Воскресенье
24.09.2017
18:48
 
Липецкий клуб любителей авторского кино «НОСТАЛЬГИЯ»
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | "ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ" 1982 - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » РОМАН БАЛАЯН » "ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ" 1982
"ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ" 1982
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 15.10.2011, 08:59 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 2778
Статус: Offline
«ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ» 1982, СССР, 87 минут
— лирико-трагикомический фильм Романа Балаяна








Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы, он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа…

Съёмочная группа

Режиссёр: Роман Балаян
Авторы сценария: Виктор Мережко
Оператор: Виллен Калюта
Композитор: Вадим Храпачёв
Художники: Виталий Волынский, Н. Пастушенко, Евгений Питенин
Монтаж: Елена Лукашенко

В ролях

Олег Янковский — Сергей Макаров
Олег Табаков — Николай Павлович
Людмила Гурченко — Лариса Юрьевна
Александр Адабашьян — скульптор (озвучил Юрий Богатырёв)
Елена Костина — Алиса
Людмила Иванова — Нина Сергеевна
Олег Меньшиков — друг Алисы
Людмила Зорина — Наташа Макарова
Любовь Руднева — Светлана
Никита Михалков — режиссёр
Валерий Панарин — эпизод
Сергей Иванов — актёр («Кузнечик»)

Интересные факты

Роман Балаян рассказывал, что во время съемок «Полётов во сне и наяву» на площадке звучала музыка из фильма «Восемь с половиной» - целью режиссёра было создание такого же настроения.

Роль Александра Адабашьяна озвучивал Юрий Богатырев. По словам Адабашьяна, в тот момент он был в командировке и не мог присутствовать на «озвучке».

Олег Янковский называет Макарова своей любимой ролью.

Роман Балаян рассказывал, что сценарий Мережко изначально был рассчитан на Никиту Михалкова. Однако в один прекрасный вечер Балаян увидел по телевидению фильм «Мы, нижеподписавшиеся…» и понял, что главную роль должен играть Янковский. Он «предал» своего друга Михалкова; это не помешало Михалкову появиться в фильме в небольшом, но запоминающемся эпизоде.

Фильм был снят в городе Владимире.

Небольшая роль Олега Меньшикова появилась в фильме независимо от сценария. В какой-то момент Балаян решил, что главного героя надо уравновесить героем помоложе. Он пригласил Меньшикова, который сыграл одну из первых своих ролей.

Режиссер о Людмиле Гурченко: «На роль Ларисы в этом фильме мне посоветовали взять Люсю Гурченко. Прочитав сценарий, она пришла и стала играть, как она это умеет: классно, с прибамбасами, в своей любимой манере. А я смотрю и понимаю, что пропал: это настолько классно и настолько… чуждо мне, настолько «не то», что я не знаю, что делать. А человек она хороший, и, чтобы не обидеть, я ей говорю: «Знаете, Люся, вы так это хорошо сделали! Я даже не предполагал. Но, честно говоря, я хотел не совсем так. Вот если бы я снимал кино во Франции, то взял бы Анук Эме». Она говорит: «Все, поняла! Сидим-молчим».

Режиссер о фильме: «Расскажу один смешной эпизод. Ученику известного профессора семиотики Юрия Лотмана очень понравился фильм «Полеты во сне и наяву», и он написал мне письмо – разбор фильма. Читать это было невозможно, так как каждому шагу он находил свое объяснение. Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы – это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»

Создатели фильма не раз говорил, что хотели бы сделать продолжение истории Сергея Макарова. Мариной Мареевой даже был написан сценарий «Каждый третий, или Дальше будут драконы». Однако Балаян от проекта отказался, мотивировав это тем, что не желает заниматься «самоцитированием и самоистязанием».

Награды

Государственная премия СССР 1987 года Олегу Янковскому за роль Сергея Макарова

Смотрите фильм

http://vkontakte.ru/video16654766_97632077
 
Александр_ЛюлюшинДата: Среда, 26.10.2011, 20:18 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 2778
Статус: Offline
28 октября 2011 года
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №7 (272) сезона 2011-2012
«ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ»
режиссёр Роман Балаян, СССР

О фильме «ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ» посетители сайта http://www.kino-teatr.ru


***

Тонкий, умный, глубокий, честный фильм. Считаю "Полёты во сне и наявку" одним из лучших советских фильмов.

***

Замечательный, пронзительный и очень честный фильм о человеке, который не хочет, чтобы ему было 40.

***

Фильм - шедевр, фильм - боль, фильм - правда. Очень грустный, очень глубокий. А Олег Янковский - это вообще феномен! Кто единожды увидел - забыть невозможно. Круг, пустота, сквозь пальцы улетающая в никуда жизнь молодого красивого потерянного человека, человека не к месту и не ко времени...

***

Только что посмотрел фильм который видел в детстве мельком… Сейчас мне 32, на последних минутах фильма проступил пот, как у героя в начале фильма, ком в горле…

***

Фильм «Полеты во сне и наяву» - один из выдающихся фильмов всех времен и народов.

***

Единственный фильм, который даже обсуждать не могу. Просто всегда его смотрю и наслаждаюсь игрой Янковского. Даже смысл фильма для меня не имеет никакого значения. Какой был замечательный актёр, приятный мужчина. Игра его просто завораживает.

***

Один из самых любимых мной фильмов! Фильм как монолит. Хочется не выделять на составляющие, а в очередной раз восхититься.

О фильме «ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru

***

Сам Олег Иванович Янковский признавался, что это один из его самых любимых фильмов. Сыграв Сергея Макарова, он стал лауреатом Государственной премии Советского Союза (1987) и, в некотором смысле, символом поколения 70-х. Судьбы нескольких людей странно сплелись в этом фильме. Люди, переживающие кризис среднего возраста, такие же великовозрастные дети, как и главный герой фильма — Сергей Макаров, создали «Манифест сорокалетних», прекрасную драму, существующую вне временных рамок.

***

Потрясающая картина! Осмелюсь дать ему альтернативное название «Серость». В нем не надо искать логику, да и возрастного кризиса там тоже нет. Фильм о заурядности окружающего мира незаурядного человека, о том, как душит все вокруг и нет прежней радости и хмель не доставляет веселье и женщины опостылели. Что ж мне очень понятны поступки героя, тоже безумно раздражает формула: «Уснул-проснулся, уснул-проснулся — Новый год!». Ответить на главный вопрос «Что же теперь делать дальше?» должен каждый сам за себя и, как и героя Янковского утешить в этом поможет разве что мама.

***

Я в который раз смотрела «Полёты…». И опять на экране пытался жить (или выжить) маетный Серёга Макаров — тот, кто всё летал и летал в своих мучительно счастливых снах.

Наслаждалась каждой минутой той истории, что рассказывал мне Балаян Янковским. Герой не своего времени на вечном взрыде снова жил так, что было больно смотреть. Печальный клоун шатался по жизни, в свои без трёх дней сорок лет, но «дурак-дураком», и я понимала как он прав в этом мучении.

«Мчится всадник прямо в осень…» — твоя осень уже открыта, Макаров. Добро пожаловать в желанное одиночество…

***

Один из моих любимейших отечественных фильмов. Просматривая его в очередной раз, я открываю для себя новые нюансы, какие-то ранее незамеченные или неосознанные детали, и вновь и вновь пытаюсь постигнуть мотивы поведения главного героя картины в исполнении блистательного Олега Янковского. Другими словами говоря, «Полёты во сне и наяву» для меня своего рода фильм — размышление. Или даже что-то вроде самоанализа.

***

Роман Балаян создал свой шедевр в исторически значимый для страны 1982 год. О, эти 80-ые! Конец эпохи брежневского «застоя». Картина прямо-таки пронизана духом того времени, о чём свидетельствуют хотя бы песни Леонтьева за кадром.

Блестящий актёрский состав задействован в данном фильме: Олег Янковский, достойный всех возможных наград за созданный им образ, Людмила Гурченко, героиня которой практически без слов, с помощью мимики, жестов, глаз, эмоций, телодвижений говорит о своём отношении к главному герою, Олег Табаков, Олег Меньшиков, Никита Михалков, Александр Адабашьян, Елена Костина, дебютантка в кино, сумевшая не потеряться среди маститых киношников, не поблекнуть на их фоне, и др.

Последняя сцена просто гениальна, она пробирает до мозга костей, вызывает мурашки по всему телу. Янковский, браво!

10 из 10

***

Очень, очень искренний и уникальный фильм, фильм о жизни и душе, душе простого человека, который попал во внутренний кризис, кризис личности среднего возраста.

***

Да, это кино для любителей. Это не «мейнстрим» (в советском кино такого понятия в принципе не существовало), это авторское кино, которое несет в себе частицу души режиссера — Романа Балаяна, которую он решил подарить зрителям. Но, далеко не все фильм восприняли хорошо, сославшись на «непонятность» сюжета и концовки в частности. Да авторское кино далеко не всегда примечательно сценарием! Оно примечательно великолепно поставленными сценами, которые нужно заметить и понять! Эта картина — работа художника, если можно так выразиться. Тут важен жест, действия главного героя, картина, висящие на стенах и тому подобное. А те, кто говорят, что сюжет фильма непонятен — просто невнимательно смотрели картину. Мы видим чуть ли не прямолинейное повествование о нескольких днях жизни мужчины, который готовится к своему 40-летию. Он осмысливает, что он сделал в жизни хорошего и плохого. Он старается изменить свою жизнь к лучшему. Он старается не замечать все плохое, что с ним происходит. Но на него наваливаются все новые и новые проблемы, изо дня в день, из часа в час… И этому герою искренне сочувствуешь, но не понимаешь его мотивацию (по причинам, указанным выше).

В общем — гениальный фильм, который я обязательно пересмотрю лет через 20—25. Ну, а сейчас я буду восхищаться фильмом и строить доводы по поводу его трактовки.

***

Не думаю, что это фильм понравится всем, это авторское кино, которое является лучшим фильмом в фильмографии прекрасного режиссера Романа Балаяна.

10 из 10

***
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 28.10.2011, 14:19 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 3548
Статус: Offline
Полеты во сне и наяву (1982)

"Эх, Серега, Серега, как завидовал я тебе в институте, а теперь все у тебя кувырком" — говорит начальник Табаков своему однокурснику и подчиненному Янковскому (игру этого самого близкого мне актера столетия можно сравнить с "открытым переломом сердца", он переплюнул Де Ниро в "Таксисте") накануне его сорокалетия. Запутался мальчик — с женой его не связывает ничего, кроме долга, а волочится он за молодой девицей, может быть, даже любит, а скорее всего "молоденькую" захотелось. Его любит прекрасная женщина Гурченко, работающая рядом с ним за кульманом, а он этого "на замечает", пользуясь, однако ее машиной, зная, что это — вечная палочка-выручалочка. А любит ее Табаков, безответно. Олег Меньшиков, парень помоложе, резво ухаживающий за его молоденькой пассией, укладывает его в борьбе на руках, и кричит он "ку-ка-ре-ку" под столом на дне рождения, куда приглашены все сослуживцы + молодая любовь. Гениальный фильм блестяще показывает то, что происходит с нами лет в 40-50 в той или иной форме. Не со всеми, но происходит. Пересматривал я картину несколько раз, и очень хотелось бы увидеть продолжение — вылез ли герой Янковского из мокрой соломы? Жаль, что это вряд ли возможно. Я имею в виду римейк. Те, кто не смотрел этого фильма, не имеют ни малейшего понятия о том, что такое Янковский, Балаян и Мережко.

М. Иванов
http://www.film.ru/afisha/movie.asp?code=POLETY
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 28.10.2011, 14:20 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 3548
Статус: Offline
Полеты во сне и наяву

Сереге Макарову (Янковский) настал сороковник. Вместе с ним ему пришел какой-то полный абзац в виде осточертевшей работы, нелюбимой жены, безразличной любовницы, серого свитера, джинсов, друга (Табаков), с которым можно за пьяной яичницей спеть про синий троллейбус, и женщины (Гурченко), к которой еще можно, но уже почти не имеет смысла заваливаться в шесть утра.

Янковский соединил костюмированное шутовство Мюнхаузена с элегантной обреченностью влюбленного по собственному желанию и в результате изобразил главный подрывной мужской характер восьмидесятых годов. Он призывно вытягивал губы, ввязывался в драки на запасных путях, нервировал кинорежиссера Михалкова Н.С., притворялся мертвым с большой дыней под мышкой и, словно Дух Божий, носился над водами под леонтьевские "деревянные качели - расписные карусели". Подрывая основы социалистического общества (которое в этом фильме было абсолютно идентично по повадкам обществу буржуазному), он сам подорвался на мине замедленного действия, имя которой Возраст, а фамилия - Жизнь. Роман Балаян жестко намекнул, что от этих вещей не откупишься воплем "кукареку!" и от них не зароешься иголкой в стогу мокрого сена.

Максим Семеляк
http://www.afisha.ru/movie/170294/review/146593/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 28.10.2011, 14:20 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 3548
Статус: Offline
Полёты во сне и наяву

В образе Сергея, главного героя фильма есть нечто, что заставляет вспомнить и Мюнхгаузена, и писателя-кудесника из «Обыкновенного чуда». Это — непримиримость и презрение ко всему серенькому, суетному, мелочному, это неистовость души, жажда света и чуда, жажда невозможного, это «мильон терзаний» сердца, которое не хочет и не может жить в ритме в маятника незатейливых домашних «ходиков». Для Сергея — это работа, вовсе переставшая приносить удовлетворение, это круг сослуживцев, прискучивших «соседей по кульманам», это семья, в которой все милое, горячее, живое словно затянулось застывшей коркой лавы, это каждодневный обман, в который с отчаянным упрямством вовлекает себя герой, это — яростные попытки прорваться, обрести ясность, гармонию, целесообразность жизни.

Бывает ли такое с нами? Редко. Но бывает... Особенно когда подступает первая усталость прожитых сорока лет. Герою так и не удается прорвать «заколдованный круг», воспарить в небо. И драматическая сцена финала, сыгранная Олегом Янковским, быть может, заставит вас припомнить его Мюнхгаузена, на глазах у тысяч людей шагающего к пушке, в которую... «забыли» положить порох. Там героя хотели погубить. Но ведь он все-таки взлетел! Искусство всегда живет надеждой, пробуждает ее в наших сердцах... И пусть в «Полетах во сне и наяву» мы не увидели победы героя (жизнь — не сказка), во многое заставляет вас поверить в то, что настанет и его час.

Кинокритик Андрей Зоркий, «Спутник кинозрителя», февраль 1983 года
http://www.kino-teatr.net/kino/movie/sov/5358/annot/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 28.10.2011, 14:21 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 3548
Статус: Offline
"Полеты во сне и наяву"
Бег зайца через поля


Не знаю, кому как, а мне герой Янковского симпатичен. Потому что томящийся бедолага. Инженер конструкторского бюро, тесной комнатушки, куда понабилось всякого разного, а на самом деле одинакового народу – "синих чулков", дремотных и ленивых, амебообразных. Даром, что разного возраста. Это у Сережи возраст – средний. Через три дня – юбилей, сорок лет. И вот значит этот вот Сережа, которого блестяще играет Янковский (Балаян, по-моему, вообще – его режиссер), находится в таком странном состоянии, которое, говорят, наступает через каждые 12 лет. Типа, переходный возраст. Как сказала одна наша приятельница – у Сережи-Олега Янковского кризис среднего возраста, который для советского интеллигента выражался таким вот образом. Каким таким? Сережа "бесится", "дурит". Он прогуливает работу, посещает съемочную площадку и докапывается до самого Никиты Михалкова, унижает юных коллег, изменяет жене, пытается удрать от гаишника, на своем юбилее имитирует самоубийство.

Мне кажется, что режиссер неспроста выбрал Янковского на эту роль. Будучи звездой советского кино, Янковский убедителен в роли чувака, вообразившего себя пупом вселенной и даже имеющего с этого горячего убеждения дивиденды: вокруг Сережи вьется толпа женщин, и, что симптоматично, всех актрис, которые изображают этот рой, зовут Людмилами. В фильме даже снялась реальная жена Янковского, тоже, конечно, Людмила. Созданный образ "любимца женщин" – "как у Жапризо" – особенно заостряет конфликт героя с окружающей его действительностью, серой, осенней, провинциальной. Ведь, казалось бы, чего тебе не хватает, когда вокруг столько Людмил, и ты окружен любовью? Но проблема в том, что жизнь – ненастоящая, и людмилы, соответственно, ненастоящие. Сережа жаждет свободы. Оторваться от земли и полететь. Но желание полета у Сережи какое-то смутное, поэтому окружающие его люди смеются над его "лекциями" о полетах во сне и наяву. Усилия, которые предпринимает Сережа, направлены не только на себя, но и на людей. Он пытается их растормошить, ибо знает: пройдет какое-то время, и он сам свыкнется с рутиной, обретет скучную, унылую, конформисткую дружелюбность, вроде той, которая присуща начальнику отдела (О.Табаков). Сережа "дурит", и этим отчасти напоминает учителя дзэн-буддизма, когда тот нелепыми поступками, "постыдными" для взрослого человека, сбивает людей с толку и переводит их сознание на другой уровень. Но Сережа, к сожалению, не мастер дзэна, у него отсутствуют четкие ориентиры. Он слишком суетлив — и его суетливость хорошо очень показана. Поэтому "полеты в небе" превращаются в "бег зайца через поля" — Сережа действительно бегает в фильме через осенние поля, чтобы затем, несолоно хлебавши, вернуться к людям и начать все заново.

Владимир Гордеев, 20.10.2008
http://www.ekranka.ru/film/1309/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 28.10.2011, 14:21 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 3548
Статус: Offline
"Полеты во сне и наяву"
Рецензия на фильм "Полеты во сне и наяву"


"О чем этот фильм?" — спросила я. "Про одного там, который всем врал" — ответил Вовва. Я сразу вспомнила "Осенний марафон" и "Мертвые души", испытала душевные корчи, но дело есть дело – стала смотреть.

Пленка Шосткинского завода "Свема" — это веха. Она такая же уныло желто-зеленая и такая же мрачная, как мои воспоминания о восьмидесятых годах. В те годы актер Янковский был кумиром миллионов, звездой, писаным красавцем. Фильм с ним был обречен на внимание и, как следствие, успех. Если кто-то желал громко заявить о чем-либо посредством кино, он просто обязан был ангажировать этого сутулого мужчину с асимметричной гасконской физиономией. Режиссеру Балаяну было что сообщить. Ему очень хотелось рассказать советским гражданам о том, чего у них как бы не было. В свете популярной аксиомы, созданной поэтом Лебедевым-Шмидтгофом – "Эх, хорошо в стране советской жить!" — у граждан не было вовсе не секса, как полагают до сих пор многие, а права на депрессию и возрастные кризисы. Режиссер Балаян предложил зрителю историю мужчины Серёжи, находящегося в самом эпицентре борьбы с наступающим сорокалетием. Мужчина Серёжа – существо лживое и хамоватое, при этом артистичное и беспомощное. Он начинает свой день, наговорив жене глупостей вперемешку с гадостями, затем отправляется на работу, где беззастенчиво врет начальнику отдела о больной матери и доводит юную сотрудницу до слез. После чего удовлетворенно сваливает на Жигулях за младой любовницей Алисой, чтоб помчать ее на пикник (отчего-то я уверена, что на роль Алисы приглашали Друбич — уж очень знакомый типаж). В фильме есть прекрасная сцена, апофеоз альфонсирующего кобеля, и сцена эта превысила уровень моей критики настолько, что после нее я перестала плевать в изображение Янковского и стала просто смотреть кино. Мужчина Серёжа сидит за рулем в машине, даденной ему по доверенности влюбленной женщиной с работы, и на заднем сидении у него – жена с авоськами после пробега по магазинам в обеденный перерыв, а на пассажирском – девушка Алиса, щебечущая про пленэр и дачку. И вместо того, чтобы немедленно провалиться к чертовой матери в преисподнюю, Серёжа весело объясняет им – это знаменитая сентенция – "с одной из вас меня не связывает ничего кроме долга, с другой – все кроме долга", к тому же (давай курсив!) надеясь на понимание. До этого момента я смотрела фильм кровожадно, питаемая лишь надеждой, что в конце Серёжу постигнет ужасная мучительная смерть, усугубленная полным осознанием своих ошибок без права исправления. Злопыхать после этой сцены у меня не осталось нервов. Балаян – мастер и умница.

Кошмар, в котором мечется мужчина Серёжа, можно объяснить его личной нереализованностью – такой импозант, а сидит в затхлом конструкторском бюро под начальством кота Матроскина. Тянется ко всему веселому и интересному, а кругом как сговорились – требуют остепениться и выйти вон со съемочной площадки, где снимает кино Генри Баскервиль. Его привлекает свежесть молодых, но молодость в лице Константина Ромина смеется над нелепой несовременностью Серёжи, и легко осаживает его куковать под столом. Через всё это безобразие с первого кадра тянется – мать, мать, мать. Несмотря на безысходность, которой несёт от человека, горько плачущего в холодной глубине сырого стога, у него все же остается один путь – ненавистный и необходимый – приехать в Тайный город и взглянуть этой пресловутой матери в глаза, чтоб увидеть там себя как есть: изношенным, никчемным и безусловно любимым. Но этого нам не покажут, конечно, оставив самих домысливать, как поступит персонаж Янковского, выбравшись из-под сена и утерев сопли с лукавой рожи рукавом растянутого свитера.

Будучи стройным и лаконичным при своей почти скандальной откровенности и расхлябанности, содержа в себе вопросы от масштабных – о смысле жизни, например, до мелочных – откуда здесь все эти пляшущие люди с транзистором, фильм и раздражает, и притягивает. В нем нет ответов, нет выходов, только герметичная данность. Я в нем увязла и часто в мыслях к нему возвращаюсь, и это нездорОво. За это нездоровье я ставлю ему своё субъективное четыре, хоть он и сделан на пять.

Юлия Ульяновская, 21.10.2008
http://www.ekranka.ru/film/1309/
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 28.10.2011, 14:21 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 3548
Статус: Offline
Полеты во сне и наяву

Проблематика фильма Мережко и Балаяна восходит к чеховской традиции «массового гамлетизма», которая, став едва ли не общим местом, оставалась болезненно актуальной. Время фильма — три дня из жизни Сергея Макарова, на один из которых приходится его сорокалетие. Но время фильма — при всей своей бытовой заземленности — еще и ирреально. Двойное время фильма — это двойное бытие взрослого мальчика, на переломе жизни. Герой Олега Янковского мучился не оттого, что никак не мог самоопределиться, сердился и иронизировал не оттого, что выпал в осадок, а потому, что все, некогда устойчивое и важное, превратилось в безутешное и ложное. Искусство семидесятников нащупывало именно эту болевую точку. Что же оставалось? Раскачивающиеся качели: есть — нет, в шутку — всерьез, участие — наблюдение. Конечно, легче всего было вписать этого неустроенного, а точнее, невстроенного, рвущего все связи и рвущегося на волю, но и там не находившего себе места, человека в романтическую традицию. Но в этом герое-индивидуалисте смущал не скрытый романтизм, а нечто, лежащее по ту сторону добра и зла. Стремительное и одновременно неподвижное время фильма соотносилось в фильме Балаяна с тесным и пустынным городским пространством, засасывающим человека, как стоячая вода. Был — и нету.

Кульминация фильма — сорокалетие героя — большой эпилог, где сошлись почти все персонажи и где прозвучали все ранее варьируемые лейтмотивы, где Балаян бесстрашно процитировал Феллини и Вайду, расширил генеалогию своего героя, поколебал клише о «потерянном поколении». О тех последних, что будут первыми. О худших, кто на самом деле наилучшие, потому что лишний человек — не потерянный. Балаян печалится о судьбе своего героя, но — по ходу — говорит и о своих кинематографических пристрастиях. Среди многих тем, разработанных в «Полетах. », — эта, быть может, одна из самых трогательных и интимных.

В эпилоге Балаян дает панораму микросюжетов и микроотношений персонажей.

И даже несостоявшаяся поездка к матери в начале фильма аукнется в его финале возвратом героя в материнское лоно. Режиссер закапывает его в стог сена, где он «в позе эмбриона» (как смертельно раненый Мачек из «Пепла и алмаза») рыдает в предчувствии своего возрождения. В сценарии герой Янковского погибал. Но Балаян, зарядив его витальной энергией отказа, оставил в живых. Хотя и на последнем дыхании.

http://www.inoekino.ru/prod.php?id=2657
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 28.10.2011, 14:22 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 3548
Статус: Offline
Полёты во сне и наяву

«Полёты во сне и наяву» поначалу приняты не были. Судьба картины, бурная и трудная, свершилась спустя шесть лет присуждением Государственной премии СССР.

Страсти кипели главным образом вокруг центрального персонажа. Герою фильма — Сергею Макарову — сорок лет. Он оглядывается назад, подводит предварительные итоги, пытается всмотреться в будущее.

Тоска и горечь о несостоявшейся судьбе мучат Макарова. Хотя, казалось бы, у него есть всё, что полагается по любым меркам благополучия, — семья, работа и даже любовница…

«Когда такие люди, как Макаров, вторгаются в нашу жизнь, они, как огонь, обжигают явное, осмысленное существование, — говорит режиссёр Роман Балаян. — Ведь все считают, что они мудрее его. Им почти всё ясно на десятки лет вперёд. А в Макарове таятся огромные запасы духовной, жизненной силы. Я убеждён, на таких людях держится любая страна, любая нация. Дело в том, что большинство из нас — утописты или философы повседневной жизни. Он — другой, вот почему его так трудно понять и принять».

Режиссёр знал, о чём говорил. После «Бирюка», вышедшего на экран в 1978 году, Роман Балаян пять лет не снимал и даже заработал репутацию акына от режиссуры. У него, однако, была масса планов, но сценарии не проходили даже на уровне заявок. Многое из того, что пережил герой «Полётов…», накипело и в душе Балаяна: «Мне показалось, что это можно снять. Тогда я позвонил Виктору Мережко…»

Так появился сценарий «Полёты во сне и наяву». Время фильма — это три дня из жизни Сергея Макарова, на один из которых приходится сорокалетие героя. На экране — его повседневное существование с установившимся от утра до вечера распорядком: хождением на работу, семейными неурядицами, встречами с любовницей, беготнёй, разговорами и недомолвками. Нормальная жизнь. Вот только герой имеет странную привычку летать во сне, о которой все знают, но в которую никто не верит…

«Макарова в нашем фильме должен был играть Никита Михалков, — рассказывает Роман Балаян. — Сценарий Виктор Мережко писал именно с таким прицелом. Никита Сергеевич уже знал, что в августе должны начаться съёмки… И я в секунду предал своего друга Михалкова!
Всё случилось в одно неожиданное мгновение. Я увидел по телевизору фильм Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся…» с участием Олега Янковского. Я засмотрелся на то, как он режет лимон. Просто режет лимон… Я не знал сюжета картины, смотреть стал откуда-то с середины. Но мне вдруг увиделось что-то двусмысленное в таком незамысловатом как будто действии артиста. Я почувствовал, что за его героем стоит очень многое, неоднозначное, что этот человек двулик, неверен… Больше того, по его лицу не видно, какой он человек. Никто заранее не знает, не в состоянии определить, плохой он или хороший. Его взгляд, я убеждён, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до Христа. Такая сложность меня устраивает».

А Никита Михалков сыграл в «Полётах…» самого себя, то есть режиссёра. В одном из эпизодов его герой вынужден оторваться от дел, чтобы вытолкать Макарова за пределы освещённой юпитерами съёмочной площадки. Герой Янковского после встречи с Михалковым демонстративно перепрыгивает через ленточку.

«Мы это совершенно случайно придумали на втором дубле, — вспоминает Балаян. — Олег ходил по площадке, и я ему сказал: „Прыгни, оп!“ В этом прыжке был для его героя как бы порыв несения, утверждения личности, ощущения собственной неповторимости. Только что он столкнулся с сильным человеком в лице режиссёра на съёмочной площадке, что-то понял про него, про себя. Но ведь жизнь продолжается, существуют другие люди, варианты отношений, и в любом случае надо во что бы то ни стало сохранить себя».

Роман Балаян очень точно подобрал актёров на все роли.

Начальника Макарова сыграл Олег Табаков. В фильме он предстаёт в образе умилительного обывателя, который поёт песню своей молодости про синий троллейбус. У него жена, двое детей, втайне же он влюблён в свою сотрудницу Ларису Юрьевну. Герой Табакова — искренний, непосредственный, честный человек, в котором, однако, что-то не получилось…

Людмила Гурченко сыграла роль некогда любимой и ныне брошенной героем Ларисы Юрьевны. Ещё в расцвете лет, привлекательная, незамужняя чертёжница (или инженер) одета словно кинозвезда, имеет личные "Жигули», богатую квартиру и запросто ссуживает Сергея деньгами.

В роли любовницы Макарова весьма эффектно выглядит московская школьница Е. Костина. Её героиня годится Сергею в дочери, что, однако, ни её, ни его не смущает. Хуже то, что их «застукала» жена Сергея Наташа. Усмехаясь, Макаров произносит: «Вот сидят две женщины, одинаково для меня близкие, одинаково дорогие, но с одной меня не связывает ничего, кроме долга, с другой все, кроме долга. Вот, спрашивается, что же делать бедному Ереме? Бабоньки, милые, дорогие, через три дня сорок лет, дурак дураком, к кому из вас прислониться?»

Алиса советует ему прислониться к телеграфному столбу и в сердцах убегает. Наташа — её роль прекрасно сыграла Л. Зорина — отбирает у Сергея ключи от дома, что его не слишком огорчает.

«Все наши придумки, импровизации начинались от главного героя, — замечает Балаян. — Видимо, сразу, подспудно я искал оппонента для Макарова. Того, кто унизит его в присутствии Алисы и других. Это был молодой человек, без капли инфантильности, презирающий Макарова, в частности, и за инфантильность, такую нелепую в сорокалетнем человеке».

И появился молоденький паренёк в эпизоде, где Макаров попадает в ателье известного скульптора (А. Адабашьян) со своей подружкой Алисой. У героя Олега Меньшикова нет ни имени, ни фамилии, ни профессии, ни дома. В титрах он назван как бы чуть небрежно: «друг Алисы». Типажность актёра точно легла на маленькую эпизодическую роль, которую он укрупнил. Сделал заметной и очень органичной в течение картины. При том, что Балаян абсолютно искренне вспоминает о спонтанном появлении Меньшикова в «Полётах во сне и наяву», о том, что прежде всего им руководило просто желание снова поработать с полюбившимся ему молодым артистом…

Олег Янковский снимался одновременно в фильме «Влюблён по собственному желанию» у Микаэляна. Артист рассказывал: «Для меня это были две ипостаси одной роли. Про себя я ту свою жизнь называл „Бермудский треугольник“. Я разрывался между городом Владимиром (Балаян). Подмосковьем (Микаэлян) и Москвой (театр). Вечером я за рулём во Владимир, на рассвете в Москву. Я спал по 3—4 часа в сутки. Но был на подъёме, сильнейший импульс давало то, что нравилось работать, роли нравились. Исповедь. Искренность. Доброта».

Кульминация «Полётов…» — сорокалетие героя, день рождения, который едва не стал днём смерти. Режиссёр устраивает карнавально-шутовское действо, большой эпилог, где сошлись почти все персонажи фильма.

Финал фильма — в отличие от сценария Мережко, в котором герой погибал, — принципиален. Олег Янковский всё время, даже годы спустя, мысленно возвращается к Макарову, едва ли не в каждом своём интервью:

«Помните „Полёты во сне и наяву“ — когда бежит с факелом взрослый человек, когда мой герой зарывается в сено и застывает в эмбриональном положении? От безысходности, от пустоты. Это было отражением состояния большого числа интеллигентных людей. Умных, образованных, но неприкаянных, растрачивающих себя попусту. Рефлексия. Есть такое определение: лишний человек.

Конечно, и во мне есть что-то от Макарова, как и в каждом из тех зрителей, кто писал мне: это и про меня, это и про мою жизнь. Как и в каждом сорокалетнем человеке, который задаётся вопросом: а как я прожил эти сорок лет, главную половину жизни?.. Вообще, кто решится сказать, что он не переживал никогда подобного состояния внутреннего разлада с собственной судьбой, с самой жизнью, кто не ощущал на каком-то пороге груза несбывшегося, неосуществленность?»

Фильм «Полёты во сне и наяву» вызвал споры, неоднозначные оценки. Мудрый Марлен Хуциев сказал справедливые слова: «По-моему, прекрасная картина. И свободная. Что мне пришлось по душе — в ней выражено гораздо большее, чем то, что изображено».

Критики отметили изобразительную культуру «Полётов во сне и наяву». Фильм делали увлечённые люди, тонко чувствующие силу экрана. Любой эпизод в плане его постановочно-операторского решения разработан динамично и живописно.

Сам Роман Балаян так объясняет успех картины: «Снимая „Полёты…“, я тешил себя надеждой, что фильм не устареет и через десять лет. В нём есть некая загадка: до конца ведь непонятно, куда стремится герой, чего хочет, кто прав, а кто не совсем. При этом все они в фильме люди хорошие, но почему же тогда всем им так плохо?! Об этом стоит задуматься…»

http://www.filmostory.ru/melodra....d-awake
 
ИНТЕРНЕТДата: Пятница, 28.10.2011, 14:23 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 3548
Статус: Offline
Полеты во сне и наяву
Лирико-трагикомический фильм


Труднее всего, как выясняется, определить жанр этой ленты, которой уже исполнилось четверть века, и тогдашним сорокалетним создателям и героям ныне-то вообще под семьдесят. Картина работавшего на студии имени Александра Довженко и мало кому ведомого режиссёра Романа Балаяна (хотя на его счёту были такие необычные экранизации классики, как «Каштанка» по повести Антона Чехова и «Бирюк» по рассказу Ивана Тургенева) сразу была воспринята как история поколения, лирическая исповедь «лишних людей» 80-х годов XX века, причём именно в момент «расцвета застоя».

Но, кажется, никто не попытался толком проанализировать, почему в 1982 году, когда как раз закончилось долгое, восемнадцатилетнее правление Леонида Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, произошёл неожиданный всплеск творческой активности советских кинематографистов, которые произвели на свет несколько заметных и явно неоднозначных произведений, уж точно не вписывающихся в прежние стандарты. И ленте «Полёты во сне и наяву» выпала почётная участь стать чуть ли не программным творением «восьмидесятников», хотя подобный термин, в отличие от «шестидесятников», практически не употреблялся.

Между тем, картина Балаяна не очень-то подходила на роль этапной и сущностной работы, и её подчас навязчивые сравнения с пьесой «Утиная охота» Александра Вампилова, а также поиск всевозможных культурных реминисценций, в том числе — кинематографических (от Федерико Феллини до Анджея Вайды), скорее, обнаруживали стремление представителей интеллигенции непременно поставить «Полёты во сне и наяву» в некий общественный, морально-нравственный и художественный контекст. Сам режиссёр, немного растерявшись от обилия комплиментов и иногда противоречащих друг другу трактовок своего «внезапного шедевра», пожалуй, точнее и деликатнее высказался почти о том же на материале более ему привычной классики, сняв по чеховскому рассказу мало кем оценённый по достоинству телевизионный шедевр «Поцелуй».

А «Полёты во сне и наяву» — это пример преодоления в лирико-интимном регистре типично трагикомической, горько-шутовской манеры сценария Виктора Мережко, который, кстати, ни до этого, ни после не написал столь же исповедальное сочинение о своём поколении. Сейчас эта ироническая рефлексия по поводу несовпадения самого себя не только с миром вокруг, но и с собственным представлением о личной персоне, может даже вызвать ностальгические ощущения. Поскольку и та реальность давно канула в небытие, и суть переживаемого конфликта с нею покажется на фоне современной действительности довольно старомодными «интеллигентскими бреднями», поистине в духе XIX века, когда и появились в литературе всевозможные «русские люди на рандеву».

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/911239/
 
Ольга_ПодопригораДата: Суббота, 29.10.2011, 09:37 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Статус: Offline
Такой легкий, летящий фильм, который в итоге оказывается тяжелым, как человек, падающий с дома. Он испытывает полет всего несколько секунд, а потом разбивается... Каждому из нас хочется полета, и мы летаем во сне. Но вот что происходит, когда человек летает наяву. Он пытается-пытается, старается изо всех сил, разбегается, прыгает... и падает. Мне кажется, что все инфантильные всплески нашего героя, это как раз попытка взлететь. Но реальность-то сурова.

Фильм очень понравился. Причем, понравилось все.
 
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 29.10.2011, 16:13 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 2778
Статус: Offline
А он пытается? Разве? Да это у него, скорее, бег на месте или тот самый по кругу, как у конькобежца в окошке. Чтобы взлететь, нужно видеть куда. Чтобы видеть куда, нужно знать себя. А задуматься о своей сущности желания ему не хватает. Потому и шлёпает он губами как младенец у материнской груди, растрачивая и темперамент, и свою самость и прозябая в этом вечному стогу, путь из которого далеко не в вверх.
 
Ольга_ПодопригораДата: Суббота, 29.10.2011, 16:20 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 824
Статус: Offline
Да ну, пытался, конечно! Он стремился к полету... пусть и не знал куда лететь. Да, он бегал по кругу, но это однако не говорит о том, что он не хотел ощутить полета. Полет - это легкость. А он стремился жить легко. Только вот ему это не удавалось, крылья все время кто-то подрезал. В том и детскость его заключалась, что он хочет вырваться из настоящей жизни, в мечту что ли... но мечты-то у него нет. Вот он замкнутый круг.

А то, что он шлепал губами как младенец... извините, мне не нравится сравнение. Во-первых, это были поцелуи (да, поверхностно оцениваю), а во-вторых, как младенца я его не вижу. Да, он этакий ребенок, но скорее подросток, у которого все импульсивно.
 
Александр_ЛюлюшинДата: Суббота, 29.10.2011, 16:42 | Сообщение # 14
Группа: Администраторы
Сообщений: 2778
Статус: Offline
Так он вообще ни к чему не стремился, а всё потому, что просто хотел жить легко, обижая тем самым всех его окружавших. Ещё вчера я проговорил на дискуссии и сегодня повторю те слова, к-ые, возможно, были самыми оскорбительными для меня в фильме (хотя примеров легкомысленного отношения к близким было предостаточно: цветы для супруги в машине и дежурный поцелуй, друг Коля в трусах на берегу реки и тд.). Его «ты настоящий друг» героине Людмилы Гурченко как крест на всех её надеждах, к-ые она пыталась лелеять, несмотря на двадцатилетний стаж их так называемого знакомства.

Да, и ему кто-то подрезал крылья? Это кто же тот негодяй, лишавший человека счастья? По-моему, таковым был только он – делая «случайные» гадости другим, он на самом деле, причинял их исключительно себе.

Не нравится сравнение? Уж извините, но нам не всё и не всегда может нравиться, тем более, что поцелуем это движением губ во-первых никак не является.
 
Светлана_ЯщёнокДата: Суббота, 29.10.2011, 17:11 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Статус: Offline
Лично для меня этот фильм - энциклопедия мужского инфантилизма. По-женски, вернее, по-матерински, жалею Сережу. Мается, бедолага, на части рвется... Страдает, одним словом. Обезьянничает, рушит все вокруг себя, тоскует и кричит: "Товарищи!!! Сделайте со мной что-нибудь! Сам с собой не слажу!" Я слышу это. И хочется его догнать, взять на руки и погладить по голове.
 
Лера_ФишкинаДата: Суббота, 29.10.2011, 18:10 | Сообщение # 16
Группа: Проверенные
Сообщений: 177
Статус: Offline
А он наверняка будет у вас на руках глаза закатывать и дразниться, хотя Янковского сложно представить не обаятельным. такова уж у него карма)) smile
 
Светлана_ЯщёнокДата: Суббота, 29.10.2011, 20:08 | Сообщение # 17
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Статус: Offline
Непременно будет! А потом успокоится, отогреется, спрыгнет и снова отправится по свету скитаться smile Такие уж они, инфанты эти. Всю жизнь путешествуют от женщины к женщине, из которых первая и главная-мать.
 
Форум » Тестовый раздел » РОМАН БАЛАЯН » "ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ" 1982
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz