Суббота
16.12.2017
00:53
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ" 1965 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ » "ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ" 1965
"ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ" 1965
Александр_ЛюлюшинДата: Пятница, 16.09.2016, 11:16 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2801
Статус: Offline
«ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ» 1965, СССР, 102 минуты
— фильм Андрея Кончаловского по одноимённой книге Чингиза Айтматова








Действие разворачивается в первые годы Советской власти в Кыргызстане (Киргизская Советская Социалистическая Республика). Не так давно закончилась Гражданская война. В аул, по путёвке комсомола, приезжает учитель Дюйшен, вчерашний красноармеец. Его пылкость и фанатизм, с которыми он пытается нести прогресс, сталкиваются с многовековыми устоями жизни на Востоке…

Съёмочная группа

Режиссёр-постановщик: Андрей Михалков-Кончаловский
Сценаристы: Чингиз Айтматов, Борис Добродеев, Андрей Михалков-Кончаловский
Оператор: Георгий Рерберг
Композитор: Вячеслав Овчинников
Художник-постановщик: Михаил Ромадин

В ролях

Наталья Аринбасарова — Алтынай
Болот Бейшеналиев — учитель Дюйшен
Роза Табалдыева — девочка на лошади
Советбек Джумадылов — Каимбай
Насретдин Дубашев
Клара Юсупжанова — Бурма
Касым Жакибаев
Даркуль Куюкова — тётя Алтынай
Бакен Кыдыкеева — Чернуха
Идрис Ногайбаев — бай Нармагамбет

Режиссёр о фильме

«Я сел в самолет, летящий в Киргизию. Салон был забит людьми, говорившими на незнакомом гортанном языке, от них почти пахло баранами. «Господи, куда я еду?» Меня пронзил тихий ужас. Я боялся снять пальто. Да стоило ли и раздеваться? Сейчас немного посижу, а потом сойду. Но с самолета не сходят. Думалось: «Неужели же настанет день, когда я повезу в Москву 25 километров снятой пленки?» «Первый учитель» был моим первым полнометражным фильмом. Я уезжал за границу, но тогда никто не спрашивал меня: «Ты вернешься?»» *** «Первой моей большой работой должно было стать «Счастье». Этот сценарий я писал с Геной Шпаликовым. Музыка всегда вызывала у меня активное желание делать кино. Мне хотелось приложить к ней зримые образы, найти в кадрах адекватность звуковому ряду. «Счастье» хотелось начать сразу с эмоциональной кульминации, как в Первом концерте Чайковского. И весь сценарий должен был состоять из моментов счастливого, эмоционального, экзальтированного состояния. Получился он достаточно интересным, хотя прочной драматургической связи не имел, распадался на отдельные эпизоды, отдельные новеллы. Сквозной в сценарии была только его чувственная линия. На заседании худсовета все говорили: «Интересный сценарий, но где драматургическая пружина?» И я сам чувствовал, что чего-то не достает. Фильм в итоге не состоялся. Как раз в это время Борис Добродеев принес сценарий по «Первому учителю» Чингиза Айтматова. Драматургия была не лучшего качества, но я взял повесть, прочитал её. И тут уже мне что-то начало мститься. В то время я очень увлекался Куросавой, мне замерещилась самурайская драма, азиатские лица, снежные горы, страсть, ненависть, борьба. Сценарий я переписал сам, потом позвал Фридриха Горенштейна, заплатил ему, и он привнес в будущий фильм раскаленный воздух ярости. После чего уже стало ясно, что браться за картину стоит…»

Критика о фильме

«Крестьянин из Сенегала сказал однажды этнографу Женевьеву Калам-Гриолю: «Сказания – это вечное движение, они никогда не кончатся. Когда кто-нибудь не знает, как продолжить рассказ, его продолжает другой. И это – движение мира, у которого точно также нет границ»» (Мишель Курно, 1965).

«Кончаловский пришел в большое кино не как робкий дебютант и не как вчерашний студент – он пришел как мастер» (Н.Верещагин, «Магнитогорский рабочий», 1965).

«Эту картину временами больно смотреть, больно физически, но эта боль всегда оправдана. Режиссер без вежливых умолчаний сдирает с истории все покровы внешней благопристойности. Эта картина не для людей, пришедших в кино отдохнуть, развлечься» (Н.Толченова, «Огонек», 1965).

«Картина «Первый учитель», в которой дебютировала восемнадцатилетняя Наталья Аринбасарова, обошла экраны многих стран мира, а в 1966 году жюри Международного фестиваля в Венеции вручило ей кубок Вольпи – премию за лучшую женскую роль. Награда была тем дороже, что претендовали на неё в тот год такие звезды, как Джейн Фонда, Ингрид Тулин, Джули Кристи. Так родилась актриса кино. И не состоялась биография балерины, хотя хореографическое училище при Большом театре было к тому времени уже закончено. Как и сама актриса, героини Аринбасаровой умеют делать выбор, Хрупкость и стойкость, незащищенность и мужество уживаются в характерах её героинь, сплавляясь в живые и яркие образы, освещенные незаурядной личностью самой актрисы. Что-то крайне важное принесла она в кино из той своей доэкранной жизни. И не напрасно прошли для неё годы постижения хореографии. Не оттого ли так зрима у неё пауза, не оттого ли, словно боясь упустить даже мгновения, тревожно-внимательно следим мы за её пластикой, выражением глаз. – Когда работаю над ролью, - рассказывает актриса, - невольно что-то меняется во мне, и я становлюсь на позиции своих героинь. Думаю, терзаюсь их проблемами. Не жалею для них ничего, отдаю все, что есть во мне. Но ведь и они щедро делятся со мной своими духовными сокровищами…» (Фрагмент статьи «Ответственность выбора» (И.Заславская, «Советский экран», 1965).

Призы и награды

Серебряная медаль и Кубок Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале (1966) — Наталье Аринбасаровой
Премия на II Международном кинообозрении «Капитолийский Юпитер» в Риме (1966)
Приз всесоюзного кинофестиваля в Киеве (1966)
Специальная премия жюри на международном кинофестивале в Йере (1967)

Интересные факты

«Первый учитель» — первый полнометражный фильм Андрея Кончаловского, которым он защитил свой ВГИКовский диплом.

В своей книге «Возвышающий обман» Андрей Кончаловский упоминает писателя и кинодраматурга Фридриха Горенштейна как соавтора сценария фильма «Первый учитель».

Дебютная работа кинооператора Георгия Рерберга.

Смотрите фильм

https://vk.com/video16654766_163111406
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 16.09.2016, 11:17 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 3600
Статус: Offline
Первый учитель
Социально-историческая драма


Фильм А. С. Кончаловского высоко оценили не только на родине, но и за рубежом — приз за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале 1966 года получила Наталья Аринбасарова, сыгравшая Алтынай, девушку, которую полюбил «первый учитель» — бывший красноармеец Дюйшен. «Первого учителя» благосклонно приняли и профессионалы. Оператор Георгий Рерберг отважно нарушил традиционные правила расстановки световых приборов: тетрадки, лежащие перед учениками Дюйшена, отбрасывали мягкие блики на лица — ученики будто лучились, воспринимая свет знаний. Художник Михаил Ромадин предпочел строго контрастную графичность изобразительного решения, подбирая для того соответственные фактуры — черный ситец с белыми горошинами или черные халаты с белыми полосами. Получался черно-белый фильм, в котором обостренно конфликтовали насыщенно черные и насыщенно белые плоскости, писавший эскизы к фильму, затем осуществлявший постановку.

Несмотря на большой успех в 1960-е гг., фильм едва упоминается в нынешних обзорах шестидесятнического кино. «Первый учитель» будто растворился в своем времени. Может быть, так произошло потому, что изменилось само время и перестала цениться особая порода революционных «пассионатов», каким был учитель Дюйшен — главный герой фильма А. С. Кончаловского. Фильм тем не менее заслуживает внимания, так как подвел под этим характером черту, закрыв тему. После «Первого учителя» фигуры, равные Дюйшену по напряжению революционной страсти, кажется, не появлялись на экране. Дюйшен стоит в одном ряду с Павлом Корчагиным из одноименного фильма А. Алова и В. Наумова (1956) или с Василием Губановым из фильма Ю. Райзмана «Коммунист» (1957). Всем им присуща исступленная жертвенность, в основе своей трагичная. Они будто глушат исступленностью подспудно терзающее их сомнение в осуществимости дела, которому служат. Героя одного фильма разбивает паралич, в другом он погибает, но картины Алова—Наумова и Райзмана завершаются на оптимистической ноте. Дюйшен же, борющийся с вековым укладом бытия, рубит в финале дерево, символизирующее этот уклад — рубит в одиночку, жалким топориком. Дерево даст новые побеги или вырастут другие деревья — сизифов труд учителя не может не быть бесконечен.

http://megabook.ru/article....B%D1%8C
 
Форум » Тестовый раздел » АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ » "ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ" 1965
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz