Понедельник
04.11.2024
08:07
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА" 1922 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА" 1922
Александр_ЛюлюшинДата: Понедельник, 30.01.2012, 19:51 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3276
Статус: Offline
«НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens) 1922, Германия, 84 минуты
— великий Шедевр Фридриха Вильгельма Мурнау, снятый по книге Брэма Стокера








Молодой клерк Хуттер из Бремена первой трети XIX века отправляется за тридевять земель, в карпатские леса, к инфернальному графу Орлоку, владельцу замка, решившему перебраться в крупный город. Гость выясняет, что Орлок, известный и как Носферату, — вампир, и от его заражающего укуса Хуттера спасает лишь супруга Нина, сверхъестественно сильно влюблённая в скромного и безвольного служащего конторы по продаже недвижимого имущества. Именно она понимает, какое зло несёт в себе мрачный граф.

Съёмочная группа

Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау
Продюсеры: Энрико Дикманн, Альбин Грау
Автор сценария: Хенрик Галеен (по книге Брэма Стокера)
Операторы: Фриц Арно Вагнер, Гюнтер Крамф
Композиторы: Джеймс Бернард, Карлос Ю. Гарза, Ганс Эрдманн
Художник: Альбен Грау

В ролях

Макс Шрек — Граф Орлок (в книге Дракула)
Густав фон Вангенхайм — Хуттер (в книге Джонатан Харкер)
Грета Шрёдер — Элен Хуттер (в книге Мина Харкер)
Александр Гранах — Кнок (в книге Рэнфилд)
Георг Г. Шнель — Мистер Хардинг
Руч Ландшофф — Люси
Джон Готовт — Профессор Бульвер (в книге Абрахам Ван Хельсинг)
Густав Ботц — Доктор Сиверс
Макс Немец — Капитан Деметры

Отличия от романа

Фильм «Носферату» во многом схож с романом Брэма Стокера «Дракула», сохранились основные персонажи Джонатан и Мина Харкер, граф Дракула и некоторые другие, но в фильме они переименованы (сейчас существуют версии «Носферату», где имена персонажей такие же, как в «Дракуле»). Действие романа происходило в Англии в 1890-е годы, в фильме оно было перенесено в Германию в 1838 год.

В отличие от Дракулы Орлок не превращает своих жертв в вампиров, он их убивает, заставляя тем самым горожан думать, что на них напала чума. Кроме того Орлок должен спать днём, иначе солнечный свет его убьёт. Конец фильма существенно отличается от финала книги. Граф умирает от солнечного света, а по книге ему в сердце вонзают охотничий нож.

Название города Висборг в фильме — это соединённые вместе названия двух городов, Висмар и Любек. Часть фильма, изображающая Трансильванию, была снята в Словакии.

До начала съёмок

В 1921 году немецкий продюсер Альбин Грау просит вдову Брэма Стокера разрешить экранизацию романа «Дракула» в Германии. Но вдова отказывает, а режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау уже полностью поглощен идеей экранизации книги. Он меняет в сценарии имена основных персонажей и переносит действие из Лондона в Висборг — и начинает съёмки.

Съёмки

Мурнау использовал для создания мистической атмосферы интересный и прежде не применявшийся в кино приём: в сцене, где адский экипаж везёт Хуттера в замок, в одном из кадров ночной лес виден в негативе (белые деревья), но экипаж и лошади по-прежнему тёмные. На самом деле вся сцена снята в негативе, но экипаж и лошади при этом были задрапированы в белые полотнища. Многие ночные сцены снимались днем, и это было видно даже на чёрно-белой пленке. Позднее недоработку исправили, наложив на ночные кадры синий светофильтр. Чтобы усилить «мёртвость» своего персонажа, Макс Шрек ни разу не моргал в кадре.

Места съёмок

В начале и в конце фильма показаны города Висмар, Любек, Росток.
Трансильвания, обиталище графа Орлока, снималась в Словакии.
В качестве замка вампира при съёмках использован Оравский Град в Северной Словакии.
Также в отдельных кадрах кинокартины можно увидеть Высокие Татры и реку Ваг.

Выход фильма и его перевыпуск

После того, как фильм вышел на экраны, вдова Брэма Стокера Флоренс Стокер через суд добивается уничтожения всех копий фильма. Компания Prana Film, выпустившая фильм, таким образом становится банкротом, и «Носферату» остаётся первым и последним фильмом компании. Но к тому времени фильм уже разошёлся по всему миру и остались единичные копии пленки. Сейчас фильм уже выходил на видео во многих странах. Есть версия фильма, в которой разные сцены раскрашены в разные цвета для придания фильму более точной атмосферы. Говорят, что единственная полная, оригинальная копия фильма есть у немецкого коллекционера фильмов с Максом Шреком Ганса Геутенбруга.

Американские прокатчики при перевыпуске фильма восстановили в англоязычных титрах фильма (с минимальными отклонениями) имена основных персонажей романа Стокера. Во французской Синематеке найдены несколько копий фильма с немецкими и французскими титрами, в том числе французская копия 1922 года с цветовым тонированием отдельных эпизодов. В 1995 году Фонд Фридриха Вильгельма Мурнау по результатам анализа всех сохранившихся копий фильма восстановил «Носферату» в варианте, максимально близком к авторскому. Этот монтаж был издан на DVD в ноябре 2007 года в сопровождении музыки, специально написанной для премьеры фильма в 1922 году Гансом Эрдманом.

Влияние
Кинематограф


В «Носферату» был впервые использован сюжетный мотив смерти вампира от солнечного света. Прежде об этом нигде не говорилось, а в романе Брэма Стокера есть сцена, в которой Дракула появляется днём на улице Лондона. После выхода фильма на экраны эта идея стала одной из устоявшихся легенд, связанных с вампирами, и много раз использовалась в фильмах и произведениях про вампиров.

В 1930 году фильм без ведома режиссёра был выпущен в искажённом виде под названием «Двенадцатый час — ночь ужаса». Его дополнили доснятыми сценами и счастливым концом.

В 1978 году режиссёр Вернер Херцог снял римейк «Носферату», новый фильм назывался «Носферату — призрак ночи». В этом фильме графа зовут уже не Орлок, а Дракула. В 1988 году выходит продолжение, которое называется «Носферату в Венеции». В 2000 году выходит фильм «Тень вампира», который рассказывает о съёмках «Носферату» в 1921 году. В фильме говорится, что Фридрих Мурнау (Джон Малкович) пригласил настоящего вампира (Уиллем Дефо) на съёмки своего фильма для достижения небывалого реализма и за съёмки пообещал ему актрису Грету Шрёдер, то есть, по фильму, никакого Макса Шрека не существовало.

Литература

Фильм «Носферату» оказал влияние на русскую поэзию: известное стихотворение Михаила Кузмина из цикла «Форель разбивает лёд» («Кони мчатся, храпят в испуге…») навеяно сценами фильма:

… Не богемских лесов вампиром —
Страшным братом пред целым миром
Ты назвался, так будь же брат!
… Тихо капает кровь в стаканы —
Знак обмена и знак охраны,
На конюшню ведут коней…

Музыка

«Носферату» оказал влияние и на музыкантов, например, французская рок-группа Art Zoyd в 1989 году написала саундтрек к фильму. Во время своих концертов группа демонстрировала кадры из фильма. Также кадры из фильма есть в клипе Under Pressure группы Queen. В 1988 году в Великобритании была основана готическая рок-группа под названием Nosferatu. Музыкальные альбомы под названием Nosferatu есть у таких исполнителей, как Роберт Уильямс, Helstar, Popol Vuh.

Интересные факты

Вопреки распространённому мнению, «Носферату» не означает «вампир», «бессмертный» или что-либо подобное. Слово, изначально произошедшее от греч. νοσοφορος, имеет значение «переносящий болезнь». Это могло оказать влияние на поверие, существующее в странах восточной Европы, что вампиры являются переносчиками различных заболеваний.

Ещё одно отличие от оригинального Дракулы в том, что Носферату отражается в зеркале.

Из 94 минут экранного времени собственно Носферату уделено лишь 9.

Мурнау считал, что в реальной жизни Макс Шрек настолько уродлив, что по большому счёту можно обойтись и без гримера: достаточно приделать клыки и остроконечные уши.

Фильм является третьей по счёту экранизацией романа Брэма Стокера, но первой сохранившейся.

В Швеции фильм был запрещен вплоть до 1972 года.

Все пленки и негативы с фильмом были уничтожены по результатам судебного процесса, затеянного вдовой Брэма Стокера. Однако впоследствии нашлись копии в других странах, и фильм был спасен.

Фильм занял двадцать первое место, в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году.

Смотрите трейлеры и фильм

http://vk.com/video16654766_161592037
http://vk.com/video16654766_161592004
http://vk.com/video16654766_161591987
http://vk.com/video16654766_161592049
http://vk.com/video16654766_161591955
http://vk.com/video16654766_161518285
 
Александр_ЛюлюшинДата: Среда, 01.02.2012, 06:23 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3276
Статус: Offline
3 февраля 2012 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №14 (279) сезона 2011-2012
«НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА»
режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау, Германия


***

О фильме «НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru

***

"Носферату" - это классика, это легенда. В конце концов, это живой памятник навсегда ушедшей киноэпохе.

***

«Носферату» тем и отличен от десятков своих более или менее старых коллег по немой эпохе, что он как бы и не совсем их коллега. Вроде бы это такой же непретенциозный фильм, как и куча его современников, но при этом он явно не так прост, как они. «Носферату», как минимум, многократно атмосфернее и многократно эмоциональнее, чем большая их часть.

***

Фильм «Носферату» совершенно уникален в своем роде, он, можно сказать, кладет начало всем фильмам ужасов, опередив даже мрачный «Кабинет доктора Калигари». Даже сейчас, почти через сто лет, светясь на экране компьютера или телевизора, «„Носферату“» способен наполнить ужасом сердца зрителей, а сам Носферату, погано посмеиваясь, смотрит с экрана черными, глядящими прямо в душу глазами, показывая, что время над ним не властно, и до сих пор оставаясь первым и самым жутким вампиром в мировом кинематографе.

***

«Носферату, симфония ужаса» — легендарный немой фильма ужасов далекого 1922 года, наследие послевоенной Германии и новый виток развития немецкого экспрессионизма. Он по праву считается знаковой картиной всего XX века и является, пожалуй, самым известным представителем времен зарождения настоящего кинематографа. Легендарность его далеко выходит за чисто «киношные» пределы и не ограничивается лишь на его нетленном статусе и несомненной ценности как произведения киноискусства, что делает эту ленту поистине бессмертной.

***

Отношение к «Носферату» исключительно как к фильму ужасов, или даже как к классическому фильму ужасов — недопустимо. Такая позиция практически неизбежно приведет к неверному восприятию, а в некоторых случаях — и к низкой оценке, поставленной неосознанно. К этому фильму нужно подходить прежде всего с эстетической точки зрения — это избавит от бессмысленного поиска ужасов там, где их нет, а также позволит тоньше прочувствовать как идейность картины, так и её художественные изыскания и авторские приемы.

Безусловно, нельзя не отметить черно-белый формат этой ленты, являющийся не только напоминанием о времени создания фильма, но и заложником того самого времени. И это чрезвычайно уместно именно здесь — это дарует совершенно особенные ощущения при просмотре, создает неповторимый эмоциональный фон, словно помещает зрителя в магический мир, находящийся где-то между событиями самой картины и нескончаемым завораживающим мельканием старинных кинокадров.

***

«Носферату, симфония ужаса» — это фильм, который не ведет борьбу со временем, ибо находится вне него. Он не может устареть, потому что уже давно устарел. Он не может потерять актуальности, потому что это понятие к нему фактически неприменимо. Он не может быть забыт, потому что течение времени — неотъемлемая часть этого процесса.

Абсолютно также не имеет никакого смысла оценивать этот фильм в каких-либо баллах. Можно пытаться вычислять его значимость для всего мирового кино, его роль в развитии киноискусства, даже придирчиво разбирать достоинства и недостатки, как отдельно взятого кинопроизведения, а затем пытаться подытожить всё и конвертировать это в какую-то оценку. Но какой бы ни был результат, все эти старания глупы и невежественны, так как есть категория фильмов, по отношению к которым подобные «математические» подходы являются натуральным кощунством. «Носферату, симфония ужаса» именно в их числе. Он ни в чем из этого нуждается. Это классика мирового кинематографа.

***

Великий фильм навсегда останется великим!

***

Картина рекомендуется всем поклонникам немого кино и фильмов про вампиров. Перед нами своеобразный шедевр, который сейчас оценят далеко не все.

***

Классика бессмертна! Рецензировать это кино, по меньшей мере, бессмысленно. Так как это — классика, нетленный шедевр кинематографа. Фильм на все времена!

***

Фильм потрясающий. Смотрел его ночью, и это создало еще большее впечатление. Музыка и картинка создают очень мистическое ощущение. В некоторых моментах было действительно жутковато и это при том, что в фильме нет новомодных спецэффектов, и отсутствует поднадоевший уже прием с резким появлением в кадре различного рода монстров! Всем ценителям фильмов ужасов — советую!

10 из 10

***

Немецкий экспрессионизм и выразительность характеров персонажей достигают здесь одной из своих вершин в только еще осваиваемом жанре хоррор. А граф Орлок остается навсегда одним из самых запоминающихся монстров в кинематографе, болезненно притягивая своим обликом зрителей, несмотря на уже устаревшие приемы актерской игры. И самым реалистичным из созданных образов вампира, если конечно верить древним преданиям.

***

«Носферату — симфония ужаса» — это несомненно классика жанра. Мурнау нужно отдать честь, ведь если бы не он, неизвестно когда бы наступила эта мода на вампиров. Он приоткрыл завесу на неизведанное. Несмотря на то, что по решению суда (а судилась с киностудией жена Стокера) все копии фильма должны быть уничтожены, картина живет. В этом тоже есть что-то магическое. Копии фильма распространились по Европе как щупальца осьминога, благодаря этому мы даже через век можем насладиться этим шедевром.

***

В общем, о фильме можно сказать, что это 100% классика, фильм очень редкий и если вы еще не ознакомились с ним, то почему вы сидите и читаете отзывы, вместо того, что найти «Носферату» и посмотреть его.

10 из 10

***
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 03.02.2012, 13:37 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Носферату (1922)
Nosferatu, eine Symphonie des Grauens


"Носферату - симфония ужаса", вольная и самая первая экранизация романа Брэма Стокера "Дракула". Один из признанных шедевров немого кино. Экспрессионистская дpaмa-гиньоль. Главной особенностью этой "симфонии ужаса" является воссозданная режиссером атмосфера кошмара и безысходности: мрачные своды, темные переулки, туман, поездка Хутера (читай Харкера) в замок Орпока (читай Дракулы), включенная в картину в негативном изображении и к тому же снятая рапидом. Лента, в значительной части снятая на натуре, явилась родоначальницей серии картин о вампирах. В названии недаром использован музыкальный термин "симфония". Фильм построен по её законам: от пасторали - через мрак и патетику - вновь к пасторали.

http://inoekino.ru/prod.php?id=2451
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 03.02.2012, 13:38 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Носферату, симфония ужаса
Nosferatu, eine Symphonie des Grauens


Первая (вольная) экранная версия романа Брэма Стокера «Дракула». Граф Орлок (Шрек), известный по имени Носферату, едет из своего карпатского замка в Бремен, где свирепствует эпидемия чумы. Он влюблен в жену коммивояжера (Шредер) и жаждет ее крови.

Магии этого немого шедевра не смог достичь впоследствии ни один из десятков, если не сотен вампирских фильмов. Мурнау чувствовал природу, как зверь, и выжидал нужного освещения с тем же упорством, с каким вампиры подстерегали своих жертв. Сверхчувствительность режиссера связана с его неафишированной сексуальной ориентацией, вследствие чего невозможность любви обретает в фильме силу глубоко пережитой метафоры. Под стать и исполнитель главной роли, сыгравший Дракулу как ночную мышь и ставший объектом подозрений в реальном вампиризме — чему, в частности, был много лет спустя посвящен фильм «Тень вампира». Съемочной группе режиссер представил Шрека адептом системы Станиславского, прошедшим в Москве суровую актерскую школу переживания и перевоплощения. Мурнау явно подстраховался: для того чтобы воплотить на экране его параноидально-романтические предчувствия ужасов нацизма, одного перевоплощения было бы мало.

Андрей Плахов
http://www.afisha.ru/movie/170261/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 03.02.2012, 13:38 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens)

В основе сценария фильма лежит вольное изложение романа Брэма Стоккера «Дракула». Несмотря на многочисленные изменения имен, места действия и сюжетных перипетий, «Носферату» сохранил основную канву — историю о молодом клерке, попавшем в замок вампира Носферату и ставшем его очередной жертвой. Носферату, увлеченный красотой жены клерка, отправляется следом за ним в город, где и находит свою смерть с первыми лучами солнца.

«Носферату» — одно из первых явлений миру кинематографического вампира. Фильм интересен в плане развития линии экспрессионизма — здесь очень много интересных находок. Художник А. Грау в декорациях использовал мотивы готической архитектуры с ее заостренными линиями. Интерьеры с причудливой, тяжеловесной мебелью создавали гнетущую атмосферу замка. Особое внимание привлекает операторская работа Фрица Арно Вагнера. Чтобы показать превращения графа Орлока (Носферату) в вампира, была применена двойная экспозиция. В фильм были включены мультипликационные вставки и негативное изображение, что создавало впечатление напряженной атмосферы действия, которую нельзя передать рисованными декорациями. Мурнау отказался от часто используемых в экспрессионистских фильмах деформированных предметов, он попытался передать ужас и ирреальность через изображение подлинной жизни. Совершенно новым было и то, что съемки производились в том числе и на натуре.

Среди актерских работ резко выделяется гениальное исполнение Макса Шрека. Его Носферату — истощенный, уродливый, с редкими седыми волосами на голове и длинными костлявыми пальцами, выпирающими наружу зубами и крючковатым носом — одним своим видом нагонял ужас и надолго определил образ Дракулы на экране. Сопровождающие Носферату крысы впоследствии также стали неотъемлемой частью его образа и часто использовались в различных киноверсиях, как, например, в фильме Вернера Херцога «Вампир Носферату» (1979).

Александр Иконников
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=583843
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 03.02.2012, 13:39 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
НОСФЕРАТУ - СИМФОНИЯ УЖАСА (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens)
Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922


Экранизация "Дракулы", романа Брэма Стокера, не упомянутого в титрах из-за проблем с авторскими правами. Носферату - один из пяти-шести важнейших фильмов в истории кино и, несомненно, главный образец немого кинематографа. Покуда существует кино, покуда публике демонстрируют фильмы, вполне вероятно, что Носферату всегда будет будоражить воображение; им всегда будут восторгаться, его всегда будут изучать и толковать по-разному. Пользуясь любовью всех категорий публики, от массового зрителя до интеллектуалов (во Франции о своем восхищении фильмом во всеуслышание заявили сюрреалисты, и это, учитывая их невероятные рекламные ресурсы, сослужило ему отличную службу), Носферату стоит у истоков фундаментального направления в кинематографе - болезненно-патологического, породившего длинную вереницу шедевров, к которому можно отнести ряд великих голливудских экранизаций фантастических литературных произведений, фильмы Вэла Льютона - Турнёра - Робсона, Эдгара Улмера, ассистента и ученика Мурнау, некоторые нуары, и т.д. Носферату - многогранный фильм и прежде всего - метафизическая поэма, в которой силы смерти призваны неумолимо притягивать к себе, поглощать, высасывать жизненные силы, без вмешательства в эту борьбу какого-либо морализаторского противопоставления добра и зла. Смерть питается смертью, и самопожертвование Эллен необходимо для того, чтобы "неумерший" (этимологическое значение имени Носферату) мог, в свою очередь, умереть, ведь без его смерти невозможно сохранить равновесие в мире. Персонаж Носферату - центр мира, где господствует смерть, и, кроме ужаса, он внушает жалость, сочувствие и чарующее и трагическое оцепенение. Некоторые толкователи видят в Носферату двойника Хуттера. По их мнению, встреча Хуттера и Носферату становится для Хуттера кульминацией познания себя. Ну как тут обвинять Носферату?

На уровне формы самая оригинальная черта фильма в том, что он отдаляется от экспрессионизма и выходит за его рамки. Прежде всего, фильм придает большое значение Природе, которая будет изгнана из системы ценностей экспрессионизма. Сюжет Носферату, напротив, вращается в увлекательном разнообразии реальных экстерьеров, усиливающих его воздействие и магический реализм. При съемке этих экстерьеров часто необычно используется глубина кадра. Затем Мурнау в этом фильме полностью отдается стремлению к полифонии и контрапунктам - как на драматургическом, так и на космическом уровнях. Напр., эпизод с возвращением Хуттера развивается на четырех различных уровнях. Ожидание Эллен. Безумие Кнока. Приближение Хуттера к городу. Путь зачумленного корабля. В результате вампир появляется редко, но его появления ожидаемы, отточены и незабываемы. Действие фильма насыщено метафорами, отступлениями (отнюдь не второстепенными), затрагивающими различные миры: растительный, животный, человеческий и, если можно так выразиться, сверхчеловеческий. Лекции профессора Бульвера о росянке и полупрозрачном полипе, паук, которым любуется Кнок, гиена и лошади, обезумевшие накануне дня Святого Георгия, предвещают, подчеркивают, расцвечивают кровавый путь вампира. Присутствие Природы и эта полифония отражают в Носферату понимание кинематографа как тотального искусства, которое будет только расти и усиливаться в дальнейшем творчестве Мурнау. Актерская игра еще не достигла гениальной зрелости Последнего человека или Восхода солнца, но уже рождает волшебство и заставляет совершенно забыть о том, что под гримом и чертами Носферату скрывается живой актер (Макс Шрек). Героиня Греты Шрёдер сошла на экран прямиком из грез и воображения режиссера.

N.B. Носферату - предок всех экранных Дракул и вампиров, присутствующих в огромном количестве фильмов (согласно журналу "L'Avant-Scène", специалист по фантастическому жанру Жан-Пьер Буиксу в 1978 г. составил список из 6000 фильмов с участиев вампиров). На тему Дракулы в кино см.: Donald F. Glut, The Dracula Book, The Scarecrow Press, Metuchen, New Jersey, 1975. В 1978 г. была снята точная копия фильма Мурнау, безжизненная и словно сама укушенная вампиром: Носферату, призрак ночи с Клаусом Кински и Изабель Аджани. Эта картина снята Вернером Херцогом, выступившим на сей раз гораздо ниже собственного уровня. Тем не менее, фильм содержит несколько красивых кадров, поэтому предпочтительнее ознакомиться с фотографиями из фильма, чем с ним самим.

Жак Лурселль
http://www.cinematheque.ru/post/140523
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 03.02.2012, 13:39 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Носферату: Симфония ужаса
Дракула: лысый и немой


Не шутите с Дракулой. Популярность этого вымышленного героя сделала его почти реальным. Во всяком случае, он может причинить немало вреда тем, кто относится к нему легкомысленно. Например, компания Prana-Film GmbH задумала впервые экранизировать самый известный вампирский роман, но не смогла добиться согласия вдовы Стокера. Немцы решили схитрить: внесли кое-какие сюжетные правки и изменили имена персонажей. Вдова немедленно подала на кинокомпанию в суд и разорила ее до нитки. Все копии фильма были приговорены к уничтожению, но «Носферату» уже разошелся по свету и «убить» его не удалось.

Основные вехи сценария остались неизменны: молодой юрист, Трансильвания, продажа недвижимости, жутковатый граф Орлок, путешествие на корабле, сумасшедший слуга вампира, поедающий насекомых в дурдоме, укушенная красавица и финальная смерть кровососа. Примечательно, что в оригинале солнце не вредило Дракуле — тот всего лишь избегал ходить днем. «Носферату» впервые показал уязвимость вампиров перед дневным светилом, что в наше время успело обрасти научными подробностями (например, вампирам якобы вредит ультрафиолет).

Главной сенсацией фильма стал актер Макс Шрек, создавший фантастически красочный образ графа Орлока. В эпоху немого кино диалоги были ограничены короткими текстовыми вставками, ввиду чего основной упор делался на актерскую игру — показушную, гиперэмоциональную, с избытком мимики и жестов. Шрек сделал ставку не на театрализованную клоунаду, а на художественную выразительность образа.

Граф медлителен. Его руки безвольно опущены, голова втянута в плечи, кожа обтягивает кости, жестикуляция вялая, взгляд стеклянный — словом, кукла, сделанная из несвежего трупа. С человеком его роднит лишь общее число конечностей. В облике Орлока проскальзывает что-то неуловимо крысиное: острые уши, длинные резцы, хищно растопыренные когти... Шрек вытащил на себе весь фильм. Без него «Носферату» смотрелся бы сегодня комично — как бюджетный вариант «Очень страшного кино».

Итог: шедевр экспрессионизма, классика ужасов, родоначальник фильмов о вампирах. Правообладателей у картины нет, она относится к категории «общественное достояние». Ее легко можно найти в Сети. Крайне рекомендуется для тех, кто действительно увлекается вампирами.

http://www.mirf.ru/Reviews/review2091.htm
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 03.02.2012, 13:40 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
"Носферату - симфония ужаса"

Представьте себе, фильм с таким жизнеутверждающим названием свободно и спокойно смотрели жители большевистской России!

Это много позже, в 70-х, шедевр Мурнау превратился в идеологическое пугало. (При всей моей любви к идеям и практике социализма, не могу иногда не удивиться страсти его вождей перестраховаться...) Но лично на меня подслеповатые кадры в бескомпромиссных книжках о буржуазной культуре оказали прямо противоположное действие. "Носферату" превратился в мечту, в несбыточное желание увидеть эти кадры ожившими и домотавшимися до титра "Fin". (Честно говоря, если бы мне вовремя предложили отказаться от этой мечты ради той практики, которая мешала ее осуществлению, я бы согласился.)

Весьма трудно в данном случае решить - к какому потоку: коммерческому или элитарному - относится фильм с таким названием и сюжетом. В пользу последнего говорят, в основном, его труднодоступность и слава одного из первопроходцев. Что в немалой степени повлияло на закупку советским кинопрокатом - тогда перебирать не приходилось. Но это, конечно, не главное.

Немецкий экспрессионизм, одним из первых кинообразцов которого был "Носферату", появился как антикапиталистическое, антибуржуазное, антиурбанистическое направление. (Последний из перечисленных мотивов всегда был силен в бюргерской Германии.) Он декларировал примат не самой реальности, а видения, восприятия этой реальности - как критерия истины. Привычка, конформизм не позволяют нам (им) разглядеть скрывающиеся за знакомыми формами и очертаниями жуткую несправедливость, вырождение, девальвацию истинных ценностей. А посему - нужно сорвать конформистский покров с реальности. Показать ее как можно более гротескной, уродливой, неестественной. И показывали.

Если взять просто перечень названий фильмов Мурнау: "Сатана", "Двуликий Янус", "Пылающая пашня", "Четыре дьявола" - то понимаешь, что идеи экспрессионизма он воспринял всей душой.

Если же брать конкретно "Носферату", то не сразу (а то и вовсе "не") свыкнешься с мыслью, что фильм принадлежит "антибуржуазному" течению. Ну, экранизация известного "Дракулы" Брема Стокера, ну, ужастик для массового потребления... И приходится корректировать предыдущее утверждение. Душой-то душой воспринял, но не столько идеи, сколько сугубо формальные приемы, позволившие ему создать достаточно оригинальный авторский стиль.

С первых же кадров у нас перед глазами придурковатый главный положительный персонаж - оптимизм и жизнерадостность опережают все остальное - весьма похожий на Моцарта, сыгранного Томом Халсом в "Амадее" Формана. Сразу появляется и полпред, так сказать, Зла - маклер Ренфильд, с коротким туловищем, дюймовыми бровями, гнусной ухмылкой. Зрителю ошибиться - кто есть кто - невозможно, а вот герои ничего не замечают... По Карпатам невозмутимо бегает натуральная гиена. Жертвами загадочной эпидемии становятся "особенно люди разумные и сильные" (просто хочется восторженно заверещать от такого романтичного наива!). Если не учитывать экспрессионисткой специфики, все это можно было бы назвать привычным определением "клюква".

Но "клюквенного" настроения не возникает. Ухмыляешься, конечно, в соответствующие моменты, однако, к работе вообще относишься вполне серьезно. Это, повторяю, 1921 год. Но морфологическое сходство здесь не с общим потоком продукции тех лет, а, скажем, с фильмами Довженко, дебютировавшим пять лет спустя.

В свое время я, как человек мало знакомый с нотной грамотой, удивлялся - каким образом Дебюсси мог зафиксировать на бумаге все эти свои иррациональные звуки, едва уловимые прикосновения к клавишам... А после услышал те же опусы, исполненные на синтезаторе. Ну вот именно для этого инструмента и писалось. Сочинял и мучался, что под рукой только скупой и строгий рояль.

То же самое можно сказать и о Мурнау, которому явно было тесно в рамках немого кино - как его возможностей, так и его стереотипов.

Уместить в 58 минут (вот было время - никто не подгонял к принятым полтора-двум часам, сколько душа требует - столько пленки и отрезаешь!) достаточно объемный и вычурный роман Стокера - дело нешуточное. Ясное дело, приходилось прибегать к избыточному количеству титров. Но Мурнау бережет не столько даже зрительский комфорт, сколько цельность и гармоничность своей работы. Наряду с шаблоном, он использует для той же цели якобы строки из читаемой книги, писем персонажей, газетных статей. Эксперимент по сохранению ритма повествования во всю ширь и удачный. Но что-то я не помню, чтобы современники воспользовались находкой...

Второе. Практически все "натурные" сцены снимались действительно на натуре, а не имитировались в павильоне: горы, море, лес и т.д. По сравнению с фильмами современников это был настоящий эстетический шок. Морские пейзажи Мурнау - отдельные, самостоятельные произведения искусства! И здесь уже можно усмотреть зародыш документального, научно-популярного кино. Режиссер снимает фильм ужасов, но в нем находится место - вновь как художественным деталям - весьма подробно и точно заснятым сценам поглощения насекомого странным растением росянка, поглощения какой-то инфузории странным животным гидра, опутывание пауком паникующей жертвы... Неважно где это происходит - в научной лаборатории или замшелом углу психушки. Автор считает необходимым ввести подобные кадры.

И последнее и главное. Феллини когда-то сказал (цитирую по памяти), что свет - это Бог кино, с его помощью можно сделать все из ничего. Мурнау это понял задолго до Феллини и впервые начал делать это "все". Вместо прогнозируемой страшилки тех лет (когда нужно было заставить себя бояться), Мурнау снял произведение киноискусства. А кажется - чего проще: распахни или сомкни створки юпитера... И этой находкой никто многие годы не собирался пользоваться.

Мурнау явно не мог работать в Европе 20-х. И тем самым оказался честнее многих современников. Он уехал в Соединенные Штаты за несколько лет до выхода на историческую арену НСДАП и ее вождя. Не бежал от возмездия за космополитические и антинациональные выходки, а стремился в богатую и хорошо оснащенную Америку для приближения заветного "кино будущего". Сняв пару коммерческих работ, он приступил в начале новых 30-х к совместному проекту с известным кинодокументалистом (!) Робертом Флаэрти. Да с таким пылом, что матерый Флаэрти просто ушел со съемок. Мурнау в одиночку закончил фильм, создав, вместо планируемой документалки, некий идеальный синтез игрового и документального кино, носящий сегодня название "Табу".

Вскоре после премьеры режиссер погиб в автокатастрофе. В городе, чье название сегодня стойко ассоциируется со сведенными от сладости челюстями - Санта-Барбара. Что, по-моему, глубоко символично.

Наследники Мурнау получили за его последнюю работу 150 тысяч долларов. Старыми, разумеется...

Игорь Галкин
http://www.kino.orc.ru/js/elita/elita_nosferatu.shtml
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 03.02.2012, 13:41 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Носферату, симфония ужаса / Nosferatu, eine Symphonie des Grauens (1922)
Нежить, испытанная временем


Смотреть старые фильмы, настолько старые, что даже немые, довольно непросто, и еще сложнее что-то о них писать — нападает немота. Но что касается "Носферату", то здесь дело обстоит попроще. Очевидно, что это в большей степени кино любительское, чем профессиональное, и если сравнивать с отечественным фильмом "Броненосец "Потемкин", снятого примерно в те же года, то отлично отдупляешь, где настоящее кино, а где ученическая поделка. Но "поделка" талантливая. Достаточно всмотреться в фильм, и минут через двадцать отсчет времени заканчивается, исследовательские инстинкты уступают место элементарному любопытству: что будет дальше с жутковатым поначалу Джонатаном Харкером, чьи слащавые ужимки сперва отторгают не меньше отвратительного облика Макса Шрека, а потом вдруг парадоксальным образом очаровывают, и ему начинаешь сопереживать. Множество интересных кадров и находок сопровождают исключительно ясный, последовательный сюжет. Но более всего впечатляет какой-то изысканный аристократизм картины, и особенно Дракулы в исполнении уродливого немецкого графа Шрека, артиста-аматора. Один простой нюанс — удлиненные передние зубы заместо стандартных "троек", — и облик чудовища начинает играть новыми гранями зловещего. Отсутствие звука не только не напрягает, но кажется абсолютно естественным, и поистине недоумеваешь, зачем в кино пришел звук? Напрягает лишь сомнамбулизм Нины. Возникает ощущение общей сомнамбулизации немецкого экспрессионисткого кинематографа, и поскольку фильм погружает в легкий транс, то кажется, будто все поколения, начиная с первой мировой войны, погрузились в плотный гипноз и так и не вышли оттуда. Ушастый и лысый Шрек не очень похож на земноводное, он больше похож на зеленого человечека с планеты Марс, населенной призраками. Он прилетел, чтобы высосать нашу дурную кровь. Благое дело.

Владимир Гордеев
http://www.ekranka.ru/?id=f237
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 03.02.2012, 13:41 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Носферату, симфония ужаса / Nosferatu, eine Symphonie des Grauens (1922)
Шрек + Дракула = Носферату


"Носферату" — первый фильм "про дракулу", но все имена персонажей и место действия в нем изменены. Брэм Стокер в титрах не указан, а его вдова добилась того, чтобы все известные копии и негативы фильма уничтожили. Таким образом по миру ходит много самых разных "левых" вариантов фильма. В том, что смотрел я, "Носферату" дракулизирован: Стокер в титрах указан, граф Орлок стал Графом Дракулой, некий профессор с труднопроизносимой немецкой фамилией — Ван Хельсингом, ну и так далее, по тексту. Только с местом действия создатели английских титров ничего поделать не смогли — Бремен остался Бременом. Говорят, экземпляр оригинальной, наиболее полной версии есть у какого-то мифического коллекционера, фаната творчества исполнителя главной роли — Макса Шрека.

Самое смешное заключается в том, что вдова Стокера оплошала — она боялась, что киноверсия Мурнау как-то негативно скажется на восприятии массами литнаследия ее покойного мужа, или пёс ее знает, чего она там боялась, но, как бы там ни было, не скучный викторианский роман Стокера, а именно эта лента "раскрутила" образ кровососущего графа и вот уже 85 лет кинематографисты безустально клепают фильмы "про дракулу", наснимав уже более полусотни интерпретаций в различных жанрах — ужасы, драмы, боевики, комедии, комиксы-солянки...

А еще это, пожалуй, единственный фильм, в котором отсутствуют всем известные "вампирские фишки", клише, повторяющиеся из фильма в фильм. Заостренные зубы у Носферату не клыки, а два передних, как у кролика. И уши у него в любое время суток, как у летучей мыши. И длинные, тонкие, когтистые пальцы-веером.... Мурнау очень удачно подобрал актера — Макса Шрека. Увидав его впервые, режиссер чуть в штаны не наложил — как от ужаса, так и от радости. Чувака даже гримировать не пришлось, настолько он был внешне ужасен. Нацепили бэтмэнские уши, вставили зубы, напялили пальцы, подгуталинили мешки под глазами — готов вампирчег. Кроме того, в версии Мурнау вампиры днем спят в гробах, набитых неосвященной, заразной кладбищенской землей, таким образом подпитывая свои сатанинские силы. Причем в этой земле кишмя кишат инфицированные чумой мыши. Поэтому, когда вампирчег сваливает из провинциальной Трансильвании на ПМЖ в Германию, чтобы попробовать на зуб истиных арийцев, он, по ходу следования, заражает команду корабля, а потом становится источником эпидемии в Бремене. Таким образом, в этом фильме Дракула больше страшен не тем, что время от времени выпивает людей, а тем, что разносит чуму.

По нынешним временам фильм не столько пугает, сколько смешит. Тем не менее, его только в 1972-ом году разрешили к показу в Швеции. Долгое время он находился под запретом и в Финляндии. Мурнау в своем фильме постарался отойти от модного в то время в Германии экспрессионизма, с его странными ракурсами, игрой света и пр., благодаря чему обычные места и обыденные предметы кажутся чудовищными, фантасмагоричными. У Мурнау же не обычный человек попадает в какой-то зловещий, искаженный мир, а, наоборот, фантазм ходячий вторгается в обыденность. Большинство людей этот трюк с вторжением фантастического в повседневность цепляет больше. Живешь себе, в ус не дуешь, все как у людей, и вдруг, откуда ни возьмись, появляется чумное саблезубое хуйло, гипнотизирует на расстоянии твою подружку, высасывает у нее кровь, заражает город чумой. Жуть, одним словом.

Чтобы заворожить зрителя (фильм, может, и не пугает, зато завораживает) Мурнау использовал всякие изысканные, как для 22-го года, технические приемчеги. Например, вклеил негатив — белые деревья на фоне черного неба в момент первой встречи... э-э... риэлтора с графом... Да и вообще, поскольку фильм немой и черно-белый, весь ужос вызывается контрастом черного и белого, особым затемнением краев кадра, его продуманной композицией, пластикой и пр. То есть напрямую режиссер не манипулирует зрителем, как это делается в нынешних ужастиках. Просто создается гнетущая, зловещая атмосфера, а там уже включается зрительская фантазия, вырывается подсознанка...

Про музыку разговор особый. На IMDB представлено более десятка саундтреков разных лет. Причем половина из них датируется уже этим тысячелетием. В моей версии — натуральный дарквэйв-эмбиент. Думаю, поставь я этот музон сам по себе, чтобы тихонько послушать среди ночи, уже через восемь-десять минут прослушивания во всем районе зажжется свет, заорут от ужаса соседские дети, а на автостоянке завоют алармы машин и сторожевые псы. Потому что это только на первый слух музыка, но на самом деле — волновое оружие, воздействующее на подсознание на большом расстоянии. Такие волны испускал из Трансильвании Носферату, заставляя оставшуюся в Бремене жену риэлтора сомнамбулически бродить ночами по перилам.

Ну, а если желаете знать как в этом фильме изничтожили вампира, смотрите кино. Нет, это не осиновый кол, не чеснок, не крест-на-пузе, не святая вода... И, кстати, Носферату отражается в зеркале.

http://www.ekranka.ru/?id=f237
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 03.02.2012, 13:42 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Носферату - симфония ужаса
Nosferatu, eine Symphonie des Grauens


Молодой клерк Хуттер (Густав фон Вандхайм) из Бремена первой трети XIX века отправляется за три девять земель, в карпатские леса, к инфернальному графу Орлоку (Макс Шрек), владельцу замка, решившему перебраться в крупный город. Гость выясняет, что Орлок, известный и как Носферату, – вампир, и от его заражающего укуса Хуттера спасает лишь супруга Эллен (Грета Шрёдер), сверхъестественно сильно влюблённая в скромного и безвольного служащего конторы по продаже недвижимого имущества. Именно она понимает, какое зло несёт в себе мрачный граф, и жертвует жизнью, устроив так, что тот растворяется в воздухе с восходом солнца…

Вполне возможно, что и в ранних фильмах выдающегося немецкого режиссёра, большинство которых утеряно, ощущалась близость к владевшему тогда умами экспрессионизму. Но только в тридцать три года Мурнау создал действительно великую картину, которая многим обогатила это направление. Прежде всего следует обратить внимание на по-своему гениальную находку постановщика и автора сценария Хенрика Галеена (изложившего историю, навеянную романом «Дракула» Брэма Стокера, что, между прочим, было вполне типично для экспрессионистского сочинения) – решение частично отказаться от павильонной съёмки, выйти на натуру. Если вдуматься, это является шагом вперёд по сравнению с предложенной Фрицем Лангом ещё в «Кабинете доктора Калигари» /1919/ идеей (которую он сам развил чуть иначе в параллельно снятом «Докторе Мабузе, игроке» /1922/) привнесения элементов реального в ужасный, фантасмагорический антураж. У Мурнау – не просто приоткрывается дверь в действительность по эту сторону экрана, но происходит пугающая глобализация кошмаров и видений. Зло покоряет Землю. Великолепно воплощён образ Носферату, и даже возникла легенда, что в этой роли предстал не театральный актёр Макс Шрек, а неизвестно кто, не исключено, что и сам режиссёр. Причём внушает трепет не только уникальный, обезобразивший человека до неузнаваемости грим (огромные уши и когти, оголённый череп), и резкая, пронзительная манера игры, но и восхитительная метафора, когда всюду, куда ступает нога чудовища, появляются крысы, а люди – и моряки на корабле, и ничего не подозревающие бременцы – гибнут в муках от смертоносной болезни. Это можно счесть за ещё одно прозрение экспрессионистов по поводу пришествия Адольфа Гитлера, который – действительно как Носферату во плоти, несущий хаос, изничтожающий всё (вспомним строку Высоцкого: «А перед нами всё цветёт, за нами – всё горит!»), что уже придаёт фильму ореол таинственности, усиленный финалом, отнюдь не кажущимся наивным. Истоки будущего тоталитарного режима поистине крылись в атмосфере 1920-х годов…

Но, как подлинное произведение искусства, этот простой по фабуле (чем работы экспрессионистов, заметим, отличались нечасто) фильм не ограничивается вышеизложенным, гораздо более многомерен, а то и вовсе непостижим до конца. Картина – о расплате человека (в данном случае Хуттера, тоже превосходно сыгранного фон Вангенхаймом) за проникновение в запредельное, трансцендентное, в сферы, где звучит одурманивающая, как песни сирен, «симфония ужаса». И сквозь проделанную брешь может прийти погибель всего рода людского, спасти от которой способна лишь абсолютная Любовь. Иными словами – тезис о знаниях, несущих миру зло, обрёл новое, неожиданное звучание. Не удивительно, что творение Мурнау, превосходящее литературный источник на несколько порядков, ничуть не устарело, оказавшись одним из столпов хоррора (и даже было повторено Вернером Херцогом в 1979-м как «Носферату: призрак ночи»), поныне воспринимается «живее всех живых».

Справка:

Экранизация «Дракулы» Брэма Стокера оказала влияние на развитие мирового кино. От других фильмов ужасов немецкого экспрессионизма, созданных под вдохновением «Кабинета доктора Калигари», этот отличался тем, что съёмки велись на настоящей натуре, а не в стилизованных студийных декорациях. Ужас и чувство таинственности черпались в расположении мрачных историй в знакомой среде и окружении, они происходили с обычными людьми в ходе повседневных событий.

© Евгений Нефёдов
Авторская оценка: 10/10
http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=652
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 03.02.2012, 13:42 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
«НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens)

3 марта 1931 года в автомобильной катастрофе недалеко от Голливуда погиб выдающийся немецкий режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау. Ему шёл 43-й год. Он ехал на премьеру своей последней картины «Табу».

В Голливуде Мурнау имел репутацию затворника. Режиссёр занимался оккультизмом и восточной мистикой, свято веря в предсказания астрологов и гадалок. Они-то и предупредили его о гибели в автокатастрофе, и, чтобы обойти судьбу, Мурнау решил отправиться из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк морским путём. Однако по дороге в порт он всё-таки попал в автокатастрофу. Удивительно, но его спутники отделались ушибами.

За отпущенные ему судьбой двенадцать лет творческой жизни Мурнау поставил двадцать картин. Практически все его фильмы вошли в золотой фонд мирового кино. Среди бесспорных шедевров Мурнау — «Носферату, симфония ужаса» и «Последний человек». Именно «Носферату» наряду с «Усталой смертью» (1921) Фрица Ланга оказался в числе первых фильмов «ужаса», рассказавших о вторжении потусторонних сил в «нормальный» человеческий мир.

В 1897 году ирландец Брэм Стокер, по профессии театральный импресарио, написал роман о вампире Дракуле. Используя прикарпатские легенды о жестоком воеводе из Трансильвании, Стокер создал необычное произведение, действие которого разворачивается в современном ему Лондоне. Писатель придаёт своей книге характер документа: он использует выдержки из дневников, писем, вырезки из газет и т. д.

Четверть века спустя Мурнау, по совету сценариста Карла Майера, решает поставить фильм по роману Стокера. Однако вдова писателя наотрез отказалась уступить Мурнау права на экранизацию. Несмотря на это Мурнау снимает «Носферату, симфония ужаса», пожалуй, самый мрачный фильм 1920-х годов — о вампире, пьющем человеческую кровь и символизирующем «чёрную смерть», чуму.

Автор сценария Генрик Галеен насытил сюжетную ткань собственными идеями. Действие было перенесено из Лондона в Бремен, герои получили новые имена, история графа Орлока стала основой символической кинолегенды.

Время действия «Носферату, симфония ужаса» — первая треть XIX века. Фильм начинается весьма прозаично. Управляющий фирмы по продаже недвижимости в Бремене (его играет Александер Гранах) посылает своего недавно женившегося клерка Хуттера (Густав фон Вангенхейм) в замок графа Орлока (Макс Шрек).

Путешествие клерка по зловещим лесам, где всё затянуто мрачной пеленой тумана, где много волков и хищных птиц, оказывается невинной прелюдией к тем злоключениям, которые ждут его впереди.

Хуттер попадает в старый готический замок. Клерк блуждает по пустым комнатам в поисках графа Орлока, пока наконец не находит его в гробу. Хозяин замка — худой и лысый человек с торчащими ушами, похожий на летучую мышь, лежит неподвижно, с широко раскрытыми глазами. Он — вампир, а вампиры днём спят. Существуют предания о гигантских летучих мышах, выпивающих кровь из человека. Гримом, пластикой вампир Носферату во многом напоминал такое существо.

Ночью Носферату подбирается к спящему клерку. В то же время Нина (Грета Шрёдер), молодая жена Хуттера, просыпается в Бремене с именем супруга на устах. Носферату тотчас же отступает от жертвы. Этот телепатический феномен, по мысли Галеена, доказывал сверхъестественную силу любви.

Клерк спасается бегством, а Носферату покидает замок и пускается в странствия. Всюду, где ступает его нога, кишат крысы, а люди падают замертво. Вампир поднимается на палубу корабля — команда погибает, а судно плывёт по воле волн, пока не пристаёт к берегу.

Ночью вампир крадётся, скрываясь в тени домов, по городу, поражённому какой-то жуткой эпидемией. Немногие оставшиеся в живых безропотно, покорно хоронят мертвецов, даже не пытаясь вырваться из этого ада.

В Бремене Носферату встречает Нину. Жена Хуттера старается перехитрить вампира. Она не бежит от чудовища, а… приглашает его в гости. Носферату начинает высасывать кровь из молодой женщины и так увлекается, что не замечает, как наступает рассвет, а ведь его «среда обитания» — тёмная ночь. Первые лучи восходящего солнца убивают вампира. Таким образом, «силы тирании» пасуют перед великой любовью. Победа, однако, носит трагический характер, ибо приходит со смертью героини.

В руины превращается замок графа Орлока, много веков бывший убежищем вампиров.

«Носферату, симфония ужаса» создавался в период значительного влияния эстетики экспрессионизма, но фильм получился экспрессионистским скорее по сценарию и по духу, нежели по декорациям. Картина снималась в основном на натуре, принципиально противопоказанной экспрессионизму, а скромные декорации художника Альбена Грау, во всяком случае, менее фантастичны, чем большинство естественных декораций — замка в Карпатах (снимался в Богемии) или трёх ганзейских домов, где по преданию жил Носферату. Грау при построении декораций использовал мотивы готической архитектуры с её заострёнными линиями. Рынок, замок графа Орлока, морской берег, странный город — всё это создавалось на монтажном столе из сцен, снятых в самых различных местах.

Работа над «Носферату» продолжалась с августа по октябрь 1921 года. Авторы вышли из павильонов на натуру, но снимали её так, что естественная природа превращалась в фантом, пейзаж из страшных сновидений. Бела Балаш, кинокритик венгерского происхождения, писал в 1924 году, что «по сценам „Носферату“ пробегал знобящий холод судного дня». Мурнау и его оператор Фриц Арно Вагнер достигали этого различными приёмами. Кадры негатива изображали карпатские леса — массу призрачных белых деревьев на фоне чёрного неба. Кадры, снятые двойной экспозицией, преображали кровать клерка в зловещую ладью. Вагнер предложил Мурнау включить в фильм негативное изображение в эпизоде, когда корабль-призрак со своим страшным грузом скользил по фосфоресцирующим волнам. Такие приёмы создавали напряжённую атмосферу, которая производила более сильное впечатление, чем это возможно было сделать в рисованных декорациях.

Кинокритик Диляра Тасбулатова отметила, что в «Носферату» действие как будто начинается вновь с каждого кадра, и связь между эпизодами скорее метафизическая, нежели повествовательная. Скажем, в эпизоде, когда герой обнаруживает склеп, у зрителя создаётся жуткое впечатление, что вампир наблюдает за ним, хотя лежит в гробу с закрытыми глазами и сложенными на груди руками. Это странное свойство — создавать ощущение связи между героями, не обусловленное обычной логикой причин и следствий, — и есть «воображаемое пространство Мурнау», над загадкой которого бьются и по сей день.

Роль Носферату исполнил Макс Шрек. Благодаря искусно сделанному гриму он выглядел поразительно уродливым и нагонял леденящий ужас на зрителей. Об актёре известно очень мало, нет даже его фотографии без «вампирского» грима, что вкупе с кошмарным обликом породило множество мрачных легенд. Адо Киру, например, утверждал: «Никто никогда не мог раскрыть подлинное имя удивительного актёра, которого гениальный грим сделал навсегда неузнаваемым. Говорили, что это сам Мурнау. Действительно ли он играл Носферату?»

Лотта Эйснер опровергает такую гипотезу. Она считает, что в титрах указана подлинное имя актёра — исполнителя роли Носферату: «Мурнау переродил посредственного актёра Макса Шрека, заставив сыграть этого двойственного персонажа с трагической судьбой…»

С ней согласен Густав фон Вангенхайм, который уточняет, что Макс Шрек, игравший во многих фильмах 1920-х годов, работал в мюнхенском «Каммершпиле». Актёр снимался в характерных ролях в фильмах «Улица», «На краю света», «Волга-Волга», «Распутин — святой грешник», «Туннель» и умер от сердечного приступа в 1936-м.

Берлинская премьера «Носферату» была назначена на 4 марта 1922 года. Однако вдова Стокера через суд добилась уничтожения всех её копий. К счастью, в 1929 году удалось найти чудом сохранившуюся копию и после американской премьеры «Носферату», состоявшейся 3 июня, о необычном произведении Мурнау узнали во всём мире.

В Германии и во Франции картина снискала большой успех у критиков. Так, Деснос говорил о «чудесном фильме, намного превосходящем по своей режиссуре „Калигари“, что в нём „ни один новаторский приём не был произвольным, всё принесено в жертву поэзии и ничто — голому мастерству“». Позже фильм с энтузиазмом встретили сюрреалисты.

Картина Мурнау породила целую серию лент о вампирах (о Дракуле уже снято более тридцати фильмов), но превзойти актёра Макса Шрека в заглавной роли никому так и не удалось.

http://kinofashion.ru/index.p....temid=4
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 03.02.2012, 13:43 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
НОСФЕРАТУ - СИМФОНИЯ УЖАСА (NOSFERATU, EINE SYMPHONIE DES GRAUENS)

"Носферату - симфония ужаса", вольная и самая первая экранизация романа Брэма Стокера "Дракула", - девятый фильм бывшего студента, изучавшего литературу и искусство в нескольких германских университетах, а позднее - военного лётчика Фридриха Вильгельма Мурнау. Фильм о Дракуле принёс Мурнау мировую славу. После него в Германии и Голливуде режиссёр сделал ещё несколько выдающихся картин, в том числе "Восход солнца", о которой я рассказывал прежде (см. рецензию на нашем сайте).

"Носферату" - истинный шедевр немого кино, да и вообще кинематографа, позволяющий судить как о том, что любой содержательный текст может быть прочитан под совершенно различными, порой и противоположными углами зрения, так и о том, что все наиболее существенные изобразительные и драматургические находки были сделаны, можно сказать, на заре искусства кино. Пионером Мурнау, конечно, не был, но мастером высочайшего класса, художником, обладавшим собственным ярким стилем, был безусловно.

"Носферату" создавался в период значительного влияния эстетики экспрессионизма, и, естественно, несёт на себе следы этого художественного течения. Далее вполне уместно процитировать небольшую статью Владимира Утилова, в которой кинокритик представляет творчество режиссёра обладателям мультимедийной "Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия". "Экранизируя роман Б. Стокера, - пишет Утилов, - Мурнау не мог избежать влияния экспрессионистской стилистики, которая вошла в моду после "Кабинета доктора Калигари" и соответствовала атмосфере и сюжету. Однако он отказался от деформации предметного мира, которая поражала зрителей в "Калигари", и поместил действие "Носферату" в привычную, на первый взгляд, обстановку. Ощущение ужаса и сверхъестественности ситуаций внушалось с помощью "внутреннего зрения" главного героя, что передавалось зловещими контрастами чёрного и белого, композицией кадра, неожиданными пластическими деталями и оригинальными техническими приёмами (использование кусков негатива, вмонтированных в сцену первой встречи героя с Носферату). Экспрессионизм в этом фильме стал взглядом на действительность, выражением апокалиптического ужаса перед приближением неведомой катастрофы, идущей изнутри, из подполья человека".

Здесь надо бы добавить: страх страхом, но, помимо страха, в картине явственно присутствует и чёрный юмор, некая издёвка и над толстоватым увальнем, потащившимся из своего игрушечного Бремена в не менее сказочную Трансильванию, и над жутковатым тамошним уродом, что никак не может помереть, превратившись то ли в Плюшкина ("Эх-ма, а хозяин-то я!.. "), то ли в скалящегося грызуна, смахивающего на крысака-кучера из "Золушки". То есть, жил да был припеваючи на печи Иван-дурак, или как его там, Ганс-болван-с, да понесла его нелегкая в подполье. Без Кафки тут, вероятнее всего, не обошлось. Не только, значит, мы рождены, чтоб Кафку сделать былью.

Впрочем, история чёрного юмора, как понимает читатель, началась не с Кафки и уж тем более не с Мурнау. Еще Достоевский... Да ведь и сам Стокер четвертью столетия раньше в Дракуле пародировал Дориана Грея, а лучше сказать шаржировал более успешного, прославленного и талантливого литературного и, похоже, житейского противника своего Оскара Уайльда. Другое дело, что герр Фрёйд на полном серьёзе увидел в истории любви бессмертного и безжизнненого Протыкателя к эмансипированной девице из Лондона подтверждение своим сексуальным комплексам и теориям. Это, что называется, юмор всерьёз, или смех сквозь слёзы - кому как больше понравится.

Чёрный юмор сопровождает, в общем-то, всю историю и самого Протыкателя и позднейших его интерпретаций (как и самих интерпретаторов), особенно в кинематографе. Исторический Влад Дракул (или Дракула, или, как произносят румыны, Дракуля), видимо, "подвинувшись рассудком и в волненье жутком" вследствие неуёмной жажды неограниченной власти и сложностей политической ситуации эпохи, довольно рано сделался своего рода валашским Иваном Грозным, а затем измученным и устрашённым народным воображением был идентифицирован как сказочный упырь. Дальнейшее уж из песен, побасенок и прочей фантастики.

Предоставим, впрочем, слово специалистам. Эта рецензия получится объёмистой, ну да что уж поделаешь. Итак, Дж. Гордон Мелтон, авторская "Энциклопедия вампиров" (Ростов-на-Дону, "Феникс", 1998, статья "Влад-Протыкатель (1431? - 1476)", стр. 129 - 133, перевод О.Ю. Дзикуновой).

"Недавний интерес к Дракуле породил у многих исследователей желание знать больше об этой исторической фигуре, стоящей за художественным персонажем. Прорыв наступил в 1972 году вместе с опубликованием в работе "В поисках Дракулы" первых находок историков Раймонда Т. Макнелли и Раду Флореску, собравших основные документы того времени о румынском князе Владе и посетивших бывшую родину Влада, чтобы исследовать его жизненный путь. На следующий год появилась более определённая работа "Дракула: биография Влада-Протыкателя 1431 - 1476" также Макнелли и Флореску. Эти книги сделали жизнь этого таинственного румынского правителя, который фактически находился у власти очень короткое время, неотъемлемой частью современного мифа о Дракуле.

Имя Дракула применялось к Владу при его жизни. Оно произошло от румынского слова "драк", которое можно перевести по-разному - "дьявол" или "дракон". В 1431 году, сразу же после рождения Влада, его отец вступил в орден Дракона христианского братства, посвящавшего себя борьбе с турками...

Он <Влад-Протыкатель> родился в Шасбурге (или Сайсоаре) - городе в Трансильвании. Вскоре после его рождения, в феврале 1431 года, его отец переехал в Нюренберг, Германия... Влад <отец> был претендентом на трон Валахии - это та часть современной Румынии, которая находится к югу от трансильванских Альп. Он смог вырвать трон у своего сводного брата в 1436 году.

Через два года Влад Дракул вступил в союз с турками, который требовал отправки двух сыновей Мирция и Влада в Трансильванию в поход с султаном. Сомневаясь в верности Влада Дракула, султан заставил привести его к себе как пленника. Тем не менее, Дракул смог доказать свою верность и оставил Влада (Дракул имел двух сыновей по имени Влад, рождённых от разных матерей) и Раду, своего младшего сына, султану в качестве гарантии. Их поместили под домашним арестом в Эгригоце. Этот период заключения глубоко повлиял на Влада (Ох уж эти династические условности, но, в общем, понятно, что теперь уже речь идёт о сыне. - В.Р.). С одной стороны, он использовал появившуюся возможность, чтобы выучить турецкий язык и обычаи. Но с другой - он стал циничен в своём подходе к жизни (не правда ли, жаль, что ныне издательства скупятся оплачивать труд редакторов? - В.Р.) и принял маккиавелиевский подход к политическим вопросам (нельзя не добавить в пользу разговоров о чёрном юморе: Никколо Макиавелли породил макиавеллизм "Государем", написанным полвека спустя после смерти Протыкателя, а изданным и того позднее, в 1532 г. - В.Р.). Его ранний опыт также утвердил в его личности желание мстить каждому, кто был с ним не согласен или причинил ему вред.

В декабре 1447 года его отец был убит, а старший брат Мирций сожжён заживо по приказу венгерского правителя Иона Ханиади... при участии бояр - правящей элиты Валахии. Смерть Мирция делала Влада наследником трона, но при поддержке Ханиади, Владислав II, член другой ветви семьи, занял трон Валахии. Влад попытался занять трон в 1448 году, но его правление длилось только пару месяцев, после чего он вынужден был бежать в соседнее королевство Молдавия. В 1451 году, когда он был в Сакиаве - столице Молдавии, правитель был убит. По каким-то причинам Влад тогда отправился в Трансильванию и сдал себя на милость Ханиади...

Союз между Ханиади и Владом стал возможным при принятии Владиславом II протурецкой политики, которая претила Ханиади. Влад сражался рядом с Ханиади, который в конце концов признал требования Влада на трон Валахии.

Ханиади умер от чумы в Белграде 11 августа 1456 года. Сразу же после этого Влад покинул Трансильванию и отправился в Валахию. Он разбил войско Владислава II и 20 августа настиг убегающего князя и убил его. Затем Влад начал своё шестилетнее правление, в течение которого и сложилась его репутация...

В начале... правления... Влад совершил свой первый крупный акт мести. В пасхальное воскресенье, после празднования, он арестовал боярские семьи, которые он считал повинными в смерти своего отца и брата. Старейшие были сразу же посажены на кол за пределами дворца и стен города. А остальных он заставил пройти маршем от столицы Тирговишта до города Поенари, где в течение лета, их всячески унижая, заставили выстроить новый замок-заставу, выходящий на реку Агру. Этот замок позже обозначили как замок Дракулы. Действия Дракулы по разрушению боярской власти были частью политики создания современного централизованного государства...

Влад жестоко обходился со своими врагами и таким же был его суд над провинившимися, что снискало ему прозвище "Тепэ", или "Протыкатель" - то имя, под которым он известен сегодня. Он не только сажал бояр на кол, пытаясь привести их к послушанию, но также терроризировал как православную, так и римско-католическую церкви, имевшие влияние на его территории... Его политика "Румыния для румынов" также привела к действиям и против иностранных купцов, в особенности немцев, в которых он видел причину, по которой плохо развивалась румынская промышленность. Влад-Протыкатель использовал своё положение, чтобы утвердить свой личный кодекс чести и сексуальной морали; и дошло много историй о том, как он убивал людей, которые оскорбили его моральные ценности. Иногда он применял репрессии против всей деревни из-за проступка одного человека...

Влада осуждали и современники, и те, кто в последующие века писал о нём. Ему приписывают множество жертв, даже по заниженным данным - 40000 человек за шесть лет его краткого правления. Таким образом, он несёт ответственность за самое большое количество смертей среди всех правителей, до наступления современного периода. Иван Грозный, с кем его особенно часто сравнивают, загубил чуть менее 10000 человек. Более того, Влад-Протыкатель правил народом, численность которого была чуть менее полумиллиона человек... Начало конца его краткого правления можно проследить в последних месяцах 1461 года. По причинам не совсем ясным, Влад начал кампанию по изгнанию турок из долины Дуная к югу и востоку от Бухареста. Но, несмотря на ранние успехи, когда турки собрали силы для ответного удара, Влад обнаружил, что у него нет союзников... Раду <брат Влада>, который был теперь ставленником турок на трон Валахии... во главе турецкой армии преследовал его до самого замка на реке Агре. У замка Дракулы, он <Влад> столкнулся с превосходящими силами, и армия его таяла. Он решил спастись бегством через тайный ход, а затем через Карпаты уйти в Трансильванию. Его жена (или любовница), согласно местной легенде, совершила самоубийство. Прежде, чем турки заняли замок в Трансильвании, он предал себя новому королю Венгрии - Матиушу Корвинусу, который арестовал его. В это время в Европе появились первые публикации о жестокостях Влада.

Влад был заключен под стражу в венгерской столице Вышеграде, хотя после 1466 года он жил во вполне комфортабельных условиях. К 1475 году события повернулись таким образом, что он оказался наилучшим кандидатом на трон Валахии. Летом 1475 года его снова признали князем Валахии. Вскоре после этого он двинул свою армию на Сербию, а после возвращения в союзе с королём Молдавии напал на турок. Он никогда спокойно не восседал на своём троне. Многие валашцы объединились с турками против него. Он погиб от руки убийцы где-то в конце декабря 1476 или в начале января 1477 года. Точное место захоронения Влада неизвестно, но вероятным местом считается церковь в монастыре Снагов - это удалённый сельский монастырь, построенный на острове. Раскопки, проведённые здесь, оказались тщетными. Когда в начале 30-х годов нашего века вскрыли могилу около алтаря, которую многие считали могилой Влада, она оказалась пустой. Однако во второй могиле около входа было тело, богато одетое и увенчанное короной.

То, что проделал с этим свирепым средневековым правителем викторианец Стокер, называется вообще-то романтизацией. Но, если учесть, что списывал он своего Протыкателя с Оскара Уайльда, получается одновременно и травестия. Чем не чёрный юмор?

Теперь посмотрим, с каким уж не чёрным даже, а сатанинским юмором Мурнау низводит этот "ужас ночи" и одновременно с ним галантного, остроумнейшего светского льва, денди, законодателя всех и всяческих мод, литературных, костюмных, салонных, сексуальных (протыкатель всё же), до уныло-злобного крысака с крючковатыми пальцами-когтями, выкаченными из орбит глазами, одетого если не в плюшкинский засаленный халат, то уж как минимум в траченный сюртук "смерть чиновника".

Мало того, этот не то что страшный, а скорей уродливый грызун, как и положено всякому грызуну, опасен не столько сам по себе, сколько тем, что служит разносчиком всяческой заразы. Как известно, эпидемии чумы начинаются с антисанитарии, а переносят вирус вездесущие крысы. Вот и Дракула, реальный и стокеровский, недаром же переименован Мурнау в Носферату (старославянское "носуфур-ату" происходит от греческого и связано именно с распространением чумы, как сообщает тот же Дж. Гордон Мелтон на стр. 376 своей "Энциклопедии вампиров"), преображён в эдакую бациллу, в "прореху на человечестве", в пародию на страх. И сам вампир в гениальном изображении актёра Макса Шрека похож на крысу, и сопровождают его стаи крыс. И, покидая родовой замок, путешествует Дракула в своём гробу, разделяя его в корабельном трюме именно с крысами, чтобы привезти в пряничную Германию как раз чуму.

Образы последней и есть настоящая жуть, позволяющая рассматривать этот, на сегодняшний взгляд, вовсе не страшный, а скорее остроумный эстетский фильм (и одновременно фильм-пророчество, фильм-предупреждение), как мистический триллер. Самый, по-моему, впечатляющий эпизод картины - эпизод зачумлённого Бремена, с крадущимся подстать вампиру чиновником, помечающим мелом вымершие дома, с траурными процессиями, влекущими гробы по узеньким, игрушечным средневековым улочкам. Впоследствии эстетику этого эпизода повторят многие режиссёры, в том числе Бунюэль и, конечно, Бергман, в сцене сюрреалистического сна главного героя картины "Земляничная поляна".

В общем же, несмотря на перемену места действия и ни на что не похожее представление о внешнем виде Дракулы, Мурнау сохраняет исходные посылки стокеровского романа.

Напомню их: некий молодой чиновник-молодожён (или только помолвленный со славной Гретхен) отправляется по воле сочувствующего делу нежити или просто алчного начальства в Трансильванию, к богатому покупателю недвижимости, желающему приобрести дом (или целую улицу) в благословенной Германии. По пути герой преодолевает неприязнь местных жителей, всячески сопротивляющихся его путешествию в зачарованный замок. Явившись-таки к заказчику, чиновник обнаруживает ряд зловещих странностей в поведении хозяина, а читатель-зритель узнаёт в нём знаменитого упыря. Последний, увидев портрет возлюбленной чиновника, обнаруживает в девушке двойника собственной, давно погибшей любимой жены, запирает чиновника в мрачном замке, а сам совершает морской вояж на родину узника (в Англию по Стокеру, В Германию по Мурнау). Во время вояжа вампир превращает судно в двойника "Летучего Голландца", уничтожив на нём всё живое, а, добравшись до места назначения, принимается разбойничать там, одновременно переживая фрейдистские мыкания из-за страсти к чужой жене, столь похожей на собственную. Что в переселении Дракулы служит исходным посылом - вспыхнувшая страсть к женщине, или просто голод - толком не объясняют ни Стокер, ни Мурнау. Коппола в своей ещё более фрейдистской, нежели книжка, и сильно романтизированной экранизации однозначно выбирает женщину, Мурнау же, представляется мне, условно говоря - голод.

Сохраняет режиссёр, помимо исходных посылок, отчасти и основную сюжетную линию книги. По крайней мере, до тех пор, пока по преимуществу эротические перипетии триллера английского романиста не начинают ему всерьёз мешать травестировать все эти кровососные "ужасти". Ведь именно означенное травестирование, думаю я, и является его главной художественной и идеологической целью.

Фильм снят через год после окончания Первой мировой войны в разорённой, духовно опустошённой стране, в стране, где зло побеждено, но не погибло, а лишь притихло, положено в домовину, но ждёт своего часа. Зло не вечно, но побеждается лишь Добром, истинным добром, быть может, возможным только в сказке, быть может, требующим от нас сознательной жертвы, дабы солнце могло воссиять над тьмой. Так, собственно, как намёк и как сказка, и заканчивается картина Мурнау: бедняжка Гретхен жертвует собой, удерживая Носферату около своей окровавленной груди до восхода солнца. С уничтожением в дневном свете вампира-крысака уходит из мира и чума.

Намеренно ли пророчествовал Мурнау? Или оказался пророком, как все большие поэты (искусство его и в целом, и в данном случае очень поэтично, чего, например, стоят одни только контрастные переходы от мирных пейзажей, осиянных пасторальным солнцем, к затхлому мраку подвалов, в которых копошатся крысы и тени!..)? Предчувствовал ли он бесноватого фюрера? Или все вожди - бесноватые тираны?

На эти вопросы однозначно ответить невозможно. Но вполне возможно, отвлекшись от всякой мистики, посмотреть сначала экспрессионистского "Носферату", а сразу вслед за тем соцреалистический "Триумф воли" Лени Рифеншталь, другую великую сагу о зачумлённом крысином царстве. А после прочесть роман Альбера Камю, который так и называется "Чума".

И что после того будет любой киношный урод, вымазанный клюквенной кровью, а даже и сам исторический Влад Протыкатель, с его сорока тысячами жертв - против десятков и десятков миллионов уничтоженных жизней, в мире, давным-давно справившемся с эпидемической чумой?..

Так что ж, трагедия или комедия - "Носферату - симфония ужаса" Фридриха Вильгельма Мурнау? Склоняюсь к тому, что и то, и другое. Но не трагикомедия. И уж разумеется не триллер.

В названии недаром использован музыкальный термин "симфония". Фильм построен по её законам: от пасторали - через мрак и патетику - вновь к пасторали. А симфония - жанр классической музыки. Конечно, можно очень недурно аранжировать для электрических инструментов, скажем, сороковую симфонию Моцарта, как можно и бесконечно переснимать "Дракулу" в целях эротической или какой другой щекотки. Но то, согласитесь, будет уже совсем другая история...

Рецензия: В. Распопин
http://kino.websib.ru/article.htm?no=1127
 
Валентина_НежумираДата: Воскресенье, 17.11.2013, 21:47 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 483
Статус: Offline
Один из лучших образцов экспрессионизма! Несмотря на то, что я не очень люблю истории о вампирах, «Носферату» является для меня одним из лучших фильмов о таинственном графе Дракуле! В нём привлекает абсолютно всё: работа режиссёра, слегка утрированная, но бесподобная игра актёров, мрачная органная музыка, потрясающие декорации, завораживающая атмосфера того времени и незабываемые эмоции на всём протяжении сюжета. Да здесь и говорить нечего! Настоящая классика жанра!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz