Понедельник
23.10.2017
09:17
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ПАПА В КОМАНДИРОВКЕ" 1985 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » ЭМИР КУСТУРИЦА » "ПАПА В КОМАНДИРОВКЕ" 1985
"ПАПА В КОМАНДИРОВКЕ" 1985
Александр_ЛюлюшинДата: Среда, 14.04.2010, 06:58 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2789
Статус: Offline
«Папа в командировке» (сербохорв. Otac na službenom putu) — художественный фильм Эмира Кустурицы, лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1985 года.

Режиссёр: Эмир Кустурица
Продюсер: Мирза Пашич
Автор сценария: Абдула Сидран
Оператор: Вилько Филач
Композитор: Зоран Симьянович

В ролях
Морено де Бартолли — Малик
Мики Манойлович — Меша
Мирьяна Каранович — Сена
Мустафа Надаревич
Мира Фурлан
Давор Дуймович — Мирза

Награды

1985 — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля
1985 — Приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале
1986 — номинация на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»

Факты

Карикатура, показанная в фильме, была действительно опубликована в газете «Политика» в июле 1950 года.

Фантазийная социально-политическая ретро-притча

Теперь даже может показаться странным, что в 1985 году чешского и американского режиссёра Милоша Формана, президента жюри Каннского кинофестиваля, стали упрекать в том, что он намеренно поддержал выпускника пражской киношколы ФАМУ, молодого (в то время лишь тридцатилетнего) югослава Эмира Кустурицу, вручив ему «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Отец в командировке». Хотя эта премия была присуждена всеми членами жюри единогласно, и на счету постановщика из Сараева уже был «Золотой лев Святого Марка» Венецианского фестиваля за дебют в большом кино — «Помнишь ли, Долли Белл?». А в последующие годы почти все экранные работы Кустурицы не оставались без фестивальных наград, будь то Берлин, снова Канн (и опять «Золотая пальмовая ветвь» — за «Подполье») и ещё раз Венеция. Так что Форман оказался, на самом-то деле, во сто крат прав и поистине может гордиться, что более двадцати лет назад поддержал «кинематографического гения с Балкан», как вскоре начали называть его протеже.

А ведь Эмир Кустурица — прямой наследник «чешской новой волны» с её интимной манерой, окрашенной мягким, добрым юмором, с раскованной и чрезвычайно естественной интонацией житейского повествования, в котором вдруг угадывается черты лукавого, притчевого жития и провидческой фантазии. Конечно, нельзя не почувствовать, что Кустурица является настоящим учеником (и не только по факту биографии) другого чешского режиссёра Иржи Менцеля, восприняв его лёгкость кинематографического письма, отнюдь не улетучивающуюся жизнерадостность взгляда на мир, проникновенный лиризм. И в то же время некие сны наяву (как, например, лунатизм маленького Малика в картине «Отец в командировке»), красочные визуальные фантазии, которые реализовывал в большинстве лент Кустурицы оператор Вилко Филач, кстати, тоже воспитанник ФАМУ и поклонник «пражской киновесны», говорят о том, что югославский постановщик испытал немалое влияние кинематографа Андрея Тарковского и «фантастического реализма» латиноамериканской литературы, прежде всего — Габриэля Гарсии Маркеса.

Как и в фильме «Помнишь ли, Долли Белл?», во вновь снятой по сценарию Абдулы Сидрана (он немного старше Эмира Кустурицы, но тоже является выходцем из многонационального Сараева) картине «Отец в командировке» режиссёр счастливо минует ловушки ретро-сентиментальности или издевательской иронии в рассказе о недавнем прошлом, не всегда приятном и радостном. Он не ощущает ни ностальгии, ни жалости, ни тем более презрения к «славным пятидесятым», предзакатным годам государственного террора имени товарищей Сталина и Тито, к недолгому периоду «оттепели» на рубеже 50—60-х годов, благословенному свыше временному послаблению в политике и нравах.

От быта и истории Кустурица предпочитает уноситься будто в надмирные сферы, даже если этот отрыв от реальности по-детски забавен, мил и наивен, как, в частности, фантазии Малика по поводу отсутствия его папы (на самом деле был сослан на «перевоспитание» в социалистический трудовой лагерь) или хождения во сне в лунатическом состоянии. Маленький мальчик не бежит от непонятной, скверной действительности, а всего лишь преломляет её в своём неиспорченном сознании, наделяет бесхитростной выдумкой и всеми возможными красками мира, превращая в волшебную сказку, карнавал, иллюзион. Но в этих грёзах и видениях он отнюдь не случайно прозревает суть, постигая на интуитивно-детском уровне жизнь, эпоху и весь мировой порядок вещей. В трактовке Эмира Кустурицы известная поговорка звучала бы так: «Глазами ребёнка провидится истина».

И сам постановщик кажется неисправимым поэтом-романтиком, который смотрит на всё вокруг сквозь магический кристалл, угадывая, говоря философски, феноменальную и архетипную первооснову бытия. Пока что в ранней работе «Отец в командировке» простодушная точка зрения юного героя мотивирована фабульно, в соответствии со странностями в поведении Малика. Но в дальнейшем Кустурица будет творить ещё раскованнее и стихийнее, почти пренебрегая логическими объяснениями. Однако магнетическая сила воздействия его кинопоэзии покоряет и здесь, непостижимым образом вызывая по прихоти ассоциативной памяти строчки Арсения Тарковского, звучавшие и в «Зеркале»: «Дитя, беги, не сетуй / Над Эвридикой бедной / И палочкой по свету / Гони свой обруч медный, / Пока хоть в четверть слуха / В ответ на каждый шаг / И весело и сухо / Земля шумит в ушах».

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/901676/

 
Артём_БарановДата: Среда, 14.04.2010, 06:58 | Сообщение # 2
Группа: Друзья
Сообщений: 6
Статус: Offline
Фильм "Папа в командировке" напоминает "Возвращение" А.Звягинцева...Югославия, г.Сараево...за мнение о рисунке в газете - зять сажает шурина...детям объявляют, что отец в командировке...типичная атмосфера того времени...неплохое кино... smile

P.S... перевод на "русский" НЕ "фонтан" ....B)

Сообщение отредактировал Михалыч - Суббота, 26.09.2009, 13:55
 
ИНТЕРНЕТДата: Воскресенье, 18.04.2010, 08:38 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 3560
Статус: Offline
«ПАПА В КОМАНДИРОВКЕ» 1985, Югославия, 136 мин.
трагикомедия
Режиссер: Эмир Кустурица
Сценарий: Абдулла Сирран
Музыка: Зоран Симьянович
Оператор: Вилко Филач
В ролях: Морено де Бартоли, Мики Манойлович, Мирайна Карайевич, Мира Урлович, Предраг Лакович, Ева Рас, М. Фердан

Второй полнометражный фильм молодого (в 1984 г. ему было тридцать лет), но уже известного режиссера, фильм, принесший его создателю "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля, мировое признание и нечто вроде почетного звания "режиссер XXI века".

Глазами маленького мальчика-лунатика Кустурица показывает неустроенную, цыганскую, социалистическую жизнь одной сараевской семьи в эпоху известной "ссоры" Тито со Сталиным. Главную "взрослую" роль в этой картине сыграл, вероятно, лучший актер Кустурицы, Мики Манойлович, которому позднее предстоит сыграть и центральную роль в фильме "Андеграунд", высшем, вероятно, на сегодняшний день художественном достижении сербского режиссера. Здесь же Манойлович играет городского цыгана из соцлагеря, по имени Меса: одновременно отчаянного бабника и любящего мужа и отца, человека вполне трезвомыслящего и натуру увлекающуюся, непостоянную, отчасти приспособленца, отчасти совестливого праведника, труженика и лодыря, выпивоху и рубаху-парня, способного, однако, не только хорошо разбираться в людях и движущих их поступками мотивах, но и прощать им обиды и несправедливость.

Этот-то человек, в силу недюжинности и расхристанности своей натуры заставляющий страдать и мыкаться свою семью (естественно не желая того), пристально и любовно разглядывается маленьким сыном, для которого он - и отец, и бог. И этого-то отца и бога у ребенка надолго отнимает неожиданная "командировка". Что это за командировка, в которую цыгана отправил шурин, офицер из органов, - думаю, объяснять не надо.

К счастью, у сараевского чекиста, приревновавшего (и не без оснований) к герою Манойловича свою подругу, пороху не хватило подставить того под расстрельную статью, и наш весельчак и бабник был отправлен куда подальше на соляные шахты. Отечественному зрителю такая "мера пресечения", конечно, семечки - не "четвертак" и тем более не "десять лет без права переписки", да и любая югославская деревня, оно, конечно, не лесоповал на Колыме, но, с другой стороны, и европейский человек, да еще цыган - не семижильный русский мужик.

Тем более, что и в командировке жизнелюбивый Меса не очень расстраивался, а уж когда оттрубил "каторгу" и вышел "на поселение" - тут же выписал к себе любящую семью, выслужился в малые начальники и зажил по-старому. А вскоре и полное освобождение подоспело, семья возвратилась в родной дом, где на свадьбе младшего брата жены Меса примирился со старшим и не преминул тут же отомстить ему, напоив обидчика и под сурдинку затащив в сарай его все ту же подругу, из-за которой вышел весь сыр-бор.

Впрочем, весь сыр-бор вышел, конечно, не из-за подруги чекиста, да и не из-за самого чекиста, а из-за двух вещей: нечеловеческого лица коммунистической власти и цыганской натуры главного героя. Так сказать, из-за трагического и комического. Из-за того что такова наша натура и такова наша жизнь.

В фильме Кустурицы нет прямых обличений антигуманного социального строя, нет и прямого осуждения "аморальных деяний" персонажа М. Манойловича, ведь, как уже было сказано, все происходящее с человеком и со страной дано глазами совсем маленького мальчика, да еще и лунатика. Может быть, будущего поэта. Может быть, будущего кинорежиссера.

Легкий и глубокий, смешной и печальный, очень добрый и человечный, насыщенный простой мелодичной музыкой, снятый в мягких тонах, стилистически близкий картинам чешских режиссеров "новой волны", второй фильм Эмира Кустурицы и завершает его "ученический" период и в то же время являет зрителю зрелого оригинального художника, того самого первого киноклассика второго века кино (у которого ныне заимствуют не только совсем молодые режиссеры, но и старые мастера, пример - явная перекличка с эстетикой "Папы в командировке" видеоряда и саундтрека "Утомленных солнцем" Никиты Михалкова), что к 1985 г. уже вплотную подошел к созданию собственного кинематографического языка, то есть к выработке глубоко оригинального визуального и музыкального стиля, а в области драматургии избрал наиболее трудный жанр трагикомедии, в котором он, Кустурица, - сегодня это совершенно очевидно - умеет работать на уровне Феллини, иначе говоря - лучше всех своих современников.

Рецензия: В. Распопин
http://kino.websib.ru/article.htm?no=807

 
Наталья_ЖуравлёваДата: Понедельник, 16.05.2011, 22:02 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 20
Статус: Offline
Я думала, это только мне показалось, что Михалков "ненавязчиво" обратился к Кустурице....только вот героям Кустурицы я верю, они кажутся мне искренними, настоящими, а михалковским - нет!
 
Форум » Тестовый раздел » ЭМИР КУСТУРИЦА » "ПАПА В КОМАНДИРОВКЕ" 1985
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz