнь, которая невменяема, течет себе и течёт, неподвластная никому, кроме собственных таинственных законов. Как её наблюдать, да ещё и снимать вдобавок? А это зависит от того, что именно вы в ней выбрали. Но Хичкок - уже не классик, и ещё не модернист: он предлагает вам не школу зрения, а целостный образ мира. И уже ваше дело: смотреть или нет. Не смотреть - скучно. Смотреть - опасно. И всё же реплика в сторону: одна из лучших статей о Хичкоке, которую довелось прочесть, называлась так: «Дружеское предупреждение перед Страшным Судом».
«ОКНО ВО ДВОР» (англ. Rear Window) 1954, США, 112 минут – экранизация одноимённого рассказа Корнелла Вулрича
Прикованный из-за сломанной ноги к инвалидному креслу фоторепортер от скуки начинает наблюдать за соседями, живущими в его же доме, чьи окна выходят во внутренний двор. Действие происходит в Гринвич Вилледж. Постоянные наблюдения наталкивают его на подозрение, что один из соседей убил свою жену…
Съёмочная группа
Режиссёр: Альфред Хичкок Сценарий: Джон Майкл Хейс, Корнелл Вулрич Продюсер: Альфред Хичкок Оператор: Роберт Бёркс Композитор: Франц Ваксман Художник: Дж. МакМиллан Джонсон, Хэл Перейра, Эдит Хэд, Сэм Комер Монтаж: Джордж Томазини
В ролях
Джеймс Стюарт – Л. Б. Джеффрис Грейс Келли – Лиза Кэрол Фремон Уэнделл Кори – детектив Томас Дойл Телма Риттер – Стелла Рэймонд Бёрр – Ларс Торвальд Джудит Эвелин – Мисс Одинокое Сердце Росс Багдасарян – композитор Джорджин Дарси – мисс Торсо Ирен Уинстон – миссис Анна Торвальд Сара Бернер – жена, живущая над Торвальдами Фрэнк Кэди – муж, живущий над Торвальдами
Награды
1955: Премия Эдгара Аллана По Лучший художественный фильм – Джон Майкл Хэйс
1954: Премия Национальный совет кинокритиков США Лучшая актриса – Грейс Келли
Интересные факты
Камео Альфреда Хичкока – заводит часы в квартире музыканта.
Прообразом для любовных отношений главного героя и его девушки стал роман знаменитого фотографа Роберта Капы и актрисы Ингрид Бергман.
Фильм спародирован в мультсериале «Симпсоны» в эпизоде «Барт тьмы».
В 1991 году был снята советская экранизация рассказа – «Окно напротив».
В 1998 году был снят одноимённый ремейк. Режиссёр – Джефф Блекнер. В главных ролях снялись Кристофер Рив и Дэрил Ханна.
В 2007 году был снят фильм «Паранойя» по мотивам фильма «Окно во двор».
Главный герой пользуется камерой Exakta VX с объективом Kilfitt Fern-Kilar f/5.6 400mm lens.
В фильме «Новый Человек-паук» можно заметить постер этого фильма в комнате Питера Паркера.
Сцена ожидания убийцы за закрытой дверью и звонка по телефону, который остаётся без ответа, процитирована в фильме братьев Коэн «Старикам тут не место».
Фильм Хичкока предвосхищает интерес к жанру реалити-шоу.
Герой Джеймса Стюарта носит часы марки Tissot.
Это единственный фильм, в котором Грейс Келли можно увидеть с сигаретой.
Павильонные декорации, использованные в фильме, на момент создания картины, были самыми большими, построенными на студии Paramount Pictures.
Смотрите фильм
http://vk.com/video221964552_168145185
|
|
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Суббота, 29.11.2014, 18:19 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3284
Статус: Offline
| 5 декабря 2014 года Киноклуб «Ностальгия» представляет фильм №15 (372) сезона 2014-2015 «ОКНО ВО ДВОР» режиссёр Альфред Хичкок, США
***
О фильме «ОКНО ВО ДВОР» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/film/337/
***
«Окно во двор» — прекрасное кино, способное доставить зрителю истинное удовольствие. А разве фильмы снимают для чего-то другого?
***
Такие фильмы запоминаются на всю жизнь и всегда будут лакмусовой бумажкой хорошего вкуса!
***
Определенно, «Окно во двор» — один из самых кинематографичных фильмов Хичкока.
***
Небольшой по объему рассказ превратился в роскошный детективный фильм на все времена.
***
Дедушка Альфред порадует и нас, и Вас, и всех современных зрителей, красивым финалом! Смотрите и наслаждайтесь настоящим Хичкоковским стилем!
***
Данная картина является прекрасным эталоном такого уникального жанра, как «триллер-саспенс». «Окно во двор» — это чистая классика от Альфреда Хичкока, вобравшая в себя все ключевые элементы, которые составляют стильную и неповторимую атмосферу волнующей интриги и лёгкого напряжения.
***
Выверено-отточенный, совершенный в каждом кадре и один из сильнейших в своем жанре — все это эпитеты можно применить касательно «Окна во двор». Никакие 4 номинации на «Оскар» не смогут оценить всего влияния этого бессмертного шедевра. Тщательным образом выстроенная художественная составляющая заставляет верить в то, что на этой картине вырастет еще не одно поколение любителей кино.
***
Хичкок нашел для себя один из самых продуктивных способов манипулирования зрителем — вместе с главным героем приковать его к инвалидному креслу. Мы видим только то, что видит главный герой, мы знаем только то, что знает главный герой.
***
Невероятный триллер в старом духе фильмов подобного жанра. Самое классное, что съемка идет из одного помещения и камера почти постоянно направлена во двор, в котором видно все, что нужно. Из-за неподвижности, а точнее невозможности ходить главного героя, развязка получилась очень тонкой и напряженной. До сих пор вызывает удивление, как все-таки играли люди раньше, наверное, они просто не видели камеры…
***
Это кино стоит посмотреть, одно то, сколько заимствований из «Окна во двор» можно увидеть в других кинокартинах и сколько раз подобный сюжет обыгрывался современниками, дорогого стоит. Классический добротный детективный триллер без лишних деталей и телодвижений, с прекрасными актерами и захватывающим сюжетом.
***
Главная художественная особенность картины, созвучная тезису о первичной, визуальной, природе кинематографа — разумеется, смелое авторское решение ограничить обзор зрителю, судорожно вытягивающему шею в надежде увидеть, что же там происходит за границей кадра, строго привязав его к единству места, но не действия, подняв тем самым степень погружения в фильм на небывалую высоту. Просмотр «Окна» сопричастен с неловким, вуайеристическим чувством — мало того, что сцены в комнате персонажа Стюарта при наличии Грейс Келли получились до того интимными, что чувствуешь себя лишним в помещении, так еще и натурально следишь за соседями вместе с прикованным к креслу и пытающимся хоть как-то убить время главным героем.
***
Фильм, на самом деле, стоит того, чтобы зритель потратил на него своё время. Ему выпадет шанс самому оценить по достоинству талант и умение режиссёра, а также открыть для себя что-то новое в мире кинематографа и познать всю красоту и гениальность зарубежной классики кино.
***
За почти два часа фильма нам покажут квартиру Джеффа, вид из его квартиры на соседские окна и узенький переулок, ведущий во двор. Всё действие будет происходить только здесь. Но, благодаря отличной игре актёров и интересным, острым диалогам между героями, скучно нам не будет. Мы будем удивляться колкости острот и мудрости изречений, которыми обменивается Джефф с Лизой и своей сиделкой Стеллой. Мы будем вместе с ними гадать, убил или не убил сосед свою жену. Мы будем переживать и волноваться, когда дамы отправятся на поиски доказательств, рискуя, возможно, своей жизнью. В общем будет интересно. А правду мы не узнаем до самого конца, накормленные интригой, сплетённой режиссёром вокруг обычного подозрения.
***
Из всех Хичкоковских фильмов, что я видел (а в принципе из всех фильмов, что я видел вообще), этот, является, на мой взгляд, самым кинематографичным, самым тонким, самым деликатным, одним словом, самым гениальным. Вообще дедушка Альфред точно знал сущность человеческих эмоций и никогда не опускался до уровня тупого пугалова. Его игра, это игра человеческими чувствами. Его стиль, создание нужной атмосферы не столько путем визуальным, сколько атмосферным. Создание постепенно нарастающего чувства тревоги в человеке из глубины души, задевая самые тонкие душевные струнки. В этом смысле из ряда гениальнейших творений Хичкока, к которым можно отнести к примеру «Психо», именно «Окно во двор» я бы выделил в первую очередь. Это кино для думающего человека, для киномана который любит, смотря фильм, сквозь его призму, копаться в самом себе. Кино для элитарного зрителя, любящего действительно искусство, штучный товар. Так что любители современной попсовой «Паранойи» рискуют им очень разочароваться.
Фильм раскрывает для нас одну из главных потребностей человек — подглядывать в замочную скважину, образно выражаясь. От такого запретного плода, в самом деле не удержаться. А виной всему ЛЮБОПЫТСТВО, именно оно двигает в человеке главные механизмы, позволяя забыть о других не менее важных потребностях (пища, отдых, секс) и будоража воображение одновременно.
С технической точки зрения фильм бесподобен. Декорации двора. Операторская работа. Такое ощущение, что фильм был снят еще у Хичкока в голове, а после перенесен на пленку. Ну, просто на столько все это скомпоновано и красиво, что остается только восхищаться режиссерским задумкам и идеям.
Актеры, в первую очередь я имею ввиду главного героя и его подружку, сыграли здорово. Джеймс Стюарт и Грейс Келли создают замечательный актерский дуэт, которой отлично добавляет, блестяще сыгранный убийца, одновременно жалкий и страшный, да и вся массовка в целом.
Вывод: Кино с большой буквы. Кино, которого больше никогда не будет. Многие будут к нему стремиться, копировать, но никто и никогда не превзойдет этот гениальный памятник кинематографа, который будет восхищать настоящих ценителей искусства еще много лет.
10 из 10
***
Многие из нас мечтали в детстве стать сыщиками, детективами, заняться расследованием какого-то интересного случая, происшествия, которое случилось где-то поблизости. И очень часто такое желание обнаруживается у взрослых людей, внезапно появляется особый азарт, появляются безрассудные, порой глупые, поступки, но это совсем не важно. Важно то, что в такие моменты человек полностью увлечен процессом и по-настоящему счастлив. Счастлив как ребенок. Именно на этом аспекте человеческого характера играет Альфред Хичкок.
За фильмом неотступно следуют такие слова, как «шедевр» и «гениально», но чем же конкретно хорош фильм? Во-первых, это высококлассный, мастерски снятый, детектив и триллер. Вся тайна в общем-то заключается в одном вопросе: верны ли выводы Джеффриза касаемо того, что он видел в окне, или он просто раздувает из мухи слона? Действительно ли в доме произошло убийство? Вариантов ответа всего два, но, уверяю, вы будете метаться между ними до самой развязки. Ну а про то, как связаны Альфред Хичкок и так называемый саспенс, думаю, все прекрасно знают. То есть, как минимум, данное кино очень интересно смотреть. Да, фильм нельзя назвать страшным или пугающим, напряженная атмосфера по большей части появляется ближе к концу, но, повторюсь, ставка сделана на другое. Весь смысл в том юношеском азарте и блеске в глазах, который появляется у героев, расследующих «преступление», а через некоторое время и у людей по другую сторону экрана. Скажу за себя, я очень проникся таким настроением главных героев, и будь я там с ними, точно так же устраивал бы слежки, копался в земле и пытался проникнуть в дом предполагаемого преступника.
Во-вторых, картину можно рассматривать как красивую экскурсию в 50-е годы прошлого века. Несмотря на небольшое количество декораций, визуальный ряд просто великолепен. Было очень любопытно посмотреть на людей того времени: как они общались, во что одевались, в каких квартирах жили. Таким образом, мы занимаемся тем же, чем и главный герой фильма — просто наблюдаем за жильцами небольшого дома. И это оказывается весьма увлекательным занятием, даже если абстрагироваться от детективной истории. Можно вспомнить к примеру эпизод, когда одинокая женщина изображает, что к ней на ужин пришел гость, одна эта сцена сама по себе является шедевром в миниатюре, и такие замечательные «оконные» пантомимы встречаются на протяжении всего фильма.
Ну и наконец, нужно упомянуть то, что является изюминкой киноленты, что отличает ее от других. Это сама идея снять фильм как вид из окна, находясь на протяжении 112-ти минут в одной и той же локации. Такая задумка влечет за собой множество особенностей, перечислять которые особого смысла нет, лучше один раз посмотреть своими глазами. Именно здесь проявляется кино как искусство, ведь задача режиссера — не ввернуть в фильм красивые взрывы или сражения огромных армий, иначе это уже не искусство, а битва бюджетов и технологий. Гораздо более ценно — придумать что-то оригинальное, новое, что будут потом бесконечно цитировать и использовать другие деятели киноиндустрии. «Окно во двор» стоит смотреть хотя бы, что называется, «для общего культурного развития», Хичкок — один из классиков мирового кинематографа, при этом его фильмы вполне пригодны для просмотра и в наше время. В силу своей специфики какие-либо технические несовершенства того же «Окна во двор» малозаметны и не так бросаются в глаза, в отличие, например, от черно-белых фильмов или немого кино. Другими словами, цифры 1954 в графе год не должны смущать современного зрителя.
«Окно во двор» еще много чем вас приятно удивит. Великолепны актеры, особенно мне запомнилась Грэйс Келли в роли Лизы. Красивая, умная, элегантная девушка, приятно наблюдать каждое ее появление в кадре. Нельзя не отметить актеров второго плана, которые исполняли роли соседей. Большую часть времени они играли без слов, мы могли наблюдать их только издалека, в окнах квартир, однако каждый характер был полностью раскрыт, и каждый персонаж запомнился. В фильме присутствует юмор. Да, пусть «Окно во двор» не вызывает приступы гомерического хохота, но наличие большого количества остроумнейших тонких диалогов отрицать тяжело. Ну и стоит ли объяснять, какой сценарий у режиссера, который считал, что для великого фильма нужны три вещи: «сценарий, сценарий и еще раз сценарий».
В итоге скажу банальность: каждый найдет в этом фильме что-то свое. И эта банальность как никогда близка к истине. Желаю приятного просмотра.
10 из 10
***
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 05.12.2014, 06:21 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Окно во двор
Прикованный производственной травмой к инвалидному креслу фотограф (Стюарт) от безделья следит за жителями дома напротив и постепенно понимает, что один из них (Берр), скорее всего, прикончил свою жену.
Он и сам не прочь прикончить свою надоедливую невесту. Поскольку это неотразимая Грейс Келли, паралич героя носит откровенно сексуальный характер. Он — тотальный импотент; все, что может, — это подглядывать: то в подзорную трубу, то в фотокамеру. Так как действовать он не способен, всю грязную работу приходится выполнять ей, и только увидев ее в глазок камеры на «той стороне», он наконец влюбляется — не в нее, а в образ, узнанный в «экране» чужого окна.
Разумеется, речь не о преступлении, а о кино. Хичкок выводит его генеалогию из вуайеризма, болезненной страсти к подглядыванию. Мы, утверждает Хич, вынуждая нас взглянуть на реальность глазами героя, ничем не лучше его — импотента, извращенца, кинематографиста и кинозрителя в одном лице, потому что экран — это не окно в мир, а замочная скважина в чужую спальню. Кино — искусство в принципе аморальное. Тот, кто не любит заглядывать в чужие окна, не любит кино.
Опередив свое время, Хичкок, по сути, создал матрицу «виртуального» фильма: из мира поступков, жестов и слов действие перенесено исключительно в пространство зрения. Тут тело — всего лишь ненужный придаток взгляда, а взгляд — главное средство коммуникации, инструмент выбора, ключ к разгадке. Убийства или фильма — неважно. По Хичкоку, это одно и то же.
Михаил Брашинский http://www.afisha.ru/movie/169949/review/146265/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 05.12.2014, 06:21 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Окно во двор
Самоотверженность на работе (красивый кадр на скоростном автотреке) доводит фоторепортера Эл Би Джеффриза до… инвалидного кресла. Внушительный гипс на ноге не оставляет иного выбора, кроме как наблюдать за происходящим во дворе дома. Считая дни (какая-то неделя!) до желанного освобождения конечности, Джеффриз созерцает монотонные будни соседей. Неблагородному, но интересному занятию способствует установившаяся в городе жара, окна нараспашку, жалюзи подняты. Среди многочисленных мини-историй дома напротив фотографа привлекает странное поведение мистера Торвальда, коммивояжера, чья жена неожиданно исчезла. Сопоставив имеющиеся факты, Джеффриз приходит к страшному заключению: на его глазах (не буквально, фигурально) было совершено убийство. Он подключает к расследованию свою сиделку Стеллу, возлюбленную Лизу и старого друга-детектива Томаса Дойла. Результаты розыскных действий противоречивы: Дойл уверен, что Торвальд проводил жену до вокзала, и тому есть многочисленные свидетельства; Стелла и Лиза склоняются к версии Джеффриза. Положившись на интуицию, фотограф решает довести начатое до конца…
«Окно во двор» по праву считается одной из визитных карточек Альфреда Хичкока. Спустя шесть лет после технического эксперимента на съёмках «Веревки» (продолжительность безмонтажной съёмки, 10 минут, определял метраж пленки в кассете, вставляемой в камеру) режиссёр вновь усложняет себе жизнь, ограничивая главного героя (а значит и зрителя) в передвижении. Action (англ. – действие) в буквальном смысле сведён здесь к минимуму. Фактически перед нами очередная детективная головоломка, в которой есть несколько сомнительных в своей достоверности фактов и одна неопровержимая очевидность (исчезновение жены коммиявожера), эти «факты» порождающая. Этого достаточно для добротной жанровой ленты, но слишком мало для признанного шедевра сэра Альфреда. Спасательным кругом в жестких для интригующего повествования рамках становится фирменный хичкоковский suspense (букв. – беспокойство, в данном случае – нарастающее напряжение зрительского восприятия), словно эфир, пронизывающий каждый кадр фильма. Когда интрига достигает своего апогея, приводимые сторонами доводы уравновешивают друг друга, оставляя зрителя не с чёткой и ясной версией случившегося, а с желанным для режиссёра чувством тревоги и волнения. Когда же маски сброшены, и мы точно знаем, кто и в чём виноват, саспенс неожиданно трансформируется в экшн (финальная схватка героев), сам по себе достаточно наивный, но волнительный. Именно эта мгновенная трансформация символизирует полную и безоговорочную победу режиссёра, победу не столько над зрителем, сколько над повествовательными возможностями кинематографа середины 50-х годов. В «Окне во двор» Альфред Хичкок, словно великий Гудини, выходит сухим из воды, развязывает морские узлы смирительной рубашки, имея в помощниках лишь героя с загипсованной ногой и подробную панораму дома напротив.
Сам режиссёр формулировал собственную задачу, как создание чисто кинематографического фильма: «Прикованный к креслу человек, глядящий из окна, – одна часть фильма. Вторая часть показывает, что именно он видит, а третья – как он на увиденное реагирует. Это и есть чистейшее выражение идеи кинематографа». Результат возложенные на фильм надежды не только оправдал, но и сам источником вдохновения для многих стал, что, в определённом смысле, ценнее всего остального.
Станислав Никулин http://www.kinomania.ru/article/48494/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 05.12.2014, 06:21 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Окно во двор Rear Window, 1954 Триллер
Это одна из лучших и самых кассовых (она занимает сейчас 89-е место за всю историю американского кино) лент Альфреда Хичкока, оказавшая большое влияние на мировой кинематограф. Хотя данной картине поначалу не воздали по заслугам (имела 4 номинации на «Оскар», в том числе за фильм и режиссуру, но была вообще проигнорирована Киноакадемией), теперь она включена в Национальный регистр, считаясь культурным достоянием США. И, кстати, весьма высоко оценена (8,7 по десятибалльной системе и 13-е место в общем списке) современными пользователями Интернета на сайте imdb.com.
Соблюдая почти классицистское «единство времени, места и действия» (герой по имени Л. Б. Джеффриз вынужденно не может передвигаться и, сидя в инвалидной коляске, первоначально просто от скуки наблюдает в бинокль за окнами напротив), а также пользуясь минимумом выразительных средств, Хичкок не только умело создаёт своё фирменное напряжение в кадре, но и практически даёт нам возможность догадываться об одной из онтологических сущностей кинематографа. Ведь камера, уподобившись глазу главного персонажа, становящегося случайным свидетелем убийства неким мужчиной какой-то женщины в одной из квартир соседнего дома, оказывается своего рода невольным вуайеристом действительности, подчас замечая в ней то, что сокрыто от других. А зритель, который должен идентифицировать себя с героем, тоже превращается в своеобразного соглядатая происходящего, причём находясь именно «без движения» в кинозале или смотря фильм по телевизору, и точно так же лишён какой-либо возможности вмешаться в то, что всё равно случится перед его глазами.
Таким образом, и самое кино является словно «окном во двор», позволяющим увидеть как бы изнаночную сторону жизни, задний фон реальности, которая чаще остаётся всё-таки недоступной постороннему взгляду. Между прочим, в кинематографе есть понятие «рир-проекция», относящееся к использованию специально снятого фонового изображения за фигурами героев на переднем плане. Альфред Хичкок словно меняет основную фокусировку кадра, делая главным как раз то, что находится позади, переключая внимание на вроде бы второстепенное, вдруг приобретающее особое значение, пусть и не до конца разгадываемое внешним наблюдателем. Поскольку можно совершенно по-разному трактовать, что случилось за окнами другой квартиры и случилось ли вообще. Хичкок фактически предвосхитил в своём «Окне во двор» постановку вполне философского вопроса «Оказывается ли всё видимое подлинным?», который будет занимать, например, Микеланджело Антониони в «Фотоувеличении».
Сергей Кудрявцев http://www.kinopoisk.ru/film/337/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Пятница, 05.12.2014, 06:23 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Как это снято: «Окно во двор»4 августа 60 лет назад, в августе 1954 года, в прокат вышел фильм Альфреда Хичкока «Окно во двор».
Влияние театра
В 40-50-е годы Хичкок экспериментирует в кино с традиционными принципами театральной постановки. За примерами можно обратиться к «Спасательной шлюпке», «Веревке» и «В случае убийства набирайте “М”».
Продолжает этот список и «Окно во двор», где мизансцена периодически разводится как на театральных подмостках, а три единства классической драматургии соблюдаются лишь с небольшими допущениями. Так, действие строится вокруг одного сюжета – прикованный к инвалидному креслу фотограф Джефф в исполнении Джеймса Стюарта расследует убийство, которое, как ему кажется, произошло в квартире напротив. Далее, все события показаны последовательно и происходят за короткий срок – четыре дня. Наконец, центром действия становится одно место – квартира главного героя. Задавая себе подобные ограничения, Хичкок, по собственному признанию, стимулировал появление оригинальных творческих решений. И действительно, из основного сюжета фильма органично вытекают небольшие, но емкие ответвления, к примеру, истории соседей главного героя. А ограниченное пространство способствует нагнетанию тягостной, психопатической атмосферы. Эстетика фильма
Вышеназванные «театральные» ограничения помимо атмосферы формируют специфический взгляд на действие – почти все происходящее на экране мы видим из комнаты главного героя, причем или находясь поодаль от него, или и вовсе его глазами. Прибегая к субъективной камере, Хичкок приравнивает кинозрителя к своему излишне любопытному герою, и, тем самым, не только иронизирует по поводу распространенной склонности к подглядыванию и наблюдению за окружающими, но и отмечает вуайеристскую природу кино как таковую.
К слову, оператор Роберт Беркс, снявший с Хичкоком 12 фильмов, за работу над «Окном во двор» номинировался на «Оскар». Его работа в этой картине особенно примечательна съемкой из отдаления актеров-соседей, для четкости изображения которых приходилось решать специфические проблемы, связанные с оптикой и освещением. Также необходимо отметить снятые с крана длинные кадры-панорамы, выцепляющие самое важное при обзоре двора и комнаты Джеффа.
Декорации
Особого внимания в «Окне во двор» заслуживают декорации – внутренний двор многоквартирного нью-йоркского дома. Конструкция была выстроена за полтора месяца по подобию реального двора одного из домов Манхэттена. Постройка включала 31 комнату, 8 из которых, были полностью меблированными, несколько лестничных пролетов, сад, улицу, силуэты домов в отдалении и горизонт. Высотой 12 метров, шириной 30 метров и почти 60 метров в длину декорация долгое время оставались крупнейшей на студии Paramount.
Отдельной задачей при работе в этом искусственном доме была имитация изменения времени суток. Для этого использовалось 1000 больших дуговых ламп и 2000 обычных, управление которыми осуществлялось с общего пульта, располагавшегося в «квартире» главного героя. Система освещения была настроена на работу в четырех режимах: «утро», «полдень», «вечер» и «ночь». С учетом высокой энергоемкости декораций, затраты на их производство и обслуживание составили около пятой части бюджета фильма.
Особенности декорации фильма повлияли и на то, как Хичкок работал с актерами второго плана. Поскольку режиссер и съемочная группа на протяжении всех съемок располагались в одной и той же комнате главного героя, а большая часть актеров находилась на расстоянии в своих «квартирах», для связи использовались коротковолновые приемники, скрытые микрофоны и наушники. Работа осложнялась еще и тем, что небольшая глубина резкости длиннофокусного объектива камеры требовала ограничивать действия актеров и, чтобы оставаться в фокусе, двигаться по определенной траектории.
Кроме того, единственная декорация повлияла и на ход съемочного процесса – отсутствие необходимости смены интерьеров, локаций, ожидания погодных условий и т.д. позволило Хичкоку снимать картину в хронологическом порядке, что вообще в кинопроизводстве случается крайне редко. В итоге съемочный период затянулся на три месяца вместо ожидаемых двух. Цвет
«Окно во двор» – четвертый фильм Хичкока, снятый в цвете по технологии Техниколор, и здесь очевидно, что режиссер вполне освоил возможности цветного изображения. Так, цвета интерьеров, костюмов, предметов, декораций работают на создание атмосферы фильма. Тут и там в картине встречаются различные оттенки красного, – кирпичные стены дома, подкрашенный спирт в термометре, губная помада Грейс Келли, роза, алеющий закат и т.д., – цвет не только акцентирующий внимание, но и предупреждающий о близящейся опасности. Оригинальное звучание цвета обретают в случае персонажа Мисс Одинокое сердце: розовые стены ее комнаты и ярко салатовое платье подчеркивают трагедию неустроенной личной жизни женщины. Кроме того, зачастую цвета имеют и символическое значение. К примеру, белые платья Грейс Келли подчеркивают невинность и искренность ее чувства, тогда как черные символизируют тревогу.
В то же время, используя цвет, Хичкок продолжает прибегать к приемам, порожденным особенностями черно-белого изображения и исключительно востребованным в кинематографе экспрессионизма и нуара. Вполне в духе этих направлений то, что значительная часть фильма развивается вечером, причем по мере появления все более и более трагических поворотов в сюжете, темное время суток начинает преобладать. В том же духе Хичкок использует игру света и тени. Яркий пример – в кульминационной сцене встречи Джеффа и убийцы герои частично помещаются в тень, что создает дополнительное напряжение.
Однако Хичкок не был бы Хичкоком если бы не использовал тень и в оригинальном, вероятно даже ироничном ключе. Впервые появляясь на экране, героиня Грейс Келли надвигается на Джеймса Стюарта угрожающей тенью. Лишь спустя несколько секунд мы понимаем, что герои состоят в романтических, а вовсе не враждебных отношениях.
Монтаж
Несколько раз в фильме впрямую обыгрывается эффект Кулешова, согласно которому один и тот же кадр, к примеру, крупный план актера, в соединении с разными кадрами, – тарелки супа, гробика, женщины и т.д., – обнаруживает разные смыслы. Хичкок несколько раз монтирует одни и те же средние планы Джеймса Стюарта с кадрами собачки и привлекательной соседки, при этом в каждой сцене зритель видит на лице актера разные эмоции.
Также стоит отметить решенную рваным монтажем кульминационную сцену борьбы Джеффа и убийцы.
Звук
Для достижения большей реалистичности Хичкок отказался от использования в фильме внекадрового звука, за исключением музыки на открывающих титрах. Реплики героев, находящихся на удалении, городские шумы или музыка – внутрикадровые, что способствует помещению зрителя в атмосферу нью-йоркского дворика. Кроме того, и сам момент убийства определяется с помощью звуков. Для оправдания же использования музыки Хичкок удачно ввел второстепенного персонажа композитора – звучащая в финале песня «Dream Forever in Your Arms» представлена как его сочинение, поставленное им на проигрывателе.
Спецэффекты
Как большой любитель спецэффектов, Хичкок нашел, где применить их и в «Окне во двор». В кульминационной сцене Джефф отбивается от убийцы, зажигая одноразовые магниевые лампы для фотоаппарата. Вспышки ослепляют нападающего, что на экране при помощи комбинированной съемки показывается оранжево-красным расплывающимся кругом. Для съемки сцены падения Джеффа из окна был использован эффект «блуждающей маски». Сначала были отсняты кадры двора, на которых участки, где должен был располагаться Джеймс Стюарт, были прикрыты светонепроницаемой заслонкой. Затем был снят актер, изображающий падение. И далее два кадра были объединены. В дальнейшем Хичкок будет неоднократно прибегать к этому приему, к примеру, в «К северу через северо-запад» или в «Головокружении».
Одни из самых знаменитых кадров фильма – когда Джеймс Стюарт смотрит во двор с помощью фотоаппарата, а в объективе отражается дом напротив. Для достижения этого эффекта также понадобилось прибегать к ухищрениям, а именно – прямо перед Джеймсом Стюартом ставился экран, на который проецировались необходимые кадры.
Наконец, еще один простой, но впечатляющий эффект, использованный Хичкоком в фильме, – удвоение кадров. Прием придал особое значение и позволил как бы растянуть во времени первый поцелуй Джеймса Стюарта и Грейс Келли. Не зря этот кадр и сегодня включается в списки лучших поцелуев в истории кино.
http://tvkinoradio.ru/article/article704-kak-eto-snyato-okno-vo-dvor
|
|
| |
|