Пятница
29.11.2024
12:23
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Витаутас Жалакявичюс "НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ" 1966 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Витаутас Жалакявичюс "НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ" 1966
Александр_ЛюлюшинДата: Среда, 01.05.2024, 19:01 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ» (лит. Niekas nenorėjo mirti) 1966, СССР, 100 минут
— фильм, впервые на общесоюзном уровне затронувший тему «лесных братьев» и принесший режиссёру Витаутаса Жалакявичюса широкую известность


1947 год. В литовских лесах еще прячутся вооруженные банды. Один за другим убиты четыре председателя сельсовета. Теперь погиб старый Локис. На похоронах четверо его сыновей клянутся уничтожить банду Домового...

Съёмочная группа

Режиссёр: Витаутас Жалакявичюс
Сценарий: Витаутас Жалакявичюс
Оператор: Йонас Грицюс
Композитор: Альгимантас Апанавичюс
Художники: Витаутас Калинаускас, Альгирдас Ничюс, Виктория Бимбайте
Монтаж: Изабела Пинайтыте

В ролях

Казимирас Виткус — отец Локис
Регимантас Адомайтис — сын Донатас (дублирует Эммануил Шварцберг)
Юозас Будрайтис — сын Йонас (дублирует Юрий Соловьёв)
Альгимантас Масюлис — сын Миколас (дублирует Игорь Ефимов)
Бруно Оя — сын Бронюс (дублирует Адольф Шестаков)
Эугения Шулгайте — Локене, мать братьев Локисов (дублирует Евгения Лосакевич)
Донатас Банионис — Вайткус (дублирует Александр Демьяненко)
Вия Артмане — Она (дублирует Вера Липсток)
Дангуоле Баукайте — Алдона (дублирует Галина Теплинская)
Антанас Шурна — секретарь (дублирует Лев Жуков)
Бронюс Бабкаускас — Марцинкус (дублирует Николай Гаврилов)
Лаймонас Норейка — «святой» Юозапас / «Домовой» (дублирует Ефим Копелян)
Витаутас Томкус — «Филин» (дублирует Григорий Гай)
Антанас Барчас — «Борода»
Генрикас Ремейка — Пранас, милиционер
Альгирдас Врубляускас — Юрис Поцюс, бывший солдат, коммунист
Она Залишаускайте — жена Поцюса
Регина Зданавичюте — жена Марцинкуса
Ляонас Змирскас — житель деревни
Вацловас Бледис — житель деревни

Критика о фильме

«Витаутас Жалакявичюс избрал принципом своего фильма емкость образа при его неразложимости и неметафоричности. У «эстетического вещества» его картины редкостно высокий удельный вес, материал плотен и труден в обработке: Кажется, что режиссер работает над ним, как можно работать над камнем, выявляя форму, в нем изначально заложенную. Соотношения частей здесь не то чтобы просты, но единственны, других не может быть. Отсюда тяжелый покой композиции, ее повествовательность и внятность. Трудно было себе представить, что можно так предметно, так медлительно, так обстоятельна изложить историю поисков убийцы, засад, боев. При этом между фабулой и стилистикой картины нет разрыва.

Еще несколько лет тому назад этот фильм скорей всего был бы снят в противопоставлении вечных истин жизни, ее простейших начал — необходимости сеять, пахать, рожать — и сил, всему этому мешающих. В картине Жалакявичюса есть и пахота, и рождение ребенка, и яблоко, качающееся над землей, на которой двое любят друг друга. Но все это никак не метафора вечных «простых истин» жизни. Витаутас Жалакявичюс, как представляется нам, вообще мало верит в простые истины, истина для него сложна. Она в самом деле сложна. Жалакявичюс сейчас разлюбил метафору, должно быть, потому, что боится узости всякого иносказания; хочет назывательной прямоты речи, когда все значит-то и столько, сколько значит. Равно себе и в этом неисчерпаемо. … «Никто не хотел умирать» — фильм, который держит вас от начала и до конца в напряжении, властный и активный, в то же время очень общителен, воспринимается целостно и просто, совершенно лишен той высокомерной неконтактности, которая жила в «Хронике одного дня», в самой ее художественной природе. «Никто не хотел умирать» — это фильм для всех и всем дающий много. Это прекрасный фильм — не часто дано сказать так со столь полной уверенностью» (Соловьева И. Люди, память и история // Искусство кино. 1966. № 3. С.20-30).

«Это был поистине мужской фильм по всем своим составляющим: по мироощущению режиссера, по суровой, жесткой и требовательной логике профессионала, по остроте конфликтов, по суровости и рельефности воссоздания реальности, по выбору исполнителей» (Шилова И. Жалакявичюс Витаутас Прано // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С.178-180).

«Абсолютный шедевр. Писать и произносить эту фразу следует с осторожностью. Главный литовский фильм всех времен «Никто не хотел умирать» как раз тот случай, когда говорить про шедевр можно и даже нужно. Лента Витаутаса Жалакявичюса вышла на экраны сорок лет назад и не просто обозначила Литву на карте мира, а сделала ее настоящей кинодержавой. … Этот фильм нельзя было сделать ни пятью годами раньше, ни пятью годами позже. Жалакявичюс со своей работой вместился аккурат в небольшое окошко, которое открыла хрущевская оттепель. … И открытый Жалакявичюсом Донатас Банионис в роли председателя — символ народа между молотом и наковальней. Но политических лозунгов герои не произносят. Поэтому формально политизированный сюжет (положительные герои однозначно на стороне советской власти) таковым не воспринимается. История, рассказанная в фильме, одновременно и уникальна, и универсальна» (Сидоренко А. «Феномены кино»: Витаутас Жалакявичюс // Кинопарк. 26.11.2007).

«В охваченной гражданской войной Литве 1945 года четверо сыновей старого Локиса (Адомайтис, Будрайтис, Масюлис, Оя), пятого за год председателя сельсовета, убитого «лесными братьями» из банды Домового (Бабкаускас), пинками загоняют на смертоносную должность угрюмого Вайткуса (Банионис), мечтающего об одном: выжить.

Если бы Бергман снимал вестерны, он снял бы «Никто не хотел умирать». Лениво притворявшийся романтиком историко-революционной темы, Жалакявичюс был на самом деле единственным в СССР практиком «кинематографа жестокости», определяющей ход мироздания. Отдаленные раскаты перестрелки страшнее прямого огневого контакта. «Ты не знаешь, какая боль», — шепчет смертельно раненный Домовой. «Не знаю», — чеканит мститель Локис. Это не цинизм, это языческая логика мира, в котором свергаются старые боги и восходят на престол новые. Классовую войну Жалакявичюс снял как войну религиозную, трагедию смены веры. Здесь не просто душат ребенка — случайного свидетеля, а приносят в жертву в сени безразличного придорожного креста. И Локис — «медведь» — не просто фамилия: братья-мстители, врывающиеся в деревню на грузовике, как на огненной колеснице, — лишь на время принявшие человеческий облик лесные духи, пришедшие свергнуть бесплодного Домового и горячими свинцовыми струями оплодотворить мир» (Михаил Трофименков).

«Эту прославленную ленту, которая стала, между прочим, самой кассовой среди всех литовских картин, нередко называли образцом «советского вестерна», во всяком случае — видели в данной работе несомненное присутствие элементов приключенческого, остросюжетного жанра. Или же превозносили как одно из лучших кинопроизведений многонационального кинематографа СССР с точно расставленными идеологическими акцентами в послевоенной истории Литвы, когда новая власть должна была расправиться с последними попытками «лесных братьев» воспрепятствовать установлению коммунистического режима на территории одной из прибалтийских стран, которые стали заложницами исторического передела мира.

Но, пожалуй, было бы плодотворнее сравнение действительно замечательного фильма 35-летнего литовского режиссёра Витаутаса Жалакявичюса (это его третья по счёту самостоятельная полнометражная работа) с другой поистине трагической лентой — «Пепел и алмаз» знаменитого поляка Анджея Вайды. Поскольку под видом тематически и политически правильных экранных творений в них, на самом-то деле, был скрыт явно неоднозначный и, более того, исторически амбивалентный смысл, а исходное противоречие личного и социального, индивидуальности и системы приобретало в итоге чуть ли не экзистенциальную неразрешимость. Это как раз и позволяло воспринимать внешне напряжённое действие в качестве глубокой и по-человечески понятной трагедии из новых времён, когда любой выбор, который был вынужденно сделан героями в типичной «пограничной ситуации», оказывался относительным и, наоборот, ввергающим их в состояние «тотальных одиночек» — вне зависимости от занимаемой стороны в политическом конфликте.

Теперь же со вполне объяснимым опозданием постигаешь, что афористически звучащее название «Никто не хотел умирать» должно бы настраивать не на легендарно-героический лад, а на признание абсолютно естественного права каждого человека на свою жизнь, что раньше у нас пытались заклеймить презрительными словами об «абстрактном гуманизме». Кстати, знаменательно, что в 1966 году, так сказать, в разгар «пражской весны», на Карловарском кинофестивале, где одной из премий удостоился в чём-то перекликающийся чешский фильм «Повозка в Вену» Карела Кахини, приз за мужскую роль достался Донатасу Банионису, который сыграл у Жалакявичюса человека, умудряющегося сохранять достоинство в положении «меж двух огней»» (Сергей Кудрявцев).

Награды

1966 — главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Киеве.
1966 — премия Ленинского комсомола
1967 — Государственная премия СССР. Награждены автор сценария и режиссёр Витаутас Жалакявичюс, оператор Йонас Грицюс и актёры Донатас Банионис и Бруно Оя.
1967 — по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» признан лучшим советским фильмом 1966 года.

Смотрите фильм

https://vk.com/video-36362131_456240647
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz