Суббота
27.04.2024
12:05
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК" 1949 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » КЭРОЛ РИД » "ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК" 1949
"ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК" 1949
Александр_ЛюлюшинДата: Понедельник, 16.12.2019, 06:25 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3247
Статус: Offline
Предпоследний фильм нашего 1-го семестра, завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля, премию BAFTA в номинации «лучший фильм» и премию «Оскар» за лучшую операторскую работу. Фильм, неоднократно признававшийся одной из величайших кинолент в истории кинематографа и названный в 1999 году Британским институтом кино лучшим британским фильмом всех времён. В Вене уже давно существует музей этого криминального детектива в стиле нуар, снятого по одноимённому роману Грэма Грина во времена холодной войны, когда Австрия после разгрома нацизма была поделена на зоны оккупации четырёх стран-победительниц. До сих пор в традиционном венском кинотеатре «Бургкино» на Рингштрассе фильм «Третий человек» показывается три раза в неделю: по вторникам, пятницам и воскресеньям. Увидим и мы! Присоединяйтесь!

«ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК» (англ. The Third Man) 1949, Великобритания, 105 минут

Холли Мартинс, автор бульварных романов, в надежде получить работу приезжает в послевоенную Вену по приглашению старинного приятеля Гарри Лайма. Увы, буквально накануне тот погиб в результате несчастного случая. По мнению полицейского Кэллоуэя, Лайм был темной личностью, рэкетиром и спекулянтом. Мартинс решает провести собственное расследование, чтобы снять с друга обвинения в преступлениях, которые, как он уверен, тот не совершал. Более того, Мартинс уверен, что его друг был убит, а его убийца где-то рядом…

Съёмочная группа

Режиссёр: Кэрол Рид
Сценарий: Грэм Грин, Орсон Уэллс, Кэрол Рид, Александр Корда
Оператор: Роберт Краскер
Композитор: Антон Кэррас
Художник: Дарио Симони
Монтаж: Освальд Хафенрихтер

В ролях

Джозеф Коттен - Холли Мартинс
Алида Валли - Анна Шмидт
Орсон Уэллс - Гарри Лайм
Тревор Ховард - майор Кэллоуэй
Бернард Ли - сержант Пэйн
Уилфрид Хайд-Уайт - Крэббин
Эрнст Дойч - «барон» Курц
Эрих Понто - доктор Винкель
Зигфрид Бройер - Попеску
Пауль Хёрбигер - Карл, дворник

Создание

Сценарий фильма написал Грэм Грин. В его основе лежит известный сюжетный ход — инсценировка героем своей гибели. В оригинальном сценарии повествование ведётся от имени британского полицейского (майор Кэллоуэй); фильм излагает те же события от имени Холли Мартинса. Впоследствии Грин написал одноимённый роман, вышедший в 1950 году.

Съёмки в Вене происходили с 22 октября по 11 декабря 1948. В качестве апартаментов главного героя был выбран княжеский дворец Паллавичини. В киномире долгое время бытовало мнение, что первую скрипку на съёмках играл не режиссёр, а Орсон Уэллс, и именно ему принадлежат наиболее интересные режиссёрские решения (в частности, финальная виньетка на тему верховенства долга над чувством). Сам Уэллс всегда открещивался от этих слухов.

Во время съёмок фильма кафе «Моцарт», в котором должна была состояться встреча Мартинса с бароном Куртцем, отказалось стать кулисой, опасаясь убытков, поэтому сцену встречи снимали на близлежащей площади, просто расставив там столы. В настоящее время кафе «Моцарт» активно рекламирует себя как одно из мест «Третьего человека».

Актёры, носящие в фильме военную форму, на самом деле носили пёстро раскрашенные костюмы, чтобы как можно больше отличаться от настоящих военных. Разница сглаживалась чёрно-белой плёнкой.

Развязка, как это часто бывает в лентах этого жанра, помещена в индустриальный лабиринт — канализационную систему. Орсон Уэллс отказался выглядывать на улицу из канализационного тоннеля. В знаменитой сцене, где (якобы) герой Уэллса хватается руками за решетку канализации, снялся сам режиссёр, Кэрол Рид.

Уэллсу предложили выбор: получить фиксированную оплату за съёмки или процент от прибыли. Он выбрал фиксированную оплату и крупно проиграл, поскольку фильм стал блокбастером. Он получил главную премию на одном из первых фестивалей в Каннах и премию «Оскар» за лучшую операторскую работу в чёрно-белом кино, а также вошёл в рейтинг лучших фильмов в истории кино, в том числе по версии IMDb.

В американском прокате из фильма были вырезаны 11 минут, в основном сцены, где Холли Мартинс ведёт себя неподобающе супергерою, к которому привыкла американская публика (много пьёт, интересуется женщинами), и в том числе вступление, в котором рассказчик (Кэрол Рид) объясняет зрителю, что представляет собой жизнь в оккупированной Вене и каково зарабатывать на чёрном рынке. Этот фрагмент был восстановлен при издании DVD в серии Criterion Collection.

Музыка

Антон Карас, автор и исполнитель главной музыкальной темы, сыграл её на цитре. Причём озвучивал он, глядя на экран, как это делалось при музыкальном сопровождении в немом кино. Инструментальная версия этой темы провела 8 недель на первой строчке американского чарта продаж.

Наследие

В Вене в настоящее время существует несколько турагентств, предлагающих туристам экскурсии «По местам третьего человека». Однако же их не следует путать с подразделением венского магистрата, отвечающего за канализационную систему города, слоганом которого также является «По следам третьего человека».

Несмотря на британское происхождение, «Третий человек» принадлежит к числу классических фильмов-нуар и даже признан Американским киноинститутом «одним из лучших американских детективов» в истории. Главный герой оказывается в роли частного детектива и в ходе проводимого расследования не только убеждается в относительности общепринятых мнений и нравственных ориентиров, но и сам оказывается в ситуации, когда он вынужден выбирать между чувством и долгом.

Цитаты

— Послушайтесь моего доброго совета: уезжайте.
— Я уеду, когда докопаюсь до истины.
— Все раскопки ведут на кладбище. Оставьте смерть профессионалам.

При герцогах Борджиа в Италии 30 лет царили война, террор и убийства. Но она дала нам Микеланджело, Леонардо да Винчи и Возрождение. А что дала нам Швейцария за 500 лет братской любви и мира? Часы с кукушкой!

— Что случилось с вашей рукой?
— Попугай укусил.

Смотрите трейлер и фильм

https://vk.com/video16654766_456239972
https://vk.com/video16654766_456239701
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 19.12.2019, 21:40 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК

Американец Холли Мартинс, писатель ковбойских романов и банкрот (Коттен), ищет в истерзанной войной Вене «третьего человека» — тень из подворотни, пропавшего свидетеля гибели в автокатастрофе его друга Гарри Лайма (Уэллс), господина без определенных занятий.

«Третий человек» — выдающийся урок антигуманизма, который получает наивный американец во время адского катания на колесе обозрения, чудом уцелевшем после союзнических бомбардировок. Да и о каком гуманизме может идти речь в городе, каждое утро просыпающемся без надежды дожить до вечера. Это фильм о предательстве, совершенном из лучших побуждений, которые, оказавшись на войне, лучше оставить за дверью. А война закончилась лишь на бумаге, но не на огромном кладбище под названием Европа. Вена «Третьего человека» — исполнившаяся, если не накликанная, мечта экспрессионистов. Расчлененный на оккупационные зоны город разрушенных кварталов, черного рынка, пустынных улиц, увечных попрошаек и нацисток со следами былой красоты, мечтающих докурить последнюю сигарету, пока в дверь не постучится Смерш. Сомнительная справедливость вершится здесь не при свете солнца, а в лабиринтах канализации. Со своим уставом, пусть и благородным, не стоит соваться не только в чужой монастырь, но и в чужой вертеп.

Михаил Трофименков
https://www.afisha.ru/movie/167136/?reviewid=146613
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 19.12.2019, 21:40 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК

Не слишком удачливый американский писатель Холли Мартинс приезжает в Вену, после окончания Второй Мировой войны, разделённую на оккупационные сектора, принадлежащие странам-участницам антигитлеровской коалиции. Сюда его пригласил старинный приятель по имени Гарри Лайм. По приезду Мартинс узнаёт, что буквально накануне Лайм был сбит машиной в результате несчастного случая, а коалиционная полиция ведёт расследование его тёмного прошлого, включающего спекуляции с пенецилином в военное время, чем-то напоминающие проделки товарища Корейко из романа Ильфа и Петрова "Золотой телёнок". Порасспросив очевидцев произошедшего, Мартинс утверждается в своих сомнениях - обстоятельства смерти друга кажутся ему странными. И он предпринимает собственное расследование, которое неожиданным образом выводит его на самого Гарри, никогда и не собиравшегося покидать бренный мир...

В 40-50-е годы англичанин Кэрол Рид, которому королева присвоила титул Рыцаря и почтительное "сэр", был на вершине творчества, считался ведущим автором респектабельного британского кино, сдержанного, со вкусом сделанного, но в наше время кажущегося анемичным. В 60-е годы он был безжалостно атакован сторонниками авторского кино, но на закате жизни взял-таки реванш красочным мюзиклом по известному роману Чарльза Диккенса "Оливер!". Сейчас же, когда страсти по этому поводу улеглись, можно выделить его несомненные достоинства, например, умение насаждать психологию в ритмичный сюжет. Продюсер-легенда Александр Корда, можно сказать, родоначальник британской киноиндустрии, поручив Риду, годом ранее уже экранизировавшего Грэма Грина ("Падший идол"), постановку этого генетического сплава "чёрного" фильма и роковой драмы, - не прогадал.

Режиссёр создал необыкновенно "атмосферный" фильм, увлекательно передав дух преступного мира и полицейской мышеловки, где скрываются и преследуют, где охотник в одночасье становится дичью. Дух холодного и голодного послевоенного мира, окружённого нищетой и скепсисом по душу завтрашнего дня. Конечно, такой результат стал возможен благодаря не только режиссёру - он работал в команде верных профессионалов. Свой чёткий глаз продемонстрировал оператор Роберт Краскер (премия "Оскар"), умело играющий со светом и тенью, что в условиях чёрно-белого изображения создаёт изумительный визуальный эффект (особенно финальная сцена погони по канализационным каналам). Солидный творческий вклад внёс поэт кинематографа Орсон Уэллс, за 8 лет до этого снявший шедевр о жизни и поступках финансового воротилы "Гражданин Кейн". И, разумеется, нельзя остаться глухим к главной музыкальной теме композитора Антона Кэраса, сыгравшего на нервных струнах нашего восприятия, подогрев интерес к этому суровому спектаклю, подчеркнув в нём трагикомизм.

"Третий человек" получил "Золотую пальмовую ветвь" МКФ в Канне, которую через 3 года возьмёт сам Уэллс за свой фильм "Отелло", снятый им в Италии. Ниже приводится восхитительная в своём цинизме реплика его Гарри Лайма. Но не будем забывать, что в условиях войны, или меланхолии её шлейфа, взгляд на мир становится иным. Особенно взгляд художника. Вспомним лишь американскую "чёрную серию", начало которой было положено в период Великой Депрессии, и итальянскую школу неореализма, которая расцвела сразу после Второй Мировой войны и стремилась описать изуродованное 20 годами фашизма общество...

- "При герцогах Борджиа в Италии 30 лет царили война, террор и убийства. Но она дала нам Микельанджело, Леонардо Да Винчи и Возрождение. А что дала нам Швейцария за 500 лет братской любви и мира? Часы с кукушкой!".

Павел Кортунов
https://www.kinomania.ru/film/41747/reviews#filmMenu
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 19.12.2019, 21:40 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК (THE THIRD MAN)

Существует ли на свете правда и справедливость? И что будет, если их поиск ведет лишь к одному предсказуемому результату? Есть ли вещи, о которых лучше ничего не знать и двери, куда заходить совсем не стоит?

Если «Гражданин Кейн» во всевозможных опросах практически неизменно занимает первое место в списке лучших американских фильмов за все время существования кинематографа, то «Третий человек» нередко оказывается на аналогичной позиции в Великобритании. Одна из лучших британских картин не появилась бы на свет, не соберись на съемочной площадке команды единомышленников-профессионалов, мысливших в одном направлении.

Началась эта история еще в 1947 году, когда знаменитый английский продюсер венгерского происхождения Александр Корда задумал снять фильм в послевоенной Вене, поделенной на зоны и оккупированной американскими, британскими, русскими и французскими войсками. По его мнению, это создавало неплохой фон для фильма. Но были и далеко не прозаичные причины. У компании Корды «Лондон Филмз» были некоторые денежные резервы в Австрии, а обменять валюту или перевести ее в Англию было непросто. Поэтому Вена стала идеальным местом для съемок. Тем более, Корда уже во второй раз работал с режиссером Кэролом Ридом и писателем, критиком, сценаристом, а по совместительству еще и британским шпионом, Грэмом Грином. Упомянутая троица в 1948 году выпустила фильм по рассказу Грина «Поверженный идол», пользовавшийся успехом у публики.

Сценарий картины «Третий человек» родился из одной единственной фразы: «Я попрощался с Гарри неделю назад, когда его гроб опустили в замерзшую февральскую землю, и потому я не поверил сам себе, когда увидел, как он прошел мимо, не узнавая меня, среди толпы на Стрэнде». Чтобы собрать материал для сценария, Грин лично отправился в Вену, где осмотрел канализацию, бары и ночные клубы. Знакомый журналист рассказал ему историю о черном рынке разбавленного пенициллина.

По сюжету автор приключенческих романов Холли Мартинс приезжает в послевоенную Вену по приглашению своего старого приятеля Гарри Лайма. Однако Гарри уже нет в живых, так как он недавно скончался в результате несчастного случая. Холли решает расследовать дело, чтобы доказать, что смерть Лайма не была простой случайностью. Его постоянно сбивают с толку английские военные, намекающие на то, что Гарри был связан с преступным миром. А тут еще на горизонте появляется бывшая возлюбленная погибшего друга…

С виду «Третий человек» - привычный нуар без особых изысков, всего лишь один из представителей своего вида. «Человек» на первый взгляд обладает всеми признаками жанра – хмурые люди, красивые женщины, преступление и расследование, уныние и разочарование, витающие в воздухе. Однако под красивой, но дешевой обложкой (а многие нуары основывались на бульварном чтиве) в глубине повествования скрывается драма о жизненном выборе, морали, справедливости и правде.

«Третьему человеку» вообще свойственно прикидываться перед зрителем. Начинаясь под легкомысленные аккорды банджо и голос диктора, спокойно излагающего пролог истории, картина долгое время ведет себя как приличный нуар, последовательно раскрывая нехитрую историю. Ту, которую рассказывали уже сотни раз: обычный человек попадает в странные и порой зловещие обстоятельства и вынужден потом из них выбираться, а в некоторых случаях расплачиваться своей жизнью за излишнее любопытство. Однако Кэрол Рид чувство надвигающейся угрозы умело декорирует операторской работой больше с помощью антуража (в виде неясных расплывчатых теней или планами, снятыми максимально изогнутыми траекториями, словно подсмотренные из-за угла), нежели шлифует привычной для жанра музыкальной огранкой. Чем дальше Мартинс продвигается в своем расследовании, тем сильнее сжимается вокруг него смертельное кольцо.

Благо Рид не склонен шаблонно драматизировать ситуацию, выкинув из истории многие неизменные архетипы и иконы нуара (оставив только Уэллса с загадочным взглядом, в характерных темном длинном пальто и черной шляпе). Унылого детектива, склонного отпускать мрачные шуточки и беспрестанно хлестать виски, заменяет живой и настоящий персонаж, пьющий по минимуму. Да, может ему, конечно, и не мешало напустить на свое лицо вселенской тоски и мудрости, как это было присуще героям книг Ремарка, жившим примерно в ту же пору, но сценарист с режиссером этого избегают. Вместо роковой блондинки - черной вдовы или женщины-вамп, продумывающей до мельчайших подробностей коварный план, чтобы обмануть какого-нибудь бедолагу мужского пола, здесь представлена обычная женщина, лишенная глубокомысленных речей в стиле картин вроде «Касабланки». Даже главный антагонист, настоящий «доктор смерть», избавлен от привычного зловещего киношного черного ареала. Впрочем, лишив своих персонажей одних черт, создатели ленты широкими мазками наделили их взамен другими, отчего сама история приобрела совсем иной оттенок.

Неразлучные друзья в жизни Орсон Уэллс и Джозеф Коттен на экране после многих лет дружбы оказываются в противоположных лагерях. Причем, в этом противостоянии нет прямой вражды, а есть попытка каждого перетащить бывшего друга на свою сторону. Однако Рид непреклонен в своей аксиоме, что человеческие отношения в своей постоянности обречены на неудачу. Не зря в историю вводятся воспоминания Мартинса о своем детстве с Гарри. Уже тогда Лайм резко отличался от своего друга, предпочитая вести рисковую и фартовую жизнь. Мартинс смог воспроизводить ее только в своих одноразовых романах. Поэтому столкнувшись через много лет два непохожих, с разными жизненными ориентирами человека, оттолкнулись друг от друга при попытке снова воссоединиться как в детстве.

Снятая оператором Робертом Краскером полуразрушенная Вена, наполненная огромными черными тенями, напоминает собой потусторонний загробный мир (словно позаимствованный из немецкой ленты «М» Питера Лорре) с явным отпечатком экспрессионизма. Именно в нем сталкиваются две силы и только одной из них суждено выйти из игры победителем. Простодушный писатель Холли Мартинс символизирует собой все светлое, что должно быть в человеке – добро, мораль, справедливость, честность и борьбу за правду. Его друг с двадцатилетним стажем хитрый и пронырливый Гарри Лайм – наоборот, злое начало, лже-мораль, обман, несправедливость и свою правду, имеющую право на существование.

«Третий человек» в определенный момент превращается в притчу, отчетливо выглядывающую сквозь строки дешевого приключенческого романа. Вопреки всему эта притча лишена моральных нравоучений и не дает прямых ответов на заданные вопросы. Одно известно точно – нельзя откапывать из-под груды вымыслов всю правду, ибо за этим стоит смерть. Все остальное покрыто мраком. Кстати и производственная судьба ленты полна тайн. До сих пор многие критики спорят, кто на самом деле был режиссером картины – Уэллс или Рид? Смог ли англичанин сам нарисовать такое сложное и хитросплетенное полотно или это сделал более привычный к подобным зарисовкам американец. Уэллс, кстати, вел себя на площадке как избалованная звезда. Например, Орсон отказался от участия в сценах, где была задействована канализация. Отчасти заменять его пришлось ассистенту режиссера Гаю Гамильтону, будущему рулевому нескольких частей бондианы. А в знаменитой сцене, в которой раненный Гарри Лайм хватается за решетку и кадр фиксирует его пальцы, буквально цепляющиеся за воздух свободы, те самые пальцы принадлежали Кэролу Риду.

Мартинс и Лайм. Благополучная Америка, оставшаяся по большому счету в стороне от войны и разрушенная практически до основания Европа. Развлекательное, неглубокое чтиво и серьезная проблематика произведений Джеймса Джойса. Этические нравственные решения и дьявольские, лишенные человечности поступки. В ключевой сцене картины – на колесе обозрения, когда все сравнения сходятся в одной точке и достигают накала, бывшие друзья вообще становятся фигурами чисто метафизическими. Воспарившие на короткий миг над миром, они, словно Фауст и Мефистофель, ведут разговоры о добре и зле, рассуждают о ценности человеческой жизни и вершат судьбы тех, кто остался далеко внизу, в виде маленькой точки. Достигнув своей наивысшей точки кипения, хитрый «Человек» снова прячется в обличье развлекательного романа. Разговоры о морали, правде и правильных поступках сменяются классической жанровой игрой в «кошки-мышки» (которой любил побаловаться и сам Уэллс, будучи режиссером). Образы снова воплощаются в реальных людей, а жанр делает привычный ход конем, раздавая всем по заслугам и деяниям. Музыкальная шкатулка, под знакомую легкую и ненавязчивую мелодию закрывается.

Сегодня же находящегося посреди обилия жанровых представителей, потертого и потрепанного «Третьего человека» так и хочется украсить табличкой – «настоящая классика». И как бы это не звучало банально, других слов попросту не найти. Еще ни одному «покет-буку» не удавалось добиться подобного эффекта. Вы спросите, кто же все-таки такой пресловутый «третий человек», фигурирующий в названии картины? В картине на это есть ответ – вечно ускользающая правда. В более широком смысле – это сам зритель. Именно ему предстоит решать, предварительно изучив фильмографии Орсона Уэллса и Кэрола Рида и покопавшись в фактологии, кого стоит признать настоящим автором экранного воплощения сценария Грэма Грина. Какого из персонажей, Гарри Лайма или Холли Мартинса поддержать в его выборе. Или какую систему ценностей признать более верной для существования. Ведь там, где есть двое, всегда должен рано или поздно появиться третий.

Сергей Сысойкин
http://www.25-k.com/page-id-830.html
 
ИНТЕРНЕТДата: Четверг, 19.12.2019, 21:41 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Третий человек (The Third Man) Великобритания, 104 минуты
нуар, детектив, триллер


Малоизвестный американский писатель Холли Мартинс (Джозеф Коттен), специализирующийся на сочинении книг о Диком Западе и испытывающий серьёзные материальные затруднения, принимает приглашение своего старого друга Гарри Лайма (Орсон Уэллс) и прилетает в Вену, которая после Второй мировой войны была поделена союзниками на четыре зоны влияния. В первый же день Холли узнаёт, что Гарри погиб в результате несчастного случая на дороге. Однако подозрительные расспросы майора Кэллоуэя (Тревор Ховард), отвечающего за безопасность в английском секторе, заставляют Мартинса взяться за самостоятельное расследование, которое принимает неожиданный оборот.

В перечне 10 величайших экранных детективов, обнародованном Американским киноинститутом в июне 2008-го года, этот фильм занял пятое место. Вполне заслуженно! Картина Кэрола Рида покоряет формальным совершенством, а пресловутый «третий человек», поисками которого занят Мартинс, не подозревая, что гоняется за тенью, видится отменным воплощением хичкоковской формулы – персонификацией пресловутого «мистера МакГафина». Интрига, держащая в постоянном, неустанно растущем напряжении и поражающая острыми поворотами, заставляет сыщика-любителя раз за разом пересматривать выдвигаемые гипотезы и в значительной степени – переоценивать собственные жизненные взгляды. В финале Холли, безнадёжно (и, кажется, бесконечно долго) ждущий от Анны прощения или хотя бы знака внимания, – уже не тот наивный и самонадеянный идеалист, при каждом удобном случае проецирующий придуманный самим мир печатных вестернов на сложную, изменчивую, лживую послевоенную реальность, каким мы его увидели при сходе с трапа самолёта. Пожалуй, идеальное расследование (от лат. «detectio») и должно быть таким, не просто приближая зрителя к решительно непредсказуемой разгадке, но и обуславливая… динамику внутреннего преображения человека. Ибо ещё в Екклесиасте сказано о том, что во всякой мудрости много печали и что, умножая знание, умножаешь скорбь… Хотя кто знает, было бы для Мартинса лучше, не открой он неприятные факты о закадычном приятеле и не ввяжись в трудную шпионскую игру? К слову, не вызывает сомнений, что «Третий человек» является краеугольным камнем в истории одной из важных разновидностей жанра – именно кинопроизведений о деятельности спецслужб. Кэрол Рид, начавший разработку темы в годы борьбы с нацизмом («Ночной поезд в Мюнхен» /1940/), позже распространит сделанные наблюдения на Берлин и даже Гавану1, убедительно доказав, что синдрому Вены, расчленённой и лишь с тоской вспоминающей о благословенных временах светлых вальсов Штрауса, отныне подвержена вся планета. Не говоря уже о том, что к съёмкам, по знаменательному совпадению, оказались причастны, приложив руку к монтажу и выступив ассистентом режиссёра, Джон Глен и Гай Хэмилтон, впоследствии снявшие многие серии «бондианы». Вместе с тем по ряду параметров «Третий человек» сближается с таким специфическим культурным явлением, как «чёрный фильм», тем более что основным действующим лицом выступает американец.

Возможно, отечественным зрителям будут не слишком приятны намёки на попустительство со стороны советской разведки, не выдающей Гарри, который произносит (в кабинке колеса обозрения!) дерзновенную тираду о наличии «собственного пятилетнего плана» и нежелании, извлекая баснословную выгоду, заботиться о судьбе «этих точек» там, внизу. Ведь с подачи Грэма Грина2, прототипом для которого послужил подлинный двойной агент – Ким Филби, под чьим началом беллетрист даже работал в Британской секретной службе, кинематографисты запустили страшный образ – «пенициллин Лайма». Средство личного обогащения спекулянта (в широком, можно сказать, грандиозном смысле), уносящее сотни ни в чём не повинных жизней. Стараниями Орсона Уэллса, рассуждающего о кровавом режиме Борджиа, тем не менее давшем нам гениев Возрождения, и благополучной Швейцарии, за пятьсот лет разродившейся лишь часами с кукушкой, он кажется опаснее серийного убийцы и теневых манипуляторов Калигари, Мабузе и графа Носферату4, вместе взятых! Однако авторы всё же не делают акцента на данном, всё-таки частном аспекте неустойчивой и противоречивой картины мира. «… но центр города общий: там есть даже международные патрули – по одному человеку от каждой из держав. Очень мило!» – ехидно сообщается в закадровом тексте, предуведомляющем действие. Рид конгениально, на мой взгляд, отразил поистине исторический момент расставания с уже последними иллюзиями «лучших лет нашей жизни»3, когда вчерашние союзники, внешне сохраняя рамки приличия, если пока и не увязли в полномасштабном незримом противостоянии, то – цинично, последовательно, бескомпромиссно отстаивают собственные интересы. Преследование Гарри в узких и зловонных туннелях венской канализации – ёмкий образ «холодной войны», вёдшейся на низшем (и низменном) уровне. Войны, в которой судьба отдельной личности мало кого волновала. Есть высокая справедливость в том, что режиссёру удалось отстоять кандидатуры Уэллса и Джозефа Коттена, тем самым – предложив историю с поисками, так сказать, «гражданина Лайма», по-своему ещё более могущественного, чем магнат Чарльз Фостер Кейн, поскольку сумел занять влиятельную нишу в нестабильном обществе, легко распрощавшись с сентиментальными воспоминаниями о «розовом бутоне». Да и Холли (какая ирония – ‘остролист’; растение, давшее название Голливуду!) явно не испытывает радости оттого, что теперь-то расследование увенчалось успехом. Незабываемый лейтмотив, проигрываемый австрийским музыкантом Антоном Карасом на цитре (между прочим, удивительное открытие Кэрола!) в разных тональностях, передавая весь спектр переживаний героев, звучит в финале особенно пронзительно…

В работе над лентой, как известно, объединили усилия Александр Корда и Дэвид О. Селзник – два выдающихся продюсера. Но если в Великобритании «Третий человек» стал абсолютным лидером сезона, собрав аудиторию в 14 миллионов человек, то в американском прокате прошёл очень скромно. Не удивительно, что кинодельцы больше не сотрудничали.
__________
1 – Имеются в виду соответственно «Человек посредине» /1953/ и «Наш человек в Гаване» /1959/; у режиссёра всюду в центре внимания – человек!
2 – В основу положен его одноимённый роман.
3 – Если воспользоваться заголовком шедевра Уильяма Уайлера.
4 – Несвоевременное появление старого продавца воздушных шариков не случайно, надо полагать, вызывает ассоциацию с «М» /1931/ Фрица Ланга, а гигантские тени на стенах домов и странные ракурсы (съёмка под углом) – с творениями киноэкспрессионизма.

© Евгений Нефёдов
Авторская оценка: 10/10
http://www.world-art.ru/cinema/cinema.php?id=7791
 
Форум » Тестовый раздел » КЭРОЛ РИД » "ТРЕТИЙ ЧЕЛОВЕК" 1949
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz