Пятница
19.04.2024
09:09
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ" 1976 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » ДИНАРА АСАНОВА » "КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ" 1976
"КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ" 1976
Александр_ЛюлюшинДата: Среда, 31.08.2016, 18:31 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 3245
Статус: Offline
«КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ» 1976, СССР, 94 минуты
— драма выдающегося режиссёра Динары Асановой




Кирилл Алексеевич, отставной армейский офицер, становится директором школы. Привыкший к строгости и распорядку дня, он сталкивается с беспорядочной суетой повседневной школьной жизни. Нелегко найти понимание с детьми и учителями, особенно с любимицей учеников – Мариной Максимовой, преподавателем литературы. Однако Марина немало удивляется, обнаружив в «придирчивом» Назарове проницательность, тактичность и опыт преподавателя.

Съёмочная группа

Автор сценария: Георгий Полонский
Режиссёр-постановщик: Динара Асанова
Главные операторы: Юрий Векслер, Дмитрий Долинин
Главный художник: Владимир Светозаров
Композитор: Евгений Крылатов
Звукооператор: Константин Пашков
Директор картины: Юрий Губанов

В ролях

Елена Проклова — Марина Максимовна, классный руководитель 10 «Б»
Алексей Петренко — Кирилл Алексеевич, директор школы
Лидия Федосеева-Шукшина — Эмма Павловна, учитель химии
Любовь Малиновская — Ольга Денисовна, завуч
Зиновий Гердт — Олег Григорьевич, учитель физики
Екатерина Васильева — Клавдия Петровна, мать Юли
Олег Хроменков — Баюшкин, отец Юли
Анвар Асанов — Антон, сын Марины Максимовны
Лилия Гриценко — Лилия Олимпиевна, учительница музыки
Гелий Сысоев — Константин Иванович, учитель физкультуры
Герман Лупекин — учитель
Любовь Тищенко — учительница
Наталья Яшпан

10 «Б»
Марина Левтова — Юля Баюшкина
Александр Богданов — Саша Майданов
Андрей Лавриков — Андрей Шаров
Елена Цыплакова — Таня Косицкая
Константин Николаев — Алёша Смородин
Елена Аржаник — Алла
Сергей Волков
Александр Гольдштейн
Ирина Обольская
Елена Попова
Алексей Рахов

Фестивали и призы

1977 — XI ВКФ в Риге:
Приз «За лучшую кинорежиссуру» Динаре Асановой
Приз «За лучшее исполнение мужской роли» Алексею Петренко
Приз ЦК ЛКСМ
Приз детского жюри зрителей творческому коллективу фильма
1977 — X МКФ в Москве: Специальный приз жюри конкурса фильмов для детей
1977 — Призы Ленинского Комсомола режиссеру Динаре Асановой и актрисе Елене Прокловой
1978 — VI Международные Кошалинские встречи (Польша): Приз «Янтарь» за лучший сценарий Георгию Полонскому
1978 — VIII МКФ лучших фильмов мира «Фест» в Белграде (Югославия): Почетный диплом «Кекец»
1978 — VIII МКФ для детей в Джиффони (Италия): Особый диплом

Интересные факты

Для Марины Левтовой это была первая роль в кино. Марина была одноклассницей Лены Цыплаковой, которая снималась в фильме Динары Асановой «Не болит голова у дятла». Когда Динара начала искать ребят для своей новой картины, Лена показала ей фотографию своего девятого класса. Асановой сразу приглянулись двое – мальчик и девочка. Этой девочкой и была Марина Левтова.

В роли Марины Максимовны Динара Асанова хотела снимать Екатерину Васильеву, но её не утвердил худсовет. Также пробы проходили Евгения Ханаева, Марина Неёлова, Людмила Гурченко.

Когда Кирилл Алексеевич просит Марину Максимовну помочь ему разобраться в книгах по педагогике, она предлагает для начала прочитать Януша Корчака «Как любить детей».

На прогулке Марина Максимовна читает ученикам хайку Тиё-ни:
Над ручьем весь день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.

Эпизод возле дома Пушкина на Мойке в день 139-й годовщины гибели поэта первоначально отсутствовал в сценарии, его добавила Динара Асанова. У памятника Пушкину свои стихи, посвящённые поэту, читают Булат Окуджава «Александру Сергеевичу хорошо…», Давид Самойлов «Болдинская осень», Михаил Дудин «В кругу земных столпотворений…» и Белла Ахмадулина «Дачный роман».

Булат Окуджава о создании песни «Давайте восклицать»: «Я очень нервничал. Помню, что мне очень хотелось угодить, соответствовать. Я напридумывал множество различных вариантов песен к этому фильму. Почему я нервничал? Ведь у меня был порядочный опыт подобной работы. Всё пока что получалось как будто бы удачно. Моё положение в литературе и уже некоторая известность и уверенность в собственных силах, казалось бы, должны были избавить меня от излишней вибрации, но я нервничал. Так, нервничая, я спел, приехав в Ленинград, одну песню, вторую, и, наконец, еще одну, не совсем, правда, удачную, но так, на всякий случай. Динара слушала моё испуганное, напряжённое пение, подперев кулачком подбородок. Кстати, та – третья песня – никакого отношения к сюжету фильма не имела. Динара, по каким-то одной ей ведомым признакам, отобрала именно её. Я думал, будет оркестр, но звучала жалкая гитара: «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это всё любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не будем придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить во всем друг другу потакая,
Тем более, что жизнь короткая такая.

Смотрите фильм

https://vk.com/video16654766_163187752
 
ИНТЕРНЕТДата: Среда, 31.08.2016, 18:34 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4190
Статус: Offline
КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ

В этом фильме все непривычно — и главный герой, директор школы Кирилл Алексеевич в исполнении А. Петренко — какой-то слишком тяжеловесный, громоздкий для положительного персонажа; и Е. Проклова, такая вдруг непохожая на себя, даже не сразу узнаваемая в своем толстом рабочем свитере; и Л. Федосеева-Шукшина, обычно молчаливая на экране, а здесь многословная, неумно кокетливая, в парике, сдвинутом набекрень, и наконец, школьники, среди которых явно лидируют интеллектуалы, очкарики, философы, а вовсе не задиры. В этом фильме все до боли привычно — и девочка, чувствующая себя «старой» в 17 лет, и мальчик, влюбленный в нее с пылким косноязычием юности, и коллектив педагогов, ревниво следящий за тем, кому ребята дарят свою преданность, и коллектив детей, дарящих эту преданность, разумеется, самым достойным. Вот на этом стыке привычного и необычного — привычного по характерам, по содержанию, но отлитого в острые, в чем-то даже парадоксальные сюжетные формы,— и строят свое повествование драматург Георгий Полонский и режиссер Динара Асанова, авторы фильма «Ключ без права передачи».

Название это — «Ключ без права передачи» — подробно расшифровывается в сцене импровизированного школьного банкета.

— Мариночка! — добродушно, хотя, впрочем, слишком уж елейно, слишком уж как-то ласково спрашивает на этом банкете юную учительницу Марину Максимовну (Е. Проклова) пожилая заведующая учебной частью Ольга Денисовна.— Поделились бы опытом, Мариночка. Считают, что ключ к десятому «Б» только у вас.
— Такой ключ,— рубит в ответ Марина Максимовна,— они дают сами — кому и когда захотят. И конечно,— без права передачи посторонним...

Итак — положительная героиня? И в самом деле, все это новое, свежее, молодое, что пришло в последнее время в педагогику, сосредоточено, кажется, в преподавательских методах Марины Максимовны. Сочинения на вольную тему, споры на уроке, когда нет, кажется, ни учителей, ни учеников, а есть коллектив единомышленников, в трудном поиске добирающихся до истины... Что-то романтическое, лицейское есть в этом кружке ребят, обступивших свою учительницу. Жизненные неудачи, неизбежные разочарования, трудности, любовь, быт — все это будет потом, когда распадется их тесная (опять так и хочется сказать — лицейская) семья; а пока — они еще все вместе, они дружны и переживают мгновения высочайшей гармонии, о которых потом, в иной, взрослой жизни будут вспоминать с благодарностью и любовью. Немаловажно и то, что Марина Максимовна, их наставница, их классная руководительница, подарившая им это счастье спешить каждое утро в школу, как на свидание с другом,— почти так же юна, как они, и в гурьбе ребят, барахтающихся в снегу, хохочущих, спорящих, танцующих при свечах, не сразу отличишь — кто здесь педагог, а кто ученик. Вряд ли Марина Максимовна все это подробно обдумывала. Ее счастливые отношения с классом — не столько плод точного педагогического расчета, сколько — счастливое наитие, рожденное талантом, интуицией, огромной любовью к своей профессии.

Итак — положительная героиня? — вновь повторим мы свой вопрос. Но постойте: помимо ребят есть в фильме еще одна сторона — коллектив учителей-коллег, товарищей Марины Максимовны. И вот с этими людьми отношения ее складываются далеко не безоблачно. Не складываются по той простой причине, что она, Марина Максимовна, талантливее многих, наверное, даже талантливее всех в школе, и ей нет нужды передавать кому-то свой ключ к ребячьим сердцам, тот ключ, который, как она думает, вручен ей самой без права передачи.

Сколько проблем возникает в этой связи! Это и проблема таланта. Он требует к себе особого отношения, но, с другой стороны, может ли талантливая личность исключить себя из системы нормальных человеческих отношений? Это и этические проблемы: дружба молодой учительницы с классом основана на полном доверии. Ребята спрашивают тебя о чем-то — обязана ответить. А если этот вопрос касается твоего коллеги — учительницы той же школы, причем учительницы абсолютно бездарной? Ёе несоответствие занимаемой должности всем очевидно, но имеет ли право Марина Максимовна обсуждать с ребятами этот вопрос? Наконец, это проблема соответствия человека своему месту. Посмотрите на ту же Эмму Павловну (Л. Федосеева-Шукшина) вне пределов класса. Нормальная женщина — добродушная, хлебосольная, пироги прекрасно печет. Но вот она входит в класс — и для всех начинается мучение. Мучаются ребята — им скучно, нудно, неловко, но главное — мучается и сама учительница, комплекс неполноценности заставляет ее все время совершать ошибки, и она сразу меняется на, глазах, становится неловкой, несправедливой. Человек, неправильно выбравший профессию, не может быть счастлив сам и сеет вокруг себя несчастье, дисгармонию,— утверждают авторы.

Разумеется, в фильме есть герой, который просто по долгу службы призван разрешить все эти конфликты. Это — новый директор школы Кирилл Алексеевич Назаров. И он, конечно, во всем разберется. Но авторам фильма гораздо важнее, чтоб разобрались, задумались мы — зрители. Когда смотришь «Ключ без права передачи», убеждаешься, как интересно изменился, как вырос наш школьный проблемный фильм. Он находится сейчас в том прекрасном и отважном возрасте, когда интерес к любой проблеме увеличивается по мере ее остроты, а любая, самая острая проблема кажется в то же самое время вполне разрешимой, потому что нет никаких непреодолимых преград ни для полета смелого молодого ума, ни для того чувства справедливости, которое изначально живет в каждом человеке...

«Спутник кинозрителя» № 5, 1977 год
Татьяна Хлоплянкина
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/602/
 
Форум » Тестовый раздел » ДИНАРА АСАНОВА » "КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ" 1976
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz