Пятница
29.11.2024
18:57
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ПОСЛЕДНЕЕ МЕТРО" 1980 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ПОСЛЕДНЕЕ МЕТРО" 1980
Валентина_НежумираДата: Воскресенье, 17.08.2014, 19:47 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 483
Статус: Offline
Череда предательств, мужество, стойкость, унижение и гнетущее присутствие врага, сотрудничество с ним. Это история о людях, пытающихся работать и жить нормальной жизнью, но не желающих делиться с захватчиками своим суверенитетом и культурой. Фильм на удивление атмосферный, снят будто бы прямо там и тогда, за кулисами театра в эпицентре оккупированной Франции. Режиссёр даёт нам возможность стать свидетелями истинной любви к театру, к искусству, которая боролась с цензурой во время войны, чтобы сохранить национальную гордость, вызвать у людей положительные эмоции и подарить долю надежды.

«ПОСЛЕДНЕЕ МЕТРО» (фр. Le Dernier Métro) 1980, Франция, 130 минут
– второй фильм задуманной Трюффо трилогии о сценических видах искусств (кино, театр, мюзикл)








Вторая Мировая. Оккупированный Париж. Общество расколото на молчаливое большинство, невидимых партизан, открытых коллаборационистов – и жертв режима, скрывающихся от нацистской расправы. К последним относится еврей Жан-Лу Коттен, театральный режиссер и муж ведущей актрисы – Марион Штайнер. С риском для себя и всего коллектива Марион решает спрятать мужа в подвале театра, откуда Жан-Лу продолжает вдохновенно, через жену, готовить новую премьеру. На Марион тем временем ложится одна забота за другой: тайно носить еду в подвал (что в условиях тотального доносительства превращается в целое искусство); распространять слухи, что ее муж сбежал из города; аккуратно сдерживать натиск влиятельного немецкого ухажера… Вдобавок Марион увлекается коллегой – актером Бернаром…

Съёмочная группа

Режиссёр: Франсуа Трюффо
Сценарий: Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Жан-Клод Грумберг
Продюсер: Франсуа Трюффо
Оператор: Нестор Альмендро
Композиторы: Жорж Делерю, Эмиль Каррара, Алоис Мартин Кунц, Шолом Секунда, Jean Vaissade, Агустин Лара
Художники: Жан-Пьер Кою-Свелко, Лизель Рус
Монтаж: Мартина Баррак

В ролях

Жерар Депардье – Бернар Гранже
Катрин Денёв – Марион Штайнер
Жан Пуаре – Жан-Лу Коттен
Андреа Ферреоль – Арлетт Гильом
Полетт Дюбо – Жермен Фабре
Жан-Луи Ришар – критик Даксиа
Хайнц Беннент – Люка Штайнер
Морис Риш – Раймон Борсье
Сабин Одепен – Надин Марсак

Критика

Успех фильма у публики насторожил высоколобых критиков. Режиссёра упрекали в стремлении угодить самым непритязательным зрителям, в поверхностности его ностальгического взгляда на военное время. Тема утаивания и укрывательства настолько заглублена в структуру «Последнего метро», что критик Дэйв Кер увидел в этом метафору творческого бессилия режиссёра, его ухода от реальности: «Временами создаётся впечатление, что весь фильм — о причинах собственной бессодержательности».

Интересные факты

Сцена, в которой Гранже избивает сотрудничающего с нацистами критика Даксиа, обыгрывает реальный эпизод, когда Жан Маре поколотил театрального обозревателя Алена Лобрё из коллаборационистки настроенного издания Je suis partout. В своих воспоминаниях Маре описал и то «последнее метро», которое вынесено в название фильма.

Награды

Премия Давида ди Донателло, 1981 год
Победитель: Лучшая иностранная актриса – Катрин Денёв

Сезар, 1981 год
Победитель: Лучший фильм
Победитель: Лучший актер (Жерар Депардье)
Победитель: Лучшая актриса (Катрин Денёв)
Победитель: Лучший режиссер (Франсуа Трюффо)
Победитель: Лучший адаптированный или оригинальный сценарий
Победитель: Лучшая работа оператора
Победитель: Лучший звук
Победитель: Лучший монтаж
Победитель: Лучший саундтрек
Победитель: Лучшие декорации

Оскар, 1981 год
Номинация: Лучший фильм на иностранном языке – «Франция»

Золотой глобус, 1981 год
Номинация: Лучший иностранный фильм – «Франция»

Сезар, 1981 год
Номинация: Лучший актер второго плана (Хайнц Беннент)
Номинация: Лучшая актриса второго плана (Андреа Ферреоль)

Смотрите фильм

http://vk.com/video16654766_163512103
 
ИНТЕРНЕТДата: Вторник, 27.03.2018, 09:41 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Последнее метро
Le dernier métro, 1980
Арт-мелодрама военных времён


Необходима была деликатность, искренность и человеческая терпимость Франсуа Трюффо, его любовь к жизни и людям со всеми их слабостями и заблуждениями, чтобы французы, наконец-то, поняли и приняли, что творчество и занятие искусством в годы немецкой оккупации — это не коллаборационизм, а своеобразный вызов, протест духа, изъявление неутолимой жажды бытия даже вопреки неблагоприятным условиям. Ведь ещё в начале 50-х годов Трюффо оказался в числе кинокритиков, которые реабилитировали шедевр Жана Ренуара «Правила игры» — довоенный изящный социальный фарс, якобы чуть ли не виновный в том, что из-за него пала III Республика, а Франция была занята немцами. Франсуа Трюффо как режиссёр — художник более мягкой манеры, ему не присущи дерзость, эпатаж, намеренное оскорбление нравов ханжей от морали и от искусства. В основе большинства его фильмов — если не мелодрама, то любовная история, утончённый, нежный рассказ о взаимоотношениях мужчин и женщин. И в картине «Последнее метро», относящейся уже к позднему периоду творчества Трюффо, развивается мотив, который прозвучал в лучшей ленте постановщика «Жюль и Джим»: история врывается в частную жизнь, нарушая её равновесие, ставя людей перед мучительным выбором.

Актриса Марион Стейнер, играющая в театре на Монмартре под руководством своего мужа-еврея, талантливого режиссёра, вынуждена после ужесточения порядков немецких оккупационных властей уговорить его спрятаться в подвале театра. И она сама берёт на себя все хлопоты по подготовке следующего спектакля, правда, с помощью ценных указаний супруга. Но неожиданно Марион влюбляется в своего партнёра по сцене Бернара Гранже, который связан с деятелями Сопротивления.

Важнее всего в «Последнем метро» как раз то, что только театр помогает людям жить, а главное — выжить при оккупации, всё-таки оставаясь самими собой, не изменяя своей сущности в «пограничной ситуации» между жизнью и смертью, чувством и долгом. Герои Франсуа Трюффо — это, прежде всего, особенные люди, неповторимые человеческие индивидуальности, а уж потом — представители тех или иных национальных, социальных слоёв, политических движений. И, пожалуй, именно этим душевным пониманием творца остававшейся ещё болезненной для французского общества проблемы «споём при оккупации» (если воспользоваться названием нашумевшего документального фильма первой половины 70-х годов) можно объяснить триумф картины «Последнее метро» у критиков и зрителей. Она получила рекордное количество премий «Сезар» — целых десять, в том числе — за лучший фильм и режиссуру.

Сергей Кудрявцев
https://www.kinopoisk.ru/review/912930/
 
ИНТЕРНЕТДата: Вторник, 27.03.2018, 09:41 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
Последнее метро / Le dernier metro (1980)

1942-й год, оккупированный нацистами Париж. Бернар Гранжер (Жерар Депардье, премия «Сезар»), зарекомендовавший себя работой в «Гран-Гиньоле», принимает предложение исполнить одну из ведущих партий в новом спектакле знаменитого театра на Монмартре. Актёр, скрывающий от коллег, что является членом Сопротивления, не догадывается, что художественный руководитель, еврей по национальности Люка Штайнер (Хайнц Беннент, номинация на «Сезар»), не покинул Францию, оставив дела на попечение любимой жены и музы Марион (Катрин Денёв, премия «Сезар»), а скрывается в подвале. От успеха постановки зависит судьба труппы.

Не в пример соратникам по «новой волне» (радикально мыслящему, непримиримо настроенному Жану-Люку Годару, едко саркастичному Клоду Шабролю, смело обращавшемуся к табуированным темам Луи Малю) Франсуа Трюффо не стремился выглядеть безудержным ниспровергателем, придерживаясь взвешенных оценок политических процессов, функционирования общества в целом и человеческой природы. Как в период громогласно объявленной войны так называемому «папочкиному» кинематографу, так и позднее, когда каждый пошёл в искусстве собственным путём. Более того, если вчитаться в его восторженные высказывания о «Великой иллюзии» /1937/ и «Правилах игры» /1939/ или о «Вороне» /1943/, то несложно заметить, что в этих немеркнущих шедеврах Жана Ренуара и Анри-Жоржа Клузо киноведа-режиссёра сильнее всего восхищал всё же не протест как таковой… Не удивлюсь, если на наших зрителей, знающих о лишениях, выпавших в годы Великой Отечественной войны советскому народу, в том числе – на временно оккупированных нацистами территориях, экранные события не произведут особого впечатления. Коллизии «Последнего метро» невольно подтверждают нелицеприятные для французов выводы о том, что европейская нация, увы, проявила себя не лучшим образом, не оказав достойного сопротивления противнику (немцам), с которым двумя с небольшим десятилетиями ранее сражалась на равных. Месье Гранжер, безусловно, заслуживает восхищения, будучи не в силах преодолеть отвращение к захватчикам (вспомним, как он решает покинуть кафешантан, увидев в гардеробе гору серых фуражек) даже притом, что вынужден соблюдать предельную конспирацию. Вот только судьба Бернара (как и товарищей по воспетой Жаном-Пьером Мельвилем «армии теней») осталась по большому счёту исключением – являлась нетипичной для соотечественников, в подавляющем большинстве смирившихся с существующим положением вещей. Не думавших ни о чём, кроме элементарного выживания, даже когда, рискуя опоздать на последнее метро, заполняли зимними вечерами театры, тёплые, в отличие от неотапливаемых квартир. Что уж говорить о служителях Мельпомены!

Пожалуй, триумф фильма, пользовавшегося огромным зрительским успехом1 и осыпанного «Сезарами», в значительной степени объясняется именно «примиренческой» позицией Трюффо. То, что обожаемый Франсуа Эрнст Любич превратил (в фарсе «Быть или не быть» /1942/) в повод для хлёсткой, не лишённой эксцентрики сатиры, показано деликатно, с вниманием к внутренним переживаниям действующих лиц, с тактичным анализом сложных взаимоотношений героев, продолжающих любить и ревновать. Это не значит, что авторы стремятся обелить коллаборационизм – и слова Люка, с ужасом читающего в газетах и слышащего по радио «философские» обоснования антисемитизма, звучат страстным обвинением, а Бернар однажды не выдерживает и заставляет Даксиа пожалеть об оскорбительной рецензии, опубликованной в официозном издании «Я везде». Между прочим, прототипами супругов Штайнер послужили Марсель Лейбовичи и его жена Маргарет Келли, упомянутый же эпизод с критиком, в конечном итоге поплатившимся за предательство, был навеян похожим инцидентом с Жаном Маре и обозревателем Аленом Лобро. Но главное, думается, в другом. Пафос «Последнего метро» носит жизнеутверждающий характер, подводя к мысли о том, что театр, как и периодически возникающий в диалогах кинематограф, способствовал самоидентификации народа, служил средством сохранения духа национальной культуры в условиях удушающего идеологического диктата. Ренуару, Клузо, Марселю Карне, Саша Гитри и другим стоило серьёзных (хотя и не сопоставимых с теми, что прилагал Люка, руководивший постановкой из подполья – буквально!) усилий, чтобы творить, преодолевая препоны цензуры и отвергая компромиссы с совестью. В широком смысле речь идёт о ежедневной битве за умы («молекулярной» войне, как сказал бы Антонио Грамши), которая, если не проиграна, рано или поздно выльется в решающий бой с оружием в руках. Трюффо не стесняется обратиться к соотечественникам с почти новозаветным (созвучным Нагорной проповеди Иисуса Христа) призывом к тому, чтобы не осуждать огульно всех, кто в тяжёлые для страны годы не оставил занятий искусством. Равно как и с настойчивой просьбой не давать поверхностных оценок чужой (например, любвеобильного Гранжера, пытающегося соблазнить Арлетт и позднее становящегося участником ménage à trois) личной жизни – не уподобляться тем, кто готовы, по Владимиру Маяковскому, на «бабочку поэтиного сердца // взгромоздиться, грязные, в галошах и без галош». Иронический эпилог, когда действие очередного (идущего уже в освобождённом Париже) спектакля поначалу воспринимается продолжением истории самих Бернара и Марион, якобы признающейся, что не смогла забыть краткосрочного романа, сводит оба пласта повествования – частный и «общественный» – воедино. Игра Жерара Депардье и Катрин Денёв в заключительные мгновения кажется особенно трогательной и пронзительной – даже притом, что остаётся игрой.
__________
1 – Посещаемость составила 3,38 млн. человек, и $3 млн. принесла демонстрация в заокеанском прокате.

Евгений Нефёдов
http://allofcinema.com/poslednee-metro-le-dernier-metro-1980/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz