Понедельник
25.11.2024
19:35
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ВОСХОД СОЛНЦА" 1927 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ВОСХОД СОЛНЦА" 1927
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 24.11.2018, 09:43 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
В 2012 году этот шедевр Мурнау по итогам самого масштабного в истории опроса кинокритиков был признан величайшим из всех немых фильмов (http://www.bfi.org.uk/news/50-greatest-films-all-time). Трогательная история, рассказанная в нём, «могла произойти с кем угодно, где угодно и когда угодно, потому что такие понятия, как ревность, искупление и прощение, существовали всегда и будут существовать, пока люди ходят по земле». «Сумрачный германский гений» снял живую и оптимистичную «песнь двух человеческих существ», восхищающую чистыми визуальными образами и, действительно, дающую надежду на новый «восход солнца» и светлое безоблачное будущее.

«ВОСХОД СОЛНЦА» (англ. Sunrise: A Song of Two Humans, 1927) 1927, США,
— классический немой художественный фильм Фридриха Вильгельма Мурнау


Молодой крестьянин Анзас, соблазнённый городской красоткой, по её наущению пытается убить жену, столкнув её с лодки.

Съёмочная группа

Режиссер: Фридрих Вильгельм Мурнау
Сценарий: Карл Майер, Герман Зудерман, Кэтерин Хилликер, Эйч Эйч Колдуэлл
Продюсер: Уильям Фокс
Операторы: Чарльз Рошер, Карл Штрусс
Композиторы: Р.Х. Бассетт, Карли Элинор, Эрно Рапи, Хуго Ризенфельд, Вилли Шмидт-Гентнер
Художник: Рохус Глизе
Монтаж: Харольд Д. Шустер

В ролях

Джордж О’Брайен — Мужчина (Anses)
Дженет Гейнор — Жена (Indre)
Маргарет Ливингстон — Женщина из города
Бодил Росинг (англ.)русск. — сиделка
Дж. Фаррел Макдональд — фотограф
Ральф Сипперли (англ. Ralph Sipperly) — парикмахер
Джейн Уинтон (англ. Jane Winton) — маникюрша
Артур Хаусмэн (англ. Arthur Housman) — навязчивый джентльмен
Эдди Боланд (англ. Eddie Boland) — любезный джентльмен
Гибсон Гоуленд — водитель

Интересные факты

Первая картина с музыкальным и шумовым оформлением, записанным по технологии «Мувитон».

Картина Мурнау была включена в Национальный реестр фильмов ещё при его создании в 1989 году.

В 2012 году по итогам самого масштабного в истории опроса кинокритиков «Восход солнца» был признан величайшим из всех немых фильмов.

Сценарий фильма основывается на вышедшем в 1917 году романе Германа Зудермана «Путешествие в Тильзит». Также сюжет фильма напоминает один из эпизодов вышедшего годом ранее романа Теодора Драйзера «Американская трагедия».

Награды

Оскар, 1929 год
Победитель: Приз за художественные достоинства
Победитель: Лучшая женская роль ( Джанет Гейнор )
Победитель: Лучшая работа оператора
Номинация: Лучшая работа художника

Смотрите трейлер и фильм

https://vk.com/video16654766_456239356
https://vk.com/video16654766_456239340
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 20.12.2018, 17:25 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ВОСХОД СОЛНЦА

С тех пор как Женщина города (Ливингстон) поселилась в приозерной деревушке, не стало покоя молодому фермеру (О’Брайен). Бестии с черным роковым каре мало свиданий на закате — она соблазняет парня утопить его белокосую жену (Гейнор), чтобы любовники могли беспрепятственно зажить вместе.

Впервые Голливуд (в лице студии XX Century Fox) экспортирует европейского режиссера-эстета (в лице Мурнау). Лидер немецкого экспрессионизма («Носферату») вычленяет свой трюкаческий стиль из действительности, его породившей, — абсурдной послевоенной Германии. Вверенная ему нравоучительная мелодрама из жизни глубинки парадоксально оказывается лучшим полигоном. Мурнау настолько не верит этой церковной басенке, что придумывает поступкам героев свои, сугубо кинематографические основания. Например, жену, внезапно осознавшую, что любимый собирается ее утопить, он заставляет запрыгнуть в трамвай, идущий по лесной местности; туда же прыгает муж. Несущийся за окном частокол леса — рифма бегства, но это бегство вдвоем: не жены от мужа, а обоих — от страшной смуты, охватившей их чувство. Так снят весь фильм — уникальный случай, когда не титрами, не диалогами, не сценарными ходами, а чистыми кинообразами нас заставляют сопереживать истории, до тошнотворности неправдоподобной в пересказе.

Алексей Васильев
https://www.afisha.ru/movie/170162/?reviewid=146399
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 20.12.2018, 17:25 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Кино с большой буквы. "Восход солнца" Фридриха Вильгельма Мурнау.

В первом голливудском фильме Фридриха Вильгельма Мурнау, собравшем целый урожай "Оскаров" при первом же их вручении, но полностью провалившемся в прокате, все снято с большой буквы. Начиная с главных героев, обозначенных просто как Мужчина (Джордж О`Брайан) и Женщина (Джанет Гейнор). Действие начинается не в деревне, а в Деревне, патриархальном раю, которому угрожает Город — вертеп, рассадник соблазнов. Именно из Города в Деревню заявится как шпионка вражеской армии Горожанка (Маргарет Ливингстон), соблазнившая простодушного Мужчину и склонившая его к попытке убить Женщину. Герои плывут на лодке не по реке, а по Реке, волшебному потоку, переносящему их из Деревни в Город: в принципе здесь читается не очень симпатичная в свете исторического опыта ХХ века философия почвы, гимн естественному человеку, которого развращает плутократическая цивилизация. Здесь бушует не буря, а Буря, восходит не просто солнце, а какой-то языческий бог, осеняющий своими лучами воссоединившихся Мужчину и Женщину и позорно изгнанную Горожанку.

Все это должно было бы казаться сейчас в лучшем случае старомодным, как весь всечеловеческий пафос модных литераторов начала ХХ века. Например, того же Германа Зудермана, по "Путешествию в Тильзит" которого поставлен фильм. Был же он кумиром русской интеллигенции, любимым драматургом Сары Бернар и Элеоноры Дузе, баловнем кайзера, наградившего его Железным крестом. Но забыт Зудерман, забыта еще одна версия "Путешествия", поставленная главным гитлеровским кинопропагандистом Фейтом Харланом в 1939 году. Забыты и напыщенные речи самого Мурнау: "Эта песнь мужчины и женщины ниоткуда и отовсюду может прозвучать в любом месте и в любую эпоху". А "Восход солнца" все прочнее утверждается в самых авторитетных списках лучших десяти фильмов всех времен и народов и смотрится, как и 80 лет назад, на одном дыхании.

Наверное, потому, что кино для Мурнау тоже писалось с большой буквы, он творил на экране гипнотическую вселенную, всегда очень немецкую по духу: готический бред "Носферату" (1922), волшебный полет "Фауста" (1926), кошмар униженного, лишенного своей роскошной ливреи швейцара в "Последнем человеке" (1926). Возможно, именно эта галлюцинаторная природа кинематографа Мурнау и породила легенду, что на съемках его чуть ли не укусил настоящий вампир, якобы игравший Носферату. Голливуд предоставил ему полную свободу действий: германский "сумрачный гений" соединился с американскими техническими возможностями. Мурнау мыслил не эпизодами, а своей вселенной в целом. Для "Восхода солнца" он выстроил свой Город во всех деталях. Сцена, где поля за окном трамвая, в который вскочили герои, сменяются пригородами, а потом кварталами неотвратимо приближающегося Города, — шедевр режиссуры.

Кажется, ни у одного режиссера камера еще не была так стихийно свободна, как у него: она скользит над туманным болотом, преследует Женщину, в ужасе убегающую от Мужчины, в глазах которого прочитала приговор себе, бесится в дансинге и Луна-парке. Но после провала "Восхода" с Мурнау что-то случилось: следующий его фильм не сохранился, но считается неудачей, еще к одному он охладел сам. Разорвав контракт с компанией Fox, Мурнау уехал в Океанию, где снял на пару с великим документалистом Робертом Флаэрти свой последний шедевр "Табу". Успел смонтировать его и 11 марта 1931 года, чуть ли не по дороге на премьеру, погиб в Санта-Барбаре в автомобильной аварии.

Михаил Трофименков
https://www.kommersant.ru/doc/1092960
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 20.12.2018, 17:25 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ВОСХОД СОЛНЦА

Легкомысленная и воистину роковая Городская женщина (Маргарет Ливингстон) соблазняет Мужчину (Джордж О’Брайен), молодого фермера, и подговаривает его убить свою Жену (Джанет Гэйнор), убеждая продать хозяйство и отправиться вместе с ней, забыв о деревенской жизни. Тот соглашается, но в последний момент…

«Восход солнца» – первая и лучшая американская картина гениального немецкого режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау и великолепного сценариста Карла Майера, которые получили неограниченную творческую свободу благодаря тому, что их шедевр «Последний человек» /1925/ был встречен с триумфом в США и, в частности, произвёл сильное впечатление на продюсера Уильяма Фокса. Правда, вольная экранизация новеллы «Путешествие в Тильзит» Германа Зудерманна потерпела1, даже будучи отмеченной Американской киноакадемией за художественные достоинства и работу операторов Чарльза Рашера и Карла Штрусса, неудачу в прокате, что негативно отразилось на дальнейшей, непродолжительной творческой жизни уникального мастера.

Оригинальность фильма чаще всего стремились объяснить тем, что «Восход солнца» получился всё-таки немецким по духу, даже стилистически приближаясь к картинам киноэкспрессионизма. Вспомним, что именно Мурнау («Носферату – симфония ужаса» /1922/) как бы вписал порождённых той эпохой чудовищ в окружающую природу, достиг глобальности мироощущения, впервые проведя съёмки на натуре. А на сей раз превосходные, пронизанные светом поэзии, воздвигнутые под открытым небом декорации Эдгара Г. Ульмера и Рохуза Глизе, выстраивавших, по словам последнего, «каждый план… в зависимости от сцены, угла и движений камеры», и отнюдь не кажущиеся плоскими, искусственными, приобретают немыслимую достоверность. Да и в остальном изумительная «песнь двух человеческих существ» имеет мало общего со славным модернистским течением, позднее возрождённым, скорее, в фильмах ужасов. «Восход солнца» суть мелодрама, более того, одна из вершинных мелодрам в истории кинематографа. Душераздирающая история любви, ревности и предательства, совершенно банальная по фабуле – но поведанная новаторским языком, потрясающе обогатившая жанр на радость именно творцам «фабрики грёз». Фильм – поистине «песнь мужчины и женщины ниоткуда и отовсюду», которая «может прозвучать в любом месте и в любую эпоху», ибо «везде, где восходит солнце, в водовороте городов и на затерянной ферме, жизнь одинакова: то горькая, то сладкая, со своими радостями и горестями, со своими проступками и прощениями». Картина, и сегодня поражающая необыкновенной подвижностью камеры, порой приобретающей «субъективность», но чаще – проникающей вовнутрь, в самое сердце действующих лиц2, намеренно безымянных, очень незначительно уступает «Последнему человеку» в эмоциональной щедрости и раскрытии диалектики души. Игра популярных актёров Джорджа О’Брайена и Джанет Гэйнор3 отличается редкостной чувствительностью и, кстати, чувственностью, вместе с тем – в точности отвечая стремлению авторов чуть отстраниться, попросту уйти от частного случая и вознестись на новый, метафизический4 уровень. Создать некую притчу о Мужчине и Женщине, которые, в отличие от библейских Адама и Евы, познают не грехопадение, но искупление и через Любовь – обретение личного рая.
_________
1 – Далеко не первой и точно не последней среди выдающихся голливудских творений!
2 – Мурнау отчасти реализовал дерзкий замысел Сергея Эйзенштейна, не сумевшего осуществить экранизацию романа Теодора Драйзера.
3 – Она получила премию «Оскар» за совокупность ролей в «Восходе солнца» и у Фрэнка Борзеджа (в «Седьмом небе» и «Уличном ангеле»).
4 – Вспомним изумительную развязку, когда зловещий замысел, не реализованный по трусости, тем не менее – едва не претворяется в жизнь.

Евгений Нефёдов
http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=657
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 20.12.2018, 17:26 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ВОСХОД СОЛНЦА

Первый голливудский фильм Фридриха Вильгельма Мурнау, крупнейшего немецкого режиссера, одного из гениев немого кино, ранее снявшего знаковые ленты "Путешествие в ночь", "Замок Фогелёд", "Носферату - симфония ужаса", "Последний человек", "Фауст". "Восход солнца" получился одновременно фильмом, характерным и для высокообразованного (Мурнау был доктором философии Гейдельбергского университета, затем актером и режиссером берлинского "Дойчес театра", руководимого самим Максом Рейнхардтом) европейского режиссера, и очень американским, я бы сказал, драйзеровским по духу. Ч. Чаплин охарактеризовал эту ленту, как фильм, возносящий "немое кино до уровня абсолютного совершенства".

Сюжет картины в следующем. Декадентского вида красотка приезжает на отдых в калифорнийскую деревню и, влюбив в себя молодого, недавно женатого фермера, подговаривает его утопить жену, для чего он должен устроить лодочную прогулку, заранее припрятав на суденышке связку тростника, с помощью которого убийца спасется сам и отведет подозрения следствия. Сходя с ума от страсти к чернокудрой горожанке и мук совести, парень почти осуществляет дикий план, но в последний момент приходит в себя и в долгом путешествии по городу, куда они с женой попадают едва ли не впервые, искренним раскаянием восстанавливает доверие своей милой светловолосой спутницы. Однако злодеяние, пусть и не исполненное, но все-таки замышляемое, наказуемо, и в дело вступает Рок, насылая на возвращающихся в полной идиллии супругов ураган. Долгая и тщетная борьба героя со стихией заканчивается тем, что лодка идет ко дну, а бушующие волны уносят супругов в разные стороны. Однако в последний момент герой успевает привязать тот самый, припасенный для совсем другой цели, сноп тростника к спине жены.

Спустя несколько часов природа успокаивается, и фермер, выброшенный на прибрежные камни, приходит в себя. Ночные поиски несчастной женщины, в которых участвует вся деревня, не приводят к положительному результату, и отчаявшийся герой душит (к счастью, не до смерти) любовницу-провокаторшу.

Утром старый рыбак находит унесенную ураганом живой и невредимой, счастливый муж рыдает на ее слабой груди, а коварная разлучница уезжает из деревни на тряском рыдване, так сказать, не солоно хлебав.

Простенькая, на первый взгляд, драматургия этого фильма в действительности чрезвычайно изощренна: драматические и мелодраматические фрагменты сплетены в совершенно неразрывный узел, триллероподобная экспозиция сменяется комедийными эпизодами крестьянских похождений в городе, после чего идиллия уступает место древнегреческой трагедии, завершает же действо светлый, жизнеутверждающий и даже несколько назидательный по-голливудски финал. Тем не менее никакой жанровой мешанины в фильме нет, есть захватывающая и берущая за душу история любви во всех основных ее житейских проявлениях. Есть и высокая культура европейского художника, способного с позиции одаренного и образованного представителя Старого Света увидеть и передать девственную красоту Америки: ее природы и ее людей, обычных, простых, жестоких и добросердечных.

Но велик фильм Мурнау прежде всего как произведение киноискусства. Колдовская камера, имеющая в своем распоряжении лишь три цвета - черный, белый и серый, - создает такое визуальное чудо, что невольно забываешь о времени и реальности. А когда пытаешься понять, как это сделано, каким образом реальный деревенский или городской мир на экране мгновенно становится пространством подсознания, миром, увиденным глазами сходящего с ума то от страсти, то от ужаса, то от страдания героя, - увы... Истинно гениальное неразложимо на элементы, а значит, необъяснимо. Как, например, сделано пушкинское стихотворение "Я вас любил..."? Или микеланджеловский Давид? Отсечено всё лишнее? Что ж, поверим такому объяснению. Проверить-то все равно невозможно.

Перед этой загадкой оступают, наверное, все, кто когда-либо писал о "Восходе солнца". Дадим слово одному из лучших, Клоду Бейли (К. Бейли. Кино: фильмы, ставшие событиями. СПб., 1998): "Для Мурнау этот гимн Мужчине и Женщине - нигде и повсюду - мог бы звучать в любом месте и в любую эпоху. Везде, где восходит и заходит солнце, в круговороте городов или на сельских просторах, жизнь всегда одинакова: то жестокая, то ласковая, смех и слезы, грех и прощение <...> Никакой рассказ, каким бы поэтичным он ни был, не сможет передать очарование, которое исходит от этого поистине волшебного фильма, и которое объясняется прежде всего стилем режиссера-виртуоза или даже демиурга <...> режиссер доказывает свое совершенное мастерство в работе с кинематографическим пространством, в организации сценографии, в умении добиться глубины кадра, гибкости движений камеры, драматизации обыденности <...> Фильм словно соткан из света, тени и волшебства... В 1958 г. жюри "Кайе дю Синема" единогласно называет "Восход солнца" лучшим мировым фильмом. Такие сцены, как встреча фермера и роковой незнакомки на болоте, поездка на трамвае или буря несут в себе величие античных трагедий".

Увы, как почти все шедевры высокого кино, в свое время "Восход солнца" в прокате провалился, в наше же время практически не демонстрируется. Возможности увидеть его на телеэкране мы обязаны каналу Ren TV, чью культуртрегерскую политику я уже не раз отмечал с благодарностью. Отмечу еще раз, как еще раз посетую на максимально неудобное, предутреннее время ретрансляции фильма каналом НТН-4, несуразно частые и длинные рекламные блоки и - что совсем дико - загромождение и без того неидеальной картинки бегущей строкой. Слишком уж значима, согласитесь, "ложка дёгтя" в подобных случаях.

Виктор Распопин
http://kino.websib.ru/article.php?no=505
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz