Понедельник
23.10.2017
09:15
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС" 1983 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » НАГИСА ОСИМА » "СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС" 1983
"СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС" 1983
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 10.04.2010, 18:33 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2789
Статус: Offline
«СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС» Япония-Великобритания, 1983, 124 минут
- знаменитая экзистенциальная драма военных времён








1942 год. В лагерь для военнопленных на захваченном японцами острове Ява попадает британец Джек Селлерс (Дэвид Боуи). Между бунтарём-заключенным и молодым командиром лагеря, капитаном Ёнои (Рюити Сакамото), свято верящим в самурайский кодекс чести, начинается психологическая дуэль. А между другим заключенным, подполковником Джоном Лоуренсом, жившим до войны в Японии, и жестоким сержантом Харой завязывается своеобразная дружба.

Съёмочная группа

Режиссёр: Нагиса Осима
Сценарий: Нагиса Осима, Пол Майерсберг, Лоренс Ван дер Пост
Оператор: Тоитиро Нарушима
Композитор: Рюити Сакамото
Художники: Шигемаса Тода, Эндрю Сандерс
Монтаж: Томоё Осима

В ролях

Дэвид Боуи — майор Джек (Бесшабашный) Селлерс
Том Конти — подполковник Джон Лоуренс
Джек Томпсон — полковник ВВС Хикли
Рюити Сакамото — капитан Ёнои
Такэси Китано — сержант Гэнго Хара
Джонни Окура — охранник Канэмото
Алистер Браунинг — Де Йонг

Интересные факты

Японское название фильма — «Счастливое Рождество на фронте».

Это первый англоязычный фильм Такеши Китано.

Актёр Том Конти не знал японского, все реплики ему пришлось заучивать на слух.

«Forbidden Colours», песня из фильма, музыку для которой написал Рюити Сакамото, а слова — английский певец Дэвид Силвиан, стала хитом во многих странах.

Фильм «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» упоминается в фильме по роману Амели Нотомб «Страх и трепет».

Награды

1984 — Приз японской академии — Самый популярный фильм
1984 — BAFTA — Лучшая музыка — Рюити Сакамото

Номинации

1983 — Золотая пальмовая ветвь — Нагиса Осима
1984 — Приз японской академии — Лучший художник-постановщик — Дзюсё Тода
1984 — Приз японской академии — Лучший режиссёр — Нагиса Осима
1984 — Приз японской академии — Лучшая музыка — Рюити Сакамото
1984 — Приз японской академии — Лучший актёр второго плана — Такеши Китано

Смотрите трейлер и фильм

http://vk.com/video16654766_164773809
http://vk.com/video16654766_164773807
 
Татьяна_ТаяноваДата: Четверг, 08.03.2012, 13:27 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 36
Статус: Offline
Пресловутое «как в жизни» (и даже «как в японской жизни») к фильмам Осима не подходит. «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», а также «Табу», «Империя чувств», «Империя страсти», - притчи, в которых сплошные преувеличения, утрирования, сверхэмоции и сверхчувства, эстетические и сверхэстетские иллюстрации к этико-философским вопросам и ответам. Но при этом в них живет правда, а она вовсе не всегда похожа на реальную жизнь и уж точно не ее копия.

В 1983 году Осима снял кино для идеалистов, беспокойных романтиков, утопистов, нереальных людей. Для тех, кому только реальности мало; она лишь ширма, а то, что за ней, преувеличено и сгущено, концентрировано и сверхреалистично, доведено до градуса ада и рая, до предела непогрешимой цельности бусидо, до сверхтребования христианства «возлюби врага своего».

Фильм начинают и заканчивают образы простых (земных и вполне узнаваемых) людей – англичанина Лоуренса и японца Хара. Но центр его – безумцы, мечтатели, максималисты, живущие на романтическом пределе бунтари – Селльерс и Йонои (он тоже бунтарь, его бунт против новых - не самурайских - войны и мира). У Осима они братья-враги, идущие одним путем - «путем воина». Если помните, именно из этих двух слов («путь» и «воин») состоит слово «бусидо» - название самурайского кодекса чести.

Кто такой самурай? Прежде всего, истинный, идеальный воитель. Причем такие совершенные качества, как мужество, верность, правдивость, справедливость, бескорыстие, не исчерпывают его сути. Безупречный воин – это человек, поднявшийся над смертью и в то же время постоянно устремленный к ней. Его путь – уйти, а не остаться. Умереть с улыбкой на устах, спокойно, без унизительной поспешности и страха перед неизбежным. Это главное дело жизни. Так что… Джек Селльерс, видимо, христианский самурай.

Йонои и Джек безжалостны к себе (война для них обоих – вариант Гё, очищения от духовной лени), они томятся собственной небезупречностью, жаждут совершенства. Однако доставшийся им мир отчаянно далек от него и давно уже не нуждается в самураях, в идеальных воинах и битвах. Война 1942 года другая - слишком человеческая, далекая как от идеализма «самурайского кодекса чести», так и от бескомпромиссности христианских заповедей. Несгибаемость (негибкость), по-аввакумовски строгое следование принципам, беспощадное отношение к себе, к собственным и чужим слабостям, готовность с улыбкой (как должное) принять конец – без всего этого, оказывается, вполне можно обойтись. Теперь на войне главное вовсе не умереть, не очиститься от грехов, не победить себя, а выЖИТЬ (Лоуренс: «Через пару месяцев все это может закончиться, давайте попытаемся остаться в живых». Хара тоже это понимает.).

Новая война, новая жизнь, новая эпоха, новые правила. И действительно – в фильме выживает самый толерантный, гибкий, обладающий мягкой силой Лоуренс. Новое Рождество (и новое время) наступает именно для него. Жаль только, что Осима ошибся со своими прогнозами. В нашем мире правит отнюдь не толерантность, а пресловутая политкорректность – фальшивая показная форма доброты, мягкости, гибкости, приятия и согласия.

Все поступки и шаги Йонои и Сельерса потрясающе несовременны, отдают прекрасной архаикой. Словно перед нами и в самом деле рыцарь и самурай, чей прекрасный поединок, поединок, в общем-то, равных, в основе своей содержит не ненависть, а восхищение, не злость, а понимание, не вражду, а чувство братства (родственность душ, близость характеров). Может, поэтому у некоторых зрителей возникает ощущение нереальности (и даже игрушечности, театральности) происходящего, неких картонных рыцарских лат и клюквенной самурайской крови. Что ж… Действительно тяжело поверить максимуму. Такие воины в прошлом навсегда. С ними, восхищаясь, удивляясь, любя и аккомпанируя безумно красивыми мелодиями Сакамото, а также цветами, бабочками и поцелуями, прощается Осима. Прощается слишком красиво и восторженно, не желая казаться правдивым, но оставаясь честным.

Вроде бы все. Хотя… хочется сказать еще несколько слов о Сельерсе (Боуи). Когда посмотрела фильм впервые, задалась вопросом, что за таинственной властью обладает Сельерс (причем не только над Йонои)? Почему начальник лагеря для военнопленных так заворожено стремится у нему, интересуется им, весь фильм находясь под плохо скрываемым гипнозом его личности? Помните, его подчиненные даже начинают опасаться за душевное здоровье командира, а один совершает покушение на Сельерса с целью избавить своего господина от одержимости злым духом (демоном – это слово в фильме тоже звучит).

Сельерс – безусловный харизматик. Вы уж простите за это затасканное слово, но когда хочешь объяснить феномен чьей-то власти, без него никак. Что в основе харизмы? Тайна. Тайна личности, заставляющая попадать под ее влияние, трепетать, страшиться и восторгаться.

Боуи. Ангельский нимб белокурых волос и внешность Ставрогина. Аномальность поведения, вселяющая восхищение и ужас. Обаяние силы. К слову, харизматичность Ставрогина у Достоевского была столь велика, что в него почти физически влюблены, обречены «веровать в него» даже герои-мужчины. Но если его харизма кроется в его внеморальности, харизма Сельерса – в обостренной (и как потом выясняется, больной) совести, абсолютном пренебрежении к смерти, жажде страдания и очищения. А еще в том, что он одновременно созидатель, спаситель (мира, многих) и разрушитель (своей, брата судьбы). Все это выводит его за скобки как психической, так и социальной нормы. И именно ненормальность, аномальность, иномирность (он сродни магу, шаману, имеющим связь с другими мирами) делает его лидером. Даже для «врага» Йонои, который в свете лидерской правды Сельерса видит, в какую ложь и подделку превращается кодекс самурайской части в современной Японии.

Йонои спасает ему жизнь и так бережет ее потом, возможно, для того, чтобы понять его… Мир пошатнулся, еле стоит на ногах. Даже стойкий должен за что-то держаться (Йонои, например, держится за самурайские традиции). А Джек силен словно бы сам из себя, живет аномально, нарушает приказы, запреты, стереотипы… И при этом не падает. Йонои так и не смог разгадать тайну настоящего солдата - крутого Джека. Тот унес ее с собой в могилу. Она упорхнула в небо, как траурная белая бабочка с его улыбающегося мертвого лица.

«Смерть Джека была семенем, которое проросло в душе Йонои, а теперь прорастает во всех нас» (Лоуренс). Если бы.
 
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 06.04.2013, 20:57 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 2789
Статус: Offline
12 апреля 2013 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №10 (26; 318) сезона 2012-2013
«СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС»
режиссёр Нагиса Осима, Япония-Великобритания


***

О фильме «СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru

***

Этот фильм определённо снёс мне крышу, и мой мозг отправился в свободное плавание…

***

У фильма просто бешеная энергетика! Он сбивает с ног и приковывает все внимание к экрану, он завораживает и не отпускает ни на минуту! Я еще никогда не видела ничего подобного! Очень рекомендую!

10 из 10

***

Фильм «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!» я определенно могу занести в список самых любимых. В нем внимание акцентировано именно на том, что всегда вызывало у меня большой интерес — на личностях людей, на их взаимоотношениях.

***

«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!» — один из моих любимых фильмов. Любимых абсолютно, любимых, что называется, отныне и во веки веков. Но при этом пересматриваю его я крайне редко. Хорошо, если раз в год. Потому что каждый раз при просмотре он цепляет прямо-таки до боли. Цепляет и каждый раз оставляет в душе незаживающую рану. Этот фильм — совершенное произведение искусства, но его совершенство коварно. Потому что именно его совершенство и ранит. В каком-то смысле этот фильм для меня является своеобразной иконой — потому что более тонкого, психологичного, нежного и в то же время жестокого фильма я еще не видела. И интуиция подсказывает, что уже и не увижу.

Этот фильм меня в свое время не просто поразил — он разбил мне сердце. Разбил сердце своей правдивостью. Той правдой жизни, которая так бесконечно далека от псевдореальности, которой потчуют нас многие современные режиссеры. Той правдой, которая похожа на прикосновение отточенного лезвия — только тронешь, выступает кровь. И хотя смотрю этот фильм я очень редко, я о нем всегда помню — потому что такие фильмы остаются в памяти навсегда.

***

Пересечение путей двух самураев, западного и восточного, медленная агония под пронзительную, проникающую под кожу музыку Рюичи Сакамото. Для творчества Осимы он не характерен, фильм получился очень лиричным и жестким одновременно, и в нем нет никаких визуальных изысков, свойственных азиатскому кинематографу, он лаконичный и камерный, тем не менее, он по-настоящему красив. Красив именно своей внутренней красотой. Красив поступками-жестами главных героев. Красив многослойностью и объемностью замысла. Красив так, что даже все его огрехи работают на него. Одна грань бытия, другая, а в центре столкновение двух островных культур, с одной стороны пугающе похожих, с другой совсем разных.

***

Фильм очень сильный. Цепляет. Этот фильм хочется просмотреть не раз. Игра актёров, музыка, режиссура — бесподобны! Такие фильмы отношу к классике, т. е. лучшим фильмам, фильмам вне времени.

***

Каждый борется за свою правду разными способами и методами. Судить об этом фильме очень трудно. Режиссер потихоньку расскажет про каждого героя. Он сделает это очень своеобразно. Вообще мне кажется, этот фильм снят не для всех. Я видел много военных драм, но этот фильм очень сильно отличается от своих товарищей. Лично мне кажется, данный фильм должны знать люди, которые интересуется старым кинематографом. Данный фильм я забрал себе в коллекцию. Настоящий шедевр.

***

Я рекомендую этот потрясающий фильм всем поклонникам качественного кино и любителям классических драм.

10 из 10

***
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 12.04.2013, 19:22 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 3560
Статус: Offline
«СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС!»

В японском лагере для британских военнопленных капитан Йонои (Сакамото) смертельно влюбляется в майора Сельерса (Боуи) — в то время как сержант Хара (Китано) и капитан Лоуренс (Конти) ищут компромисс в своем моральном поединке.

В фильме соединились главные темы Осимы: Япония предстает как империя страсти, взращенной на жестких табу замкнутой самурайской культуры. Эта культура даже в условиях мировой войны ведет диалог с другой. И не просто с западной, но именно с британской, тоже островной, тоже милитаристской, имперской, иерархичной, но при этом абсолютно иной. Их тянет друг к другу, как тянет двух поп-идолов, Сакамото и Боуи, герои которых меряются своими харизмами не на жизнь, а на смерть. Поцелуй, запечатленный на лице врага, и белая прядь волос, которую Йонои срезает с головы Сельерса, по шею закопанного в землю, — это образы закодированного ритуала и экзальтированного мистического состязания духа. А вот менее чувственные и более цельные представители вражеских лагерей скорее способны понять и принять друг друга. Лоуренс и Хара (в исполнении еще не прославленного Такеси Китано, выступающего под актерским псевдонимом Бит Такеси) — пленник и победитель — после войны спокойно меняются ролями. Фильм Осимы, по-японски одержимый и напряженный, неожиданно разрешается чисто европейской культурной рефлексией.

Андрей Плахов, Афиша
http://www.afisha.ru/movie/170323/review/146632/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 12.04.2013, 19:22 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 3560
Статус: Offline
СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС

Как ни парадоксально это будет звучать, но даже малейшее знакомство с японским кинематографом (если не считать олицетворением такового фильмы о Годзилле) позволяет сделать выводы о его серьезном, и даже доминирующем надо всем прочим, интересе к вопросам секса. Разве что целомудренный Куросава избег подобных обвинений (впрочем, может, тому виной его гомосексуальность).

А вот другая крайность - Нагиса Осима. Буквально каждая его работа посвящена очередному сексуальному недоразумению, оставаясь при этом явлением киноискусства. Можете себе представить богатство японской фантазии, если только в 24-м по счету фильме Осима нашел время для рассуждений о мужской гомосексуальности.

Суть проста - в японском концлагере в 42-м году происходят невероятные вещи. Начальник, офицер с блестящей карьерой, влюбляется в пленного англицкого диверсанта. Тот безнаказанно этим пользуется и дисциплина идет коту под хвост... Главные действующие лица, в самом деле, редкие симпатяги, из-за исполнителей которых в обоих странах-производителях бабы мрут сотнями: рок-исполнители Дэвид Боуи и Рюити Сакамото. Боуи и по жизни бисексуал - это научный факт, а на предмет Сакамото пока ничего не слыхал.

Все комментаторы фильма выделяют в нем две ведущие пары: вот эти два п... персонажа с нетрадиционной ориентацией, и непосредственно полковник Лоуренс - староста заключенных - с сержантом-японцем - надсмотрщиком с садистскими наклонностями. Двое последних как бы проекция тех же отношений на людей с нормальной ориентацией. Поелику главное здесь не влечение, а напротив - борьба воль, борьба личностей, кто круче и навороченней - чисто по-самцовски взгромоздиться на поверженного супостата и издать рык победителя. Сержанту доставляет нескрываемое удовольствие безнаказанно врезать дубинкой по англо-саксонской башке целого полковника. А вот у коменданта туго: он готов целовать песок, понимаешь, что при его статусе начальника и победителя унизительно.

Хотя, на мой взгляд, взгляд человека, читавшего Жиля Делеза (это маленькая самореклама...), все сложнее. В фильме присутствуют целых три дихотомичных пары: фильм-то начинается с того, что происходит казнь надсмотрщика-корейца, которому ночью приспичило и он просто употребил пленного-голландца. Казнят за изнасилование, а не за факт мужеложества (буддистам книга Левит по фигу). Сержант и Лоуренс затем обсуждают эту ситуацию: европеец беспокоится прежде всего о травле изнасилованного, на что японец спокойно заявляет, что это типично арийские предрассудки, а самурая, положим, гомосексуальность не страшит. Английский же майор в конце концов сжалился над японским коллегой и привселюдно расцеловал его, за что поплатился жизнью.

То есть, мы имеем дело, во-первых (вот тут вступает в действие Делез), с реализованной педерастией, во-вторых, с потенциальной, смущающей неясными мыслями ее носителей, и, в-третьих, с латентной - осознаваемой буквально на уровне иерархии. Словом, мораль фильма: весь мир - гм... гм... Нужно только чувствовать ситуацию и вовремя занять подобающую случаю позицию.

Следует признать, что Осима обманул хитрыми синтоистскими штучками английских спонсоров и полностью провел через фильм японскую ментальность: ты сам должен признать в противнике большую силу и добровольно смириться с полным произволом над собой. Почему и поплатился английский майор - не соблюл субординацию. Но главное-то - наибольшим п... первертом оказался, в конце концов, благополучный сержант-самурай (которого, как мы уже говорили, вот это самое не страшит). Они с Лоуренсом - единственные, кто выжил и после войны. И вот тут сержант блестяще демонстрирует все, о чем мы выше говорили. Врезавший в свое время в очередной раз по лоуренсовой башке за попытку отпраздновать Рождество, он в 45-м совершенно угодливо, по-бабьи, лепечет полковнику оккупационных войск: "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс". И слащавая азиатская физиономия, физиономия человека, выжившего несмотря ни на что - это последний кадр фильма.

Мораль, полагаю, извлечете сами.

P.S. Я где-то читал, что 70% членов английского парламента - это замаскированные п... парламентарии, словом, у них, тово... И тогда становится понятно, почему английские кинопроизводители проявили интерес именно к этому проекту "озабоченного" японца.

Игорь Галкин
http://www.kino.orc.ru/js/elita/elita_lawrence.shtml
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 12.04.2013, 19:22 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 3560
Статус: Offline
«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» – Восток и Запад

Я долго думал, каким фильмом можно открыть серию обзоров, ведь достойных картин великое множество. А потом мысль как-то сама пришла в голову.

Начинать нужно с классики, а «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» – это классика в кубе. Во-первых, это классика японского кинематографа, а почти все из нас испытали на себе влияние искусства Страны восходящего солнца. Во-вторых, это классика мирового кинематографа. И, в-третьих, что нам с вами немаловажно, это классика фильмов о любви мужчины к мужчине. Да-да, здесь мы имеем дело не с нашими собственными измышлениями и даже не с намеками и реверансами сценаристов, мы имеем дело с открытым заявлением «да, это так».

Впрочем, этот фильм вряд ли можно порекомендовать фанатам откровенного гей-кино или жанра «яой». «Лоуренс» – это жесткое кино, кино намеков и недосказанностей.

Но давайте поговорим о нем подробно, не забегая вперед.

Что же в нем такого особенного?

А черт его знает, но что-то определенно есть. Все у этого фильма как-то сложилось.

Снят «Лоуренс» был в далеком от нас 1983 году. Тогда никаких «Горбатых гор» и «Джеков Воробьев» в мейнстримовском кино даже не намечалось, однако на сцене уже шла «Другая страна», а товарищ Альмадовар потихоньку гнул свою линию.

Нет, в кино тогда гомосексуализм не был в фаворе. Другое дело музыка, английскую рок-сцену уже давно потрясла первая волна глэм-рока, в измененном виде она подкрадывалась и к Новому Свету. Десятилетием правила свобода и эклектика, а это, как вы сами понимаете, располагает. Страна восходящего тоже не слишком отставала, всего через пару-тройку лет по сцене исступленно запрыгают первые «джей-рокеры», а их пристрастия нам всем известны.

Что и говорить, время было подходящим – о любви между мужчинами активно шушукались, но она еще не была «модной штучкой».

Режиссер тоже был подходящим. Осима Нагиса уже тогда был мэтром японского кинематографа, и именно его по праву считают самым скандальным режиссером Японии, хотя отечественные прокатчики упорно приписывают этот титул Миикэ Такаси. Ни фига, граждане. Последние фильмы заслуженного режиссера по скандальности легко могут поспорить с самыми шокирующими измышлениями современных кинематографистов, ведь сейчас шок – это модная фенька, а у Осимы все шло от чистого сердца. Вот и заценили очень в Каннах его «Империю страсти» и «Империю чувств» со всеми их милыми радостями вроде отрезания члена любовнику. Похвалили нашего Остапа, и его понесло. К счастью, на момент съемок «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» несло его как-то слабее, чем в «Империях» (1976, 1978) – видимо там он уже излил все что мог, а новое накопится только к 1986-му, когда Осима поставит свой предпоследний на сегодняшний момент фильм – «Макс, любовь моя», повествующий о совсем уж экзотической истории любви между состоятельной и в целом нормальной дамочкой и шимпанзе по кличке Макс. Последним на сегодня фильмом режиссера является «Табу», от которого многие ждали развития темы, заданной в «Лоуренсе», но в итоге этот фильм скорее разочаровал – не дотянул он до «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», не дотянул по тонкости и накалу страстей.

Большой удачей «Лоуренса» стал и актерский состав.

Ну вот скажите, кого можно пригласить на столь провокационные роли в начале 80-х, причем так, чтобы, смотря фильм, среднестатистический зритель не бормотал себе под нос «у, пидор» и в то же время верил в искренность чувств героев друг к другу?

Товарищ Осима, видимо, серьезно думал над этим вопросом и нашел очень элегантное решение. Он обратил свой взор к миру музыки, где исполнители уже на протяжении десятилетия без ущерба своей мужественности позволяли себе быть чуточку раскованнее, чуточку сексуальнее и чуточку притягательнее для зрителя любого пола, чем это может позволить себе человек, живущий вне мира сцены.

В результате легендарный Девид Боуи сыграл свою лучшую роль в кино, а его оппонентом стал не менее легендарный Рюити Сакамото. И вот здесь опять же момент был удачным. Для Боуи это были первые годы нового имиджа этакого денди, пришедшего на смену глэмовскому «Зигги Стардасту», и апогей его заигрывания с кинематографом. Что касается Сакамото, то его звезда еще не горела в полную силу, слава оскароносного композитора ждала его впереди.

Скандальный дуэт хитрец Осима уравновесил спокойным наблюдателем Томом Конти и, к удивлению многих, довольно известным японским комиком Такэси. Тогда мало кто мог представить его в драматической роли, а уж предугадать, что скоро этот «забавный мужичок» мутирует в артхаусного режиссера и актера Такеши Китано, не смог бы никто.

Ингредиенты были подобраны идеально, оставалось только их соединить.

Ява, 1942 год. Остров занят японцами, местное население упорно сопротивляется захватчикам, время от времени получая помощь от англичан. Здесь расположен один из многочисленных лагерей военнопленных, где волей-неволей встречаются Восток и Запад в лице тюремщиков и заключенных. Для того чтобы понять всю шизофреничность ситуации, достаточно привести один маленький пример – нормальный японец считает плен уделом труса, у которого не хватает смелости умереть от своей руки, нормальный европеец считает трусостью смерть от своей руки и предпочитает переносить ужасы плена, надеясь, что ему представится шанс сбежать и поквитаться с гадами. Живущие друг с другом о бок тюремщики и заключенные банально друг друга не понимают. Именно из-за этого в лагере много вещей, мягко говоря, неприятных. Бороться с этим пытается Джон Лоуренс (Том Конти), в отличие от остальных заключенных знающий японский язык и отчасти самих японцев. В результате трудов своих ему удается добиться некоторой симпатии со стороны тюремщиков, особенно со стороны сержанта Хары (Такеши Китано), который, как и Лоуренс, пытается что-то понять. Но зачастую со стороны этих же понимающих японцев Джон получает в морду, что абсолютно не способно его остановить, потому что переводчик – это совершенно особый склад характера, ему просто жизненно важно, чтобы все всех поняли. Но проблема как раз в том, что не понимают, отсюда и все неприятности.

И вот жили они так жили, пока однажды начальник лагеря, молодой блестящий офицер Ённои не поехал в суд для участия в процессе над пленным английским «шпионом».

Стоило Ённои увидеть Джека Селлиерса, бывшего сослуживца Джона Лоуренса, и все – это было как удар молнии. Стоило услышать, и гордый японец решил, что нашел себе ровню. И вот грозный Ённои прилагает все силы к тому, чтобы отмазать англичанина от военного трибунала и заполучить в свой лагерь.

Дело сделано, а вот дальше начинается самое сложное.

Ённои пошел на поводу у своего восхищения и уважения к Селлиерсу, спас его и увез с собой, не подумав о том, что же ему с ним делать дальше. Он словно ребенок, заполучивший желанную игрушку, но ребенок, которому уже в игрушки играть не положено.

Он обязан быть примером, и ему непозволительна близость с Джеком. Во-первых, потому что подобное в лагере случалось и не привело ни к чему хорошему. Во-вторых, потому что для Ённои это будет не просто развлечением, слишком глубоки его чувства, и чувства делают его слабым, что пугает его больше всего. И вот Ённои бесится, ведь ничего иного ему не дано. Он изнуряет себя тренировками и пытается насадить в лагере еще более драконовские правила, чем прежде. В то же время он не может не любоваться на свою находку и по-своему заботится и балует. Будучи человеком умным, Ённои понимает, что лучшее средство для поддержания порядка – наличие у пленных разумного лидера, более-менее послушного японцам. В Джеке он видит идеального кандидата. Только вот здесь возникает проблемка – сам Джек.

Офицер Селлиерс – личность достаточно сложная. В нем слишком тесно переплелись эгоизм и благородство, романтизм и цинизм, врожденная английская холодность с какой-то безумной страстью солдата удачи. Его жизнь в Англии была вполне благополучной, но он поступился многим, чтобы она стала таковой. Это были мелочи, но день за днем сделок с собственной совестью становилось все больше и больше. Наконец, то ли в поисках искупления, то ли просто чтобы вырваться, Джек записался в армию Ее Величества... и показал себя блестящим солдатом, диверсантом и лидером. Однако в одном Ённои просчитался, Селлиерс – лидер по своей природе, но он вовсе не намерен становится им по указке, и тем более не намерен помогать тюремщикам. Он из тех, кто никогда не станет принципиально выказывать неподчинение, но в то же время не позволит опустить себя ниже определенного уровня. К тому же, сказать по правде, Джек – не самый хороший парень, и он об этом знает.

И вот столкнулись два барана – баран Восточный и баран Западный. И за противостоянием баранов увлеченно наблюдает весь лагерь.

Теперь Ённои имеет дело не с обессиленным пленным красавцем, а с исключительно сильной, но неуравновешенной личностью. Японец уже не понимает, что ему думать. С его точки зрения, многие поступки Джека не к лицу настоящему воину и свидетельствуют скорее о слабости. Как самурай может уважать слабого? Слабый этого недостоин. Ённои не может себе позволить любить недостойного, но тут он не властен. Он – словно вулкан и вот-вот готов взорваться.

Джека, человека в жизни гораздо более искушенного, чем молодой японец, тоже многое бесит. Ённои ему непонятен, но Джек не видит в этом большой проблемы. В чем он видит проблему, так это в тирании со стороны японца, от которой страдают все в лагере и которая усиливается день ото дня. А ведь все так просто – Ённои достаточно прийти к Джеку и открыто признаться в том, чего он хочет. Но...

Вы уже поняли, что на счастливый конец тут рассчитывать не приходится. Роковая встреча – она и есть роковая.

Если вы еще не видели «Счастливого Рожества, мистер Лоуренс», очень рекомендую его посмотреть. И не спешите в нем разочаровываться, если, посмотрев его впервые, вы не поймете, из-за чего столько шума. В конце концов, в любом случае это очень и очень сильная военная драма, и вы ничего не потеряете. Однако суть в том, что этот фильм – настоящая восточная красавица, исполняющая танец семи покрывал. Он будет вползать в вас постепенно, с каждым просмотром открывая новые и новые глубины. Многое так и останется невысказанным, многое вы так и не сможете для себя разложить по полочкам, но почувствуете сердцем. Этот фильм очень трудно пересказать и объяснить, он весь в молчании и взглядах Ённои и Селлиерса, в спорах и шутках Хары и Лоуренса.

Абсолютный must see для любого любителя кино и, определенно, для слэшера. Планка, заданная этим фильмом, пока остается недосягаемой. Никто ни до, ни после не смог снять так тонко, страстно и печально историю о любви двух мужчин, являющуюся, тем не менее, лишь ярким штрихом в этой полной красок картине о Востоке и Западе, которые обречены вечно стремиться друг к другу, но неспособны друг друга понять и принять.

http://slashfiction.ru/story.php?story=770
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 12.04.2013, 19:23 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 3560
Статус: Offline
СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС!

Психологическая драма, действие которой происходит в лагере для военнопленных на острове Ява, где хозяева - японцы, а пленные - англичане. Британский офицер Лоуренс отказывается сотрудничать со своими тюремщиками.

Как всегда, все они переврали. Да Лоренс не сотрудничал с японцами для своей выгоды! Но ему это и не надо. Он рафинированный англичанин, не один год проработавший в Японии и знакомый (пусть лишь частично) с японским взглядом на жизнь.

Основные действующие лица, помимо Лоренса:

- Другой полковник, военный аристократ, командир военнопленных, он то и отказывался сотрудничать с со своими надзирателями.

- Майор Джонс, типичный вояка, такой крутой рейнджер, которому все нипочем. В юношестве он перенес психическую травму, о которой только в трудных условиях плена стал догадываться и понимать, что унижение его брата-горбуна, за которого он не вступился, всю жизнь будет толкать его на безрассудные поступки, которые при определенных условиях можно назвать героизмом. Именно этот 'героизм' и привлекает к нему внимание начальника лагеря военнопленных.

- Японец, аристократ, капитан. Начальник лагеря. Личность, пытающаяся понять своего противника, но постоянно натыкающаяся на несовместимость восточной и западной культуры. Точнее - на несовпадение японского взгляда на воинскую доблесть и христианских заповедей. Хотя, кто не отступал от этих заповедей? А вот для японского воина - это позор, который искупить можно только ценой жизни. Он именно как воин обращает внимание на Джонса-воина, пытаясь найти точки соприкосновения. Это, наверное, возможно, но не в условиях войны и плена, а в простой мирной жизни. Ведь смог же Лоренс хоть частично понять мировозрение японцев.

- Другой японец, сержант, надзиратель. Совсем не аристократ. Однако 'аристократ' от армии. Явно крестьянин по происхождению, он такой же самурай, как и его начальник. Человек с гипертрофированным (по-японски) понятием чести военного. Он может позволить себе убить противника в бою и уважать заключенного. Найти и уважать учителя в заключенном и презирать его за воинскую слабость при сдаче в плен. Он говорит: 'Я в 12 лет отдал свою жизнь императору, впервые войдя в 'храм воина', теперь я мертв для своей страны'.

Мнение Лоренса другое: 'Я жив пока могу бороться'. Вот на этом непонимании культур и строится весь фильм. Сложно сказать, кто в нем главный герой. О ком фильм? О Лоренсе или о любом другом из пяти перечисленных мною лиц. Нет, здесь нет главного героя. И финал фильма это подтверждает. В живых остаются Лоренс и сержант. Правильнее сказать - только Лоренс. Они поменялись местами. Лоренс теперь победитель, а сержант - заключенный. И Лоренс страдает, страдает от невозможности проявить такое же милосердие (пусть на грани фола), милосердие ученика перед учителем - его пленником, какое было проявлено по отношению к нему. Хотя и был он жестоко наказан за непослушание, за его тезис 'Я жив пока могу бороться'.

Скандальный, жестокий классик - японский режиссер Нагиса Осима. Многим еще памятны его фильмы 'Империя чувств' и 'Империя страсти', с аншлагом прошедшие на наших экранах в самом начале 90-х и вызвавшие бурю возмущения со стороны блюстителей нравственности. Теперь времена не те, и новая его лента о мужеложестве в среде самураев прошла почти незамеченной. Меж тем в ней решительно нет даже эротики, не то что грубых сцен, как в 'Империях...'. А уж этот фильм - решительно классика, военная и психологическая трагедия, драма столкновения культур, извечная драма противостояния Востока и Запада. И Восток в ней выглядит предпочтительнее. Впрочем, Запад умеет учиться. Пример Лоренса - тому подтверждение. Фильм Нагисы Осимы 'Счастливого рождества...' был показан 20 января 2002 г. каналом НТВ. К сожалению, ваш рецензент не успел записать имена его создателей.

Рецензия: А. Сипаренко
http://kino.websib.ru/article.htm?no=436
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 12.04.2013, 19:23 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 3560
Статус: Offline
«СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС» Япония-Великобритания, 1983, 124мин.
Экзистенциальная драма военных времён


Третья европейско-японская картина выдающегося мастера Нагисы Осимы может быть рассмотрена как с точки зрения переосмысленных, лишённых ореола загадочности и святости традиционных ритуалов, церемоний, кодексов чести японской культуры, так и под иным углом зрения: столкновение двух разных человеческих цивилизаций — Запада и Востока. Причём в очередной раз режиссёр продемонстрировал на экране распад именно изнутри прежней японской империи, которая оказалась подточенной в самом своём основании.

Японец, капитан Ёнои, подвергает мучительному испытанию собственную честь и достоинство истинного самурая, проникаясь неудержимым влечением к майору Джеку Сельерсу, новому узнику лагеря для английских военнопленных на острове Ява в 1942 году. Борьба воли между честолюбивыми, непреклонными представителями двух рас и культур не может закончиться победой лишь одного из них, напротив — должна завершиться гибелью их обоих, не способных подчиниться чужому диктату. Но жёсткость противопоставления двух личностей, которые ведут отчаянную битву друг с другом не на жизнь, а на смерть (мотив, также присутствовавший и в «Корриде любви»), сравнивается Осимой с иным вариантом отношений — на примере судеб японского сержанта Хары и английского офицера Лоренса.

В поведении Хары после войны легко увидеть хитрость «восточного человека», который вынужден чуть ли не заискивать перед бывшим военнопленным, а ныне одним из победителей поверженной Японии. Но это, в общем-то, нормальная реакция простого человека, желающего выжить. Ещё будучи охранником лагеря, сержант Хара куражился над Лоренсом и другими англичанами, не позволяя им отметить Рождество, — хотя таковы были правила игры, навязанные чужой волей, кодексом чести наиболее рьяных защитников империи, вроде Ёнои. А Лоренс тогда тоже не строил из себя исключительного героя среди военнопленных, осознавая, что лучше всё вытерпеть до других времён. Оба поступали как обычные люди, а не «носители идей», шли на компромисс, смирялись. Но зато они остались в живых — несмотря ни на что, а может быть, и вопреки всему.

Хара в финале несколько раз произносит слова «Счастливого Рождества, мистер Лоренс», которые к тому же вынесены в заголовок этой ленты — однако делает это без издёвки, с неожиданно доверительной улыбкой: так вернувшийся к нормальной жизни человек просто желает удачи иному выжившему и уцелевшему. И фильм Нагисы Осимы является притчей отнюдь не о непримиримости конфликта людей или же Востока с Западом, согласно киплинговой формуле противоборства, а, напротив, о необходимости сосуществования — без подавления и борьбы. Творчество самого постановщика как раз доказывает возможность взаимопроникновения различных культур. А главные роли в ленте исполнили две популярные рок-звезды: англичанин Дэвид Боуи и японец Рюити Сакамото (он написал ещё и музыку к картине).

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/945377/
 
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 13.04.2013, 10:23 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 2789
Статус: Offline
Вся наша жизнь есть путь к совершенству. От лености духа до любви не только к ближнему, но и врагу своему. И осилит его не каждый, а лишь тот, кто, сталкиваясь с себе равным, сумеет признать его величие. Именно это станет самым ценным в любого рода соперничестве, в котором нет победителей и правых, ибо все мы разные и наш общий удел – жить в мире и согласии, добиваясь как понимания, так и единства духа!

На мой взгляд, один из лучших фильмов о непорочной любви мужчины к мужчине!
 
Александр_МирошниченкоДата: Суббота, 13.04.2013, 12:53 | Сообщение # 10
Группа: Друзья
Сообщений: 133
Статус: Offline
Ну скажу сначала о том, что фильм невероятно теплый. Мне было просто приятно его смотреть, и немного жаль, что пришлось уйти с обсуждения так скоро.

Как я уже сказал, этот фильм довольно трогательный, поэтому мне нравится именно это "послевкусие", то, что осталось внутри тебя после фильма. Лично у меня остались радость и печаль. Люди, даже в отношении "свой - чужой" остаются людьми, и это замечательно! Замечательно то, что мы можем любить и уважать даже врагов, проявлять любопытство по отношению друг к другу.

Великолепна и идея, что все мы неправы в нелегких отношениях с "чужими", "другими", "врагами".

Гармонии Вам и согласия.
 
Алёна_МещалкинаДата: Воскресенье, 14.04.2013, 20:20 | Сообщение # 11
Группа: Друзья
Сообщений: 6
Статус: Offline
Мне очень понравился фильм, моментами я думала, что разрыдаюсь и слезы накатывались сами по себе. После фильма остался очень приятный осадок, хорошие впечатления. И самое главное, я сделала вывод, что все в жизни возвращается бумерангом. В последней сцене Лоуренс говорит: "Когда-то вы думали, что вы справедливы, а теперь другие думают, что они справедливы". Режиссер как-будто поменял все местами. Меня очень потрясла сцена, когда произошел поцелуй, мне показался он настолько искренним, что этим нельзя не восхититься. Любить и уважать своего врага, не каждый сможет, да и не у каждого получится. Как говорил Ницше: "Враг - это такой же твой друг, он помогает тебе расти и постоянно подталкивает не быть хуже и идти вперед". Я очень люблю такие фильмы, после которых выходишь и в твоей голове круговорот мыслей, и ты начинаешь все пересматривать свое поведения. Это один из тех фильмов, которые помогают духовно расти и задуматься о многом.
 
Форум » Тестовый раздел » НАГИСА ОСИМА » "СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС" 1983
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz