Пятница
29.11.2024
12:39
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Владимир Попов "ПРОСТОКВАШИНО" 1978-1984 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Владимир Попов "ПРОСТОКВАШИНО" 1978-1984
Александр_ЛюлюшинДата: Понедельник, 02.01.2023, 20:21 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
«ТРОЕ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО» 1978, СССР, 18 минут
— рисованный мультфильм режиссёра Владимира Попова по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»


Фильм стал первым в трилогии о городском мальчике по прозвищу Дядя Фёдор, бездомном коте Матроскине, псе Шарике и прочих, которые в силу различных причин стали жить в деревне Простоквашино.

Дядя Фёдор, очень самостоятельный городской мальчик (именно поэтому его прозвали Дядей), знакомится в подъезде своего дома с хозяйственным котом Матроскиным и угощает его своим бутербродом. Бутерброд, с точки зрения Матроскина, оказался «неправильным» (кот призывал мальчика есть бутерброд, кладя колбасу на язык), и мальчик предлагает коту пойти к нему домой и поселиться, после чего угощает его молоком и другими бутербродами. Однако пришедшие с работы родители не разрешили оставить кота (они почувствовали его запах, несмотря на то, что Дядя Фёдор прятал его под диваном), потому что мама пригрозила развестись с папой, если тот захочет оставить кота. На следующий день Дядя Фёдор, написав письмо родителям, вместе с Матроскиным покидают свой дом и уезжают из города.

Друзья приезжают в деревню Простоквашино, где знакомятся с местным псом Шариком, который указывает им на свободный дом, в котором они втроём поселяются и наводят порядок. В тот же день они знакомятся с сельским почтальоном Игорем Ивановичем Печкиным, который первым же делом заметил неместного мальчика, а затем предлагает подписку на газеты и журналы. Дядя Фёдор подписывается на журнал «Мурзилка» (который читал в начале мультфильма до прихода родителей), Шарик — на журналы про охоту, а кот отказывается от подписки в целях экономии.

Спустя некоторое время, во время чаепития, Матроскин, расстроенный дефицитом молока, убеждает друзей завести корову, и за неимением денег на покупку друзья тёмной ночью ищут клад (задумка Дяди Фёдора). Возвращаясь с найденным кладом, герои забирают у почтальона Печкина галчонка, которого тот хотел сдать «на опыты» за кражу олимпийского рубля. Галчонок приживается в доме и учится с помощью Матроскина (несмотря на спор с Шариком) говорить фразу «Кто там?», благодаря чему выполняет функцию сторожа.

Тем временем родители Дяди Фёдора, выяснив причину ухода сына из дома, дают заметку в газете о пропаже мальчика. Почтальон Печкин, одним из первых прочитавший эту заметку, приносит газету друзьям и измеряет складным метром рост мальчика. Дядя Фёдор начинает писать родителям письмо, чтобы описать свою жизнь в Простоквашино, но вдруг увидел, что во дворе корова стала жевать сохнущее на веревке бельё и бросился отнимать его у коровы, из-за чего письмо дописывают Матроскин и Шарик, которые сообщают каждый о своём — Матроскин жалуется на здоровье, а Шарик сообщает о том, что начал линять и вдобавок подписывается как «Дядя Шарик».

Прочитав такое письмо, родители поочерёдно падают в обморок, думая, что кто-то сошёл с ума — либо Дядя Фёдор, либо они сами. В этот момент на пороге квартиры появляется Почтальон Печкин и сообщает о местонахождении мальчика в обмен за обещанное вознаграждение — велосипед.

Родители немедленно отправляются за сыном в деревню и приезжают туда поздней ночью, несмотря на дождь. Дядя Фёдор, к несчастью, заболел, так как накануне выпил холодного молока (в этом Шарик винил Матроскина), и в момент встречи с родителями лежал с высокой температурой, а Матроскин с Шариком его лечили. Печкин обвиняет питомцев в истязании мальчика и предлагает отдать их, как и галчонка, «на опыты», чем навлекает справедливое ответное рычание, и ему приходится быстро ретироваться с велосипедом. Мама, увидев, как Матроскин заботливо предложил банку малинового варенья, удивляется его вежливости и уму (она думала, что коты «только на деревьях кричать умеют»), а после рассказа кота о своих способностях даже гладит его по голове.

На следующий день родители забирают мальчика в город и разрешают взять с собой любого, кого он хочет, но Матроскин и Шарик решают остаться, чтобы вести хозяйство, и советуют Дяде Фёдору самому приезжать к ним на каникулы и в гости по выходным. Незаслуженно забытый Печкин извиняется за свою прошлую вредность и обещает, что с появлением у него велосипеда он обязательно начнёт добреть и заведёт зверушку. Взяв с собой галчонка, Дядя Фёдор и его родители уезжают на автомобиле в город. Печкин, Матроскин и Шарик машут им на прощание, и первый говорит: «Приезжайте к нам в Простоквашино!».

Съёмочная группа

Автор сценария: Эдуард Успенский
Режиссёр: Владимир Попов
Композитор: Евгений Крылатов
Художники-постановщики: Николай Ерыкалов, Левон Хачатрян
Оператор: Кабул Расулов
Звукооператор: Борис Фильчиков
Монтажёр: Наталия Степанцева
Художники: Марина Восканьянц, Эльвира Маслова, Галина Зеброва, Марина Рогова, Рената Миренкова, Дмитрий Анпилов, Сергей Маракасов
Редактор Раиса Фричинская
Ассистенты: Лидия Никитина, Людмила Крутовская
Директор картины Любовь Бутырина
Роли озвучивали: Мария Виноградова — Дядя Фёдор, Олег Табаков — кот Матроскин, Лев Дуров — пёс Шарик, Борис Новиков — почтальон Игорь Иванович Печкин, Валентина Талызина — мама Дяди Фёдора (в книге — Римма),
Герман Качин — папа Дяди Фёдора (в книге — Дмитрий), Зинаида Нарышкина — галчонок (в книге — Хватайка)

Интересные факты

По желанию режиссёра Владимира Попова, работа над созданием экранных образов была разделена между художниками-постановщиками.

Левон Хачатрян работал над образами почтальона Печкина, папы и мамы Дяди Фёдора и самого Дяди Фёдора. Маму Дяди Фёдора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. Николай Ерыкалов работал над образами животных: кота Матроскина, пса Шарика, коровы Мурки и её телёнка Гаврюши.

В 1980 году на волне успеха мультфильма «Трое из Простоквашино» режиссёр Владимир Попов снял по сценарию Эдуарда Успенского продолжение истории о Дяде Фёдоре и его друзьях — «Каникулы в Простоквашино», а в 1984 году — мультфильм «Зима в Простоквашино». Тем не менее из-за конфликта, возникшего между режиссёром с художником-постановщиком Левоном Хачатряном, художником в этих сериях выступил Аркадий Шер, что заметно отразилось на внешнем виде героев, но не сказалось на популярности мультфильмов.

***

«КАНИКУЛЫ В ПРОСТОКВАШИНО» 1980, СССР, 18 минут
— мультипликационный фильм по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»


На следующее лето после событий прошлого мультфильма кот Матроскин и пёс Шарик по-прежнему живут самостоятельно. Матроскин ведёт хозяйство и молоком от коровы заполнил всю посуду в доме, включая умывальник. Шарик ругает за это Матроскина, но в ответ получает замечание, что сам он никаким полезным делом не занимается, и, чтобы доказать, что он не бездельник, берёт ружьё и отправляется на охоту.

Тем временем в городе спокойную размеренную обстановку нарушает Мама. Она требует отпуска и поездки на курорт, потому что она устала от домашних дел. К тому же, ей некуда надеть четыре новых вечерних платья. Дядя Фёдор и Папа пытаются уговорить её поехать не на курорт, а в Простоквашино, но Мама наотрез отказывается и настаивает на своём.

На следующий день Дядя Фёдор с Мамой и Папой на вокзале ожидают посадки на поезд Москва-Сочи. Дядя Фёдор решает уклониться от поездки на море и садится в электричку до Простоквашино. Из окна мчащегося вагона он успевает сказать, что с ним всё будет хорошо. Мама расстроилась, но Папа посчитал, что так для него будет лучше, и родители все равно отправляются на курорт.

Шарик идёт на охоту. Ему встречается почтальон Печкин и предлагает его подвезти. На вопрос Печкина, умеет ли он стрелять, Шарик демонстрирует свою меткость, выстрелив в брошенную почтальоном вверх шапку, но из-за отдачи падает в реку и уходит на самое дно. Проплывавший Бобр советует Шарику бросить ружьё, но Шарик отказывается, потому что боится реакции Матроскина, ведь «за ружьё деньги плачены», а его жизнь — «бесплатная».

Тем временем в деревню прибывает Дядя Фёдор, и Матроскин очень рад его приезду и возможности заготовить с ним больше кормов для коровы Мурки. А Шарик, которого вытащил из реки и принёс домой Бобр, страдает от невостребованности. Матроскин во время очередного чаепития шутя придумывает Шарику «полезное» занятие — запрячь его в телегу и возить на нём на базар молоко. Но Дядя Фёдор предлагает более разумное решение: попросить в письме родителей купить и прислать Шарику фоторужьё — «это и охота, и зверей убивать не надо».

В один из дней пребывания на Чёрном море родители Дяди Фёдора лежат на шезлонгах у моря. Папа беспокоится, что мальчику может быть без них плохо и предлагает поехать в Простоквашино, но мама считает наоборот — что ему без них как раз хорошо благодаря Матроскину, тем более у неё не «выгуляны» ещё два вечерних платья.

Параллельно в Простоквашино ранним утром у дойной коровы Мурки неожиданно рождается телёнок, которого назвали Гаврюшей. Кота это очень вдохновило. Спор между Шариком и Матроскиным относительно того, кому должен принадлежать телёнок, показал их различное понимание природы права собственности на получаемые от коровы продукты, и уладить его удалось только напоминанием Дяди Фёдора о том, что корову пора выкупать из проката.

Шарик взялся дрессировать телёнка, и у него это хорошо получается, начиная с команд «Ко мне!», «Лежать!» и «Голос!». Далее Шарик замечает наблюдающего за ними Печкина и травит на него Гаврюшу, скомандовав «Взять!». Однако, после того как телёнок бодает почтальона, выясняется, что тот принёс посылку. Получить её оказалось непросто, потому что Печкин требовал от друзей документы. Матроскин сказал, что документы у него — «усы, лапы и хвост», но Печкина это не устроило.

Так и не получив посылку, герои придумывают хитроумный план. При следующем визите Печкина они приглашают его на чай, и когда тот собирается съесть очередную конфету, галчонок выхватывает её, чтобы Игорь Иванович пустился в погоню и оставил без присмотра посылку. Матроскин меняет ему ящик на точно такой же. Недовольный Печкин возвращается, забирает ящик и уходит. Дядя Фёдор распаковывает посылку и дарит Шарику заветное фоторужьё, а сам читает письмо от родителей.

Свое первое фото Шарик делает после долгой и утомительной погони за Зайцем, которого удалось снять, только когда он добежал до дома и заскочил на руки Дяде Фёдору. А тут как раз приехали родители, отдохнувшие у Чёрного моря. Тут же пришёл и Печкин. Он вновь пытается идти на конфликт и жалуется, что ему прострелили шапку, но Матроскин дарит ему сшитую своими руками бескозырку. Печкину бескозырка очень понравилась, он даже вообразил себя сотрудником морской почты.

В финале Шарик фотографирует Печкина с помощью фоторужья, Дядя Фёдор катается на Гаврюше, а Папа и кот Матроскин копают огород. Погуляв по окрестным лугам и собрав букет полевых цветов, Мама признаётся, что если бы у неё была вторая жизнь, то она провела бы её в Простоквашино.

Съёмочная группа

Автор сценария: Эдуард Успенский
Режиссёр: Владимир Попов
Композитор: Евгений Крылатов
Художники-постановщики: Левон Хачатрян, Аркадий Шер
Оператор: Кабул Расулов
Звукооператор: Борис Фильчиков
Монтажёр: Наталия Степанцева
Художники: Эльвира Маслова, Рената Миренкова, Марина Рогова, Наталия Богомолова, Юрий Кузюрин, Владимир Вышегородцев, Марина Восканьянц, Сергей Маракасов, Ирина Светлица, Дмитрий Анпилов
Ассистенты: Зинаида Плеханова, Людмила Крутовская
Редактор Раиса Фричинская
Директор картины: Любовь Бутырина
Роли озвучивали: Мария Виноградова — Дядя Фёдор, Олег Табаков — кот Матроскин, Лев Дуров — пёс Шарик, Борис Новиков — Игорь Иванович Печкин (почтальон), Валентина Талызина — мама Дяди Фёдора (в книге — Римма), Герман Качин — папа Дяди Фёдора (в книге — Дмитрий), Зинаида Нарышкина — галчонок (в книге — Хватайка) / голос диспетчера на вокзале, Георгий Вицин — Бобр (в титрах не указан)

***

«ЗИМА В ПРОСТОКВАШИНО» 1984, СССР, 16 минут
— третий мультфильм из трилогии о Простоквашино


Накануне Нового года Шарик и Матроскин поссорились и перестали разговаривать друг с другом из-за того, что Шарик на зиму вместо валенок купил себе модные кеды, и теперь у них с котом одна пара валенок на двоих. Общаться им помогает почтальон Печкин, который передаёт телеграммы из одного конца избы в другой.

Дядя Фёдор с Папой хотят поехать в Простоквашино, но Мама опять против, потому что она должна петь на новогоднем «Голубом Огоньке», и после выступления ей никак не хочется в концертном платье ехать в деревню на электричке. Тем временем Матроскин готовится к приезду Дяди Фёдора и в телеграмме просит Шарика сходить в лес за ёлкой, но Шарик из экологических соображений отказывается, поэтому новогодний вечер они встречают в нетопленой избе и без ёлки.

Получив из Простоквашино тревожное «говорящее письмо» от почтальона Печкина о предстоящем разделе имущества, Дядя Фёдор и Папа решают поехать без Мамы. Их «Запорожец» застрял на заметённой снегом дороге, и всем обитателям дома в Простоквашино пришлось вытягивать машину из снега. К приезду гостей они всё-таки затопили печь, Шарик взялся лепить праздничный пирог, Дядя Фёдор — украшать дом гирляндами, Папа — чинить телевизор, а Матроскин — развлекать всех песнями под гитару.

Матроскин сообщает, что они с Шариком помирились, когда вытаскивали машину из снега, потому что, по его словам, «совместный труд, для моей пользы, — он объединяет». Обрадованный Шарик целует Матроскина. Почтальон Печкин извиняется и собирается уходить, потому что считает телевизор «главным украшением стола», но тот не работает, и поэтому Печкин решает справлять Новый год у себя дома. Однако Дядя Фёдор и Папа обещают, что телевизор они обязательно починят, ведь иначе и быть не может — скоро же Мама будет выступать на новогоднем Голубом Огоньке. Телевизор починили, ёлку решили не рубить, а нарядили старыми вещами с чердака ту, что росла во дворе.

Почтальон Печкин увидел по телевизору начало Маминого выступления, но выяснилось, что у телевизора не работает звук. Герои смотрят беззвучное выступление и вдруг слышат Мамино пение позади себя. Оказывается, концерт был записан на плёнку, а Мама сама дошла до Простоквашино на лыжах. Герои ликуют, Дядя Фёдор и Матроскин подбежали к Маме, и она тепло поприветствовала своих друзей и семью, подтвердив, что просто не может жить без Простоквашино.

Съёмочная группа

Автор сценария: Эдуард Успенский
Кинорежиссёр: Владимир Попов
Художники-постановщики: Аркадий Шер, Александр Винокуров
Композитор: Евгений Крылатов
Кинооператор: Кабул Расулов
Звукооператор: Борис Фильчиков
Текст песен: Юрия Энтина, Эдуарда Успенского
Художники-мультипликаторы: Эльвира Маслова, Марина Рогова, Галина Зеброва, Владимир Вышегородцев, Юрий Мещеряков
Художники: Сергей Маракасов, Пётр Коробаев
Ассистент режиссёра: Зинаида Плеханова
Монтажёр: Маргарита Михеева
Редактор: Раиса Фричинская
Директор съёмочной группы: Любовь Бутырина
Роли озвучивали: Мария Виноградова — Дядя Фёдор; Олег Табаков — кот Матроскин; Лев Дуров, Владимир Попов (реплика «Не то, что некоторые») — пёс Шарик; Борис Новиков — почтальон Игорь Печкин; Валентина Талызина — Мама Дяди Фёдора (в книге — Римма); Герман Качин — Папа Дяди Фёдора (в книге — Дмитрий); Зинаида Нарышкина — Галчонок (в книге — Хватайка)

Интересные факты

Эдуард Успенский написал сценарий с нуля и лишь в 1997 году новеллизировал его в одноимённую повесть с очень расширенным сюжетом.

Песню Матроскина «А я всё чаще замечаю» исполняет Олег Табаков, песню «Кабы не было зимы» — Валентина Толкунова. Эти песни выпускались фирмой «Мелодия» в сборниках песен из мультфильмов на детских пластинках, магнитных лентах и аудиокассетах «Свема».
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz