Пятница
19.04.2024
11:06
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "АЛИСА В ГОРОДАХ" 1974 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » ВИМ ВЕНДЕРС » "АЛИСА В ГОРОДАХ" 1974 (наш фильм №50 и №100)
"АЛИСА В ГОРОДАХ" 1974
Александр_ЛюлюшинДата: Среда, 16.06.2010, 08:20 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3246
Статус: Offline
ДВАЖДЫ ЮБИЛЕЙНЫЙ ФИЛЬМ КИНОКЛУБА «НОСТАЛЬГИЯ»!!!

«АЛИСА В ГОРОДАХ» (нем. Alice in den Städten) 1974, ФРГ, 110 минут
— фильм жанра «road movie» немецкого кинорежиссёра Вима Вендерса. Первая часть трилогии, в к-ую входят также «Ложное движение» (1975) и «С течением времени» (1976).








Съёмочная группа

Режиссёр: Вим Вендерс
Авторы сценария: Вайт фон Фюрстенберг, Вим Вендерс
Оператор: Робби Мюллер
В главных ролях: Рюдигер Фоглер, Йелла Роттландер, Лиза Кройцер и др.

Сюжет

Сначала кажется, что в этой черно-белой ленте ничего не произойдет, разве что немецкий журналист Филипп Винтер наснимает еще пару сотен «полароидных» снимков. Он путешествует по восточному побережью США под ритмы Чака Берри в поисках материала, но работа не клеится. Первое значимое событие происходит по пути домой. Филипп знакомится в аэропорту с немкой Лизой и ее дочерью Алисой. Рейс задерживается, в процессе ожидания мать внезапно сбегает, оставив записку про какую-то бабушку, которую надо разыскать в Европе. И Филиппу ничего не остается, как совершить второе путешествие — по родному континенту, с чужим ребенком, в поисках неизвестно кого, под музыку Can и Густава Малера.

Цитата

— Слух со зрением покидают только тех, кто теряет ощущение самого себя. А с тобой это уже давно произошло. Вот почему тебе постоянно нужны доказательства того, что ты еще способен что-то слышать и видеть. Ты носишься со своими историями и воспоминаниями, словно курица с яйцом. Как будто ты один пережил все это. Поэтому ты и фотографии эти делаешь. Они доказательства того, что ты там был и все это видел. Поэтому ты и сюда приехал, чтобы тебя и твои истории кто-нибудь выслушал. Только этого надолго не хватит, мой дорогой.
— Ты права. Эти фотографии и впрямь похожи на доказательство. Иногда меня охватывает некое беспокойство, пока я жду, пока проявится картинка. Я очень хочу, чтобы готовый снимок был максимально похож на реальность. Но даже большое сходство не может успокоить мое беспокойство. И чем старее становятся снимки...
— Ты не можешь здесь остаться.
— ... тем с большим желанием я снимаю.
— Ты в самом деле ничего не видишь и не слышишь.

Смотрите фильм

http://vkontakte.ru/video16654766_146111064
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 16.06.2010, 08:41 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
О фильме «АЛИСА В ГОРОДАХ» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru

Отличный фильм!

Его можно назвать некой квинтэссенцией жанра роуд-муви. Очень лиричное и вместе с тем какое-то эсхатологичное кино. Скорее всего, такое ощущение осталось от потрясающей операторской работы гениального Робби Мюллера. И как Вендерсу удаётся снимать такое ненасыщенное событиями действо, притягивая, словно магнитом, зрителя к экрану? 100 минут пролетели как один миг. Советую всем любителям медитативно-прекрасного кинематографа. Не пожалеете!

10 из 10

***

Чувства, проверенные дорогой

«Алиса в городах» — один из ранних фильмов самого поэтичного немецкого режиссёра Вима Вендерса, классическое роуд-муви и безусловный пример в жанре, произведение без сюжета и интриги, послужившее основой для прекрасной картины «Париж, Техас».

Долгое время я старался отыскать этот фильм. Я знал, что «Алиса в городах» Вендерса принадлежит к тому малому числу картин, что именуются истинными шедеврами. Вспоминая «Париж, Техас», я, наверное, слишком многого ожидал, ждал откровения, ждал эмоций через край, я ждал того, что невозможно описать словами… Но фильм оказался лучше. Просто лучше.

Ничего не произойдёт. Пустой, выхолощенный взгляд немолодого мужчины. Ни постоянного дома, ни семьи. Каждый новый километр, каждый день и каждая ночь бегства от самого себя лишь возвращают его в исходную точку. Он не помнит, где был, не знает, где окажется. Пачка любительских снимков, сделанных камерой Поляроид, напоминают ему о том, что он всё ещё существует.

Слух со зрением покидают только тех, кто теряет ощущение самого себя. А с ним это уже давно произошло. Ему постоянно нужны доказательства способности что-то слышать и видеть. Поэтому он и фотографии эти делает. Они доказательства того, что он там был и все это видел. Эти фотографии и впрямь похожи на доказательства.

Нация фаст-фуда глазами немца. Бескрайние равнины за окном доджа с помятой дверью, медитативно-прямая дорога, хвастливое радио, одинаковые мотели и дождь. Случайные встречи. Пустые слова. Одиночество. Он в самом деле ничего не видит и не слышит. Филипп привык к одиночеству. Алиса ещё нет, ведь она — ребёнок. Волею судьбы угрюмый репортёр окажется связанным обязательствами с маленькой девочкой. Такие разные и в то же время такие одинаковые, они потеряны для окружающего мира, забыты на обочине жизни. Они были обречены оказаться вместе. Теперь им суждено идти по жизненному пути вместе и только вдвоем.

Обретение родственных связей, то, что впоследствии будет блестяще развито в «Париж, Техас» здесь происходит исподволь, очень ненавязчиво, тонко и небанально и в то же время необычайно убедительно. Странная дружба, появившись однажды, уже не может быть разрушена ни бабушкой, ни полицией, ни объявившейся, наконец, матерью. Путешествие с маленькой Алисой станет для него величайшим открытием. В отражении незамутненной души ребенка он увидит истину: жизнь прекрасна, пока в кармане остаётся последняя пара монет на мороженое, а в руках камера Поляроид.

Фильм Вендерса очень лиричен, он рассказывает про ощущения, и действует он, прежде всего, на чувства. В нём нет сюжетной интриги и нет концовки. То, что может предложить это кино — короткий промежуток жизни Филиппа и Алисы, постоянно находящихся в движении, поиске. На два часа режиссёр посвящает зрителя в подробности скромной и непритязательной жизни главных героев. Здесь нашлось место для долгих гипнотических планов, путешествий героев по Северной Америке и Европе, и даже для концертной записи Чака Берри.
Светлой, очищающей чувства меланхолией картина пропитана от начала и до конца. Чувством, когда совершенно неважно, куда едешь, но чётко знаешь — зачем. Ощущением ускользающего времени, момента, который здесь и сейчас. Только тогда повороты жизни начинают восприниматься как данность. Ухватить течение времени — цель недостижимая, сам поиск которой — настоящее искусство. Снимая о безуспешных попытках запечатлеть время, Виму Вендерсу удалось навсегда остановить его в кино.

10 из 10

***

Нужно подождать, пока фотография проявится …

Очень хороший фильм, замечательный дуэт маленькой девочки и тридцатиоднолетнего журналиста, находящегося в творческом и душевном кризисе. Начало никак не предполагает, что фильм будет настолько трогательным и душевным. Мрачное чёрно-белое полотно картины, герой, потерявший себя в жизни. Череда неудач, всё валится из рук, приходится менять жизнь и улетать обратно в Германию. Однако, после встречи с Алисой и её мамой в его жизни происходят перемены.

Неожиданно свалившаяся необходимость заботиться о маленькой девочке заставляет зациклившегося на себе героя выйти из замкнутого круга. Даётся это ему нелегко, он говорит что сходит с ума, но, похоже, что он как раз наоборот — излечивается, вновь находит себя.

Фильм о тонких человеческих взаимоотношениях, встречах и расставаниях, начавшись с неясного мутного образа он к концу становится всё чётче и яснее, как фотография сделанная полароидом, которой нужно время на то, чтобы проявиться.

10 из 10

***

Настоящее роуд-муви…

Один из ранних фильмов немецкого режиссера Вима Вендерса, прошедший небольшим прокатом в Европе и у себя на родине, отмеченный критиками, но получивший общее признание в мире кинематографа довольно поздно. Черно-белый (я бы даже сказал серый) роуд-муви, насквозь пропитанный меланхолией и апатией, завораживающий фильм, в котором кроме непрерывного движения вроде бы ничего и не происходит, но это лишь на первый взгляд …

Восточное побережье США, машина колесит по автобану, а за рулем 31-летний журналист Филипп Винтер, который откомандирован в США из Германии, чтобы написать очерк о природе Америки. У него нет ни друзей, ни семьи, ни постоянного дома, совершенно опустошенный и лишенный каких-либо эмоций, уставший и разочарованный в жизни человек с несбывшимися мечтами, которые теперь давят на него, не давая спокойно жить, человек без прошлого и четко понимающий, что светлого будущего ему также не видать. Он потерял смысл жизни и хочет опуститься на самое ее дно, жить одним лишь днем, надеясь, что там он обретет новые надежды и новую мечту.

Природа Америки видится ему однообразной и незамысловатой, ровно, как и придорожные пейзажи: мотели, дома, редкие деревья, серое полотно автобана, уходящее за горизонт, маленькие обшарпанные кафе, бензоколонки, одинокие местные жители у своих таких же одиноких домов, поля, снова мотели… Ничего, не замечая, он мчится вперед и снимает на свой полароид все, что подвернется под руку, порой даже не удосуживаясь выйти из машины, причем делает это так, словно выносит приговор и пристреливает всю эту невыносимую действительность, которая его тяготит. Все кадры невыразительны и до тошноты банальны, они всего лишь доказательство его жизни, того, что он еще может видеть, слышать и чувствовать… доказательство самому себе.

И вот он едет домой, без статьи с кучей полароидных снимков и совершенно не осознавая, что будет делать дальше. В нью-йоркском аэропорту он знакомится с Лизой и Алисой – ее 9-летней дочерью, Лиза таинственным образом исчезает, оставляя записку с просьбой позаботиться о дочери и лететь в Амстердам. Вот тут-то и берет начало удивительная, как будто пронизывающая время и завораживающая одиссея двух потерянных, одиноких и маленьких песчинок в этом громадном и бездушном мире индустриальных городов. Калейдоскоп городов сменяется огромными и пустыми аэропортами, начиненными автоматами, вокзалами, гостиницами, придорожными закусочными, речными трамваями Амстердама, несущимися в никуда поезда и электричками, автомобилями и дорогой ─ связующим звеном между городами, которое несет в себе движение и жизнь… Именно города, на мой взгляд, являются едва ли не центральным персонажем этой картины, выступая в роли всеобъемлющего контраста в мире дорог. Города Вендерса огромны и необъятны, они повсюду ─ немые свидетели скоротечной и тленной человеческой жизни. В них нет ничего человеческого, духовно-обезображенное, изуродованное промышленностью, урбанизацией и бездушными строителями лицо, внутри которого кроется механизированная сущность с безумными транспортными потоками, тысячами автоматов и машин ─ вот города Вендерса. Наряду с телевиденьем вендерсовские города вытягивают из людей всю душу, придушивая способность самостоятельно, рационально мыслить, подчиняя их волю себе и миру денег; в мире этих городов есть место только людям, но и его мало. Вспомните одинокую чайку, которая волею судьбы оказалась среди уходящих в небо небоскребов Нью-Йорка, каналы Амстердама, закованные в камень и перекрытые доками, города немецкого Рура, где нет места даже подвесной железной дороге, которую вынуждены были построить прямо над рекой. Рур, где овцы пасутся на маленьком клочке зеленной травы, затерянном среди огромных металлургических заводов, дорог и хим. комбинатов, где дети ютятся у дороги, ведь им просто негде играть, где один город плавно переходит в другой и нет им конца… Все это построил человек, вроде бы и для себя, но на деле выходит во вред себе, и найти свое место в мире современных городов человеку подчас бывает очень трудно…

Вся эта урбанистическая одиссея, под убаюкивающий и меланхоличный мотив группы Can, повторяющийся из раза в раз по ходу фильма, завершается постепенным возвращением жажды к жизни у Филиппа, наполнением его внутреннего мира, вот основное действие этого фильма. Внешне он не меняется, ни в поведении, ни в разговоре, но стоит посмотреть в его глаза в конце фильма и сразу можно распознать в нем человека наслаждающегося жизнью, человека, который ценит каждое мгновение, проведенное рядом с людьми, удовлетворенного человек. Алиса открывает ему маленькие радости жизни, открывает истину, ─ что смысл любой жизни состоит в заботе и любви к ближним в дружбе и принесению людям счастья. А еще рок-н-ролл и просто хорошая творческая музыка, именно она помогает не потерять себя в этих железобетонных джунглях современного мира, вспомните живой концерт Чака Беррри и резкую перемену в поведении Филиппа, по отношению к Алисе, вызванный музыкой, которая очистила его душу и заставила думать… Как говорит про себя сам Вим: «Мою жизнь спас рок-н-ролл. Потому что это была музыка, благодаря которой я впервые почувствовал себя личностью, понял, что у меня было право наслаждаться, мечтать и что-то делать. Если бы не рок-н-ролл, я бы сейчас был адвокатом»

При более чем скромном бюджете Вендерсу удалось создать настоящий шедевр роуд-муви, где нет места обдолбавшимся наркоманам, разъезжающих с бешеными глазами по ночному Лас-Вегасу, нет взрывов, нет алкоголя, перестрелок, нет отрицательных героев и убийств. Зато в его фильме есть место добрым полицейским, которые работают на благо общества, искренним людям, которым свойственны лучший человеческие качества и чувства, есть место волшебным мотивам Can и полному душевному умиротворению. Удивительная режиссура, при всем своем минимализме создает удивительный мир, в котором остановилось время и семидесятые, застыл дух тех лет, музыка и люди… В процессе просмотра у зрителя возникает необъяснимое ощущение, что он есть третий пассажир в этом фильме, немой свидетель этой душевной истории…

Вывод: «Алиса в городах» настоящее роуд-муви, где с каждым покоренным километром пути герои меняются изнутри, меняют свое отношение к жизни и окружающим, а вместе с ними через эту удивительную трансформацию проходит и зритель… По просмотру остается легкий осадок хандры, но это хороший осадок! В сердце оседает маленькая частичка этого фильма и удовлетворение затраченным на просмотр временем, а голова начинает задумываться над вопросами скоротечности времени, бытия, устройства современного урбанизированного мира и отношении к окружающим людям. Не в этом ли заключается главная цель кинематографа?

10 из 10

***

Мир за пределами декораций

«Алиса в городах» фильм раннего Вендерса, еще не избалованного фестивальными призами, рефлексирующего, интеллигентного, и простого до щеми в сердце. Ранний Вендерс в поисках творческого метода, его темы сродни духовным исканиям экзистенциалистов. Его герои — это потерянные во времени и пространстве странники, ищущие ответы. Битники, хиппи, Керуак, Камю, Сартр и Кафка давно стали изысканной классикой. Ранний Вендерс в их лиге.

«Алиса в городах» первый фильм в своеобразной трилогии, по серо-зеленому изображению андеграундная лента, предвещающая поток меланхолии, Уорхоловской мерзопакости и боли в глазах, на деле это фильм, который по определению вписывается в понятие шедевр. С нами снова Рюдигер Фоглер, извечный писатель и путешественник в поисках самого себя. Вновь несчастлив, вновь по пути он встречает неких людей, обещающих, что к концу поездки все станет на свои места. На этот раз зовут его Филипп Винтер. Судьба закинула его в Америку, где он по контракту должен написать рассказ о своем путешествии, вместо этого на стол издателю сыплются десятки поляроидных снимков — все, что сделал Филипп за четыре недели. В попытке уловить мгновение, ускользающее в неведомое, он теряет возможность заработка и его отправляют на родину в Германию. Только вот разницы для Филиппа никакой. И Америка и весь мир видятся ему одним и тем же ландшафтом: города, дороги, проселки — все это декорации прикрывающие пустоту. В Аэропорту Филипп знакомится с женщиной, помогая купить билет до Амстердама. Проводит ночь в одном номере, а на утро остается с ее дочерью, Алисой. Мать сбежала в поисках своего счастья. Теперь в этом пустом мире Филипп не один.

Нью-Йорк, Амстердам, городки Рурской области… Упорно делая вид, что они ищут бабушку Алисы, герои мчатся по дорогам к чему-то другому. Может к взаимопониманию, а может каждый к своим ответам. Города и правда кажутся лишь декорациями, опоясывающими две личности. Я не знаю, почему ставлю этому фильму десятку. Таких историй масса, жанр роуд-муви истаскан донельзя, людей, их анатомию и душу за многотысячелетнюю историю препарировали всем кому ни лень, от Аристотеля до Кутзее. Вендерс делает это искренне, без помощи штампов, рассказывая какую-то ну очень простую историю, не оставляя право на вопросы. Почему девочка мало плачет, когда мама не прилетела в Амстердам? Она всего лишь ребенок, а все дети любят приключения, и разве это не приключение съездить с интересным человеком с которым свела судьба в городок с волшебным название Вупперталь? Почему Филипп не сразу сдает ребенка в полицию? На орбите появился человек, еще не испорченный, очень искренний и милый. Филипп бессемейный, возможно Алиса пробудила в нем отцовские чувства, а может, он хотел сделать все сам, да и как метко заметила Алиса дел у него больше никаких. К томе и для него это приключение, а приключения любят все, так жизнь кажется более осмысленной и интересной. Люди, с которыми они встречаются, добрые ли это дяди полицейские, таксисты, или женщины присутствуют в их мире постольку, поскольку от них избавиться никак нельзя, и Вендерсу даже не интересно наблюдать за ними. Да кто они такие, чтобы вмешиваться во взаимопроникновение душ одиноко тридцатилетнего мужчины и маленькой девочки. Внешне, что обретет для себя герой в конце путешествия — это тема для ненаписанного рассказа и масса фотографий, внутренне — это целая революция. И если вынужденное знакомство для Филиппа — это революция, смена ориентиров и душевное заполнение, то какие же сильные эмоции испытает Алиса? Наверно, спустя десять лет ее воспоминания станут размытыми, девочка перемахнет за восемнадцать и станет совсем другим человеком, и еще много чего, повлияет на становление ее личности. С Филиппом же этот опыт останется навсегда, как причастие от ангела.

Это всего четвертый фильм Вима Вендерса, иные за всю жизнь не снимаю таких сильных лент. Они не рискуют с качеством картинки, боятся незатейливых истории, наполняя сценарии надрывами и девиациями. «Алису в городах» надо видеть, чтобы понять, в чем вся соль. Она не потребует от вас слишком сложной душевной организации, всего капельку терпения, пока сюжет не наберет обороты. Тогда и вы поставите

10 из 10

http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/31488/

 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 16.06.2010, 08:41 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
АЛИСА В ГОРОДАХ

Анемичный журналист Филипп (Фоглер), щелкающий бесконечные поляроиды, вместо того чтобы писать статью об Америке, застревает в нью-йоркском аэропорту с брошенной на него десятилетней Алисой (Роттландер) и вынужден колесить по Европе в поисках ее, возможно, несуществующей бабушки.

В своем четвертом по счету фильме Вендерс наконец находит себя в неспешном роуд-муви, сюжет которого — само движение сквозь монотонный, облупленный пейзаж. На дороге впервые — коронный вендерсовский герой, сторонний наблюдатель, лениво фиксирующий жизнь фотоаппаратом, но не умеющий установить с ней какие-либо другие связи, путешественник, утративший что-то важное, но не помнящий, что именно. Настроение — вяловатая безысходность похмельного утра, когда пространство кажется таким растянутым, а прохожие — такими одинокими. Композиция — ночное шоссе, бензозаправка с красно-синим неоном, и где-то на краю кадра — одинокий водитель, стоя допивающий остывший кофе из пластмассового стаканчика. Поляроид — идеальная модель для такого кино: в нем и маниакальная озабоченность Вендерса средствами коммуникации, и сомнение в природе образов («они никогда не показывают того, что ты видел»), и отношение к кино как к серии прощальных открыток: «Не ищите меня. Привет». Осатанев от шуршания шин по асфальту, Филипп заваливается в мотель. Но и снится ему только дорога. Потому что ничего, кроме дороги, и нет.

Михаил Брашинский
http://www.afisha.ru/movie/167474/review/146369/

 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 16.06.2010, 08:42 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
АЛИСА В ГОРОДАХ

Завершая своё путешествие по Соединённым Штатам Америки по заданию издательства, немецкий журналист Филипп Винтер (Рюдигер Фоглер) вынужден признать, что материал не готов. Он решает направиться на Родину, чтобы спокойно закончить работу. В аэропорту Филипп знакомится с соотечественницей по имени Лиза (Лиза Кройцер), которая просит присмотреть за её девятилетней дочерью Алисой (Йелла Роттлендер). К сожалению, Винтер слишком поздно понимает, что неудовлетворённая жизнью мать хотела банально отделаться от девочки, и отправляется в путешествие по городам Германии в поисках алисиной бабушки.

На фоне большинства произведений Вима Вендерса, включая его первую совместную работу с актёром Рюдигером Фоглером (таинственный, многозначный «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» /1972/) или, допустим, вторую часть условной трилогии road movies1, фильм кажется предельно безыскусным, снятым на минимальные средства2 и как бы спонтанно, без заранее написанного сценария и отрепетированных мизансцен. Но из всех картин одарённого режиссёра, получившего международное признание всё-таки чуть позже, пожалуй, лишь безусловный шедевр «Небо над Берлином» /1987/ покорит сильнее, заставив по-человечески сопереживать неприкаянным героям и удивляя обилием высокой мудрости, растворённой в заурядных и привычных вещах. Мелодия-лейтмотив, сопровождающая Филиппа с Алисой в их почти бесцельных скитаниях, когда за окнами взятого напрокат автомобиля проносится серая, безжизненная вереница старых одноэтажных домиков, подлежащих сносу («гробы домов», по наблюдениям девочки), содержит печаль самого Времени, остающегося быстротечным, безостановочным и в бесформенную, безликую, лишённую ориентиров эпоху – подлинное безвременье. Журналист, иногда называющий себя на американский манер, Филом, делится с Ангелой соображениями о том, что не в состоянии угнаться за реальностью, меняющейся буквально в следующее мгновение после того, как её слепок зафиксирован на «полароидный» снимок, – но даже подруга-ангел из Нью-Йорка оказывается глуха к сетованиям художника. Зачем он вообще связался с лукавой, непоседливой, капризной девчонкой, следуя ненадёжным предположениям, просаживая последние деньги и чувствуя себя подчас глупее, чем Белый кролик, ненароком увлёкший бедную Алису в Страну чудес?

Посещение рок-концерта Чака Берри, закончившееся вполне мирно, без погрома на сцене и беспорядков, воспринимается иронической цитатой из «Фотоувеличения» /1966/ Микеланджело Антониони, которого Вендерс всегда уважал, но с которым, судя по всему, принципиально разошёлся в оценке открытого маэстро явления. По мнению немецкого3 режиссёра, солипсизм на грани мистики не стал и не мог стать (во всяком случае – массово) следствием тотальной «некоммуникабельности». Обезличенная толпа-то, как явствует из заметок журналиста, как раз удовлетворилась жалким суррогатом действительности, творимым на экранах телевизоров, не осознавая, что худшее при таком раскладе – даже не обилие рекламы: сама реальность оказывается безжалостно порезана на фрагменты и втиснута в промежутки между агрессивными, отупляющими роликами. Преодолением острой душевной опустошённости, способом «растопить» холодное, равнодушное сердце Винтера (как-никак – ‘зима’!) становится путешествие как таковое, позволяющее, вопреки здравому смыслу, обрести единственное близкое существо на всём белом свете. Того, о ком можно заботиться, терпеливо перенося по-детски прихотливую смену настроений. Ведь не случайно полноценный (по голливудским меркам) «хэппи-энд», когда всё откладывавшаяся на неопределённое время встреча Алисы с родными оказывается близка, как никогда, а Филипп даже получает компенсацию за понесённые расходы, исполнен невыразимой грусти…
__________
1 – «Алису в городах» традиционно объединяют с лентами «Ложное движение» /1975/ и «С течением времени» /1976/.
2 – Производственно-дистрибьюторская компания Filmverlag der Autoren, основанная не без участия самого Вендерса, смогла выделить бюджет в размере DEM500 тыс.
3 – Хотя сцены в Амстердаме являются, по-видимому, данью его голландским корням.

© Евгений Нефёдов
http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=21788

 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 16.06.2010, 08:42 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
АЛИСА В ГОРОДАХ
Притча в стиле «роуд-муви»

Уже четвёртый по счёту полнометражный фильм всего лишь 28-летнего Вима Вендерса, немецкого режиссёра голландского происхождения, был

создан им задолго до мировой известности и кому-то может показаться почти любительским кинопроизведением (эта чёрно-белая лента снята только за 500 тысяч марок) с простым, бесхитростным, явно незамысловатым сюжетом.

Журналист Филипп, который приезжает в США для того, чтобы сделать репортаж об Америке, понимает, что не в состоянии ухватить, запечатлеть и познать суть всего «американского». В аэропорту он встречается с молодой женщиной, которая просит присмотреть за своей девятилетней дочерью Алисой. Только позже выясняется, что от девочки просто хотели избавиться. Путешествие по Западной Европе в поисках некой бабушки сближает Филиппа и Алису, которые привязываются друг к другу в отчуждённом мире городов, вокзалов, аэропортов, самолётов, поездов, машин, дорог, мостов, бензоколонок, гаражей, домов, комнат в отелях…

Всё проносится мимо, оставаясь на моментальных фотографиях, которые сделаны при помощи поляроида, представляясь каким-то фантастическим, внеземным, опустошённым пейзажем, лишённым души и человеческого присутствия. Двое странствующих в этой современной урбанистической одиссеи — разочарованный в своей жизни и работе репортёр, а также «подкинутый ребёнок», своего рода «Алиса в стране чудес», хотя их путь больше напоминает сошествие в ад. Они словно брошены, оставлены на произвол судьбы, вынуждены полагаться лишь сами на себя, противостоя не только обстоятельствам, но и бросая своеобразный вызов «бегу времени», надеясь обрести утраченное равновесие, восстановить прежде существовавшее «положение вещей».

Картину Вима Вендерса, которая получила запоздалое признание только после выхода двух других частей условной трилогии («Алиса в городах» — «Ложное движение» — «С течением времени»), сравнивали с одновременно снятым фильмом «Бумажная луна» американца Питера Богдановича, отмечая сюжетную, тематическую и стилевую перекличку работ этих молодых режиссёров, бывших кинокритиков, в частности, поклонников Джона Форда. Искренность и в лучшем смысле слова сентиментальность рассказа о дружбе и душевной приязни взрослого человека и ребёнка, одинокого мужчины и покинутой девчонки, «высокий мелодраматизм», который вызывает очищение душ, внося давно забытое чувство умиротворения, несмотря на довольно горький финал, действительно свойственны внешне как бы холодноватому, рассудочному кинематографу Вендерса. Но в отличие от не менее талантливого Богдановича, немецкий постановщик не мог ограничить себя рамками мелодрамы-притчи о двух страждущих любви и понимания «блуждающих ангелах» (позже этот мотив отзовётся в его лентах «Париж, Техас» и «Небо над Берлином»). Или же увлечься лишь стилизаторскими кинематографическими поисками (в данном случае — рефлексией на темы и открытия Микеланджело Антониони, Жан-Люка Годара и всей французской «новой волны», а ещё американских крепких профессионалов 50-х годов).

Скромный и непритязательный фильм «Алиса в городах» кажется маленьким шедевром, а точнее — непроизвольной, спонтанной, триумфальной одой самой природе кино, его подлинной сущности, которая заключается не только в «запечатлении времени», но и в «консервации» ускользающих мгновений, в наивно-иллюзорной попытке победить в отчаянной схватке с быстротекущим потоком бытия. Это можно уподобить лишь бесконечному стремлению человечества познать истину существования, скрытый смысл предназначения. Произведение Вима Вендерса относится к феноменам кинематографа, загадочно простым и неисчерпаемо многозначным, словно сама действительность, мелькающая по обе стороны от странника, будь он пеший, в автомобиле, поезде или на корабле, как Одиссей.

Сергей Кудрявцев
Оценка: 10/10
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/832581/

 
Александр_ЩуровДата: Среда, 11.05.2011, 17:14 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Статус: Offline
Настоящее роуд-муви…

Один из ранних фильмов немецкого режиссера Вима Вендерса, прошедший небольшим прокатом в Европе и у себя на родине, отмеченный критиками, но получивший общее признание в мире кинематографа довольно поздно. Черно-белый (я бы даже сказал серый) роад-муви, насквозь пропитанный меланхолией и апатией, завораживающий фильм, в котором кроме непрерывного движения вроде бы ничего и не происходит, но это лишь на первый взгляд…

Восточное побережье США, машина колесит по автобану, а за рулем 31-летний журналист Филипп Винтер, который откомандирован в США из Германии, чтобы написать очерк о природе Америки. У него нет ни друзей, ни семьи, ни постоянного дома, совершенно опустошенный и лишенный каких-либо эмоций, уставший и разочарованный в жизни человек с несбывшимися мечтами, которые теперь давят на него, не давая спокойно жить, человек без прошлого и четко понимающий, что светлого будущего ему также не видать. Он потерял смысл жизни и хочет опуститься на самое ее дно, жить одним лишь днем, надеясь, что там он обретет новые надежды и новую мечту.

Природа Америки видется ему однообразной и незамысловатой, ровно, как и придорожные пейзажи: мотели, дома, редкие деревья, серое полотно автобана, уходящее за горизонт, маленькие обшарпанные кафе, бензоколонки, одинокие местные жители у своих таких же одиноких домов, поля, снова мотели… Ничего, не замечая, он мчится вперед и снимает на свой полароид все, что подвернется под руку, порой даже не удосуживаясь выйти из машины, причем делает это так, словно выносит приговор и пристреливает всю эту невыносимую действительность, которая его тяготит. Все кадры невыразительны и до тошноты банальны, они всего лишь доказательство его жизни, того, что он еще может видеть, слышать и чувствовать… доказательство самому себе.

И вот он едет домой, без статьи с кучей полароидных снимков и совершенно не осознавая, что будет делать дальше. В нью-йоркском аэропорту он знакомится с Лизой и Алисой ─ ее 9-летней дочерью, Лиза таинственным образом исчезает, оставляя записку с просьбой позаботиться о дочери и лететь в Амстердам. Вот тут-то и берет начало удивительная, как будто пронизывающая время и завораживающая одиссея двух потерянных, одиноких и маленьких песчинок в этом громадном и бездушном мире индустриальных городов. Калейдоскоп городов сменяется огромными и пустыми аэропортами, начиненными автоматами, вокзалами, гостиницами, придорожными закусочными, речными трамваями Амстердама, несущимися в никуда поезда и электричками, автомобилями и дорогой ─ связующим звеном между городами, которое несет в себе движение и жизнь… Именно города, на мой взгляд, являются едва ли не центральным персонажем этой картины, выступая в роли всеобъемлющего контраста в мире дорог. Города Вендерса огромны и необъятны, они повсюду ─ немые свидетели скоротечной и тленной человеческой жизни. В них нет ничего человеческого, духовно-обезображенное, изуродованное промышленностью, урбанизацией и бездушными строителями лицо, внутри которого кроется механизированная сущность с безумными транспортными потоками, тысячами автоматов и машин ─ вот города Вендерса. Наряду с телевиденьем вендеросовские города вытягивают из людей всю душу, придушивая способность самостоятельно, рационально мыслить, подчиняя их волю себе и миру денег; в мире этих городов есть место только людям, но и его мало. Вспомните одинокую чайку, которая волею судьбы оказалась среди уходящих в небо небоскребов Нью-Йорка, каналы Амстердама, закованные в камень и перекрытые доками, города немецкого Рура, где нет места даже подвесной железной дороге, которую вынуждены были построить прямо над рекой. Рур, где овцы пасутся на маленьком клочке зеленой травы, затерянном среди огромных металлургических заводов, дорог и хим.комбинатов, где дети ютятся у дороги, ведь им просто негде играть, где один город плавно переходит в другой и нет им конца… Все это построил человек, вроде бы и для себя, но на деле выходит во вред себе, и найти свое место в мире современных городов человеку подчас бывает очень трудно…

Вся эта урбанистическая одиссея, под убаюкивающий и меланхоличный мотив группы Can, повторяющийся из раза в раз по ходу фильма, завершается постепенным возвращением жажды к жизни у Филиппа, наполнением его внутреннего мира, вот основное действие этого фильма. Внешне он не меняется, ни в поведении, ни в разговоре, но стоит посмотреть в его глаза в конце фильма и сразу можно распознать в нем человека наслаждающегося жизнью, человека, который ценит каждое мгновение, проведенное рядом с людьми, удовлетворенного человек. Алиса открывает ему маленькие радости жизни, открывает истину, ─ что смысл любой жизни состоит в заботе и любви к ближним в дружбе и принесению людям счастья. А еще рок-н-ролл и просто хорошая творческая музыка, именно она помогает не потерять себя в этих железобетонных джунглях современного мира, вспомните живой концерт Чака Беррри и резкую перемену в поведении Филиппа, по отношению к Алисе, вызванный музыкой, которая очистила его душу и заставила думать… Как говорит про себя сам Вим:

«Мою жизнь спас рок-н-ролл. Потому что это была музыка, благодаря которой я впервые почувствовал себя личностью, понял, что у меня было право наслаждаться, мечтать и что-то делать. Если бы не рок-н-ролл, я бы сейчас был адвокатом»

При более чем скромном бюджете Вендерсу удалось создать настоящий шедевр роуд-муви, где нет места обдолбавшимся наркоманам, разъезжающих с бешеными глазами по ночному Лас-Вегасу, нет взрывов, нет алкоголя, перестрелок, нет отрицательных героев и убийств. Зато в его фильме есть место добрым полицейским, которые работают на благо общества, искренним людям, которым свойственны лучший человеческие качества и чувства, есть место волшебным мотивам Can и полному душевному умиротворению. Удивительная режиссура, при всем своем минимализме создает удивительный мир, в котором остановилось время и семидесятые, застыл дух тех лет, музыка и люди… В процессе просмотра у зрителя возникает необъяснимое ощущение, что он есть третий пассажир в этом фильме, немой свидетель этой душевной истории…

Вывод: «Алиса в городах» настоящее роуд-муви, где с каждым покоренным километром пути герои меняются изнутри, меняют свое отношение к жизни и окружающим, а вместе с ними через эту удивительную трансформацию проходит и зритель… По просмотру остается легкий осадок хандры, но это хороший осадок! В сердце оседает маленькая частичка этого фильма и удовлетворение затраченным на просмотр временем, а голова начинает задумываться над вопросами скоротечности времени, бытия, устройства современного урбанизированного мира и отношении к окружающим людям. Не в этом ли заключается главная цель кинематографа?

10 из 10

 
Форум » Тестовый раздел » ВИМ ВЕНДЕРС » "АЛИСА В ГОРОДАХ" 1974 (наш фильм №50 и №100)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz