Понедельник
08.08.2022
23:11
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ГЕРНИКА" 1950 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » АЛЕН РЕНЕ » "ГЕРНИКА" 1950
"ГЕРНИКА" 1950
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 02.06.2012, 18:55 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3116
Статус: Offline
Этот пронизанный антифашистским пафосом, глубоко трагичный кинореквием по погибшим, словно, оживляет знаменитое полотно Пабло Пикассо, называемое одним из главных антивоенных произведений. При этом будущий создатель «трилогии памяти» Ален Рене, используя почти документальную съёмку, сухой рассудочный аудиотекст и множество сложных образов, творит своё искусство, отрицающее насилие и провозглашающее тезис «наивность победит преступность». Фильм-предостережение, действительно, даёт надежду, что больше никогда не повторится тот кошмар, который были вынуждены переживать в апреле 1937 года жители исторического и культурного центра Страны Басков.

«ГЕРНИКА» (Guernica) 1950, Франция, 13 минут
– документальный фильм о картине Пабло Пикассо по поэме Поля Элюара








Самый совершенный пример звукозрительного контрапункта — короткометражка Алена Рене «Герника», снятая по знаменитому полотну Пабло Пикассо, посвященному гражданской войне в Испании… В мощном ритме смонтированы фрагменты картины, абстрактные и фигуративные элементы, сопровожденные звуковой драматизацией.

Съёмочная группа

Режиссёры: Ален Рене, Робер Эссенс
Сценарий: Поль Элюар
Продюсер: Пьер Бронберже
Оператор: Анри Ферран
Композитор: Ги Бернар
Монтаж: Ален Рене
Голоса за кадром: Мария Казарес, Жак Прюво

Смотрите фильм

http://vk.com/video221964552_170695092
 
Андрей_ШемякинДата: Понедельник, 07.07.2014, 16:02 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 177
Статус: Offline
В истории мирового кино есть документальные фильмы, которые стали классическими, оставаясь по замыслу своему - экспериментальными. Таковыми были первые ленты недавно ушедшего от нас великого Алена РЕНЕ. Они появились на волне мировоззренческого кризиса, охватившего европейское искусство в первые годы после второй мировой войны (советским художникам было не до рефлексий, у нас торжествовало сталинское малокартинье). Вот что сам режиссёр ответил на вопрос о том, почему они с Робером Эссансом сделали картину, ставшую, как выяснилось впоследствии, маленьким шедевром: "Герника показалась нам первым проявлением тяги уничтожать из любви к уничтожению: опыт, некогда проведённый на человеческом материале, чтобы проверить, что получается. Это началось с Герники, и мы видим, к чему это привело. Такой фильм следовало бы сделать на десять лет раньше, но фильмы делаются лишь постфактум..." Значение картины, однако, отнюдь не исчерпывается её антифашистским пафосом. Во-первых, Рене фактически дал едва ли не первым ответ на вопрос, сформулированный Теодором Адорно и развернутый в концепцию философско-социологической мыслью "Франкфуртской школы": "Возможна ли поэзия после Освенцима" - то есть вообще искусство, и если да, то каким оно будет? Уже в этой ленте - истоки уникального по своей глубине и нонконформизму (включая "левых, французских и итальянских") антифашизму режиссёра. Казалось бы, в чём проблема? Ругай фашистов, и всё. Но традиционный гуманистический ответ на пережитый человечеством опыт тотального уничтожения взывал к новому эстетическому осмыслению самой ситуации культуры, вынужденной ВЕРНУТЬСЯ к нормальной жизни после того, как, казалось, такая жизнь никогда вернуться не сможет, - только с ампутированной памятью, или умершей совестью. Рене здесь оказался в полном смысле слова первопроходцем. В литературе в том же направлении начал работать Генрих Бёлль, написавший, в частности, эссе "В защиту "литературы развалин". Во-вторых, Рене замечательно точно уловил тот момент, когда даже последовательный антифашизм (например, итальянских неореалистов во главе с Росселини), не гарантировал художника от горького ощущения, что история никого ничему не учит. И вообще, ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ с самой историей человечества и с человеком как таковым. Когда естественный лозунг, возникающий после Победы - "больше никогда!" Сменяется горьким вопросом: "А как вообще такое оказалось возможным?". На этот вопрос Рене очень скоро ответит, - опять же первым, - в гениальной документальной ленте "Ночь и туман", стоящей впрямую у истоков "Обыкновенного фашизма" Михаила Ромма и вообще всей антифашистской кинопублицистики (обо всём этом, естественно, мы будем говорить далее). Но важно ещё отметить, что именно французский опыт КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМА, то есть соглашательского сосуществования и вместе с тем - пассивного сопротивления тотальному террору, когда одно от другого неотделимо, и традиционная "обывательская" мораль трещит по швам, оказался очень важен для французского мастера. К концу десятилетия он приведёт тогда ещё начинающего киномыслителя к шедевру всех времён и народов "Хиросима, любовь моя" (так сначала фильм этот переводили). В "Гернике" же Ален Рене и Робер Эссанс впрямую сталкивают ранние, - уже модернистские, но ещё человеческие работы Пикассо, с фрагментами внечеловеческого мира "Герники", впервые в творчестве Рене создавая тот парадоксальный пространственно-временной континуум, который потом станет главным его открытием в искусстве. Пока это ещё монтажная конструкция, созданная на материале живописных полотен, то есть заведомо отчужденная от нашего восприятия. Но потом, создавая - уже по-другому - именно непрерывный поток прошлого-настоящего-будущего в экранном пространстве, Рене вернёт современников, а потом и нас, сегодняшних зрителей, в ту точку, где человеческая культура, чтобы не прекратиться, должна начать всё сначала. По ту сторону отчаяния. Когда именно память становится, хоть и не очень надежным, поводырём, в том мире, который приходит после попытки глобального уничтожения времени с помощью мифологических образов Вечности. Тогда-то именно в документальном кино Ален Рене находит и впервые показывает своим зрителям визуальные эквиваленты памяти, - вместе с тем предпринимая попытки заставить её проснуться.
 
ИНТЕРНЕТДата: Суббота, 14.05.2022, 07:53 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Фильм «Герника»
Короткометражный документальный фильм, Франция, 1950


«Герника» — документальное авторское кино, снятое Аленом Рене и Робертом Эссенсом в 1950 году. Это эмоциональный, черно-белый коллаж, который состоит из отрывков произведений Пикассо. Звуковой фон оформлен напряженным музыкальным рядом Ги Бернара и декламацией антивоенных стихов, автором которых является Поль Элюар.

Эта короткометражная картина — реплика кинематографистов Франции против зверства фашистов во время Второй мировой войны, в частности, о бомбардировке мирного городка Герника в Испании. Это попытка напомнить человечеству о страшной войне с помощью гениального произведения Пабло Пикассо.

26 апреля 1937 года немецкая эскадрилья «Кондор» разбомбила городок Гернику. Военной необходимости в этом не было, удар был рассчитан как психологический маневр против всех несогласных с режимом Франко. Из 5 тысяч мирного населения погибло 2 тысячи жителей, и мир увидел фашизм таким, каким он есть на самом деле — зло, не приемлющее все живое.

Гласности этому кровавому событию придал английский журналист Джон Стир, который побывал в Гернике, общался с местным населением, отыскал осколки бомб с фашистскими клеймами.

Пабло Пикассо был шокирован этими событиями, и, всегда сторонившийся политики художник, пишет антивоенное полотно, которое станет его самым знаменитым произведением. Пикассо напишет картину в рекордные сроки — менее чем за 1 месяц, а ее основные образы — мать с мертвым ребенком на руках, растерзанная лошадь, поверженный всадник, бык, женщина со светильником — определятся в первые дни работы, когда мастер будет стоять у холста более 12 часов. Кажется, что Пикассо давно задумал нечто подобное, и потому работает над картиной столь стремительно.

Создание впечатляющего по размерам полотна (3,5 × 7,8 м) — не что иное, как реакция Пикассо на гибель ни в чем не повинных людей. В это время в творчестве художника преобладает тема и образ быка, который трактуется как некая разрушительная сила, смерть, хаос, война («Минотавромахия»). Можно предположить, что рекордные сроки написания картины заключаются именно в этом — апогеем развития темы и образа быка становится «Герника» изобличающая весь ужас фашистской кампании.

Полотно выхватывает искаженные фигуры, которые, кажется, хаотично мечутся в закрытом пространстве, но это только первое впечатление. На самом деле композиция картины точно и строго организована.

Художник передает весь ужас, отчаяние, агонию, гнев людей, которые не могут найти выход из закрытого пространства с помощью ассоциативных связей художественных образов. Немыслимая реальность, смерть, трагедия, боль и гнев самого художника — все заключается во внутреннем смысловом движении полотна.

Тут также присутствует своеобразное противопоставление, ведь картина выполнена в черно-белых тонах. Как ночь и день, жизнь и смерть. Образы четкие, но переданы упрощенно, только обобщающие штрихи, — все остальное отброшено. Лица мужчины и матери, держащей на руках своего мертвого ребенка — оставлены только кричащий рот, отверстия ноздрей, глаза, которые сдвинуты куда-то выше лба. Не это ли гримаса ужаса и отчаянья, страшная маска разрушения и смерти?

Предметы разодраны на тысячи мелких осколков — художественная форма, которая также несет в себе смысловую нагрузку. В этой картине отсутствует какая-либо индивидуальность, которая могла бы сместить акценты и сузить общую идею.

Еще одним контрастом являются образы матери с мертвым младенцем на руках и быка. Страдание и равнодушие — едва ли не основной образ всей картины. Мрачное равнодушие безжалостной силы, тупой взгляд, высокомерное возвышение над гибнущими…

Примечателен образ женщины со светильником, которая подобна греческой богине. Она врывается с криком в это закрытое пространство, словно из другого мира, но ее никто не слышит…

В картине зло не персонифицировано. Зритель не видит причину этого ужаса. Где-то в отдалении — языки пламени, но не бомб, не разрушений нет. Пикассо создал полотно вне времени, предвосхищающим события, названия которым еще не было. Ведь война, в которую будет вовлечен весь мир, начнется позже. Соответственно, намного позже образ быка будут отождествлять с фашизмом, которому чуждо сострадание и жизнь в принципе.

http://www.picasso-pablo.ru/Guernica.html
 
Форум » Тестовый раздел » АЛЕН РЕНЕ » "ГЕРНИКА" 1950
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2022
Бесплатный хостинг uCoz