"БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ" 1959
| |
Александр_Люлюшин | Дата: Понедельник, 24.01.2011, 12:41 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3279
Статус: Offline
| «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ» 1959, СССР, 89 минут — абсолютный чемпион среди премированных отечественных фильмов – 101 международная премия Великая Отечественная война. Молодой солдат Алёша Скворцов совершил подвиг — подбил два танка противника. Командование собирается представить его к ордену, но Алёша просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой. По пути в родную деревню он никому не отказывает в помощи: безногому инвалиду помогает встретиться с женой, девушке Шуре — добраться до ее тетки, даже последнюю ночь отпуска Алеша проводит не под родной крышей, а спасая детей от бомбежки. В итоге у солдата остаётся всего несколько минут, чтобы обнять её и сказать: «Я вернусь, мама!» Особенности экранизации Действие фильма протекает в 1942-м году, но герои носят погоны, введённые в Советской Армии в 1943-м году. Режиссёр Григорий Чухрай сделал это специально. Он рассчитывал, что фильм будет в прокате в Европе, где уже сформировался образ советского солдата в погонах, и не хотел этот образ ломать. Съёмочная группа Автор сценария: Валентин Ежов, Григорий Чухрай Режиссёр: Григорий Чухрай Оператор: Владимир Николаев, Эра Савельева Художник: Борис Немечек Композитор: Михаил Зив Монтажёр: Мария Тимофеева В ролях Владимир Ивашов — рядовой Алёша Скворцов Жанна Прохоренко — Шура Антонина Максимова — мать Алёши Нина Меньшикова — телеграфистка Николай Крючков — генерал Эльза Леждей — жена Васи-инвалида Валентина Телегина — пожилая женщина-шофёр Евгений Урбанский — Вася-инвалид Геннадий Юхтин — Сергей Павлов Мария Кремнева — Елизавета Петровна, жена Павлова Владимир Покровский — Василий Егорович, отец Сергея Павлова Георгий Юматов — солдат с передовой Евгений Тетерин — лейтенант Александр Кузнецов — часовой Гаврилкин Леонид Чубаров — старшина Мосько Валентин Брылеев — солдат Валентин Абрамов — солдат-балагур Владимир Кашпур — рябой солдат Николай Сморчков — солдат на переправе Михаил Дадыко — попутчик Алёши Пётр Кирюткин — попутчик Алёши Раднэр Муратов — попутчик Алёши Александра Данилова — деревенская женщина Валентина Ананьина — деревенская женщина Елена Вольская — деревенская женщина Любовь Соколова — женщина на рынке Зоя Исаева — проводница Екатерина Савинова — проводница Марина Гаврилко — беженка в поезде Семён Свашенко — старик в поезде Алексей Бахарь — шофёр Алевтина Румянцева — девушка с ведром Вера Бурлакова — женщина с младенцем Евгений Евстигнеев — водитель грузовика Лев Борисов — эпизод Всеволод Санаев — эпизод В. Маркова — Зоя Награды и признание Первая премия, Премия кинокритики, Первая премия за режиссуру Григорию Чухраю на Всесоюзном кинофестивале в 1960 году. Приз «Варшавская сирена», Приз «Злата качка» Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Варшаве в 1960 году. Приз за лучший фильм для молодежи Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Канне в 1960 году. Большой приз за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Лондоне в 1960 году. Приз «Серебряная лента» и Почетный диплом Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Милане в 1960 году. Гран-при «Золотые ворота» и Приз лучшему режиссеру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1960 году. Серебряная медаль за режиссуру Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Тегеране в 1960 году. Большая премия Григорию Чухраю на Международном кинофестивале трудящихся в ЧССР в 1960 году. Премия «Давид Донателло» Григорию Чухраю. Премия «Сан Винсент» Владимиру Ивашову. Ленинская премия Григорию Чухраю и за лучший сценарий Валентину Ежову в 1961 году. «Приз Халиско» и Приз «Серебряное сомбреро» Григорию Чухраю на Международном кинофестивале в Мехико в 1961 году. Почетный диплом лучшему зарубежному актеру в фильмах сезона в Афинах Владимиру Ивашову в 1961 году. «Золотой лавровый венок» Фонда Дэвида Оливера Селзника «За высокое гуманистическое содержание» Григорию Чухраю в 1962 году. Приз Ассоциации продюсеров США «Золотой лавр». В Америке, Японии, Афинах - лучший фильм сезона 1960-1961 гг. Номинация на Премию Оскар-1962 за Лучший сценарист (оригинальный сценарий) — Григорий Чухрай, Валентин Ежов Приз за лучшую программу (Григорий Чухрай) и Первый приз за фильм для молодежи на Каннском кинофестивале в 1960 году Критика «Это один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне - добрый, очень светлый и при этом пронзительно-грустный. 19-летний русский солдат Алеша Скворцов совершает подвиг на поле боя. Случайно попавшееся ему на глаза противотанковое ружье не только спасает ему жизнь, но и дает возможность подбить несколько машин противника. Бойца вызывают в командный блиндаж и обещают ему орден, но вчерашний школьник, мальчишка со светлым лицом и детским взглядом отказывается от почетной награды и просит взамен отпустить его в отпуск - повидаться с мамой. И теперь перед Алешей лежит дорога на родину, в свое село. Несколько дней без войны. Несколько дней на пути к дому. Он так и останется для на 19-летним юношей. Героем, отказавшимся от ордена ради того, чтобы в последний раз обнять маму. Эшелоны, станции, встречи с людьми, первая пылкая любовь, расставания и потери - круговерть событий, подхватила солдата в тылу. По пути в родную деревню он помогает девушке спрятаться в вагоне и проехать до нужной ей станции. Эта девушка, Шура, останется его первой и единственной любовью. На всю жизнь до конца. А до конца оставалось несколько часов. Лишь на несколько секунд успевает он увидеть мать, коротко обнять ее и скрыться в облаке пыли, оставив после себя лишь надорванное сердце и реки невыплаканных слез... Картина режиссера Григория Чухрая обошла экраны всего мира и снискала широкое признание публики» (Зоркая Н.М.). «Лишенная героического пафоса, лирическая драма Григория Чухрая "Баллада о солдате" завоевала зрительские сердца трогательной историей рядового Алеши Скворцова, "со страху" подбившего два немецких танка и получившего в награду короткий отпуск. Дорога на побывку к матери, мимолетные встречи, первая влюбленность... Скромный черно-белый фильм, лишенный изобразительной стильности цветного режиссерского дебюта Чухрая /"Сорок первый"/, на рубеже 60-х произвел фурор на крупнейших международных фестивалях, покоряя авторитетные жюри и зрителей всего мира добротой и человечностью. Говорят, что роль Скворцова сначала досталась другому актеру, но Григорий Чухрай вовремя понял, что его аристократическая внешность , так точно подходившая для роли офицера добровольческой армии, не совпадает с образом наивного деревенского парня. Алешу сыграл дебютант Владимир Ивашов, сразу ставший для многих своего рода символом "простого русского солдата". Прекрасно играет в "Балладе..." и Евгений Урбанский. Всего на несколько минут появляется на экране его герой - фронтовик, вышедший из госпиталя инвалидом. Однако притягательная сила актерской личности настолько велика, что он запоминается гораздо сильнее главных персонажей многих лент о войне» (Александр Федоров). «Баллада о солдате» – что слышится в этом названии? Это как бы необыкновенный рассказ об обыкновенном. Ибо баллада – повествование романтическое. А солдат – понятие рядовое. Вот их сколько – солдат. Но этого звали Алёша. Алёша Скворцов. Он единственный. И это известно всем. Из классических наших военных фильмов «Баллада о солдате» – самая светлая. Алёша Скворцов – счастливый человек. У него отпуск посреди войны. И не по ранению, а за то, что подбил два танка. Он добирается домой повидать мать. Конечно, он счастлив, он ведь не знает, что его зароют в шар земной. Перед ним огромная, бесконечная жизнь. Шесть дней без войны. Он девятнадцатилетний навеки. Это мы, живые, несчастны, что его нет с нами. Григорий Чухрай начал войну, находясь на действительной службе, и вынес её на своих плечах. Победу встретил в госпитале, а во ВГИК пришёл в шинели, которую продал в одну из тяжёлых минут хронического безденежья. Фильм Григория Чухрая – портрет поколения. Память о тех, кто с войны не вернулся. Память о миллионах солдат, которые были единственными. Алёша Скворцов, строго говоря, – идеальный герой. По биографии это простой крестьянский парень из русской глубинки. Но вглядитесь в него – похож этот юноша на деревенского парня? Да ничуть. Это скорее принц. Светлый отрок. Или тот самый «милый» из русских песен, который всегда лучше всех. А как зовут его? Алёша. Звучит как мягкий сумеречный шёпот. А фамилия у него какая? Скворцов. Он – птица весенняя. А что он делает всё экранное время? Да он просто всем в помощь. Он защитник, заступник, он не бросит, он поможет, он отведёт беду. Алёша Скворцов – символ русского народа. И вместе с тем он – живой. Он искренний, естественный. Доверие к нему тёплое. Настоящее. Сквозной мотив «Баллады» – встреча Алёши и Шурки. Это вершина фильма. Взлёт его щемящего чувства несбывшейся жизни. Чувству этому не отпущено времени. И потому, не имея протяжённости, оно сразу взмывает в высоту. «Баллада о солдате» – классический фильм о войне, фильм своего времени, когда стиль был выражением нравственного, а потому поэтического мироощущения. Это сознание, которое остаётся романтическим, не отворачиваясь от правды» (Людмила Донец, “Литературная газета”, №19, 2005). Смотрите фильм http://vkontakte.ru/video16654766_158925018
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Понедельник, 24.01.2011, 12:43 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ (1959) Великая Отечественная война. Молодой солдат Алеша Скворцов, совершивший подвиг в последнем бою, едет в двухдневный отпуск к матери. По пути в родную деревню он помогает девушке спрятаться в вагоне и проехать до нужной ей станции. Домой он смог заскочить лишь «на минутку». А потом уехал на фронт, и не вернулся. По жанру эту картину можно отнести к «фильмам дороги», а по духу — это оттепельный фильм самой чистой пробы. Герой, с немыслимой щедростью раздаривающий свои последние дни и часы случайным попутчикам и первым встречным, вроде бы должен занять законное место в ряду подвижников коллективистской веры. Но подвиг добра, как и подвиг военный, который совершает Алеша Скворцов, не вписывается в ее рамки. Герой пытается исправить подлости войны, но обнаруживает бездонную, непреодолимую глубину вскрытых ею контрастов. Ежов и Чухрай наделяют своего героя детской непосредственностью. Ни в одной ситуации у него нет готовых ответов. Он злится на инвалида, когда тот невольно задерживает его на станции, но потом все же остается с ним. Ему стоит определенного труда овладеть собой, когда он впервые оказывается в вагоне наедине с Шуркой. Он не является носителем каких-либо твердых принципов. У него есть лишь дар высшей отзывчивости и свобода. Он весь — прекрасная возможность и невозможность, потому что кончается последний срок, кончается жизнь. Он не успел, опоздал и с Шуркой, и с матерью. Да и было ли это вообще? Все это — не сон и не выдумка, а недостижимая окопная мечта: отличиться в бою так, чтобы дали отпуск, когда не дают никому, повидать мать, задать перцу тыловым крысам, влюбиться. Разве не этим был пропитан окопный воздух? Но прав не Алеша, обещающий — «вот когда, я вернусь», а «шкура»-кладовщик, кричащий ему вслед — «а ты вернись». Легкость, прозрачность, непрерывное световое дыхание — таков этот самый «светлый» и один из самых грустных оттепельных фильмов. Ведь он и о том, что лучшие не вернулись. "Баллада о солдате" — название дано не зря. Фильм построен как баллада, когда начало и конец образуют некое кольцо, в которое заключено содержание, развертывающееся также по поэтическим законам. Начинает и завершает балладу солдатская мать, мать героя фильма, восемнадцатилетнего Алеши Скворцова — совсем еще молодая женщина с прекрасным лицом. Во вдовьем черном платке каждый день выходит она на околицу села и вглядывается в пыльную дорогу в надежде, что вернется ее мальчик. Но мы уже знаем, что он не вернется никогда. И все дальнейшее течение фильма — это путь Алеши Скворцова, связиста, который ухитрился подбить два вражеских танка, за что и получил у начальства награду — отпуск на неделю домой: починить матери прохудившуюся крышу. Путь Алеши в родное село — метафора всей его коротенькой жизни, и расположен между двумя этими точками на дороге. Все сжимается и сжимается, как шагреневая кожа, отпускной срок, все новые и новые встречи, препоны и внезапности готовит Алеше военный путь, и бежит-бежит солдат к заветной цели. И бежит за ним музыкальная тема, простенькая, веселая, на стаккато — счастливая для фильма удача композитора Михаила Зива. Две минуты, пока гудел, торопился грузовик, подкинув Алешу на последнем отрезке пути, виделись мать и сын, чтобы расстаться навсегда. За гибелью одного из миллионов, рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия — потеря драгоценнейшей жизни человеческой. По сути дела, фильм — это баллада не о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. "Баллада о солдате" проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов, счастливо найденный Чухраем, обессмертил себя ролью Алеши. Зоркая Н. М. http://www.inoekino.ru/prod.php?id=1157
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Понедельник, 24.01.2011, 12:43 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| 100 великих отечеcтвенных фильмов > БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ (1959) «Баллада о солдате» Григория Чухрая — один из лучших советских фильмов о войне. Обошедший экраны мира, отмеченный многочисленными премиями и наградами, он стал классикой киноискусства. Герой картины — юный солдат Алеша Скворцов, отпущенный на краткую побывку домой, успевает лишь обнять свою мать, так как тратит все свое время в пути на помощь и поддержку людей, ему доселе незнакомых. Режиссер Григорий Чухрай — фронтовик. Он защищал Сталинград, был несколько раз ранен. «По всем дорогам войны, — говорил он, — осталось много дорогих моему сердцу людей. Это были мои сверстники, которые тоже прямо со школьной скамьи пошли воевать, но им не суждено было вернуться домой. Естественно, что во мне все эти годы зрело неодолимое желание рассказать об этих людях, об их короткой, но славной судьбе». После войны Чухрай окончил ВГИК, снял фильм «Сорок первый» по рассказу Б. Лавренева. Однако студенческая мечта поставить картину об отпускном солдате не оставляла его. Счастливый случай свел Чухрая с Валентином Ежовым, человеком с интересной и сложной судьбой. Общий язык нашелся у них сразу. Ежов, как и Чухрай, ушел на фронт после школьной скамьи. Служил в морской авиации, а после войны окончил сценарный факультет ВГИКа (класс А. Довженко). «И ему и мне хотелось рассказать о нашем сверстнике, герое — солдате, отдавшем жизнь за Родину, — без громких фраз, просто, грустно и честно, — подчеркивал Чухрай. — Мы не стремились воздвигать ему монумент. Мы хотели рассказать о нем простыми человеческими словами, ибо сам он был человеком скромным и не любил громких фраз. Оба мы были в этой войне солдатами и знали, что победили в ней не сверхчеловеки, а люди. В этом мы видели величие нашей победы. Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но, вопреки всему этому, они выполнили свой долг, ибо чувство человеческого достоинства, чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти». Работали Чухрай с Ежовым так. Сперва оговаривались сцены и эпизоды. Затем каждый выбирал себе то, что ему нравилось. Эпизод, написанный Ежовым, передавался для правки Чухраю. И наоборот. Первоначально много внимания уделялось теме героического советского тыла. Действие переносилось в новый, выстроенный перед войною цех завода, его не успели остеклить, подвести под крышу; дуют ветры, с неба валит снег, но станки гудят. Голодные, иззябшие женщины и подростки бессонно работают. Скворцову встречались и счастливые, и терпящие бедствия, он помогал людям, но и люди не раз выручали его из беды. Алеша и Шура еще не сознавали своего чувства, окружающие догадывались об этом быстрее и старались помочь юной трогательной любви, зародившейся в столь тяжелое время. Первоначально Шурка погибала в разбомбленном городе. Заменивший его позже эпизод расставания Алеши с девушкой на перроне получился менее эффектным, но для сценария он представлял большую ценность. Шурка оставалась жива, а с ней сохранялась, продолжала жить и память об Алеше. Однако первый вариант сценария, написанный Валентином Ежовым на основе заявки, не удовлетворил студию. Новый вариант, представленный на рассмотрение в середине января 1958 года (на титульном листе помечено: «режиссерская консультация Г.Н. Чухрая»), означал серьезный шаг вперед. Появились сцены и отдельные подробности, составившие украшение фильма. Но ко многому, придуманному на этой стадии, авторы вскоре охладели. Предполагалось, например, что фильм будет обрамлен песней о комсомольской юности, которая совпала с войной, и завершится кадрами поднявшихся в атаку солдат — среди них мелькнет в последний раз Алеша… Тематический состав сценария в значительной степени определялся словами героя картины: «Нет, я злой! Я ненавижу всех, кто приносит горе. С ними надо бороться. И не только с фашистами, а со всеми, кто обижает людей». Но и на этот раз у художественного совета студии нашлись замечания. Только после новых двукратных переделок и перекомпоновки всего материала Чухрай смог в середине июня 1958 года приступить к написанию режиссерского сценария, а в августе фильм запустили в производство. На главные роли были выбраны Олег Стриженов и Лилия Алешникова. На третий день съемок, работая над эпизодом, где Алексей мечется по шоссе, пытаясь остановить какой-нибудь грузовик, Григорий Чухрай был сбит машиной и с тяжелым множественным переломом костей четыре месяца пролежал в гипсе. За это время актеры разбрелись по другим картинам. Чухраю хотелось бросить все и заняться чем-нибудь другим. Но, выйдя из больницы, он стал сколачивать новый коллектив, и нашел других, гораздо более достоверных исполнителей на две главные роли. Чухрай признавался, что процесс подбора актеров проходил для него мучительно трудно. «Мы просмотрели множество актеров, среди которых были люди очень талантливые, но ни на одном из них я не мог остановиться — не складывался ансамбль. Каждый день я составлял новые комбинации, "проигрывал" весь фильм с начала до конца. Коллеги открыто выражали недовольство моей нерешительностью: срывался план запуска фильма в производство. Но я ничего не мог с собой поделать. Положение, казалось, было безвыходным». Сомневались в актерах, и прежде всего в Жанне Прохоренко (Шура) и Володе Ивашове (Алеша). Справятся ли они со своими ролями? Ведь ни Ивашов, ни Прохоренко тогда еще не были артистами. Володя — москвич, учился на втором курсе ВГИКа в актерской мастерской Григория Михайловича Козинцева. Ему пришлось прервать учебу, взять академический отпуск. Жанна была студенткой театрального училища МХАТ и пришла на «Мосфильм» пробоваться на небольшую роль в картоне «Песня о Кольцове». Ее не утвердили. Но ее фотопробы увидел Чухрай. У Ивашова и Прохоренко не было ни опыта, ни мастерства, а играть им предстояло очень большие и сложные роли. Но произойти чудо: молодые артисты принесли с собой на экран обаяние юности и красоты и настолько «вписались» в фильм — русская девочка с распущенной косой и родниковыми глазами и долговязый паренек с по-детски припухшими губами, — что представить себе «Балладу» с другими исполнителями просто невозможно. Володя Ивашов войны не знал и от фашистского танка, преследовавшего безоружного мальчишку-связиста, не бегал. Но в те дни он буквально жил Алешей Скворцовым — его тревогами и радостями, встречами и расставаниями, надеждами и болью. Работал Володя много, напряженно, репетировал с режиссером даже по выходным, когда на студии оставались лишь сторожа да пожарники. Ивашов безгранично верил советам Григория Чухрая, внимательно вслушивался в его рассказы о войне, пытаясь вновь и вновь «примерить на себя» судьбу и характер своего ровесника с передовой. Это был тяжкий, но счастливый труд души, абсолютное вживание в образ. Потому, наверное, Ивашов и назвал своего первенца в честь героя «Баллады…» — Алешей. У Шурочки — Прохоренко мало слов. Она в основном молчит. Паузы, молчаливые крупные планы Жанны — лучшее, что она продемонстрировала в этой работе. Внимательно смотрит, копит впечатления, вбирает их в свою душу и, при сдержанности выражений, передает огромную и страстную доброту своей героини. Жанна Прохоренко с удивительной силой раскрывает стремление Шурки навстречу неведомому чувству любви. Незабываемый образ создал в этом фильме и Евгений Урбанский, сыгравший роль инвалида. Актер поднялся в этой роли до больших трагедийных высот, потрясая глубиной человеческого переживания. Сомневались, что Урбанский согласится сыграть инвалида. После того как он блестяще справился с главной ролью Губанова в «Коммунисте», ему предлагали второстепенную роль, почти эпизод. К тому же было ощущение, что эпизод этот в сценарии не совсем удался. Ежов и Чухрай переделывали его много раз. К счастью, Урбанский сказал: «По-моему, это моя работа. Только, пожалуйста, если можно, без проб». …Снималась сцена на привокзальной почте, куда инвалид зашел, чтобы послать телеграмму домой. Володя Ивашов и актриса Нина Меньшикова, играющая телеграфистку, были уже на месте, им поправляли грим. В глубине павильона Урбанский с помощью костюмера и ассистента надевал на согнутую в колене ногу специальное приспособление. Ему надо было играть одноногого. Приступили к репетиции. Волнение Урбанского сразу передалось Ивашову, в репликах которого появились правдивые нотки. Тонкая актриса Нина Меньшикова поддалась этому чувству, и вот уже она с полными слез глазами кричит инвалиду, протянувшему ей телеграмму: «Это подло! Подло!» — и плачет, закрыв лицо руками. Начинаются съемки. Один дубль, второй, третий… Урбанский увлечен: «Пожалуйста, еще один дубль!.. У меня реплика не получилась. Ее надо говорить не так…» Многие образы людей в «Балладе о солдате» воспринимаются как частица большого целого, всего народа, предстают как штрих в большом коллективном портрете. Строгий уставший генерал, каким его играет Н. Крючков, — пожилой, немногословный человек, с доброй и горькой отцовской улыбкой, ненавидящий войну и вынужденный воевать. Улыбчивый солдат (Г. Юхтин), душа фронта, парень, чем-то похожий на Васю Теркина. Женщина на телеграфе (Н. Меньшикова) — одна из тысяч и тысяч, ждавших своих мужей, веривших в их возвращение и, может быть, спасавших их своей верой. Женщина-шофер (В. Телегина). Измученная, не спавшая двое суток, она еще находит ласковое слово для Алеши. Она из тех женщин, что вынесли на своих плечах всю тяжесть разлуки с сыновьями, всю тяжесть тыла. Что касается образа матери Алеши (А. Максимова), то он гораздо более других несет в себе элемент обобщения, становится символом матери. Катерина — русская крестьянка, успевшая лишь на минуту увидеть и обнять сына-солдата, прибывшего в свой пятиминутный отпуск. Увидеть, обнять и потерять навсегда. Мы не узнаем о Катерине подробностей, но узнаем про ее жизнь самое главное, что это мать, отдавшая войне сына. Она успокаивает сына: «Ты не думай, я все выдержу, все перенесу… а тебя дождусь… отца не дождалась, а тебя дождусь». Грузовик с Алешей удаляется по бесконечной, беспощадной дороге. Мать смотрит вслед полными слез и боли глазами… Эпизод прощания Алеши с матерью получился как-то сразу, легко и хорошо. Чухрай вспоминал: «Едва артистка Антонина Максимова появилась на съемочной площадке, я сразу почувствовал, что она так тонко и глубоко понимает роль, что моя задача — не мешать ей, не нарушать ее представление об образе. В этих сценах я главное внимание уделял ее партнеру. Должен сказать, что волнение артистки передавалось всем окружающим». Сейчас это кажется удивительным, но «Баллада о солдате» на всем своем пути, от зарождения замысла до выпуска в свет, встречала немало противников. «Наш фильм, — заметил однажды Чухрай, — рождался не под аплодисменты…» Сценарий, а затем фильм объявляли то пессимистическим, то мелкотемным, то очернительским и даже подрывающим авторитет и славу Советской армии. Съемки неоднократно приостанавливались. Многие на студии вообще сомневались в успехе картины. История Алеши и Шуры казалась незначащей, сомневались в необходимости ряда сцен. Например, стоит ли показывать неверную жену или Алешу, бьющего по лицу вымогателя Гаврилина? Не скажется ли это отрицательно на воспитании молодежи? Некоторые товарищи требовали переделки финала. «У вас такой хороший герой, — говорили они, — зритель его полюбил и желает ему счастья, а вы его убиваете… Зачем вам понадобилось убивать положительного героя? И зачем вам нужно печалить наших советских людей?» Это потом напишут, что несмотря на трагический конец «Баллада о солдате» — удивительно светлый фильм. Алеша Скворцов отдает жизнь за свой народ — и в этом величайший оптимизм, ибо народ, родивший такого героя, бессмертен. В конце 1959 года, после ряда поправок и сокращений, картина вышла на экран. «Баллада о солдате», сперва недооцененная прокатчиками, постепенно дошла до миллионов зрителей, получила широкое признание. Валентину Ежову и Григорию Чухраю была присуждена Ленинская премия. За пределами страны «Баллада о солдате» была показана на Каннском фестивале в мае 1960 года, где разделила с «Дамой с собачкой» И. Хейфица специальную премию жюри — «За высокий гуманизм и превосходное художественное качество». Английский режиссер Тони Ричардсон отметил: «Такие произведения, как "Баллада о солдате", это именно то, что я называю поэзией». Французский актер Бурвиль причислил картину Чухрая к лучшему, что он видел на экране. Совершив триумфальное шествие по экранам мира, «Баллада о солдате» завоевала 100 международных наград: премию за режиссуру на кинофестивале в Сан-Франциско; приз «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии; главный приз Лондонского фестиваля. В. Ежов и Г. Чухрай удостоились номинации на премию «Оскар» по категории «Лучший оригинальный сценарий». http://100filmov.info/index/ballada-o-soldate-1959/
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Понедельник, 24.01.2011, 12:43 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| Баллада о солдате ..Как рождаются и становятся достоянием национальной культуры герои великих произведений? Они приходят из жизни и уходят в жизнь. Впечатления реальности, как библейское пшеничное зерно, падши в душу художника и умерши в ней, приносят много плода. Вот почему судьбы авторов и их творений неотделимы друг от друга. Григорий Чухрай пришел во ВГИК после фронта, в 1953-м закончил институт, дебютировал на экране фильмом "Сорок первый". Задумка следующей картины родилась у него еще в студенческие годы - как рассказ о несбывшейся жизни. "По всем дорогам войны, - говорил режиссер, - осталось много дорогих моему сердцу людей.. Естественно, что во мне все эти годы зрело неодолимое желание рассказать об этих людях, об их короткой, но славной судьбе". Соавтором Григория Чухрая стал Валентин Ежов, молодой драматург и тоже участник Великой Отечественной войны. Уже первоначальный вариант их сценария предполагал фильм, который будет резко отличаться от монументальных эпопей, снятых в первые послевоенные годы и посвященных войне. Те картины изобиловали победными баталиями, главными героями выступали Верховный главнокомандующий и крупные полководцы. Рядовой же боец не удостаивался авторского внимания, оставался безвестной единичкой воюющей массы, одним из безликих, одинаковых в своих касках и гимнастерках, снятых, как правило, общим планом людей. Победа в войне с гитлеровцами в этих фильмах (наиболее показательным из них является "Падение Берлина" 1949 года) целиком приписывалась Верховному главнокомандующему, его таланту, мудрости и воле. Фильм Григория Чухрая во всех отношениях был полемичен к подобным монументальным полотнам, он ставил в центр повествования солдата, рассматривал своего героя в повседневных, будничных обстоятельствах, он был насквозь лиричен. Всем своим строем картина Григория Чухрая доказывала: именно такие, как герой ее - Алеша Скворцов, вершат историю и завоевали победу в Великой Отечественной ценой немыслимых страданий и потерь. "Баллада о солдате" в 1959 году выразила всеобщие чувства, что стало одной из причин ее огромного всенародного успеха. Несомненно, успеху способствовали и выдающиеся художественные качества фильма. Чухрай проявил проницательность в выборе актеров, сумевших каждый в своем, пусть небольшом эпизоде создать яркий, запоминающийся характер, один из ликов военной годины. Но более всего определило судьбу фильма смелое режиссерское решение пригласить на главные роли совсем тогда неизвестных исполнителей - студентов ВГИКа Владимира Ивашова и Жанну Прохоренко, взволнованно и проникновенно переживших на экране трагедию чистой, возвышенной любви героев, загубленной войной. "Баллада" - это стихотворно-песенный рассказ легендарного, героического, исторического содержания, неотделимый от голоса поэта-певца. И хотя фильм своим строем на самом деле отличается от заявленного в его названии жанра, в нем звучит "голос поэта", голос авторов. Они обращаются к зрителям рке в самом начале торжественным закадровым текстом: "...Он похоронен далеко от родной земли, у деревни с нерусским названием.. Ранними веснами чужие люди приносят на его могилу цветы... Он был нашим сверстником, мы вместе с ним были на фронте, и мы вам расскажем историю, о которой не знает даже его мать". ...Вот она, мать Алеши (Антонина Максимова) идет по деревенской улице. И потом долго стоит за околицей, глядя на проселок, по которому уходят из деревни и возвращаются. Ее сын не вернулся. Портрет женщины в темном одеянии сменяется другим. На экране она же, но намного моложе, в белом платке, развевающемся на ветру. За ее спиной - сиротливые избы военной поры. На небе клубятся черные тучи. Широко раскрытыми глазами смотрит она вдаль. В двойной экспозиции возникает перед нами поле боя - словно увидено оно глазами матери.. Ее сын, почти мальчик, ему и каска-то велика, отзыв-пароль у него - "Зяблик". И голос нетвердый, срывающийся. Рядом с ним - пожилой солдат. Они - связисты, оказались на виду у неожиданно появившихся немецких танков. И линия, как нарочно, заглохла. "Надо отходить к окопам", - хрипло сказал старший и стал отползать. Но Алеша остался. И, лишь доложив по телефону обстановку и получив приказ отходить, принялся удирать от догоняющей его смерти. Он бежит из последних сил, а вырвавшийся вперед танк быстро преследует его. Взмыв вместе с камерой над огромным полем, мы видим происходящее как бы высшим, "вселенским" взором. Образ беззащитной юности, брошенной в единоборство со страшной, бесчеловечной силой, вырастает до грандиозной экранной метафоры. Резкая смена ракурса - вздыбился, перевернулся мир, земля и небо поменялись местами. Как можно было вынести все это?! Но вдруг - развороченный взрывом окопчик. Алеша рухнул в него, ухватился за противотанковое ружье и в упор выстрелил по танку. Загорелась адская машина. Потом - вторая... И немного времени спустя старый генерал (Николай Крючков) выполнил просьбу Алеши: вместо награды за то, что тот подбил два танка, дал ему возможность съездить к матери, чтобы починить прохудившуюся крышу, предоставив шесть дней отпуска. Так начинается дорога в тыл, домой. Бежит "виллис" навстречу идущим на фронт войскам.. На переправе среди солдат, подтолкнувших застрявшую на мелководье машину, оказался земляк Алеши Сергей Павлов (Геннадий Юхтин). Ну как; было отказать ему в просьбе: передать любимой жене Лизе привет и два куска мыла, которые его товарищи выпросили у старшины. Взял мыло, запомнил адрес.. В городке, где пересадка, купил на толкучке платок для матери. На перроне разговорился с инвалидом (Евгений Урбанский), оказалось, что они попутчики до Борисова. Ну как было не помочь ему, когда тот попросил покараулить чемодан, пока он даст телеграмму.. Так, естественно, "как в жизни", развивается четко выстроенное действие фильма-жития. И пусть жития экранного было отпущено Алексею всего шесть суток, мы успели узнать и навсегда полюбить этого положительно прекрасного человека, для которого бескорыстная помощь другим людям естественна, как дыхание. В год выхода картины на экран Алеша показался некоторым критикам чересчур "обобщенным", иконописным, едва ли не слащавым. В нем действительно сконцентрированы лучшие национальные черты, однако на самом деле он отнюдь не выглядит существом неземным, тем более - постным святошей. Фильм построен как серия новелл, объединенных единым героем, или, если угодно, как житие с логически сцепленными эпизодами-"клеймами", изображающими тот или иной поступок "канонизированного" персонажа. Сколь бы ни отличались новеллы в фильме конкретным составом действующих лиц и событий, все они составляют истории о прерванной войною совместной жизни и душевной связи старших и младших - родителей и детей. О разрушенных семьях, где женщина не выдерживает разлуки и предает мужа-воина или, напротив, преодолевает все тяготы и ждет его, счастлива встречей с ним, пусть изувеченным, но живым. О едва зародившейся и уже обреченной любви молодых, быстро оторванных друг от друга все той же войной, то есть о несостоявшейся семье и неродившихся детях.. То есть повсюду идет речь о важнейших отношениях между людьми, поверяемых базовыми нравственными принципами. Столь изысканное в своей содержательности и гармоничной согласованности всех компонентов течение фильма не могло не быть результатом тщательнейшей отшлифовки замысла-вымысла. С другой стороны, авторы документально свидетельствовали о том, что Алеша "списан" ими с действительно существовавших, лично знакомых им людей... В результате Алеша на экране, воплощенный Владимиром Ивашовым идеальным героем, привлекает вместе с тем своей абсолютной реальностью и узнаваемостью. Любовь Алеши и Шуры в фильме тоже возникает как бы по естественному стечению жизненных обстоятельств: в непрезентабельной обстановке военного эшелона, в вагоне, загруженном сеном для кавалерии. В него, задобрив тушенкой охранника. Гаврилкина, забирается Алеша. Туда же, чудом миновав того же охранника, входит во время очередной остановки эшелона Шура Испугавшись внезапно вынырнувшего из сена незнакомца и желая заранее оградить себя от его возможных приставаний, Шура врет Алеше, сочиняет себе жениха-летчика, который якобы лежит в госпитале и к которому она будто бы едет. Алеша простодушно верит ее рассказу и делается еще сдержанней, еще деликатнее в отношениях с ней. Но пробудившееся у обоих чувство скрыть трудно, оно лучится из глаз, сквозит в интонациях разговоров, хотя они так и не успевают сказать друг другу о своей любви. Только вырвалось у Алеши там, на станции Узловой, где его, отставшего от поезда, дожидалась спутница: "Шурка ты моя!" Только выдохнула Шура на прощанье: "Я ведь вас обманула, Алеша Никакого жениха у меня нет..." Жизнеподобие реалий в этом черно-белом фильме не препятствует глубокой образной насыщенности, многие кадры обретают метафорическое звучание. Ночь. В вагоне все уснули. Улыбается во сне Алеша, по-детски трется щекой о плечо соседа. А инвалид (Евгений Урбанский) не спит. Полусвет в вагоне. Лицо инвалида надвое разделила перекладина костыля, и одна половина лица черна, как отчаянье, а другая светла, как надежда. И жизнь впереди видится как бы сквозь костыль, прижатый к лицу. Почта. Написав жене страшные строки и стараясь убедить себя в правильности принятого решения уйти от нее, чтобы не обременять ее собой, инвалид говорит: "Понимаешь, лучше все сразу! Одним ударом!" "Я не знаю", - отвечает Алеша. Телеграфистка отказывается принять телеграмму. "Это подло! Подло! - кричит она. - Вас ждут, а вы..." Где-то ударил колокол, раздался гудок паровоза, тронулся поезд. И поплыли, замелькали по стенам почты, по лицам инвалида и Алеши тени уходящих вагонов: проблеск, тьма, - как борьба надежды и отчаянья... Еще одна сцена. Инвалид все же доехал до родной станции. Опустел перрон. Инвалид молча повис на костылях. Потеряна последняя надежда на то, что жена придет его встретить. И вдруг - истошный крик: "Вася!.." Встреча инвалида с женой (Эльза Леждей), сыгранная актерами с полной самоотдачей, звучит гимном человеческой любви и преданности. А потом - маленький, поразительный по тонкости исполнения немой эпизод. Она берет его под руку. Спотыкается о костыль, убирает руку. Не привыкла еще она ходить рядом с безногим. Но испугалась своего движения - вдруг он подумает, что ей неудобно идти с калекой. Она снова протягивает руку, но не получает ответа. Он боится жалости. Пусть будет честно, по-новому, как есть. Тогда она спокойно опускает руку и идет неторопливо, как он, но близко и вровень. Выразительные, значимые детали большей частью как бы "спрятаны" в изобразительно-фактурной ткани фильма, они не кричат о своем потаенном смысле, но он все равно прочитывается. Это, например, будильник в руках мальчика Мити, вместе с бабушкой разбирающего развалины разрушенного дома: тикающий механизм фиксирует течение времени, которого так мало у Алеши Скворцова и которое он раздаривает людям. Это и мыльные пузыри, которые пускают мальчишки в подъезде того дома, где живет Елизавета Петровна, оказавшаяся изменницей, недостойной своего мужа-фронтовика. Алеша привозит ей два куска мыла - драгоценный подарок, весомо свидетельствующий, что муж ее жив, что у него есть друзья, что даже суровый и прижимистый старшина на самом деле добрый, и мыло, предназначенное всей роте, разрешил послать одной ей - жене солдата. А ее любовь оказалась летучей и непрочной, как легкий, перламутровый, мыльный шарик. Более половины времени в этом фильме герой проводит в вагонах поездов, в грузовике, застревающем в разбухших колеях проселочных дорог, даже на самодельном плоту. Музыкальная тема дороги, впервые вступающая в кадрах переправы, проходит через весь фильм, перемежаясь в дальнейшем с трогательной, напевной, лирической мелодией, передающей возвышенную красоту отношений Алеши и Шуры (композитор Михаил Зив). Чередование музыкальных тем создает ритмическое "стихотворное" единство действия, подкрепленное визуальным рефреном. Это проносящиеся мимо среднерусские, "смоленские" пейзажи. Поэтический фон любви героев и образ щемяще близкой и трагически уже недоступной, вечной, прекрасной природы, мира и покоя. Наконец, последняя сцена. Встреча с матерью. Она птицей летит навстречу сыну. Но свидание их длится несколько минут. "Простите, мама..." - "Не пущу!" - "Я вернусь, мама!" "Он мог бы стать замечательным гражданином. Он мог бы строить или украшать землю садами. Но он был и навечно останется в памяти нашей солдатом. Русским солдатом", - звучат с экрана завершающие "балладу" авторские слова. Боль неизбывная: погибли лучшие из лучших - цвет нации, миллионы таких, как Алеша. Светлой их памяти посвятил Григорий Чухрай свою картину. Он снял ее много лет назад, но она и поныне остается лучшим произведением мастера. Людвига Закржевская http://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0057.shtml
|
|
| |
ИНТЕРНЕТ | Дата: Понедельник, 24.01.2011, 12:44 | Сообщение # 5 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
| «Баллада о солдате»: про героев, которые будут жить вечно Ровно пятьдесят лет назад фонд мирового кинематографа стал богаче на один «золотой слиток», - на экраны вышел советский фильм «Баллада о солдате». 60-е годы (куда по-братски относят и конец 50-х) - время холодной войны, первых полетов на Луну, эпоха битломании, движения течения хиппи, и, так называемой «новой волны» в искусстве, преимущественно в кинематографе. В отечественных фильмах того времени военная тематика играет не меньшую роль, чем в пост-военный период. Однако, стиль отображения войны несколько изменился: в сторону отошел пафос и военная торжественность, появился интерес к личности героя. Советский режиссер Григорий Чухрай был солдатом и прошел войну от начала до конца. Прекрасно испытал на себе все ее фронтовые будни, боль потерь и радость побед, страх перед неизбежным горем и величие солдатского подвига. Он решил создать фильм о войне, где главный герой - это рядовой солдат, не самый сильный и не самый смелый, но отдавший себя, свою жизнь и молодость Родине, потому что хорошо понимал значение слова «долг». Так, в 1959 году, вышла в свет чухраевская «Баллада о солдате», ставшая настоящим киношедевром. 1960 год, Франция. В Каннах проходит тринадцатый кинофестиваль. За вожделенную статуэтку борются Антониони, Бергман, Мунк Банюэль, Жак Садуль, Феллини с картиной «Сладкая жизнь» и Григорий Чухрай с «Балладой о солдате». Атмосфера среди жюри и зрителей весьма напряженная. Американцы, по обычаю пускают в ход «зрелищную бомбу» с одинадцатью Оскарами, «Бен-Гур», который, впрочем, должного впечатления не производит. Гвоздем программы на этот раз становится Феллини со своей «Сладкой жизнью», которая и стала причиной разразившейся в зале скандала. Среди всего шума и суматохи, о единстве мнений можно только мечтать. И вдруг на сцене появляется мягкая и лирическая история, баллада о русском солдате, совсем еще мальчике, с испугу подбившем два танка, и растратившем весь свой, чудом полученный отпуск, на других людей. Тринадцатый кинофестиваль в Каннах по праву называют как чрезвычайно представительным (из-за собравшегося бомонда), так и самым скандальным. Несмотря на то, что после очень долгих споров, переговоров и разногласий, Пальмовую ветвь вручили Феллини, зал остался разочарован и зрители недовольно свистели, когда итальянский режиссер получал свою награду. Впрочем, награды советский фильм, все же удостоился. Более того, их было две. Первая - «За высокий гуманизм и превосходное художественное качество» и вторая - «За лучший фильм для молодежи». Что же это все-таки за фильм - «Баллада о солдате»? И почему он так хватает за душу, оставляет в ней такую неугасающую и светлую печаль? Почему после просмотра этой картины так хочется жить и верить в то, что зло обязательно падет, побежденное добром? Это фильм о том, как юному солдату был подарен краткосрочный отпуск за то, что он подбил два танка и о том, как наш герой его провел. Главного героя, девятнадцатилетнего Алешу Скворцова играет его сверстник, в то время студент второго курса ВГИКа Володя Ивашов, впоследствии ставший кумиром миллионов зрителей. Путешествие в тыл складывается из эпизодов, в которых герой сталкивается с разными людьми, ранее ему незнакомыми. И все время Алеша должен делать выбор, так как этим людям нужна его помощь. И он делает свой выбор, жертвуя единственным богатством, которое у него есть - временем. Самым главным, кульминационным моментом фильма, является встреча Алеши с Шурочкой в товарном вагоне. Девушку сыграла начинающая актриса, студентка МХАТа Жанна Прохоренко. Растерянный и удивленный агрессивно настроенной попутчицей, Алешка и подумать не мог, что встретил свое первую и единственную любовь. Испуганная присутствием в вагоне юноши, куда она забралась тайком, девушка выдумывает на ходу, что она едет к жениху. И Алеша, несмотря на неизменно растущую к девушке симпатию, всю дорогу оберегает ее, чтобы доставить к несуществующему парню в целости и сохранности. А Шурочка (так зовут эту девушку), точно так же, как и Алеша, незаметно для себя, влюбляется в своего честного и красивого «телохранителя». Весь образ Алеши построен как будто на тонких переплетениях добра, света, чистоты. И еще есть в нем что-то родное, близкое, до боли знакомое каждому человеку. Не в нем ли, миллионы матерей узнавали своих сыновей, не вернувшихся с войны? Не его ли верной дружбой дорожило множество солдат, и более старших и таких же молоденьких ребят, как он сам? В заключительном, и, пожалуй, самом напряженном эпизоде фильма, когда Алешка бежит навстречу матери, а она, спотыкаясь и падая, к нему - в их глазах, в недосказанности фраз на фоне настойчиво гудящего сигнала машины, открывается та больная и трагическая, «воспаленная нота» и «свежая рана» фильма - мать видит сына в последний раз. А сын, так мечтавший попасть домой, так ничего и не успел - ни с ней побыть, ни крышу починить. Бескорыстный и добрый солдат - он раздал себя всего и все свое последнее свободное время людям, которые так или иначе в нем нуждались. Но тем самым, по своей наивности, он отобрал себя у матери, которая также, а может, еще и больше, нуждалась в нем. «Баллада о солдате» - это, прежде всего, лирическая песнь о прекрасном и светлом человеке и о том, как много теряет мир, когда такой как он, покидает нас навсегда. После просмотра картины в Соединенных Штатах, газеты писали, что российские актеры пристыдили Голливуд. Чарли Чаплин плакал над начальным эпизодом с танком, а идею с перевернутым кадром нашел гениальной. И это был не только лестный отзыв, но и признание гения. «Балладу о солдате» показали более чем в пятидесяти странах. Совершив триумфальное шествие по экранам мира, фильм завоевал сто международных наград, среди которых: премия за режиссуру на кинофестивале в Сан-Франциско; приз «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии; главный приз Лондонского фестиваля; В.Ежов и Г.Чухрай удостоились номинации на премию «Оскар» по категории «лучший оригинальный сценарий»; приз Британской кино-академии за лучший фильм года; почетный диплом лучшему зарубежному актеру Владимиру Ивашову в фильмах сезона в Афинах. А вот на Родине картину Чухрая приняли и полюбили далеко не сразу. Фильм, еще, будучи на сценарном этапе, не понравился партийному руководству, его обвинили в мелкотемности и пессимизме, а также, обнаружили антисоветские мотивы: наш солдат боится и убегает от немецкого танка, советская жена изменяет мужу-фронтовику, часовой берет взятки, наконец, главный герой погибает. Сначала Чухраю предложили изменить существенные места в сценарии. Режиссер принципиально отказался. Ведь, если бы Алеша возвратился живой с войны - менялась бы вся главная идея. Тогда Чухраю по-дружески посоветовали вообще отказаться от этой картины. Режиссер и тут настоял на своем. Все кончилось тем, что Григория Чухрая исключили из партии, а фильм разрешили показывать только в маленьких городках и поселках. Несмотря на это, люди буквально ломились в кинотеатры посмотреть на «доблестного рыцаря» Алешу. По данным анкетирования «Баллада о солдате» была признана лучшим фильмом о войне. Вскоре «Баллада» попала в руки Никите Хрущеву, по велению которого и была отправлена в Канны. И лишь после завоевания всемирной славы «Балладу» признали дома, в СССР. В 1961 году «Балладу о солдате» наградили Ленинской премией, а Григорий Чухрай был восстановлен в партии, а советские критики писали, что «несмотря на свой трагический финал, «Баллада о солдате» - глубоко оптимистичная картина. Алеша Скворцов отдает свою жизнь за народ, но раз у этого народа был ТАКОЙ сын, значит, он бессмертен». Яна Санина http://www.nashfilm.ru/sovietkino/4365.html
|
|
| |
|